технологии в обучении лексике

Компьютерные технологии в обучении лексике

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Компьютерные технологии в обучении лексике.docx

« Использование компьютерных технологий

Учитель английского языка

Использование компьютерных технологий

в обучении лексике учащихся

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. Использование мультимедийных программ при обучении лексике особенно актуально. Мультимедиа позволяет одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами, анимированными графическими образами), текстом и звуковым сопровождением. Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем, и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации.

Целью исследования является теоретическое обоснование методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам и разработка практических упражнений для обучения лексике при помощи компьютерной программы.

Использование компьютера представляет определенные удобства и для учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все нужные ему предметы, а их наглядное изображение требует больших затрат времени.

Методы и приемы компьютерных программ, предполагающих обучение лексике на уроках английского языка

Давайте рассмотрим возможности использования компьютера на всех этапах обучения лексике.

Ознакомление со словами включает раскрытие их формы, значения и употребления. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа, на экране появляются слова и соответствующие им картинки. Одновременно с графическим изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать слово (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем, самым их лучшему запоминанию.

Зрительное и слуховое восприятие помогает ребенку активно, сознательно усвоить лексический материал.

Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль. На примере компьютерной программы «English on holidays» рассмотрим эти этапы.

На III-м этапе проводится контроль изученной лексики. Учащиеся выбирают задание, содержащее разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах. Конечно, каждый ученик стремится добиться лучших результатов.

Укажите правильный вариант перевода:

Какое из написанных слов является лишним по смыслу:

winter, February, cool, December, November, January

What awful weather! It’s windy! Is it usually as hot as this? It’s too dark. It’s raining.

Компьютер помогает организовать и контроль лексики на всех этапах ее изучения. При обучении с использованием компьютера ребята выполняют упражнения одновременно, при этом каждому ученику сразу же сообщается результат. Без применения учителю очень сложно проверить выполнение всех упражнений всеми учащимися одновременно из-за недостатка времени на уроке. В связи с этим учитель предполагает, что если школьник умеет выполнять какую-то операцию с лексическим материалом при выполнении одного конкретного упражнения, то он, наверняка, умеет выполнять эту же операцию (или аналогичную) в других упражнениях, которые у этого ученика не проверялись. Учителю приходится делать выводы об уровне сформированности лексического навыка на основе отдельных ответов не только у отдельных ребят, но и у всего класса.

Контроль со стороны учителя заключается в непосредственном наблюдении за выполнением тренировочных упражнений, при этом учитель вызывает отдельных учеников, чтобы проверить, правильно или неправильно оно выполнено, либо использует отсроченную проверку в устной и письменной форме. А промедление в сообщении результатов учащемуся (при отсроченном контроле) обратно пропорционально эффективности тренировки. При обучении с использованием компьютера контроль осуществляется на всех этапах обучения лексике за счет того, что с его помощью решается проблема обратной связи. Таким образом, компьютер создает условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.

При использовании готовых программ есть помимо явных плюсов, некоторые минусы: нельзя расширить уже имеющийся словарный запас, диктуемый рамками определенной темы (раздела) учебника, он ограничен автором-разработчиком. Учителю всегда хочется добавить и привнести что-то свое. Так, родилась идея создать свою программу по отработке лексики, призванную помочь в освоении лексики учащимися, которая была бы интерактивной и ею можно было бы пользоваться для отработки любой лексики и в любом объеме.

Программа “ English Words ” проста в применении.

технологии в обучении лексике. Смотреть фото технологии в обучении лексике. Смотреть картинку технологии в обучении лексике. Картинка про технологии в обучении лексике. Фото технологии в обучении лексике

Принцип работы: учитель задает необходимый объем лексики (создает лист), заполняя соответствующие поля (шаг1 –английское слово, шаг 2- перевод, шаг 3- картинка (по желанию). Также можно составить предложения для повторения, например, порядка слов или грамматических структур). технологии в обучении лексике. Смотреть фото технологии в обучении лексике. Смотреть картинку технологии в обучении лексике. Картинка про технологии в обучении лексике. Фото технологии в обучении лексике

технологии в обучении лексике. Смотреть фото технологии в обучении лексике. Смотреть картинку технологии в обучении лексике. Картинка про технологии в обучении лексике. Фото технологии в обучении лексике

технологии в обучении лексике. Смотреть фото технологии в обучении лексике. Смотреть картинку технологии в обучении лексике. Картинка про технологии в обучении лексике. Фото технологии в обучении лексике

В конце выдается результат в виде итога (количество верных ответов из общего числа) и в виде наглядного сравнения: слева правильные слова (выражения) и справа написанные учеником. Попытку можно повторить неограниченное количество раз. Результат сохраняется и можно отслеживать прогресс.

технологии в обучении лексике. Смотреть фото технологии в обучении лексике. Смотреть картинку технологии в обучении лексике. Картинка про технологии в обучении лексике. Фото технологии в обучении лексике

Программа имеет заметный эффект в освоении лексики, привнесла в урок новизну, соревновательный характер. Учащиеся стали намного лучше писать диктанты, быстрее пополнять словарный запас и заинтересовались тем, как самим создавать программы помогающие учиться.

Программу я решила доработать, так как появилось много идей добавить в нее дополнительные опции и использовать ее на уроках.

Источник

Игровые технологии обучения лексики на уроках английского языка в начальной школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Игровые технологии обучения лексики на уроках английского языка в начальной школе

Игра – высшая форма исследования.

Игра является одним из приёмов при обучении иностранному языку, особенно часто применяемыми на младшей ступени обучения. С помощью игры создаётся естественная коммуникативная игра, вызывающая интерес и активность детей, а постоянно присутствующий в игре элемент соревнования, желание выиграть мобилизует внимание учащихся, тренирует их память. Всё это способствует более прочному усвоению изучаемого лексического материала.

Игры используются в самых различных целях: при введении нового лексического материала, для закрепления его в памяти учащихся и для развития их устной речи.

создание психологической готовности обучающихся к речевому общению;

обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

тренировку обучающихся в выборе нужного речевого материала.

Игры на уроке английского языка могут быть очень продуктивны. В то же время они должны соответствовать целому ряду требований:

иметь чёткую инструкцию (следует избегать многословия, правила должны быть лаконичными и доступными всем обучающимся);

быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач (игра ради игры на уроке не допустима);

быть «управляемыми» (не сбивать заданный темп учебной работы на уроке и не допускать ситуации, когда игра выходит из-под контроля и срывает все занятие);

снимать напряжение урока, нивелировать часть психологического стресса при общении;

оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент (для обучающихся игра – в первую очередь, увлекательное занятие: языковой материал усваивается незаметно, но вместе с тем возникает чувство удовлетворения);

не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным,

стимулировать активность обучающихся.

В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно прочных знаний в языке. Боле того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий- все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязно ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. В игре все «понарошку», есть возможность спрятаться за маску кого-то другого, т.е. снять с себя ответственность за допущенные ошибки и представить ситуацию в свете того, что «я- это не я, а герой, которого я изображаю». В этом случае снимается часть психологического стресса при общении. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.
Игровые методы обучения используют различные способы мотивации :

1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).

2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).

3. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностную значимость. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. В игре есть таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа (познавательные мотивы).

В играх учащиеся достигают целей различных уровней:

На первом уровне происходит удовлетворение от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

На втором уровне достигается функциональная цель, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжетов, ролей.

На третьем уровне учащиеся достигают педагогической цели, решая игровые задачи. Именно на этом уровне происходит усвоение новых слов иностранного языка, использование лексики в речи.

Решая игровые задачи, учащиеся достигают педагогической цели, сами того не осознавая. Играя в лингвистическую игру, учащиеся концентрируют свое внимание над конкретными задачами, стоящими в игре, а результатом их деятельности будет усвоение новой лексики, общение на иностранном языке, формирование вторичной языковой личности.

Лексические игры преследуют следующие цели:

· познакомить учащихся с новыми словами и их соче таниями;

· тренировать учащихся в употреблении лексике в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

· активизировать речемыслительную деятельность учащихся;развивать речевую реакцию.

