свято введенский храм ростов на дону
Введенский храм
Официальная дата регистрации православного прихода в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы – 14 августа 2001 года.
Первый настоятель прихода – с 2007 по 2009 годы – иерей Александр Тимченко. За время его настоятельства был обустроен временный храм-вагончик с пристроенным кирпичным алтарем и служебными помещениями для ризницы и «пономарки». Над алтарем водружена маковка с крестом, привезенная из Киево-Печерской Лавры. На звонницу заказаны и установлены четыре колокола, привезенные из Воронежа. Cделаны геодезические изыскания и заказан проект нового храма.
Второй настоятель прихода – с мая 2009 года по май 2013 года – протоиерей Евгений Маштанов. Во время его настоятельства Пантелеймоном архиепископом Ростовским и Новочеркасским 22 ноября 2010 года на месте строительства нового храма освящен камень в ознаменование закладки храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Возведены стены цокольного этажа.
Третий настоятель прихода – с 28 мая 2013 года по 14 октября 2014 года – иерей Филипп Удовенко. За время его настоятельства была проделана работа по заливке перекрытия цокольного этажа, в результате чего к концу 2014 года полностью закончено его строительство.
С 15 октября 2014 года, действующим настоятелем является иерей Димитрий Панчишко. В настоящее время храм активно строится. Проведены работы по благоустройству прилегающей территории. Закончены работы по гидроизоляции и термоизоляции цокольного этажа. На данный момент ведется активное строительство – возводятся кирпичные стены основного храма. На конец строительного сезона 2017 года достигнута отметка порядка 5 метров, начаты работы по планировке цокольного этажа. Выполнены технические условия и проведены необходимые работы по подведению к границам земельного участка систем водоснабжения и канализации. Планируются работы по изготовлению и монтажу системы вентиляции храма.
Свято-Введенский храм Ростова-на-Дону отметил свой престольный праздник
Аудио
Поделиться:
Нравится:
Похожие новости
Помощь телеканалу
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
«Православная газета»
Мы в контакте
Последние телепередачи
Божественная литургия 5 ноября 2021 года
Поддержите «Союз»! Обращение священника Михаила Кудрявцева
А.И. Осипов. Основные проблемы духовной жизни современного человека. Часть 2
Кино в Сети. Образы Великой Отечественной войны в кинематографе
Скорая социальная помощь. Даниил Газиев. Сбор на реабилитацию
Вопросы и ответы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Дорогие друзья
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР
Подворье Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 27 октября 2019 г |
Ростовский-на-Дону кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Ростовской-на-Дону епархии
Территория соборного подворья представляет собой гармоничный архитектурный комплекс. Здесь располагаются три храма: собственно кафедральный собор; малый храм во имя святого Иоанна Предтечи, в котором ежедневно совершаются церковные требы; храм во имя святителя Николая, находящийся в колокольне, временно не действующий. В комплекс соборного подворья также входят и служебные здания. Здесь располагается епархиальное управление Ростовской-на-Дону епархии, где находятся канцелярия, епархиальные отделы и комиссии. Рядом с малым храмом размещается духовно-просветительский центр во имя святителя Димитрия Ростовского. Здесь также находится издательство Ростовской-на-Дону епархии и типография, работают магазины церковной утвари и духовной литературы.
История
Ранние Богородице-Рождественские церкви Ростова
Ростовский собор ведет свою историю с 1766 года, когда в крепости святителя Димитрия Ростовского, будущем Ростове-на-Дону, на месте ветхой часовни соорудили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1778 году ее заменили новой, которая сгорела в 1791 году от удара молнии.
В 1795 году на площади Старого базара Ростова была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, купол был деревянный. На хорах размещался Преображенский придел. В 1822 году Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг собора. 20 апреля того же года состоялось его освящение. Причт собора состоял из одного протоиерея, двух священников, двух диаконов, двух дьячков и двух пономарей.
Ростовский Богородице-Рождественский собор |
Постройка собора и колокольни
К середине XIX века население города Ростова значительно возросло, и главный собор уже не вмещал верующих. В 1845 году епископ Екатеринославский и Таганрогский Иннокентий по ходатайству ростовских коммерсантов обратился в Синод с представлением о строительстве нового каменного собора по проекту столичного архитектора К. А. Тона. Строительство собора проходило с 1854 по 1860 годы. В 1860 году состоялось его освящение. Новый собор был трехпрестольный, пятикупольный. Купола венчали 5 глав, покрытых ярь-медянкой. Паперти были выполнены из мрамора и выходили с южной стороны на торговые ряды, откуда и был главный вход в собор, а с северной стороны – на площадь Старого базара. Ростовский кафедральный собор возводился без казенной поддержки, исключительно на пожертвования купечества. Главным попечителем строительства был церковный староста Константин Михайлов-Нефедов. На деньги почетного потомственного гражданина Ростова И. С. Панченко были расписаны стены собора, приобретены иконы, изготовлена дорогая церковная ограда и установлены ценные кресты на купола.
С 1875 по 1887 года возводилась четырехъярусная колокольня собора. Автором проекта был войсковой архитектор-инженер А. А. Кампиони при участии художника-архитектора Д. В. Лебедева. Попечителями строительства были назначены ростовский коммерсант П. Р. Максимов, казак Донского торгового общества С. Н. Кошкин, табачный магнат В. И. Асмолов, почетный потомственный гражданин г. Ростова И. С. Панченко. В первом ярусе колокольни была устроена церковь во имя святителя Николая Чудотворца, на втором и третьем располагалась звонница, на четвертом – часы с четвертным боем, пожертвованные городом. Звон главного колокола, весившего 1032 пуда, разносился на 42 версты по Задонью.
Советский период
После захвата Дона большевиками в начале 1920 года начались гонения на Церковь. Вскоре здания собора и колокольни обнесли кирпичной стеной, южную паперть, выходившую на торговые ряды, разобрали, часть соборного подворья была реквизирована. В 1921 году по делу «Армии Спасения России» был арестован настоятель собора протоиерей Павел Верховский. Первая в Ростове акция кампании по изъятию церковных ценностей в связи с голодом в Поволжье проходила 11 марта 1922 года в Ростовском кафедральном соборе, но была фактически сорвана, так как комиссию избили возмущенные ее поведением люди. В связи с этими событиями были арестованы епископ Ростовский и Таганрогский Арсений (Смоленец), 7 священников, в том числе протоиерей Иоанн Цариненко, ключарь собора, 4 члена приходского совета и ревизионной комиссии собора. Всего перед Донским Ревтрибуналом предстало 37 человек.
В годы Великой Отечественной войны изменились условия жизни Церкви – как оккупационные так и советские власти позволили вновь открывать приходы и отчасти восстанавливать церковную жизнь. В июле 1942 года, в период оккупации Ростова немцами, был открыт и собор. Прихожане сами принесли все необходимое для богослужения: церковную утварь, иконы.
Примечательной страницей истории Ростовского кафедрального собора стали послевоенные годы. В 1947-1949 годах здесь служил игумен Пимен (Извеков), будущий патриарх Московский и всея Руси. Он занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета и ключаря собора. Чуткий пастырь и талантливый проповедник, он многих привлек в число прихожан собора. Память о нем свято хранится в семьях ростовчан. В то же время при соборе шли восстановительные работы, которым был привлечен ростовский архитектор Л. Ф. Эберг. В 1948 году он разработал по заказу епархии проект восстановления колокольни «в объеме сохранившейся части», по которому второй уцелевший ярус колокольни сохранялся без навески колоколов. Однако, проект был отвергнут городскими властями, и в 1949 году уцелевший ярус колокольни разобрали. В 1950 году в соборе был произведен ремонт и восстановлены росписи. По проекту Эберга в 1954 году был установлен иконостас – аналог уничтоженного из храма Христа Спасителя. В 1950-е на основании разрушенной западной паперти возвели притвор, увенчанный главкой.
В середине 1959 года оставшийся ярус колокольни перекрыли кровлей и завершили малой главкой. В нем был восстановлен храм Николая Чудотворца, использовавшийся для крещений вплоть до 1990-х годов.
Ростовский-на-Дону Богородице-Рождественский собор |
Возрождение церковной жизни
Новая страница летописи Ростовского кафедрального собора началась в конце 1980-х годов. К 1000-летию Крещения Руси над Ростовом засияли золотые купола собора. В самом храме были реконструированы амвон главного алтаря и архиерейская кафедра, позолочены иконостас и киоты, вокруг солеи и кафедры установлена декоративная решетка, обновлены росписи. Само подворье собора было расширено в его исторических границах. В 1992 году состоялось освящение построенного на подворье Предтеченского малого храма, а в 1994 году – двухэтажной воскресной школы.
Символом возрождения церковной жизни в Ростове стали работы по восстановлению колокольни конца 1980-х-1990-х годов по проекту донского архитектора Ю. Н. Солнышкина. В июле 1999 года на колокольню был установлен купол, а в сентябре состоялось ее освящение. Чин освящения совершил патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который находился в Ростовской епархии с официальным визитом.
Отсутствие капитального ремонта на протяжении полутора веков тяжёлым образом сказалось на состоянии здания. В 2013 году начались долгожданные реставрационные работы. За семь лет были проведены масштабные изыскательские работы, собран утраченный исторический архив. На соборном подворье было облагорожено место погребения донских архиереев, укреплены основания фундаментов, уложена тротуарная плитка, создан автономный энергоцентр, обеспечивающий бесперебойное электропитание и необходимый климат. Был восстановлен цоколь здания, возвращены утраченные исторические решетки и входные двери, произведена замена окон, усилены несущие конструкции стен и сводов. Фасад храма оштукатурен и окрашен. Проведены работы по устройству вентиляции, кондиционирования, а также пожарной безопасности. Была полностью заменена кровельная система, покрыты металлом карнизы и выступающие декоративные элементы. Также были воссозданы исторические купола собора, навершие которых украсили кресты, восстановленные по архивным данным. В интерьере храма также были проведены обширные работы: уничтожен вредоносный грибок, оштукатурены стены и своды, отреставрирована уникальная настенная живопись, восстановлены иконостасы, обретены почитаемые иконы и святыни. Соборные мощевики обрели новые ковчеги, была разработана и пошита соборная ризница. Для декоративного освещения фасадов и интерьера памятника осуществлён монтаж современного светового оборудования. Реставрационные работы затронули и соборную колокольню: её фасад был оштукатурен и окрашен, несущие конструкции стен усилены, карнизы и выступающие декоративные элементы покрыты металлом, смонтированы декоративное освещение и часы, осуществлён монтаж несущих металлоконструкций для подвески колоколов, на которых разместилась восстановленная историческая звонница собора. Работы были завершены в 2019 году. 27 октября того года патриарх Московский и всея Руси Кирилл при большом стечении духовенства и мирян совершил чин великого освящения обновлённого кафедрального собора.
Настоятели, ключари
Святыни
Видео
Приход Введения во храм Пресвятой Богородицы
На сегодняшний день храм находится в крайне плачевном состоянии. Если Вы неравнодушны к судьбе его и исторически значимого места, в котором он расположен, то можете оказать нам поддержку. Мы будем очень рады любой Вашей помощи, начиная от участия в уборке территории и заканчивая материальным пожертвованием на восстановление здания Введенской церкви.
Краткая историческая справка:
http://cultinfo.ru/infoproject/temples/index.php?id=64
Любой желающий может помочь, сделав пожертвование.
Приход Введения во храм Пресвятой Богородицы запись закреплена
Приход Введения во храм Пресвятой Богородицы запись закреплена
Приход Введения во храм Пресвятой Богородицы запись закреплена
ЧЕТЫРЕ РАССКАЗА О БОГОРОДИЦЕ. НАША МАМА.
РАССКАЗ ПЕРВЫЙ. Пасмурно и слякотно. Женщина и ее дети едут в трамвае. Мальчик и девочка. Дети не выспались, и оттого им еще более казалось все серым и унылым. Для них это не приключение, а скорее скучное послушание родительнице.
Показать полностью.
Вышли на незнакомой остановке, и их путь стал проходить по грязной улице. Идти по улице с лужами было неудобно. Некрасивые дома стояли неприветливо. Брат и сестра не понимали куда они идут, наверно, и сама мать не до конца понимала куда она ведет своих детей.
Вот и цель их путешествия. Обычный дом, но необычные украшения в нем. Картины каких-то людей и необычный мужчина с бородой в длинном темном халате и в блестящем плаще. Читает какие-то стихи на непонятном, но приятном языке. Мать объясняет детям, что их сегодня будут крестить. Что это такое дети не знали, но мальчик стал упираться и плакать. Он уже стал пионером, и не хотел верить ни в каких богов, кроме Ленина. Мать старается терпеливо унять истерику сына, и необычный мужчина помазывает детей чем-то с очень приятным ароматом (вкуснее маминых духов!), а потом обливает их водой. Вода неприятно течет за шиворот рубашки.
А потом они пошли домой. Но назад дорога почему-то стала радостной и приятной, хотя погода не поменялась, и мальчик ощутил дивное спокойствие, которое потом через много лет он вспоминал и, как он любил говорить, – «был я как у мамы на руках»!
Это было 4 ноября 1982 г в день Казанской иконы Божией Матери…
РАССКАЗ ВТОРОЙ. Скит монастыря. Трудник в свободное время от послушаний сидит на кровати и читает старый потрепанный советский журнал «Нева». В своей жизни он уже кое-что повидал. Служил на флоте, потом работа в коммерции в лихие 90-е. Уже вкусил сладость греха и от того теперь ему было горько. Ему изменяли, а он еще верил в настоящую любовь. Но теперь к этому добавилось еще новое чувство – любовь к Небу. И сейчас он не может выбрать между двумя призваниями – любовью к Богу и любовью к ближнему, точнее к ближней. Муки, которые уже длятся несколько месяцев, дошли до предела! Монашество или семейная жизнь? Желание служить Богу и желание создать прекрасную семью ставят его перед выбором и доводят мужчину до изнеможения, но выбор не получается…
Трудник вчитывается в рассказ, где описан жизненный путь священника, его жизнь и быт. И тут он ясно понимает, как ему надо поступить! Ошеломлено поворачивается по сторонам и смотрит на календарь.
На календаре 28 августа 1997 г – и это праздник Успения Пресвятой Богородицы…
РАССКАЗ ТРЕТИЙ. Молодой ставленник находится в Алтаре. Святая Святых. Все в нем красивого небесного цвета – и облачения священников, и украшения на иконах, и ризы на Жертвенниках. Его подводят к Престолу, ставят на одно колено, Архиерей возлагает на него руки и читает молитвы. Набирая в легкие воздух, все присутствующие как бы замирают, а затем протяжно, неспешно и тихо, и даже как то с грустью, начинают петь «Кири елейсон»-«Господи помилуй»! Ставленник молится. Как шелуха и короста отпадают от тела, как грязная и порванная одежда сбрасывается с плеч, так отпадает и сбрасывается пелена с его души и сердца и он получает дар – Дар Священства.
Этот день он запомнит больше чем день своего рождения.
Этот день – 14 октября 1998 г. – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии…
РАССКАЗ ЧЕТВЕРТЫЙ. Ранее-ранее утро. В машине едут священник и его матушка. Матушка особенно красива – она готова опять стать матерью. Сколько страхов и волнений, тревог и беспокойств было в этой беременности! Но вот и финишная прямая. Схватки начались, воды отошли, и они едут в знакомый роддом, который священник уже освящал еще 10 лет назад.
Тихо в городе – тихо и в машине, только двигатель работает спокойно и неспешно, только он один не волнуется. Священник и матушка молятся. Они обращаются к Той, которая одновременно есть и Пречистая Дева и Преблагословенная Матерь, просят Ее о помощи в родах, о прощении своих грехов, о милости к семье.
Ведь сегодня. – Ее Благовещение… и через несколько часов у них родится ребенок. Пятый.
Четыре рассказа. Четыре эпизода. Может, это было в жизни одного человека, а может, это разные судьбы. Главное не в этом. Главное то, что у нас есть Она! Богородица! НАША МАМА!
Больше всего чудотворных икон – икон Пресвятой Богородицы. Это видимый знак Ее невидимого присутствия среди нас.
На иконе «Умиление» Ее лицо девственно-чисто, почти детское. На иконе «Кипрская» Она царственно прекрасна. На иконе «Семистрельная» Дева Мария изображена с семью клинками, пронзающими Ее грудь, на лице Ее – покорность воли Божией. На иконе «Огневидная» Она погружена в молитву, Ее окружает пламя благодати. Как ребенок называет свою мать самыми ласковыми именами, так христиане выразили свою любовь к Божией Матери названиями икон: «Всех скорбящих Радость», «Утоли моя печали», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Утешение», «Избавительница», «Помощница в родах», «Нерушимая стена», «Неувядаемый цвет».
В Деве Марии христиане обрели Небесную Мать. Ее сердце, расширенное страданиями, объяло своей любовью все человечество. Тайна Божией Матери – это тайна любви. Божия Матерь с нами. Она не покидает нас.
Священник Александр о
Овчаренко
(источник: Правмир)
Приход Введения во храм Пресвятой Богородицы запись закреплена
С праздником, дорогие братья и сестры!
Празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Казанской, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.
Показать полностью. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в «Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани» (празднование 8 июля) говорил: «Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет».
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.
Приход Введения во храм Пресвятой Богородицы запись закреплена
Си́мволы евангели́стов – иконографические символы, представляющие изображение четырех живых существ, связанные с видениями пророка Иезекииля (Иез.1:4-11) и апостола Иоанна Богослова (Откр.4:6-8), которые древняя христианская традиция усвоила евангелистам. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.
Показать полностью.
При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.
На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.
Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.
Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.
В первые века христианства символами евангелистов служили 4 райские реки.
На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля.
Символы относит к евангелистам уже Ириней Лионский; Матфей – человек, Марк – орел, Лука – вол, Иоанн – лев.
Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей – человек, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел.
Изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев – Марку и т.д.
Объяснение блаженного Иеронима: в евангелии Матфея родословие Иисуса Христа, в евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..; в евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св. Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).
У Софрония, патриарха иерусалимского: лев – сила и начальство Иисуса Христа; телец – священническое служение Иисуса Христа; человек – явление во плоти; орел – нисходящая сила Святого Духа.
В этом разнообразии обнаруживается также различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства – мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).
https://azbyka.ru/simvoly-evangelistov
Приход Введения во храм Пресвятой Богородицы запись закреплена
Можно ли исповедовать нераскаянные грехи предков», ведь дети не отвечают за грехи предков.
Мне не раз пришлось слышать: из-за грехов родителей болеют дети; Бог наказывает до 6 колена.
Внесите ясность.
И еще, мы обязаны за всех молиться, поминать и вместе с тем [говорят] «не приносите фартуки» (т.е. длинные записки). Спаси Вас Господи.
Показать полностью.
Ответ:
Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату:
Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6).
Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня) преемственно связана с грехами их отцов.
Это понимание полностью подтверждается следующими местами:
— Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор.24:16).
— В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер.31:29-30).
— Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?»
Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.
И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19-20).
Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи.
Сами представители этого рода нередко говорят о «родовом проклятии», о «родовом грехе».
Но это не наказание за грехи дедов и отцов.
Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому.
Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте.
Нравственные болезни рождают болезни телесные.
Уместен вопрос: в равных ли условиях находятся люди в отношении к спасению.
На это нужно решительно сказать, что Господь Бог не только всем желает спасения, но и дарует каждому такую возможность.
К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы семье не родился, для каждого человека открыты врата Небесного Царства и возможность спасения.
Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни находился.
В этом тайна человеческой свободы.
Это не отвлеченная возможность сделать выбор между добром и грехом, а реальная возможность, которой содействует Божественная благодать, когда Господь видит даже самое малое проявление благой решимости.
Об этой неотъемлемой для каждого свободе говорит св. апостол Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если умножается грех, то преизобилует благодать (Рим.5:20).
Следовательно, тем, кто, казалось, лишен благоприятных условий для духовной жизни, подается сугубая помощь Божия, восполняющая недостаток условий.
От нашего свободного произволения зависит воспользоваться этим или нет.
Святые отцы говорят также и о том, что воздаяние Божие неодинаково.
Кто, находясь в неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда особенно велика. «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового.
И кто может знать все суды сии?
Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий»
Авва Дорофей
Приход Введения во храм Пресвятой Богородицы запись закреплена
Уверовал в Бога в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: «Ты меня распяла, как Христа». Мальчику стало интересно, что это значит – «распять» и кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть.
Желание монашества возникло в нем еще в юные годы. Позже старец говорил: «Большего героизма, чем монашество, нет». Мать его долгое время была против стремления сына к монашеству, но под конец жизни примирилась с его выбором, а затем и сама приняла постриг и был похоронена в монастыре Самтавро.
Монашеский постриг он принял в 26 лет, получив имя преподобного Гавриила Афонского – старца, который прошел по воде и принес на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Отец Гавриил особо почитал чудотворный список Иверской, хранящийся в монастыре Самтавро.
Во дворе своего дома на тбилисской улице Тетрицкаройской отец Гавриил построил многоглавую церковь. Он возводил ее своими руками и закончил около 1962 года. Иконы для этой церкви отец Гавриил находил на городских свалках, куда в те годы свозили и выкидывали вместе с мусором многочисленные святыни. Иногда он целыми днями бродил по свалкам. У него была небольшая мастерская, где он очищал иконы, делал им оклады из разных материалов. Стены его церкви сплошь были увешаны образами. Даже фотографии и изображения икон из светских журналов он помещал в рамочки.
1 мая 1965 года во время демонстрации иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его за это сильно избили и посадили в изолятор КГБ Грузии. На допросе отец Гавриил говорил: он это сделал потому, что «нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу»». В августе того года был помещён в психиатрическую больницу на обследование. Там был признан сумасшедшим. Старцу поставили диагноз: «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов». Ему выдали «белый билет».
Впоследствии церковные иерархи, в угоду светским властям, не разрешали ему заходить в церковь, не пускали на службы, прогоняли. У батюшки не было возможности причаститься, а он желал этого всей душой. Он мог по несколько дней обходиться без еды, подолгу не спать, но очень тяжело переносил невозможность отчуждение от церкви. Старец часто от бессилия плакал, открывая душу своим сестрам.
В 1980-е годы поселился в монастыре Самтавро. В последнее время он жил в круглой башне. Монахини некоторое время удивлялись чудачествам батюшки, пока не увидели в них особый подвиг. Поначалу им казалось странным, что он какое-то время жил в курятнике, где были большие щели, зимой ходил босиком. Потом сестры стали чувствовать, что от него исходит необыкновенная любовь: он любит всех. Часто старец кричал на сестер, требовал от них послушания, заставлял что-то делать или мог заставить их есть из грязной посуды. Но обижаться на него было невозможно – в его глазах светилась нежная любовь.
Игуменью Феодору, когда она была еще монахиней, он брал с собой в Тбилиси и заставлял попрошайничать. Они вдвоем просили милостыню, а потом старец раздавал всё нищим. Если они возвращались на такси, он мог накричать на таксиста и совсем не дать денег, а мог и заплатить во много раз больше.
В Страстную седмицу из его кельи доносился постоянный плач. Некоторые видели, как во время молитвы он поднимался над землей на 40–50 сантиметров и от него исходил свет. Верующие люди почитали отца Гавриила великим подвижником, они приходили к нему как к живому святому.
Отар Николаишвили был духовным чадом батюшки и часто проводил время в его келье. Однажды отец Гавриил неожиданно сказал ему, что надо сейчас же, срочно ехать в монастырь святого Антония Марткопского. Отар смутился: машина не на ходу, с ней проблемы. Батюшка настоял, и они кое-как поехали. Дорога стала подниматься в гору, автомобиль «закашлял и зачихал», но старец вдруг сказал: «Сынок, ты не беспокойся, с нами на заднем сиденье едет сам преподобный Антоний Марткопский, но ты не оборачивайся». И машина вдруг так рванула вперед, что водителю пришлось давить на тормоза. Когда они въехали в монастырские ворота, машина тут же заглохла. В это же время туда вошли несколько вооруженных людей, агрессивно настроенных. Старец тут же вышел вперед и сказал: «Стреляйте в меня». Это смутило и отрезвило бандитов, и они покинули обитель.
Отец Гавриил умер 2 ноября 1995 года от водянки. По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина.
24 декабря 2012 года решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви старец Гавриил прославлен в лике святых как преподобный. Это произошло в невероятно короткий срок после его кончины — через 17 лет.
22 февраля 2014 года были обретены нетленные мощи святого.
25 декабря 2014 года Священный Синод Русской православной церкви постановил «включить в месяцеслов и Русской Православной Церкви имя преподобного Гавриила Самтаврийского с установлением празднования его памяти 2 ноября, как это установлено в Грузинской Православной Церкви».
За любовь к людям его называют «современным апостолом любви» и сравнивают с Иоанном Богословом. Кроткая улыбка на лике батюшки вселяет надежду каждому приходящему к нему за помощью.