татуировки тело это храм
Библия и татуировки
Люди часто задаются вопросом: что заповедал нам Бог в связи с татуировками? В Библии не очень много прямых упоминаний о татуировках. Это потому, что люди, наносившие на свои тела подобные вековечные надписи и изображения, не принадлежали к народу, получившему закон Моисеев. Это были люди языческих верований.
Фото: Ф.Леруа |
Итак, в книге Левит мы находим слова: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19: 28). Приведенная цитата более чем очевидна. Бог говорит «нет» подобному обычаю. Но почему осуждается такое деяние? Чтобы понять эту заповедь, надо вникнуть в культуру того времени.
В нашей культуре татуировки уже не несут того смысла, что во времена Моисея. В эре благодати тело является храмом Духа Святого, в нем пребывает Христос в силу Евхаристии. Если мы посмотрим на мотивы, по которым люди наносят себе татуировки, то увидим, что по большей части им хочется просто отличиться от других. Но нонконформизм, следование модным трендам, желание шокировать – всё это чуждо закону любви Христа, Распятого и Воскресшего из мертвых.
Юная коптская девочка с татуировкой в виде креста на запястье. Фото: Б. Арманж / Associated Press |
В мусульманском мире христиане накалывают себе крест на руку для того, чтобы в случае смерти быть похороненными по-христиански. Однако это говорит также и об их желании умереть за Христа и исповедовать Его до самой смерти, если они будут захвачены радикальными исламистами, для которых христианство – постоянная мишень. В этом случае татуировка может означать призвание к мученичеству, стремление к исповедничеству до самой смерти и несокрушимую любовь к Распятому.
Таким образом, когда татуировки не свидетельствуют о вере, они являются неудачной подменой личности, культуры, эрудиции, чувства юмора, жизнерадостности, открытости, веры, творческой уникальности. Они служат только показателем отчаянных поисков собственного «я», все более кричащего, поисков в тех местах, где его не было и не будет никогда.
Можно ли православному бить татуировки?
Наносить татуировки, как украшение тела, стало модным относительно недавно, в конце XX века, при этом сама эта практика известна давно. Сейчас многие хотят набить себе что-то красивое, нежное, необязательно несущее большой смысл, тогда почему церковь относится к татуировкам отрицательно? Разберёмся с самого начала.
Откуда растут ноги?
Татуировки изначально носили сегментационный характер, по ним можно было понять, к какой группе относились их обладатели. В те времена татуировки наносились на тело либо как языческая символика, которая определяла обряды, переходные состояния, призывы магической силы, или как память о погибших. Тогда в Ветхом Завете для израильского народа было дано правило, которое должно было выделять их среди других идолопоклоннических племён: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев.19:28).
Даже сейчас люди чаще всего набивают тату по двум причинам – как символ какого-то события, периода, важные фразы или вещи для человека или как украшение тела. При этом у каждого рисунка, нанесённого на тело, есть свой смысл, о котором люди, делающие татуировки, не особо задумываются. Многие священники рассказывают, что после набивания тату жизнь их владельцев изменилась в соответствии с содержанием символа.
У многих людей желание набить татуировку возникает просто из-за веяния моды, потому что сейчас это популярно. Так вначале нулевых было модно украшать себя иероглифами, а сейчас всем нравятся минималистические татуировки. На такое следование тенденциям можно найти совет в Писании: «И не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего» (Рим 12:2). Это можно понять так, что православному человеку не стоит следовать трендам, так как они быстротечны, в то время как лучше обращать внимание на внутреннюю красоту души и развивать её.
Встречается такая практика в других церквях, например, коптской, набивать на запястье татуировку в виде креста, но они так определяют себя как христиане и говорят, что таким образом крест с них никогда не снять, только с кожей.
Почему нельзя?
Многие священники приводят следующее сравнение татуировкам – тату на теле человека как граффити на стенах храма. Но как граффити на стенах не мешают проведению Божественных Литургий в храме, так тату не препятствуют спасению души человека, если он решил жить в согласии с православным образом жизни.
В церкви можно встретить много людей с татуировками, многие из них перестали набивать их как раз после более глубокого знакомства с христианской жизнью. Так Константин Кинчев сам признаётся:
«по поводу того, что внутренние изменения должны вести за собой внешние, могу сказать следующее. Когда я прочитал у митрополита Антония Сурожского, что тело – это видимая часть души, то перестал бить себе татуировки. Хотя соблазны наколоть себе что-нибудь накатывают на меня с колоссальной силой».
Таким образом, каждый человек должен принять для себя решение, нужно ли ему делать татуировку или нет, но нужно помнить о том, что символ – это не просто картинка, что татуировки раньше были присущи определённым категориям людей, и что этот процесс является опасным и с медицинской точки зрения.
Если всё же иногда соблазн татуировки велик, то в наши дни лучше купить временную татуировку, с ней можно и удовлетворить это желание, и не нарушать целостность своего тела. В таком случае это, скорее, будет рассматриваться как макияж, а не как изменения своего тела.
Автор: Елизавета Петросянц @klevaja
Православная церковь о татуировках: отношение, мнение и ответы на частые вопросы
Современная культура очень часто выражает себя вызовом и провокацией общепринятым нормам. И многие традиции, которые еще недавно были недопустимы в обществе, сегодня становятся почти нормой и не вызывают резкой критики.
С другой стороны, православие — ортодоксальная религия, основные догматы которой не менялись на протяжении всех двух тысячелетий существования христианства. Поговорим сегодня, о таком модном веянии современности, как тату. Каково же отношение православной церкви к татуировкам? Допустимо ли православному человеку их делать?
Что Библия говорит о татуировках
Главное обоснование запрета наносить изображение на себя мы видим в Ветхозаветной Книге Левит «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». В Новом Завете в Откровении Иоанна Богослова есть предостережение не наносить на себя знаков зверя, что тоже очень часто сопоставляют с татуировками.
Суть библейского запрета изображений на человеке — благоговейное отношение к физическому телу, как сосуду бессмертной души. В послании апостола Павла к Коринфянам можно увидеть, что человеческое тело называется храмом Божиим. Такое высокое сравнение исключает пренебрежительное отношение ко всему физическому, не позволяя его осквернять.
По словам того же апостола, каждый верующий человек — живой храм Божий. И как нельзя осквернять храмы по своей прихоти, также нельзя и менять что-либо, данное Богом, по желанию человека. Это вовсе не означает, что тело не требует заботы, даже наоборот — забота как о сосуде души должна быть. Но излишне украшаться, менять свой первозданный вид или особенности — это грех для христианина.
Историко-культурные аспекты тату
В дохристианские и раннехристианские времена татуировки были частью языческих и оккультных обрядов. Они наносились или в знак умерших, или для вхождения в транс и другие состояния, изменяющие сознание.
Интересно! С появлением христианства татуировки использовались в основном как клеймо. Ими «метили», к примеру, преступников, женщин легкого поведения, карточных мошенников.
Традиция татуированного клейма сохранялась по всему миру много веков. Многие, наверно, помнят, сколько неприятностей приносила лилия на плече леди Винтер, героине романа А. Дюма «Три мушкетера». По сей день в местах лишения свободы существует целая сложная система тюремных татуировок, которые на всю жизнь запечатлевают на человеке историю его преступлений и отбываний наказаний.
Цивилизованный мир о татуировках, как украшении, узнал примерно в XVIII веке, когда путешественник Д. Кук открыл туземные поселения островов Таити. Именно там на местных жителях он увидел изображения, которые носили чисто декоративных характер и делались только лишь ради красоты.
Однако мода так украшать тело не встретила большого одобрения у общества. Не так давно, уже в XIX веке, авторитетный итальянский доктор Ч. Ламброзо рассматривал нанесение тату на как расстройство, присущее людям, склонным к преступлениям.
Только лишь в середине ХХ века татуировка становится модным атрибутом молодежи. Люди начинают разрисовывать себя по собственному усмотрению, далеко не всегда вкладывая глубокий смысл в изображения. Появляются массовые молодежные субкультуры, активно использующие тату.
Как видим, даже без учета духовного влияния тату, просто в историческом и смысловом значении изображения на теле с давних времен не несли ничего хорошего. Самое безобидное — дань моде — говорит о том, что человек просто не понимает глубинного смысла и влияния татуировок на свою жизнь.
Духовный вред татуировок
Чем же так опасна простая картинка на теле для христианина? Прежде всего, осквернение себя, как сосуда Божия, является грехом. В жизни человека и так множество греховных поступков, избежать которые зачастую не удается. Так зачем же еще больше портить свою душу тем, без чего можно спокойно обойтись?
Человек — существо духовно-телесное. Невозможно рассматривать отдельно жизнь физическую от жизни души, и наоборот. Поэтому любые изменения на физическом уровне обязательно будут сказываться на духовной жизни, и наоборот. И нанесение изображений — не исключение.
Священники, которые ежедневно сталкиваются с человеческими судьбами и слушают исповеди, часто отмечают, что люди каются в том, что делали тату. У многих из них с началом ношения «простой картинки» начинались сложности и проблемы в жизни, появлялось ощущение оставленности Богом, уныние. Это действие греха, которого человек сам впускает в свою жизнь.
Важно! Наносимые на тело знаки и символы несут с собой определенную духовную нагрузку, о которой человек может даже не знать.
Так, неоязычники и оккультисты часто используют руны, скрытые пентаграммы и прочие сатанинские символы для наколок. Внешне непосвященному человеку такое тату может показаться просто красивым графическим рисунком, не несущим никакой информации. Но на самом деле, накладывая его на себя, человек позволяет войти в свою жизнь тем силам, которые обозначены в символике. Конечно, для православного христианина это недопустимо.
Даже если не колоть какие-либо мистические или магические знаки, татуировка «для красоты» несовместима с верой Христовой. Погоня за модой, излишнее украшение тела (не только изображениями, но и слишком вычурной одеждой, ярким макияжем и т.д.) — это все отвлекает человека от Христа и занимает его мысли земным. Господь должен всегда быть на первом месте в жизни христианина, а забота о физическом и внешнем должна оставаться в разумных пределах.
Что делать, если тату было сделано давно
Поскольку многие современные христиане обрели веру уже во взрослом возрасте, в церковь мы приходим с большим багажом прежних грехов. И нередка ситуация, когда к вере приходит человек, образ жизни которого раньше был очень отдаленным от нравственных норм. И если в нравственных грехах человек кается внутренне, изменения внешние остаются видимыми иногда на всю жизнь.
Конечно, если человек осознал, что в свое время оступился и сделал наколку зря, он должен обязательно покаяться об этом на исповеди. Если есть техническая возможность, желательно татуировку вывести, особенно если это агрессивные или злобные изображения.
Покаяние подразумевает обязательный отказ от повторения греха. Заядлые татуировщики очень часто впадают в определенного рода зависимость от нанесения новых и новых изображений на свое тело. Надо понимать, что если человек идет к Богу и кается, он должен на всю оставшуюся жизнь отказаться от новых наколок.
Об отношении православия к другим аспектам жизни:
Некоторые священники, которые строго соблюдают церковные каноны, могут на некоторое время не допускать человека с татуировками к причастию. Такое решение священника может быть вызвано не только наколкам, но и другими тяжкими грехами.
Совет! В таком случае, важно обязательно смириться под таким решением священника. Он может назначить какую-либо епитимью — покаянное правило, которое обязательно надо выполнить. Это может быть чтение каких-либо молитв, помощь страждущим, работа в храме.
Если кающийся принимает такой труд как из рук Божих, он почувствует большую духовную помощь. По выполнению положенного труда священник прочтет разрешительную молитву, и человек сможет приступить к Таинствам.
Таким образом, нанесение татуировок на человека никогда не поощрялось ни в культурном, ни в духовном аспекте. Господь создал человека по образу и подобию Своему, и мы не в праве этот образ видоизменять. Тело должно поддерживаться в порядке, здравии и аккуратности, а излишнее его украшение не идет на пользу христианину.
Спасибо большое за статью, за информацию. Но я так и не поняла, какая связь между татуировкой и грехом, если татуировка не несет в себе никакого скрытого или богохульного смысла. Понятно, что татуаж имеет языческие корни. Но и маникюр, и ношение сережек тоже имеет языческие корни. Однако Церковью грехом не признается. Многие матушки носят сережки, красят ногти, делают макияж (!у которого тоже языческие корни!). И духовенство относится к этому спокойно. Так в чем именно грех, например, рисунка цветка на коже? Все аргументируют, что тело — храм Божий. И я с этом полностью согласна. Его не нужно осквернять всякими хульными символами или надписями. Но в статье автор говорит, что тело совершенно. Вы это моим послеоперационным шрамам скажите. А то они не в курсе. И мне откровенно не понятно, почему грещно скрыть уродливые шрамы, на которые мне больно смотреть, рисунком цветка или чего-то, не имеющего языческих корней.
Добрый день. Конечно, нельзя сравнивать те татуировки, которые делали в древности в языческих и оккультных целях с теми, которые вошли в моду сегодня. В каком-то смысле, отрицательное отношение к тату вызвано не только вопросом греховности, но и традиционным общественным взглядом. Еще совсем недавно тату хоть и не были уже откровенным язычеством, но все же были неким вызовом обществу, попыткой возвыситься над ним, выделиться и тому подобное. Люди, их делающие, внешне заявляли о свое инаковости. Но сегодня эта тенденция уже меняется, тату становятся мейнстримом, превращаются в искусство, зачастую даже без смысловой нагрузки самого рисунка.
Что же касается совершенства тела: очень часто желание сделать тату скрывает за собой неприятие себя. Ваше желание скрыть послеоперационные шрамы понятно, но перед Богом они совершенно ничего не значат. Мы выскажем наше частное мнение, что при таком подходе татуировка не является грехом. Сегодня некоторые священники соглашаются с такой позицией, в то же время как более строгие и традиционные батюшки выступают решительно против. На наш же взгляд, современная татуировка является не столько грехом, сколько глупостью, без которой можно спокойно обойтись, не тратить на нее свое время, силы и внимание. Но в конечном счете, делать или нет тату — это личное решение каждого. Но не стоит ожидать, что православное общество в скором времени будет благосклоннее относится к татуировкам — традиционные устои сильны и меняются медленно.
Да, современные татуировки, которые используются для перекрытия шрамов или же просто как картинки нельзя сравнивать с древними языческими рисунками и надписями, которые делались в честь умерших и о которых говорит Священное Писание. Но православному христианину нужно понимать, что излишняя забота о внешнем уводит его от главного — от духовности. И тут может идти речь о чем угодно — об излишней увлеченности модой, внешности и уходе за собой, макияже и так далее. В таком аспекте, на наш взгляд, можно рассматривать тату как один из элементов украшения тела, без оккультного подтекста. По-человечески вполне понятно ваше желание скрыть шрамы после операции.
Добрый день, у меня возник такой вопрос:можно ли набивать христианскую символику, как что-то показывающее, что я христианин, а также как способ благовестия, например если кто-то спросит о тату, можно рассказать о Христе. Я являюсь баптисткой, заранее спасибо
Добрый день. В православной традиции такое не одобряется, хотя мы знаем примеры христиан коптов, которые наносят начертания Креста на тело, чтобы всегда свидетельствовать о своей вере. В православии же принято по-другому проявлять свою веру, а отношение к тату, в целом, негативное. Православный христианин в качестве символа носит нательный Крест. Что же касается благовестия, то для него и вовсе не нужны какие-то особые внешние выражения. Христианин должен проявлять свою веру, прежде всего, своим поведением и образом жизни. Это и есть самое лучшее благовестие, когда глядя на благочестивую жизнь человека, хочется ему следовать, хочется узнать, как ему удается так жить. Все это делать можно совершенно без каких-либо опознавательных знаков, символов. Вот именно на это должен обращать внимание православный христианин.
А как же татуировки, коптов-христиан? Они Православные христиане, чье присутствие обязательно при схождении благодатного огня в Храме Гроба Господня. Т.е. православные християне-египтяне (копты) это не какая-то секта или непризнанная отлученная церковь. И они при крещении своим детям в обязательном порядке наносят тату в виде креста. Делается это для того, чтобы гонимые в мусульманском Египте копты не могли отказаться от веры без боли и, чтобы не поддались лёгкости обмана сказав, что они мусульмане. Именно эти татуировки подвергают их опасности, но именно это напоминает коптам о том, что вера в Христа даёт им силы. И если их вера будет непоколебимой как у Иова, то Господь воздаст им счастья больше чем горестей ещё при жизни. Русская православная церковь заходит иногда слишком далеко в трактование Писания. Есть Писание. И есть, то что не вошло в Писание. И это исключительно мнение отдельных служителей, которые забывают, что должны служить Господу, а не Патриархату. Все то, что не вошло в Писание — не, значит, что про это «забыли» — значит, это на усмотрение человека, судить которого никто кроме Господа права не имеет. Поэтому Церковь не имеет права осуждать кого-либо. Особенно в таком неоднозначном вопросе как татуировки.
Добрый день. Мы выразим наше мнение, просим к нему относится именно как к частному мнению редакции, а не как к Истине. Негативное отношение Церкви к татуировкам — это традиция, которое берет свое начало от истоков нанесения татуировок. Изначально они носили либо оккультный характер, либо говорили о принадлежности к какому-либо не очень духовному слою общества (преступники, падшие женщины). Конечно, Церковь не могла одобрить образ жизни людей, которые наносили на себя такие татуировки.
Но сегодня практика татуировок сильно изменилась. Все реже они становятся какими-то сакральными знаками, которые свидетельствуют о связи с потусторонним миром. Даже тюремная традиция татуировок утрачивает свою актуальность. Сегодня тату — это не более чем модное веяние (по большей части). На наш взгляд, модные современные татуировки, которые делает себе молодое поколение — это не столько грех, сколько глупость. Греховность их сводится к изменению тела, дарованного Господом. И когда смысл этого — только лишь украсить себя (что иногда выглядит довольно сомнительным украшением), это действительно глупость.
Совсем другое дело — коптские татуировки. Это действительно исповедничество, и многие люди отдали жизни за подобные начертания. Конечно, нельзя сравнивать какой-нибудь модный рисунок на запястье в нашей стране, и начертание креста у коптов. Поэтому всегда надо смотреть на суть, а не на форму. Православному христианину (в наших реалиях) просто незачем разукрашивать свое тело татуировками, его душа занята более важными, духовными вещами. Но и мы не можем согласиться, что наличие тату ведет человека в погибель. Всегда нужно смотреть, зачем, почему и при каких обстоятельствах человек это делал, какой смысл вкладывал.
И православный копт, и сатанист имеет тату на своем теле. Но один спасается, а другой идет в вечную погибель. Почему? Потому что не форма важна, а наполнение.
О непривлекательности для мужчин татуировок на женском теле, глубинных причинах запрета на татуировки в традиционных религиях, последствиях татуировочного бума для России и мира Кавказскому геополитическому клубу рассказывает православный философ, глава интеллектуального клуба «Катехон», преподаватель философии Государственного академического университета гуманитарных наук, член Синодальной Библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Аркадий Малер.
— Да, я это заметил в последние годы, причем, особенно на Западе, где иногда, приглядываясь к окружающим людям, мне казалось, что я единственный человек без тату – их рисуют уже везде, причем, я не помню ни одного случая за всю жизнь, чтобы это было хоть сколько-нибудь приятно для глаза. Безусловно, возрастающая популярность тату в России является частью именно западного тренда – это одна из многих составляющих постмодерной культуры, которая теперь пришла и к нам. Именно западного тренда, а не общемирового, потому что увлечение тату, в большей степени свойственное культурам Восточной Азии и архаичным племенам, стало популярным во всем мире именно через западного посредника. Именно когда западная культура восприняла и легитимировала это увлечение, оно распространилось по всему миру.
— Важная составляющая этого бума – взрывной рост числа женских татуировок. Причем девушкам, кажется, безразлично мнение мужчин, отзывающихся о татуированных особах женского пола, мягко говоря, нелицеприятно. Чем это объяснить? Женщина, презирая мнение мужчины, сознательно отказывается от попытки устройства своей судьбы по традиционному сценарию.
— Если не говорить об исключениях, подтверждающих правила, то в большинстве случаев девушки делают тату для того, чтобы дать сигнал мужчинам – «я именно такая и принимайте меня такой, вот именно с этим рисунком, который всегда со мной». Все остальное – это уже уточнение: какой именно рисунок имеется в виду, откуда она его взяла, при каких обстоятельствах решила его сделать. И тут уже все зависит от мужчины, насколько для него это будет иметь значение. Все-таки татуировка татуировке рознь, но то, что в последнее время приходится видеть – это, конечно, уже откровенные уродства, в особо крупных размерах и явно на публику.
Я не знаю ни одного мужчину, которому бы нравились татуировки на женском теле. Девушки фатально заблуждаются, если думают, что их тату хоть сколько-нибудь привлекательны для окружающих мужчин. Но в этом пороке виноваты, конечно, не только женщины, но и мужчины – если мужчины позволяют себе разрисовывать свое тело, одеваться вызывающе, иметь небрежный вид и т.д., то почему женщина не должна себе это позволить? Если такую женщину окружают обильно татуированные мужчины, как это бывает в разных субкультурах, то ей нужно проявить исключительную самодостаточность, чтобы не стать отражением этих мужчин, а если то же самое делают подруги, то тем более.
— Когда мы выносим какую-либо этическую или эстетическую оценку, то должны отдавать себе отчет, с точки зрения какого мировоззрения или, хотя бы, с точки зрения какой мировоззренческой парадигмы мы это делаем. Какая именно система ценностей позволяет нам называть один объект хорошим, а другой плохим, один красивым, а другой уродливым?
И вот что очень интересно – все эти субкультуры любят гордиться своей, якобы бесконечной, свободой, в первую очередь, от того большого нормативного общества, в котором они живут и от которого они защищаются в своей среде. Но на самом деле внутри самих этих сред царит очень четкая и жесткая иерархия, как во многих сектах, и полученные там татуировки – это несмываемые клейма определенного иерархического положения, то есть все как у архаичных язычников. Поэтому, конечно, ничего индивидуального и уникального в практике тату нет. Это самое настоящее клеймирование и закабаление, а в лучшем случае это просто досадная глупость, совершенная в юности, но уже неисправимая.
— Если отвечать на это вопрос в сугубо секулярном и научном ключе, то можно сказать, что, поскольку татуировки особенно популярны в молодежных контркультурных средах, бунтующих против классической европейской этики и эстетики, то там культивируются наиболее уродливые и пугающие, инфернальные образы, а поскольку большинство татуировок в наше время на молодых людях имеет контркультурное происхождение, то и образы там соответствующие.
Если пойти вглубь, то можно вспомнить, что традиция татуирования имеет языческое происхождение, в наше время наиболее заметное в странах Восточной Азии, и поэтому многие татуировки напоминают зооморфных и антропомофрных богов соответствующих культов. Но с христианской точки зрения подлинное происхождение этого визуального ряда достаточно очевидно – это, конечно, влияние демонов, то есть падших ангелов, которые не только стали безгранично злыми, но и крайне уродливыми.
— Мы сейчас живем в крайне сложном обществе со всех точек зрения. Мы переживаем эпоху, в которой в разных пропорциях сочетается три исторических начала – и традиционное, и модерное, и постмодерное. Поэтому говорить об обществе в целом сейчас более чем затруднительно. Но можно говорить о доминирующих тенденциях, главная из которых – это затянувшийся кризис классического Модерна, его ценностей, его принципов и его институтов. Обращаю Ваше внимание, что большинство людей старших поколений в нашей стране к татуировкам относятся в целом негативно, как и мы с Вами. А почему? Разве они выросли в христианской культуре? Нет, они выросли в культуре советской, которая во многом открыто боролась с христианством. Но дело в том, что советская культура – это один из изводов культуры классического Модерна, это фактическое воплощение левой версии проекта Просвещения, который прямо противопоставил себя христианскому Средневековью, но, в то же время, унаследовал от него целый ряд необсуждаемых представлений и ценностей, так что вполне можно было бы сказать, что проект Модерна – это проект секуляризированного христианства, христианства без Бога, без Христа и Его Церкви.
Но в той степени, в которой культура классического Модерна, а вместе с ней и советская культура на всех этапах ее развития, наследовала христианству, советские люди в своем воспитании и образовании получили определенную «прививку» от нигилизма, безнравственности и уродства. Вот поэтому люди старшего поколения не принимают «культуру тату» так же, как они не принимают гомосексуализм или агрессивную музыку – это просто реакция старой, классической криптохристианской культуры на современную, постмодерную.
Если же говорить о постмодерной культуре, к которой само понятие «культуры» можно отнести достаточно условно, то она, конечно, ничего не предлагает нам, кроме полного саморазрушения и, в конечном счете, самоубийства. И саморазрушение тела здесь играет принципиальную роль – причем, по законам сектантских субкультур, человек обязан участвовать в этом саморазрушении, иначе он будет восприниматься как «неадекватный» и «несовременный». Обильные татуировки, как можно более уродливые и затмевающие само тело, в этой практике саморазрушения также необходимы, как и повсеместный пирсинг, бритье всего тела или, наоборот, максимальное зарастание, а в пределе – порезы, увечья и прямое самокалечение. В этом же ряду – изменение пола или попытки максимально походить на какое-нибудь животное, растение или предмет. Для кого-то все эти извращения могут оказаться неожиданной новостью, но они уже давно высмеиваются в современной культуре, в том же сериале South Park, причем как что-то уже состоявшееся, привычное и неизбежное.
Пока очень трудно строить какие-то прогнозы относительно политических последствий этого аспекта «культурной революции», но «окна Овертона» открыты в одну сторону и на Западе все это уже и тематизировано, и легитимировано. Когда можно будет говорить о политических последствий тату-революции? Когда заметные татуировки на открытых частях тела, прежде всего на лице, перестанут быть проблемой для избрания или назначения людей на высокие публичные должности, когда уже не музыканты и шоу-мены, а публичные интеллектуалы, ведущие политических новостей, депутаты и министры будут красоваться своими татуировками. Пока же наше государство пытается более-менее серьезно укрощать постмодернистские тенденции, и здесь очень много зависит от облика и поведения публичных лиц, раз уж мы говорим о культуре тела.
— Не просматривается ли тут глубинная связь с так называемыми «группами смерти» суицидальной, анорексической и т.п. тематики Вконтакте, в которых состоят миллионы подростков и более старшей молодежи? [8]
— О чем свидетельствует сваливание общества в инфантильно-архаическую трясину, манифестируемое в том числе через взрывной рост числа татуированных? Неужели о деградации. Что ждет наше общество после «тату-бума»?
— Оно свидетельствует о бесповоротном кризисе классической новоевропейской культуры и реанимации всевозможных архаических мифов и традиций, которые так воспевают многие наши патриотические публицисты, видящие в Постмодерне возможность своего рода «консервативной революции». Но если это возвращение к какому-либо пре-модерну, то уж точно не христианскому.
Конечно, возрождение многих религий во всем мире, включая православное христианство в России, во многом связано с теми возможностями, которые предоставила ситуация Постмодерна, но теперь уже само христианство оказывается в оппозиции к этим архаическим культам, неизбежно связанным с оккультизмом и идолопоклонством. Между прочим, не забудем, что грядущий антихрист – это не какой-то атеист или либерал, это тот, кто объявит себя Мессией и тот, кто возглавит собственную религию, а эта религия будет во всем противоположна христианству, то есть это будет, своего рода, синкретический культ всех языческих культов. И что будет свидетельством верности антихристу? – да, именно печать на лбу и на руке, то есть фактически та же татуировка, что не отменяет, конечно, какие-либо прообразы этой печати, как и пришествие самого антихриста не отменяет его предшественников. Вот эсхатологический пример религиозного начертания на теле и, опять же, если мы христиане, то мы не можем этого не знать. Для нас это очень тревожные явления.
— Мониторинг федеральной прессы показывает, что обсуждение культурологических и религиозных проблем в большинстве случаев происходит на крайне низком, описательном уровне, не затрагивающем не только суть, но и поверхность явления. Где же современные российские культурологи уровня, например, Эрика Дэвиса («Техногнозис») или Марка Дери («Скорость убегания»), творчески осмысляющие процессы, меняющие российское общество? Только в Москве эту специальность можно получить в восемнадцати вузах! Или проблема не в образовании, а в самой «культуре»? Но куда будет двигаться страна, которая толком не понимает, что с ней происходит. Ваш прогноз?
Если же говорить о самой культурологии, то эта наука возникла совсем недавно и еще идут споры, можно ли ее вообще считать наукой, поскольку предмет ее исследования слишком широк – это вся культура вообще, а следовательно, все созданное человеком, все, что не-природа. В любом случае, это междисциплинарное направление, как никакое иное, зависящее от мировоззренческих предпосылок ученых и преподавателей.
Я сам в течение восьми лет, в нулевые годы преподавал культурологию в МИФИ и чувствовал себя необыкновенно свободно – никаких обязательных учебников и методичек не было, и моей задачей было за четырнадцать-шестнадцать лекций одного семестра рассказать физикам об истории и теории мировой культуры. Задача практически нереальная, но зато она позволяет самому культурологу систематизировать соответствующий материал в своей голове, а дальше все уже зависит от его научной честности и его же мировоззрения, причем, заметим, что честность также зависит от мировоззрения, а не наоборот.
Однако наше государство именно в нулевые годы, более-менее осознанно, более-менее последовательно, все-таки стало пытаться преодолеть этот постмодернистский хаос, что неизбежно привело к открытому конфликту как с самим Западом, так и с прозападной частью элиты в самой стране. С моей точки зрения, учитывая то тотальное давление, которое Запад оказывает на нашу страну, и ту ценностную анархию, в которую было погружено наше общество, мы пока преодолеваем этот хаос с минимальными издержками, а где-то даже и с приобретениями, и важнейшую миссию в этом деле несет именно Русская Православная Церковь, в особенности с приходом Патриарха Кирилла, без всякого преувеличения.
Но у нас еще не произошло идеологической формализации тех ценностей, которые консолидируют Церковь и государство, а следовательно, все зависит от конкретных лиц на местах, от президента до чиновника в региональном министерстве. Поэтому ситуация не достаточно определенна, но она в любом случае лучше, чем на Западе, где не то что преодолеть постмодерное разложение, а хотя бы задержать его может только чудо. Если бы западный мир был единственным на планете, то он мог бы позволить себе экспериментировать над историей. Но там, где сегодня буквально вырождается западный человек, на его место приходит человек другой культуры, в первую очередь, мусульманской, а это означает, что Россия, к полной неожиданности для самой себя и всего мира, оказывается последним оплотом не только христианства, но и классической европейской идентичности.
[4] «По нашим наблюдениям, мистические татуировки в значительной степени отражают бредовый компонент мышления». Из статьи израильских психиатровhttp://cyberleninka.ru/article/n/psihosemanticheskoe-znachenie-tatuirovki-u-bolnyh-s-rasstroystvami-shizofrenicheskogo-spektra
[6] Пограничное расстройство личности и нанесение татуировок:http://cyberleninka.ru/article/n/pogranichnoe-rasstroystvo-lichnosti-i-nanesenie-tatuirovok
[7] См., например: http://cyberleninka.ru/article/n/samopovrezhdeniya-i-vlecheniya-k-modifikatsii-tela-kak-partsialnye-narusheniya-instinkta-samosohraneniya
[8] Только в разнообразных тату-группах в этой социальной сети состоит не менее 10 млн. человек. Среди наиболее популярных – «Тысяча чертей, какая татуировка!» (более 3 млн. подписчиков), «Идеи татуировок» (2 млн.), «Жесть, какая татуировка!» (1,7 млн.) и т.д.
Аркадий Малер
Беседовала Яна Амелина,
секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба