святыни саввино сторожевского монастыря
Саввино-Сторожевский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Мужской монастырь Саввы Сторожевского, расположенный в Звенигороде в Городке (так здесь называют кремль) согласно некоторым данным первым на Руси получил лаврский статус. Обители благоволили многие монаршие особы, а царь Алексей Михайлович даже сделал его своей загородной резиденцией. К монастырю из Москвы была проложена отдельная дорога – Звенигородский тракт.
Известна обитель не только своей историей, но и квасом, который готовят монахи, вкуснейшим хлебом. Также здесь планируется Музей церковного вина. В Царицыных палатах действует музей Звенигорода. При монастыре есть и детский приют для мальчиков.
Где находится Саввино-Сторожевский монастырь
Как добраться до монастыря
Попасть сюда можно как общественным транспортом, так и личным.
Посещение, режим работы обители
Тем, кто решил побывать здесь, стоит заранее связаться с паломнической службой.
Важно! По понедельникам служба не работает. В остальные дни – с 10.00 до 17.00. Экскурсоводы не только познакомят с жизнью обители, но и расскажут об особенностях монашеского уклада, правилах, которые действуют для иноков. Гости смогут узнать о святынях, которые хранятся в монастыре, познакомиться с историей жизни его основателей.
Разработаны два туристических маршрута.
Гостям обители обязательно стоит учесть, что она является действующей, поэтому здесь достаточно строгие правила, касающиеся внешнего вида и поведения посетителей.
Купальня, расположенная у Скита, открыта каждый день:
Монастырь в Звенигороде Саввы Сторожевского
В живописном предместье Звенигорода расположился красивый храмовый комплекс, который стремятся посетить верующие разных стран. Ставропигиальный монастырь, названный в честь Саввы Сторожевского, считается одним из наиболее известных мест среди православных паломников.
Его постоянно посещали русские императоры и князья, на территории монастыря были даже построены отдельные покои для представителей царской семьи. Сейчас же посетить монастырь может каждый желающий.
История монастыря
Саввино-Сторожевский монастырь был излюбленным местом отдыха русских царей: его неоднократно посещал Иван Грозный; Алексей Михайлович и Михаил Федорович Романовы ходатайствовали о его перестройке и расширении.
Монастырь представляет исторический интерес, так как в его постройках нашли свое отражение архитектурные веяния разных эпох — это место, где можно прикоснуться к истории своего государства.
Кто такой Савва Сторожевский
История обители крепко и неразрывно связана с именем ее первого настоятеля. Чудотворец Звенигорода Савва Сторожевский был учеником и последователем самого Сергия Радонежского. Родился Святой в годы правления Ивана Калиты. Он долгое время прожил в обители отца Сергия, а после его смерти был игуменом Троицкого монастыря.
После предстоятель оставил Троицкую обитель и отправился в Звенигород со Смоленской иконой Божьей Матери в руках. По его инициативе был построен первый деревянный сруб на месте нынешнего монастыря. Весть об игумене Савве Сторожевском быстро разнеслась по ближайшим землям. Иноки шли к нему, так как хотели учиться у Саввы, видели в нем мудрого наставника. Так монастырь стал развиваться.
Основание монастыря и ранний период его деятельности
Расположен монастырь на возвышенности, на горе Сторожи — это место, где небольшая речка Сторожка соединяется с Москвой-рекой. Ранее в этом месте были фортификационные сооружения и наблюдательный пункт, который позволял вовремя видеть передвижения неприятеля. Особенно актуальным это было во времена литовских и польских набегов. Монастырь на этом месте был основан в 1398 году.
Всю историю монастыря можно условно разделить на два периода. Первый период датируется концом 14 века, когда на месте нынешнего монастыря был построен деревянный Рождественский собор. Храм был обнесен высокой оградой, на территории новой обители была построена келья для иноков. В начале 15-го века на месте деревянного собора было построено высокое белокаменное здание.
У входа в новый храм были захоронены мощи Саввы Сторожевского, которого на Макарьевском Соборе причислили к лику Святых. Исторические здания монастыря пострадали во времена Смуты, в частности — во время польско-литовской интервенции.
Были разорены монастырские деревни, разграблены запасы, убиты иноки. Исторические здания были разрушены, многие памятники архитектуры не дошли до наших дней. Но страшнее всего было то, что в периоды правления Лжедмитрия I и Лжедмитрия II гибли люди, проживающие на территории монастыря.
Восстановление и развитие монастыря
Возрождение обители началось с приходом к власти династии Романовых. При Алексее Михайловиче началось большое строительство на горе Стороже. Был отреставрирован старый храм, воздвигнуто много новых построек, в их числе: новая трапезная и кельи для монахов, хозяйственные пристройки.
Вблизи монастыря были специально построены кирпичные заводы, которые бесперебойно обеспечивали обитель строительными материалами. Помимо основного здания были построены массивные крепостные стены, чтобы уберечь здания от последующих разрушений.
На территории обители располагались кельи, в которых проживали тяжело больные. Им оказывали помощь, лечили и выхаживали. Находились больничные постройки рядом с церковью Иоанна Лествичника.
Алексей Михайлович очень любил посещать монастырь. По преданию, именно по молитвам иноков обители, самодержец не погиб на охоте при нападении медведя. Именно в годы правления Алексея Михайловича монастырь стал лаврой. В подчинение новой лавре было отдано еще 19 монастырей, а сама обитель была приравнена по статусу к Троице-Сергиевой лавре.
Интересно знать! Во время стрелецкого бунта именно в стенах Звенигородской обители скрывалась царевна Софья с младшими братьями.
Разрушения во время войны 1812 года и Октябрьской революции
Во время войны 1812 года у стен монастыря завязался кровавый бой, в котором русские войска задержали противника на подступах к Москве. Позже обитель все-таки была занята французскими войсками. Монастырь пострадал во время боевых действий, но его убранство и Святыни остались нетронутыми.
В дальнейшем монастырь был отреставрирован, строительство и развитие обители продолжалось вплоть до Октябрьской революции.
В 1918 году, во время разграбления монастырских ценностей, произошел конфликт, повлекший за собой человеческие жертвы. После этого были арестованы и осуждены представители духовенства и миряне, в том числе — наместник монастыря игумен Макарий.
После кощунственного вскрытия саркофага с мощами преподобного Саввы, вызвавшего бурю негодования среди верующих, на монастырь обрушились новые аресты и гонения. В последующие годы обитель была закрыта для посещения. На ее территории располагались санатории, музеи, воинские гарнизоны.
По ходатайству Патриарха Алексия II деятельность монастыря была возрождена. В 1998 году Патриарх посодействовал возвращению в стены обители мощей преподобного Саввы.
Как выглядит обитель в наши дни
При посещении обители паломники в первую очередь идут в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Это то самое здание, которое было построено в 15-ом веке и сохранилось до наших дней. Иконостас в храме уникален, делался по заказу великого государя Алексея Михайловича. Роспись на стенах храма делали ученики Андрея Рублева.
Традиционно, самая высокая постройка в обители — ее звонница. Ранее в звоннице было 16 колоколов разных размеров, самый большой из них весил порядка 30 тонн. Звон колоколов в Звенигородском монастыре был слышен даже на территории Москвы. В 1941 году самый большой колокол упал, повредив звонницу. После войны она была восстановлена и отреставрирована.
Интересно знать! Колокола звонницы стали символом Звенигорода. Посещая город, туристы покупают в память о нем маленькие колокольчики.
Также на территории монастыря сохранились царские палаты, которые были построены специально для Алексея Михайловича. Позже в них останавливались представители царской семьи. Сейчас в этом здании действуют библиотека и монастырская лавка.
Особого внимания заслуживает и крепостная стена обители, строительство которой длилось более четырех лет. Выйти на стену можно из Провиантской башни, купив по дороге свежую выпечку и монастырские сладости.
Территория обители довольно большая, зеленая и обустроенная. Здесь есть лавочки для отдыха, трапезные, иконные лавки. Природа в окрестностях монастыря просто удивительная. Именно Звенигородская обитель вдохновила знаменитого художника А. Левитана на написание картины «Вечерний звон».
Святыни монастыря
В храме Рождества Пресвятой Богородицы с 90-х годов прошлого века хранятся мощи Саввы Сторожевского — первого настоятеля Звенигородской обители.
В храме хранятся частицы мощей Серафима Саровского, Матроны Московской, преподобного Филарета, Максима Грека. Также можно увидеть особо почитаемые иконы Саввы Сторожевского и Сергия Радонежского.
В специальном киоте храма хранятся частицы камня Гроба Господня и камня с горы Голгофы.
Деятельность прихода Звенигородской обители
Престольные праздники монастыря
Один из главных праздников обители — Рождество Пресвятой Богородицы. Отмечают его 21 сентября. Остальные даты связаны с именем первого настоятеля монастыря, преподобного Саввы Сторожевского
Как проехать к монастырю
Добраться до монастыря из столицы не трудно. Можно сесть на электричку, которая отправляется с Белорусского или Савеловского вокзалов. Путь до Звенигорода занимает около часа, из города до монастыря можно дойти пешком, а можно проехать несколько остановок на автобусах 23 и 51.
На собственном автомобиле следует ехать по Можайскому шоссе, или по Новорижскому шоссе до Звенигородской развязки, далее ехать по указателям.
Сегодня монастырь продолжает свою церковную деятельность. Здесь была возрождена монашеская жизнь, регулярно проводятся службы — все это делает Звенигородскую обитель домом Божьим на земле. По молитвам духовенства и иноков Саввино-Сторожевского монастыря, жители монастыря, прихожане и паломники находятся под небесным покровительством преподобного Саввы.
Саввино-Сторожевский монастырь
Саввино-Сторожевский монастырь — православный монастырь Московской епархии. Основан в конце XIV века, расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода Московской области.
Некоторые историки утверждают, что царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители.
Содержание
История [ править ]
Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась.
Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода).
В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.
К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе или просто Рублёвка.
Во время Отечественной войны 1812 года из Саввино-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин (Виноградский). Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.
9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождающимся монастырём части зданий обители, а сам монастырь получил статус ставропигиального.
Современное состояние [ править ]
Сегодня в обители 50 насельников. За прошедшие годы был восстановлен иконостас XVII века, отреставрированы фрески.
В августе 1998 года в Саввино-Сторожевском монастыре праздновали 600-летний юбилей. Святейший Патриарх Алексий II после Литургии в Московском Свято-Даниловом монастыре торжественно перевез в Звенигород мощи преподобного Саввы — основателя обители. В 2007 г. был открыт памятник преподобному Савве.
В монастыре готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение). При монастыре (в специальном здании за пределами основной территории) планируется открыть Музей церковного вина.
Здания и сооружения [ править ]
Храмы [ править ]
Другие здания [ править ]
Башни [ править ]
Крепость строилась по царскому указу под руководством Н. М. Боборыкина и А. Шахова.
В монастыре И. М. Шарутиным, также построившим стены Троицкого Калязинского монастыря, в 1650—1654 годах было сооружено семь башен, до наших дней дошли шесть.
Обитель на Стороже
В 2018 году Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь отмечает две значимые круглые даты: 620-летие со дня основания и 20-летний юбилей второго обретения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского. Наместник монастыря архимандрит Савва (Фатеев) в интервью корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» (№ 8, 2018) вспоминает историю изъятия мощей большевиками и их возвращения в Звенигород, а также рассказывает о современной жизни обители.
Святыня на блюде с Лубянки
— Ваше Высокопреподобие, вы возглавляете обитель уже 12 лет, а живете здесь в постриге и того дольше. Чем, на ваш взгляд, обусловлена популярность Саввино-Сторожевского монастыря среди туристов, его востребованность у паломников?
— Прежде всего, говоря о значении Саввино-Сторожевской обители для России, Церкви и всего православного мира, следует напомнить, что монастырь этот ставропигиальный, то есть управляет им сам Святейший Патриарх Кирилл. Мне кажется, известность этого места на современном этапе развития монастыря обусловлена именно этим обстоятельством и, как следствие, неусыпным вниманием, которое Предстоятель уделяет нашей обители. Затем я бы вспомнил о масштабных торжествах в ознаменование шестивекового юбилея преставления небесного патрона монастыря, которые мы провели 11 лет назад. Тогда, в 2007 году, стало очевидно, как много православных людей знает об ученике преподобного Сергия — святом Савве Сторожевском. А началась эта длительная просветительская кампания, в свою очередь, непосредственно во время второго обретения мощей и их возвращения в родной для преподобного Саввы монастырь на горе Стороже. Тогда, в 1998 году, у нас побывало множество паломников и туристов. На рубеже веков Россия вспоминала преподобного Савву, заново узнавая и открывая его для себя. Не случайно — и очень правильно — день принесения (второго обретения) его честных мощей в наш монастырь 23 (10 ст. ст.) августа по благословению Патриарха Алексия II внесен в церковный календарь.
— Да, Господу содействующу, собственный приход, и очень хороший, у монастыря сложился. Примерно в равных пропорциях он состоит из москвичей, звенигородцев и жителей сопредельной сельской местности. Обычно на праздничных богослужениях Рождественский собор забит до отказа. Большинство прихожан бывают на богослужениях постоянно — каждый воскресный и праздничный день.
— Как вы думаете, что именно их здесь привлекает?
— Преподобный Савва, его помощь и молитвенное заступничество. Далее я бы назвал сравнительно большое число исповедующих священников: не менее четырех. Всегда есть возможность не торопясь, без опасения куда-то опоздать, исповедаться либо за вечерним, либо за утренним богослужением. Ну и, конечно, Божественная благодать, едва ли не явственно ощущаемая в здешнем воздухе.
— Мы беседуем в преддверии двух важных для монастыря дат: 620-летия его основания и 20-летия возвращения мощей преподобного Саввы в родной монастырь. Какая из них лично для вас наиболее значима?
— Вторая, ведь события 1998 года еще на нашей памяти. Тем более в тот момент я, один из первых двух пострижеников возрожденного Саввино-Сторожевского монастыря, уже трудился здесь. Мы принимали непосредственное участие во втором обретении мощей, организовывали крестный ход и их торжественную встречу в Звенигороде. Думаю, уместно будет вспомнить историю этой святыни последнего столетия.
После попытки публичного вскрытия мощей и последовавшего за этим столкновения, вошедшего в историю Гражданской войны как Звенигородский мятеж (см. историческую справку. — примеч. ред.), 5 апреля 1919 года в монастырь в сопровождении стражи явились члены Звенигородского исполкома, вынули мощи из раки и увезли их, как сказали, «в музей». В 1920-е годы сотрудника Государственного исторического музея, православного верующего Михаила Успенского, вызвали на Лубянку, где хозяин кабинета протянул ему покоившиеся на блюде мощи звенигородского чудотворца со словами: «Вот все, что осталось от Саввы Сторожевского, делайте с этим, что хотите». Михаил Михайлович, проживший более 90 лет, затем его потомки, потом одна благочестивая монахиня и один московский священник хранили у себя святыню все долгие советские десятилетия. В 1985 году мощи оказались в открывшемся двумя годами ранее Даниловом монастыре. И уже оттуда Патриарх Алексий II благословил перенести их в возобновленный Саввино-Сторожевский монастырь.
Заветный камень
— Рака с мощами преподобного Саввы постоянно пребывает в монастырском Рождественском соборе. В каком режиме паломники могут им поклоняться, прикладываться к ним?
— Ежедневно в шесть часов утра у нас совершается братский молебен, после которого прикладываться к мощам можно свободно в течение всего дня до окончания вечернего богослужения. Более-менее ощутимая очередь бывает только по большим праздникам; в будние дни, как правило, ее нет вовсе, но это зависит от графика прибывающих паломнических групп.
— В выходные дни туристов действительно очень много. В церковные праздники много, наоборот, паломников. Братии и те, и другие посетители определенное беспокойство, конечно, доставляют. Но это не тот вопрос, ради которого лишний раз стоит ломать копья. Гостям мы всегда рады, а если какого-то насельника слишком уж сильно смущают большие массы посторонних людей, ему благословляется в такие моменты не покидать свою келью. Другое дело, из-за постоянного наплыва паломнических и туристических групп насельникам бывает сложно уединиться, помолиться в тишине, остаться один на один с Богом. Специально для разрешения этой проблемы на монастырской земле (хотя и вне крепостных стен обители) мы создали так называемое рыбное хозяйство. Это, по сути, большой пруд, выкопанный к западу от угловой Житной башни на южном прясле монастырской ограды. Промыслового значения этот водоем не имеет. Мы его однажды зарыбили, после чего биологическое сообщество там поддерживается автономно в естественной среде обитания. Братия даже в самый напряженный праздничный день может там уединиться, немного отдохнуть от людского потока и связанного с ним шума; кто хочет — поудить рыбу.
— Насколько многочисленна ныне братия монастыря? Откуда приходит пополнение, довольны ли вы им?
— Монашествующих в постриге у нас 31 человек: 12 священников, семь диаконов, семь монахов, пять иноков. Кроме этого, постоянно в монастыре пребывают пять послушников и четыре трудника, так что всего насельников ровно четыре десятка. Живут еще трудники, которые длительное время занимаются теми или иными работами на благо обители (например, ухаживают за цветниками). Но по смыслу служения и фактическому статусу это скорее волонтеры, свое будущее с принятием монашества однозначно они не связывают. Приток новичков у нас происходит по большей части из Центральной России. В основном это люди среднего возраста. Некоторых к нам направляют духовники, но так или иначе приводит в наш монастырь преподобный Савва. В принципе вся нынешняя братия прошла ступени трудничества и послушничества в Саввино-Звенигородской обители, так что все они — воспитанники нашего небесного покровителя.
— В последние годы вы благоустроили еще два значимых для обители места: источник преподобного Саввы и его лесной скит, где он любил молиться.
— Колодец между монастырем и рекой Сторожкой, по преданию, ископал сам святой первоначальник нашей обители, и он сам поначалу носил оттуда в монастырь воду. Это место как родник с вкусной ключевой водой было популярно в народе всегда, даже в самые глухие советские годы. В 1997 году мы частично его отреставрировали. А к 600-летию преставления преподобного Саввы воссоздали часовню над святым колодцем. Туда протоптана поистине народная тропа, все в округе почитают и ценят это место.
Скит удалось полностью восстановить также благодаря празднованию шестивекового юбилея преставления преподобного Саввы. Тогда это место находилось в плачевном состоянии. Еще бы чуть-чуть — и уцелевшие постройки признали бы аварийными. Мы кинули клич, и нашлись благотворители, согласившиеся профинансировать непростые работы по укреплению и реконструкции сооружений. Удалось забетонировать свайное основание фундамента, отреставрировать все фасады и внутренние стены братского корпуса, убранство храма. Сейчас скит в прекрасном состоянии. К сожалению, братии там немного — скитоначальник, его помощник и два брата.
— Паломники могут посещать это место?
— Конечно! Это же одно из самых чтимых мест нашей обители с пещерой, где, по преданию, молился преподобный Савва. Ее, кстати, удалось восстановить еще к 2007 году, там открылся камень, на котором преподобный Савва нес свои молитвенные подвиги. Теперь воссоздана старинная мозаичная икона преподобного, все желающие могут прийти и помолиться перед ней.
История с реставрацией
— У вас разработаны и проводятся прекрасные экскурсии. При этом исторически сложилось ваше соседство как с выставочными залами Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, так и с двумя учреждениями лечебно-восстановительного профиля (санаторием Министерства обороны и домом отдыха «Таежные дали»). Предлагаете ли вы паломникам и светским туристам разные экскурсионные программы или направляете их по одному и тому же маршруту?
— Каких-то особых различий мы не делаем. Стараемся рассказывать так, чтобы интересно было всем. При разработке тематического наполнения экскурсий наши гиды ориентируются на запросы православных паломников, имея в виду кругозор контингента санатория и дома отдыха (чьи отдыхающие часто бывают у нас на богослужениях). А кроме того, мы учитываем, что те, кто купил билет на музейные выставки, как правило, обязательно побывают и в монастыре и зайдут в наш паломнический центр. Часто, впрочем, бывает наоборот: группы или индивидуальные посетители сначала приходят в монастырь, а затем, обнаружив рядом музей, посещают и его.
— Скажите, пожалуйста, в каком состоянии находятся недвижимые памятники обители, то есть ее архитектурный ансамбль? По всем ли зданиям завершен реставрационный цикл или на каком-то из объектов еще предстоят масштабные работы?
— Прежде всего замечу, что монастырский ансамбль государство передало Церкви за исключением Казначейского корпуса, Привратницкой, Сторожки (в пределах монастырской стены) и 14-го гостиничного корпуса (снаружи от нее). Если говорить о находящихся в нашем распоряжении объектах, полный реставрационный цикл завершен практически по всем зданиям, за исключением Сергиевского придела в монастырском соборе, а также Преображенской церкви, где предстоит завершить роспись, установить иконостас и воссоздать полы. Весь этот комплекс работ, думаю, займет несколько лет.
Из небогослужебных зданий-памятников некоторое беспокойство вызывает состояние Казначейского корпуса, расположенного возле угловой Провиантской башни в северной части территории. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев пообещал Святейшему Патриарху Кириллу, что музей освободит его помещения. Но до сих пор там расположено фондохранилище, мало того, музей еще и отключил его от отопительной сети. Не знаю, как это повлияет на музейные фонды, но зданию это на пользу точно не пойдет. В следующем году в Звенигороде обещают закончить реконструкцию исторического Манежа на Московской улице, в свое время переданного властями музею. Надеемся, после этого музейщики перевезут свои фонды туда и окончательно освободят Казначейский корпус. Упомяну еще о важных работах по приведению в порядок инженерных коммуникаций. Электропроводку в братских корпусах уже заменили. В ближайшее время приступаем к ремонту и замене обветшавших труб водопровода и отопления в подвале Царского дворца Алексея Михайловича.
— Вам выпало жить в очень интересном здании, где сама история растворена буквально в каждом коридоре, в каждой комнате и в каждой старинной палате. Мысли о том, что когда-то здесь сам царь размещался, вас не посещают?
— Не без этого! Да и не только в царе Алексее Михайловиче дело, хотя этот государь, конечно, оставил колоссальный след в возвеличивании и благоукрашении нашей обители. Чего стоит хотя бы явление в ночь с 31 августа на 1 сентября 1812 года преподобного Саввы наполеоновскому пасынку королю Италии Евгению Богарне! Ведь это событие, благодаря которому французы не разграбили монастырь, имело место тоже здесь, в одной из анфилад царского дворца. Архитектурное наследие монастыря — достояние и Церкви, и российского государства, и всего нашего народа, поэтому на нас лежит обязанность заботиться о нем и передать его будущим поколениям в должном состоянии.
Адрес: Звенигород, Ратехинское шоссе, 8. Тел. гостиницы: +7 (963) 640-37-00.
Проезд: электричкой — от Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом № 23 или № 51 до остановки «Монастырь»; автобусом — от станции метро «Кунцевская» до города Звенигорода, далее автобусом № 23 или № 51 до остановки «Монастырь»; автомобильным транспортом — по Новорижскому шоссе, далее по ММК до Звенигорода, где повернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца, повернуть направо и далее вдоль реки Москвы до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь»; для пользователей навигаторов лучше всего указывать пунктом назначения населенный пункт «Саввинская слобода».
Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1398 г. монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича, сына святых Димитрия Донского и Евфросинии Московской. Вначале была выстроена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ее расположили на высокой горе Стороже, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, где проводил время в молитве.
В XV-XVII вв. Саввино-Сторожевский монастырь выполнял роль западного форпоста Московского княжества. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Федор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией и получил лаврский статус, а по уставу был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. Монастырское предание объясняет особое усердие второго царя из династии Романовых к этой обители чудесным заступничеством звенигородского чудотворца — спасением самодержца на охоте от лап лютого медведя. В царствование этого же государя случилось и обретение честных мощей преподобного Саввы Сторожевского — 19 января (1 февраля н. ст.) 1652 г.