технические средства обучения в начальной школе

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: Данная статья посвящена изучению технических средств в процессе обучения, так как в современном мире широко используются технические средства в обучении. Под техническими средствами обучения мы будем понимать все технологические приборы, обучение и системы, которые помогают организовать процесс преподавания.

Ключевые слова: технологии, технические средства, оборудование, приборы, классификация, функции, обучение.

Annotation: This article is devoted to the study of technical means in the learning process, since in the modern world technical means are used in training. By technical means of training we will understand all technological devices, training and systems that help organize the teaching process.

Key words: technologies, technical means, equipment, devices, classification, functions, training.

Целью исследования является изучение технических средств обучения Задачами исследования являются:

1. Изучение технических средств в области обучения

2. Изучение применения технических средств в обучении

3. Рассмотрение разных типов технических средств

4. Изучение функций технических средств в обучении

Классифицировать технические средства, используемые в учебном процессе, можно по разным критериям. Например, по тому, какой орган чувств человека воспринимает информацию от устройства, каковы заложенные в них технические решения и дидактические подходы и т.п. Одна из возможных классификаций приборов, оборудования, системы, которые используются в преподавании:

Классификацию, которую мы перечислили, нельзя воспринимать как раз и навсегда установившуюся жесткую структуру. Границы между отдельными группами устройств размыты.

Неадаптивные приборы, оборудование и системы, используемые в процессе преподавания, обычно связаны с монодиректальной коммуникацией. Это значит, что они базируются в основном на передаче информации от преподавателя к учащимся.

Адаптивные технические средства обучения с точки зрения своих функциональных возможностей дает осуществлять обратную коммуникацию. Это означит, что они дают передавать информацию не только от

преподавателя к учащимся, но и, обратно, от учащихся к преподавателю (обратная взаимосвязь). [2, с. 256]

При изучении классификации средств обучения выделяют несколько значимых факторов, которые используются для разделения средств обучения на отдельные группы:

1. По характеру воздействия на учащегося: визуальные (слайды, карты, макеты), аудиальные(аудиофайлы), аудиовизуальные (видеозаписи, презентации).

2. По степени сложности: среднего уровня (объемные модели, изображения, учебники по предметам), высокого уровня (компьютеры, механические вуальные средства)

3. По происхождению: естественные (предметы, взятые из самой природы), символические технические визуальные и аудиовизуальные средства.

Успех от процесса обучения, с одной стороны, зависит от правильного выбора визуального учебного материала, с другой стороны, от проекционных возможностей установок и условий их обслуживания. Визуальные учебные материалы могут, независимо от их дидактической ценности, хорошо выполнять задачу передачи сведений только в том случае, если студенты могут их увидеть без помех со всеми деталями. Чтобы обеспечить максимально удобное восприятие проецируемых изображений, должен быть выполнен целый ряд условий. Эти требования касаются условий, связанных с особенностями учебного помещения, самого наглядного материала и проекционного прибора. Помещение для занятий должно быть оборудовано таким образом, чтобы студенты могли хорошо воспринимать как визуальную, так и аудиоинформацию. Визуальная информация может быть хорошо воспринята в том случае, если все участники занимают места в так называемой оптимальной области обозрения. Под такой областью в учебном помещении понимается площадь, где каждый студент может воспринять необходимый минимум из представляемой информации.[3, с. 231]

Функции технических средств обучения очень разные и их большое количество. Выделим основные важные 4:

1) Коммуникативная – это функция служит для передачи информации. Данная функция даёт возможность воспринимать учебный материал.

Технические средства обучения должны в процессе преподавания выполнять, помимо остальных, еще три важные функции:

-представлять учебный информацию (материал);

-дать указания (содействие, помощь) по переработке данной информации;

-осуществлять обратную связь.

