святоозерский иверский женский монастырь мугреево
Святоезерская Иверская женская пустынь
Монастырь «Святоезерская пустынь» изначально был основан как мужской, на рубеже XIV-XV вв. святителями Московскими Киприаном и Фотием. В 1764 году малолюдный мужской монастырь был упразднен и обращен в приход. В 2001 году состоялось открытие женского общежительного монастыря «Святоезерская Иверская пустынь» Священным Синодом.
Содержание
История [ править ]
По преданию, мужской монастырь «Святоезерская пустынь» был основан на рубеже XIV-XV вв. святителями Московскими Киприаном и Фотием. В 1764 году малолюдный мужской монастырь был упразднен и обращен в приход.
В 1863 году вновь состоялось открытие монастыря, но уже как женского.
После 1917 года монастырь был разрушен и разграблен.
В 1923 году религиозная община монастыря была восстановлена, в 1928 году обитель была окончательно закрыта, храмы обращены в складские помещения, келейные корпуса заселены рабочими-торфоразработчиками. В 1993 году архиепископ Амвросий (Щуров) благословил открытие прихода в одном из храмов бывшей пустыни, а в 1998 году направил в поселок Мугреевский для ведения работ по восстановлению монастыря монахиню Георгию (Диркс).
В 2001 году состоялось открытие женского общежительного монастыря «Святоезерская Иверская пустынь» Священным Синодом. В период до 2011 года монахиня Георгия управляла обителью численностью до 30 сестер. По благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Епископа Иосифа в настоящее время исполняющей обязанности настоятельницы монастыря является монахиня Силуана (Волкова).
Храмы [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Ивановская область, Южский район, поселок Мугреевский, ул. Набережная, д. 2
Проезд: от Южи грунтовая дорога с мелким щебнем, через Мугреево-Никольское, Талицы, около 40 км
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Женский монастырь Святоезерская Иверская пустынь в с. Мугреевский Епархиальные монастыри РПЦ
История
Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в начале XIV в. в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, выкопанного старцем, со временем образовалось обширное озеро, получившее в народе название Святое. Еще в 19 веке местность эта, окруженная густыми лесами и болотами, продолжала носить название Филаретовской.
В конце XIV века отшельническая обитель привлекла внимание митрополита Киприана, окончательно утвердившегося на московской кафедре в 1390 г. Киприан поставил здесь первую деревянную церковь Преображения.
Известно, что находящаяся в это время в ведении Суздальской и Юрьевецкой епархии пустынь содержалась на средства князей Пожарских, владевших с 1608 г. расположенным поблизости селом Нижний Ландех. Традиция эта была продолжена и новыми хозяевами села князьями Черкасскими, получившими Нижне-Ландехскую вотчину в 1682 г.
Пожар 1719 г. привел к перестройке церкви Афанасия Афонского с созданием при ней теплой трапезной.
В 1752 г. здесь было всего пять монахов.
15 декабря 1756 г. обе деревянные церкви и отдельно стоящая колокольня сгорели. После пожара уцелела лишь часть братских келий, в одной из которых некоторое время проводили богослужение.
В 1757 г. здесь была поставлена новая деревянная теплая Иверская церковь, после чего началось строительство первого кирпичного храма Афанасия Афонского, затянувшееся из-за недостатка средств на 24 года.
В 1764 г. в связи с общегосударственной политикой секуляризации церковных владений, Святоезерская пустынь была упразднена.
В 1843 г. на средства крестьянина Нижнего Ландеха Н.М. Косарева был построен приют для богомольцев, а в 1854 г. на средства шуйского фабриканта М.С. Посылина создан и передан Владимирской епархии комплекс зданий для размещения богадельни.
4 октября 1860 г. последовал указ Синода об открытии женского общежительного монастыря при церкви бывшей Святоезерской пустыни. При этом предписывалось обязательное восстановление прежней деревянной церкви. Первой настоятельницей нового монастыря была поставлена монахиня Владимирского Успенского монастыря Платонида.
На средства жителя Нижнего Ландеха Фатова была выстроена новая деревянная церковь Преображения.
Вокруг монастыря возвели новую деревянную ограду. В 1869 г. здесь была поставлена еще одна деревянная церковь, Иверская, с полукруглым трехмастным алтарем и приделом Архангела Михаила на хорах.
Вспыхнувший 8 июля 1903 г. пожар уничтожил все деревянные постройки. Восстановление обители началось в 1904 г. со строительства на предполагаемом месте первого храма Преображения пятиглавого Казанского собора, рассчитанного на 750 человек. Строительство было возможно лишь благодаря крупным пожертвованиям от семьи шуйских фабрикантов Терентьевых. Храм был освящен 19 августа 1907 г.
Перед Октябрьской революцией на территории монастыря помимо нового Казанского храма и церкви Афанасия Афонского находилась деревянная церковь Преображения, дом игуменьи, два двухэтажных сестринских корпуса, отдельный хлебный флигель, кельи схимонахинь и деревянная ограда с башнями по углам. За оградой располагались дома для духовенства, гостиница, скотный и конный дворы, мельница и огород. В начале ХХ века здесь жило 17 монахинь и 58 послушниц.
В советское время часть построек и ограда монастыря были уничтожены, а сохранившиеся сооружения приспособлены под склады Мугреевского торфопредприятия.
В 1993 г. была восстановлена община приходского Казанского храма Святоезерской пустыни. В1998 году в поселок Мугреевский для ведения работ по восстановлению монастыря была направлена монахиня Георгия (Диркс). В 2001 году состоялось открытие женского общежительного монастыря Святоезерская Иверская пустынь Священным Синодом. В период до 2011 года монахиня Георгия управляла обителью численностью до 30 сестер.
В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Силуана (Волкова).
Мугреевский. Святоезерская Иверская пустынь.
Святоезерская Сенегская пустынь
Храмы монастыря:
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь Афанасия Афонского
Церковь Спаса Преображения
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Святоозерский Спасо-Преображенский Сенегский монастырь, общежительный, в 60 верстах от города Гороховца, в 10 верстах от села Нижнего Ландеха, при Святом озере. Основан в конце XIV века и был мужским; в 1768 году после пожара был упразднен; в 1860 году здесь учрежден женский монастырь. Ему принадлежат часовня во имя святого Николая чудотворца в селе Нижнем Ландехе, с находящимися в ней местно чтимой иконой святого Николая Чудотворца и древним крестом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Расположен на небольшом холме, носящем название Грива, в северной части поселка, на берегу Святого озера. Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в нач. 14 в. в пещере, вырытой в холме. На месте колодца, выкопанного старцем, со временем образовалось обширное озеро, получившее в народе название Святое. Еще в 19 в. местность эта, окруженная густыми лесами и болотами, продолжала носить название Филаретовской. В конце 14 в. отшельническая обитель привлекла внимание митрополита Киприана, окончательно утвердившегося на московской кафедре в 1390 г. Киприан поставил здесь первую деревянную церковь Преображения. Как митрополичье владение пустынь существовала и в 1-й пол. 15 в., при преемнике Киприана митрополите Всероссийском Фотии. Пребывание здесь в 1411 г. спасло Фотия от пленения отрядом татарского царевича Талыча. В память об этом чудесном спасении митрополит построил здесь новую деревянную церковь Рождества Богородицы.
