театр практика black simpson
Спектакль «Black&Simpson»
Все дни В выходные
Описание
Продолжительность: 1 час 20 минут
Документальный спектакль «Black&Simpson» о прощении, в основе которого – переписка пожизненно осуждённого и отца убитой.
Black & Simpson – так могло бы называться печенье, или конфеты, или компьютерная игра. Но на самом деле это переписка двух американцев, реальная история, которую привёз режиссёр спектакля Казимир Лиске.
У одного из героев произошла страшная трагедия, второй – убийца, отбывающий пожизненный срок в тюрьме. Они переписываются 15 лет. Эти взаимоотношения поражают, они меняют героев, а, значит, и жизнь.
Режиссер спектакля Казимир Лиске погиб в 2017 году, но спектакль продолжал идти, собирая полные залы. Гектора Блэка, человека, проделавшего трудный путь от скорби и ненависти до христианского прощения и любви, с самого первого спектакля в 2015 году играл Дмитрий Брусникин. Эта роль стала событием для театра и для актера: последний раз Брусникин сыграл эту роль в июле 2018 года, незадолго до смерти.
Театр принял решение сохранить в репертуаре спектакль «Black&Simpson», заставляющий задуматься о важных понятиях в жизни: о человечности, раскаянии, прощении.
С февраля 2019 года роль Гектора Блэка играет друг, коллега и однокурсник Дмитрия Брусникина – Александр Феклистов.
Организатор: ГБУК г.Москвы «Экспериментальный театральный центр новой драмы «Практика»
человек просматривали эту страницу за неделю.
Все отзывы о спектакле Black & Simpson
Постановка Практика
Лучшие отзывы о спектакле «Black & Simpson»
Это потрясающая история. Герои спектакля живут сейчас. Слова, произносимые артистами, пережили, выстрадали и написали эти люди. Не укладывается в голове, как это может быть возможным. Это история о прощении, в том числе и прощении самого себя. О прощении, которое ведет к покою. О попытке понять другого, пусть даже ненавистного, человека. «Не суди человека, пока не пройдешь 100 миль в его ботинках». Не стоит думать «нет, это невозможно» или «нет, я бы всё равно так не смог». Надо придти, услышать и осознать.
Я ожидала большего психологизма или пути к прощению. В реальности слушаешь чтение писем вслух. Такое ощущение, что с этим переборщили. Сплошная читка по ролям двумя людьми. Не увидела движения души или перемены внутри героев. Да, спектакль сам по себе напоминает о трагедиях в жизни людей, о смирении с обстоятельствами, о набожных людях, как сильно вплетено понятие бога в чьи-то жизни, показывает какие-то грани нашего несовершенного мира. Слышишь историю, но слишком много чтения писем, на мой взгляд.
Дмитрий Брусникин и Антон Кузнецов читают письма Гектора и Айвана. Эти двое могли бы быть отцом и сыном, друзьями детства, соседями. Переписка начинается в 2013 и движется к 2001, для нас выбраны по два письма из каждого года. По началу все очень умильно: 88-летний Гектор ухаживает за садом и своей больной женой Сюзи, Айван работает поваром, они делятся своими маленькими новостями и отсутствием новостей. Их письма пронизаны взаимными благословениями, чем дальше назад во времени, тем больше мы узнаем о том, что связывает этих двух людей и почему так неистово они славят Бога. Оказывается, что Айван заключенный, бывший наркоман и из тюрьмы ему не выйти до конца жизни. Гектор потерял свою любимую единственную дочь. По его просьбе убийца описывает, как именно все произошло. И мы не верим, что за такое можно простить. Спектакль основан на реальной переписке, которая ведется и по сей день. Мы прослеживаем историю в обратном порядке. От прощения мы движемся назад, к преступлению, за которое Гектор сумел простить Айвана. После окончания спектакля хочется посмотреть его сначала, чтобы понять, как им это удалось.
Всепрощение как способ жить дальше: Black & Simpson в театре «Практика»
Премьера документальной драмы
П еред началом спектакля Казимир Лиске выходит к зрителям и скромно замечает, что он не драматург: он просто услышал историю по радио во время своей поездки в Америку, приехал в Атланту на ферму, где живет Гектор Блэк, получил возможность посмотреть письма.
Они — эти письма — и есть Black & Simpson, документальная драма о всепрощении, которую Лиске поставил в московском театре «Практика». Пока Казимир читает вступительный текст, который на самом деле представляет собой обвинительный приговор некоему Айвану Кристоферу Симпсону, за его спиной появляются Дмитрий Брусникин и Антон Кузнецов — Гектор Блэк и Айван Симпсон соответственно. Режиссер-постановщик добавляет, что читаться переписка будет в обратном порядке, — это важно, и совсем скоро мы поймем почему.
Сцена разделена деревянной перегородкой, слева — Гектор Блэк, справа — Айван Симпсон. Симпсона признали виновным в убийстве Патриции, дочери Блэка, но из первых прочитанных героями писем этого не узнать. В них — надежда, что Гектор и миссис Сьюзи собрали отличный урожай, благодарность за денежный перевод, смайлик (именно так Айван и говорит) и много обращений к Богу. В ответах Гектора — рассуждения о ежевике и шелковице, история про енота, пойманного на приманку-пастилу и затем отпущенного на волю, и немного жизненной философии — Айвану нужен друг, с которым он сможет делиться своими мыслями. Впрочем, вместо друга у того новый сокамерник, вместе с которым появляются и новые проблемы.
Годы идут в обратном порядке, письма читаются, и вот уже мы знаем, что у миссис Сьюзи серьезные проблемы со здоровьем, Гектор может набрать письмо на компьютере зеленым цветом, Айван работает на тюремной кухне, а любимое его слово — «плюс», которое он использует чаще запятых. Стена-перегородка, разделяющая отца убитой и убийцу, условна — оба не раз через нее перейдут. В своих посланиях они вспоминают и о реальной встрече в тюрьме, словами объясняя ощущения. Но чем ближе финал, тем меньше рассуждений о природе и погоде и больше напряжения: Гектор и миссис Сьюзи хотят знать о том, как умерла их дочь. Не правя в письмах ни слова, Казимир Лиске при помощи сценографии только усиливает напряжение: монолог Айвана о «том дне» — зловещий и по форме, и по содержанию.
Финальная точка спектакля — самое первое письмо, в котором Гектор Блэк говорит Айвану Кристоферу Симпсону, что он никогда не сможет простить убийцу своей дочери. Прощение здесь не решение, а процесс — долгий, мучительный и сохранившийся в сотнях писем.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.
BLACK&SIMPSON
1 час 20 минут,
Без антракта
ПОЛИНА ГРИШИНА
Художник
ЮРИЙ ГРИГОРЯН
Идея декораций
ДМИТРИЙ ЖУК
Музыка
АЛЕКСАНДР НАРИНЬЯНИ
Перевод
ДАРЬЯ КЫЧИНА
Видеохудожник
ЕВГЕНИЙ ВИНОГРАДОВ
Художник по свету
- АНТОН КУЗНЕЦОВ, ДМИТРИЙ БРУСНИКИН
Актеры
РЕЗИДЕНЦИЯ ТЕАТРА «ПРАКТИКА» НА НОВОЙ СЦЕНЕ
Документальный спектакль, в основе которого — переписка пожизненно осужденного и отца убитой, реальная история. У одного из героев произошла страшная трагедия, второй — убийца, отбывающий пожизненный срок в тюрьме. Они переписываются 15 лет.
«Эту историю я услышал по радио в Америке, разыскал ее героев. Так родилась идея сделать документальный спектакль. «Black & Simpson» — это диалог о прощении, который десятилетиями рождался из переписки двух совершенно чужих друг другу людей: Гектора Блэка, трагически потерявшего свою любимую дочь, и Айвана Симпсона — пожизненно осужденного за убийство. Современному человеку тяжело дается преодолевать сложности, идти дальше. У всех нас нет практики проработки проблемы. А ведь важно, не только, что случилось, но и какой ты в произошедшей ситуации. Гектор и Айван, герои этой истории, через работу над болью меняют свой мир, свою повседневность и границы собственного “я”». Казимир Лиске
«Слово “прощение” есть в нашем мире, в нашем быту, но оно не наполнено содержанием. Прощение — это не просто какой-то факт. Это невероятный процесс. Чтобы прийти к прощению,нужно пройти очень длинную и трудную дорогу. Герои пьесы, эти два человека, прошли ее, и мы пытаемся поделиться этим ощущением со зрителем». Дмитрий Брусникин
«Когда я в первый раз читал текст, не мог поверить, что такое возможно. Это было больше похоже на пьесу с хорошей драматургией, а это не драматургия — это реальная история, и в этом драма: люди, которые связали друг друга злом, находят путь к любви. Кажется невозможным, чтобы человек, который разрушил жизнь другого, мог сказать «Прости меня и помоги мне полюбить тебя», но это происходит». Антон Кузнецов
Пресса о спектакле
Подлинность же писем с их пространностью, бытовыми подробностями, повторами, скучными деталями, которые выкинул бы любой мастеровитый сценарист, заставляет относиться к этой истории по-иному. Документальность изгоняет мелодраматизм: трагическая исключительность реального случая не позволяет зрителю поставить себя на место героев, а, значит, и по-настоящему сопереживать им. Частный характер истории позволяет отстраниться от самой ситуации, не отдаться эмоциям, а воспринять текст как философский трактат, как интеллектуальное исследование границ человечности.
Марина Брусникина: «Не думаю, что все спектакли способны менять людей, но меня «Black & Simpson» изменил»
Театр «Практика» восстановил «Black & Simpson» — спектакль, который поставил Казимир Лиске, трагически ушедший в апреле 2017 года. Одну из двух главных ролей в спектакле исполнял Дмитрий Брусникин, ушедший в августе 2018 года. В память о двух дорогих для театра людях спектакль решили сохранить в репертуаре. Первые показы пройдут 21, 22 и 23 февраля.
О том, как было принято такое решение и в каком виде спектакль продолжит жить, специально для «Вашего Досуга», Дарине Копанцевой (ДК) рассказала Марина Брусникина (МБ), художественный руководитель театра и режиссер восстановления.
МБ: Бывают такие вещи, которые нельзя назвать просто спектаклями. «Black & Simpson» — это важный человеческий акт, потому что в нем идет речь о вещах, о которых мы так редко говорим: о всепрощении, о милосердии, которое превыше всего. Сделано это талантливо, очень талантливыми людьми. Конечно, «Black & Simpson» — это память о Кэзе (Казимире Лиске — примечание редакции) и Дмитрии Брусникине, которых уже с нами нет, но изначально важна тема, о которой совершенно необходимо услышать людям. И мне очень хочется, чтобы зрители приходили, заглядывали себе в душу, менялись после просмотра или хотя бы задумывались.
ДК: Известно, что роль Гектора Блэка вместо Дмитрия Брусникина сыграет Александр Феклистов. Почему именно он был выбран?
МБ: На самом деле, когда Дмитрий Владимирович уже плохо себя чувствовал, он сам думал о том, чтобы найти актёра для второго состава, но не успел этого сделать. А когда Брусникина не стало, то первая мысль о спектакле, которая пришла мне в голову, — роль должен исполнить Саша Феклистов, потому что они друзья. Бывают очень близкие друзья, которые идут по жизни вместе, — Козак, Феклистов, Брусникин – это одна кровь. Кроме того, я знаю Сашу как личность с большой буквы, а в этой роли это чуть ли не главное. Конечно, он — потрясающий артист, но еще и редкий человек. Все эти составляющие сложились воедино, поэтому у меня других вариантов не было. И я бесконечно благодарна Саше за то, что он согласился, потому что для него это тоже было не простое решение.
ДК: Будет ли режиссерский рисунок в восстановленном варианте чем-то отличаться от оригинала?
МБ: Нет-нет, я здесь выступаю совсем не как режиссер, это уже сделанная работа. Артисты сами занимаются восстановлением. Единственное, всегда к концу подготовки наступает момент, когда необходим взгляд со стороны, чтобы кто-то посидел в зале и посмотрел. Я выступаю как художественный руководитель театра, и, в первую очередь, как друг. И еще откликнулся Виктор Рыжаков, который тоже очень хорошо знает эту историю и сердцем за нее болеет. Мы просто сказали Саше (Александру Феклистову — примечание редакции) и Антону (Антону Кузнецову — примечание редакции): «Если будет нужно, вы нас зовите, мы посмотрим, подскажем». Поэтому я в этом спектакле наблюдатель со стороны.
ДК: А какое впечатление на вас произвел «Black&Simpson», когда вы увидели его впервые на премьере?
МБ: Я вышла в потрясении от этого спектакля… Такой поступок совершил Гектор, простив то, что простить нельзя. Начинаешь задумываться над тем, как живешь. Самое главное – начинаешь мерить себя этой высотой и хотя бы на какое-то мгновение понимаешь, что невероятно тяжело, но возможно вот так простить человека и дать ему шанс. Я не думаю, что все спектакли способны менять людей, но меня лично «Black & Simpson» изменил.