технология интегрированного обучения в начальной школе
Статья «Интегрированное обучение в начальной школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
« Интегрированное обучение в начальной школе»
В школе ученики обычно изучают отдельные предметы и не видят того, что мир един и целостен. Изучая математику, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство и другие предметы, ребята не осознают, что знания и умения приобретенные на одном из предметов можно использовать и на другом предмете. Детский возраст тем и хорош, что ребенку дается различная база знаний, умений, навыков, способность научиться учиться и применять эти знания в жизни. В интегрированном обучении происходит некоторое стирание граней между предметами, и ребёнок (непроизвольно) учится добывать знания и умения не только по интересующему его предмету, но и по другим, не интересующим его.
Интегрированное обучение предоставляет для любого человека различные виды и возможности для раскрытия своей личности и способы достижения своей цели. Само понятие “интегрированное обучение” рассматривается, как система уроков, объединенных общими темой и целями. Соединяя знания, полученные по каждому предмету, у ребенка формируется целостное представление об изучаемом объекте или явлении. Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач. В этой технологии «спрятаны» различные виды обучения и воспитания, такие как объяснительно-иллюстративные, проблемное обучение, дифференцированное, программное, развивающее.
Дети, пришедшие в школу, различны по темпераменту, видам памяти, усидчивости. Интегрированное обучение является одной из технологий, которая помогает ребятам лучше раскрыться. Здесь нет чётких границ между предметами. Нет страха ответить «не то и не так».
Анализ историко-педагогических исследований показывает, что проблеме интеграции в обучении учащихся уделялось внимание во все периоды развития педагогики и школы, как отечественной, так и зарубежной.
Об элементах интегрирования говорил ещё Константин Дмитриевич Ушинский (правда, не называя данного термина), разрабатывая свои уроки, в которых часто прослеживалась проникающая связь между различными предметами, связанными какой-либо одной темой или одним видом деятельности.
Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь педагогам и учащимся видеть окружающий мир во всём его разнообразии, принимать его такой, какой он есть,
Интеграция – представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Интеграция совершенствует предметную систему, помогает преодолению её недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.
Существует три вида интеграции: элементарный, проникающий и сквозной.
Элементарный уровень представляет собой всем известные межпредметные связи.
Проникающий уровень основан на взаимопроникновении тем различных предметов (математика, конструирование, чтение и так далее).
Сквозной уровень основан на применении законов, теорий в изучении различных предметов.
Следует обратить внимание на то, что для успешного продвижения, для получения хороших результатов должны соблюдаться определенные условия интеграции.
объемы изучения материала, исследования должны совпадать или быть близкими по содержанию;
должны использоваться одинаковые или близкие методы изучения;
интегрирование осуществляется на общих законах или концепциях.
Есть различные способы интеграции.
Во-первых, интеграция в одном предмете, известная нам в начальной школе по методу Софьи Николаевны Лысенковой (опережающее обучение и неоднократное повторение на каждом уроке), причем, говорится на уроках обо всех (или почти обо всех) главных темах изучаемого курса за данный учебный год.
Во-вторых, создание интегрированных учебных предметов, таких как: «Окружающий мир», «Речь и культура общения»(«Риторика»), «Математика и конструирование», «Музыка и движение» («Ритмика») и другие.
В третьих, создание интегрированных уроков, неблизких по содержанию: английский язык – окружающий мир, музыка – математика и другие.
Существует еще один способ интеграции (смешанный), когда интегрируются несколько предметов (близких по содержанию и не очень), но не более четырех предметов.
При планировании интегрированных уроков нужно обязательно обратить внимание на санитарно-гигиенические требования к данным урокам:
непрерывные занятия длятся не более 60 минут с 1 – 2 физминутками и 1 минипеременой;
если после 60 минут интегрированный урок продолжается, то обязателен либо динамический час, либо прогулка на свежем воздухе;
интегрированный урок по временным рамкам не равен сумме временных отрезков данных предметов, а является уменьшенным временным отрезком, но более насыщенным и концентрированным;
в начальной школе уроки можно проводить2 – 3 раза в неделю; а в первом полугодии 1 класса такие уроки даже оказывают хорошую адаптацию учащихся, в среднем и старшем звене интегрированные уроки проводятся не чаще 1 раза в неделю
Интегрированный урок может иметь различную форму :
урок – сказка (сюжетный урок);
урок – путешествие по сказке (помоги главному герою);
урок – путешествие ( по станциям: либо всем классом, либо командные соревнования);
урок без учителя (когда роль учителя выполняет ученик или несколько учеников);
урок обобщения знаний и так далее.
Идея интегрированного обучения сегодня особенно актуальна, поскольку способствует успешной реализации новых образовательных задач, определённых государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.
Эффективность интегрированного обучения очевидна. В процессе такого обучения развиваются самостоятельность, познавательная активность и интересы учащихся. Содержание интегрированных уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
Из опыта работы «Интеграция в начальных классах»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Из опыта работы «Интеграция в начальных классах»
Я работаю учителем начальных классов около 20 лет в обыкновенной сельской школе, в которую приходят учиться дети с разным уровнем подготовки, разных национальностей и разным уровнем психического и физического развития. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя все еще им неизвестное.
В моем выступлении я хочу раскрыть суть интеграции, рассказать об уровнях интеграции, познакомить с особенностями построения и проведения интегрированных уроков
Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот:
Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет…
Итак, что же такое интеграция?
Интеграция в психолого-педагогической литературе понимается как процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности.
С введением ФГОС содержание образования на первой ступени общего образования должно обеспечивать целостное восприятие мира. Дети приходят в школу с уже сложившейся «картиной мира» При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество-целостность. И если полученные детьми знания будут мало связаны между собой, их «картину мира» начнет распадаться.
Этот процесс нельзя путать с межпредметными связями.
Межпредметные связи являются «зоной ближайшего развития» для дальнейшего использования интеграции учебных предметов. Случаи, когда на уроке чтения дети по заданию учителя отыскивают в художественном произведении слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, или слова с разделительными ъ и ь знаками, случаи, когда на уроках чтения вместо чтения художественного произведения поют песни – это педагогический ляпсус, а не межпредметные связи и тем более не интеграция.
В чём же заключается суть интеграции в обучении?
Применительно к системе обучения «интеграция» как понятие может принимать два значения:
• во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
Интеграция помогает младшему школьнику посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон.
СЛ. 5 Уровни интеграции
Интеграция может быть внутрипредметная и межпредметная. Внутрипредметная представляет собой высокий уровень интеграции. Имеет спиральную структуру, содержание постепенно обогащается новыми сведениями. Особенность в том, что не теряется из виду главная проблема.
Межпредметная интеграция – слабый уровень. Берется линейный или вертикальный темамизм. Особенность – включается эпизодически материал других предметов.
1.Горизонтальный тематизм. Линейная структура. За содержательную единицу обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные конкретные)
2. Вертикальный тематизм. Объединение несколько школьных предметов по принципу – диалог на заданную тему.
Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ, лейтмотив проходит через несколько уроков в течение недели
СЛ.6
В программах многих дисциплин есть немало «перекрёстков»: совпадающих тем, общих проблем и вопросов. Всё это «заявка» на интеграцию, хотя бы по отдельным темам.
Например: «Воспевание труда в искусстве» (изо) и «Народная тема в творчестве русских композиторов» (музыка)
«Ярмарка» (изо) и «Фольклорный праздник» (музыка)Устное народное творчество (литер чтение)
«Путешествие по Японии: особенности музыкального жанра» (музыка) и «Японская культура» (изо)
«Искусство народов гор» (изо) и «Музыка стран Закавказья» (музыка)
«Все народы воспевают материнство» и «Музыка разных стран и народов»
«Наш край» (окр мир) и «Какого цвета Родина» (изо) «Ты откуда русская, зародилась музыка» (музыка)
«Во времена Древней Руси» (окр мир) и «Древнерусский город – крепость» (изо) и «Город Ставрополь – казачья крепость» (р/к)
«Великая война и великая победа» (окр мир) и «Герои, борцы и защитники» (изо) «Композитор – исполнитель – слушатель» (музыка)
Я веду не все уроки, поэтому при построении интегрированных уроков тесно сотрудничаю с другими учителями.
Темы интегрированных уроков подбираются таким образом, что для их рассмотрения, реализации целей уроков необходимы быстрота ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий.
На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. При подготовке к такому уроку необходимо знать требования к планированию и организации их проведения.
познакомиться с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования;
выделить в программе по каждому учебному предмету сходные темы, имеющие общие аспекты социальной жизни;
определить связи между сходными элементами знаний;
изменить последовательность изучения тем, если в этом есть необходимость;
получить консультации учителя-предметника, если на уроке решаются задачи учебного предмета. который учитель обычно не ведет;
тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;
моделирование (то есть, отбор, многократная переподготовка) содержания урока, наполнение его только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
выявление оптимальной нагрузки детей впечатлениями.
Теперь я хочу конкретно остановиться на уроках из моей практики.
Урок «Что я знаю о своем селе, о своей стране?»
ЦЕЛЬ урока. Воспитание любви к родному селу, краю средствами изобразительного искусства, поэзии и музыки.
На уроке я использовала отрывки из стихотворений В.И. Муля – местного поэта, музыку П.И. Чайковского из сборника «Времена года», гимн РФ, инструментальную музыку, репродукции картин И.И. Шишкина «Дождь в дубровой роще», Левитана «Золотая осень»
Этот урок я начинала с разговора о символах государства. Затем дети определяли тему урока. Подготовленный ученик зачитывает стихотворение Муля (стих сопровождается фото нашего села, музыкой) На уроке я рассказываю о красоте родной природы, говорю о том, что в нашем селе живет замечательный поэт В.И. Муль (знакомлю с его судьбой творчеством). К урок ребята учили стихотворения. Давайте прочтем некоторые из них. (в буклетах)
Дети приходят к выводу Свою любовь к селу, родине можно выразить в рисунке, песне, стихотворении, добрых делах.
Объясняя новый материал, напоминаю, что дерево можно сравнить с человеком. Попробуйте и вы увидеть связь
у человека есть туловище, у дерева – ствол,
у человека – руки, у дерева – толстые сучья,
на руках у человека – пальцы, у дерева от сучьев отходят тонкие ветки,
на пальцах – ноготки, на тонких ветках – листочки или иголки.
Рассматривая предложенные картины и прослушивая музыку ребята пытаются определить разное настроение природы.
В соответствии с настроением выбираем цвета. Затем ребята выполняли практическую работу – рисовали осеннее дерево.
Интегрированный урок может быть и бинарным в том смысле, что его ведут два учителя – предметника. И вот пример такого урока
Интегрированные уроки расширяют рамки обычного урока, а, значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика. Интеграция позволяет научить учащихся добывать знания самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширить их кругозор, развить потенциальные возможности младших школьников, повышает информационную емкость.
При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.
А главное интегрированные уроки интересны и нравятся детям.
Интегрированный урок изобразительного искусства и ООМ в 1-м классе по теме «Что я знаю о своем селе, о своей стране»
Лисицына Наталья Васильевна
ЦЕЛЬ. Воспитание любви к родному краю средствами изобразительного искусства, поэзии и музыки.
Систематизировать знания детей о родной стране, о своем селе
Познакомить детей с разноплановым пейзажем. Научить выбирать колорит к одному из прочитанных стихотворений и передавать в пейзаже эмоциональный настрой от услышанного. Композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги, передавать строение деревьев.
Продолжать развивать эмоциональную сферу детей, образное, творческое мышление, воображение.
Воспитывать патриотизм, вызвать интерес к природе родного края. Воспитывать любовь к изобразительному искусству, поэзии, музыке.
Отрывки из стихотворений В.И.Муля
Музыка П.И. Чайковского из сборника “Времена года”.
а) теплые и холодные цвета;
б) строение деревьев;
в) тексты стихов;
а) репродукции картин И.И. Шишкина “Дождь в дубовой роще”, И. Левитана “Золотая осень”.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.
Организационная часть (1 мин).
Объявление темы урока. Беседа по проверке знаний и подготовке к усвоению нового материала (2 мин).
Объяснение нового материала (10 мин).
Практическая работа (15 мин).
Подведение итогов (2 мин).
Добрый день, дорогие друзья!
Встрече с вами рада я.
Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать
И полученные знания в своей работе применять.
( Слайд № 1.) Объявление темы урока, беседа.
Посмотрите на экран. Что здесь изображено? (герб и флаг нашей страны)
Что обозначают цвета на флаге?
Как называется наша страна? (Россия)
А как называется наша малая родина?
— Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
— Правильно, сегодня мы поговорим о нашей стране и о нашем селе.
Чтение стихотворения под современную инструментальную музыку, которое сопровождается показом фотографий с картинами родной природы. ( Слайды №2-№11.)
Своим Курским районом
Гордимся с детства мы, друзья.
Красивых много регионов
Но лучше всех наша земля.
Дивится каждый поневоле
Природной ее красоте.
Здесь и поля, и лес милее,
И в небе выше облака.
Луга здесь ярче и пестрее,
Студеней быстрая река.
И соловьи поют приятней,
Нежнее шепчется листва.
Нет в мире места благодатней,
Чем ты, родимая земля!
— Ребята, мы с вами живем в Курском районе. Это чудесный уголок земли. Здесь удивительная природа (вы еще раз смогли в этом убедиться, просмотрев слайды), здесь живут и трудятся замечательные люди. Каждый по-своему любит свой край, свою малую родину. Ибо любовь эта дает нам силу, и все остальное без труда совершается.
В нашем селе живёт замечательный поэт Виктор Иванович Муль. Он, ребята, пишет стихотворения, в которых отражает любовь к своему родному селу. Давайте послушаем отрывки из этих произведений.
У лесного водопада, на излучине Куры,
Мельтешит, свободе рада, стайка шустрой детворы.
Ловко прыгая с уступа, сея брызги там и тут.
Воду в речке, словно в ступе, целый день они толкут!
Село родное Каново,
Откуда ты чеканное название взяло!?
Под семьдесят дворов
Да засухи жестокие,
3. Земля Курская! В зелени селенья,
Дорог степных таинственный манит,
Душа с тобою рядом веселеет,
Степная даль манит к себе, манит…
4.На реке Куре, у гор Кавказа,
Если не бывал ты здесь ни разу-
Приезжай, тебя мы будем ждать.
Много сел хороших по России,
Велика российская земля!
-Скажите, а как мы можем выразить любовь к родному селу?
Свою любовь к нашему селу вы сможете выразить в рисунке, песнях, стихах, добрых делах.
Сегодня на уроке мы будем продолжать работать над картинами природы родного края. А как называются картины, на которых изображена природа?
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Объяснение нового материала.
У природы так же, как у человека, может быть разное настроение.
— Какой может быть природа?
Давайте рассмотрим с вами две репродукции: Левитан “Золотая осень” ( Слайд № 14.) Какие чувства передал Левитан в своем пейзаже? (радость). Какие краски помогли художнику передать радостное, веселое настроение? (яркие, теплые). Посмотрим на вторую репродукцию Шишкина “Дождь в дубовой роще”.. ( Слайд №15.) Как вы думаете, какие чувства попытался передать художник? (Грусть). Какие цвета использовал художник для передачи грусти?
А теперь я прочитаю вам два стихотворения с разным настроением. Будьте очень внимательны, подумайте, какие чувства передал поэт в каждом стихотворении? Выберете понравившееся стихотворение и подберите к нему цвет. Листы перед вами на столах. Поможет вам музыка П.И. Чайковского.
— Какое настроение преобладает в этом стихотворении? (Грустное.) Какие цвета лучше выбрать? (Холодные).
Теплом и светом солнце пышет,
Склоняюсь с улыбкою к земле
Свист разных птах повсюду слышен
И треск кузнечиков в траве
Среди лугов стоят березки…
Они видны издалека.
Их листья светятся, как блестки,
И шелестят от ветерка.
А рядом плещется пшеница
Над нею неба широта,
Оттуда льется песня птицы
Она протяжна и чиста.
— Какое настроение пытался передать автор в этом стихотворении? (Радостное).
Какие цвета лучше выбрать? (Теплые).
Ребята, вы все сегодня хорошо потрудились. Каждому из вас помогал Мастер Изображения. Вы написали замечательные пейзажи, рассматривая их, я поняла, что вы любите свой родной край. Посмотрите, у нас получилась настоящая выставка картин о природе. Рисунки получились все разные, вы справились с заданием: правильно выбрали цвет, передали разноплановый пейзаж. Сделайте вывод, какие же цвета нужно использовать для передачи грустного и радостного настроения?
Интегрированное обучение на уроках в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комиссаровская средняя общеобразовательное учреждение
Работа учителя по проблеме самообразования: «Интегрированное обучение на уроках в начальной школе».
учитель начальных классов
Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Сегодня проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Современная образовательная система направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Но самостоятельность учебных предметов, их слабая связь друг с другом создают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Таким образом, введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.
Исследования психологов показывают, что в процессе обучения межпредметные связи активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, являются своеобразным толчком, побуждающим к действию. Во время решения таких познавательных задач учащийся направляет свою активность либо на поиск новых отношений, в которых находятся уже известные ему предметы, либо на формирование новых понятий.
