Что такое женский султанат в османской империи
«Женский султанат» – эпоха правления женщин в Османской империи
Период с 1550 по 1658 г. в Османской империи получил название «женский султанат», так как в это время значительным влиянием на государственные дела пользовались приближенные к султану женщины, такие как Хюррем, Михримах, Нурбану, Сафие, Кёсем и Турхан.
Женский султанат – это такой исторический период в истории Османской империи, когда на государственные дела большое влияние имели женщины – валиде-султан (матери правящих султанов), хасеки (жены и наложницы) и дочери султанов. Началом этого периода принято считать эпоху Хюррем-султан, а окончанием – приход к власти великого визиря Кёпрюлю Мехмет-паши. Кто же это женщины, которым удалось удержать в своих руках власть?
1. Хюррем-султан
Хюррем (1505-1558) – это единственная хасеки, которая заключила брак (никах) с султаном. Благодаря этому было уменьшено влияние Махидевран-султан, предыдущей избранницы Сулеймана I, с которой он не заключал брак. Но так как Махидевран-султан была матерью пользовавшегося любовью янычаров шехзаде Мустафы, а влияние великого визиря Ибрахим-паша было велико, то усиление Хюррем произошло только после смерти названных лиц. Долгое время оставаясь рядом с Сулейманом I, она имела непосредственное влияние на его решения.
2. Михримах-султан
Михримах-султан (1522-1578) была дочерью Хюррем-султан и Сулеймана I. После смерти матери она заняла ее место рядом с султаном, став его советчицей. После восхождения на престол ее брата Селима II она заняла положение валиде-султан и продолжала активно участвовать в государственных делах.
3. Нурбану-султан
После смерти Михримах-султан большое влияние приобрела жена Селима II Афифе Нурбану-султан (1525-1583). После восхождения на трон ее сына Мурата III это влияние увеличилось. Происходя из знатной венецианской семьи, Нурбану-султан проводила политику, направленную на создание хороших отношений меду Османской империей и Венецией.
4. Сафие-султан
Сафие-султан (1550-1619), которая была женой Мурата III, в первые годы его правления конфликтовала с его матерью Нурбану-султан. Но после ее смерти она приобрела большое влияние на своего супруга. Сафие-султан, по одной версии, была родом из Венеции, а по другой – из Албании. Вероятно, благодаря этому она являлась сторонницей поддержания хороших отношений с Европой, переписывалась и обменивалась подарками с английской королевой Елизаветой I. После восхождения на престол своего сына Мехмеда III, получив титул валиде-султан, стала одной из самых могущественных матерей султана в Османской империи.
5. Кёсем-султан
После смерти Мехмеда III Ахмед I, занявший престол, отстранив Сафие-султан от политики, отправил ее в Старый дворец. Его жена Мах-Пейкер Кёсем-султан (1590-1651) во время правления своего мужа не показывала особой активности, после его смерти и восхождения на трон Османа II была отправлена в Старый дворец. Огромное влияние она приобрела, когда султаном в возрасте 11 лет стал другой ее сын, Мурат IV. Она, фактически, правила вместо юного падишаха. Свою власть она сохранила и после восхождения на престол следующего своего сына, султана Ибрахима, который был слабым правителем, а затем и при своем внуке Мехмеде IV.
6. Турхан-султан
Что такое женский султанат в османской империи
Термин «женский султанат» ввёл турецкий историк Ахмет Рефик Алтынай в 1916 году в своей книге с одноимённым названием, в которой он рассматривал женский султанат как причину упадка Османской империи
Сегодня термин «женский султанат» в основном используется для обозначения периода, в котором женщины были к власти гораздо ближе, чем в любой другой период османской истории. Так или иначе османские женщины имели несоизмеримо меньше власти и были дальше отабсолютизма, чем европейские женщины того времени (например Екатерина II или Елизавета I).
История
В Османской империи, в отличие от других монархий, женщины не допускались к управлению страной. К тому же султаны официальному браку предпочитали жён-наложниц Делалось это, вероятно, для того, чтобы не допустить излишнего влияния на султана.
Сулейман Кануни отменил это правило, когда сделал своей законной женой Хюррем Султан. На смену Хюррем пришли две хасеки, ставшие впоследствии валиде: сначала Нурбану, а затем Сафийе (которая не была официальной женой), оказывавшие большое влияние сначала на мужей (Селим II и Мурад III), а затем и на малолетних сыновей (Мурад III и Мехмед III), при которых были регентами до их совершеннолетия. Считается также, что Михримах тоже оказывала влияние на брата. Пика своей власти султанат женщин достиг при правлении Кёсем Султан, ставшей валиде сразу при двух султанах — Мураде IV и Ибрагиме I, а также после смерти Ибрагима влиявшей на внука. Этот период окончился убийством Кёсем; на смену ей пришла мать Мехмеда IV Турхан Султан, пробывшая валиде 35 лет. Именно по инициативе Турхан в 1656 году на пост великого визирябыл назначен Мехмед Кёпрюлю: это назначение и стало концом женского султаната
Прекращение правления женщин в Османской империи вовсе не означает и прекращение их влияния на управление. Как и ранее валиде продолжали заниматься благотворительностью. Кроме влияния на политику они занимались строительством мечетей, школ, больниц; также они имели большие доходы, которыми распоряжались самостоятельно. Ярким примером тому служат две последних валиде: Безмиалем Султан и Пертевниял Султан. Однако по сравнению с периодом султаната женщин (особенно с периодом правления Кёсем) их влияние на внутреннюю и внешнюю политику было весьма незначительным.
Представительницы [ править | править вики-текст ]
Хюррем
Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сулейман, ранее опиравшийся на переписку с матерью, сделал своим политическим советником Хюррем. Кроме того Хюррем Султан принимала иностранных послов, отвечала на письма иностранных правителей, влиятельных вельмож и художников. По её инициативе в Стамбуле построено несколько мечетей, баня и медресе.
Одним из последствий влияния Хюррем на султана считается казнь Мустафы в 1553 году Таким образом Хюррем добилась власти не только для себя, но и для своего сына Селима.
Нурбану
Нурбану была первой валиде-султан периода султаната женщин. Она начала своё возвышение ещё при жизни мужа. Селим в самой Османской Империи получил прозвище «Пьяница», из-за своего увлечения потреблением вина, однако пьяницей в прямом смысле слова не был. И всё же государственными делами занимался Мехмед Соколлу, который попал под влияние Нурбану. Роль Нурбану возросла, когда на престол взошёл её сын Мурад III. Он мало занимался государственными делами, предпочитая гаремные наслаждения. При нём большую роль в политике стали играть женщины из султанского гарема, в частности сама Нурбану и его наложница Сафийе. Возглавляемые ими придворные группировки плели интриги друг против друга, а также против многих высших сановников, часто добиваясь их смещения и казни. При Мураде III значительно увеличилась коррупция, стали нормой взяточничество и кумовство.
Сафийе
Влияние Сафийе резко возросло после смерти Нурбану. Авторитет Сафийе был велик, в отчёте за 1590 год венецианец Джованни Моро писал:«она имеет власть как мать принца, иногда она вмешивается во внутренние дела государства, она очень уважаема в этом, его высочество к ней прислушивается и считает её рассудительной и мудрой»
После Сафийе одна за другой шли три валиде (Хандан Султан, Халиме Султан и Махфируз Хадидже Султан), не сыгравшие большой роли в истории, поскольку пребывали в должности регента короткий срок (по 2 года каждая).
Кёсем
Кёсем не была первой фавориткой султана, как не была она и матерью его старшего сына. В 1604 году у Ахмеда родился сын Осман. Его матерью была гречанка Махфируз, не имевшая большого влияния, даже будучи валиде при Османе Кёсем имела множество детей от султана, что и позволило ей достичь такой высоты при дворе. Абсолютно точно её сыновьями были султаны Мурад IV и Ибрагим I, а также шехзаде Касим, а дочерьми — Айше, Фатма и Ханзаде. Вероятно, её детьми были также Сулейман и Гевхерхан. Кёсем выдала своих дочерей за влиятельных государственных деятелей, которые пользовались её поддержкой и фактически составляли её партию
Посол Кристофор Вальер в 1616 году писал о Кёсем: «Она может делать всё с королём, что ей заблагорассудится, и полностью владеет его сердцем, ей никогда ни в чём нет отказа». Посол Контрарини, тем не менее, отмечал, что она «с великой мудростью сдерживает себя от того, чтобы говорить [с султаном] слишком часто о важных вопросах и государственных делах». Подобная осмотрительность была направлена на то, чтобы не лишиться благоволения султана, который не собирался зависеть от женщин.
Кёсем была отправлена в старый дворец. Уже в следующем году Мустафа был смещён, хотя и не был убит. Султаном стал 14-летний сын Ахмеда Осман, в целом успешное правление которого прервалось в 1622 году, когда в результате мятежа янычар он был схвачен и убит. Султаном снова стал Мустафа, хотя он и заявлял о нежелании править.
В следующем году в результате очередного государственного переворота на престоле оказался Мурад. Так как подозрение в организации переворота и пролитии крови султана пало на Кёсем, ей пришлось оправдываться перед судьями. Будучи матерью нового падишаха, Кёсем возвысилась до ранга валиде и переехала из старого дворца в дворец Топкапы. Мурад IV стал султаном в возрасте всего одиннадцати лет, в связи с чем до 1632 года фактически вся власть была в руках у Кёсем и её партии. Сама Кёсем официально носила титул регента
После смерти не имевшего детей Мурада IV в 1640 году ему наследовал единственный из доживших до этого времени братьев — Ибрагим. В первые годы его правления власть снова находилась в руках Кёсем. В дальнейшем отношения между матерью и сыном испортились. После очередного устроенного янычарами переворота и убийства Ибрагима в 1648 году роль Кёсем снова возросла — на трон был посажен Мехмед, сын Ибрагима от одной из жён — Турхан Первые годы правления Мехмеда ознаменовались бесконечными интригами на фоне противостояния Кёсем и Турхан. В 1651 году Кёсем была убита, в её смерти часто обвиняют Турхан.
Турхан
Турхан является последней валиде периода султаната женщин. Ибрагим умер, когда его старшему сыну было всего 6,5 лет. С правлениемМехмеда Турхан должна была получить титул валиде. Однако из-за своей молодости и неопытности Турхан не стала валиде, а её место заняла Кёсем. Вместе с восстановлением титула Валиде Кёсем получила и титул регента при малолетнем султане. Но Турхан оказалась слишком честолюбивой женщиной, чтобы потерять такую высокую должность без борьбы. В 1651 году Кёсем была убита, в её смерти часто обвиняют Турхан. Со смертью своей конкурентки Турхан стала валиде. Как регент, она руководила огромной Османской империей до совершеннолетия своего сына. Именно по её инициативе великим визирем стал Мехмед Кёпрюлю.
Турхан была большим «строителем» империи. Её первый проект начался в 1658 году. Турхан построила две крепости вблизи входа в Дарданеллы. Этот проект поставил Турхан на ту же ступень, что и Мехмеда Завоевателя и других султанов, которые построили крепости в том же самом районе. Однако наибольшего признания Турхан добилась, достроив в Стамбуле Новую Мечеть. Строительство этой мечети начала Сафийе Султан. После завершения строительства в 1665 г. комплекс, в который входила не только мечеть, но и школа, общественные бани, рынок и кладбище, получил славу первой Имперской мечети, построенной женщиной.
Причины окончания женского султаната
После свержения Мехмеда IV на трон взошёл его брат Сулейман II. Он и последующие султаны оказывались на троне уже в зрелом возрасте. Таким образом, необходимость в валиде-регенте отпала сама собой. К тому же к моменту восшествия сына на престол валиде либо были мертвы, либо были в преклонном возрасте, не позволявшем им вмешиваться в дела государства. Влияние и значимость валиде ослабли.
К тому же с возвышением Кёпрюлю ведение большинства дел было передано великому визирю и другим сановникам. На смену женскому султанату пришла эра семейства Кёпрюлю.
Оценка влияния
Основания для нелюбви к правящим женщинам были не беспочвенны. Бывшие когда-то рабынями и возвысившиеся до статуса валиде женщины-регенты зачастую не были готовы вести политические дела. В их обязанности входило назначение на важные государственные должности, такие как должность великого визиря и главы янычар. Полагаясь на своих приближённых, султанши часто делали ошибки. В султанате процветалокумовство. Женщины основывали выбор протеже не на их способностях или преданности династии, а на этнической лояльности. Другой причиной послужила частая смена великих визирей. Продолжительность их пребывания на посту в начале XVII века составляла в среднем чуть больше года. И как следствие в управлении империей возникла политическая раздробленность и хаотичность
Женский султанат
Что таит столетняя история дома Османов
В середине XVI века в османской империи стало зарождаться одно из самых знаменитых явлений исламского мира – женский султанат. Несмотря на то, что по сей день длятся споры относительно того, кто стал первой его представительницей, история не станет перечить тому, что этот феномен полностью изменил ход развития истории не только империи, но и всего мира.
Что такое женский султанат
Во времена монархии в Османской империи каждой женщине отводилась второстепенная роль в жизни народа. Они не имели доступа к политике, не занимались важными делами империи, не имели права голоса. Единственная их задача заключалась в повиновении своему мужчине, почитании Аллаха и рождении детей. Это были Средневековые законы самой великой империи того времени. Но изменилось ли что-то в дальнейшем?
Большая любовь и уважение султанов к своим женам и матерям позволяло им постепенно вмешиваться в дела политики: давать советы султанам, помогать выйти из затруднительных ситуаций, а иногда и перебирать всю власть в свои руки.
Требовалось слишком много смелости и усилий от женщин Средневековья, дабы получить хоть какое-то влияние при дворце. Первой султаншей, которая не боялась брать власть в свои руки и имела необычайное влияние на султана, стала Хюррем султан – законная жена султана Сулеймана І. Нельзя сказать, что до этого времени ни одна женщина не хотела удостоиться большего уважения и власти, скорее напротив. Однако излишняя строгость правителей и уверенность в том, что место женщины – гарем, не давала им возможности хоть немного возвыситься в их глазах.
Хюррем султан – женщина, которая с юного возраста занималась самообразованием. Она знала несколько иностранных языков, что впоследствии дало ей возможность свободно вести переговоры с любым иностранным посланником. Она отлично разбиралась в политике, о чем свидетельствуют послы в своих воспоминаниях о ней. В то же время Хюррем всегда оставалась любящей женщиной. Сулейман І из-за своей большой любви к жене позволял ей больше, чем предыдущие султаны. Об этом свидетельствует как минимум тот факт, что он стал первым султаном, который заключил законный брак со своей наложницей, что уже в будущем вошло в традицию среди других повелителей.
Все это и породило женский султанат, первое и последнее явление в исламском мире, когда женщина допускалась до власти. Его период продлился чуть более 100 лет до знаменитой Венской битвы 1683 года. Именно после этих событий Османская империя перешла в период стагнации (застоя). Нередко в этом обвиняют влиятельных султанш-повелительниц.
Последствия женского султаната
Среди правящих женщин, которые относятся к числу лиц женского султаната, относят:
Не зря здесь не упоминается о Хюррем султан, хотя именно эта великая и бесстрашная женщина заложила фундамент для его развития. Ее невестка Нурбану султан последовала примеру своей свекрови. Немаловажным фактом было и то, что султан Селим, супруг Нурбану, был склонен к употреблению большого количества алкоголя, потому нередко его не очень интересовали политические вопросы. Его жизненной ценностью стал гарем, в котором он проводил за развлечениями большое количество времени. Потому его супруга обрела сторонников в Совете и нередко самостоятельно принимала важные для государства решения.
Женский султанат стал причиной стагнации Османской империи. Султанши-повелительницы достаточно сильно повлияли на спад могущества империи. Во время их правления походы были достаточно редкими, потому и государство теряло все больше своих личных территорий.
Если в первые 100 лет Женского султаната его влияние практически не было замечено и империя оставалась одной из самых сильных в мире, то уже после 1683 года всем стало понятно, что Османская империя не имеет средств и сил для поддержания своего мирового авторитета. С каждым годом земли монархии стали завоевываться другими государствами. Процесс уже было не остановить, потому в 1922 году Османская империя полностью перестает свое существование, владея на тот момент лишь территориями соразмерными с современной Турцией.
Самая большая причина не в том, что женщины стали допускаться к власти. Многие сыновья султана еще с самых малых лет приобщались к государственным вопросам, присутствовали на Совете, учились искусству войны, политике, тактике и стратегии, ораторскому мастерству. Султанши были ограниченны в таких умениях. Все то, что смогли они самостоятельно изучить и усвоить – то и применяли. Удивительно, что при этом многие из них были достаточно талантливыми политиками.
Османская Империя
История Османской Империи тут
Королевы Стамбула. Все Валиде Cултанши Женского Султаната и после
Они изменяли лик Империи более 300 лет
Нурбану была первой, кто начал строительство в Стамбуле в статусе Валиде Султан, последней была Пертевнияль Валиде Султан. Только в Стамбуле известны 220 построек, принадлежащих 10 матерям Падишахов, а помимо них десяткам хасеки и дочерей. По их приказу с конца 16 и до конца 19 века от Боснии до Хиджаза были построены фонтаны, школы, месждиты, мечети, водозаборы, виадуки, мосты, больницы, имареты, фонтаны с питьевой водой, шадырваны и многое другое.
Нурбану Султан
Первая женщина, которая стала играть первую скрипку во дворце и гареме
Настоящее имя: Сесилия Веньер-Баффо или Ракель Мария Насси
Происхождение: итальянка, еврейка или гречанка
Рождение: между 1525 и 1530
Смерть: 7 декабря 1583
Невестка Султана Сулеймана и Хюррем, хасеки Селима II, мать Мурада III.
Незаконная дочь венецианского семейства, которую звали Сесилия Веньер-Баффо. Она попала в плен на острове Корфу. Стефан Герлах в своём дневнике указывает, что она гречанка или с острова Корфу, или с острова Парос, насколько страниц спустя он предполагает, что она может быть венецианкой. Алдерсон указывает на такое же происхождение по Росси. Ахмет Рефик считает, что она была еврейкой, поскольку позволила евреем вмешиваться в государственные дела.
По одной из версий, Баффо была среди пленников, захваченных и закрытых в трюмах Барбароссой у берегов Средиземного моря в 1537 году. Он посчитал Баффо достойной Шехзаде Селима. Бенджамин Арбел в статье «Нур Бану (1530-1583). Венецианская султанша» хоть и говорит, что она с Корфу, была ли она итальянкой, еврейкой или гречанкой – вопрос дискуссионный. Должно быть, Нурбану попала в гарем к Шехзаде Селиму в 1544 году во дворце в Манисе. Там она получила имя Нурбану и стала частью гарема Шехзаде-наместника в провинции. Она родила дочь Эсмихан (1545), а потом 4 июля 1546 на полонине Боздага, скорее всего в шатре, она родила Шехзаде Мурата. Их жизнь во дворце в Манисе с Шехзаде Селимом продлилась 14 лет.
В гареме того времени её называли «Средней Валиде», потому что она была второй из троицы первых королев гарема: Хюррем, Нурбану и Сафие. Она первая, кто возвёл в Стамбуле кюллие в статусе матери Падишаха, поэтому она прославилась как «Атике (старая) Валиде». Современник её сына Мурада III Бостанзаде Яхья Эфенди в своей работе «Тарих-и Саф» говорит об уважении Султана к матери: «До правления этого Падишаха такого понятия, как Валиде Султан, не существовало. Впервые его употребил он».
Когда Хюррем умерла в 1558 году, Султан Сулейман назначил сына Селима наместником сначала в Кютахью, а потом в Конью, а внука – в Аташехир. Неизвестно, Нурбану отправилась в провинцию с сыном Мурадом или с мужем Селимом. Считается, что она приказала выткать рубашку-талисман в Топкапы в 1565 г., чтобы защитить мужа в борьбе за трон с Баезидом.
Во время правления Селима II (1566-1574) Нурбану получила звание хасеки. Считается, что она сформировала коалицию с дочерью Эсмихан и зятем Соколлу Мехмедом Пашой – подобной той, что была у Хюррем, Михримах и Рюстема Паши. В художественных произведениях, где рассказывается о деяниях еврейской Киры, которая сблизилась с Нурбану, проложила себе путь в Стамбульский мир драгоценностей, золота, парчи и взяток и служила кяхьей (!) в гареме, она изображается не в лестном свете, что естественно. Али Кемаль Мерам в «Воспоминаниях Падишаха» унижает её, называя «еврейкой Рашель», и говорит, что она «родила от Селима II 11 детей!»
Нурбану сама в первых рядах тех, чей образ изрядно истрепался в многочисленных художественных интерпретациях. Беспрестанно описывается её сговор, основанный на общих корнях и совместной выгоде, с евреем Ясефом Насси, который убедил Селима-пьяницу завоевать Кипр, нахваливая кипрские вина.
Достоверные сведения о Нурбану можно почерпнуть из дневника Стефана Герлаха, который прибыл в Стамбул в составе австрийской делегации. Например, 14 октября 1573 он записал следующее:
Жена Падишаха с о. Корфу проехала перед караван-сараем (хан для послов) в составе кортежа из 20 карет. На её карете не было никаких украшений. Она была обшита красным полотном, как и другие кареты, только шляпки гвоздей на её карете были с золотым напылением. Перед её каретой шагали янырачы в жёлтых сарыках (чалмах) с аркебузами. Верхом же сопровождали чёрные евнухи. Женщины Падишаха живут в огороженном стенами дворце, который по размеру равняется практически половине города Тюбинген (Старый дворец).
Эта запись относится к тому времени, когда Нурбану была хасеки.
Вполне естественно, что исторические работы не упоминают о хасеки Нурбану. Обычно слово «гарем» не употреблялось в сведениях относительно кроткого правления Селима II, который оставил власть в руках зятя Соколлу Мехмед Паши, а сам провёл годы во главе Империи, путешествуя между дворцами в Стамбуле и Эдирне. Например, Гелиболулу Али в Künhü’l-Ahbâr описывает не гаремную жизнь Селима II, а пирушки с музыкой, дискуссиями и алкоголем.
Нурбану вышла на историческую сцену 15 декабря 1574 года – в первую неделю после смерти Падишаха. Произошедшее в течение этих 6 дней определило судьбу Османской Империи и заставило её совершить исторический шаг. Здесь сведения из Истории Селяники важны. Когда на рассвете 15 декабря 1574 Селим II умер, «Нурбану приказала уложить его тело на лёд, пока эта тайна не стала никому известной». Великий Визирь Соколлу отправил письмо Мураду, находившемуся в Манисе. Шехзаде сначала переехал в Муданью, а оттуда, сев на гальету (тип судна) 21 декабря 1574 добрался до пристани Топ и встретился там с зятем Соколлу. В полночь провели внутреннюю церемонию присяги. Стефан Герлах пишет:
После восхождения на престол Мурада III, весь отцовский гарем был отослан в Старый дворец, в Топкапы осталась только Нурбану. Падишах приказал казнить у него на глазах всех братьев, старшему было всего 8 лет. Одна из матерей, узнав о казни, зарезалась
Власть Нурбану в гареме началась той ночью – с джюлуса и убийств, в награду она получила титулы «Валиде-и саадет-пенах» (Мать прибежища счастья) и «Мехд-и Улья-и Салтанат» (Колыбель Вкликого Султаната). Отныне во дворце появился особый титул для матерей Падишахов и первая женщина, получившая его, была Нурбану.
1914 год. В мечети Атик Валиде представители Красного полумесяца раздают еду нуждающимся и странникам
Гарем заполнился новыми кадрами – приехавшей из дворца в Манисе хасеки Мурада III Сафие и другими девушками, но бразды правления находились в руках свекрови Валиде Нурбану. Её дочь Эсмихан с мужем Соколлу Мехмедом Пашой, который был на 20 лет старше её отца Селима II, жила во дворце Кадырга. Нурбану привезла из Старого дворца Джанфеду Кадын, которую назначила гаремной кетхюдой. Сафие в ответ заручилась поддержкой векильихарч гарема (завхоз) Разие Кадын. Разные гаремные группы между собой сражались за влияние на стиль управления и политику Мурада III. Гелиболулу Али писал: «Они занялись взяточничеством. Жалованье и должности стали раздаваться за взятки».
Из-за своей привязанности к Джанфеде, которая заработала состояние благодаря Султанше, Нурбану завещала ей заботиться о сыне Мураде после своей смерти. Джанфеду с внешним миром с помощью взяток связывала еврейка, по имени Эстер Кира. Стефан Герлах пишет, что из-за сплетен, заполонивших Стамбул, Нурбану была вынуждена переехать из Топкапы или во дворец, построенный в садах Еникапы, или в Старый дворец. Когда сын Мурад III приехал к ней, Валиде Султан, будучи умной женщиной, попросила его помиловать всех заключённых.
Потратив часть своего громаднейшего состояния, Нурбану возвела в Ускюдаре первый в Стамбуле храмовый комплекс кюллие Валиде в 1580 г. Селяники пишет, что умерла он в Еникапы в «Багчесарае» — дворце, окружённом садами. Локман в «Шехиншахнаме» на одной из миниатюр изобразил, как гроб с телом Валиде Султан выносят из городских ворот. На полях указано, что омовение было совершено в её дворце, потом завёрнуто в саван и положено в гроб, который переносили на плечах. Намаз был совершён в мечети Фатиха, после этого она была погребена в тюрбе Селима II на территории Айя-Софии. В истории Селяники указана дата – 7 декабря 1583 г.
Помимо кюллие Атик Валиде Султан, которую Нурбану построила в Ускюдаре в Топташи за состояние, сколоченное на взятках и личных владениях, есть и другие постройки, возведённые за её счёт: хамамы Ешильдерекли в Ускюдаре, Чемберлиташ в Дивайолу и Ланга хавузлу в Аксарае; месджиты Алемдаг и Мерджан.
Ахмет Рефик, написавший «Женский Султанат» и «Кызлар агасы», и другие писатели в полуисторических-полухудожественных произведениях на тему «Женского Султаната» изображают Нурбану в постоянных сварах с невесткой Сафие, подначивающей сына Мурада III к связи с большим количеством женщин, и дворцовой интриганкой, увязшей в болоте взяток и коррупции. Из-за такого образа её вклад в архитектуру Стамбула и в особенности Ускюдара остался незамеченным. Особо стоит подчеркнуть, что Нурбану оставила будущим Валиде Султан важное сообщение – «возводите постройки с помощью вакфов». Этот чёткий посыл претворялся в жизнь вплоть до последней благотворительной султанши Валиде Пертевнияль Султан (умерла в 1883 г.).
Сафие Султан
Кровь 25 шехзаде пролилась по её приказу
Настоящее имя: неизвестно
Происхождение: албанка и боснийка
Рождение: 1550
Смерть: 1605
Невестка Селима II и Нурбану, хасеки Мурада III, Валиде Мехмеда III.
Погребена в тюрбе Мурада III в Айя-Софие. Возможно, дочь венецианского рода Баффо. Когда её отец служил наместником на о. Корфу, корабль, на который села вся семья, был захвачен пиратами. Пленную Баффо воспитали во дворце Ферхада Паши, нарекли Сафие и отдали в гарем к шехзаде Мураду, наместнику в Манисе. Когда Сафие родила в 16 мая 1566 г. Шехзаде Мехмеда, Султан Сулейман до сих пор был жив и находился на троне. Таким образом она увидела правление Сулеймана, тестя Селима II, мужа Мурада III, сына Мехмеда III и внука Ахмеда I. Хасеки сына Мехмеда III, мать Ахмеда I Махидевран умерда раньше Сафие Султан, в первые годы правления сына (1604).
Историки, послы и путешественники, приезжавшие в Стамбул, писали, что после смерти тёщи Нурбану Сафие Султан сначала прибрала к рукам мужа Мурада III, а потом и сына Мехмеда III «с помощью магии». Считается, что она заполняла гарем девушками со Средиземноморья, Европы, Крыма и Кавказа; и по её приказу гарем из Старого дворца в Беязыте был перевезен в Топкапы. Также считается, что она была свидетельницей или даже именно по её приказу были задушены гаремными безмолвными палачами 5 шехзаде во время джюлуса Мурада III и 19 шехзаде во время джюлуса Мехмеда III. Естественно, не приходится говорить о сострадании или благотворительности. Мечеть, строительство которой она начала на Эминёню, осталась на уровне фундамента; через 50 лет мать её праправнука Мехмеда IV (1648-1687) Турхан Султан возвела на том же месте Новую Мечеть.
Валиде Махпейкер (Кёсем) Султан
Она правила как Падишах, назначала визирей, сменяла Султанов
Настоящее имя: Анастасия
Происхождение: гречанка, боснийка или черкешенка
Рождение: 1589
Смерть: 3 сентября 1651
Хасеки Ахмеда I, мать Мурада IV и Султана Ибрагима, бабушка Мехмеда IV.
Валиде-и муаззама (Великая Валиде) Кёсем Султан, сначала известная как Валиде, потом Великая Валиде (бабушка действующего Султана), в официальной корреспонденции «Власть держащая желающих постичь ислам, Валиде Султан хазретлери», а после смерти «Убиенная Валиде» или «Павшая Валиде». Пребывание Кёсем среди женщин Династии, в гареме и при управлении государством равняется приблизительно полувеку. Она – единственная Валиде Султан, которая могла чертить рамки полномочий сыновей и внуков, назначать Великих Визирей и утверждать смену Султана. В итоге она присоединилась к сомну госслужащих, убитых по политическим причинам.
Жизнь Кёсем Султан ставала основой для романов и пьес. Писать о ней сложно, используя документы и исторические сведения, потому что она была женщиной, проживающей и властвующей в гареме! За всю её 60-летнюю жизнь сложно найти 60 документов, а рассказывающее о ней сведения тенденциозны. Книги о Кёсем Султан полны выдумок. Хотя в Hadikatü’l-Vüzerâ говорится, что во время правления малолетнего Падишаха Мехмеда IV вместо Софу Мехмет Паши Кара Мурат Паша «стал Великим Визирем по велению Великой Валиде Султан». Это надёжное историческое сведение, которое подтверждает влиятельность Великой Валиде Махпейкер. Эти же полномочия потом использовала и её невестка Хатидже Турхан, именно поэтому правление свекрови-невестки назвали в последствии «женским султанатом».
Народ считал её набожной, и занимавшейся благотворительностью султаншей. Это можно объяснить такими благими делами как строительством галер для флота, ежегодным освобождение многих невольниц и выдачей их замуж, оплатой долгов должников и заключённых, раздачей денежных пожертвований, приглашением служителей Султанских мечетей для чтения Корана во дворец, командированием водоносов в составе группы паломников в Мекку для раздачи щербета и питьевой воды.
Помимо разграбленного во время убийства, было найдено 20 сундуков золота, которые были переданы в казну, и таким образом удалось решить финансовые проблемы государства. Главные из построек, созданных Кёсем: мечеть Чинили и хамам с тем же названием, построенные в 1640 г. в Ускюдаре в районе Атик Валиде; мечеть дарюльхадис, школа для детей сыбьян мектеби, библиотека, султанский балкончик в мечети, вторая кюллие Валиде с фонтаном и фонтанчиком с питьевой водой. Фонтан и водозабор Чинилисую в Ускюдаре, медресе Валиде, месджит и фонтан в Султанеселим, фонтан в Еникапы, месджит в Анадолукавагы, мост Ялакдере недалеко от Карамюрселя, хан в Конье, в Ливадье, в Греции, где находились земли, которые принадлежали Кёсем, семипролётный мост Валиде Султан, обеспечила водой оазис Джюдейде на пути в Мекку-Медину и построила вторые по величине после Гранд базара торговые ряды Хан Великой Валиде (Бююк Валиде Хан) в Чакмакчылар на три внутренних дворика и караван-сарай. Когда открыли запертые на ключ покои в этом Хане после смерти Махпейкер Кёсем, были обнаружены сундуки, набитые драгоценностями, ценными вещами, шалями и тканями. Земельные участки и караван-сарай она передала вакфу кюллие Чинили и другим вакфам, известном как вакфы Махпейкер Султан.
Валиде Хатидже Турхан Султан
«Паша! Седая борода ума не прибавляет!»
Настоящее имя: неизвестно
Происхождение: русинка
Рождение: 1627
Смерть: 5 июля 1683
Башхасеки Султана Ибрагима, мать Мурада IV.
Существуют различные версии о её происхождении и пленении. Бертран Тавернье, побывавший в Стамбуле в 1668, говорит, что она была черкесских корней. После попытки захвата дворца 2 сентября 1651 года, которая закончилась убийством самой могущественной женщины за всю историю гарема Кёсем Султан, для Турхан Султан начался период 32-летнего правления. Долгие годы она была регентом своего сына Мехмеда IV, взошедшего на трон в 7-летнем возрасте, а после достижения им совершеннолетия оставалась ему советником. Документы, которые она подписывала печатью «Валиде Султана Мехмеда», имели статус закона. На одной из встреч Великий Визирь Гюрджю Мехмед Паша заявил, что «его борода поседела на алтаре государственной службы» и намекнул, что она «женщина недалёкого ума», на что Турхан Султан сказала фразу, вошедшую в историю: «Паша! Седая борода ума не прибавляет!».
Хатидже Турхан Султан, жена Султана Ибрагима, мать Мехмеда IV Охотника
Эта тюрбе – усыпальница, которая стала последним пристанищем для многих представителей Династии. Здесь похоронен сын Турхан Султан Мехмед IV, внуки Мустафа II, Ахмед III, Махмуд I, Осман III, и последний Мурад IV. Некоторых задушенных шехзаде, многих султанских дочерей и их мужей провожали в последний путь в тюрбе Турхан Валиде.
Первой инициативой за время 32-летнего правления была постройка на средства из собственной казны оборонительных сооружений по оба берега пролива Чанаккале-Гелиболу (Дарданеллы) – крепости Седдюльбахир и Кумкале. Поездка Турхан Султан весной 1661 года вместе с сыном Мехмедом IV и садразамом Кёпрюлю в Чанаккале для осмотра крепостей, внутренних мечетей, школ, хамамов, казарм и лавок, совершение пожертвований строителям и разрабам – удивительные события для гаремной дамы. Ещё она начала строительство мечети в Чанаккале, после чего мать с сыном отправились в Эдирне.
Вернувшись в Стамбул осенью, Турхан Султан привела в божеский вид заброшенные развалины мечети, строительство которой начала, но так и не смогла завершить Сафие Султан. Еврейский квартал, окружавший едва начатую мечеть, она национализировала и 23 июля 1661 года на заложенном фундаменте начала возводить мечеть, равную Султанской, которую в последующие столетия будут связывать с её именем, с «двойной тюрбе, дарюлкурой, школой и Султанским особняком с видом на море и питьевыми фонтанами у обоих входов». Зодчим комплекса стал Касым Ага.
Мечеть Валиде Султан с тремя балкончиками, двумя минаретами, широкими сводами и Султанским особняком, которая в наши дни является на стамбульских берегах самый роскошным архитектурным творением, возведённым по приказу женщины, открыла свои двери правоверным в пятницу 31 октября 1665 года.
На церемонии присутствовали Падишах, Валиде Султан, Хасеки Гюльнуш и государственные служащие. В Истории Силяхдара говорится:
После пятничного намаза, на который с церемониальным шествием пожаловали Падишах хазретлери, Валиде Султан и Хасеки Султан (Гюльнуш), Валиде Султан презентовала венценосному сыну золотой кинжал, инкрустированный цельным изумрудом, пояс, усыпанный чистыми алмазами, гази соргуч с чистым алмазом и десять чистокровных арабских скакунов со сбруей.
Помимо этого, Фазыл Ахмету Паше и Мерзифонлу Кара Мустафе Паше, визирям и богословам, ваизу мечети Вани Эфенди и многим другим раздала меха, награды и деньги. В тот день в дворике мечети было рассыпано несметное количество монет.
Главное наследие, оставленное Турхан Султан, — это мечеть Валиде Султан (Новая мечеть) и её комплекс. Табличка на входе мечети со стороны киблы гласит:
Мечеть Валиде Султан была завершена,
Каждый её уголок стал кровом для лучшего из шейхов
Я пожелал узнатть дату ей строительства.
Кто-то встал и произнёс: «Кааба, достойная защиты Аллаха».
(что скрывает дату 1084 год по Хиджре)
По приказу Турхан Султан были построены: дворец в Эдирне, особняки Гюльхане и Шикяр, мечети в Ресмо и Кандие, колодцы на пути в Хиджаз, по библиотеке в Чанаккале и Стамбуле, фонтан в Бешикташе. Французский путешественник Тавернье описал прибытие Турхан Султан их Эдирне в Стамбул 2 июля 1668:
По обе стороны кареты Валиде Султан, запряжённой белой лошадью, виднелись 6 привратников, у которых в руках были копья с красными лошадиными хвостами. Эти туги символизировали 6 пашей, сопровождавших Валиде Султан. Впереди и позади ехали другие кареты. У каждой кареты в двери были окошки с решёткой, чтобы женщины Султана могли смотреть наружу, но их самих никто разглядеть не мог. У дверей шагало по чёрному евнуху.
Во время приезда Валиде Султан из Эдирне в Стамбул 15 апреля 1677 года, Турхан Султан в Кючюкчекмедже встречали Падишах, садразам и шейхульислам. Мехмед IV иногда брал с собой мать Турхан Султан на Балканы, в Теселью, охоту в Румынии и походы на Австро-Венгрию, в которые выходил с Фазыл Ахметом Пашой. Благодаря этому Турзан Султан и другие женщины гарема, сопровождавшие ей, имели возможность повидать мир.
Валиде Эметуллах Гюльнуш Султан
Была в первых рядах на протяжении 20 лет во время правления двоих сыновей
Настоящее имя: неизвестно
Происхождение: критский ретимнонский род Верцицци
Рождение: 1642
Смерть: 6 ноября 1715
Хасеки Мехмеда IV, мать Мустафы II и Ахмеда III.
Она происходит из критского ретимнонского рода Верцицци. Была одной из пленных во время завоевания Ретимнона. В юном возрасте была передана Турхан Султан. Она была старше Мехмеда IV, чьей хасеки была, но была красавицей. Родила Шехзаде Мустафу (II) в 1664 и Шехзаде Ахмеда (III) в 1673. По мнению некоторых историков, последняя представительница «Женского султаната», начавшегося с Нурбану.
После того, как её старшего сына Мустафу II (1695-1703) свергли, Валиде Гюльнуш Султан имела шанс увидеть первые годы правления младшего сына Ахмеда II (1703-1730). В Стамбуле её знали как «Валиде-и Джедид, Новую Валиде, Уммютулах Валиде Султан». Проживала со свекровью Турхан Султан в гареме не меньше 20 лет, до 1683. С 1687, когда Мехмеда IV свергли, и до 1695, когда её сын Мустафа II взошёл на трон, Гюльнуш Султан держали под надзором в Старом дворце. В общей сложности пробыла Валиде Султан 21 год по время правления обоих сыновей. Как и Султан Турхан, она умерла в Эдирне, тело доставили за 3 дня в Стамбул и похоронили в Ускюдаре в открытой тюрбе, обращённой к дроге перед мечетью Джедид Валиде (Новая Валиде), которую она построила.
Гюльнуш Султан участвовала в дворцовых свадьбах, церемониях обрезаний шехзаде, поездках в Эдирне и городах на Балканах; стала свидетелем восстаний в Стамбуле и Эдирне, свержения и смертей мужа Мехмеда IV и сына Мустафы II. После дочери Сулеймана Великолепного Михримах и Махпейкер Султан построила последний комплекс с мечетью в центре в классическом стиле в Ускюдаре. Гюльнуш Валиде, когда была хасеки Мехмеда IV, построила имарет Хасекие в Мекке и во время правления сына Мустафы II – в 1697 году одноминаретную мечеть Новой Валиде в крепости в Галате у церкви Янык. Также она оставила после себя фонтан Эметуллах Валиде в Ускюдаре в районе Гюльфем Хатун.
Валиде Салиха Султан
Строила фонтаны и источники питьевой воды, была известна своими благими делами
Настоящее имя: неизвестно
Происхождение: гречанка
Рождение: 1680
Смерть: 21 сентября 1739
Известная питьевым фонтаном Валиде Салихи Султан, который она построила в 1732 в Стамбуле, в Галате-Азаркапы – один из неподражаемых примеров фонтанов и источников питьевой воды, строящихся на площадях, культура которых только начала зарождаться в Стамбуле. Также в её время были построены фонтан у мечети Берекетзаде на площади у Галатской башни, фонтан у мечети Явеуд в районе Эюп Дефтердар, трёхсторонний фонтан в Силиврикапы, фонтан в Топхане на спуске Кадирилер и фонтаны Валиде Султан в Ченгелькёе. Она реставрировала мечеть Аладжаминаре и Арабскую мечеть в Каракёе, построила фонтаны в Галате, Таксиме, Топхане и Бешикташе.
Валиде Михришах Султан
Неразлучно бок о бок с сыном Селимом III
Настоящее имя: неизвестно
Происхождение: грузинка
Рождение: 1743
Смерть: 16 октября 1805
Башкадын (=Башхасеки) Мустафы III, мать Селима III, султанш Хибетуллах и Фатьмы.
Селим III взошёл на трон 7 апреля 1789 года после смерти дяди Абдульхамида I, сразу же на следующий день его мать Михришах прибыла в Топкапы с шествием «Валиде Султан». Сын встретил её у Средних ворот и поцеловал руку. Отношения Валиде Султан и Падишаха были уникальны с точки зрения отношений матери и сына. Они виделись ежедневно во время визитов Султана в покои Валиде Султан. Более того, Падишах часто виделся не только с матерью, но и сёстрами, разговаривал с ними и совместно слушал музыку. Особенно знаменательно, что покои Мехд-и Улья-и Салтанат для Михришах были построены через стенку от Султанских покоев Селима III, в которых он также упражнялся в музыке.
Михришах умерла в 1805 г.. По обе стороны своей усыпальницы в Эюпе на Бостан искеле по её приказу были построены два фонтана, кроме того, небольшой благотворительный комплекс, состоящий из имарета, питьевого фонтана, казарм и школы. Имарет Михришах Султан действует по сей день. Два несохранившихся фонтана были построены в 1790 в честь дочерей Хибетуллах и Фатьмы, умерших в детстве. По приказу Михришах Султан были построены фонтан Хибетуллых в Ускюдаре Ихсание, фонтан Фатьмы Султан в Фындыклы Молла Байыры, месджит в казармах гренадёров в Халыджиоглу, фонтан у кладбища мечети Халыджиоглу и фонтан на пути в Хаскёй. Она восстановила разрушенный фонтан Силяхдара Юсуф Паши в Кягытхане, ещё был фонтан в Бешикташе, в Кылыч Али Паша. Михришах Валиде вооружила 500 человек дворцовых бостанджи, отправлявшихся в поход в 1790 году, покрыла все расходы этих военных и обслуживающей их команды.
Накшидиль Валиде Султан
Короткая жизнь, полная недугов
Настоящее имя: неизвестно
Происхождение: грузинка
Рождение: 1766
Смерть: 28 июля 1817
Дата её рождения – предположение, основанное на дате рождения Махмуда II (1785). Восьмая женщина Махмуда I. В гареме была известна как Накши Кадын. Грузинка по происхождению. Слух о том, что она была француженкой знатного рода – выдумка прессы во время путешествия Султана Абдульазиза во Францию в 1867 году. Тогда же пошла гулять утка, что Наполеон III и Абдульазиз – двоюродные братья.
Лесопосадки и места для прогулок в Ускюдаре Кошуйолу, которые любила Накшидиль Валиде, в честь неё стали называть Валиде Багы (Сад Валиде). В недалёком прошлом часть была застроена виллами Валидебаг, относительно оставшейся части в прошлом месяце вышло разрешение на застройку!
Считается, что некоторые нововведения Махмуд II ввёл по наставлениям матери. Накшидиль прожила короткую жизнь, полную недугов. Когда она заболела в особняке Эйван-и Валиде в Валиде Баг, её привезли во дворец. Там во время одной из трапез она подавилась едой и умерла. Похоронена в тюрбе в мечети Фатиха. После неё остались фонтаны Накшидиль Валиде Султан в Сарыкады кёю в Ускюдаре-Алемдаг и питевой источник Накшидиль Валиде, который после её смерти построил сын Махмуд II в Топхане.
Безмиалем Валиде Султан
Была известна своей благотворительностью и опекой над нищими.
Настоящее имя: неизвестно
Происхождение: Кавказ (грузинка или черкешенка)
Рождение: 1807
Смерть: 2 мая 1853
Вторая женщина Махмуда II из семи. Мать Султана Абдульмеджида.
Считается, что она кавказского происхождения, грузинка или черкешенка. Была продана в гарем работорговцем. В 1823 родила Шехзаде Абдульмеджида. Безмиалем Валиде Султан – бабушка четырёх последних султанов. Она вместе с Абдульмеджидом были рядом с Махмудом II в последние минуты его жизни. 1 июля 1839 года Абудльмеджит взошёл на трон, а сама она стала «Мехд-и Улья-и Салтанат», т.е. Валиде Султан. Ветерок свободы, повеявший во время Танзимата, принёс матери и сыну народную любовь. Безмиалем была известна своей благотворительностью и опекой над нищими. Её письма сыну Абдульмеджиду задокументировали любовь между матерью и сыном.
На протяжении 14 лет в статусе Валиде Султан она совершила много благих дел. Умерла молодой, и на её похоронах была настоящая сутолока.
Главные творения, созданные по ей приказу или по приказу Адбульмеджита в честь матери, следующие: Джиср-и Джедид (первый Галатский мост), средняя школа Валиде в Джагаоглу, больница Гуреба-йы Мюслимин (мусульманских сирот) в Аксарае, фонтаны Валиде в Мачке, Берекетзаде в Галате, Учлер в Султанахмете и Кара Имам а Касымпаша, реставрированные фонтаны в Силиврикапы Абдуллаха Аги, Бешикташ, Тарабья, Алибейкёй и Рами Мальтепе. После её смерти – мечеть Долмабахче/Безмиалем. Все эти строения служат и в наши дни.
Пертевнияль Валиде Султан
Качала колыбель Султаната, а была забыта ещё при жизни.
Настоящее имя: неизвестно
Происхождение: абхазка (скорее всего)
Рождение: 1810
Смерть: 8 ноября 1883
Одна из кадынэфенди Махмуда II, мать Султана Абдульазиза.
Данных о её семье нет. Известно, что она попала в гарем невольницей. Родила Абульазиза в 1830. Во время правления сына (1861-176) была Мехд-и Улья-и Салтанат/Валиде Султан (качающая колыбель великого Султаната). Прожила ещё 7 лет после смерти Абдульазиза и умерла в Топкапы всеми забытой Валиде. Погребена в тюрбе на территориб кюллие в Аксарае, построенной по её приказу.
Комплекс Аксарай Валиде Султан, заказанный итальянскому архитектору Монтани и возведенный в 1871 в стиле, объединяющим веяния готической, индийской и турецкой школ, — последний из комплексов, построенных в Стамбуле Валиде Султан. В кюллие входятдвухминаретная мечеть, школа Махмудие (старшая школа Пертевнияль), библиотека, муваккитхане (место, где определяли точное время намазов с помощью различных приборов), фонтан и тюрбе. Пертевнияль Валиде Султтан построила фонтаны в Карагюмрюке, в Бешикташе в Яхья Эфенди, в Эюпе в Дефтердаре и в Чапе; построила больницу в Медине; известна помощью, которую оказывала бедным семьям и учащимся.