Несмотря на отдаленность и бедность, бывшая пустынь продолжала пользоваться особым почитанием окрестных жителей и новых владельцев Нижнего Ландеха князей Щербатовых. Это способствовало стихийному восстановлению пустынножительства здесь уже в 1-й пол. 19 в. В 1843 г. на средства крестьянина Нижнего Ландеха Н.М. Косарева был построен приют для богомольцев, а в 1854 г. на средства шуйского фабриканта М.С. Посылина создан и передан Владимирской епархии комплекс зданий для размещения богадельни. Он включал одноэтажный дом на пять комнат с мезонином, кухонный флигель, амбар и погреб. 4 октября 1860 г. последовал указ Синода об открытии женского общежительного монастыря при церкви бывшей Святоезерской пустыни. При этом предписывалось обязательное восстановление прежней деревянной церкви. Первой настоятельницей нового монастыря была поставлена монахиня Владимирского Успенского монастыря Платонида. В г. на средства жителя Нижнего Ландеха Фатова была выстроена новая деревянная церковь Преображения. Уже к 1863г. пустынь была обстроена новыми деревянными домами, среди которых упоминаются: два двухэтажных корпуса келий, три одноэтажных флигеля, скотный двор, сарай и баня. Вокруг монастыря возвели новую деревянную ограду. В 1869 г. здесь была поставлена еще одна деревянная церковь, Иверская, с полукруглым трехмастным алтарем и приделом Архангела Михаила на хорах.
Вспыхнувший 8 июля 1903 г. пожар уничтожил все деревянные постройки. Восстановление обители началось в 1904 г. со строительства на предполагаемом месте первого храма Преображения необычно крупного пятиглавого Казанского собора, рассчитанного на 750 человек. Размах такого строительства был возможен лишь благодаря крупным пожертвованиям от семьи шуйских фабрикантов Терентьевых. Храм был освящен 19 августа 1907 г.
Перед Октябрьской революцией на территории монастыря помимо нового Казанского храма и церкви Афанасия Афонского находилась деревянная церковь Преображения, дом игуменьи, два двухэтажных сестринских корпуса, отдельный хлебный флигель, кельи схимонахинь и деревянная ограда с башнями по углам. За оградой располагались дома для духовенства, гостиница, скотный и конный дворы, мельница и огород. В нач. 20 в. здесь жило 17 монахинь и 58 послушниц.
Дом игуменьи (настоятельский корпус), рубленный из бревен с остатком, расположен на восточной стороне комплекса непосредственно за Казанским собором. Двухэтажный, под вальмовой кровлей, с симметричными пристройками лестничных блоков по торцам протяженного (в 8 оконных осей) фасада, он напоминает один из широко распространенных в это время типов казарм фабричных рабочих. Убранство фасадов, за исключением скромных наличников с небольшими ушками и консольками, поддерживающими сандрики с треугольным подвышением в центре, отсутствует. Пристройки лестничных блоков под односкатными кровлями с пофронтонными навесами над ступенями крылец, так же как и выпуски бревен на углах и по оси фасада, обшиты тесом. Внутри, по оси корпуса проходит коридор, освещаемый парами окон на торцовых фасадах с кельями по сторонам.
Одноэтажный, рубленный из бревен с остатком и обшитый тесом дом поставлен на кирпичный оштукатуренный цоколь и завершен вальмовой кровлей с мезонином на дворовом фасаде. Обшивка углов и перерубов по сторонам спаренного позднего окна в центре главного фасада имитирует пилястры с накладной резьбой, сильно вынесенный карниз декорирован мелким пропильным подзором по краю свеса и средней части фриза. Главный фасад, в отличие отторцовых с тремя проемами, имеет четыре асимметрично расположенных окна. Наличники с накладной резьбой завершены обработанными глухой резьбой сандриками с треугольным подвышением в центре. Со стороны бокового дворового фасада помещена пристройка сеней.
Кельи схимонахинь расположены на южной стороне комплекса, слева от сестринского корпуса. Небольшой (всего в три окна по главному фасаду) дом рублен из бревен с остатком и завершен вальмовой железной кровлей. По внешнему виду его можно причислить к образцам скромной мещанской застройки своего времени. Углы и перерубы на главном фасаде, по сторонам среднего окна, обшиты тесом с профилировкой наподобие пилястр, поддерживающих фриз с сильно выступающим над ним карнизом. На боковых фасадах всего по два окна, одно из которых, освещающее подсобное помещение, значительно меньших размеров. В филенчатых наличниках выделены подоконная доска и более широкое очелье, завершенное профилированной полочкой. Со стороны двора к дому примыкают хозяйственные пристройки.