Современное образование стремится к тому, чтобы ученик мог легко и свободно переносить свои знания с одного предмета в другой. Вот тут-то и необходимы межпредметные связи, они вносят элементы творчества в деятельность и ученика, и учителя. На основе межпредметных связей строятся интегрированные уроки, которые в свою очередь и активизируют интерес учащихся к предмету.
Основой для определения термина «интеграция» в методике стало наличие однотипных частей или элементов и возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов.
Многие школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность их интегрирования зависят от многих условий. Поэтому учителю необходимо сначала проанализировать уровень подготовленности учеников своего класса, оценить их психологические особенности и познавательные интересы.
Вокруг самого понятия интегрированного урока ведется много споров. Каковы же признаки интегрированного урока?
Во-первых, это урок, решающий конкретные и перспективные задачи курса интегрированного, т.е. представляющего собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе которых он спланирован.
Во-вторых, это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одного и того же вопроса интегрированного курса.
В начальных классах интеграция имеет свои особенности и носит коллективный характер, т.е. «немного обо всём». Ученики знакомятся на уроках со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но поначалу имеют о них элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняют и расширяют уже имеющиеся.
Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Но как показывают исследования психологов, не стоит чрезмерно перегружать учеников интегрированными уроками в первые два года обучения, поскольку у детей этого возраста ещё небольшой багаж знаний, узкий кругозор, во многом не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки.
Для этого ученикам необходимо овладевать приёмами исследовательской деятельности и уметь правильно организовать своё время.
К учителю также предъявляется очень много требований. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:
2.Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение
основания для объединения разнопредметной информации.
4.Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
5. Переработка содержания.
Немаловажное значение имеет то, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. Вот какого мнения придерживается Е. Смирнова, описывая это в своей статье «Властвуй, не разделяя»:
«В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции. А задача учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок. Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу познания и активизирует деятельность.
Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, природоведение и изобразительное искусство.
В третьем классе можно интегрировать чтение, русский язык, исторические рассказы, природоведение и изобразительное искусство.
В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты
интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам».
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
Далее хотелось бы поделиться некоторыми моментами интегрированных уроков из личного опыта.
Самыми глубокими возможностями интеграции в начальной школе обладают русский язык и природоведение ( или окружающий мир).
Межпредметные связи могут переплетаться ещё теснее, где интегрируются не два предмета, а три и даже больше. Часто интеграция трех предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, повышает творческий потенциал учеников.
Теперь перейду непосредственно к рассмотрению возможностей интеграции нескольких предметов. Так в первом классе мной был проведен интегрированный урок из трех предметов: математика, окружающий мир и технология.
Тема урока: «Число 3. Роль деревьев в жизни людей. Изготовление аппликации из опилок».
Оборудование: проектор, слайды, карточки, картинки, коробочки с опилками, клей, картон, кисточка, трафареты.
Цель: закрепить образование числа 3, его состав, систематизировать способы действий;
Актуализировать знания учащихся об образовании и составе числа 3, о равенствах и неравенствах.
Формировать умения работать с задачами изученных видов.
Актуализировать знания о группах деревьев, о роли деревьев в жизни людей, умение определять деревья по листьям.
Познакомить с новым видом материала для поделок и научить выполнять аппликацию;
• Развивать логическое мышление учащихся, а именно анализ, синтез, сравнение, классификацию и обобщение.
• Развивать коммуникативные умения и навыки у учащихся.
• Развивать психические процессы, а именно внимание, математическую речь.
• Развивать регулятивную структуру деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
Развивать гибкость мыслительных процессов.
• Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к своему здоровью (профилактика утомления), эстетический вкус учащихся.
Воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении.
Воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса, стремления к творческой самореализации.
• Воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе.
• Находить значения выражений, опираясь на связь между компонентами сложения и вычитания.
• Решать простые задачи раскрывающие смысл действий сложения и вычитания.
• Использовать графические модели для решения математических выражений.
• Изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
Осознавать целостность окружающего мира, освоить основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формирование адекватной самооценки, оценки своих достижений, проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
• Выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием, требующим различного уровня логического мышления.
Учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы под руководством учителя.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
• Анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
• Создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.
• Стремление учитывать и координировать различные мнения.
• Учиться высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий.
• Учиться высказывать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи.
• Формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать.
• Выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
• Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание.
Принятие и понимание учебной задачи урока, выполнение и контроль своих действий по заданному образцу, решение учебной задачи.
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий).
Работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства, осуществлять контроль точности выполнения операций.
Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
— Если вы в хорошем настроении, улыбнитесь. Если вы дружны, возьмитесь за руки и передайте другу своё тепло. Садитесь.
Надеюсь, что работать нам с вами будет интересно, ведь урок наш будет необычным.
Сосчитайте по цепочке от 1 до 10 и обратно.
Сосчитаем от 4 до 7, от 8 до 4, от 3 до 8, от 9 до 5
Назовите соседей числа 3, числа 5, числа 8, числа 6.
3.Постановка учебной задачи..
— Посмотрите на ряд цифр 1 2 3 4 5
— Какое число стоит между 4 и 6? 5
— Какое число при счете идет первым? 1
— Какое число является предыдущим числу 5? 4
— Какое число предшествует числу 2? 1
— Какое число следует за числом 1? 2
— Какое число является последующим числу 2? 3
— О чем пойдет речь сегодня? ( о деревьях). Как вы думаете, обычно это на уроке математики? (нет) Почему? Вот именно знания математики вам и пригодятся сегодня на необычном уроке. Готовы? Я верю, вы справитесь.
Динамическая пауза «Ветер».
-Приготовим тетради. Отметьте настроение, с которым вы пришли на урок (зеленый, красный кружок)
4. Закрепление знаний о составе числа 3, равенствах, неравенствах.
— На какие группы можно разделить все деревья? ( лиственные и хвойные) Назовите какие лиственные деревья вы знаете? Хвойные? Чем они различаются?
Задание 1. Возле школы растет 2 дуба и 1 сосна.
— Каких деревьев посадили больше? Как записать математическим выражением? ( 2>1) Как называется такое выражение? (неравенство) Какое еще неравенство можно составить? (1
-На сколько дубов больше, чем сосен?
— А если бы я захотела записать равенство, что необходимо было бы поменять в данных?
— На Земле произрастает очень много разных деревьев. И среди них есть очень удивительные.
Слайды № 1,2,3,4,5 (проектор).
Задание 2. В парке посадили 1 липу и 2 тополя. Сколько всего деревьев посадили?
— Как записать это выражением? 1+2=3
— Вспомните, как еще можно получить число 3? (2+1, 1+1+1)
Работа по учебнику (стр. 61 примеры на клеточке)
Динамическая пауза «На лужайке».
— Как вы думаете, а все ли равно, какие деревья сажать в городах? Почему? Ученые выяснили, что некоторые деревья особенно хорошо очищают воздух и выделяют кислорода в атмосферу больше, чем остальные.
Задание 3. На поляне росло 3 ёлочки. Одну браконьер спилил. Сколько ёлок осталось? 3-1=2
— Да, ребята, часто люди не задумываются о своих действиях и бездумно вырубают леса. Многие деревья уже находятся на грани исчезновения. А ведь от них столько пользы. Как вы думаете, в чем она состоит?
• Радуют глаз листвой и создают хорошее настроение
• Создают тень в жаркий день
• Имеют целительные свойства- снимают утомление, обеспечивают крепкий сон
• Используются в строительстве и производстве
5.Изготовление аппликации «Листья».
При распиле деревьев образуются мелкие стружки – опилки. У вас они лежат на партах. На память об уроке мы смастерим с вами поделку. У вас есть трафареты листьев. Покажите, у кого лист клена? Дуба? Березы? Тополя?
• На листе цветного картона обвести трафарет листа.
• Смазать фигуру листа клеем.
• Посыпать намазанное место опилками, прижать листом бумаги и дать высохнуть.
• Стряхнуть остатки опилок на листок.
-Что нового узнали сегодня? Чему научились?
— Какие математические знания пригодились?
Покажите свои работы гостям.
-На партах листочки с лесенкой. Нарисуйте себя, как высоко вы сегодня поднялись
Музыка на уроке создаёт непринуждённую атмосферу, помогает ученикам глубже прислушаться к себе. На таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная. Так как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, учитель чаще всего сообщает и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это способствует расширению кругозора учащихся. Что из этого вышло, судить вам.
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе.
Поскольку эта проблема довольно-таки нова, интеграционные связи между предметами еще недостаточно разработаны, изложены в различных источниках противоречиво; много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя, не имея чёткой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать проблему самостоятельно, опираясь на свой опыт и мастерство. Практика показывает разнообразие вариантов воплощения этих подходов. А значит, нам остается огромное учебное поле для творчества.