представлена серия интересных игр, направленных на запоминание лексики.
1. Расшифруй слова
2. Змейка
3. Опиши картинку
5. Кто есть кто
6. Ребусы
8. Мини сочинение
9. Найди ошибку
10. Вычеркни лишнее слово
11. Составь слово из двух половинок
12. Составь предложения по таблице
14. Заполни пропуски словами
15. Кроссворд
Подвижные игры (зарядка, игра в животных, игры на внимание.)

Например, заготавливается заранее комплект всех букв алфавита на карточках. На уроке учитель раздает карточки учащимся. Затем называет какое-то слово, например, « ball ». Учащиеся, имеющие карточки с названными буквами, должны выйти к доске и стать таким образом, чтобы получилось слово.

Игры-соревнования (дети делятся на группы и выполняют различные задания). Например, можно на доске написать какое-либо слово. По возможности оно должно быть подлиннее. Например, blackboard. Учитель вызывает учащихся из разных команд, они должны написать слова, начинающиеся с букв данного слова. Они пишут по вертикали.

Например, учитель бросает мячик и в это время называет слово по-русски или же по-английски. Учащийся должен перевести и бросить мяч другому ученику, задав при это слово по теме, которую сейчас проходят.

Многие учебные курсы для начальной школы вводят песенный материал как естественную часть при изучении тех или иных лексических тем.

На уроках часто применяются карточки с изображением лексических единиц. Проводятся различные виды игр с демонстрационным и раздаточным материалом: покажи и назови, разложи в заданном порядке («Паровозик»), поменяй местами, «Чего не стало?».

Игра «This is my nose»

Игра «Clothes»
Учитель дает ученику 5-7 рисунков с изображением предметов одежды. Он показывает их классу, называя на английском. Затем ведущий загадывает один из предметов, а дети, ставя по очереди вопросы, пытаются отгадать этот предмет.

Игра «What is missing?»
Учитель размещает на своем столе различные предметы (школьные принадлежности или игрушки), названия которых знают учащиеся. Ученика проходят мимо стола друг за другом и стараются запомнить все, что они видят. Затем учитель закрывает стол газетой и спрашивает: «What is missing?» Дети, вернувшись на свои места, называют предметы, которые они видели на столе: «А pen, a pencil, a book» и т.д. Побеждает тот ученик, который запомнил и назвал наибольшее количество предметов.

Разделить доску на две половины и на каждой стороне написать в столбик изученные лексические единицы (набор слов одинаковый, а последовательность разная). Класс делится на две команды. Для каждой команды предназначена своя половина доски. Участники по очереди подходят к доске и пишут соответствующий русский вариант напротив каждого английского слова. Если один из участников заметил ошибку, то он может израсходовать свой подход к доске на исправление этой ошибки, но тогда другое слово написать не сможет. Побеждает та команда, которая первой правильно справилась с заданием.

Образуются две команды. Справа и слева записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Образуется две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

Cтавится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

Под музыку дети передвигаются по классу, как только музыка останавливается, учитель называет цвет по-английски. Дети должны прикоснуться к предмету заданного цвета.

Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие.

Учитель : Guess what each pupil is doing.

P.1: This boy is doing his morning exercises.

P.2: That girl is washing her face.

Цель: повторение лексики по теме, развитие памяти.

Учитель объясняет, что ученики должны дополнить фразу My aunt went to town an d bought… словом, обозначающим предмет школьного обихода или одежды.

P.1: My aunt went to town and bought a book.

P.2: My aunt went to town and bought a book and a bag.

P.3: My aunt went to town and bought a book, a bag and a ruler.

Если ученик не может назвать своё слово, он выбывает из игры.

Дети разбиваются на две команды. Игра имеет несколько вариантов:

1. Берут макет часов со стрелками, которые легко двигать. Передвигая стрелки, учитель по очереди спрашивает учеников из обеих команд What time is it now? За каждый правильный ответ команда получает один балл.

3. Учитель ставит стрелки часов на 7:00 и просит каждого сказать, что он делает в это время. Ответы могут быть такими : I open the window and do my morning exercises at 7:00. My mother lays the table at 7:15.

На доске схематично изображён ручей. Две команды переходят через него в разных местах по камушкам, условно обозначенным квадратиками (по 10 квадратов на каждую команду). Чтобы наступить на камень, в каждый квадрат надо вписать слово из пройденной темы. Если слово написано неправильно или не соответствует теме, команда пропускает ход. Выигрывает та команда, которая быстрее переберётся через ручей.

Образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.

Каждому из играющих учеников выдаём листок с нарисованной цепочкой квадратиков и набор картонных квадратов с буквами алфавита. Учитель (ведущий) называет слово на русском языке или показывает рисунок с изображением какого-либо предмета. Ученики произносят слово на английском, а затем выкладывают слово из выданных букв. Игру можно усложнить, если дать задание составить с этим словом предложение. Победитель тот, кто справится с заданием первым.

Цель: закрепление лексики, развитие внимания.

Ведущий изображает какое-либо животное. Он совершает различные действия, характерные для этого животного. Другие ученики стараются угадать, какое животное он изображает. Угадавший становится ведущим.

Следующий способ отработки лексики можно использовать как в начальной школе, так и в средней. Это упражнение используется, когда класс поделен на группы. Выдаются карточки, и ребята выполняют задание на правильность, а также на скорость. Вот сейчас давайте попробуем поиграть.

Знакомство с достопримечательностями Лондона.
«Try to Remember».
Вариант 1 (игра фронтальная)
Учитель вывешивает на доске картинки с изображениями интересных мест Лондона. В течение одной минуты учащимся предлагается запомнить названия, затем ученики по памяти называют их. Побеждает тот, кто запомнил больше.

Вариант 2 (групповая игра)
Две команды учеников становятся лицом друг к другу. У каждого ученика картинка с изображением памятного места Лондона, которую он прячет за спиной. По сигналу ведущего одна из команд одновременно показывает второй команде свои картинки и быстро прячет. Члены второй команды должны запомнить и сказать, что было изображено на рисунках и в каком порядке.

Заключение.
Очевидно, что одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам- это проблема организации обучения с использованием игровой методики. Использование игры на уроках иностранного языка имеет значение для приобретения новых представлений или формирования новых умений и навыков. Игра имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося. Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения. Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны.

Источник

Современные стратегии обучения лексики на уроке иностранного языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Современные стратегии обучения лексики.docx

«Современные стратегии обучения лексики

на уроке иностранного языка»

Методика обучения иноязычной лексики издавна привлекала внимание учителей и методистов, т.к. она играет огромную роль в знании словаря, в развитии речевых умений учащихся

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя.

Его задача состоит в том, чтобы добиться полного освоения школьниками программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного словарного запаса на всех этапах обучения.

Задача практического овладения иностранным языком требует поиска путей совершенствования как методики обучения речевым умениям, так и большого внимания к организации языкового материала.

При работе над лексикой традиционно выделяют три основных этапа:

2) Первичное закрепление

3) Развитие умение использования навыков в различных видах речевой деятельности.

Первые два этапа часто объединяют в один – презентация лексики. Этап презентации играет важную роль в обучении лексики.

Многообразие различных приемов семантизации и первичного закрепления позволяет выбрать прием, соответствующий целям и задачам данного урока, возможностям учителя и варьировать их от урока к уроку.

Стратегии обучения лексики на уроке иностранного языка.

Традиционная стратегия обучения иноязычной лексике.

Большая часть лексики на начальном этапе усваивается учащимися для понимания при чтении и на слух и для использования в собственных устных и письменных высказываниях. Учитель должен построить первый этап работы над новым словом так, чтобы использовать по возможности большее количество упражнений в момент первого предъявления лексического материала, чтобы обеспечить максимальное количество повторений нового слова, возможность многократного прослушивания и воспроизведения его учащимися в речи.

Традиционная стратегия предполагает две основные стадии работы: семантизация лексических единиц и автоматизации лексических единиц. Семантизация рассматривается как процесс раскрытия значения иноязычных слов и их запоминание, а автоматизация — как процесс использования слов в говорении в целях овладения ими.

Оптимальные способы ознакомления с новым словом.

Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности состоит в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения.

3. Семантизация с использованием известных способов словообразования. Этот способ семантизации позволяет ввести слово в определенную парадигму, что способствует установлению более прочных парадигматических связей данного слова, а так же повторению уже изученных слов, которые входят в эту категорию. Здесь имеются в виду:

1) суффиксально-префиксальный способ словообразования,

Именно от характера тренировки зависит прочность запоминания слова.

Например, пословицы и поговорки – это благодатный материал, используемый в обучении. Благодаря обобщенному характеру пословиц и поговорок, их можно использовать во всех классах, обучая искусству иносказания, именно иллюстрировать свою мысль и обобщать ее в краткой форме.

Заучивание пословиц и поговорок не только развивает память учащегося, но и позволяет научиться адекватно отбирать лексические единицы и развивает эмоциональную выразительность речи

Однако самым сложным для учителя и самым важным для практического овладения языком можно назвать такой способ семантизации, как развитие языковой догадки через контекст.

Приёмы здесь могут быть самыми разными от дефиниции на иностранном языке до составления небольших образных и понятных ситуаций с использованием новых слов.

Применение игрового метода обучения способствует выполнению важных задач по обучению иноязычной лексики:
1) Создание психологической готовности учащихся к речевому общению
2) Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими лексического материала
3)Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к спонтанной речи.

Новый подход обучения лексики связан с использованием

при обучении лексики на уроках иностранного языка

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в современной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения программы обучения по предмету, учебных пособий и других обучающих средств.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации.
Можно применить такие упражнения, как:

7. На экране появляется русский перевод слова. Ученик произносит это слово на иностранном языке до тех пор, пока все слова не будут произнесены правильно. Преимуществом данного приема является осуществление немедленной обратной связи. Компьютер объективно оценивает результаты усвоения лексики.

Итак, лексика – это основной строительный материал языка, лексика индивидуализирует высказывание, придает ему конкретный смысл.

Основной практической целью обучения лексическому материалу иностранного языка является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности.

Что же значит «обучать лексике»? Это значит обучать слову, а овладеть словом – значит овладеть его значением, формой и употреблением, словообразованием, словоизменением. Из выше сказанного следует сделать вывод, что обучая лексике, мы обучаем языку, что является главной задачей методики преподавания иностранного языка.

Система лексических упражнений

Система лексических упражнений, построенная по принципу «от простого к сложному», то есть от уровня слова, словосочетания, предложения до уровня сверхфразового единства.

Упражнения на уровне слова.

Выразить то же самое с помощью одного слова.

Здесь можно давать различные дефиниции одних и тех же слов. Однако важно помнить о том, что определение и есть исходный контекст употребления слова, его первичное окружение. Те ассоциации, которые мы сможем заложить на этом уровне, продолжат в дальнейшем свое дело уже в устах учеников. Хотелось бы отметить и еще один важный момент. Иногда целью данного упражнения является не название слова учащимися, а понимание собственно дефиниции, где могут употребляться довольно сложные слова, как только что семантизированные, так и изученные ранее в различных контекстах. Через данное упражнение учитель может опосредованно формировать и различные уровни коммуникативной компетенции, включая социолингвистическую и социокультурную.

Подобрать синонимы/антоним к данному слову.

Здесь, как и в других упражнениях на выбор, учащиеся могут выбирать слова по памяти или из списка предложенных учителем слов. Хорошо бы использовать и собственные словарики. При работе над синонимами важно обращать внимание на различные задания, а также на особенности управления, если таковые имеются. Можно также проверить детальное понимание особенностей значения и употребления различных синонимов, объединив данное значение с предыдущим, то есть через отгадывание слова по его дефиниции.

Выбрать слова с наиболее общим значением.

Такие упражнения, помимо установления синонимических связей слова, учат обобщать, генерализировать понятия, что особенно важно при работе с детьми. Иногда подобные задания могут представлять сложность и определенный «вызов» и для взрослых.

Расположить слова по определенному принципу или признаку.

— по степени нарастания чувств (от ненависти до обожествления);

— по степени надежности (комфорта);

— по скорости передвижения (существительные или глаголы) и т.д.

5. Определить слово, которое не подходит к данной группе.

Данное задание будет интереснее, если сделать выбор не однозначным или хотя бы не столь очевидным.

Чтобы сделать подобное упражнение проблемным, надо помнить о том, что слова могут сочетаться по каким-то одним признакам или принципам, но различаться по другим. Можно учитывать цвет, форму, родовые признаки, даже форму образования множественного числа существительных или прошедшего времени глаголов, особенности правописания и т.д.

Образовать как можно больше однокоренных слов.

Упражнения на уровне словосочетания.

Составить/подобрать словосочетания к предложенным словам.

Предлагая такое задание, учитель обязательно использует возможность еще раз обратить внимание учащихся на особенности управления близких по значению слов, т.е. на то, что одни слова никогда не употребляются вместе, а другие требуют различных предлогов.

Это и подобные ему упражнения можно выполнять как индивидуально, так и в парах или группах. Можно провести его в форме игры «Кто больше?». В этом случае ученические словарики также могут оказать ощутимую пользу.

3. Соединить разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения/пословицы/поговорки и т.д.

4. Подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов.

Это упражнение может формировать как синтагматическое, так и парадигматические связи слова. Правда, это зависит от самих предложенных слов, от места упражнения в ходе изучения темы, от установки, которую дает учитель.

Приведем пример фрагмента урока в 7 классе. Когда дети знакомятся с темой «Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde!». Дети для составления рассказа о природе и ее защите составляют вместе с учителем план –опору, поместив слово « Die Natur » в центр доски. Справа ученики записывают действия, характерные для живой природы: растения цветут, благоухают, вырабатывают кислород, служат укрытием для животных, кормят, украшают планету; животные обеспечивают природный баланс, питают людей, снабжают сырьем и др. слева от слова пишут те действия, которые человек производит по отношению к природе: уничтожает, вырубает, защищает, охраняет, описывает, изучает, использует, восхищается, изображает, рисует и т.д.

За глаголами следуют прилагательные. Это задание можно выполнять в группах, используя для работы словари, изученные тексты.

Упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства.

Вопрос не столько запрашивает информацию, сколько несет ее. Если вопрос примитивен, то таков будет и ответ. Опытный учитель всегда сумеет задать вопрос, в ответ на который ученик станет использовать активную лексику и при этом сумеет обойтись без назойливого напоминания о необходимости использовать «новые, активные слова». Что кроме раздражения ничего не вызывает.

Профессионализм учителя и заключается в том, чтобы при обеспечении необходимой свободы выбора у учащихся твердой рукой вести их по нужному пути.

2. Поставить вопрос к выделенным словам/написать вопросы, ответами на которые могут быть данные слова или выражения.

Это упражнение одновременно решает несколько задач. Здесь мы имеем возможность еще раз отработать специальные вопросы, опосредованно готовя учеников к ведению диалога, а главное – имеем возможность формировать дискурсивную компетенцию. У данного упражнения есть и то преимущество, что, вместо того чтобы придумывать множество вопросов самому, учитель может распределить эту обязанность между учениками, вовлекая их в совместный процесс обучения и разделяя ответственность за его успешность. При выполнении данного задания можно также использовать разные режимы работы (индивидуальный, парный, групповой).

3. Закончить следующие предложения.

4. Соединить разрозненные части предложений в связный текст.

Подобрать или придумать заголовок к картинке.

Дать свою дефиницию слова.

Вот здесь пригодится вся та информация, которую учитель исподволь закладывал в фундамент семантического поля данного слова. Повторы также маловероятны, если удалось установить много различных ассоциаций.

Сравнить героев, животных, басни, сказки, города, страны и т.д.

Например: Золушка и Хаврошечка; Москва и Берлин и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *