святогорский монастырь донецкая область фото

Самая юная Лавра Православия: твердыня веры и обитель исповедников

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

Пятая в русском православии

Так на Руси появилась пятая Лавра. Самая первая — Киево-Печерская была названа таковой в 1688 году, Троице-Сергиева явлена миру в 1744 году, затем Александро-Невской Лаврой в 1797 году обзавелся столичный град Санкт-Петербург, и, наконец, самая западная — Почаевская — получила этот титул в 1833 году.

Нетрудно заметить, что первые четыре Лавры в русском Православии свой статус обрели в течение полутора веков. И только через 171 год после Почаева, такое, особо чтимое, звание было даровано Святогорскому монастырю.

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

В прошлом, до Великой Октябрьской революции 1917 года, монастырь носил звание Свято-Успенской общежительной пустыни, и имел за своими плечами не самую длинную, но насыщенную церковную историю. Она тоже была учтена Синодом. Кроме того, приняты во внимание и подвиги святогорских святых и страстотерпцев, и чудеса, в монастыре явленные и признаваемые православными за великие. Без этого в церковной практике монастырю столь высокое звание не получить.

Взлеты и падения обители

Точной даты основания Свято-Успенского мужского монастыря на Большом перевозе через Северский Донец не знает никто. Достоверно известно, что первое известное нам упоминание о нем встречается в известных «Записках о московских делах» австрийского дипломата барона Герберштейна. Цитата, которую можно отнести к периоду между 1517 и 1526 гг., посланник австрийского цесаря пишет: «…воины, которых Государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов… видели около устьем малого Танаида, в четырех днях пути от Азова, возле места Великий Перевоз, у Святых Гор…»

Кроме того, как свидетельствуют архивные материалы, хранящиеся с недавних пор в Святогорской обители, в 1526 году в здешних меловых скалах уже были вырублены кельи монахов, которые вместе со служилыми людьми царскими от били в тот год набег «черкас» — так тогда называли малороссийских казаков.

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

Император Николай I разрешил монастырь в Святых горах над Донцом открыть заново в сороковых годах позапрошлого века. Покровительство царской фамилии, которая и при Александре II, и при его наследнике Александре III посещала Святогорье, способствовало успешному развитию пустыни. К началу XX века монастырь сей стал одним из центров духовно-религиозной жизни России.

К святогорским старцам за духовным наставлением и пастырским словом приезжали десятки тысяч паломников. Почитали необходимым посетить монастырь на Донце и властители дум тогдашнего общества, русские писатели. Здесь Бывали в разные годы Федор Тютчев, Антон Чехов, Иван Бунин, Александр Куприн, Аркадий Аверченко, Максим Горький, Владимир Немирович-Данченко.

Святые и подвиги

Но все-таки для верующих людей главным в обителях всегда было то, что в них жили особые люди — старцы, люди непорочной святой жизни, порой удивлявших окружающих не только благочестием и мудростью, но и чудесами. Для Святогорского Свято-Успенского монастыря таким человеком был Преподобный Иоанн Затворник. 17 лет он провел в затворе, в сердце меловой скалы.

Современник описывал его подвиг так: «Представьте себе, читатель, тесную и низкую келию, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии. Атмосфера келии резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный. Все убранство келии составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику».

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

Обретя статус Лавры, Святогорский монастырь был подвергнут тяжелому испытанию гражданской войной. Настоятелю и монахи оказались в пучине забот о ближних в особо крупных масштабах. Речь идет, конечно же, о последних пяти годах нашей жизни. Лавра стала прибежищем для сотен и сотен тысяч и тысяч обездоленных войною людей. И монастырь показал, что является не только смыслом духовного служения Богу на земле, но и прямого услужения Ему в делах мирских.

Испытание гражданской войной

Пик забот пришелся, разумеется, на 2014 и 2015 годы, когда через монастырь прошли тысячи беженцев из Славянска. Краматорска, Донецка, Горловки, Макеевки, Дебальцево, Иловайска — всех тех мест, где украинская армия сожгла десятки тысяч домов и квартир, оставив без жилья и достатка многих мирных граждан Украины. В монастырь бежали от войны, разорения и прямого голода. Тут всем был готов кров и пища, мирные стены и духовное наставление.

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

К 10 июля 2014 года Лавра приняла 470 беженцев, а ближе к концу августа их стало 800. Осенью того же года и зимой 2015 года в Лавра ежедневно кормила до 1000 человек. Разумеется, кров и пища обездоленным людям предоставлялись бесплатно, без каких-либо условий.

Гонители и исповедники

Все эти труды подкреплялись усилиями местной власти. Но, увы, в те же месяцы обитель подверглась угрозам националистов, оскорблениям в киевской и западноукраинской прессе, которые видели в массовом призрении обездоленных «сепаров», «ватников» некие происки «пророссийской» Украинской православной церкви. Конечно, Лавра смиренно вынесла и эти потуги оскорбить ее духовные и бытовые дела.

Незаметный постороннему глазу подвиг монастырского служения, конечно, трудно переоценить. Ведь кроме физических трудностей и психологических страданий монастырской братии с настоятелем во главе существует сонм духовных переживаний, которые летом 2014 года казались просто лавиной. Одному Богу известно, сколько трудных и невыносимых исповедей пришлось выслушать священникам в те месяцы, перенести через свою душу. Ведь для святой исповеди не существует наших мирских оправданий и предпочтений. А ведь причащаться и исповедоваться (часто первый раз в жизни) тогда в Лавру шли тысячи очень разных людей — от матери погибшего ополченца до контрактника ВСУ, его убившего. И каждый нуждался в отпущении грехов. Лучше, конечно, не думать о тех коллизиях, которые возникали во время церковных служб первых лет войны. Крестный ход в Киеве: Слава богу, нас не стало меньше

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

И сегодня они, уйдя в подполье, никуда не делись, но ситуация в Святых горах стабилизировалась. Монастырь живет своей обычной жизнью, богослужения идут своим чередом, как и прежде приезжают десятки тысяч паломников. Через год, 8 сентября 2020 года в Лавре собираются торжественно отметить освящение главного своего храма — Свято-Успенского собора, который срочно и масштабно реконструируется на пожертвования верующих.

Став 15 лет назад самой молодой Лаврой Православия, Святогорский мужской монастырь сегодня, как и встарь, собирает вокруг себя верных, заботится о сирых и слабых, и в сумерках политического сознания на Украине стоит особо — свечей надежды на Спасение, видимой не только в Донбассе, но по всей Новороссии, и России.

Источник

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фотоflackelf

Русский киевлянин пишет из Петербурга.

В тот день я убежал от холодного циклона,накрывшего запад и весь центр страны.В Донбассе было почти жарко.

Еще бросаются в глаза совершенно разбитые дороги и практически полное отсутствие дорогих автомобилей.

Иногда попадаются бигборды с вот такой идиотской рекламой.

На автовокзале Славянска

Совершенно разбитая международная трасса Харьков-Ростов на Дону.Дорога Е40 связывает Европу с Кавказом и югом России,через Украину.

В маршрутке конечно пришлось стоять,причем на одной ноге.Еще хорошо,что водитель брал стоячих. Альтернативой было только такси.Таксисты просят от Славянска до Святогорска 100 гривен,а маршрутка стоит всего 10гр с человека.Если ехать компанией,то лучше конечно воспользоваться такси.

Городок,вернее скорее поселок Святогорск, довольно маленький но очень ухоженный.Единственной отраслью экономики тут является туризм.

С северной стороны к поселку вплотную подходит сосновый лес,в котором расположены базы отдыха,бывшие санатории и пионерские лагеря.Некоторые из них в плачевном состоянии,но большинство этой инфраструктуры сохранилось.Тут расположены здравницы всего Донецкого края.

Кстати мой, уже покойный отец, родом из Донецкой области (город Краматорск), когда то рассказывал мне о этих местах.

Скульптуры из меловых пород

Почти со всех точек поселка открывается великолепный вид на высокий правый берег Северского Донца и храмы лавры,расположенные на меловой горе.

Неспешная провинциальная жизнь

Мостик,ведущий в Свято Успенскую Святогрскую лавру

Николаевская церковь на Святой Скале и часовня Андрея Первозванного

Статуя Святой Богородице у входа в лавру.

Вход в лавру охраняется казаками.Все очень строго,женщин в брюках и мужчин в шортах не пускают.При этом никому не приходит в голову брать с людей деньги за проход на территорию святыни,как это делается в Киеве.

Успенский собор лавры.Отрыт для посещения только во время богослужений.

Совершенно потрясающий монастырский кот.

Вместе с группой,через пещеры, я поднялся на Святую гору.Нет слов передать великолепие видов,открывающихся с неё.Оттуда на много километров на север видна прилегающая местность.
Представляю с какими трудностями столкнулась Красная армия,когда в 1943 году штурмовала донецкий фронт, ведь тут была идеальная позиция для немецких наблюдателей.

По этой дороге,длинной в 2,5 километра,идет извилистый спуск вниз,к мосту через Донец.По ней кстати можно подняться на Святую гору, минуя экскурсию по пещерной галерее.

Скит преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Места изумительные и воздух чистейший

Источник

Свято-Успенская Святогорская Лавра

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

Свято́-Успе́нская Святого́рская ла́вра — православный монастырь Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) в городе Святогорске Донецкой области. В 2004 г. получил статус лавры. Лавра находится на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах, в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. Послушание в обители несут более сотни человек братии. При обители есть гостиница для паломников.

Содержание

История [ править ]

Первые монахи на месте будущей лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный, превращенный в кинотеатр Успенский собор.

Только в конце 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 г. Священный Синод УПЦ принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ от 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.

Описание [ править ]

Обитель стоит на правом берегу реки Северский Донец – на склонах покрытой лесом гряды меловых гор, один из которых украшен свободным от деревьев белым отвесным утесом.

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры

Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры

Источник

Святые горы — национальный природный парк

На высоком берегу Северского Донца, на границе Донецкой и Харьковской области, в местности издревле известной как Святые горы, расположена Свято-Успенская Святогорская Лавра.

Святые горы — это меловые горы, реликтовые сосны и лиственный лес, живописные ущелья и крутые обрывы над рекой. Это удивительное по красоте и атмосфере место признано Национальным природным парком и включает в себя 30 памятников истории и культуры.

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

Святогорская Лавра является доминантой в этом сонме православия и культуры. Очень интересна ее история. Существуют разные предположения даты возникновения обители. В летописных источниках 16-го века находятся упоминания о Святых горах. Также святитель Филарет Гумилевский. знаменитый историк и исследователь пишет: «Спрашивается: с чего горы, лежащие на Донце, называли в 1547 г. и следующих годах Святыми горами? Понятно бы было название их Донецкими горами… Почему же Донецкие горы названы Святыми? Как ни рассуждайте, — это название объясняется лишь тем, что с 1540-го года уже слишком известна была святыня Донецкой скалы — образ Святителя Николая, обретенный иноками. С какого времени стали здесь жить иноки, — на это нет пока письменных свидетельств. Несомненно только то, что столь общая известность, в какой представляется святыня Донецкой скалы с 1547 г., ясно говорит, что ей давно предшествовали тайные подвиги пустынников, живших в пещерах скалы. Потому со всею вкроятностью можем положить что в 14-м веке уже существовала Святогорская обитель».

Однако монахи считают, что основателями монастыря являются выходцы из Киево-Печерской Лавры, бежавшие от нашествия монголо-татар в середине 13-го века. Есть также мнение что обитель основали монахи со святой горы Афон. В любом случае ясно, что было это в средние века и монастырь древний.

Первоначально монахи жили в пещерах меловых скал, прорывая ходы в разные стороны, создавая пещерные храмы.

Но уже в 1679 году была построена первая деревянная церковь у подножия утеса на берегу Донца- церковь Петра и Павла. С этого времени начинается переселение монахов в наземные церкви, а подземные сооружения остаются для затворников.
При посещении Лавры мы побывали на экскурсии по подземному храмовому комплексу.

Вход в храмовый комплекс находится рядом с Успенским храмом. Преобретя на входе свечи, мы их зажгли и стайкой за экскурсоводом двинулись вглубь по узкому темному коридору.

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

Фото из интернета, фотографировать там очень сложно, сквозняк задувает свечи, нужно за ними следить, прикрывать рукой и смотреть под ноги, чтобы не оступиться. На пути появился первый храм, небольшое расширение с несколькими иконками и подсвечниками. Под углом 90 градусов поворачиваем в другой ход, который нас вывел к более крупному храму, который умещает человек 20 и имеет иконостас.

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

Здесь мы послушали экскурсовода, поставили свечи, помолились и двинулись дальше. Проходя по узким сырым коридорам мы видели ответвления ходов, закрытые дверями, усыпальницы мощей.

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

Когда начался подъем где-то градусов в 45, стало идти тяжелее и через время мы вошли в вырезанный в меловой стене храм. Посреди храма находился меловой столб, который в свое время стал местом проявления Святого лика и потому обрел ту же святость. Столб восстановлен монахами. но, как говорят, не потерял своей святости. К нему можно прикасаться, а затем наносить мел на больные части тела. Дальше мы вышли из пещер и перешли в верхний храмовый комплекс.

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

Я продолжу историю Святогорской обители. Монастырь становится не только популярной обителью, но и важным стратегическим пунктом приграничья.

Трудно поверить, но всего лишь триста с небольшим лет назад Донецкий край, густо населенный сейчас, назывался Диким полем. Тогда это была пограничная территория Московского царства. И монахи ее защищали от набегов крымских татар и других разбойничих шаек. Монастырь креп, развивался. Русские государи проявляли заботу о нем. Жалованные царские грамоты, дошедшие до нашего времени относятся к 1620, 1628, 1630 годам.

В середине 17 века святое место стало прибежищем для тысяч украинских переселенцев из-за Днепра, гонимых католиками, Униею. Благодаря новым переселенцам, в малонаселенной местности выросли новые села, хутора, распространившиеся до самого Дона.

Первая половина 18-го века характерна расцветом обители, но неожиданно разразилась беда: в 1787 году, указом Екатерины второй монастырь упраздняется, а земли Святогорья Екатерина дарит своему фавориту Потемкину. Но монастырь остается невероятно популярным среди паломников, которые в престольные праздники десятками тысяч наполняли полуразрушннные храмы бывшей обители.

В 1844 г. Николай 1-й дал разрешение на восстановление монастыря и храмов. Вплоть до революционных событий обитель процветала. Кроме духовного окормления она вела образцовое хозяйство. Была открыта больница, приют для сирот, ремеслннная школа для окрестных детей. Во время ВМВ был открыт госпиталь.

События 1917 г.трагично отозвались на судьбе монастыря. Сначала здесь была образована детская колония. В 1922 г.в храмах обители разместили Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Соборный храм был перестроен под кинотеатр, в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре, на месте Престола — самого святого места в храме. Остальные храмы были разорены, часть уничтожена.

Но все в этом мире преходяще. Когда в 1992 г.постройки бывшего монастыря были переданы Церкви, начинается возрождение обители. И люди, которые за время советской власти потеряли веру в Бога, память о прошлом, о своих корнях, освоих святынях, потянулись к обители. Стали помогать кто чем мог: кто-то разбирал завалы, кто-то жертвовал необходимое для храма, нашлись и жертвователи на восстановление обители. И постепенно засияла духовная жемчужина не только Донбаса, но и всего нашего православия.

В 2004 г. монастырь получил статус Лавры, возродив славу Святых гор.

В Русской Православной Церкви этим титулом были удостоены 4 монастыря: Киево-Печерский в 1688 г.,Троице-Сергиев в 1744 г.,Александра-Невский в1797 г. и Почаевский в 1833 г. Лаврами называли монастыри особенно многочисленные по числу проживающих в них монахов и имеющие наиболее важное общественное и государственное значение.

В честь этого события у входа на территорию в обитель была установлена мраморная скульптура Богородицы.

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

На территории архитектурно-музейного заповедника Святогорская Лавра находится несколько интересных храмов. Особенно их красота поражает издали, когда на горизонте появляется цепочка белокаменных храмов, окруженных зеленью лесов, меловыми горами и гладью реки.

святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть фото святогорский монастырь донецкая область фото. Смотреть картинку святогорский монастырь донецкая область фото. Картинка про святогорский монастырь донецкая область фото. Фото святогорский монастырь донецкая область фото

Самое монументальное здание Святогорской Лавры — Успенский собор. Построенный академиком А.Горностаевым в русско-византийском стиле, собор поблескивает на десятки километров настоящим сусальным золотом свои пяти глав.

Источник

Православная Жизнь

В моем домашнем архиве хранится старая газета, где опубликован первый репортаж о вновь открытой обители рядом со Славяногорском. Именно так назывался город, который со временем изменит свое название благодаря Святым горам и станет Святогорском. Четверть века назад журналисты одной из донецких газет написали статью о первых поселенцах, появившихся на территории санатория – монахе, священнике и четырех юношах, которые называли себя странным для того времени словом – послушниками. Одним из этих послушников, или, если сказать правильно, трудником, был я.

Чудо возрождения

Тогда всё было в диковинку, даже само понятие монастырь не вписывалось в какие-то шаблоны постсоветского периода. Для людей того времени верующие православные христиане, особенно если они были в подрясниках или монашеских одеяниях, казались какими-то инопланетянами или сумасшедшими, вдруг появившимися из ниоткуда в полностью атеистическом обществе. А в этих краях религия преследовалась очень жестко, настолько, что люди на долгое время потеряли память о прошлом, о своих корнях, о своих святынях и настоящих героях и святых.

И самой Святогорской Лавры в июне 1992 года еще не было, как и монастыря – он только просыпался от долгого сна и ровно 70 лет находился в запустении и поругании. А теперь здесь стали происходить очень странные вещи и очень странные встречи, разговоры с людьми. Стоило только монаху появиться на аллее – его тут же окружала кучка отдыхающих, начинались длительные беседы самого разного характера. И не ощущалось никакой агрессии, были удивление и сильная жажда чего-то очень важного, человеческого, настоящего. Ведь эти люди приезжали сюда лечиться и заботиться о своем теле, но вдруг узнавали, что у них есть душа, есть вечность и какой-то Бог над всем мирозданием, есть Его реальные ученики и служители, которых можно даже потрогать и послушать. Это было время неофитов и особенной благодати для верующих, когда они, даже не имея особенных религиозных знаний, все воспринимали с чистым сердцем и горячей верой. И чаще всего, как это ни покажется пафосным и нарочитым, люди Церкви говорили другим не от себя, а сквозь себя. Потому что были просты, наивны, искренни, и мало что мешало проявиться их харизме. Первые христиане монастыря в конце XX века были как дети, и поэтому им помогал Бог.

И помогали люди, каждый чем мог: кто-то продуктами, кто-то жертвовал необходимое для храма, кто-то работал на хоздворе или разбирал завалы. Помню, в один день наместник сокрушался, что нет у них хлеба, и тут внезапно приезжает хлебовоз и водитель дает столько, сколько нужно. Второй иеромонах перевозил свои вещи из Донецкой епархии и задержался, я же при разгрузке по неосторожности разбил стекло на иконе, на которой золотистыми церковнославянскими буквами было написано имя святого. В какой же я пришел ужас, когда мне сказали, что это имя Силуан, а икона небесного покровителя того монаха. Представив огорчение человека и осознав свой позор, я забежал по огромным лестницам на второй этаж и там, в уединении, бил поклоны. Позже спустившись, побрел в сторону пустынного места вверх и вдруг в сумерках мне встретился человек… со стеклом. Непонятно откуда взявшийся на пустыре стекольщик прямо при мне вырезал стекло нужного размера. И таких примеров было в те дни немало.

А первый монах и наместник обители до сих пор жив и является духовником для паломников и монахов, к нему приезжают многие люди издалека. Состояние его болезненное, но духовно он молод и светел. Архимандрит Серафим (Лаврик), а до пострижения отец Николай, каким помню его я, остался таким же простым и настоящим. Если бы мне в то время показали, каким будет монастырь через 25 лет, то я бы, может, и поверил, но только как в большое чудо. А Святогорская Лавра и есть настоящее чудо и духовная жемчужина не только Донбасса, но и всего нашего православия.

Это чудесное место находится на юго-востоке Украины на границе Харьковской и Донецкой областей, всем известное как Святогорье, Святые горы. Один из древнейших монастырей Руси, с пещерными храмами, скитами. Первыми монахами были переселенцы с юга, которые поднимались по руслам рек, по основной версии – монахи афонской традиции. Сюда их привел Северский Донец, красивая река. Она была судоходной и богата рыбой, когда-то и я в ней ловил большущих лещей. За последние годы река значительно обмелела, но все равно считается важнейшим источником воды для Донбасса.

Первые дни

Святогорский монастырь в 1947 году. Фото: Svlavra.church.ua

Не буду в подробностях описывать детали запустения, но чтобы понимать суть происходящего в те дни, можно сказать, что в главном Успенском соборе был кинотеатр, поэтому храм перекрыли железобетонными плитами на два этажа. Его только освободили от прежних владельцев, и на втором этаже валялись ворохи ненужных бумаг, в центральном приделе была сцена, весь храм был заставлен сиденьями, а в боковых алтарях находились… общественные туалеты. Насколько же была велика злоба тех, кто воспользовался ситуацией и устроил такое глумление в стенах храма, где ранее совершалась Евхаристия. Иначе как безумием это не назовешь. Но всё проходит, и настали другие времена.

Мусора из собора вывезли очень много, в том числе и после реконструкции храма в последующие годы, сноса уродливой пристройки киномеханика у входа. Обо всем этом подробно может рассказать и нынешний настоятель Святогорской Лавры митрополит Арсений, который с 1995 г. заботится о братии и Лавре – их общем доме.

Бог дал мне возможность присутствовать здесь на первой службе и первой Литургии, первом престольном празднике, встретить первую Пасху. Интересно, что когда проводили первую вечернюю службу в огромном пустом и поруганном храме, среди мусора, поломанных стульев, то внезапно раздался такой гром над куполами, что даже страшно стало от неожиданности. А такой тишины, какая была в первую Великую Субботу перед Пасхой, я больше не ощущал никогда. Прожить лето в монастыре, прикоснуться к таинственному, приложить руку к чему-то величественному и промыслительному свыше – одно из благ в моей жизни.
Храмы

Напротив Успенского собора находится Покровский храм с колокольней – во время моего пребывания в нем были процедурные, комнаты для отдыхающих в пижамах. Крест и колокола, разумеется, отсутствовали, а когда мы первый раз забрались наверх, то мешками убирали голубиный помет. За десятилетия накопилось много хлама. На крыше росли деревья… А вот часы монастырские починили, теперь они бьют с мелодией. Волнительной была установка первого колокола: и в техническом плане, и в финансовом (монастырь тогда был очень беден). Зато когда по округе разлился звон, Святые горы ожили, заговорили.

На одной из гор стоит памятник революционеру Артему. Железобетонная 26-метровая конструкция, отпечаток эпохи советской власти. С этой статуей связано предание: когда монастырская братия решила построить храм в XIX веке, спросили Исаакия (сейчас в лике святых), он был юродивым. Тот приложил руку, всмотрелся в гору и сказал, что не стоит этого делать, там будет стоять человечище, т. е. все равно бы разрушили здание.

Святогорские пещеры

О них отдельный разговор. Пещеры выкопаны в меловой породе, беленькие. В них монахи издревле молились и прятались от набегов половцев, печенегов, крымских татар. Это не единственные пещеры на территории монастыря, есть еще пещеры XIII века с подземным храмом, действующим в скиту Антония и Феодосия Печерских. Подземельное вечернее пение монахов во время служб в современное время приводит в трепет.

Любовь к катакомбам у христиан с древности. Наиболее известными являются римские катакомбы времен гонений. Пещерные монастыри есть на Ближнем Востоке, в Греции, в Грузии. У славян – Киево-Печерская Лавра и Святогорская. Есть пещеры на Черниговщине, под Киевом, на Буковине, в Крыму, небольшая пещера в Почаевской Лавре.

Святогорские пещеры известны с древних времен, когда там появились первые монахи с юга, возможно, с Афона или других православных монастырей. Основным способом передвижения и распространения христианства были судоходные русла рек, по Днепру древние насельники поднялись в Киев, в Святые горы пришли по Северскому Донцу.

Как удалось монахам правильно рассчитать схему раскопки – непонятно, может быть, ее осуществляли с двух сторон, но масштабы работ впечатляют. По длине святогорские пещеры больше киевских (хотя там тоже есть Ближние и Дальние пещеры), но очень похожи друг на друга. Это говорит о том, что корни происхождения одинаковые. Ходов на самом деле очень много, и не все из них открыты, как и в киевских пещерах. В советское время здесь «поработали» атеисты, многое утрачено безвозвратно. Отрадно, что спустя годы здесь снова появились монахи, построены подземные храмы. Сейчас посещение пещер является обязательным для православного паломника, в их числе и Святые Горы.

Святой Иоанн Святогорский

О древних затворниках ничего неизвестно, но прославленный отшельник XIX века Иоанн Святогорский был в добровольном молитвенном заточении 17 лет. В далеком 1992 г. мощи святого Иоанна Святогорского пребывали под спудом. Я помню дорожку к могилке святого через лес. Воистину, как в словах стихотворения великого Пушкина: «не зарастет народная тропа». Святость проявлялась даже в том, что люди, одержимые бесом, не могли находиться рядом с местом захоронения. На моих глазах четверо здоровых мужчин едва могли удерживать хрупкую женщину, с которой происходили мистические вещи, как в каком-то кинофильме ужасов. А сколько было людей во время прославления затворника… Сколько прошло лет после смерти праведника, а Бог воскресил его имя для Церкви – и Она обрела преподобного и молитвенника.

Часовня апостола Андрея

Андрей Муравьев – брат известного декабриста, друг Пушкина, человек, которому Лермонтов посвятил не одно стихотворение, часто бывал в имении Потемкиных и очень интересовался жизнью монастыря. Во имя его Ангела – Андрея Первозванного – и была освящена часовня. Именно об этом месте святитель Филарет в XVI веке сказал: «Здесь так близко от неба и так далеко от земли! Если здесь не научишься молиться, то где?!» Часовня апостола Андрея в Святогорской обители построена в середине ХIX века. Мне очень нравится великолепная смотровая площадка около часовни: высота и вид потрясающие. А еще несколько десятков лет назад тут были руины и полуразвалившиеся постройки, расписанные туристами. Монахи сделали ремонт конструкции и водрузили крест.

Церковь святого Николая

Одна из самых главных достопримечательностей Святогорской Лавры – церковь Николая Чудотворца на меловой скале. Почти полтысячи лет назад (в алтарной части в скале) здесь звучала молитва. Когда только зарождалась обитель, ее Устав и появлялись первые монахи, в один прекрасный день на меловом столбе появилась икона Святителя Николая. Этот образ считается чудотворным и является одной из главных святынь монастыря. В храм можно попасть по длинным ходам меловых пещер, с нижней части монастыря. До строительства храма на верху скалы были три белых конусообразных пика. Церковь с алтарной частью в меловой скале является образцом украинской архитектуры XVI века, ХIХ век – надземная часть. Церковь на скале – визитная карточка Святогорья, придает уникальность этому месту и узнаваемость образа Святых гор. Скольких усилий стоило восстановить храмы монастыря и, в частности, церковь святого Николая, знают только Бог и братия монастыря.

Монастырские павлины и утки-мандаринки

Утро Святогорская Лавра встречает звоном колокола и чириканием попугаев и прочих птиц. По фасадной линии центрального Успенского храма монастыря расположены фонтаны, а на заднем дворе сделан птичник. Хорошо здесь детям, да и взрослым отдых, можно выйти во время длинной службы и отдохнуть пару минут. Всё чисто, никакого запаха. Меня больше всего удивило, что в таком холоде на улице находятся теплолюбивые попугаи и павлины. Очень понравились цветные утки-мандаринки. Рано утром, когда только забрезжил рассвет и людей еще не было, они забавно и громко хрюкали на воде. Монастырские попугаи чирикали. У всех начинался новый день.

Просфорня

Мой друг и однокурсник пребывает в Святогорской Лавре уже более двадцати лет, он монах, иеродиакон Нектарий. Его основное послушание – просфорня, т. е. ежедневная выпечка просфор для богослужений. Мне было интересно увидеть монашескую просфорню, также я осмотрел хоздвор. Здесь кузница, столярная мастерская, теплица, цветник, может, ещё что-то в корпусах, чего я не заметил. Хотя основная хозяйственная территория расположена за скитом, там тоже есть теплицы, пасека, скотный двор, трактора для обработки своих полей. Монастырь чем-то похож на идеальную мини-модель государства, где все четко и упорядочено, спокойно и размерено, всё тикает, как в часиках. Это обычно бывает во всех монастырях, мужских и женских, маленьких и больших, такие общежития муравейники, где у каждого жителя-строителя есть свое место, а у всей братии есть цель и общее дело.

Святогорская дубрава

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Рядом со Святогорской Лаврой, сразу за рекой Северный Донец, находится заповедник, в котором есть древняя дубрава. Дубам по 200-300-500 лет. Они все пронумерованы, и на каждом написан свой инвентаризационный номер. Гордость этих мест – 600 летний дуб, самый старый на территории Украины. Жалею, что не дошел до него, но похожие на него дубы видел и прикасался. Место здесь мистическое и спокойное. Испытываешь уважение к таким древним «старцам», которые переживают века, эпохи царей, революций, войн. Дубрава с древних времен считалась чем-то священным, таинственным, сильные и могучие деревья напротив монастыря напоминают сказочные леса. Дуб среди всех других деревьев, как белый гриб среди всех остальных или лев – царь зверей. Дубы и сейчас там стоят, еще вчера они были в золоте, коронованные осенней листвой, а сегодня готовятся ко сну до следующего года и тепла.

Всесвятский скит

На расстоянии до 1 км выше от Святогорской Лавры расположен скит Всех святых. Скитом в православии называется удаленное место монашеского общежития от основного монастыря для большего уединения и молитвы. Слово «скит» не славянского происхождения, происходит от греч. Σκῆτις – название пустыни в Египте, где уединялось много отшельников в эпоху рассвета египетского монашества с IV по VII век. До революции у Лавры было несколько скитов, сейчас восстановлен и скит на месте бывшего каменного храма, освящённый в 1912 г., который взорвали большевики после войны. Это деревянное современное зодчество, стиль XVI–XVII века, построено все без гвоздей.

В качестве образца взята сохранившаяся церковь за полярным кругом в Якутии.

Территория эта закрыта для паломников, их пускают сюда только два раза в году: в день Всех святых вселенских и в день Русских святых. В храмы и на дворовую территорию можно попасть только с экскурсоводом, но на территорию жительства монахов вход закрыт. Электричества в скиту нет, разве что в теплице, на хоздворе. На переданных монастырю землях братия выращивает картофель, зерновые, кормовые травы для скота, растения-медоносы, свеклу, тыкву. Вокруг скита разбит плодовый сад на 600 корней, внизу расположен монастырский огород, оснащённый капельным поливом, где выращивают капусту, помидоры, огурцы, перец, лук, зелень. Здесь же находятся два пруда, теплица, птичник, виноградник, конюшня, коровник с кормовым и сепараторным цехами, погреб, холодильный цех и пасека на 150 пчелиных семей. В скиту живет более десятка человек братии.

На данный момент у Святогорской Лавры шесть скитов, одним из которых является этот деревянный скит. Свою лепту в строительство храма внесли многие православные. Два вагона бревен для возведения церкви в скиту пожертвовал гражданин Нигерии Эзума Озогемена, который занимается поставкой стройматериалов из дерева по Украине. Он учился в Донецком университете, женился в Украине, принял православие. Крестили Эзума с именем Иннокентий.

В 2002 году монахи начали раскопки фундамента. Были найдены неразорвавшиеся со времен ВОВ или с 1947 г. (когда еще раз взрывали храм) снаряды – ручные гранаты и мины, связанные за запалы ржавой проволокой. Их достали с помощью местного «афганца», т. к. военкомат ничем помочь не смог. Позже саперы уничтожили боеприпасы в карьере.

При реконструкции кладбищенской территории был найден ящик с мощами, мантией и бутылкой с запиской внутри: «В 1923 году монах Никон Кравцов под скалой пещер взял мощи нашего настоятеля, преподобного Арсения (Митрофанова), которые были выброшены кощунственной рукой из пещер. Эти мощи мы похоронили в могиле преподобного старца Исаакия-прозорливца. Просим будущую братию молиться за нас грешных и недостойных. Игумен Михаил с братией». Так были обретены мощи одновременно двух святых: Арсения и Исаакия. Когда же их поднимали, появилось такое благоухание, что монахи не расходились до двух часов ночи. Пока мощи были в ризнице в Покровской церкви, благоухание распространялось. Сейчас записка хранится в музее.

Святые Горы вчера и сегодня

Прошли десятилетия… Сегодня в возрожденной обители мы имеем возможность лицезреть труды многих людей, и в особенности братии, приложившей огромные усилия для расцвета Святогорской Лавры. Жизнь монастыря со всеми ее историческими перипетиями прекрасно отображена на стендах с экспозициями музея Лавры.

Есть прошлое, и есть настоящее. Во время боевых действий на Донбассе в самой Святогорской Лавре с первых дней была оказана помощь беженцам, большинство из которых составляли женщины и дети. Им предоставили жилье, питание и всевозможную поддержку. Здесь проживало около 1 тыс. человек, 3-5 тыс. кормили ежедневно, из них примерно 1,5 тыс. – дети. Наместнику лично приходилось организовывать сборы и подготавливать детей к школе. В последний год ситуация в обители стабилизировалась, многие уехали в свои дома, но еще достаточное количество переселенцев остается жить в монастыре. Всех же паломников в Святогорской Лавре кормят бесплатно.

Несмотря на искаженную подачу информации и жесткое давление в СМИ по отношению к обители, потоки лжи и клеветы, братия монастыря как может помогает соотечественникам в трудную минуту, сохраняя выдержку и спокойствие, непрестанно молясь о мире в Украине.

Посещение Святогорской Лавры оставляет неизгладимый след в душе каждого православного и восхищение возрождённым историческим и духовным центром Украины, каким обитель ныне по достоинству является.

P. S. Во время написания данной статьи я мистическим образом нашел в одной из соцсетей тех двух журналистов, которые 25 лет назад впервые писали об открывшемся на Донбассе Святогорском монастыре, о первых его насельниках и послушниках. Считаю, что это некий знак свыше – его я получил после прошения у Бога записать свои мысли об основании и возрождении великого монастыря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *