национальные парки для чего создаются

Зачем России заповедники

И как их правильно охранять

И как их правильно охранять

70 лет назад советская власть почти в корне уничтожила заповедную систему в нашей стране, и эта система восстанавливается до сих пор. В связи с этим печальным юбилеем в Общественной палате РФ экологи и природоохранники обсудили состояние заповедной системы в современной России. Мы решили рассказать вам о ней поподробнее: в чём разница между заповедниками, национальными парками и заказниками, с какими угрозами они сталкиваются, как защищают заповедные территории в других странах и что нужно сделать России, чтобы перестать разрушать своё природное богатство.

Какие бывают особо охраняемые природные территории

Общее, большое и научное название для наших заповедных территорий – особо охраняемые природные территории (ООПТ). Их около 13 тысяч, и занимают они больше 13% территории России. Каждой заповедной территории присвоен свой охранный статус. Их много, но к основным можно отнести: заповедник, биосферный заповедник, национальный парк, природный парк, заказник и памятник природы. Давайте разберёмся, в чём же разница.

Заповедники — это природные территории федерального значения с самым строгим охранным статусом. Здесь запрещена любая деятельность — охота или рыбалка, рубка леса или строительство. Они закрыты для посещения, хотя с согласия дирекции попасть туда можно. Заповедники нужны, чтобы охранять популяции редких видов животных и растений, проводить научные исследования и сохранять естественный ход природных процессов.

Биосферные заповедники – это заповедники, которые включены в международную сеть биосферных резерватов, то есть охраняемых территорий, ЮНЕСКО в рамках глобального экологического мониторинга программы «Человек и биосфера». Биосферные резерваты должны быть разделены на три зоны: заповедное ядро (нужна для сохранения или восстановления ценных природных комплексов в естественном состоянии и наблюдения за естественным ходом природных процессов), буферная (окружает заповедное ядро или прилегает к нему, призвана защищать её от негативных антропогенных факторов) и переходная (обычно не включается в границы ООПТ и объединяет территории с природопользовательскими и рекреационными функциями). К сожалению, в российском законодательстве таких понятий нет, зато есть биосферные полигоны, где по закону можно строить спортивные и туристические объекты и инфраструктуру.

Национальные парки — это тоже охраняемые территорий федерального значения, на них деятельность человека ограничена, но не запрещена полностью. В национальных парках проводят научные и эколого-просветительские мероприятия. Здесь можно гулять и отдыхать, но только в специально выделенных для этого местах. Парки разделены на зоны, что позволяет совмещать охрану природы и природопользование. Например, в отдельных зонах коренным народам не запрещается рыбачить и охотиться.

Природные парки — то же, что и национальные парки, только регионального значения.

Заказники — это природные территории федерального или регионального уровня, которые могут охранять как весь природный комплекс, так и отдельные виды редких растений и животных, нуждающиеся в восстановлении. Заказники не зонированы и в них достаточно гибкий режим охраны: там запрещены одни виды хозяйственной деятельности, а другие, не влияющие на охраняемые объекты, могут быть разрешены (сенокос, выпас скота).

Памятники природы — это единственные в своём роде, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом плане природные комплексы федерального или регионального значения. Это может быть как отдельный природный объект — водопад, метеорит, пещера, дерево, — так и целые природные территории: лесные массивы, участки морских акваторий, редкие формы рельефа (дюны, горы, барханы и др.)

Ценность ООПТ

Когда человек освоил почти всю планету, а земель, не затронутых хозяйственной деятельностью, уже почти не осталось, очень важно сохранять самые ценные и наименее нарушенные участки нашей природы. И один из способов — присваивать им охранный статус.

К сожалению, не все ценные территории обладают охранным статусом. Но те, что имеют, помогают людям, например:

— сохранять биоразнообразие, ценные виды растений, животных и грибов, беречь чистый воздух и воду, экосистемы и ландшафты. Особенно если они очень чувствительны и могут пострадать от интенсивной хозяйственной деятельности;

— сохранять дикую и малонарушенную природу для научных исследований. Её изучение позволяет определять закономерности развития биосферы и её реакции на воздействие со стороны человека;

— вести экологическое просвещение и воспитание, формировать у людей, а особенно у детей, бережное отношение к природе и жизни во всех её проявлениях;

— создавать благоприятную среду для жизни человека, например, места для отдыха и познавательного туризма.

Наша задача — ценить и охранять природу, а хрупкие экосистемы – ценить и охранять вдвойне. Это важно понимать, чтобы не повторять ошибок прошлого, когда 70 лет назад пара нелепых решений чуть полностью не уничтожила заповедную систему, а вместе с ней — самые большие и ценные заповедники в стране.

Разгром заповедной системы

В середине прошлого века промышленное производство в нашей стране было важнее всего, иногда даже важнее здравого смысла. Сеть заповедников, которая, по мнению властей, «в ряде районов необоснованно разрослась», мешала заготавливать деловую древесину, расширять охотничий и рыболовный промысел, добывать полезные ископаемые.

Поэтому в 1951 году Совет министров СССР принял решение, подписанное Сталиным, ликвидировать часть заповедников, а территорию оставшихся свести не более чем к 1,5 млн гектаров. В СССР ликвидировали 88 государственных заповедников из 120, а их общая площадь сократилась в 15 раз. В научных и общественных кругах это воспринималось как катастрофа, последствия которой мы испытываем до сих пор.

Многие ценнейшие заповедные территории оказались полностью утраченными и за последующие 70 лет так и не были восстановлены должным образом. Среди них были:

Проблемы заповедных территорий

К сожалению, и в современной России отношение чиновников к особо охраняемым природным территориям часто можно назвать потребительским и заведомо вредительским. Вместо того, чтобы создавать новые ООПТ, они калечат старые, да ещё и незаконно. Мы видим, что история повторяется: сегодня промышленники при помощи чиновников снова стремятся уменьшить заповедные территории, вырезать из заказников и памятников природы самые ценные участки.

Таких историй много, и они происходят прямо сейчас:

К сожалению, это далеко не все случаи нападок бизнеса и власти на наши охраняемые территории. Иногда нас спрашивают, почему это происходит? Почему заповедники и заказники перекапывают в поисках нефти и золота, застраивают туристическими кластерами, почему там вырубают реликтовые леса? Такому пренебрежительному и неосторожному отношению к природе есть объяснение: охраной природы и использованием природных ресурсов занимается одно и то же ведомство — Минприроды.

Так быть не должно. Люди, которые должны охранять определенные участки природы, не должны решать, что их можно разрабатывать. Рано или поздно возникает конфликт интересов, который невозможно решить в рамках одного ведомства.

Давайте хотя бы мельком взглянем на опыт других стран с похожей заповедной системой и на то, как они справляются с аналогичными проблемами.

Сделать по-другому можно и нужно

Возьмём пример США. Там существует отдельная служба, которая занимается исключительно охраной национальных парков — National Park Service (NPS). В 2019 году в ведении службы было 137 национальных парков и около 430 других охраняемых территорий общей площадью в 34,5 млн гектаров. У NPS есть миссия: сохранять в неприкосновенности природные и культурные ресурсы и ценности системы национальных парков для просвещения и вдохновения нынешнего и будущих поколений. Природопользования в этом списке нет.

В Канаде тоже существует отдельное агентство, охраняющее национальные парки — Parks Canada. В его ведении находится 47 нацпарков и природных резерватов по всей стране общей площадью в 45 млн гектаров. При этом главная и единственная задача агентства — защищать природное и культурное наследие Канады, заниматься общественным просвещением, а ни в коем случае не экономическим использованием недр, лесов и вод.

У нас тоже было похожее ведомство, которое занималось исключительно сохранением биоразнообразия, экологической экспертизой, экологической безопасностью и охраной ООПТ — это Госкомэкология. Его образовали в 1991 году законом РФ «Об охране окружающей среды», но уже в 2000 году указом президента его упразднили, а все функции по охране природы передали министерству по использованию природных ресурсов. Это сразу привело к ослаблению государственного экологического контроля и экологической экспертизы, а также многочисленным нарушениям на особо охраняемых территориях.

До тех пор, пока в органах исполнительной власти не появится специализированное ведомство, которые будет выполнять исключительно природоохранные функции, нападки на наши особо охраняемые природные территории со стороны чиновников и бизнеса будут продолжаться на системном уровне.

Материал подготовлен на основе докладов на Круглом столе Всеволода Степаницкого – заслуженного эколога РФ и советника генерального директора АНО «Дальневосточные леопарды», Михаила Крейндлина – руководителя программы по особо охраняемым природным территориям Greenpeace России и Натальи Данилиной – эколога и специалиста по заповедному делу. Доклады были представлены 30 августа 2021 года в Общественной палате на Круглом столе «Печальный юбилей: 70 лет разгрома заповедной системы РФ».

Источник

Зачем нужны заповедники

С увеличением роста народонаселения возрастает численность обитателей городов, что, в свою очередь, ведет к еще большему развитию промышленности. Чем стремительнее развивается экономика, тем сильнее люди оказывают нагрузку на природу: загрязняются все сферы географической оболочки земли. Сегодня все меньше остается территорий, не тронутых человеком, где сохранилась дикая природа. Если не охранять природные зоны целенаправленно от пагубных действий людей, у многих экосистем планеты нет будущего. Уже достаточно давно некоторые организации и отдельные люди собственными усилиями стали создавать заповедники и национальные парки. Их принцип состоит в том, чтобы оставить природу в первозданном виде, охранять ее и дать возможность зверям и птицам жить в дикой среде. Очень важно защищать заповедники от различных угроз: загрязнений, транспорта, браконьеров. Любой заповедник находится под охраной того государства, на территории которого он располагается.

Причины создания заповедников

Существует множество причин, по которым были созданы заповедники. Одни являются глобальными и общими для всех, а другие – локальные, исходя из особенностей той или иной местности. Среди основных причин следует назвать такие:

Основные принципы организации заповедников

Существует большое количество принципов, на которых основывается организация заповедников. В первую очередь стоит выделить такой принцип, как полный запрет хозяйственной деятельности. Следующий принцип говорит о том, что реорганизовывать заповедники нельзя. Их территория всегда должна находится в состоянии нетронутости человеком. Вся организация и управление заповедником должна основываться на свободе дикой природы. Кроме того, не только разрешается, но и поощряется исследование биосферы в этих местах. И один из главнейших принципов организации заповедников гласит то, что высшая ответственность за сохранность заповедников несет государство.

Таким образом, заповедники нужны в каждой стране. Это своеобразная попытка сохранить хотя бы часть природы. Посещая заповедник, можно наблюдать жизнь животных в диких условиях, в которых они могут жить спокойно и увеличивать свою численность. И чем больше заповедников будет создано на планете, тем больше у нас будет шансов возродить природу и хоть как-то компенсировать тот ущерб, который нанесли люди земле.

Источник

Национальный парк

В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, туризм и т. п.), на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.

Следует также различать понятия «национальный парк» и «природный парк». Национальные парки имеют более высокий статус (например, имеют федеральное значение в государствах с федеративным типом устройства) и создаются по решению федеральных (центральных) органов власти. Природные парки имеют региональное значение. Они создаются и управляются региональными органами власти.

Например, определение национального парка Москвы дано в Законе г. Москвы № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в Москве» от 26 сентября 2001 года:

Национальный парк — особо охраняемая природная территория федерального значения, расположенная на территории города Москвы и имеющая особое природоохранное, эколого-просветительское и рекреационное значение как уникальный природный комплекс, превосходящий по площади 500 гектаров, отличающийся высоким природным разнообразием и наличием редких или хорошо сохранившихся типичных природных сообществ, редких и уязвимых видов растений и животных. Использование территории национального парка допускается в природоохранных, просветительских, научных целях и для регулируемого отдыха населения в специально выделенных для этой цели местах.

Первым национальным парком считается Йеллоустон, образованный в 1872 году, хотя особо охраняемые территории известны со времён Средневековья. Самый крупный — Северо-Восточный Гренландский национальный парк, площадь которого составляет 972 тыс. км², что превышает площадь 163 стран мира. Это примерно четвёртая часть Европейской части России. В то же время площадь национального парка Хот-Спрингс в США составляет всего 22 км². В мире насчитывается около 2 тыс. национальных парков.

На создание национальных парков в Советском союзе большое влияние оказали существующие в США Йеллоустонский национальный парк и национальный парк Грейт-Смоки-Маунтинс, с которыми в 1961 г. познакомились советские ученые: И.П.Герасимов (глава делегации), Ф.Ф. Давитая, Г.А.Мавлянов, В.П.Ковалевский, К.А.Салищев и В.А. Кротов. В 1965 г. И.П. Герасимов предложил создать на берегах Байкала «природный парк-комбинат», который помимо рекреационной деятельности позволял бы использовать такой ценный ресурс, как ультрачистые воды озера для высокотехнологических промышленных производств. В рамках этого предложения следовало признать часть бассейна Байкала территорией с особым режимом использования вод, земель и лесов, а также создать организацию, которая могла бы влиять на хозяйственную деятельность на территории озера. В 1966 г. в газете «Комсомольская правда» была опубликована статья И.П.Герасимова и В.С.Преображенского, где говорилось о необходимости расширения заповедных территорий в Советском Союзе, причем созданию системы национальных парков следовало дать приоритет.

Источник

Национальные парки для чего создаются

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

2. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

4. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

Источник

Национальные парки для чего создаются

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Зачем нужны заповедники и национальные парки?

1 . Заповедники и национальные парки сохраняют живую природу, спасают от вымирания разнообразие видов, сохраняют природное наследие страны и всего мира.

2 . В заповедниках и национальных парках охраняются участки, имеющие большого значение для сохранения культурного наследия.

3 . Охранный режим заповедников и национальных парков обеспечивает чистоту воды, свежий воздух и сберегают иные жизненно необходимые ресурсы.

4 . Природа заповедников и национальных парков является хранилищем естественного генетического материала (видовое биологическое разнообразие).

5 . Сохранение здоровой среды для жизни людей.

6 . Заповедники и национальные парки вносят существенный вклад в развитие науки, экологическое просвещение населения, в развитие гражданского общества.

7 . Биосферные модели, создаваемые на базе заповедников и национальных парков, демонстрируют возможность развития человечества в гармонии с природой.

8 . Привлечение средств для экономики районов, прилегающих к заповедникам и национальным паркам, в первую очередь, развитие экологического туризма, экологических троп и маршрутов, а также инициация программ, сочетающих интересы общества и природы.

10 . Сети заповедников и национальных парков и система образования – эффективное партнерство для формирования экологической культуры общества.

Н.Р. Данилина, директор Экоцентра «Заповедники»

В.М. Захаров, директор Центра экологической политики

Экоцентр Заповедники – всё о национальных парках и заповедниках России, экологическое просвещение и образование.

Для получения подробной информации о программах экоцентра связывайтесь
по телефону 8(495) 626-28-57
или перейдите на сайт Экологического просветительского центра
Заповедники

Заповедники и национальные парки России – история экологического просвещения в России.

Н.Р. Данилина, директор Экоцентра «Заповедники»

Когда была принята в 94-м году целевая программа государственной поддержки заповедников и национальных парков. На экологическое просвещение этой программы не было предусмотрено ни копейки. Но в программе строка о развитии экологического просвещения была, и было указано, что это направление должно развиваться при поддержке регионов. Больше других указаний не было. Во всех практически регионах не менее 90 процентов и национальные парки, и заповедники, и местные заказники, и природные парки, проявив активность, получили, в том числе финансовую поддержку от своих властей на эту работу.

Яркие учителя, директора школ, директора заповедников и национальных парков, просвещенцы, даже не являющиеся директорами или заместителями руководителей. Они начинают действовать, когда у них есть на что сослаться. Это серьезный аргумент. Это рекомендательное письмо, с которым ты можешь прийти, не я придумала это все, это рекомендует наша власть делать. А дальше зависит от нашей пробивной силы. Естественно, не каждому удастся, но 90 процентов, 80 процентов сделает. Это уже результат.

С 1996 по 2002 годы в период реализации проекта ГЭФ «Сохранение биоразнообразия Российской Федерации» выделялись крупные гранты на развитие общественной поддержки ООПТ. Более десяти заповедников и национальных парков успешно реализовали модельные школьные проекты, благодаря которым значительно укреплена материальная и организационно-методическая база эколого-просветительской работы со школьниками. Появились визит-центры, новые музеи природы, развивалась сеть экологических троп, просветительских маршрутов. Сегодня все это является необходимой, неотъемлемой частью работы по экологическому просвещению.

Значителен вклад в наращивание эколого-просветительского потенциала на ООПТ зарубежных и международных благотворительных программ и фондов. Например, благодаря финансовой поддержке Института устойчивых сообществ и Агентства США по международному развитию была получена возможность тиражирования удачных примеров работы ООПТ с населением. Способствовали развитию экологического просвещения в заповедниках и национальных парках малые гранты Службы рыбы и дичи США. Ряд проектов, поддержанных Фондом МакАртуров, Фондом Ноу Хау, Фондом национальных парков и другими организациями, также были успешными и вносили свой вклад в формирование в обществе понимания важной роли охраняемых территорий в сохранении биоразнообразия и природного наследия.

С 2000 года начало развиваться детское и молодежное Движение «Друзья заповедных островов», которое родилось на учебных семинарах Экоцентра «Заповедники». Теперь оно объединяет коллективы добровольных помощников ООПТ. Ребята, объединенные в кружки юных натуралистов, фольклорные коллективы, молодежные экологические театры, отряды юных рейнджеров, школьные лесничества. Помогают сохранять природное и культурное наследие в заповедниках и национальных парках.

Сеть государственных природных заповедников и национальных парков, включающая большинство регионов России, превратилась в своеобразный сетевой эколого-просветительский институт, способный играть заметную роль в формировании экологической культуры населения Российской Федерации. Свою лепту вносят и региональные охраняемые территории, особенно природные парки, многие заказники. Например, республиканские заказники в Татарстане, природные парки Камчатки. В эколого-просветительские программы этих ООПТ включаются школьники, студенческая молодежь, и, даже, малыши из детских садов. У заповедных территорий появилось немало партнеров и единомышленников, которые оказывают и моральную, и реальную практическую помощь. Среди них школьники и студенты, учителя и журналисты, представители региональных властей, бизнеса. Полагаем, что во многом благодаря активной «просветительской политике» федеральной системы ООПТ заповедники и национальные парки все-таки живы, хотя их жизнь в «эпоху перемен» нелегка.

Появился у ряда государственных природных заповедников и национальных парков новый опыт сотрудничества с населением, а также опыт реализации социально-значимых программ, направленных на улучшение жизни местных жителей. Подобные программы помогают учесть интересы местного населения при принятии природоохранных решений, повышать уровень жизни населения, бороться с бедностью. А значит, защищают природные ресурсы охраняемых территорий, помогают им приобрести новых сторонников. Успешны проекты, реализованные Центром охраны дикой природы совместно с Катунским заповедником, национальными парками «Угра» и «Смоленское поозерье». В рамках этих проектов созданы фонды микрокредитования населения для развития дружественного природе бизнеса на охраняемых территориях и сопредельных с ними землях. Например, оказана поддержка для развития пчелиного хозяйства на Алтае (Катунский заповедник), семейных гостиниц (на территории Национального парка «Угра»).

Значительный опыт совместной работы с местными жителями при реализации проектов сохранения культурного ландшафта, восстановления памятников истории и культуры, развития туризма, народных и художественных промыслов, социальной реабилитации населения накоплен в Кенозерском национальном парке. Таким образом, в системе российских заповедников и национальных парков начал формироваться новый опыт участия в социально-экономическом развитии российских регионов. Изучение этого опыта, тиражирование через учебные семинары, дальнейшее его развитие, наряду с повышением эффективности просветительской работы будет способствовать лучшему пониманию обществом не только роли ООПТ, но и необходимости разумного и бережного отношения к природе, ее ресурсам.

Выбравшись из экономического кризиса, российские ООПТ оказались в кризисе новом, кризисе государственного управления системой ООПТ. Он произошел, когда в систему государственного управления пришли новые люди, к сожалению, не знакомые с заповедным делом, не знающие и не понимающие роли ООПТ. Можно находить различные причины происходящего. Но, объективно, в систему приоритетных ценностей большинства наших сограждан все еще не входят уникальные территории, хранящие природное и культурное достояние страны. Почему во многих развитых странах для государственных деятелей немыслимо «забыть», например, о национальных парках. Потому что общество о парках знает, они нужны людям, они вносят значительный вклад в развитие общества и с этим нельзя не считаться. Нам еще предстоит немало поработать, чтобы в «сферу влияния» заповедных идей попали те, кто сегодня и в ближайшем будущем будут определять пути развития страны, регионов. Это задача «заповедных просветителей», всех работников системы ООПТ. Нам нужны новые, современные обучающие программы для экологического просвещения людей, от которых уже сегодня зависит судьба российской природы.

Особо охраняемые природные территории, получив необходимую государственную поддержку, будут способны в полной мере реализовать свой просветительский потенциал и станут реальными очагами формирования культуры, в первую очередь, экологической, в российских регионах.

Экологическое просвещение в заповедниках и национальных парках В.М. Захаров, директор Центра экологической политики

Не только на собраниях экологов, но и на конференциях, где обсуждаются современные проблемы экономического развития, природопользования и энергетики, все чаще звучат слова озабоченности низким уровнем экологической культуры в российском обществе. Это проявляется и в быту (стихийные свалки вокруг населенных пунктов, мусор у домов, поведение людей во время отдыха на природе и др), и на уровне принятия решений, причем как в отдельных небольших поселений, так и при реализации проектов, затрагивающих интересы огромных регионов. Как изменить ситуацию? Учитывая масштабы нашей страны, различия в условиях и уровне жизни людей разных регионов, проживающих в селах, больших и малых городах, результатов можно добиться при хорошо организованной, планомерной, ориентированной на самые широкие круги населения просветительской работе и при наличии ее государственной поддержке. Работа, в которой будут учитываться возможности, особенности, интересы и проблемы всех участников этого процесса, как со стороны потенциально «обучаемых», так и тех, кто включается в ряды «экологических просветителей». Разумеется, ведущую роль в этом процессе должна играть система образования. Значительный вклад могут внести (и уже вносят) сетевые природоохранные организации, в первую очередь сети особо охраняемых природных территорий – федеральная и региональные. Объединение усилий работников охраняемых природных территорий и учителей дают поразительные результаты. Многолетний опыт Экоцентра «Заповедники» по подготовке специалистов в области экологического просвещения для заповедников, национальных и природных парков, организации взаимодействия ООПТ и школ это подтверждает. Вот только один пример. Башкирский заповедник, вокруг него 18 сельских школ. Все школы являются партнерами заповедника. Специалисты заповедника – носители экологических знаний, инициаторы просветительских программ, сам заповедник – база проведения детских экологических экспедиций, очаг экологической культуры. Учителя используют в своей работе возможности, которые предоставляет им заповедник

И все-таки закончу я теми детскими движениями, которые сегодня развиваются. Я думаю, что все-таки наша школа не заполняет пока ту брешь, которая образовалась с ликвидацией пионерской организации. Постепенно где-то еще элементы движений развиваются, они становятся важны там, где есть энтузиасты. Какой-то широкой программы нет. И хорошо бы эту нишу заполнять именно формированием экологической культуры, потому что здесь соединено все: воспитание патриотизма, поскольку наша природа, ее красота и разнообразие, чем нельзя не гордиться. Это формирование гражданской активности. То есть решается сразу несколько задач именно при развитии таких движений.

Наше движение немножко, может быть, моложе, движение “Друзей заповедных островов”. Есть скаутские движения, которые, может быть, меньше масштабно и могут быть наполнены экологической составляющей серьезно. И такие примеры есть в регионах. Я думаю, что государственная поддержка этих движений и более широкая поддержка их на уровне системы образования, мне кажется, это серьезный элемент формирования экологической культуры. А также в обучении работников муниципальных образований, которые находятся рядом с охраняемыми природными территориями. Модели, которые были нами, отработаны, показывают, что обучающие программы для муниципальных образований очень важны, они дают реальный результат. У нас появляются соратники по внедрению эколого-ориентированных программ, по эколого-просветительской работе с местным населением. Когда говорят, что работа образовательная эффективна только как работа на будущее, работа с детьми и молодежью. С этим нельзя ни согласиться. Но чтобы изменять ситуацию в обществе уже сегодня, чтобы все шире вовлекать в разного рода эколого-образовательные программы молодежь, нужна поддержка взрослых, в первую очередь лиц принимающих решения на всех этажах власти. Взрослое население, как показывает опыт, часто активно откликается и не безнадежно, тогда, когда они видят в этом пользу. И через вот эту пользу для себя, для семьи, для своего городка или села. Они приобщаются к экологической культуре, которая становится им необходима.

Вот поэтому мне кажется, что, используя возможности Общественной палаты, желательно запустить программы. Пропагандистскую работу, используя СМИ, сетевые организации, систему образования и опыты, и библиотеки, и сети неправительственных организаций. И СМИ в широком масштабе. Плюс потенциал ярких, известных людей, известные лица, деятелей, артистов для популяризации и запуска, может быть, программ-конкурсов, какие проводятся иногда и сейчас. Но это не стало массовым и престижным, как “Чистое село”, “Чистота, здоровье поселка”. Ведь у нас визитная карточка почти любого поселения, особенно на Северах, а у нас Севера – большая часть России, это помойка. И в этой помойке живут люди и вырастают дети. Окружают почти любое село вот эти вот разрушенные, грязные, неэстетичные территории. Отсутствие культуры работы с мусором, несомненно.

Мне кажется, что сработать могла бы социальная реклама, с лицами известных людей, которые именно к этому призывают, общероссийские конкурсы, когда примеры прекрасных сел и деятельности муниципальных или районных администраций достойны того, чтобы они были прославлены на всю страну.

Мне кажется, что это должно получать отклик, тем более что сегодняшняя реклама по телевизору действительно работает, ее повторяют, ее заучивают детишки, и порой она становится элементом тостов, застолий и так далее. Почему не внедрить это, используя возможности, которые, мне кажется, могут быть.

Затем есть еще очень хорошие примеры, их не так много, но они есть, это развитие дружественного природе бизнеса. Мне кажется, что программы под таким условным лозунгом “Охранять природу выгодно” нужно тоже тиражировать, показывать, они должны звучать и на уровне регионов, и на уровне центра. Такие программы есть. Это и устойчивое сельское хозяйство, работа фермеров, работа в целом районов, которые принимают подобные программы. Примеры таких программ есть. Я думаю, что вот этот механизм, если его запустить, он должен дать и начать работать широко в обществе.

Мне очень понравилось, когда культура экологическая становится понятной людям, когда она переходит на бытовой уровень, в анекдоты, в тосты, в шутки и становится престижным для властей и для участников процесса, для тех же местных жителей. Примеры вот таких конкурсов. Которые проводили наши просвещенцы в своих селах, в Башкирии, в Татарстане, показывают. Что народ откликается и соревнование внутри деревни продолжается и тогда, когда все конкурсы закончились. Это становится каким-то элементом жизни. Взрослые с удовольствием играют, тем более, они видят и результат.

И, конечно, я не могу не согласиться с Витольдом Альбертовичем по поводу подготовки людей – экологических просвещенцев. Действительно, те, кто занимается экологическим просвещением с широким кругом людей, не только студентами, не только школьниками, с разными категориями людей, должны иметь специальную подготовку, специальную базу. И я полагаю, что примеры, которые мы имеем, видно, что каждый такой человек становится катализатором процесса там, где он начинает работать. И когда люди получают такую подготовку, и затем мы имеем таких людей во многих регионах, во многих районах и так далее, то вот эта сеть и круги вокруг этих катализаторов начинают распространяться очень широко. Поэтому мне кажется, что это серьезно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *