святыни новодевичьего монастыря в москве
Новодевичий монастырь
Самый красивый московский монастырь – Новодевичий, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска России из польско-литовского владычества. Этот город называют «ожерельем России», и сам монастырь похож на роскошную жемчужину, словно лежащую в раскрытой раковине у подножия Воробьевых гор.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией (греч. Путеводительница) попала на Русь в XI веке, еще до основания Москвы. По преданию, она была написана Апостолом Евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Потом чудотворный образ попал в Иерусалим, а оттуда – в Константинополь, столицу Византийской империи. В 1046 году император Константин IX Мономах отпустил эту икону в далекую Русь вместе со своей дочерью, царевной Анной, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода образ остался в городе Смоленске.
А в 1398 году, когда история уже сильно изменила облик древней России и неведомая прежде Москва стала ее столицей, мощно отражавшей натиски врагов и одержавшая победу на Куликовом поле, супруга московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна, отправилась в Смоленск повидаться со своим отцом, литовским правителем Витовтом. Он благословил свою дочь чудотворным образом Смоленским и отпустил икону с ней в Москву. Святыню с великим благоговением поместили в кремлевском Благовещенском соборе – домовом храме московских великих князей.
С тех пор прошло чуть более полувека, и жители Смоленска, находясь под властью Польши, просили московского государя Василия II Темного вернуть им святую икону. О том великого князя упрашивал епископ Смоленский Михаил, и князь согласился, желая этим благочестивым поступком привлечь население Смоленска на сторону Москвы. С иконы сняли список и поместили его в Благовещенский собор. А чудотворный образ с крестным ходом проводили из Кремля до далекой окраины на берегу Москвы-реки, близ Саввина монастыря, основанного, по преданию, самим Александром Невским, – и там отслужили молебен, после чего отпустили икону в Смоленск. Это произошло 28 июля (10 августа) 1456 года. С тех пор каждый год в этот день к месту прощания москвичей с образом совершали крестный ход. А в 1514 году великий князь Василий III, внук Василия Темного, покорил Смоленск и присоединил его к московскому княжеству. И по его обету в 1524 году там, где когда-то провожали Смоленскую икону, был основан Новодевичий монастырь. По легенде, именно на том месте возвращавшийся в столицу с победой великий князь успешно переправился по льду через Москва-реку с Воробьевых гор и поставил там первую деревянную церковь.
Эта версия истории появления в Москве дивного монастыря общепринята. Однако существует иная точка зрения, – будто бы не литовский князь Витовт отпустил икону в Москву вместе с дочерью, а монгольские военачальники забрали чудотворный образ из Смоленска и подарили его московскому правителю, а он потом вернул икону в Смоленск по просьбе местных жителей.
И московские легенды, овеявшие Новодевичью обитель, как кружевом, порой связывали татаро-монгольское нашествие и происхождение монастыря, особенно его имени. Как ни странно, оно долго представляло загадку для историков. Одна легенда гласит, будто бы в годы чужеземного ига дань захватчикам приносили не только деньгами, но и самыми красивыми русскими девицами: их собирали на поле за городом, отбирали лучших и отправляли в Золотую Орду. И оттого это поле стало называться Девичьим, а потом и основанный там монастырь. По другому преданию, его первая настоятельница, схимомонахиня Елена, имела прозвище Девочкина, и это запечатлелось в старомосковском имени монастыря. Или же просто обитель предназначалась для девиц. Но обычно считается, что монастырь на левом берегу Москвы-реки был назван Новодевичьим в отличие от другого женского монастыря, опекаемого государевой властью и находившегося до революции в самом Кремле – Вознесенского, прозванного «Стародевичьим».
Полностью Новодевичий назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона – не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель.
Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин – по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. Здесь же, в Смоленском соборе был погребен начальник Оружейной палаты Богдан Хитрово – за свои старания и за заслуги своих подчиненных.
Зубчатые крепостные стены и башни обители были возведены в конце XVI века при Борисе Годунове тоже по образу стен московского Кремля, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны, которые придали монастырю сходство с жемчужиной. Он был и военным оплотом Москвы, входя в число ее «сторож». В 1612 году войска русского ополчения осадили в нем последних польских интервентов – тогда обитель была почти полностью разорена, но восстановлена уже первыми Романовыми так, что стала местом царского богомолья. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович ходили сюда из Кремля, и, поскольку монастырь располагался за городом, то у его стен ставили шатры и ночевали в них, оставаясь на утреннюю службу, а после нее угощали братию. Отсюда пошел обычай народных гуляний под Новодевичьим – потом они были перенесены на Девичье поле и на Пресню. И еще благодаря Новодевичьему монастырю в первопрестольной появилась улица Пречистенка – истинный символ старой Москвы. Сама улица существовала и раньше, но имя было ей даровано личным царским повелением в 1658 году – в честь иконы Пречистой Девы, к которой с крестным ходом шли по этой улице из Кремля в Новодевичий монастырь.
История сразу же вписала Новодевичий на страницы своей летописи. После смерти царя Федора Иоанновича, «последнего Рюриковича», в Новодевичий монастырь удалилась его вдова, царица Ирина Годунова, под именем Александры, и рядом с ней жил ее брат, боярин Борис Годунов, ожидая здесь своего избрания на русский престол. Став царем, он не забыл об этом времени и благоукрасил обитель.
В годы раскола в Новодевичьем временно держали под стражей боярыню Морозову. А в 1689 году Петр I заточил сюда властолюбивую царевну Софью, которая не хотела уступать русский трон возмужавшему брату, и которую так поддерживали бунтовавшие московские стрельцы. Тогда при монастыре Петр устроил отделение Преображенского приказа – в 1698 году здесь допрашивали бунтовщиков, а головами казненных стрельцов унизывали зубцы монастырских стен. Виновных вешали и перед окнами кельи царевны Софьи – стена этой кельи, по преданию, примыкала к Покровской церкви обители. Известно, как появилось это предание: в начале XVIII века в монастыре жили две столетние старицы, – «самовидицы» царевны Софьи, которые помнили ее живой. Они и указали келью опальной царевны. Здесь она умерла в 1704 году.
Та же участь постигла Евдокию Федоровну Лопухину, первую жену Петра I и мать царевича Алексея, которая, по легенде, прокляла любимое детище Петра – город Санкт-Петербург. В 1727 году ее перевели сюда из Суздаля (по другой версии – из Шлиссельбургской крепости) уже после смерти императора и незадолго до собственной кончины. Обе родственницы Петра – и сводная сестра, и первая супруга – погребены в главном Смоленском соборе монастыря. Здесь же похоронены сестры царевны Софьи – Евдокия и Екатерина. А в подклете Смоленского собора находится гробница дочери Ивана Грозного, Анны, умершей во младенчестве.
И еще во времена Петра в Новодевичьем монастыре был временно устроен приют для «зазорных младенцев» женского пола, то есть для незаконнорожденных детей, где их растили, воспитывали и обучали искусству плести кружева. Этот приют был далеким прообразом Московского Воспитательного дома.
А потом оказалось, что опасность была еще более страшной, и что несостоявшийся поджог был не простым актом вандализма. Остались интереснейшие свидетельства современников о том, как потрясенный красотой русской столицы Наполеон не хотел отступать из Москвы, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря – Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока своими глазами не увидит его гибели. Будто бы он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. И тогда один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву.
Смоленская икона три месяца пребывала в русской армии. Перед Бородинской битвой по приказу главнокомандующего Кутузова чудотворный образ с молебствием носили по рядам войска. Потом Смоленскую икону привозили на освящение благодарственного храма Христа Спасителя, и ее образ помещен в верхнем центральном медальоне на южном фасаде храма.
При монастыре существовал тайный подземный ход – «необходимая принадлежность каждого русского поселения», как писал знаменитый московский археолог Яков Стеллецкий, тот самый, который долго искал в кремлевских лабиринтах легендарную библиотеку Ивана Грозного. Он одним из первых обследовал подземные ходы и подвалы Новодевичьего монастыря, усердно собирая о них слухи местного населения. И поскольку он не нашел на территории монастыря традиционного «древнего колодезя», ученый сделал вывод о том, что за водой ходили на Москву-реку и к местному пруду по тайному, неприметному для постороннего глаза ходу. Однако этот тайный ход был сделан не только для укромного водозабора, но и для сообщения с городом на случай осады.
