ташлинская икона божией матери где находится
В Самару прибыла чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед» из Ташлы
У православных Самары появилась возможность обратиться к святыне. «Царьград Самара» рассказывает, где можно посетить чудотворную икону и в какие даты.
В Самару прибыла великая православная святыня – Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница от бед». Она известна практически во всем мире. Обращаясь к Божией матери, люди просят избавления от болезней, от зависимостей, в большой беде, физической и духовной, просят и молят о защите.
Поклониться чудотворной иконе можно будет в течение почти двух месяцев, с 27 августа по 20 октября. Она посетит несколько храмов.
Сначала икона будет находится в одном из главных соборов – Собор Софии Премудрости Божией (ул. Соколова, 1А, Самара), с 27 августа по 11 сентября.
Далее она переместится в храм святых апостолов Петра и Павла (ул. Буянова, 135а, Самара), с 12 по 18 сентября.
После чудотворную икону перевезут в Куйбышевский район, микрорайон Волгарь, в храм в честь Богоявления Господня (ул. Осетинская, 16/ 1, Самара), с 19 по 21 сентября.
На несколько дней, с 22 сентября до 2 октября чудотворная Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница от бед» вернется в Софийский собор.
С 2 по 14 октября икону перевезут в старейший Покровский кафедральный собор (ул. Ленинская, 75А, Самара).
Далее она на несколько дней отправится в монастыри:
Иверский женский монастырь, 14 – 17 октября
Чудотворный образ Богородицы был явлен в 1917 году 8 (21) октября. Во сне уроженке села Ташлы Екатерине Чугуновой явилась Богородица и указала, где в земле зарыта икона. После того, как ее достали из земли, произошло первое чудо. По информации из исторических источников «болевшая тридцать два года Анна Торлова приложилась к иконе и вдруг почувствовала прилив сил. «.
Но икона исчезла практически и на следующий день. После ее обнаружили в том месте, где теперь бьёт чудотворный источник. Люди шли и шли к иконе и к источнику в Ташле со всего Поволжья. Чудотворная икона смогла пережить и революцию, и гражданскую войну. В начале 2021 года Священный Синод Русской Православной Церкви признал Ташлинскую икону Божией Матери святыней общероссийского значения.
Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница от бед»
В основе названия иконы лежит вера христиан, что Божия Матерь помогает избавиться от бед и несчастий всем, кто с молитвой обращается к Ней за помощью. Так, в молебном каноне ко Пресвятой Богородице есть слова: «Богородица Владычица, поспеши и от бед избавь нас» (Песнь 3). Иногда образ называют «От бед страждущих».
Среди Богом отмеченных мест нашей земли одно из самых прославленных — небольшая деревушка Ташла, что в Самарской области. Здесь в октябре 1917 года, перед страшными испытаниями, Пресвятая Богородица явила Свою икону «Избавительница от бед», напомнила о Себе, о Своей милости к русской земле. К тому же оставила нам навсегда чудотворный источник, на котором давно уже потерян счет удивительным исцелениям.
Уроженке села Ташла, временно проживающей в соседних Мусорках, келейнице Кате 8 октября 1917 года во сне явилась Царица Небесная и указала место, куда нужно пойти и выкопать из земли Ее чудотворный образ. Девушка рассказала о видении своим подругам Фене Атяшевой и Паше Гавриленковой, в ту пору бывшей уже вдовицей. Втроем и пошли они к ташлинским оврагам. В дороге Кате снова было видение: впереди них Ангелы в белых одеждах проносили икону Пресвятой Богородицы. Вскоре Катя показала подругам то место, на которое ей во сне указала Сама Преблагая. Когда они начали копать землю, собрался народ. Многие недоверчиво смотрели на их «затею», даже смеялись. А что было дальше, лучше сказать словами безымянного автора, составившего «Стихотворную повесть о чудесном явлении иконы Божьей Матери «Избавительница от бед» 8-21 октября 1917 года»:
«И тут же они перестали копать,
За Пашей толпа наблюдала:
Та землю рукой начала разгребать,
Крестяся, икону достала.
Толпа загудела, увидевши Лик
Иконы — Царицы Небесной
И тут же из ямы пробился родник
Целительной влаги чудесной».
Священник церкви села Мусорки отец Василий Крылов отнес икону в ташлинскую Троицкую церковь.
Свято-Троицкий храм села Ташла.
А по дороге случилось первое исцеление: болевшая тридцать два года Анна Торлова приложилась к иконе и вдруг почувствовала прилив сил… Великая радость охватила людей! Икону положили на аналое посреди храма для поклонения.
Вскоре приехал ташлинский священник о. Димитрий Митекин. Но икона чудесным образом ушла из храма. Церковный сторож Троицкой церкви Ефим Куликов ночью увидел как бы блеск молнии, мелькнувшей от храма в сторону ташлинского оврага, где была явлена икона. Утром иконы в церкви уже не нашли.
Второе явление иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» было в декабре 1917 года. Лик Богородицы и на этот раз появился в том роднике, что пробился на месте первого чудесного явления иконы. У родника собрались верующие. Но икона чудесным образом не давалась в руки отцу Димитрию Митекину. Тогда священник упал на колени и стал со слезами каяться в грехах, молил у Богородицы и у прихожан прощения… Тогда икона всплыла опять и ее взяла все та же Паша Гавриленкова. С тех пор святой образ уже не покидал село.
До 1925 года с чудотворной иконой Богородицы устраивались крестные ходы. Весть о случившемся в Ташле разнеслась по всему Поволжью. Люди шли и шли к иконе и к источнику. Место это стало одним из самых почитаемых в Поволжье. Вот почему новые власти, объявившие войну Православию, столько сил положили на то, чтобы уничтожить саму память о чуде. Церковь была закрыта, а икону спасли от поругания верующие — передавали ее втайне из избы в избу. Потом безбожники порешили покончить и с родником. Поставили возле него скотный двор, и святое место вскоре было завалено навозом. Но родник выжил, только пробился еще в одном месте, в нескольких шагах от прежнего — Богородичного.
В войну стало не до атеизма — церковь открыли вновь. В нее вернулась и чудотворная икона.
Икона Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» по-прежнему находится в Троицкой церкви села Ташла, а в Самарском Покровском кафедральном соборе хранится копия с этой иконы. А в купальне, сделанной на месте явления иконы, по-прежнему во множестве происходят исцеления от различных недугов.
«Любовь безграничную страждущий люд
Питает к Царице Небесной.
В Ташлу и теперь богомольцы идут
Дорогой духовной чудесной».
Этими словами заканчивает свое бесхитростное повествование о ташлинском чуде безымянный автор поэтического «Сказания».
Эта икона найдена в земле в деревушке Ташла Ставропольского района Самарской области в октябре 1917 года. Ангелы небесные, Божии посланники, указали людям место, на дне оврага, где следовало искать чудотворную икону. Была выкопана яма глубиною с аршин, и искатели извлекли из земли совсем небольшую, с блокнотный листок, иконочку Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед», которая лежала ликом кверху. И тут же в том месте появился источник родник — пробилась из глубины сильная струя воды. С иконой и источником связаны истории многих удивительных исцелений. Икона Божией Матери «Избавительница от бед» стала святыней самарской земли. На месте ее явления, на источнике, люди построили часовенку и колодезь, где часто служились молебны. Колодезь углубляли и очищали, а в засушливые 20-е годы он был почти единственным источником, снабжающим село водой. Небольшое самарское село Ташла стало местом паломничества верующих со всей России. Они поклоняются чудотворной иконе, купаются в святом источнике, набирают целительной воды для родных и близких — как великую святыню везут ее домой.
По свидетельству очевидцев
Сообщение Атякшевой Феодосии Давидовны, уроженки села Мусорки Ставропольского района Куйбышевской области 1885 года, о явлении иконы Божией Матери, которое было 1917 году в воскресенье 8 октября (старого стиля) в селе Ташла.
«Я, Атякшева Феодосия Давидовна, проживала в отдельном домике, как в келье, и со мною проживала девица Чугунова Екатерина Никаноровна, уроженка села Ташла, 1885 год.
Я, Феодосия, перед Крестом и Евангелием заверяю, как было это явление: утром 21 октября (нового стиля), когда мы проснулись, мне Екатерина сказала, что она пойдет к обедне в храм с. Ташла, и ушла, а я решила пойти в свой храм с. Мусорки. Когда я вернулась их храма, пришла Екатерина и говорит: «В Ташле в храме службы не было, потому что батюшка уезжал в Самару и не возвратился; но вот что я тебе должна рассказать. Мне сегодня ночью во сне уже в третий раз явилась Божия Матерь и сказала строго, что если я не выполню Ея наказа, то буду наказана. Каждый раз, являясь мне во сне, Она говорила, что я должна выкопать из земли Ея икону в указанном месте. Сегодня утром, когда я проходила к селу Ташла, над оврагом увидела двух ангелов, несущих икону Божией Матери, озаренную ярким сиянием, и когда они опустились на дно оврага, это видение исчезло, а я упала в обморок. Когда очнулась, пошла к своим родственникам и рассказала им обо всем этом, а они мне сказали, что некоторые слышат там, в овраге, церковное пение. Прошу тебя, Феня, пойдем сейчас же вместе на то место, может быть и ты увидишь то, что видела я». Мы пошли вместе в Ташлу, и когда подошли к этому оврагу, Екатерина вскрикнула: «Смотри, смотри, вот опять ангелы несут икону в сиянии, направляются в то же место, и вот опять все исчезло…» После этих слов Екатерина упала без сознания. Я очень перепугалась, не зная, что с ней делать, так как место пустынное, никого не видать. Слава Богу, это продолжалось не долго.
Екатерина очнулась и спрашивает меня: видела ли я что-нибудь, но я ничего не видела. Мы пошли к проживающей недалеко от оврага Гавриленковой Параскеве и упросили ее пойти вместе с нами в овраг. Паша взяла косырь, и мы пошли. Когда мы подходили к оврагу, Екатерина опять закричала: «Смотрите, смотрите, вот опять ангелы несут икону и пропадают в том же самом месте», — а сама опять упала в обморок.
Очнувшись, Екатерина подошла к месту, где она трижды видела исчезновение видения, и показала, где нужно копать. Паша начала окапывать косырем это место, а стоявшего здесь мальчика Петю послали за лопатой. Вскоре Петя пришел вместе со своим отцом Захарием Кривойченковым, который и начал копать лопатой, но немного покопал и сказал: «Ну что она навыдумывала, чего тут напрасно-то копать».
Только успел выговорить эти слова Захарий, как тут же был отброшен в сторону, точно ветром, и некоторое время пролежал в обмороке, а когда очнулся, взял лопату и уже беспрекословно продолжал копать в указанном месте. Параскева же в этой ямке время от времени прокалывала косырем. И вот, когда ямка была глубиною с аршин, Параскева ощутила косырем что-то твердое, она стала руками разрывать землю и вынула из земли икону Божией Матери, небольшого формата, которая лежала ликом кверху.
Икона Божией Матери «Избавительница от бед» без оклада
Как только Параскева вынула из земли икону, в том месте появился родник воды. К этому времени народу уже собралось очень много, а Екатерина лежала в расслабленном состоянии, и ее отправили к сестре.
Решили послать в село Мусорку за священником, чтобы перенести явленную икону в храм села Ташла.
Из Мусорки приехал священник отец Василий Крылов. Взял икону и понес ее в храм.
При подходе к храму для встречи иконы, под перезвон колоколов, вышли к хоругвями и иконами. Из толпы слышались выкрики всем известной больной Анны Торловой (уроженки с. Ташла), которая кричала: «Идет, идет маленькая икона и выгонит нас…». Эта женщина исцелилась, а болела 32 года. Икону внесли в храм, вложили под стекло вместе с иконой Святой Троицы и на анолое поставили среди храма.
Священником о. Василием Крыловым был тут же отслужен молебен, и храм был всю ночь открыт для доступа к иконе. В это время был случай: одна ташлинская женщина не поверила явлению иконы и стала кричать: «Это все выдумки…». После своих слов выбежала из храма, спрыгнула с высокого крыльца, перемахнула через забор и убежала домой, а после этого заболела.
В понедельник 22 октября (нов. стиля) приехал из с. Мусорки священник о. Алексей Смоленский. Он отслужил Литургию и молебен в храме, а к вечеру приехал из Самары свой священник о. Димитрий Митекин. Он увидел, что в храме много народу, и узнал, что явилась икона Божией Матери «Избавительница от бед», и отслужил всенощную. Во вторник 23 октября была отслужена Литургия, а после Литургии пошли крестным ходом с иконой «Избавительница от бед» на место явления и там служили молебен.
В это время также наблюдалось много исцелений. Слух о явлении чудотворной иконы очень быстро распространился по окрестным местам, и целые толпы постоянно шли на поклонение иконе. На источнике были оборудованы колодезь и часовенка, где часто выходили из храма служить молебны.
Источник, возникший на месте явления иконы Божией Матери «Избавительница от бед»
Колодезь углубляли и очищали, и в засушливые 1920-1922 гг. он был почти единственным снабжающим водою село. С момента явления иконы все это время сопровождалось многими чудодейственными исцелениями больных; но несмотря на это в настоятеле храма Святой Троицы священнике о. Димитрии Митекине все время было какое-то сомнение, маловерие к явлению иконы.
И вот случилось чудо: в субботу 23 декабря (нов. стиля) отслужена была в храме Святой Троицы всенощная, во время которой икона «Избавительница от бед» находилась в храме, а утром 24 декабря в воскресенье обнаружили, что иконы в храме нет. Икона исчезла из запертого храма.
При этом церковный сторож Ефим Куликов сообщил батюшке о. Димитрию, что когда он утром шел в храм, то видел как бы молнию, блеснувшую от храма в сторону источника.
После Литургии пошли крестным ходом на источник и служили там молебен, но иконы нигде не казалось. До меня, Феодосии Атякшевой, в в тот же день 24 декабря дошел слух об исчезновении иконы, и я тут же, как пришла из храма, пошла в село Ташла. Когда я встретилась с Екатериной, она со слезами сообщила мне об исчезновении и упросила тут же пойти с ней на источник. Как только мы увидели часовню, Екатерина радостно воскрикнула: «Смотри, смотри, икона сияет над часовней». Мы вернулись в село, пришли к старосте храма Ивану Ефремовичу, у которого был ключ от часовни, он позвал еще некоторых старичков, и пошли на источник. Когда открыли часовню и творила колодца, нашим взорам представилось: лед в колодце немного подтаял, и в том месте плавает икона Божией Матери ликом вверх. Всех нас охватила величайшая радость, и один из присутствующих побежал за батюшкой о. Димитрием. Когда о. Димитрий прибыл, он с радостью почерпнул ведром из колодезя икону, взял ее в руки, приподнял перед собою и сказал, чтоб тут же шли в храм и с хоругвями и иконами шли на источник, а сам он стоял в том же положении с иконою до прихода крестного хода и молился. Под колокольный перезвон возвратился с иконою в храм.
Отец Димитрий Митекин отслужил отслужил тут же благодарственный молебен перед иконою Божией Матери «Избавительница от бед», и сам слезно молился и каялся в том, что это исчезновение иконы он принимает лично за свою вину, за свое сомнение и маловерие, проявленное к этому явлению иконы Божией Матери «Избавительница от бед».
Икона снова водрузилась в храме Святой Троицы села Ташла, и снова пошел поток молитвенников с разных мест, на поклонение иконе «Избавительница от бед», и множество притекающих с верою к Ней получали различные исцеления».
Подпись (Атякшева)
Все вышеизложенное о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед» в селе Ташла подтверждаем и свидетельствуем, заверяя перед Крестом и Евангелием, матушка отца Василия Крылова: Анисия Дмитриевна Крылова, год рождения 1876, проживавшая в селе Мусорки Ставропольского района с 1900 по 1920 год.
Подпись (Крылова)
И Андрина Евдокия Романовна, год рождения 1896, уроженка и жительница села Ташла.
Подпись (Андрина)
Подписи указанных лиц заверяю.
Иоанн, Епископ Куйбышевский и Сызранский, 1981 г.
Ташла — история и известные святыни села в Самарской области
Паломникам, которые ищут святые места в России, будет интересна Ташла в Самарской области. Это село знаменито Свято-Троицким храмом с несколькими старинными иконами и источником с целебной водой. Даже из других государств приезжают в это место туристы. Были известны случаи, когда католические паломники меняли свою веру и крестились в церкви Ташлы.
История села
Первые письменные упоминания о селе Ташла Самарской области датированы восемнадцатым веком. Сначала правителем там был полковник Зубов, а называлось оно Ташлама. Это слово в переводе с чувашского языка означает «веселиться, радоваться».
В 1775 году в этом месте возвели Свято-Троицкий храм. И только в 1917 в нем появилась знаменитая икона «Избавительница от бед». Во время прогулки с подругами жительница села Екатерина Чугунова нашла этот образ на земле и принесла его в церковь. Это событие ознаменовали молебном.
На месте находки святыни вскоре образовался родник с чистой целебной водой. А тех, кто приходил молиться к иконе, она могла исцелять. Однажды образ исчез из храма, а позже его снова нашли у озера. Его возвратил священник вместе с Крестным ходом. И под звон церковных колоколов его снова поместили в киот, где он хранится и сегодня.
В селе день 21 октября стал праздником Ташлинской иконы Божьей Матери «Избавительницы от бед». Революционные действия 20-х годов привели к закрытию храма. Чудотворный источник завалили бытовыми отходами, а рядом с церковью возвели хозяйственные постройки. Святой образ спасли местные жители, они передавали его в разные избы, хранили тайком от стражи.
В военные годы храм вновь открыли, икону вернули в него. Сегодня святыню чтят все жители села, ближайших районов, Самары и других городов.
Чудеса источника
Независимо от погоды вокруг родника всегда собираются толпы желающих набрать святой воды. Но больше всего людей собирается в выходные и христианские праздники. Сельские жители всегда остро нуждались в божественной помощи и заступничестве. Одна из женщин постоянно видела сон, в котором два ангела несли икону Богородицы, а затем оставили ее на заброшенной пустоши.
До этого жительница Ташлы игнорировала видения, но в этот осенний день решила прислушаться к нему. Она рассказала обо всем своим соседям, и совместными усилиями они отыскали икону. Много лет она пролежала в земле, но при этом сохранилась в хорошем состоянии.
Образ сразу отнесли в храм, но в первую же ночь он исчез. На следующий день жители снова отправились на место раскопок, где обнаружили большой источник, хотя его тут никогда не было. Вода в нем оказалась целебной. Человек, который болен душой или телом, мог прийти сюда, умыться или просто выговорить свои проблемы. И ему становилось легче. А если он при этом читал акафист Божьей Матери, то избавлялся от недугов.
Молодые родители приносят сюда младенцев для крещения и набирают воду для своих пожилых родственников. Хотя воды здесь не горячие или термальные, прихожане не боятся в них окунуться.
Уже через несколько лет слава о Ташле и ее источнике разлетелась далеко за пределами государства. Сюда начали приезжать люди со всех уголков России и других стран. Заброшенный участок села превратился в ухоженную местность, всегда готовую принять новых прихожан.
Родник забился в 1917 году. Он не только помогал тем, у кого было тоскливо на душе, источник спасал людей во время засухи и войны — его воды не исчерпались и до сегодняшнего дня. Каждый год тысячи паломников приходят в Самарскую область для поклонения иконе и омовения в роднике. Некоторые люди утверждают, что лично видели образ Пресвятой Богородицы над источником. Она появилась в небе во весь рост, держала на руках Сына. Паломники считают, что так Она благословляет их на купание в водах и получение исцеления.
Свято-Троицкий храм
Храм в Ташле почитается и местными жителями, и приезжими верующими. Его настоятель Винокуров Николай открывает церковь в семь утра и начинает службу. Храм похож на типичный монастырь по режиму работы, а святой источник Ташлы в Самарской области можно посетить в любое время.
Если собирается больше верующих, чем может вместить здание, протоиерей выходит на улицу и продолжает там вести службу. Каждый день сюда приходит несколько десятков людей для покаяния или причастия. Издалека в храм приезжают грешники, которые хотят поговорить с настоятелем и очистить свою душу. Нужды приезжих могут быть разными:
После окончания службы люди не расходятся, они дожидаются раздачи пресных булочек местного производства. Готовят их на святой воде, поэтому некоторые туристы забирают их домой для причастия родных. А однажды здесь побывал протоиерей русской церкви Лескин Дмитрий.
Находится на территории храма сувенирная лавочка. Здесь можно купить нательные крестики, свечи из натурального воска, иконы и брошюры, ладанки с мощами святых. Изделия можно освятить в церкви и носить в качестве амулета и оберега. А в пять часов вечера начинается литургия, продолжается она до 23:00. Обычно ее посещают местные жители, а также те, кто может остаться в селе на ночевку.
Иконы Ташлы
В монастыре Ташлы хранится несколько ценных старинных икон. Главной считается образ Божьей матери, у которого исцелялось множество паломников. Местные жители приводят в храм больных детей чаще, чем отправляют их в больницу на обследование. Нуждающимся в исцелении мажут голову маслом, которое стекает по древесине.
Есть в церкви три знаменитые святыни:
Важная достопримечательность — «Избавительница от бед», именно ради нее в храм приезжают тысячи туристов. Возле образа стоит специальная урна, куда прихожане складывают записки с прошениями. Служащий по вечерам забирает эти бумажки и передает их священникам. А они совершают молитвы, прося Бога о помощи всем нуждающимся.
Икону «Феодоровская» по легенде написал старец-евангелист Лука. С нее снимают копии и рассылают во многие православные храмы. Этот образ пользуется популярностью среди верующих. А к иконе «Взыскание погибших» приходят, когда необходимо оплакать умерших родственников. Она помогает тем, кому нужно отмолить грехи погибших.
На большие религиозные праздники в Ташлу приезжает много гостей. Во время Пасхи храм переполняется прихожанами из разных регионов России. А 21 октября в нем собираются все местные жители, ведь это день нахождения иконы. Служба при этом проводится у родника, а не в церкви. Сельчане набирают освященную воду в банки и бутылки, хранят дома целый год. Она защищает их жилье от злых сил и болезней.
На праздник крещения в Ташле окунаются в источник. В этот день запрещается ругаться, оскорблять святое место и окружающих. Омовение и причастие помогает людям очистить душу и мысли, избавиться от негатива и накопленных обид.
Способы проезда
До Ташлы лучше добираться на собственном автомобиле. Это касается далеких городов — Ставропольского края, Рязани, столицы. На преодоление расстояния из Самары уйдет около двух часов. В сторону Тольятти недавно проложили новую трассу, поэтому проблем с передвижением нет. Через Зеленовку и Васильевку проходят сельские дороги, они есть на карте. Но по ним ехать сложнее.
Есть рейсовые автобусы, они идут от Тольятти. Но на пересадку и ожидание тратится много времени. Из некоторых городов организовывают туры паломников. В этом случае придется выстоять очередь к источнику, но такие поездки гораздо дешевле индивидуальных. Храм в будние дни работает с 9 утра до 19 вечера, посетителей практически нет.
В выходные гораздо больше прихожан, поэтому прием длится с 8 до 20 часов.
Отзывы туристов
Троицкий храм, родник и иконы привлекают паломников. В селе практически ничего не происходит, а все новости жители узнают от многочисленных приезжих. Сами они рассказывают о чудесных явлениях и могуществе святынь, которые хранят уже столько лет. Туристы оставляют только положительные отзывы об этой местности.
Я постоянно хожу в церковь, была и в храме Ташлы. Там какая-то особая атмосфера, словно благодать исходит из этого святого места. Из источника я набирала воду домой, все родственники ее пили, уже полтора года никто не болеет.
Я в своей жизни много нагрешил, и срок в тюрьме отмотал, и пил много. Решил отмолить всю эту грязь, отправился в Ташлу. Покаялся, причастился, искупался в роднике. Словно заново родился, готов начинать жизнь с чистого листа.
У меня сынок болел с самого рождения, врачи не помогали. До семи лет мы почти каждый год ездили в Ташлу, купали его в источнике. Уже стало легче, он развивается, как и все дети, почти не отстает от них. Не знаю, за какие грехи нас так наказал Бог, но он же нас и пощадил.