святыни коломны чудотворные иконы
Паломничество
Святыни Коломны
Продолжительность: 1 дн.
Цена: 1800 руб.
Необходимо забронировать место и оплатить билет заранее!
Заказ билетов: 8916-927-00-21., Татьяна
07.45 — выезд из Москвы;
09.15 – прибытие в г. Коломну, впервые упоминается в летописи в 1177г. как город Рязанского княжества. Святой благоверный князь Даниил Московский присоединил Коломну к Москве в 1301г.;
Прибытие в Бобренев Богородице-Рождественский монастырь, основанный в 1381г. благоверным князем Димитрием Донским по обету в благодарность Господу за победу в Куликовской битве. Назван в честь ближайшего воеводы и строителя обители А.М. Боброка-Волынца. Молебен перед чудотворной иконой иконе Божией Матери «Феодоровская». Феодоровская икона Божией Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах. Экскурсия по монастырю. Обед за пожертвование.
Прибытие в Коломенский Кремль. Экскурсия по монастырям и храмам Кремля:
Храмы Соборной площади обзорно, после экскурсии возможно посещение открытых храмов.
Прибытие в Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским в 1385г. в честь победы в Куликовской битве. Одним из последних настоятелей монастыря был старец преподобный Варсонофий Оптинский. Вы сможете поклониться мощам священноисповедника Феодосия Коломенского;
17.30 – отъезд в Москву; 20.00 — прибытие в Москву.
Иконы Коломны в музеях и среди нас
Илья Боровиков
искусствовед, историк, автор проекта «Се Вера»
Коломенские шедевры в Третьяковской галерее
Коломна была одним из крупных центров средневекового искусства, что подтверждается несколькими шедеврами древнерусской живописи родом из этого города, ныне хранящимися в Третьяковской галерее.
Самая знаменитая из коломенских икон – «Донская Богоматерь», исполненная в конце XIV века для городского Успенского собора мастером круга Феофана Грека (рис.1). Этот памятник по праву считается шедевром мирового уровня – его художественные качества не уступают блистательным образцам искусства Византии или готической Европы того же времени.
Все эти иконы были вывезены в первые десятилетия Советской власти в Москву и переданы Третьяковской галерее. Сохранились даже соответствующие документы, отразившие процедуру этой передачи (рис. 7).
В храмах и музейном фонде Коломны, конечно же, остались значимые старинные иконы, но весь «цвет» древней живописи этого города отошел столице, что, к добру или к худу, продолжило тенденцию «собирательства» Москвой наиболее значимых региональных святынь, положенную еще царями Василием III и Иваном Грозным.
Массовый увоз средневековых шедевров, конечно, обесцветил художественное наследие, сохраняемое в городе. Однако Коломна всегда оставалась значимым духовным и художественным центром, о чем свидетельствуют, в частности, некоторые иконы, связанные с сакральной жизнью Коломны в XIX веке и до сих пор находящиеся среди нас. Конечно, эти памятники в сравнение не идут со святынями эпохи Рублева. Но у них есть скромное и неоспоримое преимущество. Эти антикварные произведения, бытующие на просторах арт-рынка, можно не только увидеть, но потрогать руками или даже, купив, заполучить в коллекцию.
К примеру, несколько лет назад в антикварном сообществе появилась ищущая нового владельца прекрасная икона «Покров Богоматери» (рис.8).
На ней представлено чудо Богородицы, явленное в пригороде Константинополя, Влахернах, в IX веке: когда город окружил флот варваров, св. Андрею Юродивому было видение Богоматери, простершей над Царьградом свой покров в знак защиты. Этот сюжет был очень популярен на Руси. Композиция нашей иконы выдержана в «московской» традиции, когда Богоматерь как бы шествует справа налево в сопровождении сонма святых, а стиль образа чем-то напоминает мстерские «письма». Однако отличается от них рядом нюансов, впрочем, не уступая в прекрасно выдержанной колористике и тонкой стилизации, выдающей стремление автора приблизиться к образцам «строгановских» миниатюр. Заслуживает внимания запись на обороте иконы: «Сей святый образ изобразил руками многогрешный раб Христов Андрей Иванов Брысин в лето 7403 (1895) месяца октября в 4 день в деревне Поповке близ града Коломны, отстоит в 12 поприщах» (рис. 9,10).
Из надписи мы можем заключить, что в коломенских землях в конце XIX века существовало первоклассное иконописание, не уступающее по уровню «столичным» Владимирским мастерским и обладающее своим индивидуальным лицом. Икона написана с тонким понимаем древнерусской традиции, хорошими красками на сусальном золоте и, очевидно, была предметом дорогого заказа какого-то обеспеченного жителя Коломны.
Икона из Коломны – «Распятие с избранными святыми»
Чуть скромнее по исполнению, но не менее благородна по стилистике другая икона – «Распятие с избранными святыми», недавно промелькнувшая на интернет-торгах (рис. 11). Надпись на нижнем поле слева гласит: «Написана сия святая икона в лето 1857 месяца марта… на память преподобного отца нашего… в городе Коломне» (рис. 12).
Особенно такие иконы были популярны у старообрядцев. И наша икона – классический памятник старообрядческой культуры. Об этом говорит и ее архаическая эстетика, и руки святых, сложенные в двуперстные «знамения», и типичный предмет старообрядческого литья: медный крест-Распятие, врезанный в середину образа. Близ Коломны находился крупный центр древлеправославной культуры – Гуслицы. Однако икона не гуслицкая по стилю, и надпись уточняет ее коломенское происхождение. Очевидно, и в самой Коломне существовали староверские общины с собственным иконописанием, хранящим традиции той самой древней культуры, что представлена великими памятниками XIV-XVI веков в Третьяковской галерее.
Напоследок посмотрим еще одну антикварную икону, связанную со старинным городом на Оке. В отличие от показанных выше, этот памятник древнерусский: «Успение Богоматери» раннего XVII века, возможно, созданный еще до Смуты (рис. 15). На это указывает тесно связанный с годуновским временем изысканный рисунок и прозрачные цвета природных пигментов, легкие и воздушные, а не густые и насыщенно-глуховатые, как в зрелом XVII столетии. Стиль иконы не назовешь столичным, эта несколько лапидарная и формульная манера живописи скорее характерна для Поволжья или даже Севера. Однако, перевернув икону, мы можем прочесть резную владельческую надпись, не исключающую близость памятника культуре Московской Руси: «Молитца Григорий Григорьев сын Коломнитин портной мастер» (рис. 16). Замечательный текст исполнен высокой вязью и, судя по палеографии, также относится к XVII веку.
[Подробная информация: Икона «Успение Богоматери» ]
Было бы очень привлекательно допустить мысль о том, что мы держим в руках древнюю коломенскую икону, которая, хоть и отстоит от экспонатов Третьяковки на полтора-два века, все же представляет собой яркий памятник еще культуры Средневековья, причем, в отличие от великих недосягаемых шедевров, доступный к приобретению. Увы, прозвание «Коломнитин» говорит о том, что хозяин иконы был выходцем из Коломны, стало быть, вырезал надпись, находясь уже далеко от родины. С другой стороны, радует то, что его фамилия звучит не «Коломнитинов», то есть коломенским уроженцем был именно он, а не кто-то из его далеких предков.
Мы не знаем, привез ли портной Григорий икону со своей родины – из Коломны, или все-таки приобрел ее уже в новом месте обитания. Но волнителен сам факт того, что этот предмет принадлежал древнему уроженцу Коломенской земли, пращуру многих современных коренных жителей города. Мы можем сказать об этом человеке, что он был, очевидно, хороший мастер: достаточно обеспеченный (в семнадцатом веке такая икона являлась довольно роскошным атрибутом), благочестивый (по истово выполненной надписи), прекрасно обученный грамоте и, судя по грубоватому, но несомненному изяществу ее начертания, он обладал хорошо развитым чувством красоты.
Наверняка, если поставить себе задачу специально отслеживать «коломенскую» иконопись на арт-рынке, можно найти довольно много интересных артефактов. Надеемся, что когда-нибудь в каждом старом русском городе появится свой коллекционер-меценат, влюбленный в родную старину и охочий до памятников сугубо местного благочестия. Такие коллекции «на местах» позволили бы ярче выделить региональное своеобразие того или иного уголка России и снискать ему славу далеко за его пределами. Подобное собрание, созданное в Коломне, явилось бы великолепным украшением этого очага старой русской культуры.
Коломна
Коло́мна — город в Московской области России. Является городом областного значения; вместе с упразднённым муниципальным районом с 21 апреля 2017 года входит в муниципальное образование Коломенский городской округ. Один из древнейших и красивейших городов Подмосковья, крупный промышленный центр и транспортный узел, речной порт на Оке. Согласно последним исследованиям, основан в 1140-х — 1160-х годах. В городе частично сохранился редкий памятник древнерусского оборонительного зодчества — Коломенский кремль.
Содержание
Общее описание [ править ]
Районный центр на юго-востоке Московской области. 113 км от Москвы. На реках: Москва, Ока, Коломенка. Население – около 170 тыс. человек.
Удивительно, как близко от Москвы мог сохраниться такой дух старины и провинциальности. Странно обнаружить в такой глуши реку по имени Москва. Монастыри и храмы Коломны не оставят вас равнодушными.
Одухотворены и форма, и содержание. Хотя и то, и другое нужно ещё долго восстанавливать.
Минимальное время знакомства с Коломной – один день.
История города [ править ]
Между Москвой и Рязанью
Впервые Коломна упоминается в летописи в 1177 г. как город Рязанского княжества. А повод для упоминания – сожжение Москвы рязанским князем Глебом. В отместку владимирский князь Всеволод, которому тогда принадлежала Москва, захватил в 1186 г. Коломну. Окончательно же присоединил Коломну к Москве князь Даниил Александрович в 1301 г.
Покорение Медвежьего угла
Владевшие краем племена финно-угорского происхождения были языческими. Они поклонялись духам природы, в том числе священным животным. Одним из самых почитаемых животных был «ведающий мёдом» – медведь.
Около 1010 г. в Медвежий угол (так называлось селение) пришёл князь Ярослав Мудрый, тогда уже крещённый с именем Георгия, хотя имя, которое сохранилось за ним в истории, славит языческого бога солнца Ярилу. В то время он, видимо, ещё оставался ростовским князем и, основывая новые города, укреплял княжество. Согласно преданию, Ярослав обложил здешних язычников данью, а они, сопротивляясь, выпустили на него священную медведицу, которую Ярослав зарубил секирой. Поэтому на гербе основанного Ярославом города изображён медведь с секирой. Говорят, что место поединка с медведицей находится там, где на Которосльной набережной расположился небольшой стадион.
Коломна постоянно восстанавливалась и укреплялась московскими князьями. Оба раза, когда московский князь Димитрий Иоаннович Донской выходил навстречу ордынским завоевателям, чтобы защитить Москву, русские войска собирались в Коломне.
В 1378 г. орда Мамая под командованием мурзы Бегича, разорив Нижний Новгород, шла рязанскими землями на Москву. Димитрий собрал свою рать в Коломне и в 40 верстрах от неё, на р. Воже, разбил противника. В честь чего построил в Коломне белокаменный Успенский собор близ Воскресенской церкви, где в 1366 г. венчался с суздальско-нижегородской княжной Евдокией.
В 1380 пришёл сам Мамай. Димитрий собрал в Коломне войско в 150 тысяч человек. Такого войска Русь не имела никогда. Весть о силе московской рати дошла до Мамая, и он прислал в Коломну послов с желанием кончить миром, если русские согласятся платить дань, которую платили при Узбеке. Но Димитрий был согласен платить только такую дань, о которой они договорились с Мамаем в их последнюю встречу в Орде. 20 августа 1380 г. наши войска вышли из Коломны и пошли к верховьям Дона, к Куликову полю, где одержали победу.
До Куликовской битвы Мамай говорил: «Возьму русскую землю, перебью её князей и поставлю во всех городах баскаков, разрушу церкви и заставлю христиан поклоняться Магомету». После битвы Мамай говорил: «Велик Бог земли Русской».
В битве погибли 20 коломенских бояр во главе с воеводой Микулой Вельяминовым. После победы раненый Димитрий вернулся в Коломну, где пробыл 4 дня.
Спустя 500 лет после Куликовской битвы на Девичьем поле под Коломной, где князь Димитрий устроил смотр своей рати перед битвой, был построен в честь великой победы памятник из местного мрамора, добываемого в Протопоповской каменоломне. В 1920-х гг. памятник разрушили коммунисты.
В 1382 г. хан Тохтамыш снова разорил и покорил Русь, при чём пострадала и Коломна. В 1408 г. Коломну сжёг Едигей.
Судя по размеру дани Орде, Коломна некоторое время была вторым городом княжества после Москвы по доходу. Это был город ремесел и торговли, который быстро залечивал раны.
Коломенские купцы по рекам ходили во многие города Руси. Когда царь Алексей Михайлович решил построить военный корабль, он выбрал село Дединово Коломенского уезда – там исстари строились барки «коломенки» для купцов. Первый русский военный трёхмачтовый 22-пушечный корабль «Орёл» был в 1669 г. построен и отправлен на Волгу для защиты торгового пути между Россией и Ираном; но вскоре был сожжен в Астрахани разинцами.
В 1773 г. в Коломне жило 1876 купцов, тогда как в другом большом купеческом городе, Нижнем Новгороде, только 1680. В 1775 г. Екатерине II, посетившей город, здешние купцы подарили шёлк и ситец, изготовленный на их фабриках.
Но в 1862 г. было открыто движение по железной дороге Москва-Саратов, и речные походы коломенских купцов потеряли смысл. В городе ускорился рост промышленности. В 1863 г. был построен огромный для того времени машиностроительный завод, работающий и поныне. С 1869 по 1903 гг. он выпустил 3000 паровозов, один из которых можно видеть, проезжая в трамвае мимо завода. Этот завод построил также Литейный мост в Санкт-Петербурге, немало судов, трамваев и строительных механизмов.
Кроме тепловозостроительного завода, в настоящее время работают: заводы тяжёлого станкостроения, машиностроительный, текстильного машиностроения, шиноремонтный, резинотехнических изделий, канатный и др.
Храм Вознесения Господня г. Коломна
официальный сайт прихода
Святыни храма
Частица святых мощей святой великомученицы Екатерины (память святой празднуется 7 декабря).
Частица святых мощей святой великомученицы Варвары (память святой празднуется 17 декабря).
Икона святителя Спиридона с частицей тапочка с ноги его.
Крест с частицей в ковчеге ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА.
Икона святого Алексея человека Божьего с частицей его святых мощей.
Икона святой блаженной Матроны Московской с частицей ее святых мощей.
Икона Свт. Николая Мирликийского с частицей его святых мощей.
Икона св. Вмч. Георгия Победоносца с частицей его святых мощей.
Храмовая икона с изображением Свтт. Филарета и Феодосия (в середине храм Вознесения Господня) с частицей святых мощей свт. Феодосия.
Икона святых мцц. Нины, Анастасии, Виктории с частицей святых мощей мц. Виктории Кордубской.
Икона с изображением святых прп.Серафима Саровского и прп. Паисия Святогорца Афонского.
Храмы и монастыри Коломны
Древняя Коломна – поистине одна из жемчужин православной России. За более чем восьми вековую историю устраивались великолепные храмы и монастыри Коломны. Паломничество в Коломну – это в первую очередь возможность посетить более 100 храмов и 4 монастырей Коломны, которые открыты для посещения и поклонения хранящимся в них святыням.
Паломническая поездка в Коломну, знакомство со святыми местами Коломны непременно в душе любого человека оставит тихую радость и благодать, желание прикоснуться к святыням Коломны снова.
Приглашаем совершить экскурсию по храмам и монастырям Коломны!
Монастыри Коломны
По немногочисленным дошедшим до нашего времени сведениям в XII века в Коломне насчитывалось от 8 до 13 монастырей. На данный момент в Коломне действует 4 монастыря, самый древний из которых был заложен в XIV веке преподобным Сергием Радонежским при великом князе Дмитрии Донском.
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь
В тихом провинциальном пригороде Коломны, в 15-ти минутах езды от Коломенского кремля на живописном холме при слиянии Москвы-реки и Оки расположился Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским. В подклете главного собора можно прикоснуться к «камушкам преподобного». По преданию преподобный сам носил и укладывал камни при строительстве собора.
Святыни Богоявленского Старо-Голутвина монастыря
В Старо-Голутвине монастыре в алтаре хранятся два мощевика с частицами Животворящего Креста Спасителя и тернового венца. В обители покоятся мощи священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского; в подклете собора находится могила первого игумена монастыря св. прп. Григория Голутвинского, ученика прп. Сергия Радонежского; а также здесь хранятся четыре мощевика с частицами мощей 57 святых угодников, преподобных 12 старцев Оптинских и часть плата Божией Матери.
Богородице-Рождественский Бобренев обетный мужской монастырь в Коломне
На живописном берегу Москва-реки расположился самый древний монастырь Коломны – сторожевая крепость XIV века, основанная в честь победы русских войск на Куликовом поле.
Святыни Бобренева монастыря
К другим святыням относятся: одна из 12 копий Годеновского Креста, частица мощей Георгия Победоносца, башмачок святителя Спиридона Тримифунского и икона с частицей его мощей.
Ново-Голутвин женский монастырь
Сегодня, на экскурсии по Коломне, входя в ограду монастыря, мы попадаем в сказочную страну: Троицкий собор как старинный терем украшен разноцветными орнаментами, резными перилами, высокой парадной лестницей. На территории монастыря прекрасные сады,есть часовня с источником, возведенная благодарными прихожанами.
Брусенский женский монастырь
Главные святыни Брусенского монастыря
Икона Божией Матери Казанская, икона «Святые новомученицы и исповедницы Брусенского монастыря», икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (список с мироточивой иконы из Серпухова).
Храмы Коломны
Храм Богоявления в Гончарах