Первая из функций выполняется при любой организации занятия, потому, что всегда предлагается учебный материал. Однако этого одного недостаточно. Для успешного достижения поставленных целей обучения решающим является именно то, что учебная информация должна быть понятна и усвоена(освоена) учащимися. Этому способствует выполнение техническими средствами второй из названных функций. Конкретно это, например, означает, что используемые технические средства должны содержать модели ожидаемых результатов обучения, в определенной мере управлять вниманием учащихся, при необходимости обеспечивать подсказку, которая может осуществляться в виде уточнения вопроса или корректировки учебной ситуации, с помощью технических средств студенты могут быстро получить необходимые справки по используемым в текущий момент законам, понятиям и правилам, а также получить рекомендации по переносу (трансферту) изученного ранее материала на новую учебную ситуацию и т.д. Однако и выполнение второй функции не совсем достаточно. [4, с.79]

Для контроля за результатом обучения с целью выявления уровня освоенных знаний необходимы текущие сведения о качестве и количестве переработанной студентами информации. Учащийся должен быть проинформирован о том, насколько правильны и важны его старания. Для самоконтроля он должен иметь данные о том, насколько оправдываются его ожидания результатов от обучения и в то же время и преподаватель для того, чтобы знать, какие следует предпринять шаги дальше, нуждается в данных о степени усвоения информации учащимися.

Четко видны возможности и преимущества технических средств обучения в области представления учебной информации. Именно в этой функции возможности преподавателя ограничены. Преподаватель превосходит технические средства там, где он демонстрирует свои собственные разработки. Во многих других случаях возможности технических средств, касающиеся репертуара представляемой учебной информации, обычно превосходят возможности преподавателя.

Источник

Технические средства обучения

«Забота о здоровье ребёнка – это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»

По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает.

Каждый учитель должен задавать себе вопрос: «Как учить ребенка, сохраняя его здоровье?»

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Это исходный фон. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка. Урок – основная структурная единица учебной работы с учащимися. Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. Гигиенически правильно организованный урок дает возможность длительно поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности, необходимой для полноценного обучения и предупреждать преждевременное наступление утомления. Но нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние здоровья педагога, что в свою очередь оказывает влияние на состояние здоровья обучающихся. Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы).

Перед использованием ТСО, обучающихся необходимо научить пользоваться ими. Здесь средство обучения выступает как предмет освоения. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой учащиеся обычно бывают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому они часто обращают большое внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию. Рассеивание внимания может иметь место при первоначальном изучении дисплея, другой техники.

Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо специально учить детей работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, проводить инструктаж, давать познавательное задание, проверять готовность к работе и четко определять цели работы, объекты оценки и контроля.

Именно в начальной школе – ввиду психологических особенностей младшего школьника – ТСО просто незаменимые помощники учителя. Преимущественно наглядно-образное восприятие наших учащихся, требует использования различных аудиовизуальных средств обучения на уроках музыки, рисования и труда, на уроках чтения и природоведения, на уроках русского языка и математики, а также физического воспитания.

Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала.

Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста обучающихся, учебного предмета и необходимости их использования.

Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: обучающиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у обучающихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

Целесообразное количество уроков с применением ТСО – не более 3-4 раз в неделю.

При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 5 (СанПиН 2011)

При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради – освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 – 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым СанПиН.

Опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютером настолько маскирует утомление, школьники настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления, продолжают занятия (игры) и в результате наносят существенный вред своему здоровью. Как результат – мы получаем появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса у школьников.

Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся

Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут и для детей 7-10 лет 15 мин.

Гигиенические требования к оформлению и размещению компьютера

Рекомендуемая мебель для компьютерных классов образовательных учреждений

Рост учащихся, см Высота над полом, см

Стол Пространство для ног Стул
145-160 640 530 380
161-175 700 560 420
175 760 590 460

После использования ТСО, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, (а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

И.п. – сидя, руки подняты вверх.
1 – сжать кисти в кулак
2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. – стоя, руки вдоль туловища
1 – правую руку на пояс
2 – левую руку на пояс
3 – правую руку на плечо
4 – левую руку на плечо
5 – правую руку вверх
6 – левую руку вверх
7- 8 – хлопки руками над головой
9 – опустить левую руку на плечо
10 – правую руку на плечо
11 – левую руку на пояс
12 – правую руку на пояс
13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз.
Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 – медленный.

Все вышесказанные требования изложены в документе «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 2011 год
Сегодня во многих школах имеются компьютеры, проекторы, экраны, интерактивные доски – вся эта техника призвана, чтобы акцентировать внимание учеников, усилить познавательный интерес, мотивацию к обучению. Но применять эти инструменты нужно грамотно, чтобы не навредить здоровью ребенка.

В заключение, хочется вспомнить восточную мудрость:

«У кого есть здоровье – у того есть надежда.
У кого есть надежда – у того есть всё!»

Литература:

Источник

Реферат Наглядные и технические средства обучения в начальной школе.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство образования РФ

Наглядные и технические средства обучения в начальной школе.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ г. Иркутска № 17

Наглядные и технические средства обучения в начальной школе.

Результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно представить себе современного учителя, не использующего дополнительных методических пособий, кроме учебника. Довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучении занимает далеко не последнее место. В настоящее время все большее и большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядности. Это связано с тем, что методы использования наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, экономят время учителей.

Тема, связанная с использованием наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении младших школьников. П рименение наглядных методов на уроках в младших классах очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний, кроме того, учителя начальных классов имеют потребность в реализации эффективных методов использования наглядности. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. Он позволяет учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, то есть значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе. Время стремительно летит вперед. Школьный учитель не может остаться в стороне от достижений в области информационных технологий, доступных школе. Компьютер не заменит человеческого общения, зато ему по силам сделать урок ярче. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране — медиапрезентация. А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность, повышение интереса учащихся.

С учетом требований основных элементов образовательного процесса в соответствии с новыми образовательными программами и в соответствии с ресурсно-регламентным подходом выбор всех видов наглядности и технических средств направлен прежде всего на эффективную реализацию как традиционных, так и новых требований к элементам образовательного процесса, включая цели и задачи, содержание, деятельность учителя, деятельность в ее разнообразных видах (познавательная, практическая, инфокоммуникативная, речевая, музыкально-творческая, художественно-творческая, двигательная, игровая), методологические подходы и принципы дидактики и воспитания, результаты.

Требования к учебному оборудованию и техническим средствам обучения (имеется в виду традиционные, усовершенствованные и инновационные средства обучения). В школах, где со 2 класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2 классе — не более 20 мин, в 3 — не более 25 мин; на уроках математики во 2 классе — не более 15 мин, в 3 — не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий.

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для учащихся младших классов 3-4.

При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным компьютерам.

После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется учащимися на рабочем месте.

На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Общая длительность практической работы для учащихся 1-2 классов — 20-25 мин, для учащихся 3-4 классов — 30-35 мин.

Основания и цели разработки требований к учебному оборудованию: обеспечить ресурсные условия введения Федерального компонента государственного стандарта начального образования, в части учебного оборудования, включающего также и технические средства обучения. Они разработаны по всем предметам начальной школы с учетом этого документа и определяют общие ориентиры в создании оптимальной образовательной среды, благоприятной для успешного образования младших школьников.

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих критериев:

обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);

обеспечение культуросообразности в формировании личности младшего школьника;

создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников;

создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования, труда в уголке природы и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.).

На основе реальной оценки социальной ситуации в современной начальной школе: имеющееся в распоряжении учителя учебное оборудование и средства обучения, созданные 20-30 лет назад, устарели (прежде всего, по содержанию), потеряли эстетический вид, а многое пришло в негодность. Более того, отдельные средства обучения пришли в противоречие с существующей системой образования. Вместе с тем, учитель вынужден пользоваться имеющимся оснащением, т.к. современные средства либо отсутствуют, либо по разным причинам недоступны массовой школе. Поэтому создание критериев для выбора наглядных и технических средств обучения, которые должны быть представлены в современной школе, имеет важное значение, для модернизации начальной школы. Не все учителя массовой школы смогли психологически перестроиться, понять стратегию развития первой ступени образования, осознать неизбежность изменения приоритетных целей и технологии начального обучения. Приверженность учителя к устаревшим формам обучения (репродуктивные методы, наглядный печатный материал, малоэффективные технические средства и др.) показывает его неготовность к освоению и использованию новых средств информации. Это усиливает необходимость введения новых Требований к оснащению образовательного процесса как мотива изменения позиции учительства.

Критерии выбора наглядных и технических средств обучения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

Для реализации практической направленности процесса обучения младших школьников, получения возможности организовать на уроке их разнообразную деятельность необходим специальный отбор средств обучения, включающих как печатную продукцию, так и натуральные объекты, модели и т.п. Доля разных видов средств и учебного оборудования представлена с учетом специфики каждого предмета. Например, для уроков музыки наиболее значимы технические средства обучения, а для уроков окружающего мира – натуральные объекты.

Критерии составлены с учетом ориентации на использование как традиционных, и привычных для учителя массовой школы средств обучения (таблицы, плакаты, оборудование класса), так и новые, отражающие современные средства информатизации процесса обучения. Перечень включает номенклатуру, выпускаемую в настоящее время, и перспективные средства, которые в ближайшие годы призваны обеспечить методическую поддержку введения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Предлагаемый перечень не включает конкретные (авторские) объекты материально-технического обеспечения, а определяет только общую номенклатуру всех технико-методических средств обучения. Это объясняется тем, что в настоящее время существует различная печатная продукция, дидактические материалы, оборудование и др., различающиеся по конкретному содержанию, материалу, внешнему оформлению и пр. Например, в настоящее время промышленность выпускает традиционные классные доски, на которых пишут мелом, магнитные, со специальным покрытием для фломастеров, а также интерактивные доски с широким кругом функций и др. С учетом условий школа может приобретать любой объект, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям и возрастным нормам. Отдельные объекты могут быть выполнены самодеятельным способом (учителем, учащимися, родителями). К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, фотоальбомы, макеты и др.

Принцип вариативности. Представленные виды средств обучения дают возможность школе (учителю) составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития детей и особенностями методики. Это позволяет сохранить вариативный подход в обучении, использовать творческий потенциал учителя.

Некоторое дублирование отдельных печатных материалов, технических средств обучения, которое наблюдается при анализе предметных требований, подтверждает наличие преемственных связей в обучении разным учебным предметам: одно и тоже средство может быть использовано с разной целью и на разных уроках. К примеру, наглядные материалы (картины, репродукции, фото) с успехом применяются на уроках русского, иностранного языков, литературного чтения, окружающего мира, искусства, а, например, такие объекты как мячи, обручи, ленты используются как учебное оборудование на уроках физической культуры и как игрушки на уроках окружающего мира или иностранного языка. Для представления различных аудиозаписей (звучащей речи на русском и иностранном языках, музыкальных произведений, звуков природы и др.) и видеозаписей (классическая детская литература, живая природа, социальные явления и др.) необходима современная аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, видеомагнитофон и др.).

Вместе с тем, требования к оборудованию и средствам обучения по предметам отражают и специфические объекты, которые используются только на данном предмете. Например, специфика подхода к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения уроков музыки, физкультуры, изобразительного искусства, труда определяется особенностями этих предметов. Поэтому в требованиях представлены музыкальные инструменты (для уроков музыки), физкультурное оборудование (для уроков физической культуры), средства живописи, лепки (для уроков изобразительного искусства) и пр.

Классификация средств обучения и учебно-наглядных пособий

В литературе можно найти различные классификации средств обучения. В.М. Коган и Т.Х.Гурвич 1 пишут, что в учебное оборудование входят:

изображения и отображения объектов (визуальные, аудитивные и аудиовизуальные);

описание предметов и явлений (книги, справочники, сборники задач и упражнений, руководства, программированные пособия);

технические средства обучения.

Однако в последние годы учебное оборудование качественно изменилось, что некоторым образом влияет и на классификацию и их систематизацию. Назрела необходимость иной классификации учебного оборудования для организации образовательного процесса. И здесь, прежде всего, следует учесть принципиально иные основы разработки содержания образования, что предполагает качественное изменение в организации его усвоения, а также новые подходы в отслеживании планируемых результатов обучения.

К нигопечатная продукция – библиотечный фонд

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Технические средства обучения (ТСО)

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения

Расчет количественных показателей подчиняется следующим требованиям:

минимальным затратам материальных средств школы;

целесообразности использования данного средства обучения для различных видов работ и форм обучения (индивидуальная, групповая, демонстрационная работа и т.п.);

возможности применения одного и того средства обучения для решения различных дидактических задач;

легкости (удобности) пользования и хранения.

Обучение в начальной школе обычно проходит в одном помещении (кабинет, как правило, на 4 года закрепляется за одним учителем). Такие условия определяют реальную возможность использования интеграции и межпредметных связей, т.к. все наглядные материалы и технические средства находятся «под рукой» учителя. Это, однако, не отрицает возможность организации классов-кабинетов по отдельному предмету.

Так, занятия музыкой могут проходить в кабинете музыки, оборудованном в соответствии с требованиями к процессу музыкального развития детей. Здесь обычно создается специальный интерьер, кабинет многофункционален и обеспечивает атмосферу концертного зала, как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества учащихся: есть мини-сцена (подиум), подставки (пюпитры) для игры на музыкальных инструментах и др.

Рабочее место учителя укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям музыкальной педагогики (синтезатор, аудиотехника; в дополнении ко всему музыкальные инструменты), имеется стационарно смонтированный пульт дистанционного управления, предусмотрено зашторивание окон.

То же самое можно сказать и о кабинете изобразительного искусства: он оборудован специальными мольбертами, шкафами для хранения художественных материалов и пр.

Занятия по труду могут проходить в общешкольном кабинете технологии, а физкультурой – в спортивном зале школы. Особо следует отметить значимость малого спортивного зала для учащихся начальной школы, что связано с созданием особых условий для их физического развития.

Их расположение и оборудование соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормам технике безопасности.

Требования к организации режима учебных и внеучебных занятий с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и персональными компьютерами (ПЭВМ) детей младшего школьного возраста

Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать: для учащихся I классов (6 лет) — 10 минут; для учащихся II — V классов — 15 минут.

Работа на ВДТ и ПЭВМ должна проводиться в индивидуальном ритме и темпе.

После установленной длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах — физические упражнения для профилактики общего утомления.

Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета).

Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны организовываться не раньше чем через1час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью для учащихся 2 — 5 классов (7 — 10 лет) — не более 60 минут;

Недопустимо отводить время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия для учащихся 2 — 5 классов длительностью до 10 минут.

Ресурсное обеспечение внеучебной работы в начальной школе

В современной системе образования воспитание является приоритетным. Именно это положение Концепции модернизации российского образования пронизывает образовательный стандарт начальной школы второго поколения. Начальная школа – это самый значительный вклад в социализацию личности, в освоение нового социального, культурного и межнационального опыта, это время становления физического, психического и нравственного здоровья детей, гражданского созревания, творческого эмоционального развития. Внеучебная работа в начальной школе является важнейшим базовым ресурсом развития личности младшего школьника, способствующим его успешности на протяжении всей жизни. Качественно новые образовательные результаты, востребованные нашим временем, – это собственно и есть результаты воспитания, определяющие личность нового поколения России.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядных средств в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Конфуций говорил: «Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *