святыни спасо бородинского монастыря
Спасо-Бородинский женский монастырь
Многими преданиями и легендами овеяна история Спасо-Бородинского женского монастыря. Часть из них связана с именем его создательницы — Маргариты Михайловны Тучковой, являющейся прямым потомком знатного дворянского рода Нарышкиных. Некоторые связаны с местом, где был выстроен монастырь — Бородинским полем.
История постройки
На легендарном месте Бородинского сражения по просьбе жены погибшего генерала Тучкова — Маргариты к императору Александру I появился монастырь, воплощающий собой своеобразный монумент всем погибшим русским воинам. Также, соответствуя преданиям о появлении монастыря, он символизирует печаль всех жен, потерявших мужей в сражении. История его строительства удивительна и является примером бесконечной веры в Господа и упования на его милость.
В 1818 году, на 10 тысяч рублей, предоставленные для строительства императором, было начато строительство храма. За 2 года церковь была не только построена, но и освящена в честь Спаса Нерукотворного, икону которого вдова Тучкова внесла в храм в 1820 году.
Другие православные монастыри:
К слову сказать, жизнь Маргариты Михайловны, как сейчас можно узнать из ее биографии, представляла собой череду тяжелейших испытаний. Едва оправившись после смерти мужа, тело которого она, по преданию, искала среди огромного количества мертвых, чтобы захоронить, она теряет единственного сына. Эта утрата подтолкнула Тучкову к тому, чтобы, отгородившись от мира, уйти жить в сторожку, которая находилась как раз напротив Спасского храма.
Именно на месте этой сторожки, в 30-х годах XIX века было построено Спасское Богоугодное женское общежитие. Тем, кто жил в нем, по уставу следовало молиться за тех, кто погиб в сражении под Бородино. Спустя 5 лет, в 1838 году, небольшая монашеская община разрослась до монастыря. Настоятельницей Спасо-Бородинской обители стала Маргарита Михайловна, в монашестве получившая имя Мария. На территории был выстроен келейный корпус и появились стены из кирпича, увенчанные четырьмя башнями. Благоустройство монастырской территории продолжалось несколько лет — в середине XIX века был выстроен Владимирский храм, а ровно через 20 лет после его застройки, в 1870 году на территории обители появился храм Иоанна Предтечи.
Важно! К началу XX века Спасо-Бородинский женский монастырь получил статус одного из духовных центров России.
Период запустения
С приходом советской власти, в первую четверть XX века, монастырь, как и многие православные святыни, был разорен и лишь спустя почти полвека, в 1973 году, было принято решение о восстановлении Спасо-Бородинского монастыря, однако, лишь в 1992 году монастырь был возвращен Русской православной церкви.
Стоит сказать о том, какую роль сыграло легендарное место для судьбы Спасо-Бородинской обители. Дело в том, что большинство монастырей в советское время использовались, как склады, лечебницы, детские сады и потому многое из уникального их декора и утвари было утеряно, но участь этого женского монастыря иная. Созданный здесь музей-заповедник, как памятник Бородинскому сражению, позволил сохранить многие ценности.
Современное состояние
На сегодняшний день вся территория Спасо-Бородинского монастыря признана памятником федерального значения. На территории обители сегодня работают несколько экспозиций, иллюстрирующих прошлое этих мест. Так, все желающие могут посетить «Дом-музей игуменьи Марии» и познакомиться с ее простым, аскетичным бытом.
Экспозиции «Военная галерея Бородинского поля», «Бородинское поле в годы Великой Отечественной войны» и «Герои романа Льва Николаевича Толстого „Война и мир“ на Бородинском поле» могут дать полное представление о том памятном для русских людей месте, в котором когда-то была выстроена Спасо-Бородинская обитель.
Все эти экспозиции были переданы из фонда музея-заповедника «Бородинское поле» в возрожденный монастырь, где они бережно хранятся и используются по своему предназначению.
Кроме перечисленных мест, в монастыре имеется большое фондохранилище и библиотека православной литературы.
Описание архитектуры
При строительстве Спасо-Бородинского женского монастыря зодчим Быковским был для примера взят один из известнейших храмов — Собор Святой Софии в Константинополе, выстроенный еще в VI веке при императоре Византии — Юстиниане. Интересно, что проектируя будущий монастырь, Быковский учитывал не только внешнюю красоту храмов, входящих в архитектурный комплекс, но и тщательно планировал внутреннее убранство и даже ландшафт всей примонастырской территории.
Замысел архитектора был полностью осуществлен — сегодня, как и раньше, монастырь служит ориентиром на многие километры окружающего пространства. Большая территория и величественная архитектура Спасо-Бородинской обители, доминируют над всеми окружающими объектами в окрестностях, делая обитель своеобразным центром этих мест.
Деятельность прихода
При приходе организована детская воскресная школа «Родник», ученики которой являются постоянными участниками многих мероприятий и благотворительных акций, проходящий как в монастыре, так и за пределами его территории.
Важно! Настоятели монастыря давно и плодотворно сотрудничают с Московской епархией и Министерством социальной защиты населения Правительства Московской области. Каждый год осенью совместно с Московской епархией проходит большая благотворительная акция «Согреем детские сердца».
Святыни
Спасо-Бородинская обитель является местом, где хранятся две такие важные для русского православия святыни, как:
Престольные праздники
Особые дни для монастыря — престольные праздники, когда проходят дополнительные праздничные богослужения.
К таким дням, кроме Рождества Христова и Светлой Пасхи относятся:
Как добраться
Спасо-Бородинская женская обитель расположена в западном направлении от Москвы (около 123 километров) неподалеку от деревни Семеновское.
Электричкой до монастыря можно добраться от Белорусского вокзала, доехав до станции метро «Бородино», от которой придется либо пройти около 2 километров пешком, либо воспользоваться автобусом.
Автомобилем до обители можно добраться по Можайскому шоссе, проехав до города Можайска, а затем через деревню Кукарино можно сразу попасть в Бородино. Главное, не пропустить поворот к монастырю, который будет перед деревней Татариново.
Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 4
Спасо-Бородинский женский монастырь, Успенский Колоцкий монастырь, Владимирская женская община в селе Новопокров, община во имя Св. Равноапостольной Нины.
Спасо-Бородинский монастырь. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского. |
Расположен в 123 км к западу от Москвы, на Бородинском поле, близ дер. Семеновское. Основан вдовой героя Отечественной войны 1812 г. генерал-майора А.А.Тучкова (впоследствии игуменией Марией) на месте гибели ее мужа.
26 авг. (8 сент. н. ст.), в день празднования избавления Москвы от нашествия Тамерлана заступничеством Пресвятой Богородицы, чудотворной иконы Ее Владимирской, на Бородинском поле произошла битва, которая, по словам фельдмаршала, кн. М.И.Кутузова «была самая кровопролитнейшая из всех, известных в новейшие времена» и которую по количеству участников, ожесточению и последствиям можно сравнить с немногими сражениями за всю мировую историю.
Это неизвестное никому место, затерянное в бескрайних просторах России, лишь странными названиями своих речушек: Колочь, Стонец, Война, Огник, как бы пророчески возвещавшее, что здесь произойдет страшный, смертный бой, было выбрано Главнокомандующим как наилучшая позиция для решающей битвы. Накануне сражения по войскам пронесли Смоленскую икону Божией Матери. Возложив все упование на помощь Божию и на заступничество Пресвятой Богородицы, в глубокой тишине русские готовились стоять насмерть.
Отгремело Бородинское сражение, ставшее прологом бегства Наполеона из Москвы, а затем и гибели наполеоновской Франции. А во второй половине октября, когда враг уже покинул Московские приделы, на поле брани, где лежали без погребения десятки тысяч тел, появилась одинокая фигура вдовы убитого в сражении ген. Тучкова IV. Сопровожаемая старцем-монахом Можайского Лужецкого монастыря о. Иосафом, она искала тело мужа. Но поиски оказались тщетными. Позднее, в 1817 г. командир дивизии, в которую входил Ревельский полк, ген. П.П.Коновницын, сообщил ей в письме подробности гибели ген. Тучкова и указал на плане сражения среднее укрепление Семеновской батареи, где он был убит. Таким образом, заветное место было найдено.
Свою деятельность в Бородине Маргарита Михайловна начала с восстановления церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери, где ее усердием был устроен нижний придел во имя прп. Сергия Радонежского. В то же время Тучкова испрашивает Высочайшего разрешения на сооружение поминальной часовни на среднем редуте Семеновской батареи, намереваясь посвятить ее Нерукотворному Образу Спасителя, полковой иконе Ревельского пехотного полка, оставшейся ей от мужа. Имп. Александр I не только изъявил Свое Монаршее благоволение на постройку храма, но и пожертвовал 10 тыс. рублей. Заложенная в 1818 г., церковь была освящена в 1820 г. архиепископом Московским Августином (Виноградским). Это небольшой храм, построенный в форме античной усыпальницы-мавзолея, отличается классической простотой и изяществом форм. Он стал первым и главным памятником погибшим воинам. Замечателен своей изящной простотой бронзовый ампирный иконостас, украшенный чеканкой, у которого за правым клиросом Тучкова и поместила Нерукотворный Образ. Впоследствии эта икона прославилась в окрестностях как чудотворная.
Могила иг. Марии (Тучковой) с сыном в построенной ею церкви в Спасо-Бородинском монастыре. Бородино. Фотография начала XX века С. М. Прокудина-Горского. |
По смерти супруга Тучкова всецело посвящает себя воспитанию сына. Вместе с Николенькой она часто совершает паломничества из Москвы в Троице-Сергиеву лавру, к св. мощам прп. Сергия, особенно почитаемого Тучковой; по памятным дням посещает Бородино. Но Господь судил ей новое испытание.
16 окт. 1826 г. 15-летний Николай скоропостижно скончался на руках своей матери. Она погребла сына на Бородинском поле, в склепе под Спасским храмом, начертав на надгробной плите слова пророка Исайи: «Се аз, Господи, и чадо, еже ми дал еси!» (Ис. 8, 18). В конце 20-х гг. Маргарита Михайловна поселилась на Бородинском поле, в небольшом домике у подножия Семеновского холма. Человеком, который направил скорбящую и мятущуюся душу Тучковой в русло, предназначенное ей Самим Богом, был свт. Московский Филарет, ставший впоследствии ее духовным наставником.
К бородинской отшельнице стали приходить и селиться вокруг «сторожки» девицы и вдовы разных сословий, ищущие молитвы и уединения. Маргарита Михайловна, руководствуясь словами Христа «грядущего ко Мне не изжену вон», не отвергала ни одного человека, утешала, благотворила, и так, незаметно для себя, стала душой этого благочестивого женского общества. Она отдавала ум, сердце, силы и материальные средства новым пустынным чадам, из которых составилась в 1833 г. община, получившая тогда же официальный статус Спасо-Бородинского богоугодного общежития, а с 1 янв. 1838 г. – Спасо-Бородинского второклассного женского монастыря.
4 июля 1836 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Маргарита Тучкова была пострижена свт. Филаретом в рясофор с именем Мелания, а 28 июня 1840 – в мантию, с наречением имени Мария, и возведена в сан игумении. Сам святитель при постриге дал новой монахине свои клобук и рясу.
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. |
На эти же годы приходится начало строительства монастырских зданий: стены, небольшая колокольня, келейные корпуса с трапезной и теплой церковью во имя св. прав. Филарета Милостивого, небесного покровителя свт. Филарета – были возведены на средства Имп. Николая I, который называл Бородино местом государственным. 23 июля 1839 г. митр. Московский сам освятил храм во имя св. прав. Филарета Милостивого и весь монастырь, обойдя его крестным ходом и окропив святой водой. От Московского свт. Приняла новая обитель свои общежительные правила, составленные согласно с древними иноческими уставами и неукоснительно следовала им. Число насельниц росло с каждым днем, и «процвела пустыня яко крин». По воспоминаниям современников, Спасо-Бородинский монастырь укладом духовной и трудовой жизни напоминал древние палестинские и фиваидские обители, откуда вышли многие светила христианства. Здесь, благодаря высоким душевным качествам настоятельницы, мудрому руководству Московского святителя и особой святости этого места, царила атмосфера любви, взаимопомощи и всепрощения. Матушка Мария часто собирала сестер в так называемой «слушательной» для совместного чтения духовных книг, писем свт. Филарета, встреч с духовными лицами. Сохранились воспоминания о пребывании в обители свт. Игнатия (Брянчанинова) 30 июля – 2 авг. 1847 г.
Монастырь стал известен в России и обрел многих благотворителей. Постоянными жертвователями были кн. В.В.Долгоруков, княгиня Т.В.Юсупова, князья Потемкины, граф Шереметев, графиня А.Г.Толстая и многие другие. Но главным ктитором была сама игумения Мария. Она дала своим ярославским крестьянам вольную и их плату за аренду земли внесла в общую казну, туда же шла и ее генеральская пенсия. Спасо-Бородинский монастырь находился под покровительством Российского Царствующего Дома. 26 авг. 1839 г., во время торжеств по случаю открытия памятника на батарее Раевского, Имп. Николай I посетил святую обитель. Цесаревич Александр Николаевич, будущий Имп. Александр II Освободитель, трижды бывал в монастыре,- в 1837, 39, 41 гг.,- и молился в Спасском храме. Игум. Марию дважды вызывали ко Двору для исполнения обязанностей восприемницы при Таинстве Миропомазания Высоконареченных Невест: в дек. 1840 г. – принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, будущей Имп. Марии Александровны, супруги Имп. Александра II; и в 1848 г. – принцессы Александры Альтенбургской, Великой Княгини Александры Иосифовны, супруги Вел. Кн. Константина Николаевича.
Своим богоугодным житием матушка повторила подвиг многих известных и безызвестных жен Святой Руси, которые, потеряв своих супругов, стали выше личной семейной драмы. Возлюбив небесное паче земного, матушка учила этому и своих духовных чад. Без суровых аскетических подвигов, на которые свт. Филарет ее не благословил, но только милосердием, любовью к ближним, глубочайшим сознанием своих немощей игум. Мария взошла на высокую степень христианского совершенства. Основательница монастыря блаженно скончалась 29 апр. 1852 г. Последними ее словами были: «Дайте мне видеть свет, отпустите меня…»
Спасо-Бородинский монастырь. Владимирский собор. Фотография Д.Волгина. |
Ее погребли в склепе под Спасским храмом, рядом с сыном. При преемнице первоначальницы игум. Сергии (Волконской, + 29 окт. 1884г.) в 1859 г. преосвящ. Леонид (Краснопевков), еп. Дмитровский освятил величественный Владимирский собор, заложенный еще в 1851 г. Храм посвящен Владимирской иконе Божией Матери, в день празднования которой произошла Бородинская битва. Работами по возведению собора руководил автор проекта, арх. М.Д.Быковский. Храм, выстроенный по плану Святой Софии Константинопольской, стал композиционным центром и высотной доминантой монастырского ансамбля. Это выдающееся произведение знаменитого зодчего, синтезирующее в своей архитектуре приемы классицизма и «византийского» стиля. Четырехстолпный пятикупольный храм в форме куба с высокими апсидальными выступами и крыльцами по основным осям поставлен на полуподвале. В пирамидальной ярусной композиции здания последовательно выражена идея центричности. Богато и разнообразно был решен интерьер храма. Но облицованный разноцветным мрамором иконостас на сегодня утрачен, а живопись академической школы на стенах алтаря восстановлена фрагментарно.
Следующей настоятельницей монастыря была схиигумения Алексия (+ 21 июля 1880 г.), переведенная сюда из Серпуховского Владычного монастыря (см. Выпуск 1, с. 31) по благословению свт. Иннокентия (Вениаминова) и привезшая с собою прп. Рахиль, бывшую тогда еще рясофорною послушницей. Из жития преподобной известно, что схиигум. Алексия была строгой подвижницей.
В 1874 г. на средства, пожалованные Имп. Александром II, была построена трапезная церковь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи (архитектор Никитин). Название храма также связано с памятью Бородинского сражения, т.к. еще со времен русско-турецкой войны 1769 г. по указу Имп. Екатерины II в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи совершалось поминовение воинов за Веру и Отечество на брани убиенных, чем их ратный подвиг уподоблялся мученичеству св. Крестителя Господня.
Спасо-Бородинский монастырь. Спасский храм. |
С именем схиигум. Алексии связано монастырское предание, подтверждающее, насколько правильно игум. Марией было найдено место гибели ген. Тучкова и что Спасская церковь действительно стоит над его прахом. Еще при жизни выбрав себе место упокоения за алтарем Спасского храма, игум. Алексия увидела во сне молодого генерала, который сказал ей: «Не тебе здесь лежать, а мне!» Когда же матушка преставилась, и стали рыть ей могилу, то нашли в земле генеральскую шпагу и эполеты. Решили, что это – останки погибшего Александра Алексеевича Тучкова.
В 1912 г. Россия праздновала 100-летие победы в Отечественной войне 1812 г. В эти дни Бородинское поле и обитель изволил посетить Государь Имп. Николай II с Имп. Александрой Федоровной, Наследником Цесаревичем Алексеем, Великими Княжнами. В составе царской свиты была и Вел. кн. Елизавета Федоровна. Крестный ход, учредительницой которого была в свое время игум. Мария, обычно начинался после ранней литургии в Смоленской церкви с.Бородина и шел до памятника на батарее Раевского, где служилась заупокойная лития по павшим воинам, а потом следовал в монастырь к поздней литургии, после которой служился благодарственный молебен. Из жития прп. Рахили известно, что Государь со свитой изволил быть на праздничной трапезе в монастыре и даже захотел лично видеть монахиню, готовившую пищу. Так прп. Рахиль удостоилась быть представленной Государю.
При всех пожертвованиях обитель, находившаяся вдали от крупных городов, никогда не была богатой и средства к существованию добывались собственными силами сестер, которых к нач. XX в. было более 200. На монастырских полях выращивалась пшеница, рожь, овес, были сенокосы и огороды. Монахини пекли хлеб, варили квас, ткали, шили одежду и обувь. На хуторе, в двух верстах от обители, находился скотный двор. В монастыре были переплетная и иконописная мастерские, библиотека. В церковно-приходской школе монастыря обучались грамоте крестьянские дети окрестных деревень. Монастырская богадельня давала кров, одежду и пропитание одиноким и больным старикам. Странноприимный дом был всегда открыт для прибывающих в монастырь богомольцев. Но главным достоянием монастыря всегда была непрестанная молитва о павших на Бородинском поле. В этом видели залог благоденствия святой обители. Ежедневно совершалась Божественная литургия и служились панихиды, читалась неусыпаемая Псалтирь; поминовение убиенных воинов было обязательным и лично для каждой монахини.
Нормальное течение жизни обители прервала революция. На долю игум. Ангелины выпала особая тяжесть управления монастырем в те годы, когда в официальных документах он стал называться «сельхоз артелью», испытывала притеснения, начиная с изъятия церковных ценностей и кончая «уплотнением» для расселения мирских людей.
Прп. Рахиль (Короткова) |
В тяжелейшие годы разрухи монастырь распахнул свои врата для страждущего народа, ищущего духовной поддержки и утешения. В 1923 г. игум. Ангелина благословила прп. Рахиль на подвиг старчества.
90-летняя старица самоотверженно служила приходящим к ней за советом; с утра до позднего вечера у дверей ее маленькой кельи толпился народ. Она на всех изливала свою любовь, исцеляла душевные и телесные недуги. Святая обитель была настолько любима местными жителями, что власти долго не решались ее закрыть.
После смерти в 1924 г. игум. Ангелины ее дело продолжила игум. Лидия (Сахарова), также выбранная сестрами и назначенная самим свт. Тихоном. На это время приходится расцвет старчества прп. Рахили, наибольшее количество чудес и исцелений. 10 окт. 1928 г. св. старица преставилась ко Господу, предсказав закрытие, разорение обители, арест сестер, что и последовало в февр. 1929 г. После ссылки матушка Лидия жила и скончалась у себя на родине, а многие сестры вернулись в окрестности Бородина и доживали свой век, работая в местных храмах.
Мастерские стали колхозными, богадельня и больница закрылись. В кельях устроили общежитие. Во время ВОВ здесь был эвакогоспиталь. В период аккупации немцы устроили здесь концлагерь. После войны здесь сначала поселилась МТС, затем турбаза. Владимирский собор приспособили под кузницу. В Спасском храме разместились мастерские, их производственные отходы сбрасывались в подклет, где было и отхожее место. Убранство церкви было уничтожено, надписи сбиты, кованый иконостас сломан, находившиеся в склепе гробы М.М.Тучковой и ее сына разбиты, а костные останки разбросаны. Только в 1962 г. накануне 150-летия Бородинской битвы склеп расчистили, установили на прежних местах новые гробы, собрав в них все сохранившиеся останки.
Могила Багратиона у памятника на редуте Раевского. Бородино. Фотография начала XX века С. М. Прокудина-Горского. |
Стихия разрушения постигла не один монастырь. Под лозунгом борьбы с «наследием рабского прошлого» были уничтожены памятник русским воинам на батарее Раевского и могила П.И.Багратиона, церкви в с. Бородино и Старое Село. Лишь в 70-е гг. по инициативе Бородинского Военно-исторического музея были начаты реставрационные работы и к концу 80-х гг. обитель в основном была восстановлена.
16 авг. 1992 г. звон колоколов возвестил об открытии Спасо-Бородинского монастыря. Впервые за 63 года во Владимирском соборе обители была совершена Божественная литургия, за которой Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, возвел в сан игумении монахиню Серафиму (Исаеву), насельницу Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря г. Коломны. С тех пор, день за днем в стенах обители идет непрестанная работа сестер по возрождению монашеской жизни.
Возобновлен традиционный Крестный ход 8 сентября. После Божественной литургии он шествует из обители к памятнику на батарее Раевского, где служится благодарственный молебен и заупокойная лития. 12 мая, в день блаженной кончины игум. Марии (Тучковой) в Спасском храме соборно совершаются заупокойное всенощное бдение, литургия и панихида.
Событием летописного характера явилось совершенное 28 июля 1996 г. прославление прп. старицы Рахили в лике местночтимых святых (память 10 окт.). На месте ее захоронения, за южной стеной обители, построена часовня, которую освятил владыка Ювеналий 10 окт. 1997 г.
Памятник на редуте Раевского. У Можайска. Бородино. Фрагмент фотографии начала XX века С. М. Прокудина-Горского. |
6 июля 1999 г., в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, обитель посетил Святейший Патриарх Алексий II. За литургией Святейший Патриарх наградил настоятельницу игум. Серафиму наперсным крестом и возвел в сан игумении настоятельницу Успенского Колоцкого монастыря монахиню Таисию. В обрашении к духовенству, монашествующим, представителям власти и молящимся Патриарх, в частности, сказал: «Посещение Бородинского поля /…/ моя давняя мечта, ведь один из моих предков сражался здесь, защищая Отечество…» [3]
Святейший посетил храмы и памятные места обители, после чего отъехал к главному монументу Бородинского поля на батарее Раевского. Там он был встречен представителями Российских Вооруженных Сил и совершил заупокойную литию о павших воинах.
Отмечая то огромное значение, которое имеет восстановление монастыря, Патриарх сказал: «Эта святая обитель, в которой, как и прежде, молятся о вождях и воинах, совершает монашеский подвиг во спасение своей души и во спасение мира».
Часовни: над могилой прп. Рахили, за оградой монастыря.
Адрес: 143240 Московская область, Можайский район, с. Бородино, Спасо-Бородинский женский монастырь
Настоятельница игум. Таисия (Исаева)