Новодевичье кладбище делится на «старое» и «новое». Тихое «старое» кладбище находится на территории самого монастыря. «Новое» или «южное» кладбище примыкает к монастырю с юга и отгорожено от него красной стеной. Оно появилось в 1898-1904 г.г. и еще расширялось в советское время, когда Новодевичье кладбище стало вторым по степени почетности местом захоронения в СССР после Кремлевской стены. Даже пускали на это кладбище по особым пропускам, и свободного доступа гражданам туда не было.
Новодевичий монастырь закрыли в 1922 году. Монахини были изгнаны из своей обители, и здесь распахнул двери «Музей раскрепощения женщины», позднее преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1920-х годах на опустевшей колокольне закрытого монастыря получил мастерскую известный художник-футурист В. Татлин, автор неосуществленного, к счастью для Москвы, проекта гигантской башни III Интернационала – конструированного изображения хаоса, в виде спирали устремляющегося в небеса. Он запускал с колокольни свой летательный аппарат «Летатлин», который должен был, как крылья, двигаться мускульной силой «нового», освобожденного человека. И рядом, на той же территории Новодевичьего монастыря в старинных палатах XVII столетия почти полвека прожил знаменитый реставратор Петр Дмитриевич Барановский, чьими усилиями были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры. Два разных человека, две судьбы, две истории.
Осенью 1943 года в Новодевичьем открылись Московские богословские курсы, а через год – Богословский институт, затем преобразованные в Московские духовные семинарию и Академию, и переведенные в Троицкую Лавру. А с 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.
В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда – вполне московский курорт.
Святыни
Смоленская икона Божией Матери
В Византии эту икону называли «Одигитрия«, Путеводительница, которая была в том числе символом воинской доблести, ей благословляли воинов перед сражением. Список этой иконы был привезен на Русь из Византии в 1046 г. византийской принцессой Анной Мономах, дочерью византийского императора Константина Мономаха. Анна стала женой черниговского князя Всеволода Ярославича. Сын Всеволода и Анны Владимир Мономах в 1095 году перенес образ из Чернигова в Смоленск, где в 1101 г. построил деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона Смоленской Богоматери (Одигитрия) была размещена.
В 1404 году, когда Смоленск был захвачен Литовским княжеством, икона была привезена в Москву и до 1456 года находилась в Благовещенском соборе Кремля. Перед тем, как икону возвратили в Смоленск, с нее был сделан список и размещен в Благовещенском соборе Кремля. Икона Смоленской Богоматери (Одигитрия) в Новодевичьем монастыре середины XVI в. является списком с кремлевского образа. Древняя византийская икона Смоленской Богоматери (Одигитрия), которая была привезена на Русь в 1046 г., была утеряна во время Второй мировой войны.
Иверская икона Божией Матери
Икона Богоматери «Иверская» была привезена в Москву 13 октября 1648 года из Иверского монастыря на Святой Горе Афон в подарок царю Алексею Михайловичу. Древнюю, афонскую икону обливали святой водой и на ней замешивали краски, которыми писали новую икону. Во время работы иконописец Ямвлих Романов соблюдал строгий пост. Икона написана на кипарисовой доске и является точным списком по образу и размеру древней иконы из Иверского монастыря на Святой Горе Афон. На нижем поле сохранился автограф мастера: «Писал Сию со тщанием Ямвлих Романов в кельях Иверских живущих. Лета 7156 (1648)». В верхней части иконы — надпись на греческом языке «Πορταΐτισσα» (Портаитисса, Вратарница).
В 1654 г. икона Иверской Богоматери сопровождала царя Алексея Михайловича в поход на Смоленск и по возвращении, в благодарность за одержанную победу, он поставил ее в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.
Икона Иверской Богоматери находилась в Новодевичьем монастыре более трехсот лет. В конце 2010 г. в связи с переездом филиала Государственного Исторического музея из Новодевичьего монастыря, икона впервые покинула древнюю обитель.
В настоящее время икона Иверской Богоматери находится в Успенском храме Новодевичьего монастыря.
Новодевичий монастырь: там, где Москва простилась со святыней
Приблизительное время чтения: 4 мин.
История создания Новодевичьей обители началась, собственно, еще за десять лет до ее основания. В 1514 году, в связи с крупным военным успехом – взятием города Смоленска в очередной кампании – великий князь Московский Василий III дал обет основать в честь этого значимого события монастырь.
Новодевичий монастырь.
Ночной вид (вид с северо-востока), 1848
И вот, спустя десятилетие, в 1524 году был основан Новодевичий женский монастырь. Монастырь был основан именно на том месте, где в 1456 году москвичи попрощались со Смоленской иконой Божией Матери, которую они возвращали назад Смоленску (до этого икона несколько десятилетий пробыла в Москве). Так как монастырь основывался в честь взятия Смоленска, то и место выбрали символичное. На память об этом событии в обитель был перенесен список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери.
Одной из отличительных особенностей обители стало то, что здесь часто постригали в монахини представительниц знатных боярских родов. Иногда такие постриги совершались явно против воли постригаемых. Так, например, в 1598 году, после смерти царя Федора Иоанновича, который был сыном Ивана IV Грозного, его супруга царица Ирина приняла здесь постриг с именем Александры.
21 февраля 1598 года к монастырю пришли москвичи – просить на царство Бориса Годунова. А в самом начале Смутного времени, в 1610 году, когда род Годуновых был по-сути уничтожен, в монастырь была поселена инокиня Ольга – многострадальная дочь Бориса Годунова Ксения. На ее долю выпало расплачиваться за годы правления своего отца.
Наполеон. Жак Луи Давид, XVII век
В 1812 году монастырь посетил Наполеон. С французами связан один важный момент в истории обители. Перед своим уходом из Москвы они заминировали ее наряду с другими зданиями. Возможно, нам было бы не суждено увидеть обитель в целости, если бы не подвиг одной из насельниц. Монастырская казначея монахиня Сарра успела затушить фитили, которые вели к бочкам с пороховыми зарядами. Так монастырь был спасен от варварского разрушения.
Пятиглавый Смоленский собор является сердцем Новодевичьей обители – он был построен в 1524-1525 годах. После завершения строительства собор был украшен уникальными фресками, которые на сегодняшний момент составляют одно из ярких свидетельств таланта храмовых иконописцев XVI века. Уже к XVII веку оформился основной архитектурный ансамбль монастыря. Как ни странно, все основные постройки обители были возведены под руководством царевны Софьи, которой впоследствии пришлось провести здесь остаток жизни. Например, в 1690 году была построена колокольня, чуть ранее, в 1685-1687 годах — трапезная монастыря с Успенской церковью. Также при царевне Софье были возведены две надвратные церкви — Покрова Богородицы и в честь Преображения Господня.
Ходим-Бродим
или заметки путешественницы
Храмы Новодевичьего монастыря
Нетревожен, как богатырь,
будто в зеркале — над водой,
Новодевичий монастырь
охраняет святой покой.
Корман Владимир Михайлович, 2010
Есть в Москве чудесное место, где должен побывать каждый — Новодевичий монастырь.
Новодевичий монастырь относится к Историческому музею. На территории монастыря необыкновенно приятно просто находиться, гулять и все осматривать.
Построен он был в 1524 году великим князем Василием III в честь взятия Смоленска и присоединения его к московскому княжеству. Главная святыня монастыря Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия», в честь которой и был освящен монастырь.
Основание обители еще связывают с расторжением брака Василия III. Именно сюда он хотел сослать свою жену, великую княжну Соломонию.
Почему он называется Новодевичьим, единого мнения нет. Существует несколько версий, откуда пошло название Новодевичий. По одной из версий, раньше на этом месте было поле. Здесь выбирались самые красивые девушки Москвы. Их отправляли в качестве дани в Золотую Орду. По другой – монастырь стал так называться по фамилии первой настоятельницы Девочкина. А самая вероятная третья версия – обитель предназначалась для девиц. Позже появилась приставка «ново» для того, чтобы отличать монастырь от Стародевичьего Вознесенского, находившегося в Кремле. Сейчас этот монастырь уже не существует.
В этот самый богатый и привилегированный монастырь поступали знатные женщины. Далеко не все появлялись здесь по своей воле.
Здесь приняли постриг родственницы Ивана Грозного – вдова младшего брата и вдова его старшего сына. Царица Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым жили в монастыре. Царевна Софья, не желавшая уступать трон своему брату Петру I, была заточена в монастырь и насильно пострижена в монахини. Евдокия Федоровна Лопухина – первая жена Петра Великого была переведена сюда незадолго до смерти.
Свою прогулку я начала с парка, расположенного около стен монастыря. С берега Большого Новодевичьего пруда открывается великолепный вид на резные стены древнего монастыря.
Парк небольшой, но очень уютный. В нем разбиты цветники. Есть детская площадка, хорошие дорожки и много лавочек. Приятно побродить по тенистым аллеям парка в жаркий летний день.
Скульптура маме-утке в парке «Новодевичьи пруды» по мотивам сказки американского писателя Роберта Макклоски «Дайте дорогу утятам». Эта композиция подарена Барбарой Буш Раисе Максимовне Горбачевой и установлена в парке в 1991 году. Утка с утятами точная копия скульптуры, установленной в Центральном Бостонском парке. Автор скульптуры Нэнси Шеен.
Плакучие ивы на берегах пруда придают ему очень красивый вид. Приятно посидеть в их прохладной тени и полюбоваться куполами монастыря, отражающимися в пруду.
Между Большим и Малым Новодевичьими прудами есть живописный мостик, на кованных перилах которого влюбленные вешают на счастье замочки. Замечательное место для свиданий.
Напрудная или Софьина башня — место заточения старшей сестры Петра I.
Говорят, что если прикоснуться к стене Софьиной башни и загадать желание, оно непременно сбудется. В щели стены можно оставить записочку с пожеланиями, как в «Стене плача» в Иерусалиме, но многие, для верности, пишут свои желания прямо на стене.
Совершив приятную прогулку вокруг Новодевичьего пруда, захожу на территорию монастыря через главный вход. Над ним уходит высоко в небо своими башнями Перображенская надвратная церковь (1687-1688гг).
Справа от главных ворот находятся Лопухинские палаты, построенные в 1687-1688 для дочери царя Алексея Михайловича, царевны Екатерины Алексеевны. Названные позже по имени Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Она проживала здесь в 1727-1731 гг.
Стрелецкая караульня при Напрудной башне
Певческие палаты. Начало XVIII века.
Успенская церковь с трапезной палатой. 1685-1687гг.
Обхожу Успенскую церковь справа и направляюсь к мавзолею Волконских. В церковь я еще вернусь.
Мавзолей Волконских. Первая половина XIX века.
Сетуньская стрелецкая караульня XVII век. Круглая Сетуньская башня.
Покровская надвратная церковь 1687-1688
Обходя вокруг Успенской церкви, я увидела приоткрытую дверь. Любопытно — что там за ней?
Цветы повсюду. Очень красиво.
Вышла к Смоленскому собору, а за ним вдали часовня Прохоровых.
Смоленский собор 1524-1525 гг.
Рядом со Смоленским собором находится колокольня
Колокольня 1689-1690 гг.
Слева от колокольни Филатьевское училище XIX век
Справа от колокольни Больничные палаты XVII век
Часовня-усыпальница Прохоровых начало XX века на фоне Смоленского собора
На фоне колокольни
Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Он словно запутался в ветвях деревьев. Я обошла его вокруг и, конечно, зашла в храм.
Удачный ракурс: Успенская церковь, Смоленский собор и колокольня.
Напротив Успенской церкви наблюдала любопытную картину. На камне сидела ворона, похоже ручная. Посетители угощали ее кто чем, поили водичкой, разговаривали с ней. Вокруг собралась толпа. Ворона никого не боялась и не улетала, гордо восседала на камне и принимала дары.
На этом мое путешествие по Новодевичьему монастырю закончилось. Вышла опять через Преображенскую надвратную церковь. Дорога к метро Спортивная. Квадратная — Царицына башня. Круглая — Никольская башня.
Как добраться до Новодевичьего монастыря
На общественном транспорте: м. Спортивная, далее около 5-7 минут пешком.
Адрес: г.Москва, Новодевичий проезд, дом 1.
Часы работы
На территорию можно пройти ежедневно с 9-00 до 17-00.
Смоленский собор открыт с 15 мая до конца сентября, службы проводят во время престольных праздников. Успенский храм работает круглогодично.
Музеи работают с 10-00 до 16-30, вторник – выходной. Первый понедельник каждого месяца – санитарный день.
Стоимость билетов
Цена билетов в музеи: взрослые – 300 рублей, школьники студенты и пенсионеры – 100 рублей.
Новодевичий монастырь на карте
Храмы Новодевичьего монастыря : 2 комментария
Огромное спасибо за приятное с полезным! Удивительно красивые фото и интересный рассказ. Успехов Вам!