связь методики обучения русскому языку с другими науками
Связь методики русского языка с другими науками
Методика русского языка развивается на стыке многих наук, таких как лингвистика, педагогика, психология, философия.
Лингвистика определяет содержание методики. Все достижения языкознания используются МРЯ. В методике учитывается природа языка, его социальная функция, связь с сознанием, уровни (от фонетического до тестового), а также специфика каждого из разделов.
Язык – система, и поэтому изучение его в школе должно носить системный характер, т.е. все уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии. Например, при изучении грамматического значения какого-либо слова мы должны чётко представлять его словообразовательное значение, морфемный состав, лексическое значение, фонетическое оформление, возможности сочетаемости с другими словами, возможности включения в текст, орфографические особенности. Т.е. любое языковое явление изучается как единица системы. Содержание МРЯ определяется той суммой знаний о языке, которая устанавливается программами в системе народного образования.
Педагогика выявляет общие закономерности процесса обучения и воспитания. Связи в том, что: во-первых, в методике используются общедидактические принципы, во-вторых, применяются дидактические методы (поисковый, проблемный, метод анализа и синтеза и др.), в-третьих, как педагогическая наука, методика использует многие дидактические понятия и термины (цели обучения, развивающее обучение, межпредметные связи, урок, учебник и др.). У педагогики и методики общие воспитательно-образовательные задачи. Так, урок русского языка должен совмещать идею обучения и воспитания.
Связь с психологией осуществляется в опоре на закономерности мышления и речи, на уроках русского языка мы учим мыслить, а мысли облачать в слова. Методика русского языка и психология решают общие задачи: усвоение знаний, выработка умений и навыков с учётом личностных и возрастных особенностей учащихся.
С логикой методика связана тем, что именно логика даёт рекомендации для правильного построения рассуждений, для развития речи.
Методика принадлежит к числу общественных наук, она изучает определённые аспекты формирования личности. Методические основы методики, понимание целей и задач обучения языку обеспечивает философия. Теория познания, принятая в философии, утверждает, что путь к истине проходит следующие этапы: чувственного и рационального познания, проверки на практике. Всё информационное богатство, накопленное человечеством, сохраняется и передаётся новым поколениям с помощью языковых единиц – слов, словосочетаний, предложений, текстов. Т.о. овладение языком, усвоение языка – это связь времён и поколений.
Познание проверяется на практике, т.о. изучение языка должно быть построено таким образом, что изученные единицы использовались бы в индивидуальной и общественной практике, в различных видах деятельности учащихся. Философия определяет связь языка и сознания, языка и мышления. Мысль находит воплощение в речи; строя свою речь, учащийся формирует мысль, придаёт ей чёткость, доказательность, последовательность.
Возвращаясь к связи с лингвистикой, необходимо добавить, что методика связана не только с различными разделами языкознания, но и со смежными научными направлениями: стилистикой, риторикой, диалектологией, историей русского языка.
Связь методики обучения русскому языку с другими науками
§2. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Методика русского языка развивается на стыке многих наук, и методисты, учителя нуждаются в опоре на их достижения. Учитель не может не быть одновременно психологом, лингвистом, литературоведом, дидактом.
Философия. Методика, как и педагогика в целом, принадлежит к числу общественных наук. Она изучает определенные аспекты формирования личности: этим обусловлены ее связи с другими науками. Так, философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обучения языку.
Процесс познания завершается проверкой на практике; следовательно, изучение языка должно быть построено таким образом, чтобы изученные его единицы (слова, предложения, тексты) действительно использовались в индивидуальной и общественной практике учащихся: в их познавательной, трудовой, творческой и иной деятельности.
Как видим, на стыке с философией методика определяет свои исходные, методологические позиции, определяет цели и принципы обучения.
В последние десятилетия в методике русского языка стали использоваться психологические материалы по управлению умственной деятельностью учащихся; все более актуальной становится проблема психологии общения школьника с компьютером.
Системный подход требует также моделирования процесса обучения. Исходным моментом такого подхода служит идеальная модель носителя языковых знаний и умений, или модель «языковой личности». Приступая к обучению школьников, учитель должен ясно представлять себе, какие языковые умения, способности будет иметь молодой человек, прошедший нашу систему обучения. В основу модели «языковой личности» положен «социальный заказ», т.е. сложившееся в современном обществе представление об его активном члене,
При создании модели используются и исследования уровней языкового развития учащихся по возрастам, тенденции такого развития, а также трудностей в отдельных сторонах языкового развития: в восприятии речи, в орфографии, в литературном произношении
Связи методики с языковедческими науками носят не только интегративный, но и дифференцированный характер. Методика связана с разделами языкознания, обеспечивающими произносительный и соответствующий ему графический уровни усвоения языка: фонетикой, фонологией, орфоэпией, графикой; с разделами языкознания, отражающими лексический уровень языка: лексикологией, лексикографией, морфемикой, словообразованием, семантикой, а также с фразеологией; с разделами языкознания, обеспечивающими обучение письму: теорией письма и орфографией.
Методика не может обойтись без опоры на историю русского языка (историческую грамматику, фонетику), а также на диалектологию. Последняя, в частности, совершенно необходима в той части
методики, где рассматриваются методы и приемы работы над культурой речи учащихся, над усвоением норм русского литературного языка.
Методика как наука очень чутка к новым появляющимся и развивающимся лингвистическим теориям. Так, за последние десятилетия в методике русского языка стали использоваться следующие новые языковые теории: теория словообразования, что дало основу для включения соответствующей темы в школьный курс русского языка; теория типов текста уже прочно вошла в методику сочинения и школьную практику; все глубже проникает в методику синтаксис целого текста и связей внутри компонента текста (ССЦ); делаются попытки применить в методике русского языка теорию актуального членения предложения, фонемную теорию орфографии. Создание трудов по функциональной грамматике русского языка стимулирует адекватный функциональный подход в методике.
Связь МПРЯ с другими науками
Самостоятельно
1. Из методического наследия (Баринова Е.А., Мурина Л.А.) – конспект.
2. Виды разбора на уроках русского языка по книге Бабайцевой «Виды разбора на уроках русского языка» или по учебникам 5 – 8 класса – контрольная работа.
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ (2 ч.)
1.Методика преподавания русского языка как наука, её предмет и задачи.
2.Связь МПРЯ с другими науками.
3.Принципы методики преподавания русского языка.
4.Методы исследования в методике русского языка.
5.Из методического наследия.
Методика преподавания русского языка как наука, её предмет и задачи.
Методика преподавания русского языка – это педагогическая наука, которая: 1) определяет цели и структуру учебного предмета;
2) изучает и описывает наиболее эффективные и рациональные методы и приёмы по русскому языку;
3)исследует условия и пути усвоения определённого круга знаний.
МПРЯ одновременно является прикладной, практической отраслью педагогики и в то же время имеет теоретическую часть; практические решения опираются на познанные закономерности формирования грамматических понятий, овладения речью, усвоения письма и орфографии, навыков чтения, интонации, на изученные трудности и ошибки учащихся.
Методика имеет свой объект, предмет изучения – обучение русскому языку, которое включает: а) содержание обучения, языковой материал, который изучается и должен быть усвоен, языковые умения. Которые должны быть усвоены; б) деятельность учителя по подаче и отбору языкового материала, по выявлению знаний и умений; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, выработка умений и навыков.
МПРЯ включает четыре задачи:
— зачем изучать: определение целей и задач обучения русскому языку;
— чему учить: определение содержания обучения; обоснование и составление программы и учебников, различных пособий;
— как учить: разработка методов и приёмов обучения; конструирование уроков;
— как контролировать усвоенное: определение критериев оценки, методов контроля.
Связь МПРЯ с другими науками.
Особенностью МПРЯ как науки является опора на результаты ряда наук: языкознания, психологии, философии, логики, педагогики.
Философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обучения языку. Так, вам хорошо известно о связи языка и сознания, языка и мышления. Мысль человека материализуется в языковых формах, в речи; строя свою речь школьник формирует свою мысль через языковые конструкции. Овладевая десятками тысяч слов, он развивает мышление.
Обучение языку формирует мировоззрение школьников, включает их в сознательную жизнь, даёт им самое совершенное средство познавательной деятельности. Изучение языка развивает интеллект и должно быть опережающим по отношению к другим учебным предметам.
— усвоение языковых понятий;
— активизация познавательной деятельности учащихся;
— развитие их познавательных интересов.
Понятия знания, умения, навыки и развитие, широко используемые в методике взяты из психологии.
С т. зр. Психологии овладение языком – это одна из граней формирования личности.
В методике используются данные о возрастных возможностях усвоения знаний и умений, а также данные о допустимых усвоенных нагрузках.
Многие психологи-исследователи занимаются непосредственным изучением процессов усвоения школьниками родного языка: орфографией и пунктуацией – Д.Н. Богоявленский, Г.Г. Граник; развитием речи учащихся – Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев.
В последние десятилетия в методике р. яз. стали использоваться психологические материалы по управлению умственной деятельности учащихся; всё более актуальной становится проблема психологии общения школьника с компьютером.
Связь методики с педагогикой проходит по нескольким линиям.
Первая – это применение общедидактических принципов в методике русского языка. Так, в методике безусловно реализуется воспитывающий принцип (общедидактический): через развитие логического мышления, через воспитание любви к русскому языку, через формирование самосознания (самовыражение в сочинении).
Вторая линия – методы обучения. Например, репродуктивные, поисковые, проблемные методы в методике русского языка получают своеобразные черты.
В третьих, многие педагогические понятия и термины используются в методике: цели обучения, воспитывающее обучение, межпредметные связи, урок, учебник и др.
И конечно же важнейшая роль в связях методики принадлежит языкознанию.
В методике русского языка учитывается природа русского языка: социальная функция, связь с сознанием, уровни (фонетический, лекс., морфемный, словообр., морфологич., синтаксич., уровень текста), а также специфика его разделов.
Связь методики с языкознанием носит, в первую очередь, интегративный характер, когда исходным моментом является модель «языковой личности», а в конце мы имеем выпускника СШ с его теоретическими познаниями о языке, с его речевыми умениями и навыками. И методика как наука несёт ответственность за недостатки в реализации этой модели.
Во-вторых, связь методики и языкознания носит дифференцированный характер. Т.е. методика связана не только с такими разделами языкознания как фонетика, фонология, орфоэпия, лексикология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, но и с теорией речевой деятельности. Это направление обеспечивает методические основы речевого развития школьников: их речи – устной и письменной, восприятия чужой речи. Совр. методика сочинения в значительной степени строится на теории типов текста и синтаксисе текста, новом, молодом научно-лингвистическом направлении.
Для успешного развития методики р. яз. необходимы связи и с теорией дикции, стилистикой, риторикой. Теорией литературных жанров, поэтикой, логикой, теорией сценич. речи.
Методика не может обойтись без опоры на историю рус. яз. (историческую грамматику и фонетику), а также на диалектологию. Н-р, диалектология нужна в той части методики, где рассм. методы и приёмы работы над культурой речи, над усвоением норм русского литературного языка.
Что касается Белоруссии, то в условиях близкородственного рус.-бел. Билингвизма каждый раздел методики должен чётко определить те моменты, когда родной язык может помочь в усвоении близкородственного русского языка, когда может проявиться отрицательное влияние интерференции. Необходимо также учитывать, что эти моменты сильнее проявляются в сельских школах, где гораздо большее влияние имеет бел. яз., чем в городе.
За последние десятилетия в методике рус. языка стали использоваться новые развивающиеся лингвистические теории: фонемная теория орфографии, синтаксис целого текста, теория типов текста, теория словообразования.
Методологическая основа и связь с другими науками
Введение в методику обучения русскому языку
Цели и задачи изучения темы: познакомить с учебной дисциплиной как наукой, рассмотреть её предмет, задачи и содержание; охарактеризовать методологическую основу и связь с другими науками; рассмотреть принципы обучения родному языку.
Результат освоения темы:
1.1. Методика обучения русскому языку как наука: предмет, задачи и содержание
Методика русского языка(по А.В.Текучеву) – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и приобретения навыков по русскому языку (речевых, орфографических, пунктуационных и др.).
Методика обучения русскому языку относится к педагогическим наукам. Ее практическая, прикладная цель состоит в том, чтобы, опираясь на теорию, решать задачи не только обучения, но и воспитания и развития учащихся. Как и всякая наука МОРЯ имеет свой предмет изучения, свое содержание, свою систему понятий и свои методы исследования, и способы доказательства.
Предметом методики обучения русскому языку является процесс обучения русскому языку, его практического использования в повседневной жизни.
Специфические задачи МОРЯ как науки заключаются в том, чтобы обоснованно определять цели, содержание и способы обучения русскому языку с учетом:
1) специфической функции языка как средства общения;
2) психолого-педагогических закономерностей процесса обучения;
3) социальных потребностей общества.
Цели методики конкретизируются в четырех традиционных ее задачах, формулируемых в виде следующих вопросов:
1) Зачем учить? Это выбор целей изучения предмета на данном этапе обучения и в данном типе школы.
2) Чему учить?Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения: составление программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, определение минимума знаний, которыми должны овладеть учащиеся (образовательные стандарты), установление критериев контроля, выявление знаний и умений.
3) Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы и приемы обучения, система упражнений, рекомендаций по применению тех или иных видов заданий, наглядных пособий, учебного оборудования и пр.
4) Почему так, а не иначе?Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций, сравнительное изучение (альтернативных) концепций, вариантных систем обучения (например, сравнительное изучение работы по учебникам «Русский язык» В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, С.В.Иванова, А.В.Поляковой, Н.В.Нечаевой, М.С.Соловейчик, Н.В.Чураковой и др.).
Методика начального обучения русскому языку состоит из нескольких разделов:
— методика обучения грамоте (элементарному чтению и письму);
— методика чтения и изучения литературы;
— методика изучения языковой теории (формирование языковых понятий, правил, структуры языка);
— методика правописания (обучения орфографии и пунктуации);
— методика развития речи учащихся.
Разделы предлагаемого курса методики соответствуют основным направлениям работы в начальных классах. Обучение грамотерешает основную задачу: научить детей читать и писать. В этот период ребенок учится расчленять свою речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и звуки, образовывать из звуков и букв слова. Это способствует развитию фонематического (речевого) слуха, т.е.умения слышать не только произносимые слова и слоги, но и составляющие их звуки. Параллельно с обучением чтению идет обучение письму.
Раздел методики чтения и изучения литературыимеет своей задачей сообщение начальных сведений по литературе, формирование и совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения. Умение читать способствует воспитанию нравственных качеств личности, познанию окружающего мира. В целях достижения главной цели учитель обучает детей приемам, позволяющим воспринимать и понимать читаемое, а также выражать свое понимание и отношение к произведению.
Изучение языковой теории обеспечивает формирование системы языковых понятий и усвоение сведений в области фонетики, графики, морфемного состава слова, словообразования, частей речи и синтаксиса.
Методика правописанияисследует процесс обучения орфографии, формирования орфографического навыка учащихся.
Раздел развития речиобладает в начальной школе своеобразием, т.к. дети впервые осознают язык, речь, как предмет изучения. Данный раздел определяет задачи и пути развития речи младших школьников, определяет пути работы над словарем учащихся, характеризует основные направления по развитию речи в начальных классах.
Методологическая основа и связь с другими науками
Особенность любой методики как науки заключается в том, что она не может существовать и развиваться без опоры на другие науки.
Методологической основой методики обучения русскому языку является диалектический материализм, теория познания, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности. На основе теории познания методика как наука осуществляет свое развитие. Понимание того, что язык есть важнейшее средство человеческого общения, что язык возник из потребности и необходимости общения с другими людьми, помогает методике определять цели обучения русскому языку в школе и уточнять их в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом.
Из педагогической практики методика обучения русскому языку черпает свои научные проблемы и практикой проверяет правильность их решения. Педагогический опыт играет большую роль в развитии методики. Идеи, рожденные учителями, воплощенные в практике школьной работы и давшие хорошие результаты, конечно, способствуют научно-методическому прогрессу.
В основе методики обучения русскому языку лежат науки лингвистического цикла (языкознание), теория литературы, психология и педагогика.
Методика русского языка опирается также на понятия и закономерности литературоведения: на теорию жанров и стилей, на понятие образа в художественном произведении, на языковое мастерство писателя.
Неразрывна связь методики русского языка с психологией. При этом значимыми являются основные положения как общей психологии ( например, психологии памяти, восприятия, воображения и т.д.), так и возрастной, в частности психологии младшего школьника. Особую роль играет педагогическая психология – методика активно вбирает в себя все то, что непосредственно связано с процессом обучения. Используя данные психологии, учителя определяют такие приемы работы с учащимися, которые способствуют правильному формированию умственных операций при овладении тем или иным языковым понятием. Например, неоценима роль игры при обучении грамоте. Игра используется как одно из важнейших средств в целях развития у учащихся интереса к учению. Психологические исследования позволяют определить соотношение устной и письменной работы на уроке, предупредить утомляемость детей своевременным введением в структуру урока физкультминутки.
Методика обучения русскому языку – это отрасль педагогической науки. В ней находят конкретное приложение все основные принципы дидактики: принцип воспитывающего и развивающего характера обучения, принцип систематичности и последовательности, связи теории с практикой, посильности и научности, наглядности, индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы и др. Конечно, все эти принципы своеобразно интерпретируются применительно к русскому языку.
Все теснее связь методики и психолингвистикой, которая находится на стыке психологии и языкознания. Она дает методике данные о речи как о деятельности: о мотивах, ее вызывающих; о факторах, определяющих вариантность высказываний; о ступенях порождения высказываний и т.д.
Связь методики русского языка с языкознанием
Лекция 4. Связь методики русского языка с другими науками
Литература
1. Багряецева В.А., Литневская Е.И. Методика русского языка в средней школе: Учеб пособие для ВУЗов.— М.:2006. Серия Gaudeamus
2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб пособие для вузов.— М.: Дрофа, 2006.
3. Теорияи практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.; Под ред. Р. Б. Сабаткоева. М., 2005.
План
Связь методики русского языка с философией
Связь методики русского языка с психологией
Связь методики русского языка с дидактикой
Связь методики русского языка с языкознанием
Связь методики русского языка с другими науками с | ||||
философией | психологией | дидактикой | языкознанием | литературой |
Методика русского языка развивается на стыке многих наук, и методисты, учителя нуждаются в опоре на их достижения. Учитель не может не быть одновременно психологом, лингвистом, литературоведом, дидактом.
Философия. Методика, как и педагогика в целом, принадлежит к числу общественных наук. Она изучает определенные аспекты формирования личности: этим обусловлены ее связи с другими науками. Так, философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обучения языку.
Процесс познания завершается проверкой на практике; следовательно, изучение языка должно быть построено таким образом, чтобы изученные его единицы (слова, предложения, тексты) действительно использовались в индивидуальной и общественной практике учащихся: в их познавательной, трудовой, творческой и иной деятельности.
Как видим, на стыке с философией методика определяет свои исходные, методологические позиции, определяет цели и принципы обучения.
В психологии раскрываются ступени учебных действий, выделяются их этапы: мотивация, ориентировка в новой теме, операционный этап, контрольно-оценочные действия учащегося. Использование в методике таких структур повышает ее четкость, научность. Психология помогает понять и оценить структуру деятельности учащихся по тем или иным методическим приемам и рекомендациям: например, ступени решения грамма-тико-орфографической задачи (алгоритм) по проверке орфограммы или процесс создания собственного текста (написание сочинения, изложения, статьи в газету и пр.).
В последние десятилетия в методике русского языка стали использоваться психологические материалы по управлению умственной деятельностью учащихся; все более актуальной становится проблема психологии общения школьника с компьютером.
Системный подход требует также моделирования процесса обучения. Исходным моментом такого подхода служит идеальная модель носителя языковых знаний и умений, или модель «языковой личности». Приступая к обучению школьников, учитель должен ясно представлять себе, какие языковые умения, способности будет иметь молодой человек, прошедший нашу систему обучения. В основу модели «языковой личности» положен «социальный заказ», т.е. сложившееся в современном обществе представление об его активном члене.
Связи методики с языковедческими науками носят не только интегративный, но и дифференцированный характер. Методика связана с разделами языкознания, обеспечивающими произносительный и соответствующий ему графический уровни усвоения языка: фонетикой, фонологией, орфоэпией, графикой; с разделами языкознания, отражающими лексический уровень языка: лексикологией, лексикографией, морфемикой, словообразованием, семантикой, а также с фразеологией; с разделами языкознания, обеспечивающими обучение письму: теорией письма и орфографией.
Методика не может обойтись без опоры на историю русского языка (историческую грамматику, фонетику), а также на диалектологию. Последняя, в частности, совершенно необходима в той части методики, где рассматриваются методы и приемы работы над культурой речи учащихся, над усвоением норм русского литературного языка.
Методика как наука очень чутка к новым появляющимся и развивающимся лингвистическим теориям. Так, за последние десятилетия в методике русского языка стали использоваться следующие новые языковые теории: теория словообразования, что дало основу для включения соответствующей темы в школьный курс русского языка; теория типов текста уже прочно вошла в методику сочинения и школьную практику; все глубже проникает в методику синтаксис целого текста и связей внутри компонента текста (ССЦ); делаются попытки применить в методике русского языка теорию актуального членения предложения, фонемную теорию орфографии. Создание трудов по функциональной грамматике русского языка стимулирует адекватный функциональный подход в методике.