технологии вузовского обучения сущность структура и методика применения
Презентация «Технологии обучения в системе высшего образования «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет» Кафедра общей и педагогической психологии Технологии обучения в системе высшего образования презентация по дисциплине «Психология высшей школы» Выполнила: аспирант 2 года обучения (очная форма) научная специальность 10.02.01 «Русский язык» Мудрая Мария Вадимовна Проверил: доктор психологических наук, профессор Трофимова Наталья Борисовна
Лекция: Технологии обучения в системе высшего образования План лекции Понятие технологии Структура и функции технологий обучения в высшей школе. Классификация технологий Традиционные и инновационные технологии Технологизация образовательного процесса
Технология обучения в вузе представляет собой систему психологических, общепедагогических, дидактических, частнометодических процедур взаимодействия педагогов (ученых, инженеров) и студентов с учетом их способностей и склонностей, направленных на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, содержанию подготовки специалистов.
Структура технологии Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; преподаватель, студент; результат деятельности.
Структура технологии Схема технологического построения учебного процесса
Функции технологии Условно можно выделить следующие функции технологий обучения в высшей школе: инициирование активности студентов; оснащение способами продуктивной деятельности, работы с разнообразием информационных текстов; стимулирование индивидуального выбора и мотивации творчества; обеспечение развития критичности мышления, обмена ценностными суждениями; активизация сотрудничества в коллективной работе; помощь в самоуправлении исследовательской деятельностью; получение «Я-сообщений»
Классификация технологий Классификация НИИ высшего образования Российской Федерации, предложенная А. Я. Савельевым: по направленности действия (личностно-развивающие и профессионально-ориентированные и т. д.); по целям обучения (получение знаний, выработка навыков и умений, формирование профессиональных качеств личности и т. п.); по предметной среде (гуманитарные и социально-экономические, естественнонаучные, технические, специальные дисциплины); по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, информационные, телекоммуникационные и т. д.); по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные).
Сравнительная характеристика традиционной и инновационной технологий обучения
Сравнительная характеристика традиционной и инновационной технологий обучения
Инновационные технологии проблемное обучение, программированное обучение, обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), алгоритмизация обучения (Л. Н. Ланда), развивающее обучение по знаково-контекстному типу (А. А. Вербицкий), проектное обучение.
Интерактивные технологии Лекции: – проблемная лекция, – лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация), – лекция-визуализация, – лекция «пресс-конференция», – лекция-диалог и др. Семинары: – дискуссия, – деловая игра, – кейс-стади, – ролевая игра, – тренинг, – метод проектов, портфолио и др.
Технологизация образовательного процесса Технологизация образовательного процесса под воздействием научно-технического прогресса не только неизбежна, но и продуктивна, несмотря на все своеобразие образования как сферы прежде всего духовного производства.
Список использованной литературы Авво Б. В., Заир-Бек Е. С. Гуманитарные технологии в педагогическом образовании // Педагогика в вузе как учебный предмет: Сборник научных трудов. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 88–106 Аронова, Г. А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – 2012. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513950/ Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – С. 3. Борисова, И.И. Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе / И. И. Бычков, Е.Ю.Ливанова. – Нижний Новгород, 2011. – С. 15 – 34. Нигматов, З.Г.Теория и технологии обучения в высшей школе: Курс лекций / З.Г. Нигматова. Л.Р. Шакирова – Казань, 2012. – 357 с. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие (ред. М. В. Буланова-Топоркова) – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации/ Г. К. Селевко. – Москва : Народное образование, 1998. – 255 с.
Семинар: Технологии обучения в системе высшего образования Цель: освоение системы знаний о технологиях обучения в системе высшего образования и овладение умениями и навыками применения технологий в рамках реального педагогического процесса. Задачи: 1) развивать профессиональное творческое мышления; 2) обобщить и закрепить знания о технологиях обучения в системе высшего образования; 4) овладеть умениями и навыками постановки и решения проблемных задач; 5) осуществить контроль знаний.
План проведения семинара Вводная часть 1. Цели и задачи семинара. 2. Сообщение плана работы семинара. Основная часть 1. Опрос. 2. Дискуссия. 3. Деловая игра. 4. Игра «Ассоциация». 5. Проблемные задачи. 6. Тест. Итог семинара Подведение итогов.
Опрос Раскройте сущность общенаучного понятия «технология». Назовите структурные элементы технологии обучения. Какие типы технологий вы знаете? Охарактеризуйте их.
Дискуссия Оцените последствия технологизации образовательного процесса. Необходимо ли применять инновационные технологии в системе высшем образовании?