театр напротив храма христа
Билеты в Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя
ст. м. Кропоткинская
г.Москва, ул. Волхонка, 15
ст. м. Кропоткинская
г.Москва, ул. Волхонка, 15
Торжественная обстановка, просторные помещения, комфортабельный зал на 1298 мест и уникальный интерьер положительно выделяют Зал Церковных соборов среди других. Кроме того в данном комплексе имеется конференц-зал на 150 человек. Зал оснащен новейшим оборудованием, всей необходимой техникой для постановки звука, света, а так же средства для синхронного перевода.
Театр Эстрады
Театр Эстрады находится в самом сердце столицы, напротив храма Христа Спасителя и Кремля. Из окон его фойе открывается завораживающий вид на центр Москвы. На сцене Театра Эстрады сегодня идут спектакли разных жанров и разных театральных трупп, главным образом, комедийные. Театр находится на Берсеневской набережной, в знаменитом правительственном Доме на набережной, в котором с его постройки в 1931 году предоставляли квартиры семьям партийной, военной и научной элиты советского государства. «Театр Эстрады» переехал в Дом на Набережной в 1961-м году.
Зал театра выполнен в торжественных красных тонах, на стенах лепнина. Стены фойе украшают огромные фотографии знаменитых российских эстрадных артистов.
За долгое время существования театра на его сцене выступало множество именитых артистов, здесь начинали свой творческий путь будущие звезды эстрады. Сегодня у зрителей большой популярностью пользуются спектакли с участием художественного руководителя театра Геннадия Хазанова. Он начинал в 1967 году как артист эстрады, выступая сначала в смешанных, а затем в сольных концертах с сатирическими монологами, и приобрел огромную популярность.
В 1997 году Геннадия Хазанова пригласили на должность руководителя театра. Примерно тогда же режиссер Леонид Трушкин предложил ему сыграть в спектакле «Ужин с дураком». Эта постановка, премьера которой состоялась в 1998 году, до сих пор с большим успехом идет в Театре Эстрады. Для Геннадия Хазанова она стала некой чертой: попробовав себя в качестве драматического актера, он окончательно порвал с эстрадой, которая в 1990-е годы перешла на коммерческие рельсы. Сегодня Геннадия Хазанова можно увидеть на сцене театра также в спектаклях «Морковка для императора» и «Моя бедная крыша».
Театр Эстрады всегда существовал, как говорит Геннадий Хазанов, по принципу «заезжих гастролёров», без собственной труппы. Сегодня на его сцене идут преимущественно антрепризные спектакли других театров («Ленком», «Театр Антона Чехова» и др.) по зарубежной классике и произведениям современных российских авторов (Эрих Ремарк, Виктор Пелевин и др.). Как написано на сайте театра, он находится «в постоянном творческом поиске». В этих спектаклях можно увидеть таких известных современных российских артистов, как Г. Петрова, Гоша Куценко, В. Сухоруков, Ю. Меньшова, Е. Пронин, О. Железняк, М. Полицеймако, Н. Гришаева, Е. Цыганов, Д. Дюжев.
Что касается помещения театра, то, к сожалению, оно вызывает немало нареканий у зрителей. Устарело многое в холле, фойе, зрительном зале. Как рассказывал Геннадий Хазанов в одном из интервью, когда он пришел в Театр Эстрады, то у него были мечты сделать из него что-то вроде парижского «Лидо». Но в результате проектных расчетов выяснилось, что проще это здание полностью разрушить и поставить новое, чем сделать полномасштабную реконструкцию. Поэтому, например, обзор из партера зрительного зала здесь оставляет желать лучшего. Ряды кресел в зале поставлены очень близко друг к другу, а с боковых мест бельэтажа, по отзывам зрителей, видно лишь половину сцены или немного больше. Случаются длинные очереди в гардероб и на вход в зрительный зал. Впрочем, эти неудобства не имеют прямого отношения к самим спектаклям, вызывающим неподдельный интерес у публики.
В театре есть кафе со столикам и стульями, а также буфеты с высокими столами. Ассортимент буфета стандартный театральный (бутерброды, пирожные), есть алкогольные напитки. Планируя визит в театр на машине, закладывайте время на парковку автомобиля: найти ее поблизости крайне сложно. Намного приятней будет путь от ближайшей станции метро «Кропоткинская», пролегающий по живописному маршруту через храм Христа Спасителя и пешеходный мост через Москву-реку.
