тайная жизнь взрослого мозга
Возмутитель спокойствия Барбара Страук-B. Strauch
На снимке Барбара Страух (Barbara Strauch)
«Эта книга чрезвычайно нужна нам, она укрепляет
нашу уверенность в себе – лучшие годы еще впереди!»
(Из резюме на книгу)
«Наш мозг в наиболее важных областях
достигает пика своего развития в 40-65 лет»
«Старение не для неженок!»
Д-р Барбара Страук
«При нормальном отношении к своему мозгу, спад его
активности с возрастом составляет всего около 2%»
Психолог Станислав Мюллер
«Барбара Страук — научный журналист
— пишет простои захватывающе, хотя
пишет о самых последних научных
открытиях» (О книге)
«Человек, познай самого себя!»
(призыв древних)
По традиции бесспорной истиной считалось, что с возрастом интеллект, достигнув пика в 20 лет, постепенно угасает. Поскольку продолжительность жизни во многих развитых странах увеличивается, то и доля пожилых людей также заметно возросла. Означает ли это, что интеллектуальная мощь человечества падает? Ответ «очевиден»: старость ведь не радость! Так ли это?
Результат оказался сенсационный:
* Нейроны головного мозга не отмирают (полагали до 30%), а могут пропадать связи между ними в том случае, если человек не занимается серьезным умственным трудом.
* С возрастом в головном мозге возрастает количество миелина (белое вещество мозга), и достигает максимума после 60 лет. Это вызывает ускорение прохождения сигналов от нейрона к нейрону, и интеллектуальная мощь возрастает в 30 раз.
* С 50 лет человек при решении проблем использует одновременно не одно полушарие, как у молодых, а оба (мозговая амбидекстрия).
* В среднем возрасте значительно возрастает интуиция.
* Пик когнитивных функций происходит в интервале 40- 60 лет.
* При здоровом образе жизни интеллектуальная мощь не падает с возрастом, а только возрастает.
Революционные открытия ученых, подобно смерчу, сметают на свалку истории устаревшие взгляды на возможности мозга пожилых людей. Они приводят к серьезным социальным и экономическим последствиям в обществе. Барбара Страук выполнила свою историческую миссию, возведя информационный мост между наукой и человечеством. Такое не пройдет бесследно. Проект «Best Agers» тому подтверждение.
——
Три цитаты из книги Барбары Страух:
«Недавние исследования показывают, что серьезный дефицит важных функций мозга – за которые мы так боимся, – часто не возникает до семидесяти с большим хвостиком, а во многих случаях и гораздо позже»
«Для многих исследователей, работающих в области возрастных изменений мозга, эта новая культура возможностей является неожиданной. Но по мере того как мы наблюдаем свое собственное старение, и входим в период среднего возраста, мы тоже понимаем, что необходимо пересмотреть все, что мы знаем о собственном мозге, и взгляды на жизнь»
«Всюду и всеми принято рассматривать мозг среднего возраста не как зрелый, готовый к работе и целостный, а как ущербный, находящийся на спаде и подавленный. Мы устанавливаем обязательный возраст выхода на пенсию, который имеет мало общего с сегодняшней жизнью. Мы говорим учителям, юристам, писателям и банкирам, что они слишком стары, чтобы работать, и мы отправляем их на покой»
Примечание: Социальные проблемы пожилых людей привлекли пристальное внимание известной эстонской художницы Фиделии-Сигне Роотс (Fidelia-Signe Roots). В трех ее видео («Old People Will Die», «Regular Pensioner», «Hilda») освещаются разные аспекты старости.
* Дело пожилое. СПб Ведомости. Выпуск № 217 от 18.11.2010 (www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10271262@SV_Articles)
* Мозг человека в переменных пределах http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/pulse/1280/
нейроны — клетки нервной системы — не могут делиться, как клетки других тканей, но они возникают и развиваются даже в мозге взрослого человека. К тому же нейроны способны восстанавливать утраченные отростки и контакты с другими клетками.
* Скучная работа убивает мозг.
(http://www.utro.ru/articles/2010/07/27/910553.shtml)
* Елена Володина. Барбара Страух. Тайны мозга взрослого человека. Краткий конспект. (http://volodina-elena.livejournal.com/29276.html)
* Лекции в университете для людей +60
Приглашаются все желающие, которым уже исполнилось …60 лет. Высшее образование не требуется. На лекциях и семинарах обсуждаются как практические, так и общеобразовательные темы. Университет для студентов почтенного возраста создан при Тартуском Университете, исходя из принципов непрерывного обучения, чтобы гибко реагировать на изменения и потребности общества и предоставить возможность дополнительного обучения как можно более разным целевым группам.
* Барбара Страук. Тайны мозга взрослого человека. Краткий конспект.
(http://volodina-elena.livejournal.com/29276.html)
* Барбара Страук, «Тайны мозга взрослого человека»
(http://eniki-beniki.livejournal.com/334413.html)
Барбара Страук постаралась собрать как можно больше научно подтверждённых данных о влиянии на мозг стиля питания, физических и ментальных упражнений, социальных контактов.
* Тайны мозга взрослого человека
(http://en.moscowbooks.ru/book.asp?id=537807)
* Возраст и интеллект
(http://moikompas.ru/compas/psycology)
1.билингвизм обеспечивает «когнитивный резерв» (термин Ф.Крейка), способный ослабить снижение когнитивных способностей при старении.
2.Физические нагрузки улучшают когнитивную деятельность
3.Продолжительность жизни зависит от размеров мозга
4.Ген старения мозга
Сообщается, что при отсутствии гена Bmi1 происходила активация белка p53, что в результате приводило к смерти клеток (на рисунке из журнала Science — белок p53 в связи с молекулой ДНК)
5. Питание мозга и возрастное снижение интеллекта
Гинкго Билоба;Чеснок (чесночное масло);Повышенные дозы витаминов группы B; Магний, цинк и другие микроэлементы; Лецитин; Глицин; Комплекс свободных аминокислот.
Барбара Страук — научный журналист — пишет просто и захватывающе, хотя пишет о самых последних научных открытиях.
Примечание: Фамилия Strauch дана в русском перводе как Страук, так написано в изданном переводе ее книге. Лучше бы звучало «Штраух».
Барбара Страуч
Barbara Strauch
Дата рождения: 1954 год
Место рождения: США
Род деятельности: писатель, журналист
Жанр: научно-популярный
Барбара Страуч (англ. Barbara Strauch; род. 1954) — американский писатель, популяризатор науки, журналист. Автор двух книг-бестселлеров — «The Primal Teen: What the New Discoveries about the Teenage Brain Tell Us about Our Kids» (Что новые исследования о мозге подростка говорят нам о наших собственных детях; 2003) и «The Secret Life of the Grown-up Brain: The Surprising Talents of the Middle-Aged Mind» (Тайная жизнь взрослого мозга: удивительные таланты разума среднего возраста; 2010).
Окончила медицинское отделение Калифорнийского университета в Беркли (1973).
Является заместителем научного редактора газеты Нью-Йорк Таймс, а также редактором статей по медицинской тематике и охране здоровья. Работает в газете с 1994 года. До этого редактировала статьи на медицинские и научные темы в Бостоне и Хьюстоне, и была в качестве иностранного корреспондента и редактора в Каракасе (Венесуэла).
Живет в округе Вестчестер, Нью-Йорк с мужем и двумя дочерьми.
Книги
• Barbara Strauch. The Primal Teen : What the New Discoveries about the Teenage Brain Tell Us about Our Kids. 256 p. 2003. ISBN 0385721609
• Barbara Strauch. The Secret Life of the Grown-up Brain: The Surprising Talents of the Middle-Aged Mind. 229 p. 2010. ISBN 978-0-670-02071-3
• Барбара Страук. Тайны мозга взрослого человека. Удивительные таланты и способности человека, достигшего середины жизни. — М., «Карьера Пресс», 2011 ISBN 978-5-904946-03-6.
Ссылки
• Введение к книге Барбары Страуч
• Возмутитель спокойствия Барбара Страуч
• Дело пожилое. СПб Ведомости. Выпуск № 217 от 18.11.2010
• Barbara Strauch
• Interview with Barbara Strauch (видеоролик на англ.)
Категории:
• Персоналии по алфавиту
• Писатели по алфавиту
• Родившиеся в 1954 году
• Писатели США
• Популяризаторы науки
• Издательства
• Издатели
Тайная жизнь взрослого мозга
Инкогнито. Тайная жизнь мозга
Научный редактор Ксения Пахорукова
Издано с разрешения The Wylie Agency (UK) Ltd.
Книга рекомендована к изданию Сефером Гусейновым
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© David Eagleman, 2011
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2019
Человек одинаково неспособен видеть и небытие, из которого он появляется, и бесконечность, которая его поглощает.
Глава 1. В моей голове кто-то есть, но это не я
Внимательно посмотрите на себя в зеркало. Под стильной внешностью скрывается мир объединенного в сеть оборудования, включающего в себя сложные строительные леса из костей, систему мышц, массу специальных жидкостей и коллектив внутренних органов, пыхтящих в темноте, чтобы вы оставались живыми. Все это хозяйство упаковано в бесшовный и приятный на вид высокотехнологичный самозалечивающийся чувствительный материал, который мы называем кожей.
А еще внутри находится мозг. Полтора килограмма самого сложного вещества во вселенной. Это центр управления, который руководит всей работой, собирая данные через маленькие порталы в бронированном бункере черепа.
Мозг состоит из клеток – нейронов и нейроглий, которых сотни миллиардов. Каждая из этих клеток сложна, как город, содержит полный геном человека и перемещает миллиарды молекул в сложнейшей экономике. Каждая из них посылает электрические импульсы другим клеткам, иногда сотни раз в секунду. Если представить каждый из этих триллионов и триллионов импульсов в виде отдельного фотона, то итоговый результат был бы ослепляющим.
Клетки соединены между собой в сеть такой ошеломительной сложности, которая сводит с ума человеческий язык и влечет за собой появление новых ветвей математики. Типичный нейрон имеет примерно десять тысяч соединений с соседними нейронами. При миллиардах нейронов это означает, что в одном кубическом сантиметре ткани мозга соединений столько, сколько звезд в нашей галактике Млечный Путь.
Полуторакилограммовый орган[1] желеобразной консистенции в вашем черепе – чуждый вид вычислительного механизма. Он состоит из миниатюрных самонастраивающихся частей и далеко превосходит все, что мы можем вообразить. Так что даже если вы считаете себя ленивым или бестолковым, воодушевитесь: вы – самое деятельное и сообразительное существо на этой планете.
У человека невероятная история. Можно сказать, что мы единственная система на планете, которая настолько сложна, что ввязалась в игры с дешифровкой собственного языка программирования. Представьте, что ваш компьютер начал управлять своими периферийными устройствами, снял свою крышку и направил веб-камеру внутрь схем. Мы делаем именно это.
И то, что мы обнаружили, заглянув в череп, входит в число наиболее замечательных интеллектуальных достижений нашего вида, – это признание, что многочисленные грани нашего поведения, мыслей и опыта неразрывно связаны с обширной влажной электрохимической сетью, именуемой нервной системой. Эта машинерия крайне чужда нам, и тем не менее она – это мы.
В 1949 году Артур Альбертс отправился из своего дома в Йонкерсе, штат Нью-Йорк, в деревни между Золотым Берегом и Тимбукту в Западной Африке. Он ехал на джипе с женой, камерой и – поскольку был любителем музыки – с магнитофоном. Желая открыть уши западному миру, он записал наиболее важные, по его мнению, звуки Африки[2]. Однако при использовании магнитофона Альбертс столкнулся с непредвиденными проблемами. Один из местных жителей, услышав звук своего голоса, обвинил Альбертса в том, что тот «украл его язык». Путешественник едва избежал побоев, вынув зеркало и убедив оппонента, что его язык находится на месте.
Нетрудно понять, почему магнитофон для местных жителей выглядел противоестественно. Звучание кажется преходящим и непередаваемым: оно словно мешок разлетевшихся на ветру перьев, которые уже не собрать снова. Голоса невесомы, не имеют запаха – вещь, которую не удержать в руках.
Поэтому удивительно, что голос – нечто физическое. Если вы сконструируете маленькую машинку, достаточно чувствительную, чтобы обнаружить мельчайшие сжатия и разрежения воздуха, то сможете уловить эти изменения плотности, а затем воспроизвести их. Мы называем такие машины микрофонами, и каждый из миллионов радиопередатчиков на планете успешно преподносит нам эти мешки с перьями, некогда считавшиеся теряющимися безвозвратно. Когда Альбертс проигрывал на магнитофоне записи, один из представителей западноафриканского племени назвал это потрясающей магией.
То же можно сказать и о мыслях. Что такое мысль? Кажется, что она ничего не весит. Она ощущается преходящей и непередаваемой. Мы не думаем, что мысль имеет форму, запах или обладает еще каким-либо физическим параметром. Кажется, что мысли – вид потрясающей магии.
Однако, как и у голоса, у мыслей есть физическая база. Мы знаем это, поскольку изменения в мозге меняют род мыслей, которые мы обдумываем. В состоянии глубокого сна мыслей нет. Когда мозг переходит в фазу быстрого сна, появляются самопроизвольные причудливые мысли. В течение дня мы наслаждаемся нормальными, общепринятыми мыслями, которые люди с энтузиазмом меняют, влияя на химический коктейль мозга алкоголем, сигаретами, кофе или физическими упражнениями. Состояние физической материи определяет состояние мыслей.
И эта физическая материя необходима для нормального мышления. Если в результате несчастного случая вы повредите мизинец, то огорчитесь, однако ваше сознание не изменится. Если же вы повредите кусочек мозговой ткани аналогичного размера, это может изменить ваши способности воспринимать музыку, называть животных, видеть цвета, оценивать риск, принимать решения или считывать сигналы тела, – тем самым срывая покров с незнакомой спрятанной машинерии. Из этого странного органа появляются наши надежды, мечты, устремления, страхи, инстинкты, великие идеи, фетиши, чувство юмора и желания, и когда мозг изменяется, меняемся и мы. Поэтому, интуитивно представляя, что у мыслей нет физической базы, что они подобны перьям на ветру, на самом деле мы понимаем, что они прямо зависят от целостности загадочного полуторакилограммового центра управления.
Первое, что мы усваиваем из изучения собственной схемы, – простой урок: большая часть того, что мы делаем, думаем и ощущаем, находится вне нашего сознательного контроля. Огромные джунгли нейронов управляются своими программами. Сознательный вы – то самое «я», которое пробуждается к жизни, когда вы просыпаетесь утром, – это крохотная часть того, что происходит в вашем мозге. Хотя наша внутренняя жизнь зависит от функционирования мозга, это его собственное шоу. Большая часть его работы требует допуск выше уровня сознания. «Я» просто не имеет права туда войти.
Ваше сознание – мелкий безбилетник на трансатлантическом лайнере, который ставит эту поездку себе в заслугу и не обращает внимания на все громоздкие машины под ногами.
В ходе одного из исследований мужчин просили оценить привлекательность различных женских лиц на фотографиях. Снимки имели размер примерно двадцать на двадцать пять сантиметров, женщины на них были сфотографированы в анфас или в три четверти. Мужчины не знали, что на одной половине фотографий зрачки у женщин были расширены, а на второй – нет. Мужчин постоянно привлекали женщины с расширенными зрачками, причем примечательно, что они не понимали, почему их выбор был именно таким. Никто из них не сказал: «Я заметил, что зрачки вот на этом снимке на два миллиметра больше, чем вот на том». Нет, они просто ощущали, что одни женщины привлекают их больше, чем другие.
В среднем масса мозга у взрослого человека чуть менее 1,5 килограмма, но может колебаться от одного до двух и более килограммов. Прим. пер.
Тайная жизнь взрослого мозга
Если вам понравилась книга, вы можете купить ее электронную версию на litres.ru
Тайная жизнь мозга. Как наш мозг думает, чувствует и принимает решения
Мне нравится думать о науке как о корабле, который несет нас в неведомое, от самых отдаленных уголков Вселенной до светового луча и мельчайших молекул жизни. На этом судне есть инструменты, телескопы и микроскопы, позволяющие увидеть доселе невидимые вещи. Но наука — это еще и карта, по которой проложены извилистые маршруты.
Двадцать лет моих путешествий между Нью-Йорком, Парижем и Буэнос-Айресом были посвящены загадкам человеческого мозга — органа, состоящего из бесчисленных нейронов, которые систематизируют восприятие, рассудок, эмоции, мечты и сновидения.
Цель этой книги — исследовать наш разум вплоть до самых потаенных закоулков, чтобы лучше понять самих себя. Мы увидим, как у человека с первых дней жизни возникают идеи и решения, рассмотрим механизмы сновидения и воображения, узнаем, почему мы испытываем те или иные чувства, как изменяется наш мозг и как наша личность меняется вместе с ним.
На этих страницах мы будем рассматривать мозг с разных сторон. Мы заглянем туда, где мысли начинают обретать форму и где психология встречается с нейронаукой. Это океан, по которому плавали люди разных профессий — от биологов, физиков, математиков, психологов, антропологов, лингвистов, философов и врачей до поваров, иллюзионистов, музыкантов, гроссмейстеров, писателей и художников. Эта книга — сплав их опыта.
Первая глава — путешествие в страну детства. Мы увидим, что мозг подготовлен к усвоению языка задолго до того, как ребенок начинает говорить; что билингвизм помогает мышлению и что наши первые представления о добре и справедливости, сотрудничестве и соперничестве влияют на отношение к себе и другим людям в дальнейшем. Раннее интуитивное мышление оставляет глубокий отпечаток на рациональном восприятии и принятии решений.
Во второй главе мы изучим зыбкую и порой трудно различимую границу между тем, что мы хотим и чего не хотим. Эти решения делают нас такими, какие мы есть. Как взаимодействуют чувства и рассудок, когда мы принимаем практичные и эмоциональные решения? Что заставляет нас доверять другим и самим себе? Мы обнаружим, что незначительные различия мозговых контуров, отвечающих за принятие решений, могут коренным образом менять наш подход и к простейшим вопросам, и к глубоким и сложным проблемам, которые определяют нас как общественных существ.
Третья и четвертая главы посвящены самому загадочному аспекту мышления и человеческого мозга — сознанию. Мы рассмотрим его через беспрецедентное столкновение идей Фрейда и новейших открытий нейронауки. Что такое подсознание и как оно управляет нами? Мы убедимся, что можем читать и расшифровывать мысли, декодируя схемы мозговой активности даже у пациентов в вегетативном состоянии. Что пробуждается, когда просыпается сознание?
Мы увидим первые попытки записывать сны и визуализировать их в некоем сновидческом планетарии, изучим обитателей различных состояний сознания — таких как осознанные сновидения и мышление под воздействием марихуаны или галлюциногенных препаратов.
Последние две главы посвящены тому, как мозг учится в разных ситуациях, от повседневной жизни до школьного урока. Мы узнаем, действительно ли взрослому человеку гораздо труднее усвоить новый язык, чем ребенку. Мы совершим экскурс в историю обучения, оценим усилия и способности, станем свидетелями коренной перемены, которая происходит в мозге, когда мы учимся читать, и предрасположенности мозга к изменениям. Здесь будет рассказано, как можно использовать эти знания для усовершенствования крупнейшего коллективного эксперимента в истории человечества: школьного образования.
«Тайная жизнь разума» — это резюме достижений современной нейронауки на основе моего собственного опыта. Я вижу в нейронауке средство, помогающее нашему общению друг с другом, способ выражения оттенков и нюансов наших мыслей и чувств, чтобы сделать их понятными для других и, разумеется, для нас самих.
Глава 1. Истоки мышления
Как думают и общаются младенцы и как мы можем лучше понимать их
Из всех стран, куда мы попадаем в нашей жизни, самая необыкновенная, безусловно, страна детства, которая взрослому человеку кажется простым, наивным, красочным, сказочным, веселым и незащищенным местом.
Самое странное, что все мы когда-то были гражданами этой страны, но нам трудно вспомнить и воссоздать ее без фотографий. Мы видим себя со стороны, как будто это другой ребенок, а не мы сами в другое время.
Как мы думаем и постигаем мир до того, как узнаем слова для его описания? И, уж коли на то пошло, как мы открываем для себя эти слова, не имея словаря для их толкования? Как это возможно, что до трехлетнего возраста, в период абсолютной незрелости рассудка, мы уже способны освоить все премудрости грамматики и синтаксиса?
Здесь мы коротко расскажем об этом путешествии. Мы начнем его с самого первого дня, когда мы приходим в мир, и дойдем до этапа, когда наши язык и мышление становятся похожими на те, которыми пользуются в зрелом возрасте. Различные методы и инструменты помогут нам реконструировать мысленные процессы по взглядам, жестам и словам и детально исследовать мозг.
Мы убедимся, что с самого рождения люди способны формировать сложные абстрактные представления. Хотя это выглядит невероятным, но младенцам знакомы понятия математики, языка, нравственности и даже научного и социального мышления. Это врожденное понимание лежит в основе всего, чему мы учимся в семье, обществе и школе за годы своего детства.
Мы также обнаружим, что когнитивное развитие не сводится к приобретению новых знаний и способностей. Напротив, оно часто требует избавления от привычек, которые мешают детям использовать уже имеющиеся знания. Эта мысль может показаться парадоксальной, но порой ребенку важнее не усваивать новые понятия, а оперировать теми, которые он уже знает.
Ради простоты и удобства мы обычно говорим о детях в третьем лице, как будто это какие-то другие существа. Но здесь мы собираемся заглянуть в самые потаенные уголки нашего мозга, поэтому первая экскурсия в детство будет проходить от первого лица. Мы погрузимся в свои мысли, чувства и представления о мире, какими они были в те дни, о которых мы больше не помним.
В конце XVII века ирландский философ Уильям Молинье предложил своему другу Джону Локку провести следующий мысленный эксперимент:
«Предположим, взрослый человек, слепой от рождения, научился наощупь отличать шар от куба […]. Теперь допустим, что он прозрел и увидел шар и куб. Вопрос: сможет ли он теперь отличить их друг от друга, не прикасаясь к ним?»
Я годами задавал людям этот вопрос, и большинство отвечало на него отрицательно. Первичный визуальный опыт должен быть как-то связан с тем, что уже известно через прикосновение. Иными словами, человеку нужно одновременно увидеть и потрогать шар, чтобы обнаружить, что гладкая округлая поверхность соответствует образу сферы.
Другие, составлявшие меньшинство, полагали, что предыдущий тактильный опыт создает визуальную «заготовку». В результате слепой человек сможет отличить шар от куба сразу же, как прозреет.
Джон Локк, как и большинство людей, считал, что прозревший слепец должен сперва научиться видеть. Лишь увидев предмет и одновременно прикоснувшись к нему, он обнаружит связь между двумя ощущениями. Он как бы выполнит упражнение по переводу, где каждый способ восприятия представляет собой отдельный язык, а абстрактное мышление — тот словарь, который связывает тактильные слова с визуальными.
Для Локка и его последователей-эмпириков мозг новорожденного был чистой страницей, tabula rasa, ожидающей первой записи. Только непосредственный опыт, считали они, формирует и преображает восприятие; понятия рождаются лишь после того, как обретут название. Когнитивное развитие начинается с чувственного опыта, а потом, с появлением языка, оно обогащается нюансами, объясняющими более глубокие и тонкие аспекты человеческого мышления, такие как любовь, религия, нравственность, дружба и демократия.
Эмпиризм основан на природной интуиции. Поэтому не удивительно, что он пользовался успехом и занимал доминирующее положение в философии разума с XVII века до эпохи великого швейцарского психолога Жана Пиаже [Жан Пиаже (1896–1980) — швейцарский философ и психолог, создатель теории когнитивного развития (прим. пер.).]. Однако на деле реальность не всегда поддается непосредственному познанию, и мозг новорожденного — не tabula rasa. Совсем наоборот. Мы приходим в этот мир со способностью создавать понятия.
Бытовая логика сталкивается с суровой реальностью в эксперименте психолога Эндрю Мельцова, где он тестировал вариант «задачи Молинье» для опровержения аргументов эмпирической интуиции. Вместо шара и куба он воспользовался двумя сосками-пустышками: одна была гладкой и закругленной, а другая шероховатой и с выпуклостями. В полной темноте два младенца брали в рот две разные соски. Потом соски клали на стол и включали свет. Каждый младенец больше смотрел на ту пустышку, которую он сосал, показывая, что узнает ее.
Этот простой эксперимент разрушает миф, существовавший более трехсот лет. Он показывает, что новорожденный младенец, обладающий лишь тактильным опытом восприятия предмета (поскольку в этом возрасте тактильное восприятие преимущественно оральное, а не мануальное), распознавал этот предмет по внешнему виду. Это противоречит также типичному заблуждению родителей о том, что взгляд новорожденного чаще всего где-то блуждает и оторван от реальности. Как мы убедимся позже, психическая жизнь маленьких детей гораздо богаче и разнообразней, чем можно предположить.