святыни николо перервинского монастыря
Николо-Перервинский монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Николо-Перервинский монастырь – это не самая большая и известная обитель Москвы, но от этого он не становится менее интересным. Считается, что построили его во времена Куликовской битвы, и изначально он находился за пределами столицы. Из-за такого расположения монастырь не раз подвергался нападениям, его разрушали, и назвать обитель процветающей было сложно. Изменилось все в период царствования Алексея Михайловича, который приписал к ней Иверскую часовню. Именно в этой обители жил патриарх Адриан, которого избрали вопреки желанию Петра Первого.
Где находится обитель
Расположен Николо-Перервинский монастырь по адресу:
Как добраться до Николо-Перервинского монастыря
Попасть в эту обитель можно как собственным автотранспортом, так и общественным транспортом. В последнем случае есть три варианта:
Выходить из автобусов и маршрутных такси следует на остановке «Николо-Перервинский монастырь».
Посещение обители
Поскольку на сегодняшний день монастырь не действует, его территория открыта ежедневно. Обратите внимание, что на текущий момент у обители статус подворья Патриарха.
Посетителям-паломникам отправиться сюда лучше во время, когда идут богослужения в храмах. Тем, кто интересуется архитектурой, можно прогуляться по монастырскому подворью и в другое время. Вы сможете полюбоваться оригинальным архитектурным ансамблем, который постепенно восстанавливают и реставрируют. Благодаря этому монастырский двор не выглядит опустевшим и заброшенным.
На территории Николо-Перервинского монастыря действует духовная семинария, а также две школы для молодежи: для девушек и для юношей.
Расписание богослужений в Николо-Перервинском монастыре
День недели | Богослужение | Время начала |
Понедельник-суббота | Литургия Акафист Вечерня, утреня | 7.30 16.00 17.00 |
Воскресенье | Литургия Литургия для детей Акафист Вечерня, утреня | 6.30, 9.00 8.00 16.00 17.00 |
Учтите, что в праздничные дни, а также во время поста в Николо-Перервинском монастыре в Печатниках возможны изменения в расписании служб.
При обители действует воскресная школа; в храмах можно заказать требы, таинство крещения или венчания.
Фото монастыря
Николо-Перервинский монастырь в Москве — видео обзор
Хотя монастырь и не является действующей обителью, жизнь на его подворье кипит. Многие стремятся побывать здесь – помолиться в тишине, полюбоваться архитектурой. Еще больше информации о монастыре узнаете из видео. Приятного просмотра.
[blockquote_gray»]Представляю вашему вниманию еще один монастырь, который находиться в Москве — Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь, о котором можно узнать по ссылке ниже:
//www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/moskva/svyatogorskij-v-pushkinskix-gorax.html
А также хочу познакомить вас с Покровским монастырем, где находяться мощи Святой Матроны.
[/blockquote_gray]
Николо-Перервинский монастырь
Содержание
История [ править ]
Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы. Расположенная на берегу Москва-реки, на возвышении, откуда открывались широкие дали, в глубине которых виднелись сорок сороков московских церквей, — она была поистине «обителью», — тихим островком среди житейского моря. За эту красоту окружавшей ее природы, столь близкой каждому русскому сердцу, за эту удаленность от мирской суеты ее любили, посещали и благоукрашали такие замечательные иерархи Русской Церкви, как Патриарх Адриан, митрополиты Московские Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и многие другие.
История Николо-Перервинского монастыря неразрывно связана с историей нашего Отечества и подчеркивает ее основные вехи. Примечательно само название монастыря, полученное им от близлежащей местности, — «Перерва». Оно объясняется тем, что Москва-река изменила здесь направление своего русла, как бы «прерывая» его, и повернула вправо к селу Коломенскому, расположенному как раз напротив обители на другом берегу. Впрочем, первоначально монастырь именовался «Никола Старый», и неизвестно, когда это название изменилось на нынешнее. Но именно оно послужило основанием для тех пророческих слов, которые в свое время произнес митрополит Московский Платон: « Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться! Воздай хвалу Провидению, которое печется о тебе, и никогда не преставай совершенствоваться, идти вперед по тому пути, на который ты так успешно ступила ».
Первые документальные сведения о монастыре относятся к 1623 году, когда в «Указе Царя Михаила Феодоровича из Приказа Большого дворца» упоминается о деревянной церкви Николая Чудотворца, а также о том, что в обители имеется игумен и два старца. Кстати, здесь монастырь назван уже не Николою Старым, а Перервинским. Можно предполагать, что в Смутное время монастырь был разорен поляками, подобно другим русским монастырям, а при Царе Феодоре Михайловиче отстроен заново. В царствование Алексея Михайловича, положение обители значительно улучшается. Благодаря богатым царским вкладам, а также пожертвованиям м i рских и духовных лиц, в 1649 году тут строятся каменные церкви: Успения Божией Матери (освящена в 1650 г.), и Николая Чудотворца с колокольней, освященная в 1654 году. В 1674 году возводится еще один каменный храм — в честь Преподобного Сергия Радонежского. В это же время во владение монастыря передана часовня в Москве между Неглинскими воротами (с 1680 года переименованными в Воскресенские), известная впоследствии как Иверская. Здесь в 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь.
Новейшая история Николо-Перервинской обители начинается со времени пребывания в ней десятого и последнего перед Синодальным периодом Патриарха Московского и всея Руси Адриана (годы Патриаршества 1690-1700). В трудное время Петровских преобразований он был противником западных обычаев, чтил русскую старину и стоял за чистоту Православной веры. Не желая вступать в борьбу с Помазанником Божиим, он отошел от дел и уединился в любимом им Николо-Перервинском монастыре. В конце 1690-х годов на юго-западной стороне были им устроены Патриаршие келлии, или палаты, — приют для уединенного молитвенного жития.
В 1775 году Митрополит Московский Платон (Левшин) основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания.
Весьма много Перервинская обитель обязана святителю Филарету (Дроздов, 1821-1867) своим внешним благоустройством. При нем неоднократно возобновлялись внутренно и наружно стенным иконописанием и позолотой храмы Николаевский, Сергиевский, Успенский и Толгский; был надстроен вторым этажом училищный корпус и сделаны многие другие хозяйственные исправления и постройки. Иверская часовня, издавна приписанная к монастырю, ходатайством Царицы Небесной продолжала приумножаться в его правление денежными вкладами, которые по распоряжению святителя Филарета направлялись на нужды духовно-учебных заведений: академий, семинарий и училищ, — и на общественно-отечественные.
В том же любвеобильном отеческом духе действовали по отношению к Николо-Перервинской обители и прочие владыки Московские: архиепископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов) (1868-1879 гг.), митрополиты Макарий (1879-1882), Иоанникий (с 1882 г.) и Леонтий (с 1891 г.). Они посещали ее, особенно в храмовой праздник св. Николая, и священнодействовали в ней.
Платоновская семинария просуществовала без малого 40 лет, — с 1775 по 1814 годы. Ее сменила Московская Перервинская семинария (1814-1823 гг.), — и мало кому известен тот факт, что Московская духовная семинария, находящаяся ныне в Троице-Сергиевой Лавре, свои истоки имеет именно в Николо-Перервинской обители. На место ее пришли Николо-Перервинские приходское и уездное училища (1823-1867) и, наконец, — Перервинское духовное училище (с 1867 по 1917 гг.). У этих различных духовных школ на Перерве имеется много общего и прежде всего то, что на протяжении всех лет своего существования они питались и духовно и материально от Николо-Перервинского монастыря, находились под покровительством обители и ее небесных заступников, — Матери Божией, — Иверской и Толгской Ея икон, — святителя Николая и Преподобного Сергия Радонежского, — в честь которых освящены главные престолы перервинских храмов.
Те немногочисленные сведения, которые в настоящее время известны о Николо-Перервинском монастыре после 1917 года, свидетельствуют о том, что судьба обители слилась с трагической судьбой всей России.
В 1924 году в монастыре была закрыта Трапезная (видимо, Толгская) церковь. Помещение ее было передано под клуб и столовую Детскому дому Управления Московской Курской железной дороги, который к этому времени уже использовал его под склад. В 1924 году в монастыре еще проживали монахи, но часть помещений была закреплена за тем же Детским домом. По сведениям на 16 июня 1928 года Николо-Перервинский монастырь имел лишь два здания и трех насельников, — ими были два архимандрита и регент-иеромонах, а братии уже не было, т.е. монастырь был фактически закрыт. Впрочем, по рассказам старых прихожан и окрестных жителей известно, что до конца 20-х годов в монастыре еще были иноки.
13 сентября 1940 года Исполнительным комитетом Московского областного совета депутатов было принято решение закрыть две перервинские церкви, а здания переоборудовать под клуб и дом пионеров. Вероятно, под двумя церквами разумелись Иверский и Никольский соборы или два храма Никольского собора. Решение было принято, но церкви были закрыты не сразу. Из рассказов старожилов известно, что в 1941 году перед Пасхой еще освящали куличи, но, когда верующие пришли на Пасхальную Заутреню, храм был уже опечатан, а настоятель храма протоиерей Александр арестован. Дальнейшая судьба его неизвестна, — скорее всего он мученически погиб в застенках НКВД, пополнив сонм святых Новомучеников и Исповедников Российских.
После закрытия Иверского собора помещение его использовалось под склады и цех мелких предприятий. Примерно в это же время здание его было передано заводу Станкоконструкций. После 1952 года собор утратил главы, кресты, иконостас и все убранство интерьера. 8 января 1991 года Никольский соборный храм бывшего Николо-Перервинского монастыря был передан общине Русской Православной Церкви в бессрочное безвозмездное пользование. Сразу же после этого пришли сюда верующие во главе с протоиереем Владимиром Чувикиным, настоятелем храма. Это были певчие и прихожане церкви Тихвинской иконы Божией Матери, что в селе Алексеевском (ныне близ метро ВДНХ). Молились, читали акафисты, трудились. Первая служба — мефимоны — была совершена во вторник первой седмицы Великого поста 6/19 февраля 1991 года. 29 марта 1991 года, в пятницу, накануне Лазаревой Субботы, настоятель храма протоиерей Владимир совершил освящение малым чином храма святителя Николая. Богослужение было начато вечером того же дня, т.е. в канун Лазаревой Субботы, как бы в знак воскрешения обители, — и с тех пор, не прерываясь, совершается ежедневно и по сей день.
Современное состояние [ править ]
В 1991 году возобновлены богослужения в Никольском соборе.
Настоятель: Протоиерей Владимир Георгиевич Чувикин
При храме действуют:
Храмы [ править ]
часовня на Красной площадиИ вот в это смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, когда так явно и жестоко ополчились на Россию враги Православия и русского народа, священномученик Владимир (Боявленский; митрополит Московский и Коломенский (1898—1912) благословляет строить в загородном Николо-Перервинском монастыре собор в честь Иверской иконы. Храм задумано строить в русско-византийском стиле.
Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери была выстроена в 1733 году при игумене Варлааме.
Как свидетельствует история Николо-Перервинского монастыря, здесь была братская трапеза, в которой с 1775 года имели стол воспитанники Перервинской (Платоновской) духовной семинарии. Рядом размещались хлебня, кухня и житница семинарии.
Никольский собор посредством деревянной галереи, идущей от юго-западного угла фасада крытой паперти, соединялся с верхними покоями Патриарших келий, что объяснялось желанием облегчить больному Патриарху проход в храм. Галерея эта была разобрана, по всей видимости, сразу же после его кончины. В юго-западном углу церкви помещалась монастырская ризница, а в северо-западном — монастырская кладовая, служившая, как говорит предание, при Патриархе Адриане его моленною, из которой он через окно, выходящее в соборную церковь, слушал церковное богослужение. Окно это впоследствии было заложено.
В верхней Николаевской церкви в 1727 году стены были расписаны живописью — позлащенными клеймами, изображающими евангельские события, а святой алтарь украшен в 1717 году живописными изображениями из Священной истории. В обширном куполе изображено Вознесение Господне и небесные воинства. Живопись неоднократно возобновлялась.
Около верхней Николаевской церкви с двух сторон, — с северной и западной, — выдается обширная и светлая паперть.
По воспоминаниям жителей Перервинской слободы, недалеко от Николо-Перервинского монастыря стояла приходская церковь, освященная в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во времена богоборческого лихолетья храм был разрушен.
В 2014 году на территории обители, между огородом и берегом Москвы-реки, был воссоздан и освящен малым чином (9 октября) небольшой деревянный храм в честь того же святого.
Известно, что «апостол любви» является покровителем христианского брака, поэтому в храме время от времени совершаются венчания и другие таинства и требы.
Территория вокруг храма украшается и облагораживается. Посильную помощь обители в этом оказывают Российские Железные Дороги.
Один раз в месяц в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается Божественная литургия.
С этого времени в храме совершаются регулярные богослужения духовенством Николо-Перервинской обители
На протяжении многих лет Николо-Перервинская обитель окормляет женский следственный изолятор, расположенный неподалеку от монастыря. Здесь в тюремном храме Святой Равноапостольной Марии Магдалины проходят регулярные богослужения и требы, религиозно-просветительские беседы с заключенными, по праздникам воспитанники, духовенство и хор дарят им подарки и радуют церковными песнопениями.
Богослужения в храме следственного изолятора проходят 2-3 раза в месяц, а также в некоторые церковные праздники.
Домовый храм в гимназии имени митрополита Платона (Левшина) освящен малым чином 4 декабря 2013 года. Богослужения совершаются для учащих и учащихся гимназии клириками Николо-Перервинской обители.
Престольные праздники [ править ]
Местонахождение [ править ]
Адрес: 109383 Москва, ул. Шоссейная, 82
Паломнику [ править ]
БОГОСЛУЖЕНИЯ в Патриаршем подворье храмов Николо-Перервинского монастыря совершаются каждый день.
Николо-Перервинский монастырь в Москве. Святыни, история, расписание богослужений
В 11 км от Кремля находится Николо-Перервинский монастырь, который сочетает в себе неовизантийскую и псевдорусскую стилистику, что делает его неповторимой достопримечательностью столичного района.
Как добраться
Обитель возведена в Москве, на ул. Шоссейная 82 в изолированном районе Печатниках. Его местность со всех сторон ограничена железной дорогой, рекой или промзоной. Большую часть территории занимают различные предприятия. Остановка с одноименным названием находится в юго-восточном московском округе. Практически из любой точки города добраться сюда можно автобусом № 161, 292, 30, 438, 524, 703, 736.
При поездке на метро, необходимо сначала доехать до остановки «Печатники» или «Текстильщики», а оттуда – на автобусе до монастырских ворот. От железнодорожной платформы (остановка «Депо») к монастырю можно пройти пешком за 15 мин.
Исторические данные
Николо-Перервинский монастырь расположен на возвышенности. Ранее отсюда открывались широкие просторы и виднелись 40 столичных церквей. История связывает дату основания обители с Куликовой битвой. Изначальное упоминание о монастыре относится к 1567 г., где он упоминался как «Никола Старый».
С современным названием связано интересное предание: когда-то течение столичной реки проходило практически у стен обители, что причиняло духовным братьям неудобства, а потом река сделала большой поворот в 10 м от монастырской ограды и потекла в сторону Коломенского.
Также есть предположение, что в Смутное время монастырь подвергался нападениям и грабежам поляков. Восстановлением обители в тот период занимался царь М. Федорович, а при его сыне монастырь переживал эпоху расцвета. Большой вклад в его развитие вносили пожертвования правительства, прихожан и духовенства.
По другой теории название Перервинского мужского монастыря было дано ему только в XV в. в честь местности расположения, которое связывается с тем, что русло столичной реки в этой части пригорода прерывалось и больше не являлось проточным. Согласно этой версии по документам монастырская история начинает прослеживаться с 1623 г.
В 1929 г. московская часовня монастыря была полностью разрушена, как и та, что располагалась в Выхино. Еще 2 часовни – Калужскую и Серпуховскую в XIX в. отдал монастырь Ферапонтовой Лужецкой обители, но и они не дошли до современности.
На протяжении трех столетий история монастырской обители связана с жизнью в ней русских церковных деятелей:
Архитектурные и реставрационные изменения монастыря знаменуются следующими датами:
Дата | Описание |
70-е гг. XX cт. | Стартовала реставрация. |
80-е гг. XX cт. | На соборе засиял новый крест с позолотой. |
март 1991 г. | Это особенная дата, которая вошла в историю: были восстановлены богослужения в старом соборе. |
1998 г. | Собор был освящен патриархом Алексием. |
2000 г. | В Никольском соборе были восстановлена роспись стен и создан новый иконостас. |
2008 г. | Появление памятника митрополиту Платону. Работу по его возведению выполнил скульптор Бичюков. Памятник выглядит величественным и соответствующим благолепной атмосфере обители. |
Подземный ход
Николо-Перервинский монастырь имеет интересные легенды о подземелье, которое связывает 2 берега столичной реки. Они повествуют о тайном ходе, который вел от коломенской церкви Казанской Божьей Матери и был прорыт с целью дать царю и его родным возможность укрыться в случае мятежей.
Коренные жители рассказывали о подземелье историку И. Я. Стеллецкому, обнаружившему во втором 10-летии прошлого века 2 коридора, ведущие из алтаря Казанского храма в подвал. Спустя еще 10 лет исследования были остановлены по запросу архитектора «Коломенское»: он считал, что раскопки угрожают разрушением здания.
Архитектурные особенности
Центровое место обители имеет Никольский храм. До его создания на месте находилось 3 каменных храма, возведенные в конце XVIII в., которые патриарх Адриан объединил в часть большого Никольского собора. На его строительство ушло около 4-х лет.
Работы были совершены следующим образом:
Колокольня размещена вплотную к храму с юго-востока. Высота ее и храма почти одинаковые. Наверху находятся звоны, а верхушка украшена крестом с позолотой. В 1767 г. был расписан 3-й этаж с применением серебряных клейм. Согласно документации 80-е гг. XIX ст. в восточной части обители было кладбище, а с остальных частей света – палисадник.
На юге высаживали плодовые деревья, в тени которых стояла беседка, росли овощные культуры, был пруд, пчельник и 2-этажная баня. В восточной стороне от старого собора возвышается Иверский храм, который построили в начале XX в. под руководством архитектора Виноградова. Внутри был помещен образ Иверской Божией Матери. Одновременно в здании может пребывать до 3000 человек.
У церкви 16 куполов синего оттенка, которые видимы с окрестности и станции «Перерва». Над воротами, что ведут в монастырь, возвышается храм, который посвятили Толгской иконе Божией Матери. Он был выстроен в 1733 г. С 1924 г. надвратная церковь стала местом для клуба и столовой детдома, а потом была переделана под жилье: фрески были забелены.
Самые большие изменения храм претерпел после войны – тогда со стороны алтаря пристроили корпус для завода.
В 2014 г. на территории, между огородом и берегом реки, возвели деревянную церковь Иоанна Богослова. В ней ежемесячно проходят службы и изредка совершаются красивые венчальные обряды. С восточной части обитель ограждена, с остальных сторон территория ограничена каменными постройками 2-х веков. Это патриаршьи кельи, архиерейский, настоятельный, а также старый и новый корпуса семинаристов.
Внутреннее убранство
В строении отслеживается смешение стилей: классика, модерн и барокко. Здесь имеется множество икон и огромный золотой иконостас.
Святыни
Николо-Перервинский монастырь,в котором имеются старинные иконы, посещается верующими для молитв. Поклонением пользуется образы Богоматери – «Иверской», «Боголюбской», «Державной». До революции у монастыря была собственная Иверская часовня, возведенная в 1666 г. В ней проводились службы дважды в год, посвященные знаменательным датам, связанным с Иверской иконой.
Реликвия помещалась в предназначенной только для нее нише, а риза на ней была невероятно богатой – выполнена из чистого золота, жемчужин и сияющих дорогих камней. С самого начала риза была более простая: она обрамляла икону до 1790 г., пока купец Твердышев, благословленный первосвятителем Платоном, не сделал обрамление богатым. На месте для иконы в нише располагается богатое паникадило.
Сама она стоит там только по праздникам, ведь это главная святыня столицы – ее используют для домашних молебнов, которые заказывают православные. В тот период в монастырской часовне в основном располагался список с оригинальной иконы. Кроме нее особым почетом у прихожан пользовались еще 2 иконы (Спаситель и Святой Николай Чудотворец).
Территория комплекса
Николо-Перервинский монастырь в настоящие время кроме храма на территории имеет:
Местность богато озеленена.
Вторым храмом обители является построенная из камня Успенская церковь, которая имеет 5 ярусов:
Ярус | Описание |
1-й | Здесь сделан основной вход |
2-й | Является обительской ризницей |
3-й | Это церковь, посвященная Успению Божьей матери |
4-й | Часы, которые били |
5-й | Звонница с колоколами |
Сегодня территория монашеского места проживания включает в себя:
На территории монастыря также располагаются корпус семинарии и настоятеля, монумент митрополиту Платону. Посетителей встречают северные и восточные ворота. Территория обнесена оградой с башнями.
Режим работы
В настоящий момент богослужения проводятся только в Никольском соборе, работающем с 7:00 до 17:00. Прихожанам можно заказывать здесь требы, венчаться и креститься.
Расписание следующее:
Венчаются прихожане только по нечетным дням недели, начиная с воскресенья. Исключениями становятся понедельники, дни перед большими праздниками и главными постами. Венчание обязательно предполагает запись в иконной лавке и беседу с батюшкой, которая называется предварительной и проходит только по понедельникам в 20:00.
Крестят только по выходным дням. Перед этим в обязательном порядке нужно прийти на 2 огласительные беседы: если это взрослый человек, то крестимый также приходит на беседу, если младенец, то она касается только будущих восприемников – крестных отца и матери. Беседует с ними священник с половины восьмого вечера каждую пятницу непосредственно в крестильне, что располагается при храме.
В работе иконной лавки при обители нет перерывов: приобрести церковные товары можно с 7:30 до 19:00. Воскресная школа начинает работать сразу после богослужения для детей.
Экскурсионные программы
Монастырь Николо-Перервинский в настоящий момент относится к числу тех, который паломники и туристы посещают меньше всего, что делает его одним из тихих в столичном регионе. Как правило, сюда организовываются однодневные экскурсии. Поскольку сейчас обитель не действует и имеет статус патриаршьего подворья, то проблем с проходом на территорию нет, туда можно приезжать в любой день.
Если посетители едут с целью паломничества, лучше делать это в дни храмового богослужения. Для тех, кто хочет полюбоваться местными архитектурными красотами, таких ограничений не имеется. Здесь есть возможность посмотреть на оригинальный ансамбль строений, постепенно реставрируемый и обновляемый. Благодаря постоянным работам обительский двор всегда выглядит оживленно.
Запрет на съемку фотографий и видео тут строгий, это обязательно нужно помнить и уважать. При необходимости следует у настоятеля предварительно попросить благословения на съемку и при отказе не упорствовать.
Территория обители – место церковное, сюда нельзя заходить женщинам без головного убора и мужчинам в нем, лицам обоего пола строго запрещена пляжная одежда, женщины не должны быть слишком открыты, мужчина не должен заходить в спортивном костюме.
Поведение монастырских гостей также должно быть соответствующими:
Исторический Николо-Перервинский мужской монастырь долгое время был заброшен, поэтому реставрационные работы продолжаются длительное время. Многие паломники приезжают ежегодно, чтобы посмотреть, как восстанавливается и отстраивается это место. Сейчас его территория в 4 раза превышает площадь Сретенского монастыря, но в 5 раз меньше, чем у Новодевичьего.
Видео о Николо-Перервинский монастыре
Монастыри России, Николо-Перервинский монастырь: