технология коллективного способа обучения ксо
Технология коллективного способа обучения
Технология коллективного способа обучения
Просмотр содержимого документа
«Технология коллективного способа обучения»
У истоков данной технологии стоял А.Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г. Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А.Г. Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К. Дьяченко, его поддержали М.А. Мкртчян, А.Г. Границкая и др.
Актуальность использования данной технологии подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО), так в нем прописаны планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные. Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС НОО, указано, что необходимо «развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».
В соответствии с федеральным законом государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на различных принципах, одним из которых является «воспитание взаимоуважения». В данном законе также отражено понятие «воспитание», которое включает себя «развитие ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Технологичность данной технологии можно доказать через критерии:
Концептуальность. В.К. Дьяченко предполагает, что при реализации данной технологии каждый ученик по очереди работает с другим учеником, выполняет то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.
Системность. Данная технология обладает признаками системы: логика процесса, взаимосвязью ее частей, целостностью. Работа выстроена по этапам: самостоятельное знакомство с материалом урока, работа в парах, работа в малых группах.
Управляемость. Технология КСО предполагает возможность диагностического целеполагания – формировать навыки сотрудничества, планирования – для реализации данной технологии нужно распланировать деятельность учителя и ученика: подобрать тему, сформулировать цель, отобрать материал и подготовить работу в парах (группах); отслеживание результатов, проводя диагностики – наблюдение за деятельностью учищихся в работе в парах, группах; проведение беседы Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).
Воспроизводимость. Данную технологию, возможно воспроизвести в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Например, на уроке русского зыка в 2 классе можно использовать «Работа по вопросникам» по теме «Имя существительное». Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу. Чаще всего используются вопросники для повторения и закрепления изученного материала. С помощью вопросника можно быстро и качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и способствует установлению благоприятного психологического климата.
КСО осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся на уроке должен:
изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);
объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);
найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);
отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).
ориентация на высшие конечные результаты;
непрерывная передача полученных знаний друг другу;
сотрудничество и взаимопомощь между учениками;
разнообразие тем и заданий;
разноуровневость участников педагогического процесса;
обучение по способностям индивида;
педагогизация деятельности каждого участника.
Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.
Организация учебной деятельности учащихся при КСО
Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.
Делит учебный материал на части.
Определяет цели деятельности, правила работы.
Распределяет функции внутри групп.
Предъявляет алгоритмы деятельности и «маршрутные листы».
Знакомит с таблицами учета выполненных заданий.
Знакомятся с целями работы.
Знакомятся со своей частью работы.
Организуются по группам.
Просматривают «маршрутные листы».
Знакомятся с таблицами учета.
Этап 2. Работа в парах
Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:
статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом.
динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).
Этап 3. Работа в малых группах
Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.
Организует деятельность учащихся.
Оценивает деятельность учащихся.
Организует рефлексию по окончанию урока.
Вариант 1. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и поясняет новую терминологию.
Вариант 2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе.
Вариант 3. Работа в «тройке» проводится для внимания всех учащихся.
На практике используется разные методики коллективных учебных занятий. Но нельзя сводить методику к какому-либо приему парного взаимодействия. Каждая методика включает в себя разные организационные формы обучения, алгоритмы и приемы работы в парах.
Методики отличаются друг от друга:
по предназначению и реализуемым дидактическим задачам,
по процедурам запуска,
особенностям управления и учета деятельности учащихся,
сочетанию различных организационных форм обучения,
приемам, используемым в этих оргформах.
Каждая методика соответствует определенной учебной задаче:
для изучения сложных учебных,научных, художественных текстов используются методики А.Г.Ривина и взаимопередачи тем;
для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, недостаточно освещенных в учебниках, подходит обратная методика А.Г.Ривина;
для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями;
для повторения, закрепления учебного материала и тренировки учащегося используются методики взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий;
для обеспечения понимания небольшого, сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т.п.) можно использовать методику доводящей карточки.
Таким образом, в условиях технологии КСО каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.
Сначала готовятся достаточное для всех учащихся класса количество карточек с текстами диктантов по какой-то большой теме или нескольким темам. Объём текста небольшой: примерно в три-четыре раза меньше объёма текста, который диктуется для всего класса. Каждому ученику даётся текст одного диктанта, который он внимательно читает про себя, готовится к совместной работе со своим будущим партнёром. Все ученики рассаживаются по парам. Один из нвас читает текст по предложениям, другой пишет. Диктовать надо так, как диктует учитель, но без предварительного чтения всего текста в целом. Потом ученик, который писал, берёт свою карточку и диктует своему партнёру. Затем они вместе проверяют свои диктанты. Диктовавший не исправляет, а только подчёркивает слова, в которых допущены ошибки или неправильно поставлены знаки препинания. Допустивший ошибки под контролем своего «преподавателя» делает их устный разбор, а затем каждый из вас письменно исправляет свои ошибки. По окончании работы вы пишите в диктантах друг другу: «проверил ….», «проверила ….».
Статья » Методика преподавания КСО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: коллективный способ обучения.
Формирование творческой личности, одна из главных задач концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя. Процессы развития общества неразрывно связаны с активизацией человеческого фактора, развитием творческой активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Поэтому развитие общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных способностей. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)
Как же развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм организации деятельности учащихся. Происходит смена образовательной парадигмы. Одной из таких форм является коллективный способ обучения.
Коллективный способ обучения (КСО) использует достижения психологии, педагогики и методики. При КСО лидирует форма работы в парах сменного состава. Она становится ведущей формой работы.
Каждый ученик в процессе обучения систематически становится обучаемым и обучающим. Введение коллективной формы организации учебных занятий, как системообразующего фактора всего учебно-воспитательного процесса, открывает объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям, то есть продвигаться вперёд при изучении программного материала в своём темпе.
Основной принцип работы – каждый учит каждого.
Обучение – это общение между обучающимися и обучаемыми, т. е. общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Обучения вне общения не существует. Общение может происходить непосредственно (через устную речь, люди слышат и видят друг друга) и опосредовано (через письменную речь (газеты, журналы и т. д.), когда люди не видят и не слышат друг друга).
Опосредованное обучение между обучающимися и обучаемыми в учебном процессе дает нам индивидуальную форму организации учебной работы. Ученик выполняет учебные задания (пишет, читает, решает задачи, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто с ним не сотрудничает. Существует четыре формы организации процесса обучения : индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Непосредственное общение между людьми имеет различное построение: может происходить в паре (парная форма организации обучения, например 2 ученика совместно прорабатывают статью, решают задачи, разучивают стихотворения), со многими людьми (групповая форма организации учебного процесса, если один учит нескольких человек).
Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными. Ни одно из этих форм не является коллективной. Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди).
Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:
• противоречие между мотивацией и стимуляцией :
стимуляция многократно превосходит мотивацию; учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся на скуку, однообразие и непосильность учебы;
• противоречие между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности :
коллективная работа включает каждого ученика в активную работу на весь урок;
• противоречие между воспитанием и обучением:
в классическом обучении часто говорим «не разговаривайте», «не подсказывайте»; при КСО все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;
Ученые доказали, что человек запоминает:
— завершённости, или ориентации на высшие конечные результаты
— сотрудничества и взаимопомощи между учениками
— непрерывности и безотлагательности передачи полученных знаний друг другу
— разноуровневости участников педагогического процесса
— обучения по способностям индивида
— педагогизации деятельности каждого участника учебного процесса
— интернационализации процесса обучения, или обучения на двуязычной или многоязычной основе
Отличительные особенности КСО
(групповые способы обучения)
(коллективные способы обучения)
общение учащихся отсутствует
постоянное рабочее место
систематический характер обучения
не учатся выступать
не умеют объяснять
в соответствии с индивидуальными особенностями
учатся выступать, рассуждают,
каждый работает на себя
на себя и на других
Подготовительный этап в работе по организации коллективной формы обучения
Формирование навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной организации учебной работы на коллективных началах. Перед учителем встает задача – подготовить детей к совместной деятельности.
А вежливые слова – это фишки, которые лежат в коробочке на столе у каждого ученика.
Корзинка в руках учителя, и мы вместе с Волком проходим между рядами, собирая фишки в корзинку. Затем эта корзинка вручается Волку с пожеланием: «Будь добрым! Будь вежливым!»
а) каждый участник футбольной команды должен следить за вычислениями. В противном случае он забивает гол в свои же ворота;
б) гол в свои ворота забивает и тот, кто сделал ошибку в результате вычислений.
В такие игры дети играют с удовольствием. К тому же они способствуют развитию внимания, а также умения слушать другого.
Второй шаг – развить у детей положительное отношение к совместной деятельности на уроке. С этой целью в 1 классе используются такие задания, которые позволяют детям на личном опыте убедиться в пользе их совместной работы. Например, нужно ребятам составить из кусочков разрезной картинки целую ( игра «Мозаика» ). Класс делю на 2 команды: ученики первой команды собирают мозаику, работая индивидуально, а второй – парами. Дается установка для первой команды: кто закончит работу – встает; для 2 команды – чья пара закончила работу, берется за руки и образует домик.
Обычно пары справляются с такими заданиями быстрее, чем дети, работающие индивидуально. После завершения работы спрашиваю у детей:
-Ребята, как вы думаете, принесла ли пользу совместная работа в парах?
Мнения у ребят могут быть разные, но надо стараться показать, обобщая мнения ребят, что эта работа позволяет сэкономить время, а также ребята могут помочь друг другу. Но чтобы работа протекала слаженно и дружно, в ходе совместной работы нужно придерживаться следующих правил:
перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
не спорить зря, а доказывать, объяснять;
стараться понять друг друга;
всем смотреть на говорящею (учителя или ученика)
реагировать жестами или знаками на каждую реплику
говорящего (согласен (+), не согласен (-), не понял (?).
Эти правила совместной работы оформляются в классе в виде памятки:
1.Работай дружно и не спеша.
4.Не кричи и не шуми.
5.Говори спокойно, внятно.
Третий шаг − организация работы в парах постоянного состава, а затем в
малых группах (по 4 человека).
Здесь очень важно научить ребят договариваться между собой: кто будет
командиром группы, кто будет отвечать за всю группу, а если потребуется
ответ каждого члена группы, то договориться о порядке выступлений.
Таким образом, подготовительный этап длится месяц, и охватывает курс
“ Введение в школьную жизнь”, а иногда и больше. Когда дети научатся работать в парах и малых группах, можно переходить постепенно к работе в парах сменного состава.
— изучение текстового материала по любому учебному предмету
— решение задач и примеров по учебнику
— разучивание стихотворений в сменных парах
— выполнение упражнений в парах
— работа по вопросникам
— изучение иностранного языка
Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:
— наличие сменных пар учащихся
Существуют правила общего обсуждения
1. Не говорить всем сразу.
2. Смотреть на говорящего.
3. Реагировать жестами, знаками.
4. Называть собеседника по имени.
5. Наглядно доказывать, что для достижения цели необходима дружная работа.
6. Не спорить, а доказывать, объяснять, и стараться понять друг друга.
2.взаимообмен (каждый решает свой вариант, меняется и решает вариант соседа)
4.выставление оценок, работа над ошибками.
Методические приемы, используемые на коллективных занятиях
Взаимные диктанты. Предварительно нужно заготовить достаточно текстов и наклеить на карточки на одни и те же правила.
1.Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (без предварительного чтения текста в целом).
2.Другой ученик, (т. е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
3.Потом каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант.
4.Открывают карточки и проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, а потом второй.
5.Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор ошибок.
6.Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.
7.Снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «проверял Петров, проверял Сидоров».
Совместная работа пары заканчивается. Ее участники находят новых партнеров, обмениваясь карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Т. е. над диктантом каждый ученик работает дважды, один раз он пишет сам и делает разбор ошибок под контролем товарища, другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок.
Работа по вопросникам.
Устное письменное выполнение упражнений:
1.Ученики выучивают правило и выполняют по нему упражнение.
2.Один ученик из пары проверяет, как другой усвоил правило (теорию) и предлагает выполнить упражнение.
3.Другой ученик из пары предлагает выполнить своему напарнику свое упражнение. Затем они расходятся для работы в следующей паре.
Изучение текстового учебного материала по любой учебной дисциплине.
Составляется маршрут изучения какого-то текстового учебного материала из учебника по любому предмету. Для этого заданный материал делится на 3-6 частей. Чем ниже класс, тем фрагменты текста должны быть меньше: в средних классах объем текста не должен превышать 1 страницы, в старших – 2 – 3 страницы. Каждый ученик работает в индивидуальном темпе.
Два ученика, обычно сидящие за одной партой, вместе начинают изучение первой части. Один из них читает текст вполголоса, другой следит по тексту. Затем они обсуждают содержание, т. е. один пересказывает прочитанное, другой дополняет, уточняет. При этом можно привлечь другой материал из другого источника по поводу изучаемого (например, из хрестоматии).
Учащиеся дают название (заглавие) этой части и составляют ее план. При этом обычно возникает легкий спор по поводу пунктов плана, что повышает умственную активность учащихся и способствует более точной формулировке мыслей, тщательной обработке содержания.
Учащиеся записывают согласованное название первой части и ее план в тетради и расходятся. Каждый из них находит нового партнера для работы по второй части текста. Если учитель хорошо знает учеников класса, он может подсказать, кому с кем лучше работать в сменных парах.
При проработке текста особое значение имеет последняя встреча. Проработав в паре последнюю часть текста, ученик сообщает дежурному, диспетчеру или учителю о завершении своей работы. Теперь ученик готов выступать по изученной теме в малой или большой группе.
Проработавшие все части текста ученики формируют малые группы по 4 – 6 человек. Они избирают ведущего, который предоставляет слово каждому для изложения всего материала (в том числе и себе). Группа ставит каждому оценку. Ведущий передает список с оценками учителю, который дополнительно в качестве контроля может проверить знания 2 – 3 человек. Как правило, эти оценки совпадают, потому что учащиеся ответы своих товарищей оценивают довольно строго. Все оценки переносятся в классный журнал.
Взаимообмен заданиями применяется при изучении, прежде всего естествоведческих дисциплин – химии, физики, географии, биологии, математики. Назначение этой методики – отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий.
КСО в классе считается приведенным в действие только тогда, когда каждое задание выполнено хотя бы одним учеником, т.е. когда каждый ученик выполнил свое задание и готов обучать всех остальных участников этой работе, получив обучение по остальным заданиям в сменных парах.
Если по какому-то заданию никто не справился с решением, учитель должен дать консультацию.
Методика «Взаимообмен заданиями»
Предположим, что 6 учащихся, например, Петров, Иванов, Степанов, Озеров, Попов, Кузнецов приступают к выполнению из раздела заданий «Решение неравенств» РН. Предположим также, что для этого раздела составлены 6 заданий: РН, РН2, РН3, Р4, РН5, РН6.
Работа организуется следующим образом. Для координации работы составляется таблица учета (см. табл.1).
Технология КСО
Разделы: Математика
Особенности, технологическая схема и преимущества технологии КСО.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Класс делится на подвижные по составу небольшие группы, каждая из которых по своему овладевает учебным материалом. В этой ситуации ученики:
Отмечают успехи друг друга;
Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
Обсуждают изучаемый материал совместно;
Стимулируются положительным опытом совместной работы;
Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.
Особенности методики КСО в сравнении с ГСО.
ГСО (групповые способы обучения) | КСО (коллективные способы обучения) |
Организационные | |
-четкость, упорядоченность -общение учащихся отсутствует -постоянное рабочее место | -отсутствует Дидактические |
-обучает профессиональный педагог -разные темпы и материал -максимально приближены | |
-уравниловка, усреднение способностей детей -систематический характер обучения -не учатся выступать -в соответствии с индивидуальными особенностями -учатся выступать, рассуждают, доказывают -развитие педагогических способностей | |
Воспитательные | |
— каждый работает на себя -отношения ответственной зависимости: коллективистские |
Характеристика основных методик КСО.
Обязательно надо найти место каждой методике в какой-либо теме. Не следует применять КСО на каждом уроке.
Внедрение в практику КСО позволяет модернизировать традиционные способы обучения. Современная организация учебного процесса не затрагивает реальных интересов учащихся. У значительной части школьников отмечается неуверенность в себе, страх неудачи, уныние. Это свидетельствует в целом об эмоциональном дискомфорте индивида на уроке. Хаотичность и неэквивалентность элементов педагогического процесса создает многократное превышение предельно допустимых норм, относительно психологических и физиологических законов и закономерностей по механизмам работы памяти, внимания, мышления и деятельности.
Следствием являются неудовлетворительные конечные результаты, повышенная утомляемость и заболеваемость учащихся и учителей, значительные и малоэффективные затраты времени, не достигающие поставленной цели.
Проблемные вопросы вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Такая «коллективно-распределительная мыследеятельность» дает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлектировать свои действия, а также способствует деловому общению.
Модель урока с полной самостоятельной деятельностью.
(реализуется в гетерогенных группах по 4 или 6 человек)