самые старые монастыри россии действующие
10 старейших монастырей России
Несмотря на то, что в XX веке после революции в нашей стране царил атеизм, и в это непростое время находились люди, которые никогда не отрекались от веры. Тысячи монастырей и церквей были разрушены, но некоторые из них устояли. И в эти святые, намоленные места сейчас приходят миллионы паломников, чтобы почувствовать благодать и исцелиться от тяжелых недугов.
10. Богородице-Рождественский мужской монастырь
Он находится во Владимире. Монастырь заложили в 1191 году, по приказу великого князя Всеволода Юрьевича. Во время правления Александра Невского и еще более 100 лет после его смерти это был одним из самых влиятельных монастырей на Руси.
Именно здесь был похоронен Александр Невский в 1263 году, и его мощи хранились в этом монастыре, пока их не перевезли в Санкт-Петербург.
После 1917 года в этом здании размещалось ВЧК, а в 1930 году монастырь решили снести. В этом же году уничтожили собор и колокольню, а на этой территории построили следственные изоляторы. В них держали представителей духовенства, некоторых из которых приговорили к расстрелу.
Все храмовые постройки были разрушены, за исключением Христорождественского храма. С 1993 года началось возрождение монастыря: реконструировали сохранившийся храм, начали строить собор. Сейчас это действующий монастырь, у которого есть свои святыни.
9. Псково-Печерский мужской монастырь
Это один из самых крупных монастырей в России. Он находился на территории Эстонии. Из-за чего смог устоять в сложный послереволюционный период и ни разу не закрывался. Но его прихожане все равно подвергались дискриминации. Годом его основания считается 1473, когда освятили пещерную церковь Успения Божией Матери. Здесь когда-то подвизался знаменитый архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Именно о пребывании в стенах этого монастыря была написана книга «Несвятые святые» епископом Тихоном (Шевкуновым), которая стала одной из самых читаемых среди верующих людей.
8. Благовещенский мужской монастырь
У берегов Оки, в Нижнем Новгороде, стоит этот монастырь с 1221 года. У него была несчастливая судьба. В 1229 году князь Пургас его разорил, убив всех иноков. Только через 100 лет его удалось возродить, но в 1369 году монастырь пострадал от обвала снега. Опять разрушились многие здания, умерли люди.
Его смог возродить митрополит Алексий. Он отправился в Золотую Орду, и пообещал, что если его визит закончится хорошо, заново его отстроить. Митрополит вылечил супругу хана, и тот отказался от набега. В 1370 году он смог исполнить свой обет. До революции здесь хранился список Корсунской иконы Божией Матери, который смог уцелеть при 3 пожарах. Но потом монастырь закрыли, список исчез. После здесь расположился планетарий. В 90-ых началось его возрождение.
7. Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь
Он находится на Соловецких островах, раскинувшихся в Белом море. Начиная с XVI века он служил тюрьмой, в которой побывало более 500 человек. После 1883 года, когда тюрьму закрыли, в монастырь по-прежнему ссылали некоторых представителей церкви, провинившихся в чем-то.
В 1920 году монастырь ликвидировали, там появилась Соловецкая тюрьма, куда сажали интеллигенцию, офицеров белой армии и духовенство. В 1967 году здесь появился музей-заповедник, а в 2007 году его вывезли с территории монастыря.
6. Ризоположенский женский монастырь
В Суздале стоит этот монастырь, основанный в 1207 году. Он прославился благодаря святой Евфросинии. В миру она была княжной Феодулией Черниговской, которая приняла в этом монастыре постриг, а потом стала его настоятельницей. Она совершила множество чудес при жизни, а также 2 посмертных чуда, о которых написал инок Григорий.
В 1923 году, монастырь закрыли, его колокола отправили на переплавку, а в зданиях расположились охранники политизолятора. Только в 1999 году его вернули церкви и он возродился.
5. Кирилло-Белозерский мужской монастырь
Другое его название – Кириллов монастырь. Он раскинулся у Сиверского озера в Кириллове. Расцвет монастыря пришелся на 15-17 века, когда он был самым крупным и богатым в России. Его устав отличался особой строгостью. Он был одним из российских книжных центров.
Считается, что здесь царская чета вымолила наследника, который позже стал Иваном Грозным. После революции монастырь разорили, его настоятеля расстреляли. Все вывезли, а также забрали монастырскую библиотеку. Его могли бы разрушить и снести, если бы в 1924 году здесь не открылся музей-заповедник. До сих пор верующие пытаются возродить монастырскую жизнь в его стенах.
4. Введенская Оптина пустынь
Эта одна из самых старинных обителей расположилась рядом с городом Козельском. Согласно легенде ее основал раскаявшийся разбойник по имени Опта.
В 1821 году здесь появился скит, в нем поселились пустынники. К ним тянулись люди со всей России, пытаясь получить ответы на свои вопросы и исцеление. После гибели сына Ф.М. Достоевский пробыл в скиту 3 дня.
Монастырь прославился Оптинскими старцами, которые стали утешителями народа. После революции Оптина пустынь закрыли, здесь размещался и дом отдыха, и концлагерь, и госпиталь. В 1987 году ее вернули церкви.
3. Свято-Юрьев мужской монастырь
У реки Волхов, на окраине Великого Новгорода расположился Юрьев монастырь. Его основали в 1030 году, когда –то считался духовным центром всей Новгородской земли. После октябрьского переворота все ценности из монастыря вывезли, а после 1932 года в нем расположился инвалидный дом. Позже здесь жили люди, были размещены почта и другие учереждения. Лишь в 90-ые годы началось его возрождение.
2. Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Расцвет монастыря пришелся на XIX век. После революции он остался на территории Финляндии, благодаря чему смог устоять, но подвергался дискриминации со стороны финских властей. До 1940 года Валаам принадлежал Финляндии, но потом вновь отошел к России после русско-финской войны. Сейчас к нему стекаются паломники, которых привлекает не только история обители, но и красивейшие пейзажи.
1. Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Он находится на берегу Оки, в Муроме. Ему покровительствовал Иван Грозный, по его приказу был выстроен основной собор, и подарены ему обширные вотчины. После революции его настоятеля обвинили в участии в восстании и монастырь закрыли. Он работал как храм, а в 20-ые годы был отдан музею, позже – НКВД. Возрождать обитель стали в 1990-ые годы.
Старейшие монастыри России (часть 1)
Самый древний монастырь в России
Самый старый монастырь в России — Свято-Юрьев мужской монастырь. Этот монастырь имеет и другие названия: Юрьев, Юрьев-Георгиевский, Юрьевский. Находится он на южной окраине Великого Новгорода при истоке реки Волхов из озера Ильмень.
По преданию, обитель была основана в 1030 году князем Ярославом Мудрым, который в Святом Крещении носил имя Георгий, по-русски Юрий, откуда и пошло название обители.
Вначале все постройки монастыря, в том числе и соборная церковь в честь великомученика Георгия Победоносца, были деревянными. В 1119 году при князе Мстиславе Великом заложили Георгиевский собор из камня, уступающий по своему масштабу только Софийскому собору Новгорода. Сохранилось даже имя зодчего, который построил храм, — мастер Петр. К этому же времени относится первое летописное упоминание о монастыре.
Став великим Киевским князем, Мстислав женился на дочери новгородского посадника (главы города) и в 1130 году наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. В XII–XIII веках монастырь стал государственным монастырем Новгородской республики, владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность, здесь велась княжеская летопись. Наместник Юрьевского монастыря считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа. Обитель в это время стала крупнейшей из монастырей Новгородской земли и именовалась лаврой.
Во время царствования Екатерины II у монастыря была изъята значительная часть земельных владений, и он пришел в запустение.
Новую жизнь обитель получила уже в XIX веке, при настоятеле архимандрите Фотии, которому благоволил император Александр I. Графиня Анна Орлова-Чесменская, одна из богатейших помещиц России, на свои средства возродила монастырь. За короткое время были построены западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничной церковью Неопалимой Купины. В 1841 году по проекту архитектора Карла Росси была построена колокольня.
В советское время обитель была закрыта и разграблена, здания монастыря подверглись серьезным разрушениям.
25 декабря 1991 года комплекс зданий был передан в ведение Новгородской епархии. Монашеская община восстановлена в 1995 году.
Древние монастыри России
Борисоглебский мужской монастырь в городе Торжке Тверской области — один из трех древнейших монастырей России. Основан он преподобным Ефремом Новоторжским около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, в княжение великого князя Киевского Ярослава Первого Владимировича.
Название обители происходит от имен двух братьев-князей — Бориса и Глеба, первых русских святых, канонизированных в лике мучеников-страстотерпцев.
Князья Борис и Глеб, любимые дети великого князя Владимира, крестителя Руси, отличались благочестием и крепкой верой. Преподобный Ефрем, тогда бывший в боярском чине, служил им в звании конюшего. Потрясенный жестоким убийством юных князей, Ефрем решил оставить мир, дом, богатство, боярский сан и искал уединения. Из Киева он пришел в землю древлянскую. Особое Божие Провидение указало ему на иноческие подвиги и устроение обители на берегу реки Тверцы, на высоком холме. Здесь он устроил обитель, а в 1038 году с другими подвижниками соорудил деревянный храм во имя святых князей Бориса и Глеба, отчего и монастырь получил название Борисоглебский. Преподобный собрал около себя множество монахов. Он был для них образцом высоких иноческих подвигов. Почил преподобный Ефрем 28 января 1053 года.
Монастырь трижды горел в междоусобных войнах в 1167, 1181 и в 1372 годах, подвергался нападению монголо-татар, страдал от Литвы и поляков, но всё же выжил, и каменная церковь во имя Бориса и Глеба оставалась целой и неповрежденной. С XVIII века и до 1917 года Новоторжская обитель проживала период благоустройства, процветания и возвышения.
В советское время монастырь, как и большинство русских монастырей, был разграблен и закрыт.
Возрождение обители началось в 1993 году. 24 июня 1998 года, в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского, в стенах Борисоглебского монастыря возобновилась литургическая жизнь.
Еще одна древнейшая иноческая обитель Руси — Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь — по преданию, был основан святым благоверным князем-страстотерпцем Глебом, первым русским святым, сыном равноапостольного великого Киевского князя Владимира. Получив в удел Муром, князь Глеб построил на высоком берегу реки Оки первый в городе деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса, рядом с которым впоследствии образовалась монашеская обитель для христианского просвещения Муромской земли. В летописи «Повесть временных лет» «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом.
В XII–XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию, в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.
В царствование Ивана IV Грозного начался экономический расцвет Спасского монастыря. В 1552 году, предприняв поход на Казань и проходя через Муром, молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году был воздвигнут Преображенский собор в монастыре. В новый храм русский царь даровал дорогую церковную утварь, облачение для духовенства, иконы и книги. Он также наделил обитель обширными вотчинами.
Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм, в 1757 году — трехъярусная кирпичная колокольня с восьмигранным шатром. На его территории было открыто первое учебное заведение — школа для обучения священнических детей.
В период церковных реформ патриарха Никона Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества, за что настоятель архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
В 1878 году в обитель была привезена со Святой Горы Афон точная копия иконы Божией Матери «Скоропослушница», ставшая главной ее святыней.
После революции 1917 года Спасо-Преображенский монастырь был закрыт.
Возрождение обители началось с 1995 года. Уже через 10 лет она возвратилась к своему первоначальному виду. В настоящее время на территории монастыря находится 7 действующих храмов и 6 часовен, а также Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена.
Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь, один из древнейших монастырей не только Тверской епархии, но и России, расположен на правом берегу Волги, в так называемой Московской части города Старицы.
История обители тесно связана с Киево-Печерской лаврой: в 1110 году два инока из Киевских пещер — Трифон и Никандр — в глухом лесу построили для себя келью и «стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним». Постепенно число братии множилось, сначала ими была построена небольшая деревянная церковь, а в 70-х годах XII столетия было начато строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Так образовался монастырь, возле которого возникли поселения, деревни и в 1297 году основан город Старица, ставший одним из главных форпостов тверской земли. К концу ХIII столетия в обители было уже более 100 братьев.
Монастырская жизнь текла в неспокойное время монголо-татарского нашествия. В 1292 году татары убили игумена и с ним 124 инока. Но после страшного погрома иноческая жизнь в обители не угасла.
Свято-Успенский монастырь был восстановлен в первой половине XVI века дядей Иоанна Грозного, Старицким князем Андреем Иоанновичем, который построил все храмы и корпуса для игумена и братии из белого камня и кирпича. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор — оригинальный памятник русского зодчества. Его сходство с Успенским собором Московского Кремля очевидно. Царь Иоанн IV Грозный любил Старицу и Успенский монастырь, в 1570 году он построил в обители Введенскую церковь, увенчанную высоким шатром, с просторной трапезной палатой. Все постройки были обнесены каменной стеной. Эти сооружения существуют и в настоящее время.
Старицкий Свято-Успенский монастырь воспитал многих великих подвижников Православия: первого патриарха Иова, архимандрита Германа (впоследствии архиепископа Казанского) и архимандрита Дионисия — и был настоящим оплотом веры, а также центром грамотности и культуры.
В 1609 году войско Лжедмитрия II разграбило и сожгло город и монастырь. После этого опустошительного набега монастырь так и не смог восстановить свои былые облик и славу. Церковные реформы Петра I и Екатерины II привели к постепенному запустению монастыря, жизнь в нем едва теплилась.
Советская власть закрыла Свято-Успенский монастырь в 1919 году. В истории древней обители наступил долгий период забвения, продлившийся 80 лет.
Монашеская жизнь в Старицком монастыре вновь началась в 1997 году. К 2013 году монастырские строения были восстановлены в первозданном виде.
В настоящее время монастырь действующий, возрастает число его насельников. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Подготовила послушница Татьяна Кладиева
10 старейших монастырей России
В дни поста, в период особого воздержания и усердной молитвы, православные совершают паломничества к святым местам и источникам. Предлагаем вам подборку самых старых монастырей России, куда можно отправиться в эти дни с экскурсионной программой или на послушание.
Свято-Юрьев мужской монастырь
По преданию, монастырь в Великом Новгороде заложил князь Ярослав Мудрый, в крещении Георгий. Там же князь построил деревянную церковь во имя Святого Великомученика Георгия. Долгое время монастырь владел обширными земельными угодьями, вел сложнейшую сельскохозяйственную деятельность. Из летописи известно, что в 1333 году стены монастыря были укреплены «на 40 сажень с забородами…». Однако при Екатерине II часть земель Юрьева монастыря уходит государству, но обитель все равно остается в списке 15 самых значимых монастырей России. Новую жизнь мужской монастырь получит уже в XIX веке, при настоятеле отце Фотии. На территории были построены новые соборы и келии, колокольня, в монастыре появились редкие и дорогие иконы.
Возрождение древнего монастыря продолжалось недолго: уже в 20-е годы XX века обитель была закрыта и разграблена. В годы Великой Отечественной войны в монастыре дислоцировались немецкие и испанские части, а в мирное время здесь располагался техникум, почта, училище, музей, жили бездомные. В 1991 году монастырь возвратили церкви. С тех пор монашеская жизнь постепенно начала возвращаться обитель, зазвучали колокола, каждый день совершается Божественная литургия.
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь
Обитель была основа преподобными Зосимой и Германом, которые прибыли в середине XV века на Большой Соловецкий остров и поселились у моря. По легенде, Зосима увидел в небесном сиянии белую церковь, где впоследствии воздвигли деревянную церковь с приходом и трапезной. С середины XVI века территория монастыря приросла пастбищами и сельхозугодиями. Монахи варили соль, занимались фермерским хозяйством. Монастырь стал мощным форпостом на северном рубеже страны. Для поддержания боеспособности Иван Грозный отвел монастырю собственную артиллерию, укрепил стены обители.
При монастыре также располагалась тюрьма. Еще до прихода советской власти на соловецкие нары отправляли вероотступников и государственных преступников. В советское время Соловецкий монастырь приобрел исключительно негативную окраску. Сюда ссылались политические заключенные, духовенство. Вместе с конвоем количество заключенных не превышало 350 человек.
В годы войны на Соловках была открыта школа юнг Северного флота, которую преобразовали в Соловецкий заповедник, который продолжал существовать и при возобновлении монашеской общины.
В 1992 году комплекс Соловецкого монастыря был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, спустя три года в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
Кирилло-Белозерский мужской монастырь
Монастырь основан последователями Сергия Радонежского: Кирилл и Ферапонт Белозерские вырыли на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началось создание обители. Территория монастыря постепенно разрасталась и уже в середине XV века монахи вели активную торговлю рыбой и солью, что сделало его крупным экономическим центром.
Главной достопримечательностью была библиотека монастыря. Здесь хранились сборники и летописи прошлых веков, окончательная редакция «Задонщины» была составлена тоже здесь.
Известно, что 1528 году Василий III приезжал сюда вместе с супругой Еленой Глинской молиться о даровании наследника. После этого моления на свет появился будущий царь Иван Грозный, и до последних дней Василий III питал к обители особые чувства и перед смертью принял схиму и стал подвижником Кирилло-Белозерского монастыря; туда же перед смертью отправился и сам Иван Грозный.
Как и многие другие северные монастыри, Кирилло-Белозерский служил местом заточения духовенства и знати. Например, здесь побывали опальный патриарх Никон, Иван Шуйский и другие.
До петровских времен монастырь сосредотачивал в себе культурно-исторические, экономические и оборонительные функции, это была настоящая крепость Вологодской области. Однако с приходом на престол Екатерины II часть земель была выведена из собственности, из монастырской слободы был организован город Кириллов.
В богоборческие годы монастырь был разграблен, а его настоятель епископ Кирилловский Варсонофий расстрелян. Территория стала музеем-заповедником, и только в 1997 году монастырь был возвращен Русской Православной церкви.
Ризоположенский женский монастырь
Обитель была заложена в начале XIII века исключительно деревянными постройками. Спустя несколько веков на территории стали появляться каменные сооружения и самым древним, сохранившимся до наших дней стал Ризоположенский сбор, возведенный в начале XVI века. В 1688 году вход монастыря украсили двухшатровые вороты. Рядом с обителью находился еще один монастырь, построенный как бы в дополнение — Троицкий, который предназначался для вдов, принявших постриг. Территории их плотно соприкасались и в 1764 году Троицкий монастырь упразднили и земли перешли к «старшему брату».
В начале XIX века в честь победы над Наполеоном в монастыре была возведена 72-метровая колокольня. В 1882 году монастырь получил еще одну постройку — Сретенскую трапезную церковь. На этом период развития Ризоположенского монастыря заканчивается, уступая место богоборчеству. В 1923 году монастырь был закрыт, его колокола отправлены на переплавку, в помещениях расквартированы охранники политизолятра, располагавшегося в соседнем монастыре. В Ризоположенском соборе обосновали электростанцию, а святые ворота использовали как склад горячего.
В 1999 году обитель была передана Русской православной церкви и возобновлена как Ризоположенский женский монастырь.
Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь
По преданию, монастырь был заложен еще в 1015 году и его основание связывают с муромским князем Глебом Владимировичем, однако «Повесть временных лет» указывает на стены обители в 1096 году, когда погиб князь Изяслав Владимирович.
В середине XVI века после удачного похода Ивана Грозного на Казань по приказу царя в Муроме были воздвигнуты несколько церквей, в том числе и главный собор Спасо-Преображенского монастыря. Экономический расцвет монастыря также связан с именем Ивана Грозного, который отпил обители многочисленные земли и вотчины. В описях Мурома середины XVII века монастырь значится как «строение государево».
На протяжении веков монастырь менял настоятелей и расширял территории. Так в период правления патриарха Никона Спасо-Преображенский монастырь оставался оплотом старообрядчества и отказывался подчиняться нововведениям. За что настоятель, несмотря на раскаяние, был сослан в Кирилло-Белозерскй монастырь.
В 1887 году в монастырь с Афона была привезена точная копия иконы Божией Матери «Скоропослушница». И до начала XIX века храм активно застраивался и реконструировался.
После революции 1917 года настоятеля обители обвинили в соучастии в восстании, монастырь закрыли, оставив действующим лишь приходской храм. Но и это продолжалось недолго. В 1920-е годы храм превратили в музей, но в 1929 году помещения монастыря заняли военные и части НКВД.
Возрождение началось 1990 году после письма жителей города с просьбой восстановить храм.
Спустя пять лет власти откликнулись на письмо, воинская часть покинула монастырь, в обитель назначили настоятеля, началось восстановление. К 2009 году реконструкция была завершена и в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница».
Троице-Сергиева Лавра, Московская область, 1337 год.
Обитель основа преподобным Сергием Радонежским. Это крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви, центр духовной и общественной жизни. Монахи боролись с татаро-монгольским игом, позднее, в Смутное время обитель активно выступала против самозванцев, посягавших на власть. В годы правления Ивана Грозного особое значение придавалось превращению обители в надежную подмосковную крепость, именно в то время деревянные стены были заменены на каменные крепостные.
За алтарем Лавры похоронены И.А. Аксаков, В.В. Розанов.
В монастыре находятся мощи почитаемого православными Преподобного Сергия Радонежского, чудотворные иконы Тихвинской и Черниговской Богоматери и ряд других.
Благовещенский мужской монастырь
Eiji Kudo / flickr.com
Монастырь заложен в год основания Нижнего Новгорода — в 1221 году. Но уже через несколько лет был полностью разграблен и сожжен, а еще через сто лет заново восстановленный монастырь засыпало снегом. Погибли насельник и были разрушены постройки.
Согласно легенде, митрополит Алексий увидел разрушенный монастырь и дал обет Богу, что если поход против Орды закончится успешно, он восстановит обитель. Митрополит вернулся с честью, т.к. исцелил от слепоты супругу татарского хана. Набеги прекратились и обет был исполнен в 1370 году. Эту дату можно считать вторым рождением монастыря.
Среди попечителей монастыря был Осип Ермолов, прямой предок генерала Ермолова.
В XVIII веке в монастыре найден рукописный кондакарь, получивший название Благовещенский или Нижегородский.
После революции монастырь закрыли, а после войны в здании Аликсиевской церкви основали планетарий, который просуществовал там до 2005 года.
В 2007 году в храме Святителя Алексия установили фарфоровый иконостас. Подобные есть только в нескольких храмах Москвы, в Екатеринбурге и на Валааме.
До революции в монастыре находился список Корсунской иконы Богоматери, который уцелел в нескольких пожарах, но в этот раз был утрачен. В восстановленный монастырь внесли уже обновленный список.
Псково-Печерский мужской монастырь
Александр Козлов / flickr.com
В летописи монастыря указывается, что еще до заложения камня первого собора обители охотники в лесу услышали пение. А позже, когда земли отошли местным крестьянам, при вырубке деревьев под корнями одного из них открылся вход в пещеру с надписью «Богом зданные пещеры». Известно, что когда-то в этом районе жили бежавшие от налетов крымских татар монахи Киево-Печерской лавры. Позднее, уже в 1473 году недалеко от ручья была выкопана Каменца. На этом месте и заложили монастырь.
Это одна из немногих обителей, которая не прекращала свою жизнь в советское время. Однако в годы Великой Отечественной войны стены и постройки сильно пострадали от фашисткой артиллерии. После войны в Псково-Печерский монастырь приехали семь валаамских старцев. Многие настоятели и монахи, служившие тут, впоследствии были причислены к лику святых. Общая протяженность пещер составляет около 35 метров. В нижних пещерах держится температура 10 градусов.
Псково-Печерский монастырь — место паломничества православных всего мира. Тут начинал свой монашеский путь епископ Тихон Шувкунов. На основании его заметок был снят фильм «Псково-Печерская обитель», а в 2011 году вышла книга «Несвятые святые и другие рассказы», где многие главы связаны с псковской обителью.
Введенская Оптина пустынь
Точная дата основания монастыря неизвестна, но по преданию, в этих местах в конце XIV века раскаявшийся разбойник Опта основал прибежище для старцев и стариц, живущих в разных отделениях под управлением одного духовника.
Долгие столетия пустынь меняла наставников и расширялась. На территории появились соборы, трапезная, кельи. Также здесь селились пустынники, люди, которые долгое время жили в затворничестве и уединении. Известно также, что Владимир Соловьев привез в Оптину пустынь Федора Достоевского, который только что потерял сына. Тут же великий писатель подчерпнул некоторые детали жизни монахов, которые потом легли на страницы «Братьев Карамазовых». Прототипом старца Зосимы из романа стал старец Амвросий, живший в то время в скиту и после канонизированный после смерти.
В Советское время Оптина пустынь также подверглась разорению и закрытию. Сначала здесь была сельскохозяйственная артель, потом Дом отдыха имени Горького. А годы Великой Отечественной войны на территории монастыря располагался военный госпиталь и фильтрационный лагерь НКВД. Позже эти здания передадут воинской части, которая покинет территорию только в 1987 году. Год спустя в стенах обители состоялась первая божественная литургия.
Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь
После окончания Северной войны территория монастыря прирастала новыми землями и соборами.
В военное время в монастыре была организована школа боцманов и юнг, которые отправились на защиту Ленинграда. В 1950 году в монастыре был организован Дом инвалидов войны и труда.
Спустя десятилетие на святой остров приехали первые туристы, для которых был организован музей-заповедник. Из-за растущей популярности места в 1989 году было принято решение передать обитель Ленинградской епархии. 13 декабря на остров ступили шесть монахов.
Около половины пытающихся начать на Валааме монашескую жизнь покидают остров. Каждый год в Валаамский монастырь прибывают около 100 тысяч паломников, 90 тысяч из которых туристы.
На Валааме находятся мощи основателей монастыря святых Сергия и Германа Валаамских, чудотворная икона Божией матери «Валаамская», исцеляющая от болезней, и икона Святой праведной Анны, помогающая при бесплодии.