технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы

Плюсы и недостатки педагогики сотрудничества

технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Смотреть фото технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Смотреть картинку технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Картинка про технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Фото технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы

В 80-е гг. прошлого века в Советском Союзе назрели серьёзные перемены не только в политической и социальной жизни страны. Необходимость изменения существующих устоев хорошо осознавалась педагогами-практиками, мечтающими сделать образовательный процесс более гуманным и творческим, отойти от прежних догм и устаревших авторитарных принципов. Школа должна была обратиться к ученику, его интересам и потребностям. Такое направление получило название педагогики сотрудничества.

Основные принципы педагогики сотрудничества

Новое движение в отечественной педагогической мысли объединило учителей с разными взглядами и подходами, но все они стремились к более демократичному и свободному образованию. Идейным вдохновителем нового направления можно считать С.Л. Соловейчика. К нему присоединились выдающиеся практики – учителя, обладающие огромным опытом работы и искренней любовью к детям: Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов и др.

В 1986 году в подмосковном посёлке Переделкино состоялась встреча педагогов-новаторов, на которой были приняты «Тезисы педагогики сотрудничества». Позднее они были опубликованы в «Учительской газете» и стали достоянием широких масс.

Если традиционная педагогика основывалась на принципе «учитель всегда прав», то сотрудничество между педагогом и учениками становилось возможным по принципу «делай, как я». Учитель и дети рассматривались как единомышленники, творчески увлечённые люди, занятые решением общего дела.

технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Смотреть фото технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Смотреть картинку технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Картинка про технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Фото технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы

К основным принципам педагогики сотрудничества можно отнести:

Плюсы новой педагогической системы

Педагогика сотрудничества обладала неоспоримыми преимуществами по сравнению с традиционной системой:

Педагогика сотрудничества предполагает такое построение педагогического процесса, при котором ученик «работает» систематически, а не от случая к случаю, надеясь, что его сегодня не вызовут к доске. Ребёнок стремится к знаниям и, соответственно, быстрее развивается.

технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Смотреть фото технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Смотреть картинку технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Картинка про технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Фото технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы

Недостатки педагогики сотрудничества

Не успело новое направление в педагогике найти своих единомышленников, как на него сразу же обрушился шквал критики. Среди наиболее спорных вопросов можно назвать:

Выводы и рекомендации

Педагогика сотрудничества заложила основы для личностно-ориентированного подхода в образовании. Она попыталась преодолеть несовершенства традиционной системы и предложила своё видение организации школьного обучения, опирающегося на такие принципы, как сознательность в получении знаний, активность, умение работать в команде, уважительное отношение к личности ученика, взаимодействие с родителями.

Педагоги, работающие сегодня в школе, могут взять на вооружение наиболее ценные положения педагогики сотрудничества:

Многие постулаты этого направления актуальны и для современной школы, например, на смену знаниевой парадигме приходит компетентностный подход, опирающийся на действенный характер получения знаний и способности ориентироваться в изменяющихся условиях жизни.

Источник

Обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) – одна из важных современных обучающих технологий

технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Смотреть фото технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Смотреть картинку технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Картинка про технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Фото технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы

технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Смотреть фото технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Смотреть картинку технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Картинка про технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Фото технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы

Содержимое разработки

Обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) – одна из важных современных обучающих технологий

Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры.

Задание делается либо по частям, либо по «вертушке. При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

После завершения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует общее обсуждение работы.

Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка.

Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой. Иначе, каждый ученик повышает ранее достигнутый результат.

Приведем пример разницы технологии обучения в сотрудничестве и стандартной схемы урока.

технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Смотреть фото технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Смотреть картинку технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Картинка про технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы. Фото технология обучение в сотрудничестве плюсы и минусы

Из таблицы 2 видно, что: учебную информацию учащиеся ищут сами по учебнику или другой предложенной литературе, учитель играет роль координатора. Учитель сообщает цель занятия учащимся и дает задание. Большее время урока уделяется самостоятельной деятельности учащихся и выступлениям с докладами. В конце занятия, после обсуждения каждой теории, учитель делает общий вывод.

Методы обучения в сотрудничестве, применяемые на уроках русского языка

Формирование орфографических навыков
«Вертушка»

Учитель объясняет новый материал. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный, либо слабый ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

Такой метод можно использовать на различных этапах организации урока.

После объяснения темы с целью формирования навыка правописания чередующихся гласных в корне группам предлагается алгоритм

Правописание чередующихся гласных в корне (выбор гласной зависит от последующего согласного)

2. Определить тип гласной

3.Подобрать гласную (обратиться к словарю)

4.Определить проверочное слово

5. Вставить гласную

Пол.жить, р.стение, сл.гать, р.сток, сл.жение, подр.стать, разл.жение, прил.гательное, выр.с, сл.гаемое, предл.жение, выр.щивать, Р.стов, отр.сль, изл.жение, предл.гать.

Задания внутри группы распределяются следующим образом:

Один член группы выделяет корень (все действия комментируются), другой определяет тип безударной гласной (подбирает проверочное слово при необходимости), третий – условия чередования, четвертый в зависимости от условия делает выбор, т. е. вставляет нужную гласную, пятый (капитан) проверяет.

В 6 классе после изучения темы «Гласные в приставках пре- и при-» группам раздаю карточки типа:

Прекратить, преобразовать, превратить, приготовить, приобрести, приказать, преодолевать, примирять, присмотреться, пригодиться, присутствовать, прилежный, привыкать, приготовить, приспособить, презирать.

Работа в группе строится так: один (ведущий) диктует слова, остальные пишут, затем проверяет написанное (4 слова). Потом эта роль переходит к следующему члену группы и т. д. Тетради сдаются на проверку.

Проверка домашнего задания

Эту работу организую чаще всего так:

• обмен тетрадями внутри группы и проверка ошибок друг у друга;

• работа над ошибками;

• повторный обмен и проверка;

• сдача на проверку учителю;

• подведение итогов (можно по результатам проверки только одной тетради).

Она отличается лишь тем, что здесь вместо индивидуального тестирования в качестве проверки усвоения материала предлагаются соревновательные турниры между командами. В остальном работа строится аналогично.

I этап – объявление о предстоящем турнире

За неделю до «турнира» вывешиваю список орфограмм, которые можно выбрать в качестве «оружия», и знакомлю с «рыцарским кодексом». Например, в 7 классе при повторении изученного в конце года предлагаю следующее:

1. Словарные слова (по списку в конце учебника).

2. Корни с чередованием.

3. Ь после шипящих на конце слова во всех частях речи.

4. 0, е и ё после шипящих и ц.

5. Окончания существительных, прилагательных, причастий и глаголов.

6. Все правила правописания наречий.

7. Н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

8. Слитное и раздельное написание не со всеми частями речи.

Ученик из одной команды «вызывает на бой» противника из другой команды. Причем сражаться могут только мальчики, а девочки – лишь «снарядить» своих «рыцарей», т. е. повторить с ними соответствующие правила. После этого вызванный «выбирает оружие», т. е. указывает на доске номер группы правил.

III этап – «Сражение»

Противники садятся за парты и поочередно диктуют друг другу по одному слову до тех пор, пока один не ошибется. Тогда победитель поднимает руку, у него проверяется последняя запись. Это условие заставляет участников турнира очень тщательно готовить свой список, советоваться с более сильными учениками, обращаться к словарям.

IV этап – объявление победителя и награждение команды

Метод Славина «Пила»

Этот метод предусматривает работу в группах по 4-5 человек. Вся команда работает над одним материалом (например, работает над одним текстом). Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В конце все проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается.

На уроках русского языка этот метод мы чаще применяем при работе с текстом.

Работа по совершенствованию написанного по методу «пила»

• В 5 классе при работе над сочинением, понятием о главной мысли, теме сочинения и ее границах предлагаю тексты со следующими заданиями для групп:

Какова тема сочинения? Соответствует ли тема содержанию сочинения? Какова основная мысль сочинения? При помощи каких языковых средств она выражается? Какие недостатки обнаружили?

Тексты раздаю каждому члену команды, чтобы удобнее было заниматься своей частью общего дела. Такая работа проводится неоднократно, поэтому задания внутри группы перераспределяются, и все получают возможность поработать над каждым вопросом.

Такая работа одновременно подготавливает учащихся к рецензированию.

Использование метода «пила» при работе над анализом текста

• В 7 классе при повторении темы «Стили речи» предлагаю учащимся тексты с заданием проанализировать текст, определить стиль речи, указав лексические, морфологические, синтаксические, фонетические признаки (задание также делится внутри группы, выполняется индивидуально, чтобы потом построить, объединив ответы, общее выступление группы).

Использование метода «пила» при составлении опорных схем-таблиц (этап ознакомления с новым материалом)

В 6 классе при изучении темы «Не с прилагательными» работу организую следующим образом:

1. Учащимся предлагается самостоятельно (в группах) познакомиться и разобраться в новом материале. При этом четко распределяются роли и задачи каждого.

2. Работа в группах.

• 1-й член команды выполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику).

• 2-ой – художника (он должен на основе слухового восприятия нарисовать схему-сигнал, т.е. графически отобразить правило по принципу: ключевые слова-понятия – грамматические признаки-примеры. Таким образом, схема приобретает законченную наглядную графическую форму зачитанного теоретического материала.

(Так ученики в наглядной форме устанавливают связи и зависимости. Причем их задача не ограничивается этим, они должны сформулировать соответствующее правило и привести собственные примеры.)

3. Проверка работы в группах. На этом этапе представители от команд демонстрируют свои варианты схем-сигналов, они обсуждаются, отмечаются наиболее удачные.

4. Определяется команда-победитель (схему которой предпочло большинство учеников использовать в качестве «шпаргалки»)

Такие схемы-таблицы можно составлять как по орфографии, так и по синтаксису, словообразованию, морфологии, т. е. проводить аналогичную работу в любом классе.

Этот метод отличается от предыдущего лишь тем, что здесь каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Чаще всего этот метод я использую на этапе обобщения и систематизации изученного.

Например, в 7 классе после изучения темы «Правописание не с наречиями» предлагаю группам следующее:

1. Составить схемы таблицы по темам: «Правописание не с существительными», «Правописание не с прилагательными», «Правописание не с наречиями», «Правописание не с причастиями», «Правописание не деепричастиями и глаголами».

2. Представить по очереди свои таблицы.

3. Выявить общие закономерности написания и на их основании составить (коллективно) таблицу «Правописание не с различными частями речи».

• Поощрение группы путём

1. Выделения дополнительного времени для чтения;

2. Предоставления свободного времени;

• Запись индивидуальных и групповых достижений в специальный журнал.

Технология обучения в сотрудничестве имеет намного больше преимуществ перед стандартным уроком. Материал, проработанный всеми вместе учениками путем обсуждения, в вопросно-ответной форме, усваивается и запоминается лучше. Он более интересен как сам акт познания, чем рассказ учителя. Таким образом, появляется мотивация учеников работать самостоятельно на последующих уроках (открываются способности тех учеников, которые по тем или иным причинам всегда на уроке остаются «в тени»).

Как видно из описания, разница между предложенными вариантами не столь существенна. Главное, что основные принципы – одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей – соблюдается во всех случаях. Такой метод позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход, а так же сформировать необходимые интеллектуальные и коммуникативные умения. Но и учитель в данной ситуации приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся.

В итоге можно говорить о положительном влиянии применения технологии «обучения в сотрудничестве» на качество усвоения знаний.

Результат использования технологии:

Перспективы развития в связи с использованием на уроках

Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала.

Результаты применения технологии следующие:

1. лучшее усвоение материала,

2. навыки самостоятельной работы с литературой,

3. умение правильно обрабатывать информацию, анализировать и делать выводы, давать вопросы,

4. умение ценить труд свой и своих партнеров,

Источник

Статья » Технология сотрудничества»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ильина Татьяна Валериановна

учитель родного языка и литературы

МАОУ «СОШ №1» г. Чебоксары

столицы Чувашской Республики

Технология «Обучение в сотрудничестве»

как эффективный метод активизации познавательной

Данная статья раскрывает технологию «Обучение в сотрудничестве» как наиболее успешную технологию, противостоящую традиционным технологиям обучения и воспитания. Эта технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения, что позволяет достигать истинно высоких результатов.

В организации групповой работы по технологии «Обучение в сотрудничестве» есть свои принципы: позитивная взаимозависимость, равное участие, одновременное взаимодействие, личная отчетность. Обучающиеся поставлены в такие условия, что задание нельзя успешно выполнить в одиночку. Например, каждый член группы получает лишь часть материала (структура «пила») и вынужден сотрудничать с остальными членами группы для достижения окончательного результата. Данная технология предполагает такую организацию работы в группе, при которой каждый ее член в более или менее одинаковой степени участвует в совместной работе, предполагает одновременную вовлеченность всех членов групп в активную учебную деятельность, нацеленную на достижение поставленных задач. От каждого члена группы на том или ином этапе работы требуется публичное выступление (внутри группы или перед всей группой).

Возможности технологии «Обучение в сотрудничестве» состоят в следующем:

• Активизация и вовлечение всех обучающихся в учебный процесс;

• Повышение качества образования;

• Формирование навыков сотрудничества для достижения поставленных целей;

• Формирование универсальных учебных действий обучающихся.

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов педагогических технологий обучения. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология «Обучение в сотрудничестве».

В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотворчества.

Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы.

Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Учитель управляет ходом обучения. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель возлагает на участников сотрудничества т. е. на обучающихся.

Можно учиться в коллективе, в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, т.к. ему не хватает времени, чтобы все четко понять, его характер не позволяет задать учителю вопросы, он не может быстро и правильно отвечать. Можно учиться индивидуально, но тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересуют дела у соседа.

А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, обсудить решение задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарищей. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее. Это касается не только академических успехов, их интеллектуального развития, но и нравственного. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития, но и совместная деятельность, поиск, всевозможное сотворчество.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества:

Роль обучающегося и учителя по этой технологии видна из следующей таблицы:

Формирование мотивации участников, организует разноуровневые группы. Дает задания группам.

Распределяют роли внутри группы, поиск необходимой информации в учебнике.

2. Индивидуальная работа

Регулярное консультирование по содержанию изучаемого материала.

Изучают индивидуально, выполняют необходимые записи построения.

3. Работа экспертных групп

Объединяет обучающихся в экспертные группы, дает консультации.

Обсуждают изученный материал, консультируют друг друга.

4. Работа в группах сотрудничества

Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы
в группах.

Каждый член группы освещает внутри группы свой вопрос.

Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы.

Отчитываются за данное задание.

Что же отличает обычное групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества?

1.Учащиеся выясняют друг у друга все, что неясно и вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.

2.Учатся самостоятельно добывать знания.

3.Формируют свою точку зрения и учатся ее отстаивать.

4.Развиваются коммуникативные умения.

5.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Однако, чтобы идея сотрудничества не осталась пустым словом, она должна быть подкреплена методикой.

Основные варианты организации обучения в сотрудничестве:

Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.

II. Подход с сокращенным названием «пила». Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Метод «Пила» предусматривает работу учащихся и группами по 4-5 человек. Вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает вопрос, каждый готовит особенно тщательно и становится в нем экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В итоге все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

III. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.

Отсюда вытекают основные идеи всех вариантов:

-общность цели и задач;

-индивидуальная ответственность и равные возможности успеха;

-в основе лежит именно сотрудничество, а не соревнование;

-успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу;

-возможность совершенствовать свои собственные достижения.

-согласованность операций и действий.

-фиксация результата и деятельности.

В заключении сформулируем основные преимущества использования технологии сотрудничества:

1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.

4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Технология сотрудничества позволяет формировать такие личностные качества выпускника основной школы:

— умеющий видеть и решать проблемы;

— умеющий самостоятельно учиться, работать с информацией;

— способный иметь самостоятельную точку зрения и умеющий её аргументировать;

— умеющий применять полученные знания для решения жизненных проблем;

— обладающий культурой общения;

— владеющий коммуникативными способностями.

При умелом сочетании с традиционными уроками, технология сотрудничества оказывает положительное обучающее воздействие на учеников. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится добиваться годами.

1. Гильберт Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся. // Советская педагогика №5, 1990. 81 с

2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (мастерство учителя: идеи, советы, предложения).

3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М.: Педагогика, 1989. 160 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *