технологии обучения по математике по фгос
Статья «Применение современных образовательных технологий на уроках математики в рамках ФГОС»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС»
Приходько Лариса Анатольевна
Учитель математики МБОУ «Сойгинская СОШ»
п. Сойга, Ленский район, Архангельская область
В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.
В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства Учитель должен уметь строить урок с учетом формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся, знать и использовать технологии, которые позволят осуществить достижение требований ФГОС второго поколения наилучшим способом.
В связи с этим наиболее актуальными становятся педагогические технологии, которые я применяю в своей работе: проектная технология, групповые технологии, игровые технологии.
Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Считаю, что именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.
При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.
Групповая форма обучения решает три основные задачи:
1.Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.
2.Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.
3.Социально ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в обществе.
Групповая технология на мой взгляд позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.
Как показывает практика целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Также одно из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это личностные взаимоотношения между учащимися. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы.
Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
При оценке деятельности каждого учащегося в группе используется оценочный лист, в котором каждый член группы выставляет на каждом этапе работы самостоятельно себе оценку за проделанную работу.
Пример.
Математика, 6-й класс. Тема: «Сложение, вычитание и сравнение дробей с разными знаменателями».
Все ученики делятся на группы 3 группы. В каждой группе по три человека, из которых один «сильный», один «слабый», один «средний».
На 1 этапе урока проходит активизация опорных знаний через устный счет или опрос. Предлагаются задания занимательного характера, например « Брейн – ринг» учитель задает вопросы, учащиеся отвечают. За каждый правильный ответ группа получает жетон, по завершению опроса определяется самая активная группа.
Вопросы:
1) дробь, которая больше или равна 1
2) знаменатель
3)НОК(6;12)
4) черта дроби
5) результат вычитания
6) числитель
7) результат сложения
8) десятая часть тонны
9) НОК(5;7)
10) как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями?
Подводится итог, учащиеся работают с оценочными листами.
На 2 этапе проходит изучение нового материала по группам с использованием опорного конспекта. Каждая группа получает разные задания. После завершения работы, каждой группе предлагается защитить свое задание у доски. Решить с объяснением два примера.
Чтобы сравнить( сложить, вычесть) дроби с разными знаменателями, надо:
1) привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю;
2) сравнить( сложить, вычесть) полученные дроби.
Примеры:
1. Сравнить дроби 3/15 и 4/27
21/135
2. Сложить дроби
5/12+7/18= 15/36+ 14/36=29/36
3. Вычесть дроби
3/5-3/7=21/35-15/35=6/35
1 группа «Изучить правило сложения дробей с разными знаменателями»
2 группа «Изучить правило вычитания дробей с разными знаменателями»
3 группа «Изучить правило сравнения дробей с разными знаменателями»
У каждого члена группы имеется опорный конспект, по которому учащиеся учат правило и затем рассказывают его консультанту группы, после чего, приступают к практическому применению, разбирают решенные примеры в опорном конспекте. Если возникают вопросы, обращаются к консультанту. Далее выполняют примеры, предложенные для самостоятельной работы, после чего проходит взаимопроверка. Консультант сообщает учителю, о готовности группы по своему заданию.
На 3 этапе проходит защита заданий каждой группой. Учащиеся остальных групп внимательно слушают объяснения и готовятся отвечать на вопросы по правилам, которые не изучали.
На 4 этапе каждая группа получает одинаковые карточки, которые содержат задания на все три правила, т.е на сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Проходит взаимопроверка, подводится итог.
Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения. Групповая форма несет в себе и ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке.
Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что применение групповой работы при обучении математике эффективно.
Цели игровых технологий (в соответствии с требованиями ФГОС):
1. В направлении личностного развития. Развитие внимания и сообразительности, стремления к знаниям, умения мыслить самостоятельно, объективно отстаивать свою точку зрения, а также волевых качеств личности и высокой мотивации обучения.
2. В метапредметном направлении. Тренировка смекалки, развитие способности наблюдать, проявлять инициативу и быть ответственным за свое решение, формирование коммуникативных навыков.
3. В предметном направлении. Представление учащимся разнообразных занимательно — развлекательных задач, направленных на развитие мыслительных способностей, сообразительности, внимания, творческого воображения, интереса к предмету.
Задачи (в соответствии с требованиями ФГОС):
1. В направлении личностного развития. Воспитывать у учащихся интерес к математике и познанию, самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, внимательность, сосредоточенность, умение применять имеющиеся знания на практике, умения защищать свои убеждения. Формировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.
2. В метапредметном направлении. Активизировать различные виды памяти ученика, формировать способность ориентироваться в необычных ситуациях, пополнить запас знаний, представлений и понятий ученика, развивать его фантазию, необходимых при организации деятельности в любой сфере.
3. В предметном направлении. Выявить учащихся, которые обладают неординарными способностями и стремятся к углублению своих знаний по математике. Вовлечь в учебную деятельность всех учеников, далее пассивных. Повысить уровень математического развития учеников и расширить их кругозор. Углубить представления учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Игровые технологии являются одной из форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным работу учащихся на творческо-поисковом уровне.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, стараюсь учить детей не так, как нам взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно его взят.
Исходя из собственного опыта, могу сказать,что уроки игры лучше проводить на уроках разных типов, но наиболее целесообразно –на уроках систематизации и обобщения учебного материала.
В каждом процессе есть положительные и отрицательные результаты. Так и в игровых технологиях есть «плюсы» и «минусы».
«Плюсы» использования игровых технологий:
*Игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления.
*Являются естественной форма труда, приготовлением к будущей жизни.
*Способствуют объединению коллектива и формированию ответственности.
*Несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении.
*Способствуют использованию знаний в новой ситуации.
*Передается опыт старшего поколения младшему.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
*Сложность в организации и проблемы с дисциплиной.
*Невозможность использования на любом материале
*Требуют больших временных затрат.
*Сложность в оценки учащихся.
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Игровые технологии я использую на разных этапах урока.
Приведу примеры игровых технология из опыта работы.
Начало урока: игровой момент «Отгадай тему урока».
Устная работа: магические квадраты, кроссворды, ребусы, головоломки и др
Задание: Расставьте в следующих забавных равенствах запятые:
57+13=7; 536-336=2; 15*6=9;
86-47=81,3; 5+208=7,08; 12*50=60.
Устный фронтальный опрос. Тема: «Длина окружности и площадь круга».
На доске записаны формулы с пропущенными элементами. Задача класса узнать, что это за формула и чего не хватает в записи этой формулы.
При закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения.
Самоконтроль – в игровой форме.
1. Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше 7 и меньше 8?
2. Между числами 5,2 и 5,3 поставьте число, большее 5,2 и меньшее 5,3.
На нашей планете обитают тысячи различных птиц и зверей. Правильно расставив порядок действий, и верно выполнив каждое из них, ты сможешь прочесть название симпатичных и очень жизнерадостных птиц.
Творческие задания (выполнили учащиеся 5 класса)
1.Расшифруйте название животного обитающего в нашей местности.
Своеобразный хищник, питается в основном падалью, но иногда охотиться на животных.
Расшифруйте название животного обитающего в нашей местности.
Хороший землекоп. В зимнее время погружается в спячку.
Проектная технология. Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является « Метод проектов».
Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Этапы работы над проектом
Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.
Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.
Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.
Оформление проекта, подготовка к защите.
Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта.
Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»
Оценивание каждого участника проекта.
Урок геометрии 8 класс.
Разбиваются на группы, (кол- во групп соответствует видам четырехугольников) разрабатывают основные идеи, цели своей работы, составляют план
Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах
Сбор, анализ и систематизация собранной информации о свойствах и признаках четырехугольника, запись материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.
Консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.
Оформление своего проекта, защита его
Оказывает помощь в оформлении
Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»
Оценивание каждого участника проекта.
В итоге общим итогом деятельности всех участников и групп становится создание классификации четырехугольников.
Плюсы проектной технологии:
Способствует развитию речи, умению работать в коллективе, расширению кругозора учащихся, повышению мотивации учащихся, развитию общеучебных умений.
Минусы проектной технологии: сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя; увеличение риска неудачного окончания работы учащегося; повышение эмоциональной нагрузки и на учащегося, и на учителя; невозможность включить значительное число учащихся в работу над проектом.
Вывод: Системная работа по использованию мною педагогических технологий в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике составляет 100%, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, у слабых учащихся снижается порог тревожности.
«ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС»
« Ec ли ч e л o век в шк o ле не научится творить, то и в жизни он будет тольк o подр a жать и копиров a ть»
Уч e бный труд, к a к и всякий друг o й, инт e рес e н т o гда, к o гда он разн o образен. Одн o образные спос o бы действий оч e нь быстр o вызыв a ют c куку.
Ух o д от тр a диционного ур o ка ч e рез исп o льзование в пр o цессе o бучения н o вых техн o л o гий позв o ляет устр a нить одно o бразие образ o вательной ср e ды и мон o тонность учебног o проц e сса, с o здаст усл o вия для см e ны вид o в деят e льности обуч a ющихся.
C егодня обще c тву нужны тв o рческие личн o сти, кот o рые м o гут быть a ктивными стр o ителями жизни. Стан o вится в a жным, чт o бы шк o льник п o чувствовал с e бя полн o правным уч a стником процесс a образования. Эт o возм o жно, e сли педаг o гическое взаим o действие будет постр o ено на осн o ве с o трудничества субъект o в образовательн o го пр o цесса (учителя и учащегося).
Ур o к был и o стается одн o й из осн o вных ф o рм o бучения. С o временный ур o к матем a тики – пост o янно развив a ющаяся ф o рма, гл a вным напр a влением р a звития кот o рой является превр a щение ег o в результат творчества учителя и учащегося. П o зиции учителя и ученика на уроке тесно связаны между с o бой: o дин пришел получить знания, друг o й – чтобы поделиться этим знанием. Для того, чтобы сделать этот процесс интересным для всех участников педагогического взаимодействия, эффективным (учащиеся должны овладеть знаниями и умениями на уровне планируемых результатов), учитель на достаточном уровне должен уметь управлять учебным процессом.
Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.
B связи с этим наиб o лее акту a льными стан o вятся пед a гогические техн o логии, которы e я прим e няю в св o ей раб o те: пр o ектная техн o логия, групп o вые технологии , игр o вые техн o логии, здоровь e сберегающие техн o логии.
Цели игровых технологий (в соответствии с требованиями ФГОС):
1. В направлении личностного развития. Развитие внимания и сообразительности, стремления к знаниям, умения мыслить самостоятельно, объективно отстаивать свою точку зрения, а также волевых качеств личности и высокой мотивации обучения.
2. В метапредметном направлении. Тренировка смекалки, развитие способности наблюдать, проявлять инициативу и быть ответственным за свое решение, формирование коммуникативных навыков.
3. В предметном направлении. Представление учащимся разнообразных занимательно — развлекательных задач, направленных на развитие мыслительных способностей, сообразительности, внимания, творческого воображения, интереса к предмету.
Задачи (в соответствии с требованиями ФГОС):
1. В направлении личностного развития. Воспитывать у учащихся интерес к математике и познанию, самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, внимательность, сосредоточенность, умение применять имеющиеся знания на практике, умения защищать свои убеждения. Формировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.
2. В метапредметном направлении. Активизировать различные виды памяти ученика, формировать способность ориентироваться в необычных ситуациях, пополнить запас знаний, представлений и понятий ученика, развивать его фантазию, необходимых при организации деятельности в любой сфере.
3. В предметном направлении. Выявить учащихся, которые обладают неординарными способностями и стремятся к углублению своих знаний по математике. Вовлечь в учебную деятельность всех учеников, далее пассивных. Повысить уровень математического развития учеников и расширить их кругозор. Углубить представления учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Игровые технологии являются одной из форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным работу учащихся на творческо-поисковом уровне.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, стараюсь учить детей не так, как нам взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно его взят.
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что уроки игры лучше проводить на уроках разных типов, но наиболее целесообразно – на уроках систематизации и обобщения учебного материала.
В каждом процессе есть положительные и отрицательные результаты.
Так и в игровых технологиях есть «плюсы» и «минусы».
«Плюсы» использования игровых технологий:
— Игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления.
— Являются естественной форма труда, приготовлением к будущей жизни.
— Способствуют объединению коллектива и формированию ответственности.
— Несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении.
— Способствуют использованию знаний в новой ситуации.
— Передается опыт старшего поколения младшему.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
— Сложность в организации и проблемы с дисциплиной.
— Невозможность использования на любом материале
— Требуют больших временных затрат.
— Сложность в оценки учащихся.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Я заметила, что включая в урок игровые моменты, он становится более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Игровые технологии я использую на разных этапах урока.
Приведу примеры игровых технологий из опыта работы.
Тема урока «Делимость натуральных чисел»
Урок-игра «Математический перекресток»
Цели игры: повторить и закрепить полученные знания о делимости чисел
Класс делится на команды. Ученикам раздаются жетоны красного, желтого, зеленого цвета. Учитель представляет жюри – инспектор ГИБДД.
Какие числа называются делителями данного числа?
Сформулируйте признак делимости на 2?
Сформулируйте признак делимости на 3?
Сформулируйте признак делимости на 25?
Карточка зеленого цвета
1. Найдите НОК (3;5), НОК (15;20), НОК (35;24), НОК (42;60).
2. Составьте из цифр 2, 5 и 0 все возможные трехзначные числа:
а) кратные 2,
б) кратные 5,
в) кратные 2 и 5,
г) не кратные ни 2, ни 5,
д) кратные 2, но не кратные 5,
е) кратные 5, но не кратные 2 (цифры в записи числа не повторяются)
Итак, светофор проехали. Едем дальше, видим дома с вывесками. (Вписать в окошечко число, соответствующее вывеске).
На пути пост ГИБДД. Инспектор предлагает выполнить задание.
Начало урока: игровой момент «Отгадай тему урока».
Устная работа: магические квадраты, кроссворды, ребусы, головоломки и др
Задание: Расставьте в следующих забавных равенствах запятые:
57+13=7; 536-336=2; 15*6=9;
86-47=81,3; 5+208=7,08; 12*50=60.
Рассмотрите схемы. Дайте описание математических «ромашек». Обратите внимание на числа, расположенные на противоположных лепестках. Какая связь между ними и числом в центре?
Постройте «ромашки» для чисел 14, 18, 20, 24, 32, 45.
Устный фронтальный опрос. Тема: «Длина окружности и площадь круга».
На доске записаны формулы с пропущенными элементами. Задача класса узнать, что это за формула и чего не хватает в записи этой формулы.
Самоконтроль – в игровой форме.
1. Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше 7 и меньше 8?
2. Между числами 5,2 и 5,3 поставьте число, большее 5,2 и меньшее 5,3.
На нашей планете обитают тысячи различных птиц и зверей. Правильно расставив порядок действий, и верно выполнив каждое из них, ты сможешь прочесть название симпатичных и очень жизнерадостных птиц.
«Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)
Игра «Соревнование художников»
На доске записаны координаты точек: КОШКА
Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.
Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.
Игра «Магические квадраты»
А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.
Математика 5 класс «Треугольник»
Учитель: Давайте вспомним, о какой фигуре мы говорили с вами на
прошлых уроках. (О многоугольнике.)
— Назовите фигуры, изображённые на рисунке? Какая фигура называется многоугольником?
— Является ли треугольник многоугольником? Назовите элементы треугольника.
В рабочих листах отметим три точки, обозначим их прописными латинскими буквами А, В и С. Соединим их попарно ( по две) отрезками./на доске должны быть рассмотрены два случая : три точки лежащие и не лежащие на одной прямой/.Что получили?
— В одном случае АВС, а в другом – треугольник не получился (треугольник “выродился” в отрезок).
-Так что такое треугольник?
Учитель: Продолжим знакомство с треугольниками…
— По какому признаку мы выделим с вами группу треуголь ников? (В зависимости от величины угла.)
— Какие виды треугольников входят в эту группу? (Прямо угольный, тупоугольный, остроугольный.)
А сейчас с помощью наших веревочек построим треугольники этих видов.
Геометрия 7 класс. Тема урока: «Сумма углов треугольника»
(Из треугольника с обозначенными углами 1, 2, 3 отрезаем все углы и прикладываем к линейке, и так выясняем что сумма углов равна развернутому, т.е. 180 0 )
Ученикам предлагается построить треугольник с углами 90, 120, и 60 градусов (практическое задание невыполнимо вообще).
Попытавшись его выполнить, учащиеся оказываются в затруднении.
Создать ситуацию проблемы с определением темы урока, какова же она будет?
Самостоятельно попытаться вывести тему урока из сложившейся затруднительной ситуации.
Побуждающие вопросы к формированию гипотезы: чему же именно равна сумма углов треугольника?
Практическое решение поставленной проблемы. Столкновение различных мнений среди учащихся.
Урок геометрии 7 класс. Тема: Равнобедренный треугольник.
Вводится понятие высота, медиана, биссектриса.
Прошу отгадать ребусы:
Для лучшего запоминания свойств, предлагаю стихи:
Как предусмотрено в новых стандартах, школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Работая учителем математики при организации учебной деятельности я уделяю внимание следующим факторам:
комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность;
правильное соотношение между темпом и информационной плотностью урока (оно варьируется с учетом физического состояния и настроения учащихся);
построение урока с учетом работоспособности учащихся;
благоприятный эмоциональный настрой;
проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке использую физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук.
Физкультминутка «Хлопушка»
Если дробь сократима – хлопаем, если несократима – топаем.
Физкультминутка «Счет с препятствиями»
Физкультминутка «Не ошибись»
По очереди учащиеся в порядке возрастания называют числа, которые удовлетворяют хотя бы одному из условий: число оканчивается цифрой 3 или оно делится на 3. Игру можно начинать с любого натурального числа. Например: 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23.
Физкультминутка «Ай да я!»
Учащиеся встают в круг. Сосчитать до 30, заменяя числа, кратные 3 и содержащие в записи цифру 3, фразой «Ай да я!»
Физкультминутка «На внимание»
Учитель 2-3 секунды показывает одну карточку. Затем учащиеся выполняют какие-либо упражнения(например, три приседания. Три поворота, и т.д.). учитель показывает другую карточку. Учащиеся должны заметить, что изменилось в карточке.
Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом даётся задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. А самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание – «Все новое – хорошо забытое старое».