Театр «Глас»
Русский духовный театр «Глас» появился на закате Советской эпохи в 1989 году. Инициаторами его создания были выпускники Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина — деятель искусств РФ Никита Астахов и заслуженная артистка Татьяна Белевич. Они собрали талантливых актеров и организовали профессиональный коллектив. Репертуар был выстроен в редком по тем временам православном стиле. Деятельность театра «Глас» получила значительную поддержку Русской Православной Церкви и лично Святейшего Патриарха Алексия II.
В атеистический период на сцене театра родились уникальные спектакли «За Русь Святую», «Крест Хранитель», «Светлое Воскресение». Все эти постановки собирают полный зал и сейчас.
Собственное здание у театра появилось только через 9 лет после начала творческой деятельности — это небольшой коттедж на малой Ордынке.
Афиша театра «Глас» 2021
На афише представлены спектакли театра на 1–2 месяца вперед. Спектакли проходят ежедневно вечером, кроме понедельника. Представления для детей проводятся в дневное время. Текущий репертуар можно уточнить, заглянув на официальный сайт театра.
Цена билетов варьируется от 200 до 1500 рублей. Так как концертный зал имеет всего 70 мест, лучше приобретать билеты заранее. Они продаются в кассе театра, также их можно купить онлайн на официальном сайте без комиссии.
Репертуар православного театра «Глас»
Создатели театра Н. Астахов и Т. Белевич являются авторами многих пьес, поставленных на сцене. Это и «Раб Божий Николай», и «За Русь Святую!», «Ванька не зевай», «Спасибо Деду за Победу», «Живы будем — не помрем!» и прочие. Они до сих пор пользуются большим успехом у зрителей.
Помимо произведений религиозной тематики, в репертуаре имеются постановки по пьесам известных классиков, например, А. Пушкина, А. Островского, А. Чехова. Впервые на сцене была сыграна интерпретация известного произведения Николая Гоголя под названием «Ревизор с развязкой».
Спектакли театра «Глас» отличаются яркостью и оригинальностью постановок. Многие из них сопровождаются хоровым пением в исполнении вокалистов. Маленький зал и близкое расположение сцены к зрителям создает ощущение уюта и непосредственного участия в событиях, происходящих в пьесе.
В репертуаре присутствуют детские спектакли, например, «Русалочка», «Сказочный мир Корнея Чуковского». Сюжеты постановок театра отличаются от классических. Например, зрители узнают, что в первоначальном издании Андерсена русалочка хотела получить не ноги, а бессмертную душу. Удивит и конец сказки — оказывается он не трагичный, а счастливый.
Также пользуются популярностью современные спектакли по произведениям священников: А. Кононова «Пасха на Вятских увалах», В. Крупина «Люби меня, как я тебя!». С театром постоянно сотрудничают известные композиторы, балетмейстеры и художники, что позволяет поддерживать качество постановок на высоком уровне.
Руководство учреждения регулярно занимается благотворительной деятельностью: принимало участие в восстановлении Храма Христа Спасителя, периодически организует вечера для сбора пожертвований детям-сиротам и инвалидам.
Театральный коллектив активно участвует в культурной жизни страны — посещает Всемирный Русский народный собор, Оптинский форум, является постоянным участником и лауреатом различных фестивалей.
Театр «Глас» за время своего существования завоевал любовь и признание зрителя. Он вносит значимый вклад в духовное развитие русского народа.
Никита Астахов и Татьяна Белович описали свой опыт православной деятельности в книге «Незримые ступени христианства», выпущенной в 2008 году. В ней нашла отражение идея русского православного писателя Николая Васильевича Гоголя о том, что в суетном мире человеку сложно напрямую соединиться с Христом, ему необходима помощь в виде искусства, в частности, театра.
О Русском духовном театре «Глас»
Как добраться
Театр «Глас» расположен в районе Замоскворечье. До него можно добраться на личном автомобиле, такси или автобусе. Если ехать своей машиной, то сначала следует двигаться по Кадашевской набережной до поворота на улицу Большая Ордынка, затем свернуть в Большой Ордынский переулок, доехать до Малой Ордынки и повернуть в левую сторону на Пятницкую улицу. Другой вариант — проехать по Большой Серпуховской улице, потом по Пятницкой, затем свернуть на Малую Ордынку, повернуть направо и проехать 150 м до театра.
Лучше всего добираться на метро (схема). Для этого следует доехать до станции «Третьяковская» либо «Новокузнецкая». От метро нужно идти по Пятницкой улице в сторону Садового кольца. Дорога до пункта назначения займет около 8 минут.
Если ехать на автобусе, нужно выбрать маршрут М5. Он идет мимо остановочного пункта «Большой Ордынский переулок», который находится недалеко от театра «Глас».
С комфортом можно доехать до театра на такси. В Москве имеется огромный выбор соответствующих служб и сервисов. Для заказа авто можно использовать специальные приложения: Яндекс. Такси, Uber, Делимобиль, Gett и другие. Также работают службы такси, где авто вызывается по телефону: «Старое такси Москва», «Везет», «Мегаполис такси» и другие.
Театр «Глас» на Google-панораме
Тайны дома-сказки в центре Москвы: Почему архитектор утопил здесь свои картины, а Троцкий забрал квартиру хозяина
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Дом-сказка
Инженер-путеец, внесший большой вклад в строительство первых железнодорожных магистралей страны, Петр Перцов приобрел этот участок в начале прошлого века по совету своего хорошего знакомого, мецената Ивана Цветкова. Место было очень удачным – с видом на Москву-реку и Храм Христа Спасителя. Перцов пообещал Цветкову, что оформит будущее здание в старинном русском стиле. С юных лет увлекаясь живописью и имея тонкий художественный вкус, он решил воплотить эту идею со всей своей любовью к русскому искусству и с большим размахом, благо финансовые возможности это позволяли.
Официально оформить участок и дом Петр Николаевич решил на свою супругу, поскольку его проекты, связанные со строительством железных дорог, по тем временам были рискованными, и он не хотел в случае разорения лишиться всего своего имущества. Кстати, забегая вперед, стоит сказать, что этот красивый дом Перцов в итоге все-таки чуть не потерял. При строительстве участка железной дороги Армавир-Туапсе, он не смог собрать необходимую сумму и попросил финансовой помощи у известного промышленника Алексея Путилова. Тот дал два миллиона под залог всего имущества семейства Перцовых, в том числе и этого здания. Однако своим новым домом инженер настолько дорожил, что очень скоро его выкупил.
Возвращаясь к самому проекту, стоит отметить, что за основу был взят эскиз художника-архитектора Сергея Малютина, который Перцов выбрал из множества самых разных вариантов.
Малютин был человеком многогранным. Он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, работал как художник-иллюстратор (например, оформлял сказки Пушкина), а еще считается, что именно он расписал первую русскую матрешку.
Дом был выстроен не с нуля: к уже имевшемуся на участке трехэтажному зданию-коробке надстроили четвертый этаж, со стороны набережной добавили особняк, а с переулка – новый корпус. Все это было довершено высокими треугольными крышами, балконом и всевозможными декоративными элементами. Богатая, пестрая майолика украсила главный подъезд, а также стены и фронтоны. В проекте удачно сочетались модерн и традиции русского зодчества. В итоге дом получился очень оригинальным и красивым – «в сказочно-былинном стиле», как выражался сам Перцов.
Майолику создавали студенты-строгановцы. Здесь можно увидеть и образ славянско-языческого бога солнца Ярилы, и божеств Велеса и Перуна, изображенных в обличии Медведя и Быка, и Вещую Птицу (тоже известный древнерусский персонаж), и много других интересных существ. А балкон, выстроенный в виде избушки, поддерживают то ли крокодилы, то ли драконы, то ли морские коньки.
В доме было обустроено множество квартир, предназначенных для сдачи внаем, причем, выбор был на любой вкус – в зависимости от финансовых возможностей жильца. Сам Перцов поселился здесь же, заняв три этажа, и у его квартиры был свой отельный подъезд.
Внутренняя отделка помещений поражала красотой и изысканностью. Изразцовые печи, резьба, курительные комнаты в восточном стиле, мебель из красного дерева…
Люди и судьбы
Поселился здесь и сам автор проекта – Малютин. Здесь он и писал свои картины. К сожалению, во время наводнения 1908 года его квартиру затопило и большая часть полотен талантливого художника пострадала – в том числе и картина «Куликово поле», которую он писал почти 10 лет. Ну а супруга его, пытаясь во время наводнения спасти имущество и картины, простудилась и вскоре умерла. В общем, «сказочный» дом не принес своему создателю счастья.
Еще одну подвальную квартиру в здании занимал театр-кабаре «Летучая мышь». Это было культовое и знаменитое по тем временам место, в котором собиралась вся московская театральная богема начала прошлого века. По слухам, столь эффектное название заведению его владельцы, актер-режиссер Никита Балиев и нефтепромышленник Николай Тарасов, дали неспроста. Когда они впервые спускались в подвал, им навстречу вылетела летучая мышь.
В театре выступали Качалов, Книппер-Чехова, Станиславский, Немирович-Данченко. Спектакли «Летучей мыши» славились веселыми пародиями и полной свободой в самовыражении. Согласно правилу, установленному в кабаре, никто из присутствующих не должен был ни на кого обижаться. Впоследствии, после того, как театр здесь закрылся, подвальное помещение прибавил к своим трехэтажным апартаментам Перцов, поскольку жил как раз над ним.
Связано с этим интересным домом и еще одно знаменитое творческое сообщество: уже после революции в «теремке» жили члены объединения художников-авангардистов «Бубновый валет» – например, Александр Куприн (тезка знаменитого писателя), Петр Кончаловский, Василий Рождественский. Эти молодые и дерзкие живописцы установили себе новые правила, смело экспериментируя и отходя от академических норм. В начале прошлого века «бубнововалетовцев» считали художниками-бунтарями, а сейчас они признаны классиками авангарда.
Если говорить о судьбе дома в послереволюционные годы, нужно непременно упомянуть о Льве Троцком. После того, как здание национализировали, он заселился сначала в квартиру одного из бывших жильцов – Позднякова (который, по слухам, держал дома чернокожего слугу, а в одной из комнат у него был зимний сад с настоящими живыми деревьями). Через время Троцкий перебрался в квартиру побольше, а именно – в бывшие апартаменты семейства Перцовых. Он присвоил себе вещи бывших владельцев, а в шикарных комнатах устраивал официальные приемы иностранных гостей.
Самого же Петра Перцова с приходом советской власти постигла драматическая судьба. На момент революции он входил в группу хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, и когда в начале 1920-х годов в стране развернулась масштабная кампания по изъятию и ликвидации церковного имущества, Перцов открыто выступал против. Вместе с другими активными противниками таких изъятий – священниками, учеными, представителями интеллигенции – он стал фигурантом судебного процесса над «церковниками», в ходе которого было осуждено более ста человек.
К счастью, от расстрела его спасла амнистия – в связи с годовщиной революции, смертную казнь заменили на тюремное заключение. Через несколько месяцев бывшего домовладельца освободили. Оставшиеся годы он прожил в коммуналке, а его талант и опыт выдающегося инженера советским властям почему-то оказался не нужен.
Хранит свои старинные истории и память о великих людях и знаменитый московский Дом-комод.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Москва: храм Христа Спасителя, Патриарший мост и окрестности
История
Патриарший пешеходный мост был возведен по проекту сразу нескольких архитекторов и художников, среди которых М.М. Посохин, З.К. Церетели, А. Колчин. Свое название он получил в честь патриарха Александра II. Строительство моста началось одновременно на обоих берегах реки.
Когда обе половины были готовы, их направили навстречу друг другу и закрепили в нужном положении с помощью специальных приспособлений. Открытие состоялось осенью 2004 года, и почти сразу мост стал одним из любимых мест и местных жителей, и туристов.
Берег левый, берег правый. История московских мостов
В сегодняшней Москве сохранилось всего несколько мостов из досоциалистической жизни столицы. И даже эти старинные сооружения претерпели реконструкционные перестройки в угоду движущейся вперёд жизни и развитию общества. Существующий сегодня самый старый столичный мост перекинут через Яузу и был построен ещё в конце XVIII века архитектором Яковлевым. Назывался он Лефортовским (дворцовым). Лефортовский мост, возведённый вблизи нового дворца Екатерины II, по тем временам представлял собой чудо инженерного искусства. Среди москворецких мостов возрастная пальма первенства отдана Бородинскому мосту, который был построен в начале XX века к юбилейной годовщине Бородинской битвы.
Описание
Патриарший мост в Москве включает в себя три пролета. Первая ветвь идет через реку и объединяет две набережные. Вторая стилобатная часть проходит через Болотный остров и размещена над Водоотводным каналом. Такое положение не препятствует движению транспорта и нормальной навигации судов.
Патриарший мост выполнен в стиле, соответствующем архитектуре XIX века. В его полотно на очень близком расстоянии друг от друга установлены фонари. Днем они являются архитектурными украшениями, а вечером и ночью обеспечивают необычное освещение.
