таинство крещения на армянском языке
Тема: Крещение. Кнунк.
Опции темы
Отображение
Крещение. Кнунк.
Крещение есть таинство, в котором верующий освобождается от грехов, возрождается Духом Святым, становится христианином и удостаивается усыновления Божьего. “Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3,5).
Обряд крещения может совершаться двумя способами:
1) при троекратном погружении тела в воду (для младенцев), прежде освященную крестным знамением и св. миром, и
2) при троекратном излиянии освященной воды на голову крещаемого и омовении лица и частей тела (для взрослых).
Обряд сопровождается следующими словами священника: “Сей раб Божий (имярек), пришедый от младенчества ко крещению, крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и, искупясь кровью Христовою от рабства грехов, приемлет усыновление Отца Небесного; воеже быти сонаследником Христу и храмом Святаго Духа”.
В Символе Веры повелевается признавать крещение едино. Оно не повторяется, потому что оно есть духовное рождение: человек рождается единожды, потому и крестится единожды.
Армянская Церковь считает действительным крещение тех Церквей, которые исповедуют Св. Троицу и совершают крещение во имя Отца и Сына и Св. Духа. Если верующий, крестившись в Православной, Католической или в другой Церкви, выражает желание стать чадом Армянской Церкви, второго крещения не требуется.
При крещении должен быть восприемник (крестный отец) для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого и по крещении принять его под свое попечение для утверждения его в вере.
Крещение должно совершаться в церкви. Но в тех местах, где церкви нет, или в случае, если крещаемый болен и есть опасность смертельного исхода, крещение разрешается совершать дома или в ином подобающем месте.
Крещение есть первое таинство: некрещеный не может быть приобщен к другим таинствам.
Одновременно с крещением совершаются таинства миропомазания и первого причащения.
Миропомазание есть таинство, в котором уже крещенному подаются дары Св. Духа при помазании св. миром.
В Армянской Церкви таинство миропомазания на называется “дрошм” или “кнунк”, что означает “печать” или “ставить печать”. Миропомазание совершается сразу же после крещения.
Миропомазанием благодать Св. Духа даруется для укрепления в христианской жизни: оно дает крепость нашему духу, освящает наши духовные возможности, вооружает мужеством для борьбы со всеми испытаниями.
Каждой части тела при помазании св. миром даруется особая благодать следующими молитвами.
Чело: “Миро сладости, во имя Иисуса Христа изливаемое на тебя, да будет печатью небесного дара нетления”.
Глаза: “Печать сия во имя Иисуса Христа да просветит очи твои, чтоб никогда не уснуть в смерть”.
Уши: “Помазание святости да будет тебе во услышание заповедей Божьих”.
Ноздри: “Печать сия во имя Иисуса Христа да будет тебе в благоухание жизни”.
Уста: “Печать сия во имя Иисуса Христа да будет тебе во хранение уст и дверь ограждения на устах твоих”.
Руки: “Печать сия во имя Иисуса Христа да будет тебе причиною благотворительности, всяких добродетельных дел и поступков”.
Сердце: “Печать сия Божественная да созиждет в тебе сердце чистое и да обновит правый дух в утробе твоей”.
Спина: “Печать сия во имя Иисуса Христа да будет тебе щитом укрепления, им же да возможешь угасить разженные стрелы лукавого”.
Ноги: “Печать сия Божественная да исправит шествие твое в Жизнь Вечную”.
Причащение есть таинство, в котором верующий вкушает под видом хлеба и вина Самое Тело и Кровь Христовы для Вечной Жизни.
Во время Тайной Вечери Господь Иисус Христос взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздав ученикам, сказал: “Приимите, ядите: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается: сие творити в мое воспоминание”. И, взяв чашу и благодарив, подал ученикам и сказал: “Пейте из нее все:
ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф. 26, 26-28, Мк. 14, 22, Лк. 22, 19). Причастив апостолов. Господь в то же время дал им заповедь всегда совершать это таинство.
Каждый желающий приступить к таинству причащения должен испытать перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием и постом с помощью таинства покаяния.
Армянские молитвы для русскоязычных
ОТЧЕ НАШ. ТЕРУНАКАН АХОТК. (на армянском языке).
ՀԱՅՐ ՄԵՐ ՈՐ ՅԵՐԿԻՆՍ ԵՍ, ՍՈՒՐԲ ԵՂԻՑԻ ԱՆՈՒՆ ՔՈ։ ԵԿԵՍՑԷ ԱՐՔԱՅՈՒԹԻՒՆ ՔՈ, ԵՂԻՑԻ ԿԱՄՔ ՔՈ ՈՐՊԷՍ ՅԵՐԿԻՆՍ ԵՒ ՅԵՐԿՐԻ։ ԶՀԱՑ ՄԵՐ ՀԱՆԱՊԱԶՈՐԴ ՏՈՒՐ ՄԵԶ ԱՅՍՕՐ։ ԵՒ ԹՈՂ ՄԵԶ ԶՊԱՐՏԻՍ ՄԵՐ, ՈՐՊԷՍ ԵՒ ՄԵՔ ԹՈՂՈՒՄՔ ՄԵՐՈՑ ՊԱՐՏԱՊԱՆԱՑ։ ԵՒ ՄԻ ՏԱՆԻՐ ԶՄԵԶ Ի ՓՈՐՁՈՒԹԻՒՆ, ԱՅԼ ՓՐԿԵԱ ԶՄԵԶ Ի ՉԱՐԷ։ ԶԻ ՔՈ ԱՐՔԱՅՈՒԹԻՒՆ ԵՒ ԶՕՐՈՒԹԻՒՆ ԵՒ ՓԱՌՔ ՅԱՒԻՏԵԱՆՍ. ԱՄԷՆ։
hАйр мэр, вор hэркинс ес, сурп ехици анун Ко, екесцэ аркаютюн Ко, ехицин камк Ко ворпэс hэркинс ев hэркри, ызhац мэр анапазорт тур мэз айсор, ев тох мэз ызпартис мэр, ворпэс ев мэк тохумк мэроц партапанaц, ев ми танир змез и порцутюн, айл пркя змез и чарэн, зи Ко э аркаютюн, ев зорутюн ев парк, hавитянс, Амэн.
Арко
ОТЧЕ НАШ. ТЕРУНАКАН АХОТК. (на армянском языке). ՀԱՅՐ ՄԵՐ ՈՐ ՅԵՐԿԻՆՍ ԵՍ, ՍՈՒՐԲ ԵՂԻՑԻ ԱՆՈՒՆ ՔՈ։ ԵԿԵՍՑԷ ԱՐՔԱՅՈՒԹԻՒՆ ՔՈ, ԵՂԻՑԻ ԿԱՄՔ ՔՈ ՈՐՊԷՍ ՅԵՐԿԻՆՍ ԵՒ ՅԵՐԿՐԻ։ ԶՀԱՑ ՄԵՐ ՀԱՆԱՊԱԶՈՐԴ ՏՈՒՐ ՄԵԶ ԱՅՍՕՐ։ ԵՒ ԹՈՂ ՄԵԶ ԶՊԱՐՏԻՍ ՄԵՐ, ՈՐՊԷՍ ԵՒ ՄԵՔ ԹՈՂՈՒՄՔ ՄԵՐՈՑ ՊԱՐՏԱՊԱՆԱՑ։ ԵՒ ՄԻ ՏԱՆԻՐ ԶՄԵԶ Ի ՓՈՐՁՈՒԹԻՒՆ, ԱՅԼ ՓՐԿԵԱ ԶՄԵԶ Ի ՉԱՐԷ։ ԶԻ ՔՈ ԱՐՔԱՅՈՒԹԻՒՆ ԵՒ ԶՕՐՈՒԹԻՒՆ ԵՒ ՓԱՌՔ ՅԱՒԻՏԵԱՆՍ. ԱՄԷՆ։ hАйр мэр, вор hэркинс ес, сурп ехици анун Ко, екесцэ аркаютюн Ко, ехицин камк Ко ворпэс hэркинс ев hэркри, ызhац мэр анапазорт тур мэз айсор, ев тох мэз ызпартис мэр, ворпэс ев мэк тохумк мэроц партапанaц, ев ми танир змез и порцутюн, айл пркя змез и чарэн, зи Ко э аркаютюн, ев зорутюн ев парк, hавитянс, Амэн.
Молитва «Отче наш» на армянском языке (с подстрочной транскрипцией и переводом)
Եկեսցե Արքայութիւն Քո:
Екєсцє Аркħайутħюн Кħо. да_Придет Царство Твое.
Եղիցին կամք Քո որպէս յերկինս՝ եւ յերկրի:
Еғицин камкħ Кħо ворпєс ħ/єркiнəс ев ħ/єркрi. да_Будет воля Твоя как на небесах и на земле.
Զհաց մեր հանապազորդ տուր մեզ այսօր:
əЗ/hац мєр hанапазорд тур мєз айсор. Хлеб наш ежедневный дай нам сегодня.
Եւ թող մեզ զպարտիս մեր, որպէս եւ մեք թողումք մերոց պարտապանաց: Ев тħоғ мєз əз/партис мєр, ворпєс ев мєкħ тħоғумкħ мєроц партапанац.
И оставь нам долги наши, как и мы оставляем нашим должникам.
Եւ մի տանիր զմեզ ի փորձութիւն, այլ փրկեա զմեզ ի չարէն: Ев мi танир əз/мєз i пħордзутħюн, айл пħəркя з/мєз i чарєн.
И не веди нас в испытание, но спаси нас от злого.
Զի Քո է Արքայութիւն եւ զորութիւն եւ փառք յաւիտեանս. Ամէն: Зи Кħо є Аркħайутħюн ев зорутħюн ев пħарркħ ħавiтянəс. Амєн. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.
Ամէն հայի սրտից բխած՝ Լսիր այս ձայնն, ո՜վ Աստուած,
Երկար կեանք տուր Հայրապետին,
Երկար օրեր` հայոց Հօր:
Տէր, անսասան պահիր Դու միշտ
Քո իսկ հիմնած Մայր Աթոռ:
Амэн hайи сэ’ртиц бэ’хац: Лэ’сир айс дзайнн, ов Аствац! Еркар кянq тур hайрапетин, Еркар орер hайоц hор. Тэр, ансасан паhир Ду мишт, Qо иск hимнац Майр Аtор.
Каждого армянина из сердца исходит: Услышь этот глас, о Бог!
Долгую жизнь дай Патриарху,
Долгие дни армян Отцу. Господь, незыблемым храни Ты всегда Тобой же основанный Мать Престол.
(т.е. Первопрестольный Св. Эчмиадзин).
(на армянском языке): Сурб Астватс, Сурб ев hЗор, Сурб ев Анмаh, вор хачетсар васн мэр.
(на русском языке): Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Примечание: Трисвятое в греко-славянских Церквах поется ко Святой Троице, тогда как в ААЦ только к Иисусу Христу. на что указывает «распятый за нас» или «воскресший из мертвых». схожесть первых слов молитвы приводила не раз к неверному мнению и обвинению ААЦ в том, что этим добавлением она выражает идею о страдании на кресте всей Св. Троицы, то есть исповедует теопасхитскую ересь.
МОЛИТВА К ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ. (молитва из Жамагира).
Qo ardjev enq @nknum, Surb Astvacacin, Ev aghachum anarat Kuysid Barekhosir mer andzanc hamar Ev aghachir Miacin Vordut, phrkel mez phordzutyunic ev mer bolor vtangneric.
АХОТК СУРБ АСТВАЦАЦНИН. Ко арджев енк ынкнм, Сурб Аствацацин, ев агачум анарат Куйсид барехосир мер андзанц амар ев агачир Миацин Вордут пркел мез порцутиуниц ев мер болор втангнериц.
Пред Тобой преклоняемся, Пресвятая Богородица, Тебе молимся, Пречистая Дева, замолви слово и помолись за нас Сыну Твоему Единородному, чтоб избавил нас от искушения и грозящих нам бед.
АХОТК ЕРЕХАНЕРИ. Ов мец Аствац, Вор твел эс мез бари hайр ев сирох майр, тур мез шнорк, аненк ахотк, линенк анhог, апренк хелок, паркешт у hез ев сиренк Кэз. Амэн.
ДЕТСКАЯ МОЛИТВА. О великий Господь, даровавший нам доброго отца и любящую мать. Даруй нам благодать творить молитву, не быть бездушными, жить послушными и покорными и любить Тебя. Аминь.
ПРАЗДНОВАНИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА И КРЕЩЕНИЯ 6 ЯНВАРЯ. («СУРБ ЦНУНД»).
ПРИВЕТСТВИЕ В РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
Крещение. Крещение есть таинство, в котором верующий освобождается от грехов, возрождается Духом Святым, становится христианином и удостаивается усыновления Божьего. “Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3,5). Обряд крещения может совершаться двумя способами: 1). При троекратном погружении тела в воду (для младенцев), прежде освященную крестным знамением и св. миром, и 2). При троекратном излиянии освященной воды на голову крещаемого и омовении лица и частей тела (для взрослых). Обряд сопровождается следующими словами священника: “Сей раб Божий (имярек), пришедый от младенчества ко крещению, крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и, искупясь кровью Христовою от рабства грехов, приемлет усыновление Отца Небесного; воеже быти сонаследником Христу и храмом Святаго Духа”. В Символе Веры повелевается признавать крещение едино. Оно не повторяется, потому что оно есть духовное рождение: человек рождается единожды, потому и крестится единожды. Армянская Церковь считает действительным крещение тех Церквей, которые исповедуют Св. Троицу и совершают крещение во имя Отца и Сына и Св. Духа. Если верующий, крестившись в Православной, Католической или в другой Церкви, выражает желание стать чадом Армянской Церкви, второго крещения не требуется. При крещении должен быть восприемник (крестный отец) для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого и по крещении принять его под свое попечение для утверждения его в вере. Крещение должно совершаться в церкви. Но в тех местах, где церкви нет, или в случае, если крещаемый болен и есть опасность смертельного исхода, крещение разрешается совершать дома или в ином подобающем месте. Крещение есть первое таинство: некрещеный не может быть приобщен к другим таинствам. Одновременно с крещением совершаются таинства миропомазания и первого причащения.
МКPТУТЕАН ЖАМАНАК. Каhанан hарцнум э кнкаhорн: — Ерехайс зинч хндре?
Кнкаhайр патасханум э: — hАватк, hуйс, сэр ев мкртутюн. Мкртил ев ардаранал, србил и мехац азатил и дивац, ев цараел Астуцо.
ВО ВРЕМЯ КРЕЩЕНИЯ. Священник спрашивает крестного отца: — Чего просит ребёнок?
Крестный отец отвечает: — Веры, надежды, любви и Крещения. Крещения и справедливости, очищения от грехов, освобождения от бесов и служения Богу.
ПАСХА. Великий Пост это время исправления, духовного и телесного подвига, а Пасха это православное торжество, торжество правой веры.
Каноны. Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.
СВЯТАЯ ЛИТУРГИЯ. Патараг (Литургия) означает жертва, дар, приношение. Литургия является выражением вечной любви Бога по отношению к своему творению, венцу Своего творения — человеку, все являются причастниками этой любви и Церковь Торжествующая (усопшие), и Церковь Воинствующая (живые). Литургия есть самое важное Богослужение, во время которого совершается Святое Таинство Причащения (Евхаристии), установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Его страданий. Умывши ноги Своим апостолам для показания им примера смирения, Господь воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: «примите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое»; потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: «пейте из нее все: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»; причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26:26–28; Лк. 22:19; 1Кор.11:24). Господь даровал нам великое Таинство, в котором Он Сам Себя приносит в Жертву Отцу, и Отец во Святом Духе приносит Сына верующим, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10). При совершении святой литургии используются просфора, приготовленная из пресного хлеба, и чистое вино. Причастие дается верующим в виде частицы просфоры, обмоченной в вине. Для одной литургии преломляется только одна просфора. Священник в один день может совершать одну литургию, а также на одном алтаре в день может совершаться только одна литургия В святом Таинстве участвуют не только народ и духовенство, но и таинственно присутствует Святая Троица, Пресвятая Богородица, ангелы и святые. Те, кто не приступают ко святому причащению, могут и должны участвовать в литургии молитвой, верой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа. Во время литургии небесное духовенство соучаствует с земным. Христианин, участвуя в этом Таинстве и достойно вкушая освященные Дары (Тело и Кровь Христовы) соединяется с Богом. Вообще литургия содержит в себе таинство вочеловечения Христа и Его спасительное домостроительство, начиная от Рождения до Вознесения и Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа), которое во время совершения литургии овеществляется символическими действиями, чтением Священного Писания, исполнениями псалмов и шараканов, наставлениями, проповедями и молитвами. В настоящее время наша литургия, состоит из четырех основных частей. 1. Приготовление, которое происходит в ризнице Церкви, где служащий священник облачается в священные ризы с произнесением особых молитв. Затем перед алтарем священник омывает руки, исповедуется, получает отпущение грехов и восходит на алтарь к Святому Престолу. Эта часть литургии заканчивается Крестным Ходом. 2. Литургия Младенцев (некрещеных, оглашенных) начинается после Крестного Хода, когда священник вновь восходит на алтарь и длится до тех пор, пока дьякон не возглашает: «Никто из младенцев (оглашенных), никто из маловерных и никто из кающихся и неочищенных да не приблизится к сему Божественному Таинству». 3. Литургия Верных начинается, когда Святые Дары (хлеб и вино) переносятся с жертвенника на алтарь и действием Святого Духа, и молитвами священника освящаются. Затем верующие под видом хлеба и вина причащаются истинного Тела и Крови Христа. 4. Отпуст. После благодарственных молитв и последнего благословения, священник произносит отпуст — краткую молитву, которой оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божьей. По окончании литургии непричастившимся раздается мас (антидор) — части освященного тонкого пресного хлеба. Мас раздается, с одной стороны, в воспоминание о вечери любви, которая в древности совершалась после Божественной литургии, а с другой стороны, чтобы непричастившихся прихожан не оставить беспричастными Божественной трапезы и благословения. С течением времени текст литургии и обряд подвергались изменению и развитию. В частности в апостольский период текстов Литургии не было и большинство произносились без подготовки. До IV в. порядок совершения литургии передавался из уст в уста, преимущественно епископами и лишь впоследствии евхаристические молитвы были записаны. В этот период известны литургии Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского типа. А древнейший текст литургии приписывается первому епископу Иерусалима Брату Господню Иакову. Одновременно с расширением и укреплением Церкви, возникла необходимость объединить различные версии литургии, чтобы все Соборные Церкви совершали службу одним единым чином. Эта задача нашла решение в IV в., когда Св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, составил чинопоследование литургии, согласно апостольскому преданию. До V в. Армянская Церковь применяла то чинопоследование литургии, которую принес из Кесари Св. Григорий Просветитель. Начиная с V в. наша Церковь начала применять также Литургию Св. Василия Великого. В дальнейшем произошли добавления из Литургии Св. Григория Назианзина и Св. Иоанна Златоуста. В Х в. наша Литургия приобрела более завершенный вид. В деле обогащения армянской Литургии свой вклад внесли наши святые отцы: Григорий Просветитель, Саак Партев, Ован Мандакуни, Григор Нарекаци, Нерсес Шнорали и другие. Эта работа продолжалась до XVII в., в результате которой, мы сегодня имеем полное чинопоследование литургии. На протяжении веков, претерпевая изменения и дополнения, в своем исполнении на армянском языке, с особым характером ритуалов и самобытными армянскими песнопениями литургия превратилась в национальное достояние.
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28).
Любовь Бога к Своим детям гораздо сильнее материнской любви: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя», — говорит Господь (Ис. 49:15).
Mать ребенка кормит молоком свое дитя, чтобы оно росло здоровым, питая его своей плотью и кровью. Спаситель мира Иисус Христос таинственным образом также окормляет верующих в Него и рожденных от Духа, Своею Плотью и Кровью. Эта небесная пища дарит человеку здоровье вечности, как говорит апостол Петр: «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Пет. 2:2–3).
Господь наш Иисус говорит: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6:53–55).
С первого взгляда эти слова Иисуса могут показаться чересчур суровыми. И действительно, как свидетельствует Евангелие (Ин. 6:53–64), многие соблазнившись отступили от Него, не поняв смысл этих слов. Однако задумаемся на мгновение, для чего же пришел Иисус в мир, если не для того, чтобы дать миру жизнь? И как спасется мир, если не жертвой Христа? А как же мы можем следовать за Христом, не будучи участниками Его жертвы? Христос учит, что обычный хлеб мы едим для того, чтобы жила наша плоть, а хлебом духовным поддерживается как наша физическая жизнедеятельность так и жизнь духовная, ведущая в жизнь вечную. Поскольку крещение — это духовное рождение человека, святая Литургия (арм. патараг) призвана окормлять верующих хлебом духовным посредством Причащения (арм. hахортутюн). Любящие друг друга люди, чтобы выразить свои чувства, встречаясь, накрывают столы с обильной пищей, время от времени дарят друг другу подарки. Иисус возлюбил нас сильнее, возлюбил так, что отдал Самого Себя, Свою Плоть и Кровь, вкушение которой стало для нас дорогой в жизнь вечную.
Иисус Христос в своих проповедях по разным поводам упоминал о том, что Он есть истинная пища и питие (Ин. 6:32–35). Эти слова были особо подчеркнуты во время последней вечери. Сидевший за столом вместе с двенадцатью апостолами Иисус, взяв пресный (бесквасный) хлеб, благословил, дал апостолам и сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Затем взял чашу с неразбавленным (чистым) вином и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». После этого сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Мф.26:26–29, Лк. 22:19).
Таинство причастия, установленное Иисусом Христом во время последней вечери, неописуемым образом приближает нас к Богу в нашей земной жизни. Вплоть до того, что причащаясь, мы воистину принимаем Его внутрь себя. Великий грех, когда не стремишься всем сердцем к Богу, отлепляешься или отдаляешься от Него. И в человеке живет только одна болезнь, которая суть — отсутствие чистоты, святости, т.е. отсутствие союза с тем единственным, Кто Свят. Эти болезни и были исцелены на последней вечере.
Причастие — это важнейший шаг в нашей жизни, когда мы вплотную соединяемся с Богом. Нет, мы не видим Его, своими руками не осязаем, однако через уста принимаем Его вовнутрь себя. Когда мы ощущаем Его внутри всего нашего существа, одновременно получаем способность видеть Его, осязать, и жить Его любовью.
Иногда, чувствуя необходимость причаститься, мы не придаем значения пути, через который нужно пройти, прежде, чем приблизиться к этому святому таинству.
Первым необходимым условием, которое Церковь ставит перед желающим принять причастие, это быть крещеным и исповедовать православное учение. Знание исповедания веры является очень важным обстоятельством, поскольку в случае отсутствия такового, человек не в состоянии постичь того, что он вкушает: обычные хлеб и вино, или Плоть и Кровь Христову. Во время причастия звучит следующий отрывок из исповедания веры: «Скажите: согрешили перед Богом; верим в Отца Святого, Бога истинного, верим в Сына Святого, Бога истинного, верим и в Духа Святого, Бога истинного. Сие есть Тело и Кровь Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа живое и животворящее, да будет нам во искупление и отпущение грехов наших. Исповедуем и веруем» (Литургия).
Вторым важным условием приятия причастия является духовное очищение. Апостол Павел дает нам следующее наставление: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:27–32).
Когда мы принимаем гостей у себя дома, то стараемся, чтобы в доме было чисто. Готовясь же принять Бога внутрь самих себя, мы тем более должны очиститься, и не только телом, но в особенности духом. Поэтому перед причащением нам необходимо исследовать самих себя, раскаяться в наших ошибках, исповедаться перед Богом и Его служителем — священником. В этот день нужно быть чистым и физически. Поэтому в день причастия нам повелевается не есть никакую пищу до самого причастия.
Иногда мы чувствуем себя недостойными подойти к причастию. Иногда же подходим к этому святому таинству без исследования себя. Конечно, в обоих случаях это нам вредит и вводит в заблуждение. Решение этой проблемы предлагает нам отец Овнан Мандакуни, в своем назидании: «Когда твой помысел не свидетельствует о твоей святости (чистоте), то приобщение к святому таинству противно воле Божией, а если твоя мысль свидетельствует о твоей святости (чистоте), то приобщение твое согласно с волей Божией; если же подходишь (к таинству) с нечистой совестью, знай, что осуждаешься, будучи беззаконнее всех беззаконников, потому что это большее беззаконие, чем злодеяние убийц, проливающих кровь. Если человек убивает человека, называется человекоубийцей, а кто недостойно причащается Тела Господня, тот богоубийца, ибо сызнова распинает Сына Божия».
Смысл, сущность и радость жизни не в еде, а в общении с Богом. Именно с такой мыслью должны мы подходить к святому таинству. И чтобы наше приобщение к Богу было более действенным, напомним те важнейшие условия, исполнив которые, мы можем причаститься. Прежде всего:
1. Необходимо быть крещенным, а также иметь православное вероисповедание. 2. До причащения запрещается принимать какую-либо пищу. 3. До самого момента приобщения к Богу, вплоть до начала Литургии, поощряется самосозерцанием исследовать себя, прежде чем приять решение причащаться или нет. 4. Причащение не увенчается оправданием, если верующий прежде не исследовал себя и не был обличен. 5. Наилучшим способом восстановления разорванной по причине греха связи между Богом и человеком является Святое причастие. Однако чтобы эта связь была восстановлена, необходимы раскаяние, боль за совершенные грехи, а также их исповедание.
Каждый раз во время причастия нам слышен мягкий и нежный голос Иисуса Христа: «Я есть твоя пища, дабы ты не уподоблял Меня себе, но сам уподобился бы Мне».
hАХОРДУТЮН СТАНАЛУ ЖАМАНАК.