Флигель, расположенный к востоку от дома игуменьи, рублен из бревен с остатком, обшит тесом и крыт шифером на четыре ската. Низкий прямоугольный в плане объем флигеля типичен для рядовой жилой застройки кон. 19 — нач. 20 в. Главный фасад в пять окон с перерубами по сторонам центрального проема, на торцовых фасадах по три одинаковых окна. Выпуски бревен на углах объема и перерубы обработаны в виде филенчатых пилястр, поддерживающих фриз и профилированную доску карниза. Ярко-желтые наличники с почти одинаковыми по размеру филенчатыми досками в нижней и верхней частях завершены прямыми полочками на небольших кронштейнах.
Гостиница расположена к северо-западу от основных зданий комплекса, на границе с монастырским садом. Она, как и многие другие поздние постройки пустыни, рублена из бревен с остатком. Обшивка сруба, шиферная четырехскатная кровля и наличники окон поздние. Это скромное жилое здание, играющее роль фона для главных сооружений комплекса, типично для мещанской застройки своего времени. Главный фасад в пять окон с двумя перерубами по сторонам среднего проема и обработка выступающих концов бревен филенчатыми пилястрами являются характерными для этого типа.
Ратшин, 1852, с. 28; Рыбаков, 1856; Восстановление. 1860; Голубинский., т. 2, с. 297, 299, 355, 365-366, 389; Веселовский, 1882; Зверинский, 1890, с. 224-226, № 423; Веселовский, 1894; Денисов, 1908, с. 109—ПО; Святоезерская пустынь, 1911; Полный православный словарь, 1992, стб. 2016; Православные русские обители, с. 227. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 670-678
Жизнь в монастыре. Часть 1
На пороге обители
Ты иногда остаешься один. В силу определенных жизненных (или житейских) обстоятельств. Например, стал сиротой или упал с поднебесных карьерных высот, или перестал ощущать поддержку близких… Ты один. Точка! На пороге отчаяния, падения или смерти. Идешь в церковь Ильи Пророка. Священник говорит: “Иди в монастырь на Святом озере, это Южский район – поработай, успокойся”. Из Интернета узнаёшь: “Святоезерская Иверская Пустынь расположена на берегу Святого озера, среди болот, на холме, носящем название Грива. Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в начле XIV в. в пещере, вырытой в холме. Территория пустыни прямоугольная, в центре Казанский собор с уникальной акустикой, ниже церковь Афанасия Афонского и церковь Преображенская. В 1993 году восстановлена община, а в апреле 1998 года состоялось открытие Святоезерской пустыни, как женского монастыря”.
…Дорога до монастыря не может быть легкой. Чем сложнее она, тем, по мнению богословов, лучше. До Южи почти три часа езды на далеко не новом автобусе.
“Поживёте три дня, условия у нас спартанские”.
Беседа с новой знакомой длится почти всю ночь.
— А вы точно хотите жить в монастыре?— спрашивает она.
— Многие приходят и уходят. Не нравятся тяжелые условия: надо много работать для монастырских нужд. Монастырь не считается богатым. Работать, молиться и молчать: лишние разговоры считаются празднословием…. У вас есть духовный отец?
— Плохо. Те, кто живет здесь без благословения духовного отца, скорее всего, покинут эти стены.
Первые трудности
Утро. В 6.30 звонит колокол. Смотришь в окно. Монахини идут на “Правила”, где слушают творения богословов о праведной монашеской жизни. В келье холодно. Чтобы согреться, надо топить печку. Дрова в большой поленнице. Выбираешь исключительно сосну: березу берегут на зиму.
— Пойдемте со мной, у нас все паломники работают.
— Хотите остаться в монастыре?
— Я вам помогу. Скоро должна приехать игуменья Георгия. Она редко появляется в монастыре. Благословитесь у нее.
Прошу благословления у игуменьи во время богослужения. Она внимательно смотрит.
— Хотелось бы пожить в монастыре.
Единственная мысль, которая приходит в голову во время участия в первой службе: “Как же я далека от Бога!”. Сначала вообще не понимаешь, зачем все эти двух- или трехчасовые песнопения, зачем ритуалы, почему даже труднице необходимо причащаться и исповедоваться дважды в месяц.
— Мы существуем на Земле, чтобы подготовиться к жизни Вечной. За счет молитвы монахов держится Вселенная.
Дорогие о Господе братья и сестры!
Сердечно поздравляем вас с праздником
СЛОВО В ДЕНЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Сегодня мы празднуем преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Смиренно и в уничиженном виде совершал Господь Своё великое служение человеческому роду. Приняв образ раба, Сын Божий повсюду являл Себя Сыном Человеческим, на Него смотрели, как на простого человека. Под завесою плоти Он скрывал Своё божество, и лишь по временам являл Свое божественное достоинство, когда совершал чудеса, знамения и исцеления больных.
Преображение ГосподнеГотовясь же на великий подвиг крестных страданий, Спаситель яснейшим образом явил на горе Фавор ученикам Своё божественное величие для того, чтобы при виде мучимого и распинаемого Христа в учениках не закралось сомнение в Его божественном достоинстве. Почему Господь взял на Фавор лишь трёх учеников, а не всех? Потому что Иуда не был достоин созерцания божественной славы Учителя, Которого помышлял предать, а его одного Господь не оставил под горой, чтобы впоследствии тот не оправдывал этим своего предательства. Почему явились Моисей и Илия? Дабы опровергнуть еврейское заблуждение, что будто бы Христос — кто-то из пророков: Илия, Иеремия или ещё кто-то. Потому и обнаруживает Он Себя Царём пророков, так что Моисей и Илия предстоят пред Ним как Его служители.
Ученики на горе Фаворской видят такое преславное преображение Господне, которого люди от самого сотворения мира ещё не видали. И мы с радостью празднуем это событие, веруя, что Господь преобразит некогда и наши уничиженные тела, так что они будут сообразны славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё. В благородном стремлении к достижению своего преображения необходимо помнить следующее: внешнему нашему преображению должно предшествовать преображение внутреннее. Мрачен, как туча, человек в состоянии гнева, ненависти, зависти, злобы или предавшийся отчаянию. Преображение совершается при посредстве креста, слагающегося из тяжких трудов самоисправления, принуждения себя к исполнению того, что истинно, добро, чисто, любезно, что справедливо, достохвально, что составляет только добродетель и похвалу (Флп. 4, 8). Господь для Своего преображения взошёл на высокую гору и молился, научая этим и нас восходить мыслями от земли, отрешаться от земных уз и возноситься умом к горнему, небесному, очищая этим свои чувства и ум от житейской суеты и привязанности. Будем же, братья и сестры, прилагать все усилия, чтобы очистить себя от всякого греха и порока, чтобы не царствовал в нашем сердце грех, а царствовал бы Христос. Тогда и мы удостоимся преображения здесь на земле и благодатного и славного преображения в будущем веке. Аминь.
воскресенье, 20 июня 2021 г.
Дорогие о Господе братья и сестры!
Сердечно поздравляем вас с праздником Святой Троицы, Пятидесятницей! С Днем рождения Церкви!
«И будет в последние дни, говорит Господь, излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2, 28; Деян. 2, 17).
В прошлый раз мы, братие, говорили, что вступить в жизнь вечную может только тот, кто познает Бога и посланного Им для спасения мира Господа Иисуса Христа, и что познать Бога может только тот, кто будет любить Его и чрез молитву часто вспоминать о Нем и пребывать в общении с Ним. Теперь же мы должны сказать еще то, что если человек сам только, одними своими силами будет стараться угодить Богу, то он никогда не научится любить Бога от всего сердца.
Для этого нужно, чтобы в сердце вселился Дух Святой и очистил его от всякой скверны. Пока не приидет Дух Святой, сердце будет подобно земле иссохшей, долго не орошаемой дождем. Вчера мы слышали в одной из паремий, что однажды в земле Иудейской была сильная засуха и голод, но пророк Иоиль говорил в утешение жителям этой земли, что пошлет Господь снова дождь на землю, если они будут каяться и обратятся к Богу с молитвой, в посте и плаче и рыдании, а в последние дни изольет на всех Духа Своего, чтобы как земля снова стала приносить плод после дождя, так и душа каждого человека сделалась плодоносною от излияния на нее Святого Духа. «Плод же этот Духа Святого, – по словам святого апостола Павла, – есть добродетели христианские: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23).
До того времени, как вселился в сердце человека Дух Святой, для него не было никакой радости в том, чтобы любить людей, жить с ними в мире, стараться во всем помогать им, прощать им обиды, терпеть от них всякие неприятности, все это казалось человеку весьма трудным, и он испытывал только скорбь, а не радость, когда приходилось ему поступать по христианской любви к людям. Когда же прикоснется к сердцу благодать Святого Духа, оно как будто совсем изменяется, как бы дается человеку «сердце новое, и дух новый» (Иез. 36, 26) человек тогда бывает исполнен какой-то особенной радости, он чувствует сильное желание поступить во всем так, как заповедовал Господь Иисус Христос в Евангелии, не смотрит ни на какие обиды и готов сделать всякое добро людям, какое только может. Вот когда человек бывает таким, тогда и исполняются над ним слова пророка Иоиля: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» в последние дни (Иоил. 2, 28), – эти слова начали исполняться со дня сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы и продолжают исполняться доселе на всех нас. Ибо как некогда, во дни столпотворения вавилонского, люди вследствие нечестия и ненависти друг ко другу разделились между собой и Господь смешал языки их, так и ныне, когда сошел Дух Святой в виде огненных языков, Он «в соединение вся призва», так что люди, говорившие на разных языках, стали понимать апостолов, а у верующих в Господа Иисуса Христа «было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32).
Но, братие, чтобы Дух Святой, излившийся на нас, не оставил нас вскоре, будем стараться сделать душу свою достойным обиталищем для Него. Мы, по словам одной церковной песни, вчера нами слышанной, плавающие в молве житейских попечений, с кораблем потопляемые грехами и к душепагубному зверю, то есть диаволу, низвергаемые [Ирмос 6 песни канона преподобного Космы Маюмского на Пятидесятницу], будем чаще из этой смертоносной глубины своих грехов и всяких суетных забот житейских обращать взор свой ко Христу, Спасителю нашему, и Он, как Иону из чрева китова, будет всегда изводить нас из этой глубины. Постоянная молитва ко Христу, Спасителю нашему, и к подателю жизни Духу Святому научит нас путям Господним, и мы, очищаемые «огнедохновенного Духа росою», будем всегда ходить во свете закона Господня.
четверг, 10 июня 2021 г.
«Извед же их (Апостолов) вон до Вифании, и воздвиг руце Свои, и благослови их, и бысть, егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему, и возвратишася во Иерусалим с радостию великою» (Лк. 24, 50—52). Так окончилось земное поприще Спасителя нашего и Господа! Много страдал Он, много и прославлен. Не было скорби, как Его скорбь, и нет славы, как Его слава. Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя: тем же и Бог Его превознесе, и дарова Ему Имя, еже паче всякого имене, да о Имени Иисусове всяко колено поклонится, Небесных, и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Флп. 2, 8-11).
Один путь, братие, которым можно достигнуть и нам высоты святой славы,- тот же самый, которым восшел в славу Господь наш, то есть путь креста, путь очищения, самоотвержения, путь внешних и внутренних страданий. Памятуем ли мы это? И, памятуя, идем ли на Небо путем Христовым?
Если Фавор земного счастья возвышает вас, братие, над всем земным и приближает к Небу, то оставайтесь на нем! Возносящийся Господь благословляет высоту вашу. Только блюдитесь, чтобы на этом Фаворе не погрузиться в сон, и когда Моисей и Илия будут говорить о кресте, на котором должно распинать ветхого человека, вам не заговорить о создании для этого человека не одной, а трех скиний. Помните, что путь на Небо не с Фавора, а с Елеона; а к Елеону надо идти чрез Гефсиманию и Голгофу.
Путь Господень должен быть путем всех и каждого. За всех нас равно пострадал Господь наш; для всех равно отверсто и Небо. Итак, вопрошу всех и каждого: на многое ли в нашей жизни можем указать мы и сказать, что это так сделано или оставлено нами потому, что мы предназначены для Неба, что нам должно быть некогда с нашим Господом? Можем ли указать в наших поступках хотя на что-либо подобное? Удержались ли мы хотя один раз от греха, сделали ли хотя одну добродетель при мысли, что Господь наш взирает на нас с Небес? Как ни мал вопрос этот, но едва ли не найдется между нами людей, которые не смогут и на него ответить утвердительно. Что же значит наша вера в Вознесшегося Господа? Верим или не верим Ему? Если верим, где дела? Если не верим, для чего носить и Имя Его? Кто истинно верит в свое Небесное предназначение, тот не может быть земным: у того уверенность эта по необходимости бывает началом, одушевляющим весь образ его мыслей и чувств, всю его жизнь и все отношения. Истинный христианин во всех обстоятельствах жизни, при всех случаях помнит, что он наследник Неба, сонаследник Христу, и действует сообразно своему предназначению. Всматриваясь в его жизнь, всякий заметит, что он живет не столько настоящим, временным, сколько будущим, вечным, что сердце его где-то далеко, не в этом мире, что жизнь его таится высоко, в Боге. Такими точно и казались некогда христиане язычникам.
Но много ли, братья, такого в нас? Есть ли хотя что-либо неземное, Небесное, Христово? Если есть, то мы, подобно Апостолам, можем возвратиться в дома свои от горы Елеонской с радостью. Благословение возносящегося Господа в таком случае принадлежит и нам, равно как и обетование Святого Духа. При сошествии Своем Он не пройдет мимо тех, которые принадлежат Христу.
В противном случае нам принадлежит, и еще с большей силой, упрек, сказанный Ангелами Апостолам при Вознесении Господа. С большей, говорю, силой, ибо им сказано было: «Что стоите зряще на небо?» (Деян. 1, 11) за то только, что они, по своей любви и усердию, долго взирали на небо, принявшее их Господа и Учителя. А нам надо сказать другое: сынове человеческие, что стоите зряще не на Небо, а на землю? Обратите очи к Небу, воззрите на Спасителя вашего, давно на вас взирающего. Вступите на путь к Небу, давно пред вами лежащий; для легкости на нем сбросьте все тяжести греха, вас подавляющие, приимите в руки ваши крест и идите к своему Спасителю, пока Он благословляет вас на путь этот, пока не затворилось отверстое Небо, пока Ангелы, Небесные и земные, приглашают вас в обители Отца Небесного.
Слышим, слышим, блаженные Небожители, голос ваш и хотим вступить на путь Господень; только подкрепите нас и сопутствуйте нам вашей помощью. Наипаче же Ты Сам, Милосердый Спаситель наш и Господи, Ты Сам не оставь нас сирых духом и немощных. Призри с Небес на благое произволение и немощь нашу, виждь и благослови нас на путь Твой, облеки на нем силою свыше и утверди колеблющиеся стопы наши, пока не прейдем в гору святую Твою и не соединимся с Тобою. Аминь.
Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический