святыни троицкого собора в пскове
Свято-Троицкий кафедральный собор (Псков)
Мiръ Россия Псковская область Псков Свято-Троицкий кафедральный собор (Псков)
Троицкий собор построен в 1682—1699 (первый храм — в середине X века), входит в состав архитектурного ансамбля Псковского Крома и является главным его строением. Престольный праздник: Троица, переходящий праздник (50-й день после Пасхи).
Содержание
История [ править ]
Первый Троицкий собор во Пскове был построен из дерева по велению равноапостольной княгини Ольги в середине X века: «прииде блаженная Ольга близ реки, глаголешая Пскова, и ста на устии той реки… И внезапно преславное видение виде светлыми лучами осиеваемо место оное, пророчествуя, глаголяше: на месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет…»
Второй собор возвел в камне в XII в. Всеволод-Гавриил, первый князь Пскова. Облик этого храма приблизительно можно представить по иконе с образом князя у алтаря в Троицком соборе (Всеволод-Гавриил писан в рост, держащим на ладони модель храма).
Самым замечательным был третий Троицкий собор 1367 года (освящен 30 января 1368 года), сыгравший важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Реконструкция собора говорит о 25 (!) его престолах (с храмами Довмонтова города), одноглавии мощного храма и 32 (!) скатах его перекрытия.
Во время большого пожара 1609 года в соборе почти все погорело, но огонь совершенно не тронул раки с мощами Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея. В 1623 году в соборе поставлен вновь созданный дубовый Ольгин крест, вместо сгоревшего в пожаре 1609 года точно такого же креста равноапостольной княгини Ольги.
Нынешний Троицкий собор, четвертый по счету, был заложен в 1682 году на том же месте, где стояли предыдущие храмы. Строительство было завершено в 1699 году.
Храм двухэтажный. На северной и южной стенах расположены окна. В соборе были первоначально приделы благоверного князя Александра Невского и благоверного князя Гавриила Псковского, который освящен 8 апреля 1703 года. При архиепископе Симоне (Тодорском) в подклете собора устроен придел в честь равноапостольной княгини Ольги. Этот придел уничтожен пожаром в 1770 году.
В 1770 году для укрепления стен здания после пожара построены контрфорсы.
В XVII-XVIII веках подклет Троицкого собора стал усыпальницей псковских архиереев.
После завершения в 1836 году строительства теплого Благовещенского собора богослужения в Троицком соборе совершались только летом.
22 августа 1852 года открыт позолоченный центральный купол собора. Позолота производилась на средства, собранные среди псковичей по подписке, значительную сумму внес городской голова. В 1856 году вновь позолочен иконостас, обновлены иконы придельной церкви святого Александра Невского.
При входе в собор вместо деревянной в 1891 году построена каменная сторожка, здесь в ночное время находились сторожа собора. В 1894-1895 годах собор был снаружи оштукатурен. 22 апреля 1901 года состоялось полное освящение Троицкого собора, отремонтированного на средства Синода и собственные.
Церковно-приходского попечительства, приходской школы при Троицком соборе не было, поскольку не было прихода. Имелась богадельня на 9 человек при приписной церкви святых Жен-мироносиц.
В марте 1922 года началась кампания по изъятию церковных ценностей. Комиссия по изъятию ценностей дважды не могла попасть в Троицкий собор, их появление встречало возмущение и бурные протесты верующих. Только когда «комиссии удалось незаметно проникнуть в собор, изъятие всё же было произведено».
4 октября 1922 года в Троицком соборе проходил епархиальный съезд псковского духовенства. На съезд прибыли 80 человек. Обновленцы рассчитывали утвердить новую редакцию устава, которая позволила бы им захватить власть в епархии, устранить верных патриарху Тихону священников, однако их надежды рухнули, Псковская епархия осталась верна патриарху.
На заседании Псковского окружного исполкома от 15 декабря 1935 года заслушано ходатайство церковной двадцатки о закрытии Троицкого собора. Ходатайство решено было удовлетворить, «здание собора передать в ведение музея для организации филиала музея (антирелигиозного)». В 1938 году в соборе был открыт антирелигиозный музей. В соборе установили маятник Фуко, кощунственно выставили мощи святых.
В годы Великой Отечественной войны немцы разрешили Псковской Православной миссии открытие собора. Троицкий собор стал первым храмом, открытым старанием митрополита Сергия (Воскресенского) на Псковской земле. Службы шли каждый день утром и вечером, и храм всегда был полон народа. Провозгласив на оккупированной земле «религиозную свободу», фашисты надеялись, что открываемые храмы станут центрами антисоветской пропаганды. Но храмы стали центрами возрождения русского национального самосознания, православия.
1 января 1942 года в качестве пропаганды оккупанты организовали передачу собору Тихвинской иконы Божией Матери, спасенной из горящего храма в Тихвине. Однако протоиерей Георгий Бенигсен в присутствии немецкого командования в своей проповеди говорил о подвиге Александра Невского, освободившего Псков и Новгород от захватчиков. В пасхальную ночь 1943 года собор был переполнен молящимися, среди которых было много молодёжи. Службу возглавил экзарх митрополит Сергий, своей проповедью он вызвал у собравшихся слёзы умиления и радости. Эта служба транслировалась по радио. 21 ноября 1943 года состоялся грандиозный крестный ход с мощами Святого Всеволода-Гавриила, участники крестного хода несли чудотворную икону Божией Матери, хоругви, кресты.
После войны необходимые ремонтно-реставрационные работы в соборе проведены на церковные средства под руководством Юрия Павловича Спегальского. В официальных отчетах особо подчеркивалось, что «В плане работ на 1946 год Троицкий собор не числился».
Впервые после 1917 года в Троицком соборе встречали 23 июля 1946 года патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Многочисленные толпы народа с цветами пришли приветствовать Патриарха. Патриарх освятил вновь открытый в годы войны собор.
Директор краеведческого музея в докладной записке в областной комитет КПСС от 18 апреля 1962 года предлагал вновь превратить храм в музей под названием «Дом научно-технической пропаганды». Предлагалось вернуть в собор маятник Фуко, «оставив иконостас, оставить на месте мощи, оборудовать планетарий, создать выставочный зал». Однако закрыть собор советские власти не решились, собор оставался действующим.
В 1980-е годы вновь освящен придел святого Серафима Саровского, всё убранство придела выполнено по проекту архитектора С. П. Михайлова. Утраченная к этому времени часть изразцов снаружи восполнена петербургскими керамистами Е. Перлом и В. Цивиным.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время кроме главного храма в соборе три придела: Казанской иконы Божией Матери, благоверного князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского. Южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери освящен после уничтожения в 1960 году Казанской церкви. В этот придел перенесено все имущество Казанской церкви. Трехъярусный иконостас перенесен из церкви в с. Кунесть.
Свято-Троицкий собор в Пскове — рассмотрим подробно
«Дом Святой Троицы», так называют православные верующие Псков, город, с давних времен охраняемый Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. Хранитель древних храмов и традиций, Псков привлекает туристов и паломников красотой архитектурных древних сооружений и духовными святыня. Из святых храмов Пскова после богослужений на битву с вражескими завоевателями уходили защитники отечества, в храмовых усыпальницах почивают псковские князья и архиереи.
Свято-Троицкий собор — древняя святыня псковского края, берущая свое историческое начало с 957 года, храм, заложенный святой Ольгой, охраняемый Александром Невским, сохранивший и в 21 столетии святые мощи князей и святителей.
Храмы-предшественники
Активное формирование города Пскова началось в начале X века на пересечении двух рек Псковы и Великой. Место строительства храма, который должен был стать центром поселения, выбрала урождённая здесь великая княгиня Ольга, посетив псковскую землю в 957 году. Как гласит летопись, когда она стояла на берегу реки, ей явилось видение в виде трёх лучей, указывающих на это место — именно поэтому храм решили посвятить Живоначальной Троице.
Вид из-за Псковы: стена Крома, Свято-Троицкий кафедральный собор и колокольня (фото 1972 г.)
Изначальный Троицкий собор был деревянным и сгорел в результате пожара. В 1138 году по распоряжению Всеволода-Гавриила его возобновили: по церковному преданию, в камне, по исследованиям Н. Н. Воронина, П. А. Раппопорта и Ю. П. Спегальского — в дереве, а каменный собор был построен в конце 1180-х — начале 1190-х годов). Каменный собор строили предположительно смоленские строители, — в те времена местная школа зодчества ещё не сложилась. В 1242 году перед началом Ледового побоища в этом соборе вместе с псковичами молился о победе над псами-рыцарями князь Александр Ярославич Невский — в субботу 5 апреля на Чудском озере он сразился с немецкими захватчиками, «овы изби, овы извязав, поведе босы по леду». Здесь молился брат Александра Невского, в будущем Великий князь владимирский Ярослав Ярославич. Литовский князь Довмонт принял в соборе Святое крещение с именем Тимофей, здесь он не раз молился перед битвами о даровании победы псковскому воинству, сюда же приходил, чтобы совершить благодарственный молебен после очередного сражения.
В 1365 году, после обрушения сводов, храм перестроили ещё раз, тоже в камне, но на сей раз возведение осуществляли псковские зодчие во главе с мастером Кириллом, при этом основным строительным материалом стал местный известняк. Постройка была приурочена к освобождению Пскова от новгородской зависимости в 1348 году, являясь одновременно и своеобразным мемориальным сооружением. Здание включало два придела и три главы, стены были расписаны фресками, широко использовались приёмы деревянного зодчества. Мастер старался как можно больше абстрагироваться от близких ему новгородских традиций, так как главной задачей при проектировании было — показать псковскую свободу и самостоятельность.
В 1609 году в результате пожара, охватившего весь город, в соборе все сгорело, кроме гробницы святого князя Довмонта-Тимофея и мощей святого князя Всеволода-Гавриила.
История собора
Троицкий кафедральный собор Пскова — один из древнейших храмов России, он был был основан в Х веке еще до строительства Софийского собора в Великом Новгороде. Но строение, которое мы видим сегодня — четвертое по счету.
Все предыдущие здания были разрушены по разным причинам, но каждый раз храм восстанавливали:
Первая постройка
Храм был построен в Х веке по велению княгини Ольги. Для строительства она выбрала место на укрепленной частоколами и земляными валами возвышенности между реками Великой и Псковой. В первой половине XII века деревянное здание было полностью уничтожено пожаром, не сохранилось ни его описаний, ни изображений.
Вторая постройка
Второй собор построили из камня, и, по преданию, в 1138 году его заложил князь Всеволод Мстиславич, внук Владимира Мономаха.
Накануне знаменитого Ледового побоища 1242 года здесь молился Александр Невский, положив начало традиции проводить молебны в псковском храме о даровании победы русскому воинству.
Здесь же принял православное крещение литовский князь Довмонт, чей меч в течение долгих лет вручали всем всходившим на псковский престол в качестве символа власти. Тогда княжеский меч хранился в соборном алтаре, а сегодня его можно увидеть в городском музее.
В средние века собор имел двухэтажный притвор, обращенный фасадом к Вечевой площади, на которой собиралось вече, решавшее важнейшие вопросы жизни города. В самом притворе проводились заседания Государственного Совета, слушались дела светского суда. В соборе хранилась казна, государственная печать, архивные грамоты и договоры. Также в этих стенах монахи вели летопись. В подклете хоронили первосвященников, князей и членов княжеского рода.
Храм простоял до 1363 года, когда обрушился его свод. Всего через 2 года, в 1365 году, на его прежнем основании заложили новый собор, третий.
Третья постройка
Третьему зданию удалось простоять почти 250 лет. Его архитектура существенно отличалась от предыдущих: изображения храмов сохранились на старинных иконах — на них видно, что третий храм был трехглавым, в то время как второй имел только одну главу.
Во время великого пожара 1609 года здание выгорело практически полностью, сохранились только мощи князя Всеволода Мстиславича и гробница князя Довмонта. На начало XVII века пришлось тяжелое для России Смутное время, когда страна была истерзана польско-литовской интервенцией и внутренними раздорами. Русская земля была разорена, средств на реставрацию храма не было, поэтому его только обновили, а в 1682 году на месте святыни началось строительство нового здания.
Четвертая постройка
Строительство четвертого собора, сохранившегося до наших дней, длилось около 17 лет, и было завершено в 1699 году. Новое здание на порядок превосходило своих предшественников, достигая 78 метров в высоту. Это была очень масштабное строение, его можно было увидеть из любого уголка города.
Через несколько десятилетий после постройки, здание дало неравномерную усадку, чтобы его сохранить, открытые галереи пришлось заложить кирпичом.
В 1770 году для укрепления строения вокруг четверика возвели контрфорсы. Наружные стены здания были отштукатурены, и святыня приняла вид, знакомый нам сегодня.
С приходом советской власти храм был отдан раскольнической «Живой церкви». В разгар антицерковной кампании в 1935 году главный собор Пскова был закрыт, внутри создали антирелигиозный музей. Многие древние святыни передали городскому музею-заповеднику, где их можно увидеть и в наше время.
Второй собор
После пожара было принято решение построить второй храм из камня. В 1138 году его заложил внук киевского князя Владимира Мономаха — новгородский князь Всеволод Мстиславович, который почитается Церковью, как Святой Всеволод Псковский. Известно, что построили новый собор приглашенные в Псков смоленские зодчие. В те времена в городе еще не было собственных строителей, а псковская архитектурная школа сложилась позднее.
Вид собора с противоположной стороны реки Великая
Второй храм стал местом, где перед началом знаменитого Ледового побоища молился князь Александр Невский (1242 г.). Эту традицию переняли и другие правители. Псков занимал пограничное положение и часто находился в центре военных конфликтов, поэтому молебны о даровании победы псковскому воинству стали проводить в храме регулярно.
В главном соборе Пскова произошел переход в православную веру литовского князя Довмонта, который при крещении взял имя Тимофей. Позже меч князя хранили в соборном алтаре. Его, как символ власти, вручали всем восходившим на Псковский престол правителям. А сегодня эту историческую реликвию можно увидеть в городском музее-заповеднике.
В Средние века перед храмом располагалась Вечевая площадь, где проходили основные события общественной жизни древнего Пскова и собиралось вече, решавшее судьбы горожан. Здесь призывали на псковский престол князей и избирали посадников. Рядом стоял княжеский двор, в котором жили правители города. В подклете храма хоронили князей, членов их семей, а также первосвященников.
Вид на собор со стороны Довмонтовой башни
В это время Свято-Троицкий собор имел особый двухэтажный притвор – Сени. Фасад красивых Сеней смотрел на Вечевую площадь с южной стороны соборного здания. В притворе проходили заседания государственного Совета, а также работал светский суд. В соборе вели летопись, хранили казну, государственную печать и ларь с архивными грамотами и договорами.
Троицкий собор в центре духовной и мирской жизни Пскова
Со времен Всеволода Мстиславича Троицкий храм играл важнейшую роль в жизни складывавшейся Псковской республики, с 1136 года, то есть со времени распада Киевской Руси, лишь номинально зависевшей от Новгорода. Рядом с храмом собиралось вече, на соборной колокольне висел вечевой колокол, в соборе хранились важнейшие документы республики и ее казна, здесь же присягали на верность Пскову псковские князья… Наконец, с 1192 года, когда в Троицкий собор перенесли мощи святого князя Всеволода (Гавриила), храм служил княжеской усыпальницей.
Все крупные исторические события в Пскове так или иначе были связаны с Троицким собором. Известно, что в нем в 1242 году, после победы в Ледовом побоище, молился Александр Невский. А в 1265 году здесь принял крещение с именем Тимофей беглец из Литвы князь Довмонт, чье долгое княжение в Пскове явилось важнейшей эпохой, утвердившей псковскую государственность и обозначившей начало возвышения Псковской республики.
Современное состояние
В 21 столетии богослужения в Свято-Троицком соборе проходят в четырех приделах:
Первые три располагаются на верхнем ярусе.
Внутреннее убранство собора
Церковь Серафима Саровского, иконостас к которой в 1988 году расписал знаменитый современный иконописец Зинон, находится на первом этаже. Подняться с крыльца на второй ярус можно по широкой лестнице.
Архитектурные особенности и интерьеры
Белоснежный собор построен в русско-византийском стиле. Его основу составляет шестистолпный четверик, имеющий форму удлиненного по вертикали куба. Столпы опираются на подпружные арки. Наверху храма возвышаются пять массивных глав. Любопытно, что они стоят не посредине, а ближе к восточной части собора. По христианской традиции пятиглавье посвящено Иисусу Христу и четырем Евангелистам. Центральная глава собора сверкает позолотой, а другие главы покрашены в серый цвет.
К соборному зданию примыкают два придела и закрытая галерея, соединенная с притвором. Нижний ярус, скорее всего, служил подклетом старого собора. С 1903 года в нем находится церковь, освященная в честь Серафима Саровского, а за ее алтарем расположена древняя усыпальница. Чтобы попасть на верхний ярус, нужно подняться по крыльцу и широкой лестнице.
Вид собора со стороны Великих ворот
Неподалеку от собора стоит белая колокольня с часами. Она появилась позже собора (XVIII век). Высокое здание венчает остроконечный шпиль. Колокольню построили в традициях классицизма, но, несмотря на это, она составляет с храмом гармоничный архитектурный ансамбль.
Внутри собора нет настенных росписей — они сгорели во время пожара в XVII веке. Однако, интерьеры храма украшает огромный иконостас с позолоченной резьбой. В соборе можно увидеть большую современную икону «Собор Псковский Святых», на которой изображены христианские подвижники Псковских земель во главе с княгиней Ольгой.
Третий Троицкий собор
В 1363 году обрушились своды Всеволодова собора, и, разобрав стены, на старом фундаменте к 1367 году возвели новый каменный храм, простоявший до конца XVII века. Новый Троицкий собор удался — одноглавая церковь, которую окружали многочисленные пристройки; они превращали храм в «пирамиду», безудержно устремленную к небу. Собор насчитывал — вместе с главным, Троицким, — семь престолов; это был действительно «собор», храмовый комплекс, в котором воплотилась идея охраняемого Святой Троицей сильного Псковского государства, каковым оно являлось в XV столетии, в эпоху своего расцвета.
Храм довольно сильно перестраивался на протяжении своей истории, однако его основа оставалась неизменной.
Увы, тот Троицкий собор стал свидетелем не только небывалой мощи Пскова, но и его пусть и мирного, но трагического конца. В 1510 году республика была присоединена к Москве, Великий князь Московский Василий III прислал указ ликвидировать вече и покориться московским наместникам, и псковичи покорились. Вскоре уже сам Василий III молился в Троицком соборе.
Молился в Троицком соборе и его сын, Иван Грозный, — в 1570 году. Залив кровью Новгород, он намеревался сделать то же самое в Пскове, и лишь разговор государя с блаженным Николаем Псковским, предложившим тому кусок сырого мяса и тем самым обвинившим Грозного в «людоедстве», спас город — укор святого образумил Ивана IV.
В эпоху русской Смуты, в 1609 году, во время гражданских столкновений, в Пскове разразился страшный пожар. Троицкий собор оказался сильно поврежден. Он, впрочем, простоял еще несколько десятилетий, но было ясно, что дни его сочтены.
Административное значение
В древние времена перед Троицким собором находилась вечевая площадь — центр общественной жизни Пскова, здесь избирались посадники, призывались князья. В алтаре Троицкого собора хранился меч святого Довмонта-Тимофея (в настоящее время выставлен в Псковском музее-заповеднике), который вручался как благословение всем призываемым на псковский престол князьям. Именем Святой Троицы заключались союзные договоры о сотрудничестве и помощи между русскими княжествами, и скреплённые «крестным целованием» — клятвой на кресте, все грамоты хранились внутри. Подклет Троицкого собора стал местом погребения князей и священства, а впоследствии и псковских архиереев. В частности, здесь похоронен юродивый Никола Салос, который в 1570 году единолично спас город от карательного похода Ивана Грозного. При соборе велось летописание, хранился архив и казна.
В 1935 году собор закрыли, организовав в нём антирелигиозный музей. Возобновление работы храма началось во время немецкой оккупации 1941—1944 годов и с тех пор уже не приостанавливалось.
Четвёртый собор
Новый, четвертый по счету, Троицкий собор, уже ни одной чертой не напоминавший о классической псковской архитектуре, начали строить на старом же фундаменте в 1682 году в полном соответствии со сложившейся к тому времени московской архитектурной традицией.
Строительство шло трудно и долго. Освятили новый Троицкий собор только в 1699 году. Высоко вознесшись стройным пятиглавым телом над огромным в то время городом, Троицкий собор по-прежнему неистово устремлялся в небо, четко обозначая духовную вертикаль тогдашней русской жизни.
Галерея
Троицкий собор ночью
Вид с вечевой площади
Аэрофотосъёмка, вид сверху
Аэрофотосъёмка, вид со стороны реки Великой
Вид с реки Великой на закате
Видео о внутреннем убранстве храма
В этом видео вы можете познакомиться с внутренним убранством и общими видами Троицкого собора.