свято воскресенский женский монастырь города мурома владимирской области муромской епархии
Воскресенский женский монастырь города Мурома Епархиальные монастыри РПЦ
История
Упоминается он впервые в 1566 г., в описи, датированной началом XVII века, там указаны две деревянные церкви, колокольня, келья настоятельницы и 21 келья сестер; монастырские постройки были обнесены деревянной стеной. Перечисленное в монастырской описи того времени убранство храмов богатое, с множеством икон в ценных окладах, церковных книг и прочей утвари. Жертвователями и ктиторами монастыря значатся муромские купцы Семен Семенович Черкасов и его братья.
Из преданий известно также, что монастырь был основан на месте, где стоял загородный дворец Петра и Февронии. И сейчас несколько ниже монастыря сохранился святой источник Петра и Февронии. Позднее это место стало называться Кожевенной слободой.
Спустя год рядом с Воскресенским был выстроен и новый теплый Введенский храм с колокольней. Это невысокая «зимняя» церковь с длинной трапезной, с восьмискатной кровлей и одной главкой. Она почти совсем теряется рядом со своей пышной шатровой колокольней, которая издалека кажется пристроенной не к Введенской церкви, а к Воскресенскому собору. Такой эффект усиливается еще и сходством убранства собора и колокольни.
В 1764 г., после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель, Воскресенский монастырь был упразднен, и храмы стали приходскими, а монахини переселились в Троицкий монастырь. При храмах было обширное городское кладбище, уничтоженное в советское время.
В 1930-х гг. храмы были закрыты и отданы под склады, а кладбище уничтожено. В 1950-х гг. на месте кладбища было устроено футбольное поле, а в 1970-х гг. в самих храмах разместились отделения спортивной секции и спортзал.
20 ноября 1998 г. Воскресенский женский монастырь официально передан Русской Православной Церкви и был приписан к Свято-Троицкому женскому монастырю.
7 марта 2000 г. Священный Синод утвердил монастырь как самостоятельный, и настоятельницей обители была назначена насельница Свято-Троицкого Муромского монастыря монахиня Иулиания (Подолянко), на её долю выпали все трудности, связанные с первыми шагами по возрождению обители.
Богослужения в монастыре совершаются от трех до пяти раз в неделю. Неизменные службы в субботу вечером и в воскресенье утром. В обязательном порядке проводятся богослужения в двунадесятые и великие праздники. Также проводятся праздничные службы Божией Матери и святым по благословению игумении в соответствии с церковным уставом.
Молебны служатся неопустительно по средам (если не назначено вечернее богослужение) и воскресным дням (сразу после Литургии), акафисты на молебнах чередуются:
— Божией Матери, ради Ея иконы «Знамение-Корчемная»;
— Свт. Николаю Чудотворцу;
— Свт. Спиридону Тримифунтскому;
— Свт. Митрофану Воронежскому.
В монастыре служатся и другие молебны – водосвятные, разным святым. Исключение составляет период Святой Четыредесятницы.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Наиболее ранние упоминания о женском Воскресенском монастыре в Муроме относятся к 1566 году. Какие в то время в нем существовали церкви, нам неизвестно. Достоверное их описание впервые было сделано только в начале XVII века: «За ручьем на горе Воскресенский девичий монастырь, а в нем две церкви шатровых: а) Воскресения Господня деревянная на подклети, о трех верхах шатровых, с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и собора Архистратига Михаила; б) церковь деревянная теплая во имя Введения Божией Матери» (Опись Бориса Бартенева 1637 года) [1].
Судить о первоначальном декоративном убранстве собора сейчас не представляется возможным, так как в 1792 году он пострадал от пожара, а в конце XIX века его оштукатурили, т.е. покрыли древнюю кладку толстым слоем цементного раствора. На рубеже столетий в соборе выполнили новые росписи. В это же время он получил четырехскатное перекрытие, окончательно исказившее его облик. Оно уничтожило очарование от ставшей традиционной в Муроме «горки» из двух рядов чередовавшихся больших и малых кокошников сложного профиля, дополненных небольшими кокошничками в основании барабанов. Кроме этого, барабаны с главками, очертания которых напоминают соборы ранее упомянутых монастырей, плохо согласуются с позднейшим перекрытием и создают впечатление «чужеродности». Следует отметить, что столь ярко выраженная разница в размерах кокошников верхнего и нижнего ряда, является отличительной особенностью именно этого храма. В убранстве соборов других муромских монастырей она отсутствует.
После упразднения монастыря в 1764 году собор стал приходской церковью и оставался ею вплоть до 1929 года, т.е. до самого закрытия. Немного погодя в нем устроили спортзал для секции бокса. К 1990-м годам, когда обитель вернули церкви, этот уникальный храм, по своей красоте некогда стоявший в одном ряду с соборами Троицкого и Благовещенского монастырей, но во многом сильно отличавшийся от них, находился в плачевном состоянии. В ходе работ, проведенных в 2007-2010 годах, его привели в порядок, но первоначальный облик вернуть не удалось.
[1] Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903. С.37, 43
[2] Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 34, 37
[3] Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 5
[4] Ушаков Н. Путеводитель по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам – Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову с указанием достопамятностей этих городов в историко-археологическом отношении. Владимир, 1906. С.: 34, 35
[5] Чернышев В.Я. Муром. Исторический очерк-путеводитель. Муром, 2007
Свято-Воскресенский
женский монастырь (г.Муром)
История
Муром принадлежит к числу старейших городов России, наряду с Ростовом, Новгородом и Белоозером. Впервые о нём упоминается под 862 годом в «Повести временных лет». [1]
Духовная и культурная история Мурома вызывает уважение, на московском Стоглавом соборе прославлены муромские святые: повсеместно по всем церквам России было определено чтить память князя Петра и супруги его Февронии, благоверных князей Константина, Михаила и Федора (1547). С муромскими святыми прославляются семейные ценности и идеальные образы древнерусских жен: верной супруги святого князя Константина Ирины, мудрой Февронии, праведной Иулиании («Сказание об Иулиании Лазаревской»).
Каждый монастырь в Муроме имеет собственную историю, святыни, в каждом неповторимая атмосфера.
Свято-Воскресенский женский епархиальный монастырь расположился на высоком живописном холме реки Оки – северной окраине города Мурома. История основания обители является одной из самых загадочных и малоизученных и теряется в глубине веков.
Скорее всего, монастырь существовал уже в XII в.: «…Известно, что в сентябре 1198 г. в Муроме была учреждена епископская кафедра, и поставлен первый епископ Муромский и Рязанский Арсений. Это дает основание полагать, что в Муроме был не только мужской Спаса что на бору монастырь, но, по определению, имела место женская обитель, на которую возлагались определенные важные функции: распространение православия среди местного населения, жившего по законам матриархата».
Существует предположение, что монастырь возник «вскоре после 1203 г., когда Пётр стал княжить в Муроме». Эта версия опирается на предание, согласно которому святые князья Пётр и Феврония, по изгнании их боярами из Мурома, поселились в загородном княжеском дворе, на котором ещё до этих событий они основали женский монастырь. Согласно тому же преданию, в этом женском монастыре княгиня Феврония в конце своей земной жизни приняла постриг в великую схиму с именем Ефросиния.
В другой интерпретации предание связывает эти три события – обретение Петром Агрикова меча в женском монастыре за городом, поселение святых князей после изгнания боярами и постриг святой Февронии. Тогда женский монастырь за городом существовал до начала княжения святых Петра и Февронии и не был создан ими. Это также не противоречит первой версии о наличии монастыря уже в XII веке.
На роль «женского монастыря за городом», существовавшего в Муроме в XIII в. претендовала также Крестовоздвиженская церковь недалеко от Спасо-Преображенского мужского монастыря (основан св. кн. Глебом в XI в.): «Местное предание относит начало Крестовоздвиженской церкви к глубокой древности. Церковь эта, говорит предание, построена на том самом месте, где во время княжения св. Петра и Февронии в первой половине XIII столетия находился девичий монастырь и где будто бы св. Петр получил меч для поражения волшебника. Насколько достоверно это предание, совершенно не известно. Первое достоверное указание на существование Крестовоздвиженской церкви в XVI столетии дает жалованная грамота царя Михаила Федоровича 1627 г. Из этой грамоты видно, что Крестовоздвиженской церкви дана была жалованная грамота еще царем Иваном Васильевичем Грозным, следовательно и тогда церковь уже существовала».
2. Письменные свидетельства
Впервые в письменных источниках Свято-Воскресенский женский монастырь появляется в «Писцовой книге» 1566 г.
В «Писцовой книге Мурома» 1636 г. написано: «Да за ручьём на горе Воскресенский девичий монастырь. А на монастыре церковь Воскресения Христова древяна о трехъ верхахъ, на подклете, верхи шатровые, главы и кресты обиты железом да с приделами: собор Архистратига Михаила, да другой придел – великого чудотворца Николы. Да тёплая церковь Введения Пресвятой Богородицы, древяна, на клетцахъ съ папертью». «На колокольнице 8 колоколов, а в церквах образы и свечи и книги и колокола строение Муромца Гостинныя Сотни Семена Семенова сына Черкасова с братьею, а около того монастыря ограда каменная в заметах; да на монастыре келья игуменская — старицы Пелагеи Кольцовой да 21 келья сестр, а земли под монастырем и церквами 43 саж. в длину 36 саж. поперег. На монастырской земле двор попа Симеона да брата его попа Тимофея да племянника его попа Ефрема. Пустое дворовое место, купленное С. Черкасовым после попа Ивана, котораго «убили литовские люди в 124 (1616) году, как приходил Лисовской». Да к тому ж монастырю по Государевой грамоте дано в руги место в Муроме сусло и квас на оброке».
Наружный вид собора до настоящего времени сохранился без существенных изменений, только тесовая крыша заменена железной, а прежде бывшие узкие окна расширены. Под сводами галереи находится подвал с отделениями, дверями и небольшими окнами. По преданию, здесь прежде размещались различные монастырские службы (монахини занимались вышиванием). Храм является хорошо сохранившимся памятником русского церковного зодчества первой пол. XVII в.
Время построения расположившейся рядом теплой Введенской церкви с пределом Иверской иконы Божией Матери также неизвестно, но полагают, что она была построена также в XVII в. (по другой версии –XVIII в). К западной стене этого храма пристроена каменная колокольня с шатровым верхом. По описи 1678 г., в монастыре проживали игуменья и 26 стариц. Так выглядел монастырь в ХVII в.
К восемнадцатому столетию Воскресенский женский монастырь, в древнее время игравший в жизни города немалую роль, вероятно, утратил свое значение, уступая свои социальные функции Свято-Троицкому новодевичьему монастырю, образованному на месте деревянной Троицкой церкви, отстроенной в камне в XVII в. (основан в 1643г.). Так, по описи 1723 г., составленной Г. Коробовым, к Воскресенскому монастырю было приписано всего 26 домов, тогда как ранее приход был значительно больше.
Свято-Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 г. и был упразднен по указу Екатерины II о секуляризации церковных земель. Игумения Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями были переведены в Троицкий монастырь. Монастырские храмы стали приходскими. К храмам прилегало одно из четырех городских кладбищ. На этом кладбище находились отдельные могилы и фамильные склепы почетных Муромских горожан, чиновников, купцов, священников, известных деятелей; в частности, здесь был похоронен директор Петербургской рисовальной школы Михаил Васильевич Дьяконов, учеником которого был известный русский художник И.Е.Репин.
В 1835 г. в Воскресенском соборе был устроен новый иконостас, в который перенесли почти все древние иконы. Описания, относящиеся к XIX веку дают представление о внутреннем убранстве Воскресенского собора и Введенской церкви, о наличии здесь древних богослужебных книг и церковной утвари, старинного колокола 1674 г. Сохранились некоторые вещественные исторические источники, принадлежащие прежде Воскресенскому монастырю. [2]
В 1930-е гг. Воскресенский приход был упразднен, храмы закрыты, колокола сброшены, безвозвратно утеряны настенные росписи и чудотворные фрески, городское кладбище разрушено, местами закатано в асфальт. После закрытия храмы поочерёдно занимали студенческое общежитие, автошкола и детская спортшкола. На месте кладбища была устроена спортивная площадка, под колокольней – сауна.
В 1998 г. 26 сентября в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме впервые после богоборческих десятилетий стены монастырского храма огласились монашеским пением. По благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Евлогия, Архиепископа Владимирского и Суздальского накануне был отслужен молебен, а утром праздничная служба по пасхальному чину, которую совершил настоятель Спасо-Преображенского монастыря игумен Кирилл с братией.
20 ноября 1998 г. Воскресенский женский монастырь официально передан Православной Церкви и был приписан к Свято-Троицкому Новодевичьему монастырю.
7 марта 2000 г. Священный Синод утвердил монастырь как самостоятельный, и настоятельницей обители была назначена насельница Свято-Троицкого Муромского монастыря монахиня Иулиания (Подолянко), на её долю выпали все трудности, связанные с первыми шагами по возрождению обители.
С ноября 2003 г. настоятельница монастыря игумения Елена (Богдан). Матушка переведена из Суздаля. Первым насельницам достались полуразрушенные, сырые храмы, в которых находились сауна и боксерский ринг; отсутствие жилья, жить приходилось в сырой холодной церкви и топить печку «по-черному»; городская помойка на месте существующего сейчас огородного хозяйства, оскверненное кладбище и любопытствующая неприязнь к «монашкам» окрестных жителей. Но, несмотря на трудности, во многих сестрах вера в Бога и Его всесильную помощь превозмогла. «Верный в малом, во многом будет верен», сказано в Евангелии.
Со дня возрождения обители её духовно окормлял и оказывал помощь в возрождении монастырской жизни Его Высокопреосвященство архиепископ (ныне митрополит) Владимирский и Суздальский Евлогий. Благодаря его молитвам, неустанным заботам настоятельницы и нелегкому труду сестер обитель стала возрождаться.
С 16 июля 2013 года возобновлена Муромская епархия под управлением его Преосвященства Нила, епископа Муромского и Вязниковского, который так же немало заботится о нашем монастыре.
В подготовке статьи использованы материалы, предоставленные Свято-Воскресенскому монастырю сотрудниками МИХМ.
Свято-Воскресенский
женский монастырь (г.Муром)
Святыни
На сегодняшний день особо чтимыми святынями в нашем монастыре являются:
— Феодоровская икона Божией Матери
— частица мощей святителя Николая Чудотворца
— тапочка с ножки святителя Спиридона Тримифунтского
кроме того, в монастыре имеются такие великие святыни, как
Животворящего Креста Господня
Пояса Пресвятой Богородицы
Свв. равноап. Константина и Елены
Св. равноап. Марии Магдалины
Свт. Арсения Элласонского
Свт. Афанасия Цареградского
Свт. Афанасия Ковровского
Свт. Варлаама Суздальского
Свт. Иоанна Суздальского
Свт. Луки Крымского
Свт. Мелетия Харьковского
Свт. Митрофана Воронежского
Сщмч. Харалампия Магнезийского
свв. бесср. Космы и Домиана
св. мч. Авраамия Болгарского
св. мч. Трифона Никейского
свв. мчч. Лавры прп. Герасима Иорданского
блгв. кн. Александра Невского
блгв. кн. Андрея Боголюбского
блгв. кн. Георгия Владимирского
блгв. кн. Глеба Владимирского
блгв. кн. Олега Рязанского
блгвв. кнн. Константина, Михаила и Феодора Муромских
прпп. блгв. кнн. и чуд. Петра и Февронии Муромских
прп. Агапита врача, Печерского
прп. Агафона Печерского
прп. Александра Свирского
прп. Алексея Зосимовского
прп. Вениамина, Печерского, затворника
прп. Германа Зосимовского
прп. Даниила Переяславского
прп. Евфимия Великого
прп. Ильи Муромца, Печерского
прп. Иоанна Многострадального, Печерского
прп. Ионы Киевского
прп. Корнилия Александровского
прп. исп. Леонтия Михайловского
прп. Моисея Угрина, Печерского
прп. Нестора летописца, Печерского
прп. Никодима просфорника, Печерского
прп. Никона сухого, Печерского
прп. Пафнутия Балахинского
прп. Пимена, Многоболезненного, Печерского
прп. Романа Киржачского
прп. Серафима Саровского
прписп. Сергия Сребрянского
прп. Спиридона просфорника, Печерского
прп. Стефана Махрищского
прп. Феодосия Тотемского
прп. Феофила Киевского
прп. Софии Суздальской
прп. Александры Дивеевской
прп. Марфы Дивеевской
св. блаж. Василия Кодомского, Рязанского
свщ. исп. Петра Великодворского
св. блаж. Любови Рязанской
прпмцц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары
Свт. Игнатия Брянчанинова
св. прав. Иулиании Лазаревской
Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Икона Богородицы «Знамение-Корчемная»
Икона с частицей мощей свт. Митрофана Воронежского
Икона прп. Сергия Радонежского с клеймами
ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
О ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ФЕОДОРОВСКАЯ»
Икона была пожертвована монастырю в 2006 г. нашей постоянной прихожанкой р. Б. Еленой. Образ был совсем потемневшим от времени – икона передавалась в роду Елены из поколения в поколение, по семейному преданию, еще со времен татарского нашествия. Реставраторы определили возраст иконы «не позднее XVII века». С самого появления образа во Введенском храме, люди стали приносить дары, некоторую часть которых можно видеть сейчас за стеклом иконы. Обычно такие дары приносят в благодарность за ниспосланную помощь по молитвам перед чудотворными иконами. Сестры не фиксировали каких-либо чудесных случаев, однако, количество приношений свидетельствует о том, что не один человек уже испытал благодарное чувство к Пресвятой Богородице после молитв к Ней перед Ее иконой «Феодоровская» в нашем монастыре.
По смерти Ярослава-Феодора икона перешла к его сыну – св. блгв. князю Александру Невскому. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его молельным образом. После его смерти († 1263) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием и перевезена в Костромское княжество. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы навстречу врагу. Князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; в этой битве татары потерпели поражение. В 1276 году князь Василий умер в Костроме и там же обрел место упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта (ст. ст). Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. В настоящее время оригинал иконы ХIIIв. хранится в Богоявленском-Анастасиином женском монастыре г. Костромы.
дни памяти: 27 марта, 29 августа (нов. ст.)
Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна,/ созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, / на преславное торжество Божия Матере, / пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа, / днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, / приидите, вси Богоизбраннии людие, / новый Израиль, ко источнику цельбоносному, / источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица / и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. / Но, о Всемилостивая Госпоже Дево Богородице Владычице, / спаси страну нашу, и архиереи, / и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости,/ да зовем Ти: // радуйся, Дево, христианом похвало.
Притецем, людие, вси к тихому и доброму пристанищу, / в дом Божия Матере, чудному образу Царицы и Богородицы, / за неизреченную милость Ея явленному, / верно припадающе и вопиюще: / о Всемилостивая Владычице, за спасительное Твое смотрение, / чуднаго образа к нам пришествие, посети нас, грешных, / светло сотворяющих празднество Твое, / укрепи страну нашу, дивно на враги победу подающи, / и веру утверди. Церковь Сына Твоего непоколебиму соблюди, / притекающих к Тебе спаси, от всяких напастей избави, / сохраняющи в мире все Православие, да зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.
Молитва перед Феодоровской иконой Божией Матери
О Пресвятая Владычице Богородице и Приснодева Марие, единая Надеждо нам грешным, к Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему Единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим путешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств князей века сего, сподоби на Страшном Судищи Христовом стати одесную и соделай нас снаследники вечных благ, да славим во веки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
ЧАСТИЦА МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
О ЧАСТИЦЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
В Воскресенском соборе нашего монастыря до революции существовало два придела – во имя архистратига Божия Михаила и во имя святителя Николая, поэтому в возрожденном монастыре с первых дней сложилась традиция особого почитания этих святых. И великий чудотворец свт. Николай не остался безответным. В июне 2005 года раба Божия Людмила (паломница из Италии) пожертвовала икону свт. Николая, специально написанную для нашего монастыря и освященную в городе Бариа специально написанную для нашего монастыр и на мощах святого. С 19 декабря того же года по благословению Матушки сестры стали каждую среду читать нараспев акафист свт. Николаю. Эта икона святителя Николая, освященная в Бари, сейчас находится во Введенском храме.
Паломница Людмила уехала в Италию, а через 10 лет, 20 декабря 2015 года, она передала в дар нашему монастырю частицу мощей свт. Николая Чудотворца. Мощи свт. Николая встречали со звоном колоколов, сразу был отслужен молебен с акафистом. Такие молебны стали совершаться каждую среду вечером вместо традиционного чтения акафиста.
Частица мощей сначала была вложена в икону свт. Николая, а на светлой седмице 2016г., благодаря пожертвованиям благодетелей, прихожан и паломников, в монастырь был привезен ковчежец для этой великой святыни.
Ныне, по благословению Матушки Игумении, молебны служатся неопустительно по средам (если не назначено вечернее богослужение) и воскресным дням (сразу после Литургии), акафисты на молебнах чередуются:
— Божией Матери, ради Ея иконы «Знамение-Корчемная»;
— Свт. Николаю Чудотворцу;
— Свт. Спиридону Тримифунтскому;
— Свт. Митрофану Воронежскому.
В монастыре служатся и другие молебны – водосвятные, разным святым. Исключение составляет период Святой Четыредесятницы.
ТАПОЧКА С НОЖКИ СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО
О ТАПОЧКЕ СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО
Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, жил в конце III — первой половине IV века на Кипре, в городе Тримифунте, где преставился около 348 года. С тех пор его мощи остаются полностью нетленными, сохраняя вес взрослого мужчины и температуру человеческого тела в 36,6 градуса. После 691 года мощи святого хранились в Константинополе, но, когда в 1453 году город захватили турки, греческие священники спасли их, и вскоре они оказались на Корфу, где и покоятся по настоящее время.
Святитель Спиридон прославил Господа чудесами еще при жизни: спасал от нищеты бедных, исцелял и воскрешал из мертвых, обращал к вере заблудших. По преданию, тело Чудотворца, пребывая в своем храме, во время служения Божественной литургии поворачивает голову в сторону алтаря. В определенные дни служители храма святителя Спиридона не могут открыть раку, в которой покоятся Его мощи, тогда в народе говорят, что Святитель отправился совершать очередные чудеса. В связи с чем, расшитые тапочки на его ногах всегда оказываются стоптанными, иногда они бывают мокрыми и в морском грунте. Раз в году, во время праздника святителя Спиридона в декабре, на Святого надевают новую пару обуви, а частицы изношенных тапочек раздают верующим или передают в дар Православным Церквам по всему миру. Нам же, милостью Божией, досталась целая такая тапочка, сверху она зашита по причине того, что внутри могут быть микроскопические пылинки со святых мощей.
Святитель Спиридон в Греции почитается также, как в России святитель Николай, и даже больше. В акафисте он назван «Предивным чудотворцем», и по горячим молитвам к святителю Спиридону люди всего мира получают скорую помощь в различных нуждах и обстояниях.
ЧАСТИЦА ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
КРЕСТ-МОЩЕВИК, В КОТОРОМ НАХОДЯТСЯ ЧАСТИЦЫ ГРОБА ГОСПОДНЯ, ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ЧАСТИЦЫ МОЩЕЙ СВЯТЫХ
ЧАСТИЦЫ МОЩЕЙ РАСПОЛОЖЕНЫ В НЕСКОЛЬКИХ КОВЧЕЖЦАХ
ИКОНА С ЧАСТИЦЕЙ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА ВОРОНЕЖСКОГО
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ-КОРЧЕМНАЯ»
Название «Корчемная» эта икона Пресвятой Богородицы «ЗНАМЕНИЕ» получила после того, как одна вдова, проживающая в Рязани, страдающая пристрастием к вину, заложила в корчемнице свою домашнюю икону «Знамение». Богобоязненный корчемник взял у вдовы икону и поставил в свою божницу. Наутро протрезвевшая вдова, ужаснувшись своим деянием, собрала деньги и выкупила у корчемника икону Божией Матери.
Однако на следующий день икона Богоматери из дома вдовы исчезла. В то же время корчемник с удивлением увидел эту икону Богородицы в своей божнице. Раскаявшаяся вдова с этих пор неожиданно для всех бросила пить, а икона так и осталась в корчемнице, получив в народе такое необычное название. По молитвам перед иконой «Корчемная» Божия Матерь часто оказывала помощь многим, к Ней обращающимся.
После того, как корчемница в 1850 году прекратила существование, икону Богородицы передали в церковь преподобного Симеона Столпника. Здесь икона Божией Матери простояла вплоть до закрытия храма в советские времена. После закрытия церкви чудотворный икона Божией Матери «Знамение» «Корчемная» сохранялся в одном благочестивом рязанском семействе. В настоящее время находится в Свято-Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии. Нашему монастырю от Свято-Иоанно-Богословского монастыря в 2017 г. в дар был передан список с этой чудотворной иконы, к которому у нас сразу же потянулись люди.
Яко необоримую стену и источник чудес /стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, /сопротивных ополчения низлагаем. /Темже молим Тя: //мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.
Честнаго образа Твоего знамение празднующе,/ людие Твои, Богородительнице, /имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. /Темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало.
О, Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице! Ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастях сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам грешным в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих; управи в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отчаяние впасти. Ты бо Едина еси паче всех святых и паче всех Горних умов Предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы, грешнии, на Пречистый Твой образ «Знамения» взирающе, умиленно преклоняем колена и, благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердая Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея: никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь.