таинство святого крещения и обязанности восприемников

Крёстный

Крёст­ный (вос­при­ем­ник) в Таин­стве Кре­ще­ния сви­де­тель, пору­чи­тель за веру кре­ща­е­мого, обя­зан­ный настав­лять его в пра­ви­лах хри­сти­ан­ской жизни.

таинство святого крещения и обязанности восприемников. Смотреть фото таинство святого крещения и обязанности восприемников. Смотреть картинку таинство святого крещения и обязанности восприемников. Картинка про таинство святого крещения и обязанности восприемников. Фото таинство святого крещения и обязанности восприемников

Кре­ще­ние мла­денца совер­ша­ется по вере вос­при­ем­ни­ков, на кото­рых лежит святая обя­зан­ность научить детей истин­ной вере, помочь им стать достой­ными чле­нами Церкви Хри­сто­вой.

После погру­же­ния мла­денца в купель кре­ще­ния крест­ный при­ни­мает его из рук свя­щен­ника. Отсюда сла­вян­ское назва­ние – вос­при­ем­ник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обя­зан­ность вос­пи­ты­вать ребенка в пра­во­слав­ном духе, и ответ за это вос­пи­та­ние будет давать на Страш­ном Суде.

При Кре­ще­нии мла­ден­цев вос­при­ем­ники про­из­но­сят (испо­ве­дуют) вместо них Символ веры, про­из­но­сят обеты и имеют попе­че­ние о науче­нии вере и нрав­ствен­но­сти вос­при­ня­тых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Треб­ник).

Обычай иметь вос­при­ем­ника при Кре­ще­нии вос­хо­дит к древ­ней­шему Апо­столь­скому Пре­да­нию.

Нали­чие двух вос­при­ем­ни­ков явля­ется рус­ской тра­ди­цией. По пра­ви­лам Церкви доста­точно одного вос­при­ем­ника: крест­ного отца для маль­чика и крест­ной матери для девочки. На прак­тике допус­ка­ется несо­от­вет­ствие пола.

^ Обя­зан­но­сти крест­ных

У крест­ных по отно­ше­нию к крест­ни­кам есть 3 основ­ные обя­зан­но­сти:

В Таин­стве Кре­ще­ния крест­ные обе­щают Богу при­ве­сти к Нему малыша. Важно пом­нить об этом.

^ Кто может быть крест­ным

Без­рас­судно при­гла­шать крёст­ным чело­века нецер­ков­ного: чему может научить тот, кто сам не знает пред­мета? Это как выбрать про­вод­ни­ком в опас­ном путе­ше­ствии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), про­хо­димца, не зна­ю­щего марш­рута.

Так же нерас­су­ди­тельно цер­ков­ному чело­веку брать на себя перед Богом обеты вос­пи­ты­вать в хри­сти­ан­ской вере мла­денца, роди­тели кото­рого не только вне Церкви, но и не соби­ра­ются воцер­ков­ляться, при­ви­вать своё чадо ко Христу-Спа­си­телю.

Если же вас при­гла­шают быть вос­при­ем­ни­ком роди­тели, кото­рые не только не против того, чтобы кре­стить ребёнка, но и сами готовы стать чле­нами цер­ков­ной общины, то разумно, перед при­ня­тием соб­ствен­ных обетов, взять и с роди­те­лей обет испол­нять Запо­веди, еже­дневно молиться за своих детей, при­хо­дить с ними в храм, ста­раться еже­не­дельно их при­ча­щать. В идеале хорошо бы посо­ве­то­вать роди­те­лям похо­дить в вос­крес­ную школу или на заня­тия по кате­хи­за­ции: через пару заня­тий будет понятно, серьёзно ли они отно­сятся к духов­ной жизни, либо рас­смат­ри­вают Кре­ще­ние как маги­че­ский обряд.

По древ­нему цер­ков­ному пра­вилу, при Кре­ще­нии мла­ден­цев необ­хо­ди­мым счи­тался только один вос­при­ем­ник – муж­чина для кре­ща­е­мого лица муж­ского пола или жен­щина для лица жен­ского пола (Боль­шой Треб­ник, 5 гл., «зри»). Пра­вило о «бытии при Кре­ще­нии одному вос­при­ем­нику» при­над­ле­жало первым векам хри­сти­ан­ства и строго соблю­да­лось в Церкви Восточ­ной и Запад­ной до IX века. В наше время широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­чил обычай быть при Кре­ще­нии двум вос­при­ем­ни­кам: крест­ному отцу и крест­ной матери.

Только пра­во­слав­ные вос­при­ем­ники или вос­при­ем­ницы имеют цер­ков­ное зна­че­ние. Их имена вос­по­ми­на­ются в молит­вах и вно­сятся в сви­де­тель­ства о Кре­ще­нии. Вос­при­ем­ник «пред­став­ляет собою лицо кре­ща­е­мого и за него обеты Богу, творит, Символ испо­ве­дует и обязан вос­при­ем­ного сына наста­вить вере и закону Божию, чего не могут учи­нить ни невежа в вере, ни ино­вер­ный» (Книга о долж­но­стях пре­сви­те­ров при­ход­ских, 80).

