технология концентрированного обучения это
Глава 4. Технология концентрированного обучения
Описание данной технологии представляет собой интерпретацию довольно известных в педагогической практике методов «погружения в предмет». Начиная с П. Блонского, методы эти с той или иной последовательностью и глубиной разрабатывались и использовались в работах В. Шаталова, А. Тубельского и др. В 1995 году Г.И. Ибрагимов успешно систематизировал методы, используемые в такой работе, и дал им точное психологическое обоснование [23].
Предпосылки создания: отсутствие у большинства учащихся системы знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам, отсутствие сильных влечений и привязанностей к изучаемым предметам, быстрое забывание изученного материала, как только исчезает прямая надобность в нем.
Предлагаемые объяснения: в соответствии с классно-урочной системой организации обучения содержание обучения в учебных программах и учебниках искусственно разбито на относительно самостоятельные логически завершенные разделы, темы, параграфы.
Г.И. Ибрагимов особо подчеркивал, что недостаток сложившейся организации учебного процесса состоит и в том, что она не в состоянии учитывать закономерности динамики работоспособности педагогов и учащихся в течение дня, недели и т.д.
Сторонники методики «погружения» считают, что классно-урочная система организации обучения является одной из главных причин дробления личности, воспитания старательных посредственностей. Именно в подобной организации учебного процесса видел выдающийся мыслитель России В.В. Розанов «никому не приходивший на ум корень опустошительного действия школы».
Задача: чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, необходимо провести работу по закреплению в день его восприятия.
Возможное решение: переход к такой системе организации обучения, которая бы максимально сближала учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.
Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого воспитания.
Сущность концентрированного обучения: непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений пользоваться изученным материалом); единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение; сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащихся; вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности учащихся и педагогов; сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся между собой.
Варианты реализации технологии концентрированного обучения. Классифицируя различные способы организации концентрированного обучения, Г.И. Ибрагимов предлагает три различные модели. Здесь мы даем описание двух из них, наиболее применяемых в условиях общеобразовательной и профессиональной школы.
Первая модель предполагает изучение в течение определенного времени одного основного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется при этом особенностями содержания и логики усвоения его учащимися, общим числом отводимых на изучение дисциплины часов, наличием материально-технической базы и некоторыми другими факторами.
При концентрированном изучении одного предмета планирование учебного процесса состоит в следующем: общее годовое число часов по предмету делится примерно поровну на части. Далее в течение 3-5 дней учащиеся изучают только этот предмет. За это время на качественном уровне изучается материал всего курса. Одно такое погружение происходит за одну часть времени.
В следующем промежутке времени вновь возвращаются к этому материалу углубляя и расширяя ранее полученные знания путем оперирования ими в стандартных ситуациях.
Во время третьего погружения учащиеся учатся применять знания в новых, нестандартных ситуациях. На последнем этапе концентрированного изучения предмета учащиеся обучаются умениям творческого применения знаний. Продолжительность одного урока при такой организации обучения сокращается до 35 минут. После каждых двух уроков, как правило, проводится разгрузочное занятие (физкультура и т.п.), домашние задания не задаются. В первой половине дня проводится 5-6 уроков. Во второй половине дня учащиеся работают (по желанию и выбору) на кафедрах, организуемых преподавателями. Это позволяет учитывать интересы учащихся и развивать их в выбранной ими сфере, и в то же время педагог готовит себе помошников-ассистентов из числа наиболее подготовленных и имеющих к этому потребность учащихся.
Важно подчеркнуть, что одно и то же содержание в течение дня прорабатывается в разных формах учебной деятельности при большом удельном весе самостоятельной работы учащихся. Содержательная доминанта придаст учебному дню целостность, а деятельность учащихся приобретает активный характер благодаря включению их в различные формы и виды работы, обеспечивающие непрерывность процесса познания, органическое единство процессов усвоения знаний и формирования умений. При этом речь идет не только об учебных умениях, но и в значительной мере о формировании умении сотрудничать в микрогруппе, коллективе, т.е. об обучении технологии сотрудничества.
Организация обучения на уровне учебного плана представляет собой своеобразный «конвейер», когда учащиеся переходят от изучения одного предмета к изучению другого в определенной последовательности. Продолжительность концентрированного изучения одного предмета может быть различной, но, как показывает опыт, она не должна быть меньше трех учебных дней.
Состав учебного блока: лекция, самостоятельная работа учащихся, практическое занятие, зачет.
Самостоятельная работа: самостоятельная проработка учебника так, чтобы ответить на контрольные вопросы (работа в парах, группах, индивидуально). Цель: углубленное усвоение лекционного материала, его дальнейшее осмысление, формирование общеучебных умений: работа с книгой, выделение главного, составление плана, установление причинно-следственных связей и т.д.
Практическая работа: формирование умений применять новые знания на практике, закрепление знаний. Происходит не отсрочено по времени, а непосредственно после восприятия и осмысления.
Зачет: контроль и оценка степени усвоения основных понятий и ведущих идей, сформированности навыков работы, общеучебных и специальных умений. Активное применение самоанализа, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.
Преимущества концентрированного обучения:
Построение учебного процесса обеспечивает преодоление разобщенности содержания и увязывает элементы обучения в единое целое.
Обеспечивает восприятие, углубленное и прочное усвоение учащимися целостных завершенных блоков изучаемого материала.
Благоприятное влияние на мотивацию учения.
Благоприятный психологический климат (изначальный настрой на длительное взаимодействие друг с другом в процессе обучения).
Описание технологии «Концентрированное обучение»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология концентрированного обучения
Методом исследований и коррекции при адаптировании программы по работе с природным материалом была применена технология концентрированного обучения. Она способствует решению проблемы усвоения в короткий срок большего объёма учебного материала и практических навыков, не выходя за рамки учебной программы в разновозрастных группах.
Для достижения этой цели была сформулирована программа действий:
Изучение опыта работы ведущих специалистов;
Программирование форм, методов, способов организации учебного процесса;
Коррекция учебно-тематического плана на каждый год обучения;
Обобщение опыта работы с применением данной технологии, диагностика.
Образовательная технология – это комплекс, состоящий из:
планируемых результатов (это то, что должен знать и уметь учащийся),
критериев выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
А технология концентрированного обучения – это процесс обучения, предполагающий усвоение учащимися большего объёма учебной информации без увеличения учебного времени за счёт большей систематизации учебного процесса.
Концентрированное обучение является противоположностью распределённого обучения, причём противоположностью не противоречивой, а взаимодополняемой. Разумное чередование концентрированного и распределённого обучения имеет высокую эффективность. Образовательная технология концентрированного обучения позволяет решать ряд проблем:
Возможность решать все эти проблемы при помощи данной технологии делает необходимым наполнение этого опыта целостным теоретическим содержанием.
Всякая образовательная технология предполагает набор моделей обучения – это комплекс, состоящий из дидактической основы (методы и формы организации занятий) и педагогической техники (средства и приёмы), используемых в данном учебном периоде.
Модели обучения обладают следующими признаками:
1. Увеличение количества изучаемой информации на единицу учебного времени.
2. Сокращение общего времени на изучение определённого объёма учебной информации.
3. Увеличение общего числа методов и форм обучения.
4. Увеличение продолжительности единицы учебного процесса.
Для данной технологии была выработана модель, позволяющая реализовать принцип непрерывного образования по темам и годам обучения. Программа состоит из 5 разделов, циклично повторяющихся по мере усложнения материала в течении 3-х лет. В связи со сменой режима школы со 2 половины года расформировываются группы по годам обучения и образуются смешанные группы 1-2 года обучения. А так как программа написана по циклично-конвейерной системе обучения ежегодно происходит обучение по определённой теме на каждом году, материал расположен последовательно. Формы организации на занятиях индивидуальные, но чаще всего групповые, по 2-4 человека. Групповая форма обучения способствует развитию коммуникативных признаков, учит высказывать своё мнение и защищать его, выбирать оптимальный вариант, планировать работу. По организации занятий соблюдается ряд условий:
1. В основе занятия должны быть практические работы, потому что на них уходит больше времени.
2. Элементы лекций имеют место для вводных и заключительных бесед и должны проходить при активном участии учащихся.
3. Самостоятельная проработка материала происходит в группах по 2-4 человека.
4. Учёт знаний ведётся в самом процессе проработки курса.
1. Сосредоточенность учащихся на одной теме.
2. Углубление в тему.
3. Экономия учебного времени.
4. Позволяет педагогу точнее оценить освоение учебного материала.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что технология концентрированного обучения имеет различные модели, которые целесообразно применять для работы с разновозрастными группами и является одним из интенсивных методов обучения, позволяет создать модель непрерывного обучения.
Что даёт работа по этой технологии:
1. Повышается интерес к занятиям, что сохраняет контингент.
2. Повышает эффективность организации педагогического процесса, эстетическое и художественное качество произведений учащихся.
3. Появляется заинтересованность родителей в работе объединения.
4. Уменьшается утомляемость, создаётся состояние комфорта для ученика и педагога.
Что нужно для того чтобы работа по этой технологии и в дальнейшем была эффективной, это оснащение инструментами и материалами для изготовления работ и их оформления. Для активизации интереса учащихся необходимы участия в выставках, обмен опытом на «круглом столе» или «день открытых дверей». И, самое главное, постоянное совершенствование методов и форм занятий.
ТЕХНОЛОГИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Технология концентрированного обучения (технология «погружения) дает преподавателю возможность, наблюдая деятельность практически каждого обучающегося в течение каждого занятия, помочь им в кратчайшие сроки адаптироваться в новых условиях. Оно требует от преподавателя многосторонней подготовки, владения активными формами и методами обучения, глубокими знаниями психологии. Технология концентрированного обучения позволяет интенсифицировать учебный процесс, предполагает реорганизацию традиционного обучения. В технологии «погружения» обучение «концентрируется» на определенном предмете.
Идею концентрированного обучения впервые высказал Я.А.Коменский; эту идею поддерживали многие ученые (К.Д. Ушинский, В.В. Розанов, П.П. Блонский); ее реализовывали на практике отдельные педагоги (Б.Ф.Райский, М.П. Щетинин), она была распространена в ряде стран (США, Швеция, Германия). Замысел метода концентрированного обучения был актуализирован отсутствием у большинства учащихся системы знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам, отсутствием мотивации и привязанностей к изучаемым предметам, быстрым забыванием изученного материала, невостребованностью знаний на практике, повышенной утомляемостью в процессе изучения разных предметов.
В 80-е годы ХХ в. вновь обратились к реализации концепции концентрированного обучения и стали разрабатывать на ее основе соответствующие технологии (интегрированный учебный день, бинарное обучение, концентрированное обучение отдельным предметам, концентрированное изучение циклов учебных дисциплин). По мнению Г.И.Ибрагимова, недостаток сложившейся организации учебного процесса состоит в том, что она не в состоянии учитывать закономерности динамики работоспособности преподавателей и учащихся в течение дня, недели и т.д. Мешает многообразие одновременно изучаемых дисциплин, стремление каждого преподавателя максимально активизировать учебную деятельность независимо от места урока в расписании, дня недели и т.д. Чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, необходимо провести закрепление в день его восприятия.
Концентрированное обучение – технология организации обучения, при которой осуществляется концентрация познавательной энергии учащихся и их рабочего времени за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели. Цель концентрированного обучения – повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания. Концентрированное обучение опирается на ряд принципов.
Концентрация учебного материала во времени: малопредметность; ведение материала укрупненными блоками; оптимизация распределения учебного материала.
Интенсивность обучения: насыщенность видами и формами учебной работы; плотность общения; интерактивные формы.
Учет психофизиологических особенностей человека: соответствие закономерностям динамики работоспособности; учет закономерностей восприятия и запоминания информации человеком.
Существуют разные варианты организации этой технологии в зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя)
1. Предполагается укрупнение только одной организационной единицы – учебного дня, количество изучаемых предметов в котором сокращается до одного – двух. Учебный процесс организуется не в системе традиционных уроков, а в форме «учебных блоков» по предметам. Учебный блок включает лекцию, практическое занятие, самостоятельную работу учащихся, контроль (зачет, взаимопроверку, самоконтроль). Учебный день строится из двух таких предметных блоков и большой перемены (40 – 45 минут) между ними. В рамках учебной недели, четверти количество учебных часов на основные дисциплины, предусмотренные учебным планом, сохраняется. Занятия по предметам эстетического цикла, технологиям, физкультуре проводятся во второй половине дня.
Использование этой модели технологии «погружения» снимает необходимость домашней работы. Такая технология обучения хорошо зарекомендовала себя в школах полного дня.
2. Вторая модель «погружения» строится как «концентрация» на определенном предмете: на три учебных дня или на неделю все учебное время отдается одной дисциплине. В течение учебной четверти организуется не менее трех таких «погружений» в один и тот же предмет: первое погружение целиком посвящается изучению нового материала; второе «погружение» сосредоточивает внимание учащихся на повторении материала и практических занятиях; третье «погружение» может строиться как занятия по группам (выполнение творческих заданий и сдача зачетов по всему учебному материалу), во второй половине дня – учащимся предлагаются занятия по интересам на предметных «кафедрах».
В такой модели технологии «погружения» достигается целостное усвоение содержания, активизируются познавательная деятельность учащихся, успешно развиваются их познавательные интересы, она вполне вписывается в классно-урочную систему школы и не требует каких-либо радикальных ее преобразований.
Продолжительность погружения в предмет определяется особенностями содержания и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на изучение дисциплины часов, наличием материально-технической базы и другими факторами.
3. Третья модель – укрупнение учебной недели. Количество предметов, запланированных на четверть (семестр) или год, не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели, в течение которой изучается не более двух– трех дисциплин, образующих модули.
Очень активно технология «готового знания» реализуется в авторской технологии «опорного конспекта» Виктора Федоровича Шаталова.
ТЕХНОЛОГИЯ «ОПОРНОГО КОНСПЕКТА»
Первоначально технология «опорного конспекта» В.Ф.Шаталова использовалась им на уроках математики и физики, затем на уроках географии, истории, русского языка. Тысячи последователей Шаталова применяют эту технологию почти на всех дисциплинах школьного курса, в учебном процессе в средней профессиональной школе и вузах.
Основные технологические условия учебной практики В.Ф.Шаталова:
· Укрупненные единицы содержания: объединение материалов нескольких тем, разделов программы, до минимума сокращается конкретизация, все изучение строится вокруг исходных теоретических понятий, выделенных взаимосвязей и закономерностей. Такая организация содержания освобождает достаточно много времени для углубления знаний и реально сокращает сроки обучения.
· Освоение укрупненных единиц теоретического содержания организуется с помощью специальной условно-знаковой наглядности – плакатов с «опорными сигналами». Это достаточно простые схемы (где указываются основные понятия, даты, геометрические фигуры, формулы и связи между ними с помощью стрелок) являются моделью учебного материала, объясняемого на уроке. Для составления «опорных сигналов» используются различные ассоциативные символы, забавные рисунки, «слова-ключи», цвет для различения значимости информации (красный – самая высокая степень значимости, желтый – меньше, зеленый – наименее значимая, но интересная). «Опорные сигналы» позволяют учащимся быстро восстанавливать в памяти ранее понятую и «свернутую» в символах и логических моделях информацию. Система «опорных сигналов» выстраивается в «опорный конспект». Нередко он вмещает на одном листе наглядной конструкции материал нескольких параграфов учебника или целой темы.
· Четкость и определенность структуры изучения каждой темы. Этапы изучения темы: 1) развернутое объяснение учителя с выделением главного и самого трудного теоретического знания; 2) сжатое (вторичное) изложение учебного материала по плакату с «опорным сигналом»; 3) учащиеся переносят в свои рабочие тетради изображение «опорных сигналов» с плаката или получают их уменьшенную ксерокопии; 4) домашняя работа с учебником и конспект-схемой в тетради; 5) на следующем уроке – письменное воспроизведение по памяти освоенных «опорных сигналов»: 6) ответ у доски или прослушивание устных ответов одноклассников по воспроизведению «опорных сигналов» (двукратное изложение материала).
· Решение задач на применение знаний проводится отдельно, после того как усвоена и проверена теория. Сначала весь класс решает типовую задачу, затем – самостоятельная работа над задачами. Ученикам предлагается свободный выбор: решай, сколько можешь и хочешь из предложенных 100 и более задач. Это дает неожиданный результат. «Когда учитель берет в руки тетрадь ученика, у него две цели: он должен исправить ошибки и поставить отметку. Исправлением учит, отметкой побуждает к учению». Шаталов разделил эти цели:
1. Проверяя конспекты, он ставит отметки, но ошибки не исправляет.
2. Проверяя задачи, он исправляет ошибки, но отметок не ставит.
Технология Шаталова В.Ф. строится на стандарте: стандартная логика опорного конспекта, стандартный подход к решению задач. Но в организации познавательной деятельности учащихся оказывается большое пространство для самостоятельной работы по свободному выбору и творчеству.
Несмотря на определенное разнообразие, объяснительно-репродуктивные технологии по своей основной цели направлены на трансляцию «готового знания», поэтому педагоги, их применяющие, сосредоточены на передаче знаний, умений, формировании навыков. Эффективность этих технологий чаще всего оценивается по количеству учебного содержания, которое учащиеся успевают усвоить в виде знаний, умений и навыков по определенным предметам.
Презентация «Технология концентрированного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
КАК ОДНА ИЗ современнЫХ педагогическИХ технологиЙ
Актуальность темы 1. Необходимость реализации новых образовательных стандартов, которые предъявляют новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. 2. Та система образования, к которой развивается современное общество, направлена на формирование интеллектуальной, высокообразованной личности учащегося с развитым мышлением, памятью, воображением. 3.Новые требования, которые предъявляются к результатам освоения программы учащимися, предполагают изменение содержания образования, опираясь на принципы метапредметности. 4. Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в современном поле информации и коммуникации.
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Все изменения в сфере образования, наметившиеся в последние годы, так или иначе, в явной или скрытой форме, требуют от школы, чтобы она давала знания в большем объеме, не увеличивая при этом нагрузку на учащихся, во всяком случае не увеличивая продолжительность занятий. Устранить это противоречие способны только такие образовательные технологии, которые позволяют расширять объем знаний, усваиваемых учащимися, не добавляя времени на их изучение. К таким технологиям относится концентрированное обучение.
Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.
Теоретическая основа Описание данной технологии представляет собой интерпретацию довольно известных в педагогической практике методов «погружения в предмет». Начиная с П. Блонского, методы эти с той или иной последовательностью и глубиной разрабатывались и использовались в работах В. Шаталова, А. Тубельского и др. В 1995 году Г.И. Ибрагимов успешно систематизировал методы, используемые в такой работе, и дал им точное психологическое обоснование [23].
Принципы построения системы Блочное преподавание предметов; Опора на межпредметные связи; Работа по опережающим заданиям; Использование приёмов кодирования учебного материала; Развитие мышления учащихся через вовлечение их в творческую деятельность разных видов. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Особую роль играет многократность вариативного повтора. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами. Особую роль в овладении грамотным письмом играет словарная работа.
Состав учебного блока Лекция Самостоятельная работа учащихся Практическое занятие Зачет.