святой источник псково печерского монастыря
Святой источник псково печерского монастыря
Родник освященный в честь пророка Иоанна Предтечи расположен в 800 м северо-восточнее Псково-Печерского монастыря, в конце улицы Ивановская города Печоры Печорского района Псковской области. Святой источник выбивает у впадения ручья Каменец в реку Пачковка. Над почитаемым источником в XIX веке построена каменная часовня Иоанна Крестителя.
Иоанновская часовня сложена над источником из валунного камня и оштукатурена, перекрыта на два ската и увенчана характерной для Псковской земли крохотной маковкой с небольшим крестом. Считается что улица названа по названию часовни. От Ивановской улицы к святому источнику ведёт спуск-лестница.
По преданию, когда-то давным давно здесь стоял храм. Когда враг в очередной враг попытался овладеть Печорами, церковь эта ушла под землю, а на её месте забил родник.
С тех пор источник почитается святым и многие верующие получили по милости Божией исцеления от различных болезней и недугов, говорят даже бесноватым она помогает.
Рядом с ключом построена небольшая деревянная купальня для обливания целебной водой, еще построена закрытая купальня с купелью, в которой каждый желающий, в любое время года и погоду, сможет окунуться в святых водах источника.
Координаты: 57°48’56.7″N 27°37’33.6″E
LiveInternetLiveInternet
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Метки
—Резюме
© Чело_Век Андрей Николаевич
—Музыка
—Статистика
ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
Город Печоры появился изначально как пещерный монастырь. Это отразилось в названии города и монастыря. Позже он приобрел статус поселения при крепости. С 1782 года это уже был уездный город.
2 февраля 1920 года в Тарту был подписан советско-эстонский мирный договор. Согласно договору, Россия отказывалась от каких-либо прав на территорию бывшей Эстляндской губернии, признала независимость Эстонии, распустила дивизию Эстонских красных стрелков и выдала Эстонии из своего золотого запаса 11 тонн золота.
Кроме того, в состав Эстонии были включены территории на правобережье реки Наровы, в том числе Ивангород и Печорский край, ранее входивший в состав Псковской губернии.
Так русский город Печоры стал эстонским городом Petseri.
Главной достопримечательностью этого маленького городка был и остался Свято-Успенский монастырь.
Одной из удивительных особенностей Псково-Печерского монастыря являются святые пещеры. С них 600 лет назад и началась обитель.
Подземные лабиринты тянутся под церквями,кельями,садами,полями на многие киллометры. Как говорила моя бабушка :» Язык до Киева доведет,так и эти пещеры тянутся самого Киева.»,но я думаю,что это местные выдумки,которые предавали большое значение этим пещерам и самому монастырю.
Здесь когда-то и поселились монахи. Под землей они соорудили храмы,здесь же,по древнему библейскому обычаю,хоронили в песчаных нишах почивших братий. Лишь позже,когда число иноков увеличилось,монастырь принялся обустраиваться и на поверхности.
С тех давних пор пещеры стали называться «Богом зданные»,то есть построенные,созданные Богом.
Название это появилось не только в силу природного происхождения пещер (впоследствии сами монахи значительно расширили разветвления подземных коридоров),а скорее оттого,что было замечено,тела покойников,приносимые сюда,сразу прекращали издавать свойственный мертвому телу запах.
Сейчас пускают только в две пещеры-кельи,у самого входа в глубь уходящие пещеры. Я в детстве побывала в этих пещерах,сейчас туда не пускают,песок начал в некоторых местах осыпаться.
фото не моё.
Считается, что основал монастырь священник Иоанн Шестник. Этот человек был родом из Москвы. Он сбежал из Юрьева (ныне Тарту) из-за притеснения немцев-католиков. Название Печоры происходит от исконно русского слова Печора, то есть пещера.
Монастырь очень часто разрушался и поэтому было решено обнести его крепостными стенами со сторожевыми башнями.
Удивительное место, где располагается Печорская крепость, на территории которой и находится сам монастырь.
Это не холм, не гора, а наоборот, дно глубокого оврага.Стены Печорской крепости идут по склону глубокого оврага, по дну которого протекает ручей Каменец. Общая длина стен свыше 700 метров
памятник игумену Карнилию
Особого расцвета монастырь достиг при игумене Корнилии: были построены большинство зданий и крепость с башнями.
Во время Ливонской войны царь Иван Грозный приезжал в монастырь молиться. Как положено встречать почетных гостей Корнилий встретил царя с хлебом и солью и спросил у него разрешения обнести, построить вокруг монастырских построек крепостную стену. Царь крепость строить позволил, но при условии, что она должна быть очень маленькой и сможет уместиться на шкуре быка.
Корнилий вынужден был разрезать шкуру быка на узкие полоски и ими обогнул все монастырские здания, по ним и стоил стены. Царь воевал вблизи Риги 7 лет. Возвращаясь в Москву он решил вновь посетить Печерский монастырь, но на том месте уже стояла огромная крепость. Царь был в ярости увидев ее. По информации недоброжелателей Корнилия, он «затеял перевет», т.е. измену. Корнилий был оклеветан!
А разгневанный царь увидел Корнилия, который встречал его хлебом и солью у ворот монастыря и крепости, вытащил меч и отрубил Корнилию голову. Голова катилась по склону горы вниз, по дороге которая ведет к основным монастырским зданиям.
Надвратная церковь Николы Ратного. Именно под этим храмом произошла трагедия с Коринилием.
На фото та самая дорога, по которой царь Иван Грозный нес тело Корнилия вниз, к Успенскому храму.Это спуск до сих пор называют Кровавый Путь.
Корнильевский источник, имевший в древности важное стратегическое значение для защитников крепости.
Церковь Святой Варвары
Рядом с монастырем находится церковь сету – а именно церковь Святой Варвары, которую в основном и посещают сету и в которой и сегодня работает церковный учитель, говорящий на языке сету.
Они живут в Печорском районе испокон веков и называют эти земли Сетомаа — «земля сето».
Сето — потомки чуди-эстов. У них своя самобытная культура: они говорят на особом диалекте эстонского языка, а по национальной одежде и православным обычаям близки русским.
Город Печоры со своим монастырем и церквями оказал очень большое влияние на народность сету и является необычайно важным для сету местом.
Когда-то столицей Сетумаа были Печоры, куда местные жители нередко ездили, чтобы что-нибудь продать или купить. Многие также учились в тамошней школе.
Большая часть Сетумаа находится за контрольной линией между Эстонией и Россией. Для того чтобы туда попасть, граждане Эстонии должны получить визу, а пограничный контроль отнимает много времени.
Источники в окрестностях Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
Свыше 500 лет занимает свое место в истории Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Как то раз, на горном склоне при вырубке деревьев, несколько из них покатились вслед за одним упавшим, и появился вход в пещеру, ранее спрятанный под корнями дерева. Над входом виднелась надпись: «Богом зданныя пещеры».
Богозданные пещеры внутри
Датой учреждения Псково-Печерского монастыря в обществе признано считать 1473 г, то время, когда было произведено освящение Успенской Церкви, выкопанной преподобным Ионой (прямым основателем обители), у ручья Каменнца в песчаном холме.
По желанию сердца о ревностном служении Богу был приведен Иоанн вкупе со своей семьей близь святому месту. Тяжелая болезнь поразила его супругу Марию, когда строительство пещерного храма не было еще завершено. Чувствуя, что конец близок, Мария постриглась в монахини с именем Васса и тем самым стала первой постриженицей сей обители.
После кончины супруги Иоанн сам стал иноком, взяв имя Иона. Преподобные Васса и Иона зачислены к лику Псково-Печерских святых.
Собор Псково-Печерских святых. Прп. Иона, прп. Васса, прп. Марк, прп.муч. Корнилий, прп. Лазарь, прп. Дорофей (Источник: www.pravoslavie.ru)
Не раз чужеземные завоеватели пытались уничтожить обитель. Причиной такой ненависти послужило то, что монастырь являлся опорой Православия и влияния русских на живущих вблизи местных жителей, балтийских племен. Лишь спустя полвека обитель снова расцвела и поднялась. В 1521 году произошло обретение монастырем чудотворной иконы Успения Богоматери «В житии» (с житийными клеймами).
С именем игумена преподобномученника Корнилия связано истинное процветание обители.
Преподобномученник Корнилий Псково-Печерский
Известность монастыря увеличивалась с каждым годом. Известия о чудных исцелениях, которые были получены особенным заступлением Царицы Небесной, притягивали большое число паломников.
Обитель постепенно обращалась в миссионерский просветительский центр, в место умиротворения душ христиан, а также сильную крепость северо-западной Руси, которая в дальнейшем получила масштаб общегосударственной.
В годы Великой отечественной войны здесь был источник неугасаемой православной веры, надежды, твердый стержень для соотечественников, помогающий выстоять.
Монастырь славился деяниями своих насельников, их духовными подвигами. Приходившие за помощью, советом, духовным утешением, всегда находили искомое в разговорах с великими подвижниками.
В окрестностях Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря есть несколько святых источников, которые прославились своими чудесными исцелениями.
Одна из святынь монастыря связана с именем игумена преподобномученника Корнилия. Это кладезь Корнилия Псково-Печерского. О существовании родника известно со времен основания обители преподобными Ионой, его супругой Вассой, Марком и Лазарем Прозорливым. Его использовали первые отшельники, которые обитали в пещерах. То есть источник существовал до появления святого Корнилия в монастыре. Тем не менее, имя преподобного Корнилия утвердилось за родником. Святой игумен Корнилий возглавлял обитель сорок лет в XVI веке. Принято считать, что свои целебные свойства и благодатную силу источник получил благодаря усердным молитвам праведного Корнилия Печерского.
Кладезь Корнилия Псково-Печерского
Расположен кладезь под деревянным навесом, левее входа в Успенский собор. Его воды питаются тремя целебными ручьями. Набрать воды можно при помощи специального приспособления, механического насоса.
Если оказаться за стенами обители, то можно попасть на источник святой Вассы Печерской. Так же имеется святой источник в деревне Малы, рядом с храмом в честь Рождества Христова.
В самом городе Печоры существует колодец Иоанна Крестителя, Предтечи Господня. Этот колодец очень почитаем и славится целебной, чудодейственной святой водой.
Рядом с Псково-Печерским монастырем, в старинном городе Изборске знамениты известные изборские водопады, вода которых считается святой.
Наиболее популярными в наши дни для паломников считаются Соловенские ключи. Другое название ключи Двенадцати Апостолов (по количеству источников), прежде их было 12, сейчас некоторые уже иссякли. Об этих источниках есть много легенд и сказаний. Приезжая сюда, люди умываются, пьют и набирают с собой святую воду.
Вблизи от церкви Рождества Богородицы бьет Богородицкий родничок, вода которого считается святой и исцеляющей, особенно от глазных болезней. Изначально родник бил из-под алтаря незапамятной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, упоминающейся в песцовых книгах Пскова 1585 – 1587 годов. В этой церкви в течение долгого времени хранились два колокола с датами, выбитыми на них – «1575 год». Эти колокола были специально отлиты по повелению Ивана Грозного для существовавшего здесь раннее девичьего Рождественского монастыря.
Часовня Серапиона Изборского на Богородицком родничке около церкви Рождества Пресвятой Богородиы
(Источник: temples.ru Фото: Михеева Екатерина Алексеевна)
Еще один родник, помогающий при глазных немощах, расположен в 2-х км от Изборска. Называется он Кипун-родник. Такое причудливое название источник получил благодаря своей особенности изливаться на поверхность. Вода вместе с песком бурлит, напоминая кипение.
Кипун-родник (другое название Шурнов ключок)
Известен так же Никольский родник, спасший в свое время защитников крепости от жажды. Назван родник в честь Никольского собора, который стоит на территории Изборской крепости. Под ее стеной был вырыт тайный подземный ход, ведущий к источнику. Так защитники могли незаметно добраться до воды.
(Источник: temples.ru Фото: Михеева Екатерина Алексеевна)
Подалтарный (Онуфриевский) родник вытекает из-под алтаря Рождественской церкви. Знаменит исцелением основателя монастыря Онуфрия от укуса змеи. Его вода считается помощницей при женских болезнях.
Мальский Подалтарный (Онуфриевский) родник
На правом берегу озера Городищенского течет малоизвестный ныне Святой родничек (Ивовая лоза). О нем хорошо помнят сторожилы, хотя в наше время его мало кто знает.
Духовное спокойствие и безмятежность царят в окрестностях Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. На холмистой равнине виднеются впадины голубых озер, неторопливо текущие реки, источники, родники, ключи. При виде бьющего ключа порой у каждого возникает непреодолимое желание испить кристально чистой воды, умыться, посмотреть в глубину прозрачной струи, почувствовать на себе благодатный дар Господа нашего, святую воду. И быть может, по милости Божией, если есть нужда в исцелении и крепкая вера, получить желаемое.
У приехавших сюда появляется уникальная возможность испытать это на себе, пройти через все великолепие и святость здешних мест.
Святой источник Корнилия Псково-Печерского в Псковской области
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь существует более 500 лет. Он всегда славился благочестивым житием своих насельников, их духовными подвигами, а также являлся опорой православных христиан и русским военным пунктом.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Лучшую пору развития обители связывают с именем преподобного мученика Корнилия Псково-Печерского. Сорок лет преподобный находился во главе братии монастыря.
Памятник преподобному Корнилию Псково-Печерскому у стен монастыря
Святой Корнилий был рожден во Пскове, в 1501 году, в семье Марии и Стефана, которые были боярами. С целью получения образования был отдан родителями в Псковский Мирожский монастырь. Там преподобный трудился под началом старца: обучался грамоте, делал свечи, изучал переписку и иконопись, украшение книг, рубил дрова. По возвращении домой Корнилий принял решение стать иноком.
В Псково-Печерский монастырь святой попал с государевым дьяком Мисюрем Мунехиным, который взял Корнилия в эту потерянную среди густых лесов и очень бедную обитель. Сильные чувства и ощущения пробудились в преподобном, когда он испытал на себе всю загадочность тихой службы, красоту и величество здешней природы. Эти эмоции побудили его навсегда уйти из родительского дома и принять постриг в Псково-Печерском монастыре.
В возрасте 28-ми лет Корнилий был избран настоятелем обители. По его избранию начались перемены в монастыре и его процветание. Численность монахов увеличилась и стала составлять 200 человек, против 15 раннее служивших. Такое количество насельников не сумели преумножить ни один из последующих настоятелей.
Преподобномученник Корнилий Псково-Печерский
Святой Корнилий Псково-Печерский не ограничивал себя только управлением обители, его деятельность распрастранялась и за предеы монастыря. С его руки строились церкви, приюты для сирот и обездоленных, больницы. Святой старался распространить Православие как можно дальше, среди окружавших монастырь жителей, эстов и сэту.
При Корнилии Псково-Печерском в монастыре собралась богатая библиотека. Традиция вести летопись была перенята от Елеазаровского монастыря в середине XVI века. Помимо этого, настоятель завел крупный монастырский синодник для поминания усопших монахов и всех тех, кто оказывал благотворительность обители. Так же, с 1558 года была заведена «Кормовая книга», составлены «Описание монастыря» и «Изложение чудес иконы Божией матери Печерской».
Во времена настоятельства преподобного Корнилия обитель претерпевала обширные изменения и улучшения. В1541 году, на месте деревянной церкви во имя Сорока Севастийских мучеников, которая была перенесена за ограду обители на приезжий двор монастырский, была построена церковь во имя Благовещения Богородицы Девы Марии. Также содеялось расширение и украшение монастыря. В 1559 году состоялось строительство храма в честь Покрова Божией Матери. В 1558-1565 годах вокруг обители была воздвигнута большая каменная стена. По проекту самого Корнилия над Святыми воротами отстроили каменную церковь в честь Святителя Николая. Образ «Николая Ратного» в виде деревянной скульптуры поставили в храме, вверив ему охрану монастыря.
Церковь в честь Святителя Николая над вратами
Обитель Печерская, стоявшая на границе государства Русского, стала не только светильником Православия, но и крепким фортом против врагов России из вне.
О мученической кончине святого Корнилия известно из старинной рукописиТроице-Сергиевой Лавры. Она свидетельствует о том, что праведный Корнилий, держа крест в руках, вышел за ворота монастырские на встречу Царя, который был разгневан несправедливым наветом на праведника и подозревал его в измене. Царь Иоанн Грозный собственноручно обезглавил настоятеля Корнилия, но в ту же минуту раскаялся в своем деянии. Взяв тело преподобного, он отнес его на руках в монастырь. Дорога, обагренная кровью святого, по которой Иоанн нес тело Корнилия к Успенской церкви, стала называться «Кровавым путем». Доказательством царского раскаяния стали щедрые пожертвования обители после совершенного им преступления.
Тело святого возложили в стену «Богом зданной пещеры», где оно и покоилось в течение 120 лет, пребывая при этом нетленным. Митрополит Псковский и Изборский Маркелл, в 1960 году велел перенести мощи преподобного Корнилия в соборную церковь Успения Божией Матери и поместить в новый гроб в стене. Имя настоятеля Корнилия вписано в царский синодник.
17 декабря 1872 года мощи с прежним гробом переместили в медно-посеребренную раку, а в новую раку лишь в 1892 году. Считается, что служба преподобномученику составили в 1690 году, ко дню открытия мощей.
В день чествования святого Корнилия (20 февраля/5 марта), раз в год, с мощами преподобномученика совершают крестный ход. Возлагают мощи в Михайловский собор, а с утра, уже после всенощной, возвращают их с крестным ходом на свое место, в собор Успенский.
Практически в эпицентре монастырского ансамбля, в 1911 году возведена красная шестигранная часовня, которая располагается над артезианским колодцем. Она украшена росписью образов русских святых. Ссуду на постройку колодца дала паломница Екатерина Россинская. Выкопали колодец в 1910 году, а водопровод по всему монастырю провели уже в 1911 году. Сначала весны и до конца осени, ежедневно здесь творятся панихиды
Красная шестигранная часовня
Недалеко от часовни располагается монастырский колодец – Кладезь КорнилияПсково-Печерского. С давних времен этот кладезь особо почитается паломниками. Отсюда черпают воду для молебнов водосвятия.
Кладезь Корнилия Псково-Печерского
Подойдя к Успенскому собору справа можно увидеть «кровавую лестницу», а слева “корнильевский” кладезьпод деревянным навесом. Воды источника питаются тремя подземными ручьями. Сам источник существовал еще до прибытия святого Корнилия в обитель. Собственно здесь и черпали воду первые подвижники монастыря, жившие в пещерах. Но имя преподобного Корнилия крепко прикрепилось к живоносному источнику, так как целебные свойства, благодатную силу свою, по преданию, родник приобрел по страстным молитвам святого.
Прекрасный Успенский храм выкопан в скале, лишь его передняя стенка сделана из камня. В этом храме находится чудотворная икона Божией Матери «Успение». Если повернуть налево – вы увидите вход в Богозданные пещеры. Тут захоронения приблизительно десяти тысяч человек – мирян и иноков. Захоронения открытые, среди них имеются совсем недавние, но как ни странно, запах тления абсолютно отсутствует. Как сказано ранее, в церкви Успения хранятся мощи преподобного Корнилия Псково-Печерского.
Господь наш милостивый даровал некоторым природным источникам целебные свойства. По молитвам подвижников и святых вода стала исцелять многие болезни, давать людям силы и спокойствие души. Известны такие родники с древности. Так и источник Корнилия Псково-Печерского, по усердным молитвам святого, его благодатной жизни, стал помощником и спасением для многих людей. Особая благодать, дарованная Богом этой воде, помогает в болезни или беде. Люди, приходящие сюда, ищут исцеления и утешения, и получают его по вере своей. Святость самой обители, храмы, святые мощи и этот источник не оставят равнодушным. Величество всего этого, а также человеческое понимание и осознание Божьего благословения этих земель, обогатит вашу душу, привнесет в нее нечто новое, неизвестное вам ранее, но очень полезное и нужное для вас, вашего духовного мира. Черпайте силы и благодать из святых источников Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Посетив кладезь Корнилия Псково-Печерского вы обязательно испытаете эти чувства и ощущения, приобретете мир для своей души и хорошее настроение.
Адрес: Россия, Псковская область, Псково-Печерский монастырь