Согласно с прак­ти­кой древ­ней Церкви, как ино­верцы нико­гда не допус­ка­ются к вос­при­ем­ни­че­ству, так и пра­во­слав­ному непри­лично быть вос­при­ем­ни­ком детей у ино­вер­ных роди­те­лей, исклю­чая те случаи, когда дети кре­стятся в пра­во­слав­ную веру. Каноны Церкви такого случая, как уча­стие при кре­ще­нии в каче­стве вос­при­ем­ника ино­слав­ного лица, также не преду­смат­ри­вают.

Не могут быть вос­при­ем­ни­ками безум­ные, совер­шенно несве­ду­щие в вере, а также пре­ступ­ники, явные греш­ники и при­шед­шие в храм в нетрез­вом виде. Напри­мер, не бывшие по нера­де­нию у испо­веди и Свя­того При­ча­стия дли­тель­ное время не могут дать руко­вод­ства и нази­да­ния в жизни своим крест­ни­кам. Не могут быть вос­при­ем­ни­ками мало­лет­ние (до 14 лет), так как еще неспо­собны к делу учи­тель­ства и нетверды в разу­ме­нии веры и силы Таин­ства (кроме тех слу­чаев, когда совер­шенно невоз­можно иметь совер­шен­но­лет­него вос­при­ем­ника).

Древ­няя Рус­ская Цер­ковь не знала такого пра­вила, кото­рое бы устра­няло мона­хов от вос­при­ем­ни­че­ства. Известно, что крест­ными отцами наших рус­ских вели­ко­кня­же­ских и цар­ских детей были боль­шей частью монахи. Только впо­след­ствии мона­хам было вос­пре­щено вос­при­ем­ни­че­ство потому, что оно вовле­кает монаха в обще­ние с миром (Номо­ка­нон при Боль­шом Треб­нике). Роди­тели не могут быть вос­при­ем­ни­ками от купели Кре­ще­ния соб­ствен­ных детей. Жен­щине, нахо­дя­щейся в обыч­ном очи­ще­нии, неудобно быть вос­при­ем­ни­цей. В таких слу­чаях можно отло­жить Кре­ще­ние или же при­гла­сить другую вос­при­ем­ницу.

Цер­ков­ные пра­вила не запре­щают быть вос­при­ем­ни­ками одного и того же мла­денца родным брату и сестре, а также отцу с доче­рью или матери с сыном. В насто­я­щее время свя­щен­ники не допус­кают мужа и жену к сов­мест­ному вос­при­ем­ни­че­ству одного и того же мла­денца. Чтобы не допу­стить нару­ше­ний суще­ству­ю­щих правил отно­си­тельно вос­при­ем­ни­ков, свя­щен­ник обычно зара­нее узнает от роди­те­лей, кого они желают иметь вос­при­ем­ни­ками для своих детей.

Дей­стви­тельно ли Цер­ковь учит о недо­пу­сти­мо­сти брака между крест­ными согласно 211‑й статьи Номо­ка­нона?

Пре­пят­ствия к вен­ча­нию и вос­при­ем­ни­че­ству при кре­ще­нии. Гри­го­ров­ский С. П. Изда­тель­ский совет РПЦ. 2007. По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха Алек­сия II. С. 49–51. Цитата оттуда:

«В насто­я­щее время 211‑я статья Номо­ка­нона [где ука­зы­ва­ется на недо­пу­сти­мость брака между вос­при­ем­ни­ками] не имеет ника­кого прак­ти­че­ского зна­че­ния и должна почи­таться отме­нен­ною… Так как при кре­ще­нии доста­точно быть одному вос­при­ем­нику или одной вос­при­ем­нице, смотря по полу кре­ща­е­мого, то нет осно­ва­ний счи­тать вос­при­ем­ни­ков состо­я­щими в каком-либо духов­ном род­стве и потому вос­пре­щать им вступ­ле­ние в брак между собою».

Проф. Павлов в своем курсе Цер­ков­ного права так ком­мен­ти­рует про­блему духов­ного род­ства вос­при­ем­ника и вос­при­ем­ницы одного ребенка и брака между ними:

«…несколько правил апо­кри­фи­че­ского про­ис­хож­де­ния и стран­ного содер­жа­ния (напри­мер, 211 пра­вило, запре­ща­ю­щее мужу и жене быть вос­при­ем­ни­ками одного и того же мла­денца, под стра­хом быть раз­лу­чен­ными от супру­же­ского сожи­тия). Свя­тей­ший Синод уже в первые годы своего суще­ство­ва­ния стал отно­ситься к таким пра­ви­лам с боль­шим сомне­нием и нередко делал поста­нов­ле­ния, прямо им про­ти­во­по­лож­ные, осо­бенно по делам брач­ным».

В декабре 2017 года на Архи­ерей­ском Соборе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви был принят доку­мент “О кано­ни­че­ских аспек­тах цер­ков­ного брака”, в кото­ром ука­зано: “Браки между вос­при­ем­ни­ками могут совер­шаться по бла­го­сло­ве­нию епар­хи­аль­ного архи­ерея (с учетом указа Свя­тей­шего Синода от 31 декабря 1837 года)”.

Могут ли бере­мен­ные и неза­муж­ние жен­щины ста­но­виться крёст­ными?

Бере­мен­ные и неза­муж­ние жен­щины могут быть крест­ными, кано­ни­че­ских запре­тов этого не суще­ствует. Все запреты отно­сятся исклю­чи­тельно к дре­му­чим народ­ным суе­ве­риям и не имеют ника­кой силы для хри­стиан.

С какого воз­раста не нужен крёст­ный?

Лицам старше 14-ти лет.

Как кре­стить ребёнка, если один или более членов семьи против?

– Таких людей сле­дует поста­раться при­ве­сти на встречу со свя­щен­ни­ком. Здесь глав­ное понять, что внутри у чело­века, почему он отка­зы­ва­ется от кре­ще­ния своего ребенка. Если люди – ате­и­сты, пере­убе­дить их и заста­вить отка­заться от своих взгля­дов бывает трудно. Но убе­дить в необ­хо­ди­мо­сти спо­кой­ного и лояль­ного отно­ше­ния к факту кре­ще­ния ребенка все же можно.

Источник

Таинство святого крещения и обязанности восприемников

таинство святого крещения и обязанности восприемников. Смотреть фото таинство святого крещения и обязанности восприемников. Смотреть картинку таинство святого крещения и обязанности восприемников. Картинка про таинство святого крещения и обязанности восприемников. Фото таинство святого крещения и обязанности восприемников
Обязанности восприемников (крёстных).

Таинство Крещения всегда занимало в христианстве исключительное положение. Через это священнодействие для верующего человека, собственно, и начинается само христианство: человек соединяется с Богом, становится членом Церкви, возрождается для новой жизни. Для огромного числа людей на протяжении двух тысяч лет важность этого таинства продолжает сохранять свою актуальность. И сейчас родители-христиане стараются окрестить своих детей как можно раньше – еще в младенчестве. Кто-то приходит ко Крещению уже в зрелом возрасте. 1

Теперь рассмотрим поподробнее, какую же роль играет крестный отец в православии, обязанности которого, заключаются не только в подарках на праздники. Самое главное, что он должен сделать, – это оказать помощь в духовной жизни своего крестника. Итак, рассмотрим обязанности по порядку:

— Показывать для него достойный пример своей жизнью. Это значит, что в присутствии крестника нельзя употреблять спиртное и курить сигареты, говорить бранных слов. Нужно быть благородным в своих действиях.

— Обязательны молитвы за своего крестника, особенно в трудные моменты.

— Посещение храма вместе с ребенком.

— Обязательно духовное воспитание крестника (рассказы о Боге, обучение Библии и др.). Если есть проблемы в жизненных ситуациях, то оказывать посильную помощь.

— В обязанности крестного отца также входит и материальная поддержка при необходимости (если у родителей сложная ситуация с деньгами или работой).

Очень важно, чтобы крестные родители не потерялись в жизни, чтобы они продолжали духовно окормлять ребенка на протяжении всей жизни. Как крестная мать, так и крестный отец, обязанности и функции которых описаны выше, несут свою ответственность перед Господом.

В обязанности их входит и забота о защите своих крестников от всевозможных соблазнов и искушений, которые особенно опасны в детском и юношеском возрасте. Крестные, зная способности и особенности характера воспринятых ими от купели, могут помочь им определить их жизненную стезю, дать совет в выборе образования и подходящей профессии. Немаловажен и совет в выборе супруга; по обычаю Русской Церкви именно крестные родители готовят свадьбу для своего крестника.

Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является тяжким грехом, поскольку от этого зависит судьба крестника. Поэтому не стоит бездумно соглашаться на приглашение стать восприемником, особенно если один крестник уже есть. Отказ идти в кумовья также не следует воспринимать как обиду или пренебрежение.

Церковная жизнь новых христиан.

Следует знать, что после крещения для человека только начинается его духовная жизнь. Первое знакомство с церковными правилами начинается с молитвы родных родителей и крестных. Именно так, незримо малышу прививается слово Божье. И уже в дальнейшем, когда он сам все видит, можно приобщать его потихоньку к семейной молитве, объясняя ее ценность.

Обязанности крестных при крещении только начинаются. С ребёнком нужно ходить в храм, причащаться и на службы. Конечно, это можно делать и с родителями, но лучше, если это будут крестные. К слову сказать, брать ребенка в храм нужно с малых лет. Именно там, в лоне Церкви, он сможет осознать все величие Бога. Если же он чего-то не понимает, нужно терпеливо объяснить трудные моменты. Так происходит привыкание и благотворное воздействие на душу человека. Церковные песнопения и молитвы просвещают, успокаивают и укрепляют. Во время взросления могут возникать сложные вопросы. Если крестные или родители не смогут на них дать ответы, то лучше обратить к священнику.

Свидетельство ранних христианских памятников о времени появления института восприемников.

1. Эмирханов В. М. Феномен института восприемников в Православной Церкви // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 47-50.

2. Апостольское Предание, гл. 15, 16, 20: www.gumer.info/bogoslov_Buks/History. /lppRim_ApPred.php (дата обращения 24.10.2011 г.)

3. Дидахи, гл.7: www.krotov.info/history/02/1/didahe.html (дата обращения – 24.10.2011 г.)

4. Алмазов А.И., История чинопоследований Крещения и Миропомазания, Каз.: Типография Императорского Университета, 1884. – 779 с.

6. Дионисий Ареопагит, О Церковной иерархии, гл. 2, 2: azbyka.ru›?otechnik/Dionisij_Areopagit/o…ierarhii (дата обращения 26.10.2011 г.)

Источник

Памятка желающему принять Таинство Святого Крещения

Таин­ство Кре­ще­ния

Кре­ще­ние есть Таин­ство, в кото­ром веру­ю­щий, при трое­крат­ном погру­же­нии тела в воду и при при­зы­ва­нии кре­стя­щим его имени Пре­свя­той Троицы, Отца и Сына и Свя­того Духа, уми­рает для жизни плот­ской, гре­хов­ной, и воз­рож­да­ется Духом Святым в жизнь духов­ную и святую. Тем самым кре­ща­е­мый вво­дится в Цер­ковь и ста­но­вится ее членом.

Уже самое опре­де­ле­ние Таин­ства Кре­ще­ния гово­рит о том, что оно свя­зано с корен­ным пере­ло­мом в жизни чело­века. Стать хри­сти­а­ни­ном – это не значит пере­ме­нить убеж­де­ния или даже образ жизни, это значит реши­тельно пере­ро­диться, стать новым чело­ве­ком. Слова Гос­пода, что зерно не оживет, если не умрет ( Ин.12:24 ), или: «Кто не несет креста своего… не может быть Моим уче­ни­ком» ( Лк.14:27 ), или ска­зан­ное Нико­диму: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» ( Ин.3:5 ), не оста­ются без свер­ше­ния. Свя­щен­ная исто­рия, как и исто­рия хри­сти­ан­ства, знает мно­же­ство при­ме­ров, начи­ная с апо­стола Павла, когда уве­ро­вав­шие во Христа, а потом кре­стив­ши­еся ста­но­ви­лись дей­стви­тельно новыми людьми.

Духов­ное рож­де­ние озна­чает, что чело­век пере­стает жить для себя, а начи­нает жить для Христа и других людей, обре­тая в этом и для себя пол­ноту жизни. Обра­ще­ние ко Христу совер­шенно меняет центр инте­ре­сов.

Такое обра­ще­ние бывает иногда крутым или же посте­пен­ным. Кре­ще­ние взрос­лых явля­ется резуль­та­том свер­шив­ше­гося в них духов­ного) пере­во­рота, и бла­го­дать Таин­ства его освя­щает и закреп­ляет, а при кре­ще­нии детей, хотя они еще и не имеют созна­тель­ной веры, в них тоже все­ва­ется семя бла­го­дат­ной жизни, при­во­дя­щее впо­след­ствии к пол­ному пере­рож­де­нию кре­ще­ного, при усло­вии над­ле­жа­щего хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния.

Для достой­ного при­ня­тия Кре­ще­ния нужны вера и полное пока­я­ние, отказ от преж­ней свое­ко­рыст­ной жизни, с осо­зна­нием свя­зан­но­сти ее с дей­ствием злых духов и отре­че­ния от них. Кре­ще­ние мла­ден­цев нача­лось с древ­них времен. От них, конечно, нельзя ожи­дать веры и пока­я­ния, но их кре­стят в силу веры их роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков, на кото­рых лежит святая обя­зан­ность научить кре­ща­е­мых исти­нам веры и помочь им воз­ро­диться для новой жизни. Мы молимся за детей и верим, что, по нашим молит­вам, Гос­подь может даро­вать им раз­лич­ные блага. Можно ли, поэтому, сомне­ваться, что пода­ва­е­мая детям, по молит­вам всей Церкви, в Таин­стве Кре­ще­ния бла­го­дать при­не­сет долж­ные плоды? Знаем мы, что и Сам Гос­подь пустил детей при­хо­дить к Себе ( Лк.18:15-16 ) и что святой Иоанн Кре­сти­тель про­сла­вил Гос­пода во чреве матери. Бла­го­дать дей­ствует и на под­со­зна­ние чело­века. В то же время все хри­сти­ане должны пом­нить, что данный в Таин­стве Кре­ще­ния талант, залог новой жизни, при­умно­жа­ется путем личных усилий, иногда подви­гом всей жизни. Иными сло­вами, мы нико­гда не должны забы­вать данные при Кре­ще­нии обеты. Тем не менее, уже при самом при­ня­тии Свя­того Кре­ще­ния, в кре­стив­шемся совер­ша­ются неиз­гла­ди­мые пере­мены: он осво­бож­да­ется от власти пер­во­род­ного греха, и сатана изго­ня­ется из его сердца. Хотя воз­мож­ность иску­шать за диа­во­лом оста­ется, но он ста­но­вится как бы внеш­ним чело­веку. Некре­ще­ный чело­век в силу пер­во­род­ного греха в сущ­но­сти не может не гре­шить, а кре­ще­ный, хотя и может гре­шить, но вла­стен и не гре­шить.

Совер­ше­ние Таин­ства Кре­ще­ния

Кре­ще­ние есть Таин­ство вклю­че­ния чело­века в Цер­ковь путем усы­нов­ле­ния его силой Хри­сто­вой Богу Отцу. Таким обра­зом, Кре­ще­ние есть общее дело и тор­же­ство Церкви. В древ­но­сти оно при­уро­чи­ва­лось чаще всего к вели­чай­шему хри­сти­ан­скому празд­нику святой Пасхе и совер­ша­лось тор­же­ственно в собра­нии веру­ю­щих в храме. При­го­тов­ле­ние ко Кре­ще­нию, науче­ние вере или огла­ше­ние, про­ис­хо­дило тоже в храме.

В насто­я­щее время эта обще­цер­ков­ная забота о гото­вя­щихся ко Кре­ще­нию сохра­ни­лась в молит­вах о них на литур­гии огла­шен­ных; теперь же лишь чтение паре­мий и еще неко­то­рые осо­бен­но­сти службы Вели­кой Суб­боты напо­ми­нают о преж­нем обычае кре­стить в день Пасхи. Посте­пенно Таин­ство Кре­ще­ния (кре­стины) при­об­рело харак­тер част­ной семей­ной требы, но его обще­цер­ков­ное и пас­халь­ное зна­че­ние, разу­ме­ется, оста­ется, и свя­щен­ни­кам сле­до­вало бы посто­янно напо­ми­нать об этом, так же как и о вели­кой, но часто забы­ва­е­мой ответ­ствен­но­сти вос­при­ем­ни­ков.

Огла­ше­ние, как заклю­чи­тель­ный акт при­го­тов­ле­ния ко Кре­ще­нию, бывшее прежде отдель­ным обря­дом, ныне непо­сред­ственно пред­ше­ствует Кре­ще­нию. Все сим­во­ли­че­ские свя­щен­но­дей­ствия этого обряда имеют глу­бо­кое дей­ствен­ное зна­че­ние. Самые суще­ствен­ные из них: закли­на­ние сатаны, отре­че­ние от него, после­ду­ю­щий обет соче­таться Христу и, нако­нец, испо­ве­да­ние пра­во­слав­ной веры. Хри­сти­ане по лич­ному духов­ному опыту знают какова сила носи­теля зла – диа­вола, активно борю­ще­гося с добром. Закли­на­ние сатаны по слову Гос­подню: «Именем Моим будут изго­нять бесов» ( Мк.16:17 ) откры­вает кре­ща­е­мому воз­мож­ность всту­пить в брань с уда­лен­ным из него врагом, а после­ду­ю­щее отре­че­ние от сатаны есть вызов, бро­са­е­мый ему. С этого момента кре­ща­е­мый ста­но­вится уже воином Хри­сто­вым и до самой смерти будет вести борьбу с духом зла, кото­рый, в свою оче­редь, не забу­дет бро­шен­ного ему вызова и будет жестоко бороться с хри­сти­а­ни­ном до послед­него его вздоха. Эту борьбу вел уже за нас всех Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос и она увен­ча­лась Его полной побе­дой. Поэтому, хотя Гос­подь и сказал: «Бой­тесь … того, кто может и душу и тело погу­бить в геенне» ( Мф.10:28 ), имея помощ­ни­ком Самого Гос­пода Побе­ди­теля, хри­сти­а­нин нико­гда не должен уны­вать в своей духов­ной борьбе.

Символ веры содер­жит все хри­сти­ан­ские истины, кото­рые в древ­но­сти люди знали до Кре­ще­ния, а в наши дни обычно изу­ча­ются в курсе Закона Божия. Ответ­ствен­ность за это обу­че­ние берут на себя вос­при­ем­ники, и они совер­шают тяг­чай­ший грех, если забы­вают об этом.

Самое Таин­ство Кре­ще­ния состоит из освя­ще­ния воды и елея, пома­за­ния освя­щен­ным елеем и после­ду­ю­щего самого глав­ного свя­щен­но­дей­ствия – трое­крат­ного погру­же­ния кре­ща­е­мого в воду со сло­вами: «Кре­ща­ется раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Свя­таго Духа. Аминь.» Сойдя во Иордан, Гос­подь Иисус Хри­стос освя­тил воды и с ними все стихии и всю мате­рию мира. С этого собы­тия вся при­рода стала вновь спо­соб­ной полу­чать бла­го­дат­ные дары и быть в неко­то­рой мере хра­ни­ли­щем бла­го­дати. В этом – осно­ва­ние для освя­ще­ния воды и других стихий и пред­ме­тов. Вода была издревле сим­во­лом очи­ще­ния, а погру­же­ние в нее – сим­во­лом пока­я­ния. Наряду с этим, как необ­хо­ди­мая для жизни, была она и сим­во­лом жизни. Избрав воду для совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния, Гос­подь при­дает сим­во­лам, с нею свя­зан­ным, дей­ствен­ную силу.

Освя­щен­ный елей, кото­рым во время Таин­ства пома­зу­ется сперва вода, а потом кре­ща­е­мый, есть символ исце­ле­ния и здо­ро­вья, при­ми­ре­ния и мира. Свечи изоб­ра­жают свет правой веры, кадило – бла­го­уха­ние Свя­того Духа, белые одежды ново­кре­ще­ного – осво­бож­ден­ную от власти греха и сатаны, новую жизнь или душу хри­сти­а­нина, кото­рую он должен хра­нить неза­пят­нан­ной, нако­нец, натель­ный крест – крест­ное после­до­ва­ние Христу и знак веры в Его победу. В случае край­ней нужды кре­ще­ние может совер­шить путем про­стого погру­же­ния в воду (или даже путем кроп­ле­ния), при про­из­не­се­нии кре­щаль­ных слов, каждый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, в силу при­над­леж­но­сти его к «цар­ствен­ному свя­щен­ству», то есть к Церкви.

Святая Цер­ковь знает также Кре­ще­ние кровью, когда не успев­ший кре­ститься чело­век запе­чат­ле­вает свою вер­ность Христу муче­ни­че­скою смер­тью.

Слово епи­скопа Алек­сандра (Семе­нова Тян-Шан­ского) о Таин­стве Кре­ще­ния

Символ веры

Верую в еди­ного Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца неба и земли, всего види­мого и неви­ди­мого.2. И во еди­наго Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Еди­но­род­наго, Иже от Отца рож­ден­наго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рож­денна, несо­тво­ренна, еди­но­сущна Отцу, Имже вся быша.И в еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Еди­но­род­ного, рож­ден­ного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, не сотво­рен­ного, одного суще­ства с Отцом, Им же все сотво­рено.3. Нас ради чело­век и нашего ради спа­се­ния сшед­шаго с небес и вопло­тив­ша­гося от Духа Свята и Марии Девы, и воче­ло­веч­шася.Ради нас людей и ради нашего спа­се­ния сшед­шего с небес, и при­няв­шего плоть от Духа Свя­того и Марии Девы, и став­шего чело­ве­ком.4. Рас­пя­таго же за ны при Пон­тий­стем Пилате, и стра­давша, и погре­бенна.Рас­пя­того же за нас при Пон­тий­ском Пилате, и стра­дав­шего, и погре­бен­ного.5. И вос­крес­шаго в третий день по Писа­нием.И вос­крес­шего в третий день согласно Писа­ниям.6. И воз­шед­шаго на небеса, и седяща одес­ную Отца.И вос­шед­шего на небеса, и сидя­щего по правую сто­рону Отца.7. И паки гря­ду­щаго со славою судити живым и мерт­вым, Егоже Цар­ствию не будет конца.И снова гря­ду­щего со славою, чтобы судить живых и мерт­вых, Его же Цар­ству не будет конца.8. И в Духа Свя­таго, Гос­пода, Живо­тво­ря­щаго, Иже от Отца исхо­дя­щаго, Иже со Отцем и Сыном спо­кла­ня­ема и ссла­вима, гла­го­лав­шаго про­роки.И в Духа Свя­того, Гос­пода, даю­щего жизнь, от Отца исхо­дя­щего, с Отцом и Сыном сопо­кла­ня­е­мого и про­слав­ля­е­мого, гово­рив­шего через про­ро­ков.9. Во едину Святую, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь.В единую святую, собор­ную и апо­столь­скую Цер­ковь.10. Испо­ве­дую едино кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов.При­знаю одно кре­ще­ние для про­ще­ния грехов.11. Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых,Ожидаю вос­кре­се­ния мерт­вых,12. и жизни буду­щаго века. Аминь.и жизни буду­щего века. Аминь (истинно так).

Со времен апо­столь­ских… хри­сти­ане поль­зо­ва­лись «сим­во­лами веры» для того, чтобы напо­ми­нать самим себе основ­ные истины хри­сти­ан­ской веры. В древ­ней Церкви суще­ство­вало несколько крат­ких сим­во­лов веры. В чет­вер­том веке, когда появи­лись ложные учения о Боге, Сыне и о Духе Святом, воз­никла необ­хо­ди­мость преж­ние сим­волы попол­нить и уточ­нить. Таким обра­зом возник ныне упо­треб­ля­е­мый Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью символ веры. Он был состав­лен Отцами Пер­вого и Вто­рого Все­лен­ских Собо­ров. Первый Все­лен­ский Собор принял семь первых членов Сим­вола, Второй – осталь­ные пять. Первый Все­лен­ский Собор состо­ялся в городе Никее в 325 г. по Рож­де­стве Хри­сто­вом для утвер­жде­ния истин­ного учения о Сыне Божием против лож­ного учения Ария, счи­тав­шего, что Сын Божий создан Богом Отцом. Второй Все­лен­ский Собор состо­ялся в Кон­стан­ти­но­поле в 381 г. для утвер­жде­ния истин­ного учения о Святом Духе против лже­уче­ния Маке­до­ния, отвер­гав­шего Боже­ствен­ное досто­ин­ство Духа Свя­того. По двум горо­дам, в кото­рых соби­ра­лись отцы Пер­вого и Вто­рого Все­лен­ских Собо­ров, Символ носит назва­ние Никео-Царе­град­ского. При изу­че­нии, Символ веры раз­де­ляют на две­на­дцать членов. В первом гово­рится о Боге Отце, далее по седь­мой вклю­чи­тельно – о Боге Сыне, в вось­мом члене – о Боге Духе Святом, в девя­том – о Церкви, в деся­том – о кре­ще­нии, в один­на­дца­том и две­на­дца­том – о вос­кре­се­нии мерт­вых и о вечной жизни.

Молитва Гос­подня

Отче наш, Иже ecи на небе­сех! Да свя­тится имя Твое. да при­и­дет Цар­ствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы остав­ляем долж­ни­ком нашим; и не введи нас во иску­ше­ние, но избави нас от лука­ваго.

Песнь Пре­свя­той Бого­ро­дице

Бого­ро­дице Дево, радуйся, Бла­го­дат­ная Марие, Гос­подь с Тобою; бла­го­сло­вена Ты в женах и бла­го­сло­вен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Десять запо­ве­дей Божиих

Суть этих запо­ве­дей Гос­подь Иисус Хри­стос изло­жил так:

«Воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, и всем разу­ме­нием твоим. Сия есть первая и наи­боль­шая запо­ведь. Вторая же, подоб­ная ей: воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» (Еван­ге­лие от Матфея, гл. 22, ст. 37–39).

Пра­вило пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского для мирян

Молитву пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский считал для жизни столь же необ­хо­ди­мой, как и воздух. Он просил и тре­бо­вал от своих духов­ных детей, чтобы они непре­станно моли­лись, и запо­ве­дал им молит­вен­ное пра­вило, остав­ше­еся под именем «Пра­вила отца Сера­фима».

Про­бу­див­шись от сна, всякий должен огра­дить себя крест­ным зна­ме­нием и, став на избран­ном месте, читать ту спа­си­тель­ную молитву, кото­рую людям пере­дал Сам Гос­подь, то есть «Отче наш» (трижды), потом «Бого­ро­дице Дево, радуйся» (трижды), и, нако­нец, еди­но­жды Символ веры. Совер­шив это утрен­нее пра­вило, всякий хри­сти­а­нин пусть отхо­дит на свое дело и, зани­ма­ясь дома или нахо­дясь в пути, должен читать тихо про себя: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­наго»: Если же окру­жают люди, то, зани­ма­ясь делом, гово­рить только умом: «Гос­поди, поми­луй», и так про­дол­жать до самого обеда. Перед обедом совер­шить утрен­нее пра­вило.

После обеда, испол­няя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси мя греш­наго», что про­дол­жать до самой ночи.

Когда же слу­чится про­во­дить время в уеди­не­нии, нужно читать: «Гос­поди Иисусе Христе, Бого­ро­ди­цею поми­луй мя греш­наго», а ложась спать на ночь, всякий хри­сти­а­нин должен повто­рить утрен­нее пра­вило и после него с крест­ным зна­ме­нием засы­пать. При этом св. старец гово­рил, ука­зы­вая на опыт св. отцов, что, если хри­сти­а­нин будет дер­жаться этого малого пра­вила, как спа­си­тель­ного якоря среди волн мир­ской суеты, со сми­ре­нием испол­няя его, то может достиг­нуть высо­кой меры духов­ной, ибо эти молитвы – осно­ва­ние хри­сти­ан­ства: первая – как слово Самого Гос­пода и данная Им в обра­зец всех молитв, вторая при­не­сена с неба Архан­ге­лом как при­вет­ствие Пре­свя­той Деве, Матери Гос­пода. Послед­няя же заклю­чает все дог­маты веры.

Име­ю­щий время пусть читает Еван­ге­лие, Апо­стол, другие молитвы, ака­фи­сты, каноны. Если же кому-то невоз­можно выпол­нять и это пра­вило – слуге, под­не­воль­ному чело­веку – то мудрый старец сове­то­вал выпол­нять это пра­вило и лежа, и при ходьбе, и в деле, помня слова Писа­ния: «Всяк, иже при­зо­вет имя Гос­подне, спа­сется».

О Спа­си­теле мира, Гос­поде Иисусе Христе

При­шед­ший на землю Сын Божий, Гос­подь Иисус Хри­стос, есть Спа­си­тель чело­ве­че­ства. По воле Бога-Отца и из сожа­ле­ния к нам, греш­ным людям, Он пришел в мир и стал чело­ве­ком.

К вели­чай­шему собы­тию в жизни чело­ве­че­ства – при­ше­ствию на землю Сына Божия – Гос­подь под­го­тов­лял людей, в осо­бен­но­сти еврей­ский народ, в тече­ние тыся­че­ле­тий. Из среды еврей­ского народа Бог выдви­гал про­ро­ков, кото­рые пред­ска­зы­вали при­ше­ствие Спа­си­теля мира – Мессии и этим закла­ды­вали фун­да­мент веры в Него. Кроме того, Бог в тече­ние многих поко­ле­ний, начи­ная от Ноя, потом – Авра­ама, Давида и других пра­вед­ни­ков, пре­до­чи­щал тот телес­ный сосуд, от кото­рого Мессия должен был при­нять плоть. Так, нако­нец, роди­лась Дева Мария, Кото­рая яви­лась достой­ной стать Мате­рью Иисуса Христа. Мария была сиро­той и Ее опекал даль­ний род­ствен­ник, пре­ста­ре­лый Иосиф, живший в Наза­рете, одном из неболь­ших горо­дов в север­ной части Святой Земли. Архан­гел Гав­риил, явив­шись, воз­ве­стил Деве Марии о том, что Она избрана Богом стать Мате­рью Его Сына. Когда Дева Мария сми­ренно согла­си­лась, Дух Святой сошел на Нее и Она зачала Сына Божия. После­до­вав­шее затем рож­де­ние Иисуса Христа про­изо­шло в неболь­шом иудей­ском городке Виф­ле­еме, в кото­ром раньше родился царь Давид, предок Христа по плоти. Время рож­де­ния Иисуса Христа исто­рики отно­сят к 749–754 годам от осно­ва­ния Рима. При­ня­тое лето­ис­чис­ле­ние «от Рож­де­ства Хри­стова» начи­на­ется с 754 г. от осно­ва­ния Рима.

Жизнь, чудеса и беседы Гос­пода Иисуса Христа опи­саны в четы­рех книгах, име­ну­е­мых Еван­ге­ли­ями. Первые три Еван­ге­ли­ста – Матфей, Марк и Лука – опи­сы­вают собы­тия Его жизни, про­ис­хо­див­шие, глав­ным обра­зом, в Гали­лее – север­ной части Святой Земли. Еван­ге­лист же Иоанн допол­няет их повест­во­ва­ния, опи­сы­вая собы­тия и беседы Христа, про­ис­хо­див­шие пре­иму­ще­ственно в Иеру­са­лиме.

О жизни Иисуса Христа до трид­ца­ти­лет­него воз­раста почти ничего неиз­вестно. На трид­ца­том году жизни Иисус Хри­стос принял от про­рока Иоанна кре­ще­ние в реке Иор­дане. Обще­ствен­ное слу­же­ние Иисус начал в Гали­лее избра­нием две­на­дцати апо­сто­лов. Апо­столы были посланы Хри­стом про­по­ве­до­вать при­бли­же­ние Цар­ства Божия. Сам Он тоже путе­ше­ство­вал по Святой Земле, про­по­ве­дуя, соби­рая уче­ни­ков и рас­про­стра­няя учение о Цар­стве Божием.

Иисус Хри­стос явил Свое Боже­ствен­ное досто­ин­ство мно­же­ством чудес и про­ро­честв. Без­душ­ная при­рода без­условно пови­но­ва­лась Ему. Так, напри­мер, по слову Его буря сразу же укро­ти­лась; Он мог ходить по воде как по суше; умно­жив пять хлебов и несколько рыб. Он накор­мил мно­го­ты­сяч­ную толпу; при необ­хо­ди­мо­сти Он пре­тво­рил воду в вино. Он вос­кре­шал мерт­вых, изго­нял бесов и исце­лял бес­чис­лен­ное мно­же­ство боль­ных. При Этом Иисус Хри­стос вся­че­ски избе­гал чело­ве­че­ской славы. Для своей надоб­но­сти Иисус Хри­стос нико­гда не при­бе­гал к Своей все­мо­гу­щей силе. Все Его чудеса про­ник­нуты глу­бо­ким состра­да­нием к людям. Вели­чай­шим чудом Спа­си­теля было Его соб­ствен­ное вос­кре­се­ние из мерт­вых. Этим вос­кре­се­нием Он побе­дил власть смерти над людьми и поло­жил начало нашему вос­кре­се­нию из мерт­вых, кото­рое про­изой­дет при конце мира.

Вся жизнь и учение Спа­си­теля были направ­лены к тому, чтобы зало­жить новые духов­ные начала в чело­ве­че­скую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближ­ним, стрем­ле­ние к нрав­ствен­ному совер­шен­ство­ва­нию и свя­то­сти. На этих нача­лах нам сле­дует стро­ить свое рели­ги­оз­ное миро­воз­зре­ние и свою жизнь. Сози­дая же свою жизнь на запо­ве­дях Хри­сто­вых, мы уте­шаем себя мыслью, что Цар­ство Божие непре­менно вос­тор­же­ствует, и на обнов­лен­ной земле насту­пит обе­щан­ный мир, спра­вед­ли­вость, радость и бес­смерт­ная жизнь. Дай нам Гос­подь ока­заться достой­ными насле­до­вать Его Цар­ство!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *