талмуд и ветхий завет в чем разница
Талмуд и ветхий завет в чем разница
Здравствуйте расскажите пожайлуста о Талмуде является ли эта книга Ветхим Заветом если нет то почему?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
В Талмуде запечатлелся тот тип религиозности, который получил позже наименование «законничество». Насколько порой формальным был подход к важнейшим заповедям можно судить по одному из трактатов, который называется «Беца» (Яйцо). В начале его обсуждается вопрос: что делать с яйцом, которое курица снесла в праздник (йом-тов), нарушив предписанный в этот день покой. Школа раввина Гиллеля была против употребления такого яйца. Школа раввина Шаммая дозволяла его в пищу.
Позже собрание комментариев еврейских законоучителей составило еще одну книгу – Гемара (арам. – завершение). Талмуд представляет собой соединение Мишны и Гемары. По месту составления различают Талмуд Иерусалимским и Вавилонский. Последний является более обширным и завершенным.
Талмуд не является частью Ветхого Закона. Моисей предостерегал: «не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» (Вт.4:2). Великий пророк предвидел таящуюся здесь опасность. Постепенно к данному Богом Закону фарисеи и книжники прибавили множество постановлений, предписаний и запрещений. Например, запрещалось в субботу создание нового предмета путем соединения (сшивания, склеивания) и разъединения. Под это последнее ограничение подпали ученики Иисуса, когда они, идя в субботу засеянными полями, срывали колосья (Мф. 12, 1—2). Господь обличает иудейских законоучителей «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк.7:8).
Чем отличается Тора от Ветхого завета?
Понятие «Тора» в иудаизме включает в себя все, что Б-г дал евреям на Синае. И это «все» многажды более объемно, чем то, что евреи называют «Письменная Тора», а христиане переняли как «Моисеево Пятикнижие». Тора в иудаизме делится на две части – письменную и устную. Про вторую из них первохристиане просто не знали – это было то, что в современном мире терминологически обозначается как «тайное знание», т.е. знание, недоступное для непосвященных. У евреев оно передавалось изначально коэнами (потомками Аарона) от отца к сыну, несколько позднее расширилось на все колено Леви (коэны плюс левиты), а еще позднее вышло и за рамки этого колена, но все равно передавалось от учителя к ученику по-прежнему изустно. Потому-то христиане, создававшие свой канон и посчитали Б-жественным откровением, полным и абсолютным, только ее первую, малую часть – Письменную Тору.
Сейчас уже Устная Тора, данная на Синае, зафиксирована в письме (в печати) в виде существенной части Талмуда (детальнее об этом см. здесь, и иудеи, говоря слово «Тора», подразумевают ее полный объем. У христиан же понятие «Пятикнижие» (т.е. Тора в их представлении) так и осталось замороженным на уровне той ее части, которая была письменно зафиксирована изначально, прямо на Синае. А для еврея Мишна и Талмуд – это практическая расшифровка заповедей Письменной Торы, без которой выполнение этих заповедей становится бессмысленным, даже невозможным.
Например, заповедь «Не убей» – как ее применять? Абсолютно и безусловно? Тогда получится нечто совершенно нестыкующееся с окружающим миром – типа неудавшегося толстовского «непротивления злу насилием». Таково следствие буквалистского прочтения заповеди. А как у евреев?
В Письменной Торе ничего более конкретного не сказано – у нее просто нет возможности все разжевывать. Но на помощь евреям приходит Устная Тора, которая поясняет, что прочитывать эту заповедь надо как запрет «незаконного убийства», и, конечно же, дает критерии этой законности, т.е. ситуаций, в которых разрешено убивать. Таковых всего три: на войне, при самозащите и по решению суда (бейт-дина). И по каждому еще есть более детальные пояснения.
Ветхий же Завет, не имея расшифровки, как следствие оставляет все заповеди в каком-то подвешенном состоянии. И отсюда у христиан совершенно вольное с ними обращение. Та же возможность убийства практическими ситуациями никак не оговорена, потому они и льют кровь рекой, не считаясь ни с чем, в т.ч. и нашу еврейскую – при погромах, наветах, своих собственных неурядицах и войнах и т.д., и т.п.
Итак, для евреев «Тора» – это общее понятие, необходимо включающее так же и Устную Тору. А Ветхий Завет (или, здесь точнее – его часть: Пятикнижие Моисея), это отдельная, ни с чем не связанная текстовка, потому и не имеющая реальной силы. Вот пример и аналогия: в светских обществах никакой закон не сможет работать без сопровождающих его подзаконных актов, детально расписывающих применение этого закона на практике. Ветхий завет – такой вот закон, не имеющий расшифровки подзаконными актами.
Это отличие, здесь занумерованное как №1, на мой взгляд, – одно из важнейших, если не самое важное. Но есть и еще целый ряд отличий, может быть, не менее интересных. О них пойдет речь ниже, и после. А пока они только в тезисном виде – как заголовки пунктов, которые должны быть развернуты мною позднее, когда выдастся время.
2. Имеющее место быть в достаточно заметном ряде случаев искажение внутренней сути еврейского текста при его христианском переводе для того, что бы таким образом подвести некоторую “базу” под сентенции их Нового Завета.
3. Резко отличные друг от друга рубрикации глав в Торе (письменной) и в Пятикнижии Моисея.
4. Имена персонажей Священного Писания – там, и там; содержательная сущность имен в еврейском написании и полное отсутствие таковой в их христианской (греческой) интерпретации.
6. Приоритет иврита над другими языками в отношении Священного Писания, и вариабельность (множественность ) возможных переводов с иврита. Невозможность с точки зрения лингвистики и вообще логики выбрать какой-то один перевод из громадного числа их возможных вариантов и объявить его единственным и безусловным. Но вот христиане, в частности, российские, православные, как раз так и поступают – объявляют канонизированный ими перевод (т.н. “синодальный”) чуть ли не истиной в последней инстанции.
Далее, если перейти от Торы ко всему ТаНаХу, то можно добавить еще два пункта различия Священных Книг иудаизма и христианства..
8. Отличие ТаНаХа и Ветхого Завета по включенным в них книгам.
9. Различие в порядке следования даже одинаковых книг ТаНаХа и Ветхого Завета.
Итак, вывод из всего этого (который можно вполне сделать еще до детального расписывания приведенных тезисов) таков. Для нееврейских народов “Ветхий Завет” может приниматься как некоторое переложение Синайского послания (только письменного), пророческих откровений, а также псалмов, песен и изложений по древнееврейской истории и философии. А вот для евреев он не может претендовать вообще ни на что. В еврейской духовности у него нет никакого статуса. Ну, за исключением одной только правомерности его использования – как некоторой фактологической базы при разговорах с христианами, в том числе и при вскрытии гнойников антисемитизма.
Тора и Пятикнижие: сходства и различия
«У евреев — Тора, а у нас — Библия», — такие слова выдают невежду в вопросах религии. Причём это промах не в какой-то «высшей математике» богословия, а очень грубая ошибка на уровне «детского садика». Стоит вспомнить, с каким пылом и жаром апостолы отстаивали каждую букву учения Христа!
Верующему христианину для начала полезно освоить хотя бы элементарные знания о Священном Писании. Тора и Библия неразрывно связаны.
Тора заложила фундамент христианского учения.
Нам не повредит уяснить, что же это такое, чтобы знать истоки своей религии.
Тора — первые пять книг Библии
Противопоставлять Тору Библии и спрашивать, в чём разница, некорректно. Тора — это часть Библии, её начало.
Библия — это сборник писаний. У христианских конфессий она имеет отличия. В русском православном издании книг в ней — 77. В греческом — 76. У католиков — 73. У протестантов — по-разному, но чаще всего 66.
Тора — это первые пять книг Библии. Это ядро, из которого берут начало сразу несколько религиозных традиций. В первую очередь — иудаизм. А также — христианство. События, изложенные в Торе, воспроизводятся в Коране, так что в некотором смысле ислам тоже наследует содержание Торы.
Издание Торы с подробными комментариями
Тонах. В древности, ещё до всех прочих библейских текстов существовала только Тора. И Ветхий Завет, и Новый Завет появились позже, как продолжение этой книги. До сих пор она — главное Священное Писание у евреев, в то время как у христиан центральное место занимают четыре Евангельских текста. В иудаизме же новозаветных рукописей нет. Евреи признают только ветхозаветную часть библии. У них она называется Тонах.
Талмуд. Ещё один важный для иудеев свод текстов — Талмуд. И Тора, и весть Ветхий Завет в нём подробно прокомментированы. В итоге получилось многотомное издание с нравственными, бытовыми, религиозными и правовыми правилами для евреев. Создавали этот текст иудейские учителя на протяжении шестисот лет. Писали его в Палестине и Вавилонии, из-за чего есть две версии текста. Порой они расходятся в содержании. Предпочтение чаще отдают Вавилонскому варианту.
Так как иудеи называли своё Священное Писание? Первые пять книг — Тора, весь Ветхий Завет — Тонах, многотомный комментарий к ним — Талмуд.
Талмуд — очень большой комментарий к Свешенному Писанию иудеев — Тонаху (Ветхому Завету)
Схожесть и отличие Торы и Библии
Между этими двумя Священными книгами, Торой и Библией, конечно же существуют отличия. Тора и Библия основополагающие писания двух религий. Обе эти книги читают священнослужители на специальных церемониях. В них в обеих содержатся описания прошлого, как возникла каждая религия и какого поведения должны придерживаться верующие в своей жизни. Совпадение между ними заключается в том, что Ветхий Завет Библии, состоящий из 46 книг, на самом деле является Торой, первыми 5-ю её книгами.
Это объясняется тем, что христианство произошло от иудаизма. В Торе говориться о том, что надо ждать Сына Божьего. В Библии же написано, что Сын Божий пришёл в мир спасти человечество. И в Торе и Библии имеется церемонии, но Библию можно читать дома. В некоторых странах христиан даже призывают в суде клясться на Библии, приложив к ней руку. В Торе таких обычаев нет. Многие считают обычай клясться на Библии в суде дискриминацией других верующих и атеистов, так как это сильно влияет на надёжность свидетеля и решение судей.
Тору могут читать только раввины во время церемонии, она пишется только от руки. В то же самое время, Библия может быть распечатана, её может прочитать любой верующий в своем доме. Тора написана на иврите, а Библия переведена на большое количество языков. Впервые Тору написал Моисей примерно 3100 лет назад на пути из Египта на Землю Израиля, там он рассказал о жизни евреев, как народа божьего.
Тора писалась 40 лет, пака евреи странствовали по пустыне. Все указания по её написанию получались через духовное постижение руах а-кодэш. Библия гораздо шире. Она включает в себя Тору, первые пять её книг. В Библии есть продолжение рассказа об Иисусе Христе, Сыне Божьем. В Торе, как и в компьютерной программе, ничего нельзя изменить, ни один знак или букву, так как может потеряться смысл написанного. Каноническая Тора – неизменный экземпляр.
Автором Торы считают пророка Моисея, он жил между XVI и XIII веками до н.э.
Пророк Моисей. Именно его считают автором Торы.
Автором Торы принято считать Моисея.
О личности этого пророка известно из нескольких источников:
«Иудейские Древности» Иосифа Флавия — исторический труд
Книга Юбилеев — ветхозаветный апокриф
Есть ещё и апокрифы, вроде «Откровения Моисея», но они малоинформативны. Предание рассказывает, что Моисей, будучи еврейским ребёнком, ещё в младенчестве попал в семью египетской принцессы. Там его воспитали.
Однако Бог призвал Моисея покинуть Египет и стать главой еврейского народа. Во время этого путешествия, как принято считать, Моисей и написал Тору.
Эдуард Шюре, Французский писатель, предположивший что Моисей — египетский жрец
Высказывают и альтернативные версии. Например, Э. Шюре в книге «Великие посвящённые» излагает теорию, по которой Моисей — египетский жрец.
Есть предположение, что Моисей — собирательный образ.
Однозначно определить время жизни Моисея невозможно. По разным предположениям, это XVI–XIII века до нашей эры.
Иосиф Флавий утверждает, что принцесса, приютившая Моисея, — это Хатшепсут, женщина-фараон. Приблизительно она жила в период с 1504 по 1458 гг. Если Флавий прав, то где-то в этом промежутке мог родиться младенец Моисей.
Статуя женщины-фараона Хатшепсут. Она могла воспитать Моисея, автора Торы
Тору пророк написал уже в пожилом возрасте. Прожил он 120 лет. Соответственно, первые тексты Библии появились в XV–XIV веке до нашей эры.
Учёные считают, что Тора записана не раньше VIII на основе четырёх источников
Самый ранний срок возникновения Тора
Учёные считают, что Тора появилась значительно позже. Самым ранним из возможных сроков возникновения этого текста называют VIII век до нашей эры. Анализ текстов указывает, что он написан по материалам четырёх источников. Условно их называют:
У каждого из этих документов — своя тема и своя манера изложения. Они по стилю и смыслу опознаются в Торе. Датировка самих источников — вопрос спорный. Большинство исследователей склоняется к тому, что первые книги Библии существовали сперва в устной традиции, а записаны гораздо позднее.
Можно примирить предание и науку версией, что Моисей — автор Торы, но записана она не им, а потомками на основе устной традиции. Причём, вероятнее всего, что текст пережил много правок и искажений. В Торе немало логических противоречий, одни и те же истории часто повторяются и излагаются по-разному.
Иисус Навин (один из предположительных авторов Тора)
Что такое Библия
Библия – Священная Книга христиан. Она состоит из Ветхого Завета и Нового Завета, основой для которых послужила Тора или Пятикнижие. В Ветхом Завете рассказывается история древнего народа божьего – евреев, Бытие, их испытания и обещание Мессии. В Новом Завете говорится о жизни и смерти Иисуса Христа. Всё это было записано четырьмя апостолами из двенадцати.
Первый язык, на который была переведена Библия, греческий, поэтому она получила такое название от греческого слова «книга» — «библия». При переводе некоторые древние мудрецы, не связанные друг с другом, внесли некоторые изменения.
Позднее она была переведена на латынь, где также подверглась коррекции. Когда началась протестантская Реформация Священную Книгу Библию перевели на другие языки. Так как латынь знали только образованные люди – дворяне, то беднякам, посещавшим богослужения, было трудно понять, о чём говорит священник. Библию читают в церкви во время обрядов и церемоний, но христиане также могут держать её для чтения у себя дома.
Некоторые направления христианства рекомендуют толкование Библии на дому самостоятельно, а другие, в свою очередь, осуждают такую практику. Они заявляют, что это должно делать духовенство, специально обученное читать и распространять слово Божье.
Есть апокрифический аналог Торы — Книга Юбилеев
Хотя бум апокрифических книг пришёлся на новозаветную эпоху, и в иудейские времена их писали. У Торы, а точнее у Книги Бытия, тоже появился двойник. Самый ранний его текст — II века до нашей эры. Называется он Книга Юбилеев. Чем отличается этот апокриф от Книги Бытия?
Повествование ведётся от лица ангела.
В Книге Юбилеев подробно рассказывается про обряды и ритуалы иудеев.
Имеются новые детали. Например, у Адама и Евы есть дочери — Аван и Азура.
Ноев Ковчег останавливается на горе Лубар.
Тора и Пятикнижие: сходства и различия
Вопрос о различиях между Торой и Библией является весьма распространенным как среди христиан, так и среди иудеев. Особенно это касается тех, для кого религия является всего лишь средством выражения своей национальной самоидентификации. А потому приходится слышать о том, что дескать, Библия является книгой для христиан, а Тора, соответственно – для иудеев. Данное утверждение, конечно же не соответствует действительности. Однако же причины такого непонимания кроются в различной терминологии, применяемой к одним и тем же книгам в христианстве и иудаизме.
Еврейское слово Тора происходит от двух древнееврейских корней. Корня ЙАРА —- что означает трепет и корня ОР – свет. Таким образом в иудаизме под понятием Тора понимается Божественное откровение, записанное Моисеем. Во втором веке до нашей эры под патронажем египетского правителя Птолемея был сделан перевод Торы на греческий язык, известный как Септуагинта. В Септуагинте еврейское слово Тора переводится на греческий как НОМОС, закон.
Именно по этому в Русской Синодальной Библии встречается понятие «книга Закона». В частности в книге Иисуса Навина, который сменил Моисея на посту лидера Израиля, записано пожелание Божие «Да не отходит сия книга закона (евр. Свиток Торы) от уст твоих» (И.Н 1:8). А в книге Неемии 8:1 говорится «Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [жили] по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева (евр. Свиток Торы), который заповедал Господь Израилю». В обоих случаях говорится о Торе, как о единой книге, написанной на одном свитке. Именно в форме свитка Тора используется и сегодня в синагогах. Однако в Септуагинте наблюдается несколько другая картина. Септуагинта дошла до нас в виде кодекса, переплетенной книги. В ней впервые Тора разделяется на пять книг, которые по-гречески звучат как ГЕНЕЗИС (Бытие), ЭКСОДУС (Исход), Левитикус (Левит), НУМЕРИ (Числа) и ДЕУТЕРОНОМУМ (Второзаконие). Именно в таком виде пять книг Моисея, составляющие Тору появляются во всех современных Библиях. Однако и в иудаизме традиция разделения Торы на пять частей также имеет место. С появлением переплетенных книг в средние века в синагогах начали создаваться манускрипты и печатные издания, называемые ХУМАШ или Пятикнижие. Именно так названы первые пять книг Моисея и в Русской Синодальной Библии. Только названия книг в Хумаше берутся по первым словам каждой из книг: БЭРЭШИТ (В начале), ШЕМОТ (Имена), ВАЙИКРА (И воззвал), Бамидбар (В пустыне), ДЭВАРИМ (Слова). Названия книг являются единственным отличием между Еврейским изданием Торы и Пятикнижием Моисеевым, которое находится в начале Русской Синодальной Библии. Однако несмотря на названия книг, взятых из Септуагинты, русский текст Пятикнижия полностью переведен с еврейского текста Торы.
Комментарии
А в том разница,что в торе евреи сыны божьи,а в библии гои рабы божьи,а кто подскажет разницу между сыновьями и рабами?
Чем отличается Тора от Ветхого завета?
Вот вкратце основные различия я собрал и урезал, чтобы было понятней (от Бера Левина).
Понятие «Тора» в иудаизме включает в себя все, что Б-г дал евреям на Синае. И это «все» более объемно, чем то, что евреи называют «Письменная Тора», а христиане переняли как «Моисеево Пятикнижие» («Ветхий Завет»).
1. Тора в иудаизме делится на две части – письменную и устную.
У христиан понятие «Пятикнижие» (т.е. Тора в их представлении) так и осталось замороженным, никаких толкований нет.
Для еврея Мишна и Талмуд – это практическая расшифровка заповедей Письменной Торы, без которой выполнение этих заповедей становится бессмысленным, даже невозможным.
Например, заповедь «Не убей» – как ее применять? Абсолютно и безусловно? Тогда получится нечто совершенно нестыкующееся с окружающим миром – типа неудавшегося толстовского «непротивления злу насилием». Таково следствие буквалистского прочтения заповеди. А как у евреев?
В Письменной Торе ничего более конкретного не сказано – у нее просто нет возможности все разжевывать. Но на помощь евреям приходит Устная Тора, которая поясняет, что прочитывать эту заповедь надо как запрет «незаконного убийства», и, конечно же, дает критерии этой законности, т.е. ситуаций, в которых разрешено убивать. Таковых всего три: на войне, при самозащите и по решению суда (бейт-дина).
Ветхий же Завет, не имея расшифровки, как следствие оставляет все заповеди в каком-то подвешенном состоянии. И отсюда у христиан совершенно вольное с ними обращение. Та же возможность убийства практическими ситуациями никак не оговорена, потому они и льют кровь рекой, не считаясь ни с чем, в т.ч. и нашу еврейскую – при погромах, наветах, своих собственных неурядицах и т.д., и т.п.
Имя Хава произведено от слова «жизнь», что вполне соответствует ее сущности, как давшей жизнь всему человечеству, а переводное ее имя – Ева – всего лишь бессмыслица.
Или, скажем, Моше – Моисей: еврейское имя означает – вытащенный (или взятый) с воды; а греческая его интерпретация – такая же бессмыслица, вызванная тем, что греческий язык не знал буквы «Ш» и заменял ее на «С», так же как и во множестве других случаев – Шимшон-Самсон, Шломо-Соломон.
3. Существование многочисленных комментариев к Торе (письменной), созданных многими поколениями мудрецов Торы. Это необходимый элемент ее понимания еврейским самосознанием, в отличие от христианского.
4. Приоритет иврита над другими языками в отношении Священного Писания. А христиане, в частности, российские, православные, объявляют канонизированный ими перевод (т.н. «синодальный») истиной в последней инстанции.
надо понимать, что любой перевод – это только какое-то приближение к оригиналу.
5. Неприемлемость для понятия «Священное Писание» христианского словосочетания «Ветхий Завет», ибо таковое не может быть «ветхим», «обветшалым».
6. Различие в порядке следования даже одинаковых книг ТаНаХа и Ветхого Завета.
Талмуд и ветхий завет в чем разница
Очень часто евреев называют народом Книги. В иудействе серьезное религиозное знание не является уделом только духовной верхушки. Подтверждением тому служат библиотеки при синагогах, в которых простым гражданам к фондам предоставлен свободный доступ. Там часто собираются поодиночке или группами евреи. Они штудируют важнейшие иудейские творения. Что такое Тора, Танах и Талмуд? Для представителей других религий это может показаться странным, ведь у них подобные ситуации встречаются нечасто, и рядовой представитель конфессии с трудом ориентируется среди трудов, входящих, к примеру, в Библию или Коран. Но для евреев серьезное изучение источников собственной религии является показателем избранности народа.
Что такое Танах
Подобная истовость в изучении Священного Писания лежит в основе всей еврейской цивилизации. Прописанные в нем установки напрямую влияют на поведение рядовых граждан. Их беспрекословное исполнение стало той цементирующей силой, которая на протяжении многих столетий делала из разбросанных по миру евреев единый народ. Знание хотя бы общих представлений о них позволит лучше постичь сущность поступков евреев в различных ситуациях.
Танах считается наиболее объемным сборником сочинений древних авторов. Для евреев это Священное Писание, в котором освещаются события сотворения мира, появления человека, древнейшие этапы истории народа вплоть до эпохи Второго Храма. По своему содержанию библейский Ветхий Завет был переписан с Танаха, в который просто добавлены некоторые сочинения, считающиеся неканоническими. По своему строению он разделен на 3 крупных сборника:
— Тора (Пятикнижие);
— Невиим (Пророки);
— Ктувим (Писания).
Разделение Танаха на 3 части соответствует жанру написанных творений и времени их сочинения. В Тору входит Пятикнижие Моисеево. В пророческие книги Невиим – ряд сочинений, которые могут относиться к историческим хроникам. Данный сборник сам делится на 2 раздела: «Ранние пророки» и «Поздние пророки». Ктувим помимо произведений израильских мудрецов включает в себя и молитвенную поэзию.
В Танах включены 24 книги, состав которых идентичен каноническому сборнику Ветхого Завета с несколько измененным порядком их расположения. Однако христианская традиция подсчета каждую из книг Ветхого Завета считает отдельным произведением, поэтому католические и православные теологи насчитывают в нем 39 книг. А вот еврейская традиция наоборот объединяет ряд произведений в один формат, что приводит к общему сокращению книг Танаха до 22 единиц, приравнивая их к числу букв еврейского алфавита.
Что такое Тора
Тора в буквальном переводе означает «учение, закон» и в широком смысле представляет собой совокупность иудейских традиционных религиозных законов. Представлена она Пятикнижием Моисеевым. Правда, в самих Книгах Моисеевых Торой часто называются отдельные заповеди или даже предписания.
У людей Тора появилась благодаря Моисею, услышавшего эти законы из уст Всевышнего. Законодатель иудаизма записал эти законы и передал их своему народу для исполнения. Однако для самих евреев Тора представляется гораздо более масштабным сочинением. Они уверены, что Торой руководствовался сам Создатель, когда создавал мир. Ашем держал Тору перед собой, смотрел на стихи и творил то, о чем читал. То есть, по еврейским понятиям она была генеральным планом, согласно которому строился существующий мир. Поэтому в Тору не могут вноситься никакие изменения, и она сама не может заменяться никакой другой книгой.
Данная книга изначально была создана как предельно сжатый конспект установок, согласно которым должны совершать свои поступки правоверные евреи. Однако как практически осуществлять данные установки, в ней не объясняется. В итоге реализация указанных в ней законов позволяет иметь большое количество вариантов, что в свою очередь могло бы повлечь за собой расшатывание единой еврейской веры. Чтобы этого не произошло, Моисею было дано две Торы – Письменная и Устная. Первая была им зафиксирована на пергаменте, после чего она была скопирована каждым из колен Израилевых. До сих пор для общественных нужд Письменная Тора переписывается от руки на пергаментные свитки.
Преподнося Моисею Устную Тору, Создатель передавал с ней детальные пояснения к письменному варианту еврейских законов. Моисей выучил ее наизусть, после чего передал эти знания Аарону с сыновьями. Они передали Устную Тору коэнам и главам колен, которые стали передавать ее следующим поколениям. Чтобы удаленные друг от друга в разных странах евреи не утратили единого стержня, несколько поколений мудрецов собирали воедино и записывали пояснения к Письменной Торе. Те толкования законов стали называться Мишной, что стало первым шагом к созданию Талмуда.
Что такое Талмуд
Мишна также подверглась детальной расшифровке, в итоге появился труд, именуемый Гмара. Но и на этом творческое осмысление положений Торы не остановилось. В Гмару также начали вноситься сообразные обстоятельствам разъяснения и толкования, что и привело к появлению Талмуда.
Уже несколько тысячелетий еврейский народ живет по собственным, разработанным некогда законам. На исполнение их не повлияли ни природные катаклизмы, ни приход завоевателей. Евреям помогают выстоять в разных ситуациях 3 важнейших древних труда: Танах, Тора и Талмуд. И если первые два из них являются базисными и не могут подвергаться каким-либо изменениям, то Талмуд развивается дальше, пока продолжается жизнь и появляются новые, ранее не учитывавшиеся обстоятельства.