Часть сооружения, расположенная ближе к храму, является ажурной, поэтому выглядит нарядно. Другой участок отделан белым мрамором. В его структуре можно рассмотреть фрагменты различных растений, цветы и стебли морских лилий, а также другие древние окаменелости. Половина моста выложена из каменных плит разных цветов. Оригинальная конструкция придает мосту неповторимые черты.
Расположение
Мост расположен в историческом центре столицы, неподалеку от метро Кропоткинская, он соединяет главный московский собор с Берсеневской набережной, пересекает Болотный остров и Обводной канал. Добраться до него можно как с Кропоткинской, так и со стороны Замоскворечья, со станций метро Третьяковская либо Новокузнецкая.
Традиции
Патриарший мост является символом семейного единства. Особой популярностью он пользуется у влюбленных пар – сюда регулярно приезжают молодожены.
Ажурная часть моста – идеальный фон для свадебных фотографий. Именно на этом мосту впервые в Москве появилась традиция застегивать замок любви, а ключ выбрасывать на дно реки. На ограде можно рассмотреть огромное количество различных замков: маленьких и больших, обычных и изысканных, с именами и без.
Популярность моста во многом связана с тем, что с него открывают удивительные и запоминающиеся виды на Кремль и здание Государственной Думы. Неподалеку расположены такие достопримечательности, как доходный дом Перцова, церковь Христа Спасителя (на месте которого планировалось возвести Дворец Советов) и музей «Дом на набережной», в пешей доступности – Театр Эстрады.
Москва: храм Христа Спасителя, Патриарший мост и окрестности
Сегодня приглашаю вас совершить небольшую экскурсию по центру Москвы, вокруг Храма Христа Спасителя. Отсюда открываются великолепные виды на Москву — город, который находится в постоянном движении, постоянно меняется. Главная высотная доминанта Волхонки и окрестностей — это, безусловно, Храм Христа Спасителя. Почти отовсюду виден его огромный золотой купол, который сверкает на солнце.
♦ По теме: Подборка экскурсий по Москве: популярные, обзорные, необычные, литературные, гастрономические…
Давайте начнем наш путь с Патриаршего сквера около Храма Христа Спасителя. Он находится в своеобразной котловине, отсюда можно попасть в цокольный уровень Храма Христа Спасителя, где расположены Зал Церковных Соборов, Трапезная, круглосуточные автомойка, автостоянка и автосервис фонда ХХС, Институт Политики и Деловых Коммуникаций.
Сквер у Храма Христа Спасителя
Здесь же, напротив Храма, стоит памятник императору Александру II Освободителю. Скульптор Александр Рукавишников, архитекторы Игорь Воскресенский и Сергей Шаров. Был открыт 8 июня 2005 года. За спиной императора — два бронзовых льва.
Памятник императору Александру II Освободителю
Памятник императору Александру II Освободителю
Памятник императору Александру II Освободителю
Кто-то оставил на постаменте алую розу. В знак уважения императору? А может, влюбленный юноша, девушка которого не пришла на свидание?
Здание цвета морской волны за памятником — Картинная галерея Ильи Глазунова, открытая 31 августа 2004 года. Адрес галереи — улица Волхонка, 13. Работает ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 19.00.
Памятник императору Александру II Освободителю
Со стороны сквера, как мне кажется, Храм выглядит наиболее монументальным.
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя
От Храма Христа Спасителя на другую сторону Москва-реки перекинут пешеходный Патриарший мост, который соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные. Он был открыт в 2005 году, архитектор М. Посохин, художник З. Церетели и инженеры А. Колчин и О. Чемеринский. Длина моста — 203 м, ширина — 10 м. Отсюда открываются великолепные панорамы центра Москвы. В свое время на перилах моста было полно замков, которые оставляли молодожены. Однако несколько лет назад их все сняли.
Патриарший мост, Пречистенская и Берсеневская набережные
С Патриаршего моста во всей красе открывается Московский Кремль. Перед ним — Большой Каменный мост. Первый мост на этом месте был сооружен в 1686—1692 годах на пути древнего брода и назывался Всехсвятский, по церкви Всех Святых на левом берегу Москва-реки. В 1859 году по проекту инженера Таненберга был построен новый мост, получивший название Большого Каменного. Он располагался чуть выше по течению реки — его продолжением была улица Ленивка. Нынешний однопролетный мост был возведен в 1938 году.
Московский Кремль, Пречистенская набережная и Большой Каменный мост
На другой стороне — уже упоминавшийся в предыдущих постах «Дом на набережной». Словосочетание «Дом на набережной» пошло от названия одноименного романа Юрия Трифонова. В 1960 — начале 1990-х годов этот дом также называли «Трешка», поскольку от него открывается вид на Кремль, изображенный на советской трехрублевой купюре. Официальное название — «Дом правительства». Он был построен в 1927-1931 годах по проекту архитектора Бориса Иофана, курировал стройку глава ОГПУ Генрих Ягода.
Всего здесь 24 подъезда, 505 квартир. Это был прообраз дома будущего: помимо квартир была предусмотрена вся необходимая инфраструктура — столовая, поликлиника, магазины, парикмахерская, детский сад, почта, телеграф, кинотеатр, спортзал, клуб, сберкасса, прачечная и др. Дом занимает площадь в 3 га. Из 2745 жильцов 242 были впоследствии расстреляны. Дом овеян множеством тайн и легенд. Рассказывают о пустотах в стенах, которые использовались для прослушки. Интересно, что в доме отсутствует 11-й подъезд — якобы по совету нумерологов, с которыми советовался Сталин. В действительности 11-й подъезд есть, но он технический. Возможно, именно здесь располагалась аппаратура для слежки за жильцами.
Рядом — Храм Николая на Берсеневке в Верхних Садовниках и палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, которые составляют единый комплекс. На закладном камне палат выбита дата — 1657. Однако, как показали археологические исследования, уже в XV-XVI веках на этом месте существовал деревянный дом с подклетом. Палаты соединялись с церковью, которая была домовой. В ней похоронен Аверкий Кириллов, убитый стрельцами во время стрелецкого бунта в 1682 году.
Церковь была построена в 1656-1657 годах, главный престол освящен в честь Святой Троицы. Поэтому она также часто называется Троицкой. В 1854 году была построена новая колокольня, на месте прежней, снесенной еще в 20-е годы XIX века. Однако в 1932 году она была снесена. Храм чудом уцелел — его предполагалось снести.
В палатах А.Кириллова в 1870 году разместилось Императорское Московское археологическое общество, которое возглавлял граф Уваров. Сейчас здесь расположен Российский институт культурологии. Церковь в 1992 году передана верующим.
♦ Подробнее: Палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневке в Москве
Храм Николая на Берсеневке в Верхних Садовниках и палаты думного дьяка Аверкия Кириллова
С Патриаршего моста во всей красе виден сквер у Храма Христа Спасителя, картинная галерея Ильи Глазунова. За ней, слева, виднеется Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Современное здание справа — новый корпус Российской государственной библиотеки (бывшая Библиотека имени Ленина).
Патриарший сквер у Храма Христа Спасителя
Еще одна панорама Московского Кремля.
А по другую сторону — бывшая территория кондитерской фабрики «Красный Октябрь», памятник Петру Первому, Центральный дом художника на Крымском валу. Справа — Пречистенская набережная.
Москва-река, вид с Патриаршего моста
А еще с Патриаршего моста можно, приблизив зум, разглядеть застройку района Хамовники. Слева, под красной крышей — жилой дом Храма Христа Спасителя, построенный как доходный дом в 1900-м году. Сейчас это административно-офисное здание. Светлый дом чуть правее — Жилой дом остоженского рабочего ЖСК, построенный в 1926 году в стиле конструктивизма. Слева за ними — доходный дом купца Я.М.Филатова, известный как «Дом под рюмкой», 1907-1909 года постройки. «Рюмка» — колоколообразный шатер над угловой башенкой, на фотографии его можно разглядеть. По преданию, купец, будучи горьким пьяницей, едва не потерял все свое состояние. И он дал зарок, что бросит пить и на сэкономленные средства построит дом. А «рюмка» на крыше — это символическая последняя чарка.
Высотка справа — здание Министерства иностранных дел России, построено в 1948-1953 годах. Высота здания — 172 метра, в центральном здании 28 этажей. На заднем плане виднеются современные небоскребы Москва-сити.
♦ По теме: Москва-Сити: новые вертикали современной Москвы
И, конечно, находясь на Патриаршем мосту, нельзя не сфотографировать Храм Христа Спасителя — отсюда он открывается во всей своей красе.
Храм Христа Спасителя
Еще несколько панорам Москвы с Патриаршего моста:
Еще несколько заметных строений Москвы: усадьба Голицыных, зеленое здание правее — галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков (относится к Государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина). Желтая башня чуть в глубине — корпус Министерства обороны РФ. Серые здания на заднем плане — офисные и жилые дома на Новом Арбате (бывший Калининский проспект), «вставной челюсти Москвы», как его иногда называют — при его прокладке в 1960-х годах буквально «резали по живому», уничтожив многие памятные уголки старой Москвы, в том числе — знаменитую «Собачью площадку».
Здания в центре Москвы
А теперь снова посмотрим на другую сторону Пречистенской набережной. Красное здание на углу — доходный дом Перцовой. Правее виднеется церковь Илии Пророка Обыденного.
♦ Подробнее: «Золотая миля» в Москве: старинная и современная архитектура
Доходный дом Перцовой и церковь Илии Обыденного
Еще на Пречистенской набережной обращает на себя внимание здание темно-красного кирпича — Цветковская галерея, построенное в 1899-1901 годах по проекту архитектора Л.Н.Кекушева и художника В.М.Васнецова. Владелец здания, И.Е.Цветков, разместил здесь свою коллекцию, а в 1909 году передал ее и здание в дар Москве. В 1926 году Цветковская галерея вошла в состав Третьяковской галереи. В 1942 году здание было передано французской военной миссии. В настоящее время владелец особняка — военный атташе Франции.
Здание бывшей Цветковской галереи на Пречистенской набережной
Храм Христа Спасителя
Церковь Илии Пророка Обыденного
А теперь подойдем поближе к Храму Христа Спасителя Его стены украшены горельефами — это копии, оригиналы первого Храма, разрушенного в 1931 году, хранятся в Донском монастыре Москвы.
Храм Христа Спасителя, барельефы
Стеклянные потолки цокольного уровня Храма Христа Спасителя
Барельефы Храма Христа Спасителя
Барельефы Храма Христа Спасителя
Западный фасад Храма Христа Спасителя
Западный фасад Храма Христа Спасителя
Когда находишься перед Храмом Христа Спасителя, то даже и не верится, что под тобой — цокольный этаж с различными службами. Желтое здание на другой стороне улицы Волхонки — усадьба Голицыных. До недавнего времени её на протяжении более 80 лет занимал Институт философии РАН. Сейчас здание передано Музею изобразительных искусств имени Пушкина и после реконструкции в нем разместится экспозиция произведений импрессионистов и постимпрессионистов второй половины XIX – начала XX века из коллекций С.И. Щукина и И.А. Морозова.
♦ Подробнее: Усадьба Голицыных на Волхонке: Пречистенский дворец, Московский эрмитаж, Институт философии, музей
Площадь перед Храмом Христа Спасителя
Дома рядом с Храмом Христа Спасителя
На Волхонке, в старинном особняке, также расположен Институт русского языка имени В.В.Виноградова РАН.
Здание Института русского языка имени В.В.Виноградова РАН
Здесь же можно увидеть въезд в цокольный уровень Храма, где расположены службы, принадлежащие Фонду Храма Христа Спасителя.
Въезд в цокольный уровень Храма Христа Спасителя
Перед входом на территорию Храма установлены экраны, где постоянно транслируются различные церковные службы и проповеди. Увы, когда находишься в отдалении, то эти звуки сливаются с уличным гулом и получается весьма неприятная какофония.
Экраны перед Храмом Христа Спасителя
Сейчас мы выходим на Волхонку — одну из старинных улиц Москвы. О ее истории и архитектуре вы можете подробнее прочитать в статьях:
А вот одно сооружение, кажется, осталось «за кадром» — незаметная внешне автозаправка, куда заезжают только машины со спецсигналами. Это — Кремлевская АЗС. Простому смертному заправиться здесь не удастся. Еще несколько лет назад здесь стояли раритетные заправочные колонки. Сейчас они заменены новыми аппаратами. Эта АЗС — часть так и не построенного Дворца Советов.
Кремлевская АЗС на Волхонке
И, в завершении нашей прогулки пройдем еще раз вдоль Волхонки и снова взглянем на сквер около Храма Христа Спасителя.
Сквер около Храма Христа Спасителя
Памятник императору Александру II Освободителю
На этом мой сегодняшний рассказ закончен. Казалось бы, совсем маленький уголок Москвы. Но как он насыщен историей, сколько всего можно здесь увидеть и узнать.
Статья обновлена 12 мая 2020
© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Как добраться
Адрес Патриаршего моста – г. Москва, ул. Волхонка. Попасть сюда можно тремя способами: на такси, автомобиле или автобусе. Чтобы доехать на личном транспорте, лучше всего использовать навигатор или карту. Однако стоит помнить, что мост находится в центре города, поэтому движение здесь достаточно интенсивное и рядом сложно припарковаться.
Самый простой способ добраться до Патриаршего моста – на такси. Машину можно вызвать из любого таксопарка. Любой таксист знает, как доехать до моста. Если вы решили приехать самостоятельно, предварительно следует изучить карту. Удобнее всего доехать сюда на метро. Ближайшая к мосту станция – Кропоткинская. На выходе в город будут указатели. Также есть выход из метро к храму Христа Спасителя.
Фотографии
Фото Патриаршего моста заняли достойное место в каталогах достопримечательности Москвы. Можно увидеть как само строение в разное время суток, так и панорамные виды, которые открываются с Патриаршего моста.
Интересные факты
(41 оценок, среднее: 4,56 из 5)
Ещё интересные сооружения
Бородинский мост
Место для постройки Бородинского моста было выбрано не случайно. На его месте в исторические времена находился мост Дорогомиловский, по которому после сражения под Бородином торжественно проходили русские войска и плелись поверженные французы. Дорогомиловский мост не раз разрушался водами Москвы-реки во время наводнений. В связи с этим на его месте в середине XIX столетия был возведён более надёжный и капитальный трёхпролётный мост, получивший название Бородинского. Но и этот мост оказался неполноценным, когда началось строительство близ него Брянского (Киевского) вокзала.
Бородинский мост был расширен и удлинён до 2,5 сотни метров. Чтобы архитектура ассоциировалась с событиями 1812 года, каждый пролёт венчался гранитным памятником с именами героев. После революции Бородинский мост стал мостом Коммунизма, по нему ездили автомобили и ходили трамваи. Позднее пафосное имя было заменено на историческое — Дорогомиловский. Спустя десятилетия мосту вернули название Бородинский. За время своего существования Бородинский мост дважды реконструировался — в середине прошлого столетия и на рубеже нынешних веков, в процессе чего была увеличена длина, значительно расширена автомобильная часть и укреплены несущие конструкции. На экскурсиях, посвящённых истории московских мостов, вы услышите интересные рассказы, связанные с проектами и строительством этих сооружений.
Мост Багратион
На верхнем уровне моста есть открытая смотровая площадка, где молодожёны в тёплое время года любят проводить фотосессии на фоне прекрасных пейзажей. Также здесь расположены кафе и рестораны, бутики и салоны красоты. Ведётся строительство прогулочной зоны и дворца бракосочетаний.
Некоторые мосты возникли в Москве вместе с прокладкой современных автомобильных трасс, многие старые мосты передвинуты на новые места и реконструированы:
а также другие сооружения. Каждый новый построенный мост на карте Москвы — уникальное решение инженерной мысли и элемент модернизации столичной инфраструктуры. В дневных и вечерних прогулках по Москве-реке есть возможность одновременно увидеть все новые и старые московские мосты, любуясь их красотой, величием и изяществом.
Пушкинский (Андреевский) мост
Железнодорожный мост МЖД, построенный в начале прошлого века, был почитаем москвичами и гостями столицы на всём протяжении XX века. Расположенный в тихом романтичном месте, вблизи от Нескучного сада, Андреевский мост был любимым местом для уединения влюблённых и неторопливых прогулок. Несмотря на наличие железнодорожной эстакады и периодически пролетающих вверху составов, пешеходная часть Андреевского моста никогда не пустовала. Необычный, запоминающийся экстерьер сооружения часто привлекал сюда кинематографистов, снимавших сцены из фильмов. К примеру, именно здесь, в опорах Андреевского моста, прятал заветный свёрток разведчик из культового советского телесериала «ТАСС уполномочен заявить…».
На рубеже нынешних веков Андреевский мост был отстроен заново. Его перенесли недалеко от прежнего места с использованием конструкций старого сооружения. Старинные части были сохранены ввиду исторической ценности моста как архитектурного памятника. Несмотря на то, что новый мост называется Пушкинским, его и по сей день горожане именуют Андреевским.
Со стороны Пушкинской набережной у входа на мост установлена мемориальная табличка, рассказывающая об истории Андреевского моста.