святыни новоафонского монастыря в абхазии
Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь
Мiръ Абхазия Гудаутский район Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь
Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь — мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) при участии российского императора Александра III. 11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви.
С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».
Содержание
История [ править ]
Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.
Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению.
В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.
Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.
До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.
В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году.
10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.
Современное состояние [ править ]
Всего в обители шесть храмов: надвратный — Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона (небесного покровителя настоятеля архимандрита Иерона (Васильева)) и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».
В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, высится построенный в 1888—1900 годах Пантелеимоновский собор. Его венчают пять куполов; высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53,3 м, ширина — 33,7 м. Собор построен в неовизантийском стиле, распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века. Изнутри стены расписаны в 1911—1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством М. В. Молова и А. В. Серебрякова. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением Абхазии.
Под колокольной башней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми.
Новый Афон
Я расскажу о том, как полезно иногда идти по дороге, не зная, куда она тебя приведёт. Мой путевой очерк — об известных и в то же время неизвестных святынях Нового Афона. Буду очень рада, если кто-то пройдёт моим маршрутом и увидит своими глазами это удивительное место, которое довелось увидеть мне.
Новоафонское утро. Солнце еще не показалось из-за гор, лишь небо посветлело. Но петухи уже вовсю стараются перекричать друг друга. По объему глотки российские петухи, очевидно, уступают абхазским. Эти птички начинают петь с четырех утра, не давая нам выспаться. Но благодаря им наш день начинается раньше, а, как известно, кто рано встает, тому Бог подает. И мы это на себе испытали еще как.
Сейчас, когда нет еще и семи утра, хозяйки в домах уже хлопочут на кухне, хозяева пьют чай на веранде (наверняка с инжировым вареньем — сейчас как раз сезон этих сладких фиолетовых луковиц). До обеда, пока нет сильной жары, им многое надо успеть: например, сходить на рынок за овощами или починить винную бочку. Как во всех жарких странах, местные жители в полуденный зной стараются не высовывать нос из тени.
Сбежавший жених
Не так много на земле апостольских мест, где проповедовали ученики Спасителя. И Новый Афон – одна из таких точек на карте.
Симон Кананит – один из ближайших учеников Иисуса Христа. Это на его свадьбе в Кане Галилейской, в самый разгар праздника, закончилось вино. Тогда Иисус Христос сотворил Свое первое чудо – претворил воду в вино, о чем повествуют почти все евангелисты. После этого чуда Симон уверует во Христа и отправится вслед за Ним, оставив свою невесту.
После сошествия Святого Духа на апостолов разлетелась Благая весть по миру: Фома отправился в Индию, Петр – к римлянам, Лука – в Грецию. А Симон Кананит пошёл проповедовать вместе с Андреем Первозванным в Осетию и Абхазию. После города Севаста (нынешний Сухум) пути апостольские расходятся: апостол Андрей отправляется дальше, вдоль Черноморского побережья Кавказа, доходит до Булгарии, а Симон остается здесь, селится в пещере в ущелье реки Псыртсхи. Здесь и живет он, проповедуя язычникам Евангелие Христово.
В 1884 году монахи Пантелеймоновской обители обустроили пещеру как часовню. Теперь к ней ведут каменные дорожки вдоль ручья, а место это зовется «парк-заповедник» и вход туда платный.
Самое лучшее время посещения келии апостола – раннее утро. Мы пришли еще до открытия территории парка. У входа нас встретил дедушка-абхазец, судя по всему – смотритель. Разговорились. «Паломники, что ли?». Туристы сюда так рано не заглядывают.
В этот предрассветный час здесь, в парке, по-особому тихо и таинственно. Солнце еще не пробилось сквозь зеленый полог деревьев, лесная свежесть бодрит. Еще нет посетителей, экскурсоводов, предлагающих «зарядиться положительной энергией от стопы апостола Симона»… Нет никого – и земля будто вспоминает минувшие тысячелетия. А если не глядеть под ноги, на всё сотворенное человеком – дорожки, мостики, урны, таблички, — то можно представить, как все было 2000 лет назад, когда по этим камням ступал ученик Христа.
Купола и пальмы
Монастырь для посетителей открывается в 10.00. Когда мы подошли к стенам монастыря, на часах не было и девяти. У входа на ступенях сидело несколько человек. Праздно слоняться у закрытых ворот не хотелось, и мы решили осмотреть окрестности. Обогнув монастырь, мы вышли к развилке двух дорожек, одна из которых вела вниз, ко храму Симона Кананита, а другая уходила вверх, за поворот. Мы выбрали последнюю и, нимало не заботясь, куда она нас приведет, зашагали в гору.
Места эти имеют богатейшую историю и множество исторических наименований: Трахея, Анакопия, Псыртсха (по названию реки), Никопсия… “Новым Афоном” это место стало называться только в XIX веке, когда русские монахи со святой горы Афон приплыли, чтобы основать здесь обитель. В то время положение русских на Афоне было незавидным: греческое духовенство притесняло русскую братию и даже хотело тайно вывезти их на турецком корабле в Малую Азию. Тогда-то игумен русского Свято-Пантелеймоновского монастыря архимандрит Макарий и обратился к русскому послу в Константинополе графу Игнатьеву с просьбой ходатайствовать перед российскими властями об «уголке земли на Черноморском побережье», чтобы постороить там новую обитель.
…Дорога ведет нас мимо ветхих домов с заколоченными окнами. Чем выше, тем заброшенней становится местность. Тишина и запустение. Переспевший виноград, свисающий гроздьями с изгородей, уже давно никто не собирает; инжир опадает прямо в кадушку с водой. Ни души. Только изредка собаки встречают нас заливистым лаем.
Дома здесь были когда-то добротные, да и сейчас, при починке, могли бы стать вполне сносными. Только вряд ли кто-то возьмется за них: все перебираются ближе к морю — в горах делать нечего. Там, внизу, можно надеяться хоть на какой-то заработок с курортного бизнеса – торговли мороженым, шашлыком и надувными кругами.
Оборачиваемся назад: открывается живописный вид. Монастырь виден как на ладони — и не скажешь, что рассчитан на 3000 человек!
Отсюда он кажется стоящим совсем на берегу, между тем над уровнем моря он возвышается на 73 метра. Сейчас мало кто представляет, сколько трудов было положено на устройство этих мест. Братия под началом иеромонаха Иерона рубили лес, расчищали непроходимые заросли, срывали каменистые горы, засыпали пропасти и ущелья. Чтобы начать строительство, прежде нужно было срезать несколько десятков тонн горной породы. Все это делалось, разумеется, вручную. Были приглашены архитекторы, инженеры, художники – масштабы стройки по тем временам были грандиозные.
А если присмотреться, еще ниже, почти у самого берега различимы очертания монастырских прудов с лебедями (разумеется, лебедей с такой высоты не видно, но мы-то знаем, что они есть). Пруды обсажены плакучими ивами, олеандрами, кустами жасмина, финиковыми пальмами. Туристы очень любят этот парк, приходят туда покормить хлебным мякишем лебедей. Сейчас, конечно, все позабыли, что пруды эти тоже принадлежали когда-то монастырю и появились они стараниями иеромонаха Иерона и братии. Сегодня там расположились различные кафе и рестораны.
Удивительно, как здесь одна эпоха наслаивается на другую! Напоминают о советском прошлом скульптуры спортсменок-комсомолок, фонтанчики и уже позеленелые перила. Но где застыло время, так это в столовой напротив парка, где можно плотно пообедать в лучших традициях общепита за каких-нибудь 150 рублей.
Сквозь весь этот совок проглядывает и другое время. Кипарисовая аллея, ведущая от храма Симона Кананита к монастырю, до сих пор зовется «царской». Августейшая семья присутствовала здесь при закладке Пантелеимоновского храма в июне 1888 года. Об этом событии говорит и мемориальная доска неподалеку от водопада, который, кстати, также соорудили иноки.
Подумать только: побережье было когда-то заболоченным и поросшим субтропическим лесом, буквально несколько рыбацких хибар и – ничего больше. Сейчас мало кто помнит архимандрита Иерона с братией, которые трудились не покладая рук, возделывая эту дикую территорию.
Дорога к паровозу
…Мы продолжаем подниматься вверх — «Куда-нибудь эта дорога да приведет». Поворачивать назад не хочется: а вдруг за следующим поворотом покажется то, ради чего стоит попотеть, карабкаясь в гору?
За поворотом, действительно, показался пока всего лишь указатель: «Дорога к паровозу. 4 км». “Что за паровоз? Здесь есть железная дорога? На горе?”, — закрутились в уме вопросы.
Забегая вперед, скажу: как позже мы выяснили, тропа, по которой мы так уверенно поднимались, ведет на вершину горы, где до революции было монастырское хозяйство. Александр III подарил монастырю музыкальные куранты, которые и сейчас висят на колокольне в центре западного корпуса и паровоз. В обители функционировала своя узкоколейная железная дорога. Паровоз производства немецкого завода Юнг предназначался для того, чтобы приводить в движение канатную дорогу, соединявшую Иверскую гору с монастырём. По другой версии, в вагонетках переправляли наверх строительные материалы – там велось строительство монастырского хозяйства, а сверху спускались дрова для монастыря. Об остальном – как и почему этот паровозик остался стоять на горе по сей день, куда делась узкоколейка – гугл умалчивает, а местные и вовсе не знают.
Судя по тропке, довольно нахоженной, к паровозу все же ходят люди, но мы поднимаемся уже больше часа и пока не встретили ни души. Панорама города скрылась за зеленым занавесом. Тропинка стала менее крутой, затем совсем пологой. Мы проходим мимо бамбуковой рощи и выходим к деревянной изгороди с воротцами. Это пасека – за изгородью рядками гудят ульи.
… Слышится монотонный звон, и по мере того, как мы идём вперед, звон усиливается. Звонят будто в несколько маленьких колокольчиков. На залитой солнцем лужайке мирно пощипывают травку несколько буренок, а чуть дальше стоит паровоз.
Ближе к небу
Здесь, среди леса, на высоте полкилометра (530м) над уровнем моря, увидеть дореволюционный паровоз – все равно что в пустыне наткнуться на подводную лодку. Для полной картины не хватает рельсов и дыма из трубы. Именно такие паровозики мы видели в детских книжках, мультфильмах и — иногда — на детских площадках. А этот – подойдя поближе, мы разглядели, — весь ещё и изрешечен пулями, бедняга.
Мы скинули рюкзаки с плеч, и, оглядевшись, поняли, что стоим в центре заброшенной усадьбы. Чуть правее белеют руины какого-то здания, увитые плющом, еще подальше – почти целый каменный дом с арками окон и дверей, а рядом с домом – поросший мхом каменный колодец. По расположению деревьев и кустарников нетрудно догадаться, что рассажены они рукой человека в определённом порядке. Аллея тополей-свечек ведет вглубь усадьбы, а слева стройными рядами растут яблони. По всему, когда-то это был прекрасный плодовый сад. (И действительно, кроме яблонь мы обнаружили инжировые и грушевые деревья, айву и виноград – правда, ещё недозревший).
Но мы были не одни. В воздухе всё гудел бубенчиковый звон. Коровы заинтересовались нашим присутствием и пожелали знакомиться. И если бы не они, наверное, от нашего взгляда ускользнула бы еще одна необычная деталь: это пулемет, о который одна из стада коровка решила почесать шею. К сожалению, определить, что это за пулемет и, хотя бы приблизительно, какого времени, мы не смогли. Вполне возможно, что он стоит здесь с войны 1992–93 гг. Когда солнце так радостно светит и звенят бубенчики, совершенно не верится, что война была и здесь, в этом мирном уголке.
Как позже мы узнали, эта поляна, заброшенный сад, пасека и полуразрушенные постройки, – все это – одно из горных монастырских хозяйств. В 1924 году монастырь закрыли за “контрреволюционную деятельность”, а насельников расстреляли. Одно из таких мест расстрелов — та самая солнечная лужайка с паровозом — немым свидетелем мученической кончины монахов.
…Мы не знаем, сколько мы пробыли в этом месте. Нам показалось, что время измеряется не минутами, а как-то иначе. Здесь… благодатно – по-другому не скажешь. Наверное, оттого, что ближе к небу.
С 2012 года Новоафонский монастырь находится в руках раскольников
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Новоафонский мужской монастырь
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Новоафонский мужской монастырь находится совсем недалеко от курортного города Абхазии Сухума. К нему туристов и паломников привлекает не только духовность и святость места, но и красота среди которой он находится. А это чистый морской воздух, красивейшие густые леса. Монастырь имеет древнейшую историю, которая прям манит к себе.
История Новоафонского монастыря
Начало своей истории обитель берет в начале 19-го века. В то время из царской казны было выделено пожертвование в немалой денежной сумме монахам русской обители в Греции. Кроме денежных средств также была выделена земля, которая была печально известна. На ней в первом веке погиб христианский миссионер на Кавказе. Да и в принципе своим видом сама гора чем-то напоминала всем известную греческую гору Афон.
Строительство началось по проекту, сложенному архитектором Никонова. Горниста местность была труднодоступной и достаточно тяжелой для освоения. Но несмотря на это монахи ее немного выровняли – засыпали пропасти и облагородили почву. Сами постройки имели две части – верхнюю и нижнюю. В скором времени были построены приют для паломников, храм Покрова Божьей Матери и хозяйственные постройки. Самой главной гордостью комплекса была специальная школа для мальчиков.
Данная мужская обитель стала центром православия на территории Черноморского побережья Кавказа. Ежегодно его посещают тысячи туристов и паломников. Нужно отметит, что также были и именитые гости такие как князь Михаил Романов, император Николай 2 и т.д.
Монахи вкладывали очень много трудов в обустройство обители. Их руками была построена пристань для пассажиров и грузов, гидроэлектростанция. Более того у монахов была собственная железная дорога и даже паровоз. В садах выращивали фрукты, имелись и пасека, конный завод и винодельня. Размах и влияние монастыря были поистине грандиозными.
С приходом советской власти для обители начались поистине тяжелые времена. На протяжении больше пяти лет монахи пытались защитить и отстоять комплекс, но к сожалению, его все-таки закрыли. И только в начале 90-х годов он начал «подниматься с колен». В стенах корпуса снова начали звучать божественные молитвы. В 2001 году открылось училище и регентская школа. Но несмотря на это ремонтные работы на территории монастыря ведутся и по сей день.
Святыни Новоафонского монастыря
Сегодня подворье Новоафонского монастыря имеет просто великолепный вид. Сюда съезжаются паломники и туристы, чтобы не только посмотреть на всю красоту, но и посетить все шесть храмов и помолится перед святыми образами.
Одним из самых грандиозных храмов, которые входят в состав общины является собор Пантелеимона. В длину он имеет более чем 50 метров, а в ширину 33. Его венчают пять сияющих куполов. Многие специалисты отмечают, что над росписью храма работали самые известные иконописцы и художники.
Иконы
Необходимо отметить, что иконы новоафонского монастыря очень ценны для православного мира. Среди них стоит выделить чудотворную икону Богоматери Избавительницы. На ней Богоматерь изображена в сидящим на ее левой руке Богомладенцем. Младенец держит в левой руке свиток.
Святой образ монастырю передал греческий старец Мартианин, который принес его с самого Афона. Перед тем как скончаться старец завещал святой образ обители. Перед образом молятся в следующих случаях:
Кроме иконы, святыней обители является чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня и мощи Симона Кананита.
Как добраться
Адрес: Республика Абхазия, г. Новый Афон (Анакопия), монастырь св. апостола Симона Кананита.
Чтобы доехать к Новоафонской обители, необходимо сначала добраться до российского курорта Адлер, в 8 км от абхазской границы, затем пересечь пограничный пост «Псоу». Далее, прохождения паспортного и таможенного контроля необходимо сесть на рейсовый автобус, который за 3 часа доставит вас до Нового Афона.
Пусть хранит Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой обители: