т е ковригина р е шеремет занимательное обучение чтению
«Мастерская букв». Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв
Фавзана Аюпова
«Мастерская букв». Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв
Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно провести с детьми следующие игры и упражнения.
1. Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквой. Буквы называем кратко, без призвуков «ы», «э», демонстрируем черно – белый печатный вариант.
Дети находят названные буквы на гранях кубиков
2. Просим назвать, на что похожа буква. Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми. Благодаря образу дети легче запоминают особенности буквы. Можно предложить стихотворный текст для описания графического образа буквы:
Ж – Жук летает над лужком
Он устал ходить пешком.
Ищем ключик ей в придачу.
Буквы «Г» я не боюсь,
Буква «Г» не злой,а добрый гусь!
3. После анализа буквы (из каких элементов состоит буква, как расположены эти элементы в пространстве, можно из счётных палочек, верёвок, спичек выложить эту букву. Ощупывая объёмную букву (из пенопласта, узнавать её закрытыми глазами.
4. Для развития тактильного восприятия, обвести контур буквы, изготовленной из бархатной бумаги.
5. Для закрепления образа буквы можно использовать следующие приёмы: обведение трафарета буквы;
вырезание буквы ножницами;
лепка из пластилина,
выкладывание из семян.
Для автоматизации звукобуквенных связей можно предложить дидактические игры:
— Пантомима «Живая буква» (дети изображают букву всем телом);
— Изобрази букву пальцами;
— определение буквы, написанной на спине,ладони: «Какую букву я написала?»;
— узнавание букв, написанных разными шрифтами;
— нахождение буквы в различных сюжетных изображениях.
Данная работа в «Мастерской букв«дает свои положительные результаты: дети хорошо запоминают буквы и не путают их.
Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет, Занимательное обучение чтению, Волгоград, 2007
Дидактическая игра по ознакомлению с буквами В группе с детьми мы начали изучать буквы. Конечно неотъемлемой частью данной темы идет работа на написание букв. Ребята часто путают поворот.
Моя вязанная азбука При обучении детей важную роль играет развивающая среда и предметы, игрушки, наглядные пособия, с помощью которых дети познают окружающее.
«Весёлая азбука»
Доказано, что хорошо читающий с детства ребёнок в течение жизни читает больше, а у читающих дошкольников возникает гораздо меньше проблем при обучении в начальной школе. Не зря сегодня многие родители стремятся научить своих детей читать ещё до поступления в школу. Для взрослого человека чтение-это обычный привычный процесс. Но ребёнку требуется приложить много усилий, чтобы прочитать хотя бы одну строчку.
Но с чего де начать и как выбрать правило методику обучения чтению?
Для данной кружковой работы была выбран комплект пособий разработанный автором Молчановой О.Г.
Педагоги
Царькова Анастасия Юрьевна-воспитатель высшей квалификационной категории
Содержание программы
Данная программа направлена по подготовку детей 6-7 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие О.Г. Молчановой «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать», «Занимательное обучение чтению» Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е., «Азбука в картинках и стихах» В.А. Ковшикова, В.Д. Юрчина «Вижу-читаю-пишу», И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме».
В основу предлагаемой автором системы положены фонологический (фонетический) и складовой методы обучения чтению. Однако эффективность обучения чтению не может быть достигнута, если ребёнок не понимает механизма этого процесса. Поэтому в основу разработанной автором системы положен ещё и позиционный принцип чтения, разработанный Д.Б. Элькониным. Сущность этого принципа состоит в то, что ребёнок при чтении должен ориентироваться на последующую букву.
Цели программы
Формирование умения произносить и читать слова различной звукослоговой структуры у детей 6-7 лет.
Результат программы
К концу курса дети должны :
1. Владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
2. Владеют чтением посредством складового метода;
3. Уметь составлять звуковые схемы слогов и слов, используя цветные символы для обозначения гласные и согласных звуков;
4. Проводить работу по составлению схем слов и предложений.
Особые условия проведения
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал повторения и закрепления усвоенных знаний во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, утонение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
Материально-техническая база
Методика О.Г. Молчановой «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать».
Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме».
Ковригина Т.Е., Р.Е. Шеремет «Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6-7 лет.»