сюжеты икон с богородицей

Какие бывают типы икон Богородицы?

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

С принятием православной веры от Византии русский народ принял и веру в Матерь Божию и Ее скорое заступничество. Святой образ Богоматери у русского народа всегда был и, конечно же, остается на особом месте. Богоматерь является защитницей и покровительницей земли Русской.

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

Ю. П. Понтюхин. «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский»

На богослужениях читается большое количество молитв, обращенных к Царице Небесной, Ей посвящаются храмы, распространено почитание многочисленных Её икон.

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же их можно насчитать более 860. Для большинства икон установлены дни празднования, им написаны молитвы, акафисты.

История первых икон Божьей Матери

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустом месте. Из Нового Завета мы знаем, что апостол Лука был врачом и весьма образованным человеком своего времени, но то, что он был художником в Писании не сказано. Однако именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Божьей Матери и именно апостол Лука создал и описал для нас образ Богородицы. Евангелие порой называли словесной иконой, и апостола-евангелиста Луку мы можем назвать первым иконописцем, хотя, вероятнее всего, «писал» он не красками на холсте, а словом.

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

В.Л.Боровиковский. «Евангелист Лука»

Существует еще одно предание о первом образе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде (недалеко от Иерусалима), там был сооружен для новообращенных храм. Апостолы просили Матерь Божию Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. Придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов храма нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Список с этого образа, называемый Лиддской иконой Божией Матери, почитается до сих пор.

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

Лиддская икона Божьей Матери

В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб. Это сцены Благовещения (катакомбы Присцилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.).

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

Катакомбы Присциллы в Риме

Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в прямом смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

Третий Вселенский собор в Эфессе

Элементы иконографии Богородицы

Внешний вид Богородицы известен не только из древнейших изображений, но и по описаниям церковных историков (Никифора Каллиста, монаха Епифания).

Богородица традиционно изображается в мафории (традиционном для замужней иудейской женщины покрывале, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье). Мафорий обыкновенно пишется красным (символ царского происхождения, но также и страданий). Нижние одежды обыкновенно пишутся сине-голубыми (знак небесной чистоты).

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

Типы православной иконографии Богоматери

Конечно, изначально никаких типов икон Божьей Матери не было, а уже потом, для классификации и подробного изучения их выделили, исходя из характера написания.

В православной иконографии принято выделять 5 типов изображения Пресвятой Богородицы:

1. «Оранта» (греч. «Молящаяся») и «Знамение»

2. «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»)

4. «Панахранта» (греч. «Всенепорочная»)

5.«Агиосоритисса» (греч.: от названия часовни «Агиа-Сорос» в Константинополе).

Это один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её в фас, с поднятыми на уровень головы руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В православных храмах изображения этого типа иногда помещают в верхней части алтаря.

Первые изображение Богородицы «Оранты» (греч. «Молящаяся») без Младенца встречаются уже в римских катакомбах (II – IV вв.).

Иногда на лоне Богородицы, на фоне круглой сферы, изображается Спас Эммануил (евр. «с нами Бог»). Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Некоторые иконы этого типа называют «Панагия» (греч. «Всесвятая»).

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

Икона «Нерушимая Стена»

Поясное изображение Богородицы-Оранты получило на Русской земле именование «Знамение», и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Великого Новгорода суздальцами, жители осажденного города вынесли на стену икону Божией Матери. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Воодушевленные этим ЗНАМЕНИЕМ новгородцы отразили суздальские полки.

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

На иконах этого типа мы видим Божию Матерь, Которая указывает на Богомладенца Христа, восседающего на Ее руке.

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

На иконах типа «Умиление» мы видим Младенца Христа, припавшего щекой к щеке Богоматери. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Образы передают исполненное нежности общение Матери и Сына. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: это соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом.

Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Тип изображения Богоматери «Умиление» находил особый отклик в сердцах православных людей, идея жертвенного служения своему народу близка и понятна, и скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, созвучны чувствам всех православных христиан. Поэтому икон этого типа очень много.

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях Она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

Из икон этого типа в России наиболее известны Державная и Всецарица.

«Агиосоритисса» (как в Агиа-сорос ), «Заступница»

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной к Спасителю, иногда со свитком в руке.

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей

У нас в России этот тип икон получил еще название «Заступница».

Почему так много икон Божьей Матери?

С первых икон делались списки, которые распространялись по всему миру и приобретали свои характерные особенности. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть следующие иконописцы, делая новые списки. Каждый создатель хотел сделать икону с привязкой к своей местности, а также рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы именно на их земле.

Вот почему так много различных икон Богоматери. Каждая из них нашла отклик в сердцах и душах молящихся, и по всему православному миру к ним возносятся молитвы.

Источник

Почитаемые иконы Божией Матери в алфавитном порядке

Все иконы Божией Матери можно условно разделить на 6 типов. Пять различаются по тому, как Богородица держит Младенца, шестой тип — иконы Праздников.

Далее приведены описания каждого типа икон с изображениями. Алфавитный порядок икон ниже.

Молящаяся, Оранта

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицейИкона Божией Матери Оранта с латинского переводится, как «молящаяся». Данная икона так называется оттого, что на ней Богородица изображена в молитве с воздетыми к небу руками. Изображение Богородицы может быть по пояс, а также в полный рост.

История

Образ Богоматери, с руками, которые в молитве воздеты к небу, известен издревле. Он встречается в росписях катакомб древних христиан, в убранстве византийских храмов и в средневековой русской иконописи. Само изображение воздетых к небу рук имеет свое начало от Ветхозаветных молений, что также соотносится наименованию данного образа Божией Матери Молящаяся. В русской православной традиции к образу Оранта, Молящаяся, относятся такие иконы, как Знамение, Курская, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша, Живоносный Источник. Среди иконографии Знамения широко известна Курская-Коренная. Курская икона всегда была весьма почитаема на Руси.

Чудеса

Икона Оранта, Молящаяся, с давних времен известна своими чудесами. На Руси этот образ именуется «Знамение». С ним связано такое чудо. 27 ноября 1169 г., когда дружина Андрея Боголюбского штурмовала Новгород, новгородцы вынесли икону на городскую стену и тогда одна из стрел попала в этот образ. И вдруг все увидели, что Богородица своим ликом повернулась к городу и заплакала. Ее слезы попали на священническое одеяние епископа новгородского Иоанна, который вскричал: «О чудо дивное! Как же может быть, что из сухого иконного дерева слезы текут? Это Ты Царица-Богородица даешь нам Свое знамение в том, что молишься за нас пред Твоим Сыном о избавлении Новгород-града». И тогда воодушевленные новгородцы, отбили полки суздальские.

Данный образ по молитве верующих защищает их от напастей и бед, от врагов и недоброжелателей. Чудесные случаи и исцеления говорят нам, что Матерь Божья внемлет нашим молитвам, произносимым пред иконой Оранта. При этом разный тип иконографии помогает при различных просьбах о помощи.

От чего помогает, дни празднования

Икона Божией Матери Курская («Знамение» Курская-Коренная) имеет свойство помогать в исцелении глазных болезней и слепоты.

Нерушимая стена помогает в сохранении жилища от природных катаклизмов и от вторжения в дом злонамеренных людей. Пред иконой Знамение, в иконографии которой особое место занимает образ Божией Матери. Пред этим образом молятся верующие об избавлении от наркомании, алкоголизма и курения.

Дни празднования икон, относящихся к категории «Оранта, Молящаяся» определяются соответственно наименованию. Иконам Знамение и Неупиваемая чаша празднование определено 10 декабря.

Путеводительница, Одигитрия

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей«Путеводительница» («Одигитрия») — представляет изображение Богоматери, которая одной рукой показывает на Христа-Богомладенца, который изображен сидящим на другой руке Богоматери. Таким образом Пресвятая Богородица указывает человеческому роду путь ко Христу Богу и потому именуется путеводительницей.

Особенно из икон данного типа известны Казанская икона, Смоленская, а также Иверская, Тихвинская, Всех скорбящих радость и Скоропослушница.

История

По преданию первое написание данного образа принадлежит святому апостолу Луке. Через некоторое время она перешла из Иерусалима-града в Константинополь-град и помещена во храм Влахернский. Таким образом Путеводительница, Одигитрия стала охранительницей Константинополя и её при нападении врагов выставляли на стену, а каждый вторник с ней совершался крестный ход.

Чудеса

Когда в 626 году враги осаждали Константинополь Патриарх Сергий взял икону «Путеводительница» («Одигитрия»), обнес ей стены и враги, увидев на стене не икону, а саму Богородицу, отступили. Известны также случаи избавления от заболеваний людей и даже целых городов и сёл во время эпидемий чумы и холеры. Много чудес свершалось при опасностях в путешествиях.

От чего помогает, дни празднования

Иконе Божией матери Путеводительница, Одигитрия молятся о безопасном путешествии, вразумлении, об укреплении в вере, об утешении в печали, о разрешении трудных жизненных вопросов.

Празднования иконам, относящимся к категории Путеводительница, Одигитрия следующие: Казанская (4 ноября), Смоленская (10 августа), Иверская (25 февраля), Тихвинская (9 июля), Всех скорбящих радость (6 ноября), Скоропослушница (22 ноября).

Умиление, Елеуса

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицейНа иконе Умиление или Елеу́са (с греч. милостивая, милующая) Богоматерь изображена со Христом-младенцем, который сидит у Неё на руке и прижимается к Её щеке своей щекой. Это изображение умиляет людей выражением любви Божией Матери к своему сыну и ко всему роду человеческому, оттого и называется Умиление.

История

Сюжет иконы Пресвятая Богородица Елеуса появился в XI веке в Византии. Первым дошедшим до наших дней образом Умиление считается икона Гликофилуса (Сладкое лобзание), что ныне находится на Афоне, в Филофеевском монастыре. Он, согласно преданию, написан евангелистом Лукой.

К числу икон Богоматери Елеуса относятся также Владимирская, Феодоровская, Неувядаемый свет.

Чудеса

В летописи Киккского монастыря записаны многие чудеса от иконы Умиление, Елеуса. По молитвам пред ней прекращалась засуха и начинались дожди, происходили чудесные исцеления, дарование бесплодным супругам детей, прекращались эпидемии различных болезней. Однажды усиленная молитва перед этим образом Богоматери устроила судьбу детей-сирот.

От чего помогает, дни празднования

Молятся пред иконой Умиление, Елеуса о даровании детей, об устроении их судьбы, об избавлении от страданий.

Празднования иконе Умиление (10 августа), Владимирская (8 сентября), Феодоровская (27 марта), Неувядаемый свет (16 апреля).

Всемилостивая, Панахранта

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицейВсемилостивая, Панахранта (с греч. Пречистая, Всенепорочная), это икона Божией Матери. Изображена Богоматерь сидя на престоле Царском. А у нее на коленях изображен Христос-Младенец. В данном случае Престол есть символ царственной славы Пресвятой Богоматери, что является самой совершенной изо всех людей.

История

Впервые изображения Богородицы Всемилостивая, (Панахранта) появились еще в XI—XII веках в Византии. По своему типу данный образ можно отнести к иконам «Одигитрия». Другими наименованиями Всемилостивой, (Панахранты) являются Всецарица, Экономисса, Домостроительница, Державная. Первые упоминания об иконе Всецарица можно отнести к семнадцатому столетию, когда она была явлена на горе Афон.

Чудеса

Широко известен случай, происшедший в XVII веке на Афоне. Однажды к образу Богоматери Всецарица пришел один человек и стал бормотать что-то невнятное. И в это время лик Богоматери блеснул, словно молния, и невидимая сила заставила пасть молодого человека, а когда он очнулся, то сразу пошел на исповедь к священнику. Оказалось, что он занимался магией, но чудотворная сила от иконы Всецарица убедила его переменить свою жизнь и прийти к Богу. Так Пресвятая Богородица спасла человека от духовной погибели.

От чего помогает, дни празднования

Пред иконами Пресвятой Богородицы Всемилостивой, Панахранты, Всецарица, Экономисса, Домостроительница, Державная молятся в различных обстоятельствах.

День празднования образам Пресвятой Богородицы Всемилостивая, Панахранта, Всецарица относится к 31 августа (Экономисса, Домостроительница 18 июля; Державная 15 марта).

Заступница, Агиосоритисса

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицейИкона Заступница, Агиосоритисса (с греч. название часовни Агиа Сорос — т.е. святая Рака) это тип иконописи Божией Матери без Христа-Младенца. Название Заступница происходит от того, что на данной иконе Богородица обращена с молением за всех людей. На данном образе Богоматерь пишется в пол-оборота с воздетыми в молитве ладонями. Иногда Божия Матерь пишется в рост со свитком в руках. Такой вид иконы Агиосоритисса по русской традиции называется Боголюбская (от этого образа князю Андрею Боголюбскому были явлены чудеса). Распространены и другие именования образа Божией Матери Агиосоритисса: Семистрельная, Остробрамская, Умягчение злых сердец.

История

Самые ранние иконы Заступница, Агиосоритисса известны по византийским источникам IX–X веков, а всеобщее распространение они получили в XII—XV веках. Особое почитание иконы Заступница в России стало распространятся после чудесного избавления Великого Новгорода от осады неприятеля.

Чудеса

Иконы Заступница, Агиосоритисса особенно прославились чудесами при нападении неприятелей. Изветны случаи исцеления по молитвам к ним. Однажды византийский юноша Викентий тяжко заболел и стал молиться коленопреклоненно иконе Божией Матери Агиосоритисса. Он неустанно молился Богородице и был исцелён.

От чего помогает, дни празднования

Образу Богоматери Заступница молятся об умиротворении, об избавлении от вражды. На многих изображениях икон, относящихся к типу Агиосоритисса пишется, что они помогают от ветров тлетворных (инфекций), от озноба и судорог, расслабления, хромоты.

Празднование иконе Заступница совершают 1 июля (Семистрельная 13 августа, Остробрамская 8 января, Умягчение злых сердец 26 августа).

Богородичные праздники

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицейБогородичные праздники — это дни памяти о жизни Пресвятой Богоматери и чудесах, свершавшихся после Её успения.

Такие праздники отмечались издревле. Их формирование сложилось по источникам евангелий, которые называют апокрифическими, а в особенности «Протоевангелия» апостола Иакова. Кроме того, установление Богородичных праздников связано с особым почитанием мест земной жизни Богоматери. Так во II веке почиталось христианами место в Назарете, там, где случилось чудо Благовещения. Потому Благовещение относят к самым ранним праздникам в память Девы Марии. Успение стали праздновать с VI в., Рождество Богоматери с VII в., а Введение в храм с VIII в. Православная русская Церковь к Богородичному празднику также относит и Покров Богоматери.

Особые празднования установлены для богородичных икон. Некоторые дни, отмечаемые в память Богоматери имеют предпразднства, а также попразднства.

В наше временя Богородичными праздниками являются:

Праздник почитания Её родителей, а именно прав. Иоакима (отца) и Анны (матери) (пр. 9 сентября);

Благословенное Зачатие праведной Анной Приснодевы Марии (пр. 9 декабря);

Собор в честь Пресвятой Богородицы (пр. 26 декабря);

Благословенная Суббота Акафиста (пр. в 5-ю субб. Великого поста);

Положение во Влахерне ризы Пресвятой Богоматери (2 июля);

Положение в Халкопратии пояса Богородицы (пр. 31 августа);

Праздники всех чудотворных икон Богоматери.

Иконы Божией Матери по алфавиту:

Источник

ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

сюжеты икон с богородицей. Смотреть фото сюжеты икон с богородицей. Смотреть картинку сюжеты икон с богородицей. Картинка про сюжеты икон с богородицей. Фото сюжеты икон с богородицей
Казанская икона Божией Матери

Иконография Пресвятой Богородицы

Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в жизни Церкви. Почитание Богородицы основано на догмате о Боговоплощении: «Неописанное слово Отчее, из тебе Богородице описася воплощаемь…» [1], поэтому впервые Ее изображение появляется в таких сюжетах, как «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». Отсюда развиваются впоследствии другие иконографические темы, отражающие догматический, литургический и исторический аспекты почитания Богородицы. О догматическом значении образа Богородицы свидетельствует Ее изображение в алтарных апсидах, поскольку Она символизирует Церковь. История Церкви от пророка Моисея до Рождества Христова предстает как действие Промысла о рождении Той, через Которую осуществится спасение мира, поэтому образ Богородицы занимает центральное место в пророческом ряду иконостаса. Развитием исторической темы является создание житийных циклов Богородицы. Важнейшей стороной почитания Богородицы, что засвидетельствовано множеством чудотворных икон, является вера в Ее заступничество за род человеческий «по вся дни». Основные направления почитания Богородицы проявились в различных формах. Ей посвящаются храмы, Ее изображения занимают важнейшее место в системе храмового убранства, во многом определяя его символику. Многообразием типов отличается иконография Богородицы, широко распространены иконы, предметы пластического искусства, в т.ч. украшения богородичных образов. Иконы Божией Матери и их литургическое почитание способствовали сложению развитых богослужебных чинов, дали импульс гимнографическому творчеству, создали целый пласт литературы — сказаний об иконах, что в свою очередь явилось источником дальнейшего развития иконографии.

Почитание Богородицы развивалось прежде всего в Палестине. С городами Назарет, Вифлеем и Иерусалим были связаны важнейшие события жизни Богородицы, там хранились Ее реликвии и Ее первые иконы. В этих памятных местах были построены храмы в честь Благовещения и Рождества Христова. Значительным центром почитания Богородицы был Константинополь, где собирались древнейшие богородичные иконы и святыни, сооружались храмы в Ее честь, а город мыслился под покровом Пресвятой Девы. После III Вселенского Собора почитание Богородицы получило широкое распространение во всем христианском мире. С VI в. немаловажную роль в почитании Богородицы играют иконы Божией Матери.

Богородица на престоле

Основные типы образов Богородицы сложились уже в доиконоборческий период, самые ранние находятся в росписях римских катакомб: изображение сидящей женщины с обнаженным младенцем на руках в кубикуле Велато катакомб Присциллы (2-я пол. II в.— 1-я пол. III в.) трактуется как образ Богородицы; также в катакомбах Присциллы сохранилась фреска, представляющая Богородицу на престоле в сцене «Поклонение волхвов» (IV в.). Определяющую роль в сложении иконографического типа «Богородица на престоле» сыграли росписи церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432–440), где впервые в христианском искусстве это изображение было представлено в конхе апсиды (не сохр.). Образ Богородицы на престоле, помещаемый с V в. в конхах алтарных апсид, заменил располагавшиеся там в более раннюю эпоху изображения Иисуса Христа (собор св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543–553; церковь Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), 2-я четв. VI в.). Изображения Богородицы с Младенцем на престоле встречаются также на стенах центральных нефов базилик (Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.; вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в.; Феликса и Адавкта в катакомбах Присциллы в Риме, VI в.), на иконах (напр., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VI в.), а также в произведениях мелкой пластики (напр., ампулы Монцы (сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца в Италии), диптихи (аворий, VI в., Гос. музеи Берлина)).

Оранта

Другим распространенным типом изображения Пресвятой Девы является Оранта, где Богородица представлена без Младенца с воздетыми в молении руками (напр., на ампулах из сокровищницы собора Боббио) (Италия), на рельефе двери церкви Санта-Сабина в Риме, ок. 430, на миниатюре из Евангелия Раввулы [2], на фресках апсиды мон-ря прп. Аполлония в Бауите (Египет, VI в.) и капеллы Сан-Венанцио в Риме (ок. 642), а также на донышках стеклянных сосудов [3].

Одигитрия

Одним из самых распространенных является образ Богородицы Одигитрии, названный так по имени константинопольского храма, в котором находилась эта почитаемая икона. По преданию, она была написана евангелистом Лукой и прислана из Иерусалима имп. Евдокией. Самое раннее изображение Одигитрии сохранилось в миниатюре из Евангелия Раввулы [4]. На иконах этого типа Богородица держит Младенца на левой руке, правая протянута к Нему в молитвенном обращении.

Нерукотворный образ Богородицы

В период иконоборческих гонений широкую известность получил нерукотворный образ Богородицы, по преданию возникший еще при жизни Пресвятой Девы на столпе храма, построенного апостолами в г. Лидде. Список с нерукотворного образа, привезенный из Палестины Патриархом Германом, почитается как чудотворная Лиддская (Римская) икона Божией Матери (изображение Одигитрии с Младенцем на правой руке).

Никопея

Особым почитанием пользовался в Константинополе образ Богородицы Никопеи, держащей обеими руками, подобно щиту, медальон с изображением Младенца Христа. Этот образ впервые встречается на печатях имп. Маврикия (582–602), кототрого, по преданию, икона сопровождала в войнах. С императором Маврикием связывают также установление праздника Успения Богородицы. Изображения Божией Матери с овальной иконой Христа в руках известны в росписях монастыря прп. Аполлония в Бауите и церкви Санта-Мария Антиква в Риме (VIII в.). На Востоке в этот период был распространен образ Богородицы Млекопитательницы (фрески монастырей св. Иеремии в Саккаре (V в.) и прп. Аполлония в Бауите), подчеркивающий тему материнства и вочеловечения Бога.

Появившиеся в раннехристианском искусстве типы изображений Богородицы получили дальнейшее распространение и развитие в искусстве Византии, Балкан, Древней Руси. Некоторые иконографические изводы сохранились почти без изменений, например образ Богородицы на престоле с Младенцем Христом, сидящим фронтально на коленях Матери, Она придерживает Его правой рукой у плеча, а левой у ножки. Такое изображение чаще всего представлено в конхе алтарной апсиды (в храмах Св. Софии Константинопольской, 876; в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502, и др.).

Повторением древнего образца является изображение в алтаре церкви св. Софии в Охриде (30-е гг. XI в.) Божией Матери Никопеи, держащей образ Младенца в медальоне, вместе с тем в послеиконоборческий период получил распространение тип Божией Матери Никопеи (в рост) с Младенцем, изображенным не в медальоне (напр. в церкви Успения Богородицы в Никее, 787 (не сохр.); в Святой Софии Константинопольской, 1118; в соборе Гелатского монастыря, ок. 1130). Тип Богородицы с образом Младенца в медальоне известен в нескольких вариантах: с образом перед грудью, в рост Оранта, Влахернитисса (Великая Панагия) (мраморный рельеф XII в. из церкви Санта-Мария Матер Домини в Венеции; икона Божией Матери с пророком Моисеем и Патриархом Евфимием (XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), икона «Ярославская Оранта» (XII в., ГТГ); роспись церкви Спаса на Нередице, 1199 (изображение не сохр.)), и поясное изображение (в русской традиции известно как «Знамение», напр. икона Божией Матери из Софийского собора в Новгороде, около 1160; мозаика нартекса монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316–1321). Многочисленные иконографические варианты дал тип Одигитрии, к которому относятся такие чудотворные иконы, как Смоленская, Тихвинская, Казанская и другие.

Послеиконоборческий период

В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в русской традиции Умиление), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе — чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей.

Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова [5]; икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.).

Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью «Влахернитисса», что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме Константинополя. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано поручительница, ходатаица или покровительница; образы Одигитрии могут иметь надписи «Елеуса» (монастырь Хиландар, Афон, XIV в.), «Прекрасная» и «Душеспасительница» (обе — XIV в., музей в Охриде (Македония)); «Преблагодатная» и «Всецарица» (обе — XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Путеводительница» (XV в?, ЦАК МДА).

Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник», находившийся в одноименном храме вблизи Константинополя. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика монастыря Хора в Константинополе; церковь св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347–1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска монастыря св. Павла на Афоне, 1423; русская икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в русской среде были распространены иконы, основанные на литературных эпитетах Богородицы, такие как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др.

Богородичная иконография на основе литургических текстов

Богатейшим источником богородичной иконографии являются литургические тексты, прежде всего гимнографические. Расцвет этого вида иконографии приходится на кон. XIII–XVI в. Иллюстрируются пространные поэтические циклы, посвященные Богородице, как Акафист Богородицы, так и отдельные песнопения, центральным образом которых является Божия Матерь, например стихира «Что Ти принесем, Христе» («Собор Богоматери» — фреска церкви Спасителя монастыря Жича (Сербия), XIII в.; фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295; икона конца XIV — начала XV в., ГТГ); задостойник литургии свт. Василия Великого «О Тебе радуется» (икона кон. XV в., ГТГ); фреска Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, 1502); стих «Достойно есть» (икона сер. XVI в., Успенский собор Московского Кремля), богородичен 1-го часа «Что Тя наречем» (икона XVII в., ЦМиАР). К числу литургических образов относится также «Похвала Богородицы», основанная на песнопении «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» (икона XIV в. и фреска XV в. из Успенского собора Московского Кремля; икона XVI в., ГРМ). Темой икон становятся события, празднуемые Церковью, связанные с почитанием Богородицы и святынь,— «Покров Пресв. Богородицы» (клеймо зап. врат собора Рождества Богородицы в Суздале, XII в.; икона XIV в., НГОМЗ; икона XIV в., ГТГ), «Положение ризы Пресв. Богородицы» (XV в., ЦМиАР).

Помимо богослужебных текстов в основе богородичных икон могут лежать исторические повествования. Напр., на чудотворной Псково-Покровской иконе Божией Матери запечатлены события осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. (происходит из ц. Покрова от Пролома, похищена во время Великой Отечественной войны, с 7.09.2001 в Троицком соборе г. Пскова).

Житийный цикл

В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое Протоевангелие Иакова, Слово апостола Иоанна Богослова на Успение, Слово прп. Иоанна Солунского и ряд других текстов, рассказывающих о событиях жизни Богородицы от Ее зачатия неплодной Анной до Успения. Отдельные изображения апокрифических сюжетов были известны уже в доиконоборческий период, например пластина со сценами «Благовещение» и «Испытание водой обличения» (VI в., ГМИИ). В росписи церкви Кызылчукур (Каппадокия; 850–860) сохранился самый ранний житийный цикл Богородицы, включающий 10 сцен от Благовестия Анне до Введения во храм Богородицы. Эти же сюжеты представлены в миниатюрах Минология Василия II [6] и мозаиках церкви Успения Богородицы в Дафни (ок. 1100). В росписи собора Св. Софии Киевской (30-е гг. XI в.) протоевангельский цикл, завершающийся сценой «Встреча Марии и Елисаветы», представлен в южной апсиде, справа от центрального алтаря; в соборе Мирожского монастыря во Пскове (40-е гг. XII в.) цикл, располагающийся в юго-зап. компартименте, включал более 20 композиций (сохр. 16); в новгородских храмах Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125), Благовещения в Аркажах (80-е гг. XII в.), Спаса на Нередице (1199, фрески не сохр.), Георгия в Ст. Ладоге (2-я пол. XII в.) житийный цикл Богородицы находится в жертвеннике. Протоевангельский цикл может включать композиции: принесение даров праведными Иоакимом и Анной, отвержение даров, плач Иоакима и Анны, моление Анны, моление Иоакима, испытание писаний, благовестие Анне, благовестие Иоакиму, встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, Рождество Пресв. Богородицы, ласкание Марии, питание Марии, первые семь шагов Пресв. Богородицы, принесение к старейшинам, введение во храм, моление о жезлах, вручение Марии Иосифу, Иосиф ведет Марию в свой дом, Благовещение у колодца, встреча Марии и Елисаветы, упреки Иосифа, сон Иосифа, испытание водой обличения.

В XIII–XIV вв. житийный цикл Богородицы расширяется за счет повествования об Успении Божией Матери, куда входят сцены: прощание с иерусалимскими женами, прощание с апостолами, вознесение Богородицы и вручение пояса, перенесение тела Богородицы к месту погребения, отсечение ангелом рук нечестивому Авфонии, апостолы у пустого гроба Богородицы. Одним из примеров такого пространного цикла является роспись церкви Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1395). Сцены протоевангельского и успенского циклов занимают средний регистр южной стены и западную стену (напр. в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), 1314). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса.

Нередко сюжетом отдельной иконы становился эпизод из сказания о чудесах др. образа Божией Матери. Например, на Беседной иконе изображено чудо явления Богородицы пономарю Георгию, рассказ о котором содержится в сказании о Тихвинской иконе; сюжет иконы «Сретение Владимирской иконы Божией Матери» (XVI в., ЦМиАР) является эпизодом из «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери».

Иконография богородичных образов XIX-XX века

Иконография богородичных образов значительно обогатилась в позднейшее время. В XIX–XX вв. прославились иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская (келейная прп. Серафима Саровского), на которой представлена Богородица без Младенца со скрещенными на груди руками, с нимбом, окруженным огненными язычками, «Спорительница хлебов» (название дано прп. Амвросием Оптинским), где запечатлено явление в небесах Богородицы, благословляющей нивы, обретенная в селе Коломенском «Державная». Отношение Русской Церкви к образам Богородицы глубоко и точно выражено в словах песнопения богородична: «И до ныне милостиво».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *