свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СВЯТО-ВАСИЛЬЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ Г. СУЗДАЛЯ.

Свято-Васильевский мужской монастырь в г. Суздале является единственным монастырём в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Первое известное упоминание о нём находим в записи Ростовской княгини Марии о дарованных монастырю землях в 1253 году. Но в отечественной истории можно найти следы существования Васильевской обители гораздо ранее. Так в повествовании о междоусобной войне российских князей в 1095 году упоминается один монастырь, пощажённый князем Олегом в Суздале от сожжения. Если принять во внимание, что древнейшие Суздальские монастыри были основаны в более позднее время, то не трудно понять, что здесь вероятнее всего речь идёт о Васильевском монастыре. Существует предположение, что обитель святителя Василия обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители. В подтверждения такого мнения можно привести то обстоятельство, что все древнейшие церкви во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основанием равноапостольного князя Владимира. Это храмы в Киеве, Овруче, Владимире-Волынском и проч. В пользу этого предположения говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами. Интересно, что к XVIII веку все древнейшие монастыри Суздаля уже были упразднены, кроме Васильевского и Ризоположенского. Даже Лжедмитрий, за нарушение жалованных грамот Васильевскому монастырю, угрожает смертной казнью, а царь Михаил Фёдорович именует игумена и братию Васильевского монастыря „своими богомольцами”, а монастырь – „своим царским богомольем”. Монастырь имел своё подворье в Суздальском Кремле, а это дозволялось только знатным монастырям. Подворье занимало место между Суздальским Собором и резиденциями Суздальских князей и воевод. У монастыря были значительные земляные угодья и княжеские сёла – Минское, Романовское, оброчное сельцо Васильевское. В XVII веке к монастырю была приписана Каменная часовня, так называемая у „Креста”, построенная в воспоминании о чудесном избавлении жителей г. Суздаля от моровой язвы 1654 года. Впоследствии в ней устроены храмы во имя всех Святых и св. Николая Мирликийского чудотворца. Монастырское подворье в Кремле просуществовало до 1719 года, когда было уничтожено пожаром и более не восстанавливалось. Если проследить исторические повествования о бедствиях г. Суздаля: неоднократные нашествия татар, поляков и литвы, опустошительных пожарах, моровых поветриях, то убедимся, что и на долю Васильевского монастыря выпало немало искушений, бед и скорбей лишивших его прежнего значения. Летописец Ананий в 1756 году писал: «На долю Васильевского монастыря имеются одне данные от великих князей Суждальских пашенные земли, а крестьян, кроме немногова числа бобылей не имеется. Из оставшейся той обители земли пашенной некоторая на потребу обители пашется, а последняя отдается в наем». В таком положении застали Васильевскую обитель реформы 1764 года. Монастырь стал штатным с содержанием 300 рублей ежегодно. Количество братии до начала XX века не превышало 14 человек. Настоятельство в Васильевском монастыре сначала было игуменское, потом с 1669 по 1734 гг. – архимандритское, и наконец – строительское.

В 1668 году, по благословению Стефана, архиепископа Суздальского и Юрьевского, начато строительство каменной соборной церкви Василия Великого, престольный праздник 1/14 января н.ст. Алтарь храма троечастный, окна с дугообразными перемычками, двери с трёх сторон. Алтарь отделён от пред алтарной части храма каменною стеною с тремя пролётами. Купол храма поддерживается двумя каменными столбами. С западной стороны храма Василия Великого построена трёх ярусная колокольня. На колокольне до 1917 года было колоколов общим весом 170 пудов.

Симметрично храму св. Василия Великого находится Трапезный храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, престольный праздник 26/8 сентября н.ст. В древности в нём имелись два придела внизу. Здание имеет вид корабля, западная часть его несколько шире, а восточная с углов несколько закруглена. Средина возвышается над прочими частями. Издревле существовал в г. Суздале крестный ход из Богородице-Рождественского Собора Кремля в Васильевский монастырь 23/6 июля н.ст., в воспоминание избавления от бывшего в 1654 году морового поветрия. В конце XVIII века, при архимандрите Варлааме, возведена с трёх сторон каменная монастырская стена. В 1860 году, стараниями иеромонаха-строителя Феотима возведён большой каменный двухэтажный корпус, где размещались настоятельские покои, братские кельи, кухня и трапезная.

Между храмами св. Василия Великого и Сретения Владимирской Богоматери находился некрополь. Среди захоронений наибольшее внимание привлекает захоронение Христа ради юродивой Евдокии. В Суздале она несла подвиг юродства 50 лет и преставилась в 1776 году, завещав быть погребенной в стенах Васильевского монастыря, хотя полвека подвизалась в монастыре преподобной Евфросинии. Память её почитается в Суздале на протяжении всех последующих лет. Достаточно сказать, что в конце XIX столетия, во всём Суздале не было ни одного помянника, где бы на ряду с Суздальскими святителями не было вписано имя блаженной девицы Евдокии и не бывало в городских храмах ни одной заупокойной литургии, во время которой, при поминании усопших, по нескольку раз не возглашалось бы имя этой юродивой.

В 1899 году, указом священного Синода, Васильевский мужской монастырь был преобразован в женский и приписан к Ризоположенскому женскому монастырю. В таком состоянии монастырь просуществовал до революции 1917 года и вместе с другими обителями был закрыт.

В 1995 году, по благословению архиепископа Евлогия, Владимирского и Суздальского, начато возрождение Свято-Васильевского мужского монастыря игуменом Авраамием. С 2005 года настоятелем монастыря является игумен Рафаил.

Источник

Свято-Васильевский мужской монастырь (Суздаль)

Мiръ Россия Владимирская область Свято-Васильевский мужской монастырь (Суздаль)

свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Смотреть фото свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Смотреть картинку свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Картинка про свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Фото свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт

Свято-Васильевский мужской монастырь в городе Суздале является единственным монастырём в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. При обители имеется гостиница.

Монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Его основные постройки — Васильевский собор (1662—1669), Сретенская трапезная церковь (кон. XVII века), ограда (некоторые части её относятся к XVII веку) с невысокими Святыми воротами (XVII века).

Содержание

История [ править ]

Свято-Васильевский мужской монастырь в г. Суздале является единственным монастырём в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Первое известное упоминание о нём находим в записи Ростовской княгини Марии о дарованных монастырю землях в 1253 году. Но в отечественной истории можно найти следы существования Васильевской обители гораздо ранее. Так в повествовании о междоусобной войне российских князей в 1095 году упоминается один монастырь, пощажённый князем Олегом в Суздале от сожжения. Если принять во внимание, что древнейшие Суздальские монастыри были основаны в более позднее время, то не трудно понять, что здесь вероятнее всего речь идёт о Васильевском монастыре. Существует предположение, что обитель святителя Василия обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители.

свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Смотреть фото свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Смотреть картинку свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Картинка про свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Фото свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт

Монастырь имел своё подворье в Суздальском Кремле, а это дозволялось только знатным монастырям. Подворье занимало место между Суздальским Собором и резиденциями Суздальских князей и воевод. У монастыря были значительные земляные угодья и княжеские сёла – Минское, Романовское, оброчное сельцо Васильевское. В XVII веке к монастырю была приписана Каменная часовня, так называемая у „Креста”, построенная в воспоминании о чудесном избавлении жителей г. Суздаля от моровой язвы 1654 года. Впоследствии в ней устроены храмы во имя всех Святых и св. Николая Мирликийского чудотворца. Монастырское подворье в Кремле просуществовало до 1719 года, когда было уничтожено пожаром и более не восстанавливалось.

Летописец Ананий в 1756 году писал: «На долю Васильевского монастыря имеются одне данные от великих князей Суждальских пашенные земли, а крестьян, кроме немногова числа бобылей не имеется. Из оставшейся той обители земли пашенной некоторая на потребу обители пашется, а последняя отдается в наем». В таком положении застали Васильевскую обитель реформы 1764 года. Монастырь стал штатным с содержанием 300 рублей ежегодно. Количество братии до начала XX века не превышало 14 человек. Настоятельство в Васильевском монастыре сначала было игуменское, потом с 1669 по 1734 гг. – архимандритское, и наконец – строительское.

В 1668 году, по благословению Стефана, архиепископа Суздальского и Юрьевского, начато строительство каменной соборной церкви Василия Великого, престольный праздник 1/14 января н.ст. Алтарь храма троечастный, окна с дугообразными перемычками, двери с трёх сторон. Алтарь отделён от пред алтарной части храма каменною стеною с тремя пролётами. Купол храма поддерживается двумя каменными столбами. С западной стороны храма Василия Великого построена трёх ярусная колокольня. На колокольне до 1917 года было колоколов общим весом 170 пудов.

Симметрично храму св. Василия Великого находится Трапезный храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, престольный праздник 26/8 сентября н.ст. В древности в нём имелись два придела внизу. Здание имеет вид корабля, западная часть его несколько шире, а восточная с углов несколько закруглена. Средина возвышается над прочими частями. Издревле существовал в г. Суздале крестный ход из Богородице-Рождественского Собора Кремля в Васильевский монастырь 23/6 июля н.ст., в воспоминание избавления от бывшего в 1654 году морового поветрия. В конце XVIII века, при архимандрите Варлааме, возведена с трёх сторон каменная монастырская стена. В 1860 году, стараниями иеромонаха-строителя Феотима возведён большой каменный двухэтажный корпус, где размещались настоятельские покои, братские кельи, кухня и трапезная.

свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Смотреть фото свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Смотреть картинку свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Картинка про свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Фото свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт

Между храмами св. Василия Великого и Сретения Владимирской Богоматери находился некрополь. Среди захоронений наибольшее внимание привлекает захоронение Христа ради юродивой Евдокии. В Суздале она несла подвиг юродства 50 лет и преставилась в 1776 году, завещав быть погребенной в стенах Васильевского монастыря, хотя полвека подвизалась в монастыре преподобной Евфросинии. Память её почитается в Суздале на протяжении всех последующих лет. Достаточно сказать, что в конце XIX столетия, во всём Суздале не было ни одного помянника, где бы на ряду с Суздальскими святителями не было вписано имя блаженной девицы Евдокии и не бывало в городских храмах ни одной заупокойной литургии, во время которой, при поминании усопших, по нескольку раз не возглашалось бы имя этой юродивой.

свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Смотреть фото свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Смотреть картинку свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Картинка про свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Фото свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт

Интересно захоронение штаб-лекаря Дмитрия Павловича Моренкова. Он был, в конце XVIII начале XIX столетия, достаточно известен в Санкт-Петербурге. За приготовление лекарства оподельдока и мятной эссенции император Александр I пожаловал ему золотую медаль. В Суздаль он переселился в 1812 году из Москвы, а с 1826 года начал ещё выпускать во всеобщее употребление цикорный кофе, приготовленный по способу им изобретенному. Со времени переселения Моренкова в Суздаль и по самый день смерти в 1830 году, он был истинным благодетелем для здешнего края, безвозмездно раздавал врачебные и другие пособия всем к нему приходящим и в особенности бедным. В 1826 году государь Николай I, за его благотворительность, наградил его орденом св. Владимира 4-й степени. Дмитрий Павлович Моренков заслужил у суздальчан имя благодетеля и друга страждущего человека. Далее, с восточной стороны алтаря погребены: князь Николай Сергеевич Трубецкой и княгиня Екатерина Петровна Трубецкая, урождённая княжна Мещерская. В настоящее время некрополь не сохранился.

В 1899 году, указом священного Синода, Васильевский мужской монастырь был преобразован в женский и приписан к Ризоположенскому женскому монастырю. В таком состоянии монастырь просуществовал до революции 1917 года и вместе с другими обителями был закрыт.

В 1995 году, по благословению архиепископа Евлогия, Владимирского и Суздальского, начато возрождение Свято-Васильевского мужского монастыря игуменом Авраамием. С 2005 года настоятелем монастыря является игумен Рафаил.

Храмы [ править ]

Святыни [ править ]

свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Смотреть фото свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Смотреть картинку свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Картинка про свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Фото свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 601293, Россия, Владимирская обл. г.Суздаль, ул. Васильевская 32-б.

Паломнику [ править ]

Расписание богослужений [ править ]

Богослужения совершаются ежедневно в храме Василия Великого:

Начало утреннего богослужения в будни – 06:00

Начало утреннего богослужения в субботние, воскресные и праздничные дни – 08:00

Начало вечернего богослужения – 17:00

свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Смотреть фото свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Смотреть картинку свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Картинка про свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт. Фото свято васильевский мужской монастырь суздаль официальный сайт

Каждую неделю по четвергам, на вечернем богослужении, служится Молебен с Акафистом свт. Василию Великому.

Каждую субботу после литургии служится панихида.

Каждое воскресенье после литургии служится молебен.

Литургия на утреннем богослужении совершается во все субботние, воскресные и праздничные дни. В остальные дни служится чин изобразительных (обедница).

Монастырская гостиница [ править ]

При обители имеется гостиница. В монастырской гостинице соблюдается тишина, запрещается курение и распитие спиртных напитков.

Источник

Свято-Васильевский мужской монастырь

Местность монастыря и его общий вид.

Васильевский мужской заштатный монастырь, получивший наименование от соборной церкви во имя Святителя Василия Великаго, находится Владимирской епархии в городе Суздале, с восточной его стороны, против городской Подмонастырской слободы, от которой отделяется только дорогою. С севера прилегает к нему большой Нижегородский тракт, с востока – монастырская огородная земля, а с юга – под горою протекает река Каменка. Таким образом, с полуденной стороны местоположение обители – возвышенное. Монастырская ограда каменная, с такими же четырьмя башнями, простирается в окружности на 173 сажени, в виде неправильнаго четвероугольника, несколько съуживающагося к западу и закругленнаго с югозападнаго и северозападнаго углов. Строения в монастыре, как церковныя, так и другия, почти все каменныя.

Когда именно, кем и по какому случаю основан Васильевский монастырь, о том в монастырских актах не сохранилось никаких сведений: известно только, что он уже существовал в первой половине XIII столетия. Доказательством тому служит запись Ростовской княгини Марии, в иночестве Марины, которою она, в 6761 (1253) году, укрепила за монастырем населенные земли, отказанные ему Угличским князем Димитрием Константиновичем, в монашестве Дионисием, скончавшемся в 1249 году. Но в отечественной истории можно найти следы существования Васильевской обители гораздо ранее. Так, в повествовании о междоусобной войне Российских князей в 1095 году, упоминается один монастырь с церквами, пощаженный Олегом в Суздале от сожжения, постигшаго прочия городския здания. При всей неясности этого историческаго указания, не трудно понять, что здесь дело идет о Васильевском монастыре, если принять в соображение, что древнейшие Суздальские монастыри: Козмодомианский, Дмитриевский, загородный Борисоглебский Кидскоцкий и другие получили свое начало в позднейшее время. Даже существует предположение, что обитель Св. Василия обязана своим основанием Св. Равноапостольному князю Владимиру, который, во время пребывания в Суздале просветив здешних жителей св. крещением, воздвиг, будто бы, храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители. В подтверждение такого мнения приводят то обстоятельство, что все древнейшия церковныя здания во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основателем Равноапостольнаго князя. Таковы, например, храмы в Киеве, Овруче, Владимире Волынском (впоследствии переименован во имя самого св. Владимира) и проч. В пользу этой догадки говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю удельных Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами и жалованными грамотами, между тем как известно, что подобными преимуществами пользовались немногие даже самые древние Суздальские монастыри, – и все они, кроме Васильевскаго и Ризоположенскаго девичьяго, давно упразднены. В особенности заслуживают внимания тарханныя и несудимыя грамоты, пожалованные монастырю на сельцо Васильевское царями: Иоанном Васильевичем, Феодором Иоанновичем, Димитрием Самозванцем, Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Из них царь Михаил Феодорович, в грамоте своей, игумена и братию Василия Кесарийскаго монастыря, что в Суздале на посаде, именует «своими богомольцами», а монастырь – «своим царским богомольем»; Лжедмитрий же, за нарушение грамоты, угрожает смертною казнию. К этому следует присовокупить, что в записи инокини Марины, в числе границ дарованного монастырю села Романовскаго с угодьями, в 1253 году упоминается Васильевское мочище, мочище – ручей, болото или пруд, и что монастырь, как видно из упомянутых грамот, имел свое подворье внутри Суздальскаго кремля. Первое, имея несомненную связь с сельцом Васильевским и с самым монастырем, указывает на их древность, а второе, по словам писателя Истории Российской иерархии, доказывает, что описываемый монастырь «был из числа знаменитых обителей, ибо в кремле города Суздаля иметь свои подворья дозволялось только знатным монастырям». Таким образом, начало Васильевскаго монастыря не без основания возводят ко временам св. Владимира (во св. крещении – Василия), пребывание котораго в Суздале и насаждение им здесь христианства, после многих церковно-исторических изследований, не подлежат сомнению, не смотря на молчание о том Несторовой летописи.

О состоянии монастыря и способах к его благоустройству

до утверждения монастырских штатов.

Напрасно стали бы мы искать остатков прежняго, первобытнаго монастыря. Безчисленные перевороты, каким он подвергался в течении веков, естественно должны были изменить его до основания. Время не пощадило также и письменных памятников, по которым бы можно было составить хотя приблизительное понятие о состоянии этого убежища иноков в древнейшую эпоху его существования. Достоверныя, хотя и отрывочныя сведения о том начинаются не ранее 1249 года, когда удельный князь Угличский Димитрий Константинович, по пострижении в монашество, завещал монастырю разныя вотчины, на поминовение души своей, сделав душеприкащицею невестку свою, Ростовскую княгиню Марию, которая, после мученической кончины супруга своего Василька Константиновича, удалилась в один из Суздальских монастырей и здесь приняла иноческий образ с именем Марины. По смерти завещателя, благочестивая княгиня-отшельница, свято исполняя предсмертную волю почившаго, в 1253 году дала на имя Васильевскаго монастыря запись, которую предоставила в вечное владение игумену с братиею княжеския села Мининское и Романовское «со всем что к ним потягло, с прикупными землями, со всем добром и с животом». Сначала, монашествующие спокойно пользовались дарованными им вотчинами, на сколько это возможно было в тогдашния смутныя времена Татарскаго владычества; но в последствии моровая язва совершенно опустошила село Мининское, так что принадлежавшия к нему земли надолго остались без обработки и с того времени стали известны под именем пустоши Мининскаго Селища. Этим обстоятельством воспользовались охотники Суздальской охотничьей слободы и другия лица, завладевшия пустошью. Уже в 1583 году, царь Иоанн Васильевич возстановив право на упомянутое владение, снабдив монастырь жалованною грамотою, которая подтверждена последующими царями. Когда прекратилось существование села Романовскаго – неизвестно, потому что о нем в грамоте ничего не упомянуто, и уже по писцовым книгам 1645 – 1647 годов, в числе земель Васильевскаго монастыря находим пустошь Романову. По крайней мере этим доказывается, что в то время, когда пустошь Мининское Селище присвоена была Суздальскими охотниками, – Романовская дача находилась в безспорном владении монастыря.

Отхожая пустошь Мининское селище, до сих пор принадлежащая монастырю, находится в 3 верстах от г. Суздаля, по обеим сторонам большой дороги во Владимир. По писцовым книгам 136, 137 и 138 (1628 – 1630) годов, эта пустошь заключала в себе «пашни добрые земли сто двадцать пять четвертей в поле а в дву потомуж и сена семьдесят копен». В писцовых же книгах 194 (1686) года значится, что сверх упомянутаго количества, «по новому письму и мере прибыло сто сорок одна четверть с полуосминою, а всего пашни паханные по старым писцовым книгам с прибыльными четвертьми двести шестьдесят шесть четвертей с полуосминою в поле а в дву потомуж». Вошла ли в это число 31 четверть пашни, упоминаемая в писцовых книгах 1628 – 1630 годов особо от Мининскаго Селища, утвердительно сказать нельзя. Что касается пустоши Романовской, то ни из записи инокини Марины, ни из писцовых книг 1645 – 1647 годов нельзя вывести точнаго заключения о пространстве принадлежавших к ней земель. Только и можно определить – по указанным в этих документах естественным и другим уцелевшим признакам, – что сказанная пустошь находилась в смежности с землями бывшаго патриаршаго села Порецкаго и угодьями села Василькова, принадлежавшаго Владимирскому Рождественскому монастырю, близ реки Нерли, около нынешней границы Суздальскаго и Владимирскаго уездов, в расстоянии от Суздаля менее 15-ти верст.

Дальнейшия сведения о землях, пожертвованных в Васильевский монастырь князем Димитрием Константиновичем, можно почерпнуть из сказки, поданной в 1700 году архимандритом Кириаком с братиею в Московский Приказ большаго дворца, в которой сказано, что «две пустоши селищо Мининское да селищо Романовское отдаются в наем а за те пустоши сбирается в монастырь денег по сту по пяти рублев на год а на иной год и меньше а на те деньги покупается в церковь Божию свещи и ладон и вино церковное и архимандритом и попом и дьяконом и братие дается на одежду, и на работу работников на те деньги наймуют пашню пахать и сено косить и строить и хлеб жать и молотить и дрова в монастырь купуют же и за пустые бобыльские дворы всякие государевы подани платят темиж монастырскими деньгами…. а которые в монастыре работают три человека работники и им дается в год денег на одежду по два рубли человеку погодно да хлеба по пяти четвертей ржи а из пустоши Селища Романовскаго чрез писцовую градскую межу Суздальскаго уезду с Володимирским через речку (кажется, Черновик или Чертовик) завладели в Суздальском уезде вотчины великаго господина святейшаго Адриана архиепископа Московскаго и всеа России и всех северных стран патриарха Володимирскаго уезду села Порецкаго крестьяня пашнею и сенными покосы многим числом и о том великому государю и Святейшим патриархом от Васильевскаго монастыря архимандритов челобитье было многое».

О монастырском оброчном сельце Васильевском можно полагать, что оно находилось на берегу реки Нерли, ближе дач села Романовскаго, так как в записи инокини Марины прикупной Романовский луг Любоща обозначен подле той реки, и починным пунктом межи взято Васильевское мочище. О числе крестьян и количестве угодий, принадлежавших к сельцу, из актов не видно: упоминается только, что с этой вотчины издревле платилось в государеву казну в большой приход по двадцати алтын в год; все же прочия повинности были отменены тарханными и несудимыми грамотами. Первоначально такая грамота пожалована была в 7048 (1540) году царем Иоанном Васильевичем. Оба эти документа утрачены, но о действительном их существовании в прежнее время свидетельствуют позднейшие тарханныя и несудимыя грамоты Димитрия самозванца и царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, из коих две последния, служа повторением предъидущих, содержат в себе указание на то, что к сельцу Васильевскому приписаны были другия села и деревни, нам теперь неизвестныя. «С тое вотчины (с сельца Васильевскаго) – сказано в грамотах – с сел и с деревень с сошными людьми никаких податей и денежных поборов и казачьих хлебных запасов и кормов не давати». Очевидно поэтому, что владение монастыря Васильевскою вотчиною, начавшись ранее Иоанна Грознаго, продолжалось до времен царя Алексея Михайловича. При этом не излишне обратить внимание на самое наименование этой вотчины. Или Васильевский монастырь сообщил ей свое название, или она заимствовала свое имя от кого-либо знаменитаго в древности лица, называвшагося Василием, которое впоследствии отдало ее в монастырь Святителя Василия. Последнее – вероятнее, так как большая часть подгородных Суздальских селений и дач носят имена древних Российских и других князей, как например: Борисовское, Глебовское, два Романовских (из них одно уже не существует), Давыдовское, Васильково, Батыево, Мининское и т.п. на основании записи инокини Марины можно сделать заключение, что многия из этих сел составляли частную собственность князей Суздальских. Даже в иных существовали княжеские дворцы. Так, например, в селе Мининском был загородный дом князя Мины Иоанновича, нареченнаго жениха преподобныя княжны Евфросинии, Суздальския чудотворицы, называвшейся в миру Феодулиею. На том месте, где был упраздненный Борисоглебский монастырь, а ныне находится село Кидекша, со времен св. князя Владимира стоял княжеский дворец, куда, по преданию, съезжались св. Благоверные князья Борис и Глеб для совместных путешествий в Киев к родителю своему, и где, без сомнения, бывал и сам Владимир Великий. В церквах сел Кидекши и Обакумлева находятся гробницы Суздальских князей; поэтому должно полагать, что и в последнем из них было когда-либо временное жительство тех знатных особ. Подобным образом и сельцо Васильевское, быв расположено на том же живописном берегу Нерли в древния времена вероятно принадлежало кому-либо из князей и имело в себе двор владельца, так как не без причины носило название сельца и не без основания же даны были именно на это сельцо тарханныя и несудимыя грамоты. Вероятнее всего, что оно принадлежало св. Васильку, князю Ростовскому, потому что в соседстве находились земли роднаго брата его Димитрия Константиновича Угличскаго, и притом одно из ближайших сел доныне носит название Василькова.

Кроме сельца Васильевскаго с селами и деревнями, в тарханной и несудимой грамоте царя Алексея Михайловича упомянут двор монастырский в Суздале внутри города, т.е. кремля, – которым предоставлено было монастырю право «владеть по старине». По древнему чертежу г. Суздаля, помещенному в летописи ключаря Суздальскаго собора Анании Федорова, Васильевское подворье занимало место вблизи этого собора, именно там, где ныне городской сад. В недальнем разстоянии от подворья, к востоку, находилась древняя церковь Успения Пресвятыя Богородицы, доныне существующая, а вправо к югу, также не вдалеке, был дворец великих князей Суздальских, а впоследствии воеводский двор близ церкви Афанасия Великаго.

Наконец, упомянутая грамота содержит в себе указание на землю под монастырем с угодьями, сенными покосами и монастырскими дворами, – давая монастырю полномочие всем этим также «владеть по старине». Хотя исчисленныя здесь владения, как ближайшия к монастырю, несомненно должны были принадлежать ему со времен глубокой древности; но известия о них, по монастырским актам, не восходят ранее царствования Михаила Феодоровича. После тарханной и несудимой грамоты его, о которой здесь идет речь, по тем актам в Подмонастырской бобыльской слободе значилось за монастырем: в 1628 – 1630 годах – 12 дворов, в 1678 – 9 дворов, в которых жили крестьяне без пашни, приобретая себе пропитание работою; в 1700 году, из упомянутых 9-ти дворов, 2 были уже пусты. При межевании 1756 года, «в Подмонастырской слободе по мере дворов и садов нашлось земли четыре десятины двести пятьдесят шесть квадратных сажен, да сверх онаго под монастырем тысяча семь сот пятьдесят сажен квадратных; той же Подмонастырской слободы в улице под дорогою триста кв. сажен, по горе – неудобной одна десятина шесть сот сажен квадратных; под рекою Каменкою семьдесят четыре сажени, итого вообще всей земли шесть десятин пять сот восемьдесят квадратных сажен».

По ведомости об архиерейских кафедрах и монастырях за 1744 год, приложенной к VI части Истории Российской Иерархии, за Васильевским монастырем числилось тогда 24 души крестьян, с которых ежегодной платы деньгами и хлебом в Экономию не взыскивалось. А что крестьяне эти принадлежали к упомянутой Подмонастырской слободке, тому служит доказательством сказка архимандрита Кириака 1700 года, где сказано, что «за Васильевским монастырем вотчин сел и деревень жилых нет, только под монастырем бобыльская слободка»…

Все исчисленныя выше преимущества, без сомнения, приобретены монастырем от щедрот древних венценосных особ; но были и другия лица, доказавшия свое усердие к обители Св. Василия пожертвованиями в пользу ея. Их них особенно известен и памятен монастырю «Судного Московскаго Приказу Подьячей (впоследствии дьяк) Ефим Феодоров Кощеев (давший в 191 т.е. в 1683 г.) по родителех своих денег пять сот рублев на монастырское строение в колокола в книги в поликадило и во всякую церковную утварь». Имена других благотворителей монастыря остались известны единому Богу, так как грамота Стефана, архиепископа Суждальскаго и Юрьевскаго, данная братии монастыря в 177 (1669) году, свидетельствует лишь о том, что нынешний соборный храм Святителя Василия Великаго сооружен посредством сбора доброхотных подаяний, разрешеннаго тою грамотою.

Со времен того же преосвященнаго, приписана была к монастырю каменная часовня так называемая у креста, построенная в воспоминание чудеснаго избавления жителей г. Суздаля от язвы, свирепствовавшей в 7162 (1654) году. В той часовне священнослужители Васильевскаго монастыря, по желанию верующих, отправляли молебны, за что было подаяние на церковныя монастырския потребы. Кроме того, для сбора пожертвований, при часовне проживал монах этого монастыря. Впоследствии, в ней устроены храмы во имя всех святых и Николая Мирликийскаго Чудотворца.

Казалось бы, при таких средствах и привилегиях, св. обитель должна была находиться в цветущем состоянии во все время своего существования. Но, к сожалению, не так было и есть на самом деле. Если припомним сказанное выше о моровой язве, опустошившей населенныя монастырския вотчины, и о самовольном завладении посторонних лиц землями, составлявшими собственность монастыря; если проследим историческия сказания о бедствиях г. Суздаля в продолжение многих веков, как-то: о неоднократных нашествиях Татар, Поляков и Литвы, опустошительных пожарах, моровых поветриях и других несчастиях: то убедимся, что и на долю Васильевскаго монастыря выпало немало искушений, бед и скорбей, навсегда лишивших его прежняго значения. Не даром же, к концу 17 столетия, от прежних обширных вотчин осталась во владении монастыря одна бедная слободка, с малым числом бобылей; не даром, по словам архимандрита Кириака, иных денежных доходов в монастырь (кроме 105 руб. или меньше в год, получавшихся за пустошь Мининскую и часть Романовской) никаких не было, и по приходорасходным книгам в остатке ничего не значилось. Положение обители должно было еще ухудшиться после того, как во время страшнаго пожара, попущением Божиим опустошившаго весь Суздаль в 1719 году, жертвою пламени сделались: монастырское подворье, впоследствии уже не возобновлявшееся, – принадлежавшая монастырю часовня у креста и даже самый монастырь. Понятно, что при этом погибла большая часть монастырскаго и церковнаго имущества, равным образом невозвратно утрачено много древних любопытных монастырских актов.

Заключим описание бедствий монастыря словами уже известнаго нам Суздальскаго летописца Анании, писавшаго свою летопись не задолго до введения монастырских штатов, именно не позднее 1756 года. «На довольствие того (Васильевскаго) монастыря, говорит он, имеются одне данныя от великих князей Суждальских пашенныя земли, а крестьян, кроме немногова числа бобылей, не имеется, и той земли всея во владении затем монастырем ныне не имеется, но большая часть по насильству от некоторых завладено владельцев. Из оставшейся той обители земли пашенной некоторая на потребу тоя обители пашется, а последняя отдается в наем, за которую каждый год получают в обитель рублев до пятидесяти и больши, а временем и меньши».

В таком положении застали Васильевскую обитель важныя преобразования, совершонныя правительством в 1764 году. По монастырским штатам, утвержденным в том году, за отчислением от монастыря 24 душ крестьян в казенное ведомство, оставлен он за штатом на своем содержании; причем определено быть в монастыре настоятелю с званием строителя и шести монашествующим.

События после утверждения монастырских штатов

и нынешнее состояние монастыря.

По введении в действие монастырских штатов в 1764 году, замечательными событиями в отношении к монастырю были: 1) генеральное межевание земель 1773 года, во время котораго обмежеваны монастырскии дачи, с выдачею на оныя планов и межевых книг, и тем самым приведены в определенныя границы, существующия теперь; 2) назначение монастырю, в 1797 году, по Высочайшему повелению, каждогоднаго милостыннаго подаяния в количестве 300 рублей ассигнациями; 3) отмежевание во владение монастыря водяной мукомольной мельницы о 2-х поставах на реке Каменке при селе Киболе; 4) отвод монастырю рыбной ловли при селе Гнездилове в 1801 году, и 5) отчисление, в 1865 году, в ведение Суздальскаго Спасо-Евфимиева монастыря, церкви всех Святых что у креста, с приделом во имя Святителя Николая, которая прежде приписана была к Васильевскому монастырю.

В настоящее время Васильевская обитель представляется нам в следующем состоянии:

В симметрии с церковию Василия Великаго, не в дальнем расстоянии от южной монастырской стены, находится теплый двух-этажный храм в честь Сретения Владимирския иконы Божия Матери, с двумя приделами внизу, – также каменный, в вышину 4 ½, в длину 9 сажен, и шириною в 3 сажени и 1 аршин. Здание это имеет вид корабля; западная часть его несколько шире, а восточная с углов несколько закруглена. Средина, возвышаясь над прочими частями, покрыта особою железною кровлею в 2 ската, об одной главе; восточная и западная части покрыты также железными кровлями – на три ската каждая. Толщина стен доходит до 2 ½ аршин. Свод устроен в виде полушара с надежными железными связями. В главной церкви алтарь отделяется от предалтарной части храма каменною стеною с тремя пролетами. В той и другой части своды и стены украшены живописью. Иконостас – в два яруса, в новом вкусе, но некоторые из икон – древния, отчасти исправленныя. За клиросами иконы отличаются древностию и украшением. В нижнем этаже устроены два придела: 1-й во имя священномученика Харалампия, а 2-й Святителя Митрофана, Воронежскаго чудотворца. Оба эти храма в длину занимают менее пространства, чем верхний, так как за алтарями их, чрез каменную стену, находится кладовая со сводами, на которые опирается каменный пол алтаря верхняго храма. Иконостасы в обоих приделах нижняго этажа по устройству своему одинаковы и поставлены в одну линию, отделяясь один от другаго только малою дверью. Устройство их новое, и иконы новыя, в один ярус, с клеймами на верху. Алтари не отделяются один от другаго ничем, кроме небольшаго каменнаго столба за иконостасом; такой же столб, с клиросом напереди, служит некоторым разделением храмов, поддерживая вместе с тем потолок. Иконы святых, в честь которых устроены приделы, поставлены в особых киотах, на выступах храма, где он расширяется. Стены покрыты краскою; потолок отштукатурен. Описываемая теплая церковь, по всем признакам, древнее соборной, хотя и нет достоверных сведений о времени ея построения; в настоящий же вид приведена в недавнее время, в 1870 году.

Употребляемых при богослужении св. сосудов с принадлежностями восемь. Все они серебряные, а некоторые вызолочены. Из напрестольных крестов более других замечателен один – серебряный, вызолоченный с передней стороны, с чеканным распятием, под которым находится такое же изображение святителя Василия Великаго. На задней стороне выпуклою довольно крупною вязью в разных местах означено, что в этом кресте положены мощи св. мучеников: Евстафия, Меркурия, Феодора Стратилата и Пантелеймона, а внизу сделана надпись: «Лета 7181 (1673) Августа в 15 день сделан сей крест в Васильевский монастырь при великом господине преосвященном Стефане архиепископе Суждальском и Юрьевском при архимандрите Тихоне в богоспасаемом граде Суждале». – Из девяти евангелий, по внешней отделке и изяществу издания заслуживают внимание два большаго формата, напечатанныя в 1698 году, на Александрийской бумаге. – К числу замечательных по своей древности и надписям богослужебных книг следует отнести: 1) «Евхологий, сиесть молитвослов, или требник», из предисловия к которому видно, что он начат был печатанием при державе царя Алексия Михайловича, при сыне его Алексие Алексиевиче, по благословению святейшаго патриарха Никона, в лето от создания мира 7166 (1657) Мая 24 дня, а окончен уже 10 декабря следующаго года; внизу книги по листам подписано: «Сия книга глаголемая молитвослов священноиерея куплена нынешнего 175 (1667) году Апреля в 1-й день. А хто сию книгу глаголемую молитвослов украдет буди проклет и онафема». Далее: «204 (1696) году Марта в 15-й день сию книгу молитвослов приложил в обитель Пресвятые Богородицы и Василия Великого что во граде Суждале на посаде для поминовения родителей своих Помесного Приказу подьячей Роман Калинников при архимандрите Кириаке еже о Христе збратиею вечный поминок. Подписал своею рукою по повелению отца архимандрита Кириака» (далее разобрать не возможно). 2) Месячныя минеи, купленныя при том же архимандрите в 205 (1697) году на сумму жертвователей и подписанныя по листам, повидимому, им самим. 3) Служебник без начала, изданный во времена Никона Патриарха. 4) Шестоднев (служебный), издания 1749 года, принадлежавший Суздальскому летописцу, ключарю Анании Федорову, с собственноручною его надписью: «книга Шестоднев ключаря иерея Анании Федорова домовная. 1754 года»; и 5) Отрывки из служебника времен Никоновых, печатаннаго до исправления церковных книг. – Церковных облачений и других принадлежностей богослужения имеется в монастыре достаточное количество и в приличном виде; но таких, которыя бы носили на себе следы глубокой древности, не сохранилось. За то уцелели и хранятся в монастырской ризнице древния панагии: 1-я подковообразная, с вырезанным на аспидном камне выпуклым изображением неизвестнаго мученика, в серебряной массивной оправе, с возглавием и цепочкою серебряными же; на оправе вставлены в гнездах несколько разных камушков; 2-я серебряная же маленькая, на которой вырезано изображение Богоматери с Предвечным младенцем; 3-я с изображением великомученика Георгия в оправе серебряной, – и 4-я панагия медная, круглая, складная, позолоченная (не столь древняя, как предыдущия), на ней изображено распятие Господне, а внутри Живоначальная Троица и Знамение Богородицы. Вокруг изображения Богоматери написана песнь: «Достойно есть», а на задней стороне снаружи – слова: «Сия панагия старицы Марфы Прокофьевы дочери Айгустовы». – Древние кресты наперсные: 1) Крест желтаго камня с чернью; у него концы обложены серебром; на концах вставлены четыре простых камушка, два зеленых и два белых; в средине распятие Господне серебряное же; на возглавии серебряном – Нерукотворенный образ Спаса. 2) Крест зеленаго камня с чернью; у него концы обложены серебром; на них вставлены четыре камушка простых, два зеленых и два красных; в средине Распятие Господне серебряное; на возглавии серебряном Нерукотворенный образ Спаса. 3) Крест краснаго камня; у него концы обложены серебром; Распятие Господне серебряное; при кресте цепочка серебряная же, тоненькая, длиною в 10 вершков. 4) Крест янтарный, в оправе серебряной. 5) Крест аспиднаго камня; концы в оправе серебряной; на нем вставлено пять камушков простых и четыре жемчужинки малых, – и 6) Крест аспиднаго камня; концы в оправе серебряной. При несомненной древности поименованных св. вещей, с достоверностию можно полагать, что некоторыя из них суть остатки княжеских украшений, тем более, что такия же вещи в ризницах Суздальских девичьих монастырей, на основании имеющихся сведений, значатся княжескими вкладами. Притом же известно, что наперсные кресты в Великороссийских губерниях сделались отличительным признаком архимандритскаго сана уже около половины прошедшаго столетия.

Монастырское книгохранилище снабжено достаточным количеством творений догматическаго, духовно-нравственнаго, церковно-историческаго, истолковательнаго и аскетическаго содержания. Между этими книгами обращают на себя внимание следующия: 1) Библия большаго формата на Александрийской бумаге, в золотом образе, с гравированным заглавным листом и фронтисписом, на котором изображена Императрица Елисавета, с аллегорическими фигурами, – изд. 1751 года. 2) Скрижаль, изд. 1656 года и 3) Четии-Минеи Киевской печати, изданныя в 1695 и других годах по повелению Гетмана Иоанна Мазепы. Одна их этих книг имеет по листам следующую надпись: «1703 году сию книгу житие Святых Отец в монастырь Чудотворца Николая Пищиковской (Пищуговской, упраздненной в 1764 году) пустыни для отпущения грехов своих приложил стольник Василий Володимеров сын а в монашестве Варсонофей Шидловский». В другой по листам же подписано: … «Генваря в 22 день… книгу глаголемую житие Святых трех месяцев Июнь, Июль, Август в Суждальской уезд во обитель Чудотворца Николая что славет на Пищикове приложил… вкладу Генерал-Маеор от Кавалерии Федор Володимерович Шидловский». Очевидно, оба жертвователи были родные братья, и нет причины сомневаться в том, что обе книги собственноручно подписаны этими общественными деятелями времен Петра Великаго.

Что касается монастырских актов, хранящихся в ризнице, то при всей своей малочисленности, они заключают в себе не мало любопытных сведений как относительно Васильевскаго монастыря, так и древней топографии Суздальских окрестностей. Первое место в этом отношении безспорно принадлежит списку с записи инокини Марины, данною ею Васильевскому монастырю в 6761 (1253) году на владение селами Мининским и Романовским; он писан красивым старинным скорописным почерком, с титлами и без знаков препинания, на столпце длиною в 6 ¼, а шириною в 3 ¾ вершка, и засвидетельствован в верности подписью архимандрита Феодосия. Затем следуют: 1) список с грамоты царя Иоанна Васильевича, жалованной в 7091 (1583) году и подтвержденной царями Федором Иоанновичем, Борисом Феодоровичем и Михаилом Феодоровичем, о неприкосновенности прав монастыря на владение селищем Мининским. Документ этот написан также стариною скорописью, с титлами и сокращениями, весьма затруднительными для чтения, разными почерками и чернилами, и зарукоприкладствован разными лицами. По всем признакам, все надписи на нем современны подлинникам. 2) список с жалованной грамоты царя Михаила Феодоровича, данной монастырю в 7129 году и подтвержденной царем Феодором Алексеевичем, о том же. 3) Список с тарханной и несудимой грамоты Димитрия самозванца, данной монастырю на сельцо Васильевское. 4) Список с тарханной и несудимой грамоты царя Михаила Феодоровича на тоже сельцо с другими монастырскими имуществами и подтвержденной царем Алексеем Михайловичем. 5) Список с выписи из старых писцовых и межевых книг за разные годы, выданной в 1687 году архимандриту Васильевского монастыря Александру. 6) Список с записи, данной в 1695 году причтом Суздальскаго Богородице-Рождественскаго собора братии Васильевскаго монастыря, о мировом соглашении относительно спорных земель. – По имеющимся в монастыре записям, большая часть упомянутых подлинных актов, с которых оставлены списки, во время генеральнаго межевания земель 1773 года вытребованы чрез Суздальское Епархиальное начальство в Государственную Коллегию Экономии. 7) Выпись из сказки, поданной в 1700 году архимандритом Кириаком в Московский Приказ большаго дворца, о состоянии монастырскаго хозяйства; писана на гербовом столпце, длиною в 9, а шириною в 3 ¾ вершка; список местами помаран другою рукою и другими чернилами, и внизу его есть какия-то слова той же руки, – вероятно засвидетельствование в верности. 8) Выпись из старых писцовых и межевых книг, выданная из Суздальскаго Уезднаго Суда 3-го Генваря 1861 года за №10-м, строителю иеромонаху Феотиму, на гербовой бумаге, за подписом членов и приложением печати. 9) Есть и другия краткия монастырския выписи, но оне не имеют особой важности.

Все это – копии, но есть и подлинные акты. Таковы: а) Благословенная грамота Стефана, архиепископа Суздальскаго и Юрьевскаго, данная монастырю в 7177 (1669) году для сбора доброхотных пожертвований на постройку храма Василия Великаго; у грамоты архиерейская печать из красной воскомастики, с благословляющею рукою, по краям поврежденная, с буквами, которых разобрать уже нельзя; грамота писана скорописным почерком, на столпцах длиною в 1 аршин, а шириною в 3 ⁵/₈ верш., на обороте по склейке подписано: «диак Михайло Фирсов». б) Вкладная грамота о поминовении рода Кощеевых, писанная в 191 (1683) г., по случаю пожертвования в монастырь 500 рублей Суднаго Московскаго приказа подьячим Ефимом Феодоровым Кощеевым. Документ этот писан на Александрийском полулисте полууставом, с искусно нарисованною заглавною буквою М в большом виде и раскрашенною разными красками, на которых местами видны следы позолоты. Внизу с правой стороны небольшая круглая печать чернаго воску, до половины повредившаяся, на которой впрочем можно разобрать слова: «печать архимандрита». На обороте собственноручныя подписи архимандрита Феодосия (скрепившаго список с записи инокини Марины) и всей братии. в) Храмоздательная грамота, данная 3-го июня 1799 года Виктором Епископом Суздальским и Владимирским строителю иеромонаху Дорофею на устройство в теплой церкви Владимирския иконы Богоматери придела во имя священномученика Харалампия; у грамоты – архиерейская печать из красной воскомастики с благословляющею рукою. г) Два плана с межевыми книгами, межевания 1773 года, – один на отхожую пустошь Мининскую, а с другой на прочия земли, лежащия к востоку от монастыря. д) В архиве хранится опись монастырскаго имущества, подписанная в 1789 году строителем иеромонахом Антонием, в которой, между прочим, значатся остававшияся от бывшей архимандрии две архимандричьи шапки, подробно в ней описанныя.

Среди монастыря, между св. храмами, за невысокою деревянною оградою и за алтарем соборной церкви, стоит несколько памятников, сооруженных над могилами усопших, при жизни своей изъявивших желание почить под сению святой обители. Ближайший ко входу в ограду небольшой памятник с железною кровлею и крестом поставлен над могилою девицы Евдокии, о которой память доселе живет не только между жителями г. Суздаля и его окрестностей, но и других местностей, принадлежавших некогда к Суздальской епархии. На камне, лежащем внутри памятника, с возглавия высечена следующая надпись: «1776 года месяца Декабря 22 дня преставися раба Божия девица Евдокия, юродствовавшая Христа ради 50 лет во граде Суждале в монастыре Преподобныя Евфросинии, а погребена под сим камнем в монастыре святаго Василия Великаго». Такая же подпись и на стене памятника против входа, с пояснением, что он построен в 1825 году. На той же стене повешен портрет юродивой с надписью: «Блаженная раба Божия девица Евдокия юродствовала 50 лет, преставилась в 1776 году Декабря в 22-й день. Тело ея погребено в монастыре Василиа Великаго». При взгляде на портрет юродивой, котораго другой экземпляр находится в настоятельских келлиях, с перваго раза поражает какая-то серьозность и сосредоточенность мысли, изображающаяся на лице ея. На голове ея, повыше лба, заметны два значительныя возвышения, а в руке – обломок палки. Рассказывают, что блаженная часто ударяла себя по голове деревянным обломком или камнем, отчего у ней с этой части тела не сходили желваки. Какое ея происхождение и в чем именно заключались особенности ея жизни, в монастыре сведений нет; но достаточно сказать, что в целом Суздале нет почти ни одного помянника, где бы, на ряду с митрополитом Иларионом, не было вписано имя блаженныя девицы Евдокии, и не бывает в городских храмах ни одной заупокойной литургии, во время которой, при поминовении усопших, по нескольку раз не возглашалось бы имя этой юродивой. Кроме того, на самом месте погребения ея, почитатели ея памяти нередко служат панихиды. Другой памятник – гораздо больших размеров и замечательной архитектуры, построен в виде усеченной пирамиды с четырмя портиками, крытыми железом, и с таким же числом полукруглых окон наверху, повыше которых находится небольшая железная кровля с главою и крестом. Снаружи весь памятник обит железом, исключая дверей в портиках. Внутри прямо против входа поставлена деревянная гробница с водруженным за нею таким же крестом. Стены украшены тремя св. иконами и двумя надписями. Одна из надписей говорит: «На сем месте погребено тело раба Божия Димитрия Павловича Моренкова, коллежскаго ассесора, штаб-лекаря и оператора. Дмитрий Павлович родился в Харькове 1759 года. По окончании в С.-Петербурге медицинских наук, поступил он на службу 1783 года и по 1798-й год находился при С.-Петербургских Морском и Сухопутном гошпиталях оператором. Оставив по слабости здоровья службу, он с 1806 года, по данной ему от начальства привилегии, занимался приготовлением оподельдока, крепкой летучей мази и мятной эссенции, за каковыя изобретения Государь Император АЛЕКСАНДР I пожаловал ему золотую медаль. 1912 года переселился он из Москвы в Суздаль, где продолжал заниматься приготовлением изобретенных им лекарств; а с 1826 года начал еще выпускать во всеобщее употребление цикорный кофе, приготовляемый по способу им изобретенному. Со времени переселения Моренкова в Суздаль по самый день смерти, т.е. в продолжении 18 лет, был он истинным благодетелем для здешняго края, безмездно раздавая врачебныя и другия пособия всем к нему приходившим и в особенности бедным. В 1826 году Государь Император НИКОЛАЙ I, за примерную его благотворительность, наградил его орденом св. Владимира 4-й степени. Сверх того все, кто только знал его и слышал о благотворительных его подвигах, – все имели к нему отличное почтение и уважение; и не только в здешнем крае, но и в целом отечестве нашем оставил он по себе имя благодетеля и друга страждущаго человечества. «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут!» Далее, с восточной стороны алтаря, погребены: статский советник князь Николай Сергеевич Трубецкой, тело котораго перевезено было из Москвы и предано земле 17 генваря 1806 года; княгиня Екатерина Петровна Трубецкая, урожденная княжна Мещерская; Суздальский городничий, полковник Александр Ильич Никифоров; гвардии поручик Дмитрий Яковлевич Трегубов и другия лица.

Кроме указанных зданий в монастыре находятся следующие: а) большой каменный корпус, построенный в югозападном углу монастыря, вышиною до кровли 3 ½ саж.; разделяется на две половины, соединенныя деревянным штукатуренным коридором. Первая половина двух-этажная, шириною, без коридора, 4, а длиною 6 сажен. В верхнем этаже оной помещаются настоятельския кельи, а в нижнем – братския, под которыми – каменный подвал. Вторая половина корпуса – трех-этажная, длиною 7, шириною 4 саж.; в верхнем этаже устроены зимния настоятельския кельи, соединяющиеся с летними посредством упомянутаго коридора, а в среднем – братския. В нижнем этаже помещается братская трапеза с кухнею. Кровля на всем здании железная, выкрашенная масляною краскою, разделенная только небольшим брандмауэром. б) Малый каменный одноэтажный братский же корпус в северовосточном монастырском углу, длиною 6 сажен; в нем ныне помещаются рабочие. в) Сторожка у ворот каменная, крытая железом, занимающая в длину и ширину по две сажени, с деревянною пристройкою. г) Каменный сарай для экипажей, с сеновалом, длиною 7, а шириною 3 саж. д) Построенная с ним под одну кровлю деревянная конюшня, в длину 4 ½ саж. е) Деревянный погреб с каменным ледником, и ж) Деревянная баня. Сверх того, внутри монастыря устроен колодезь и разведен небольшой огород и сад. С наружной стороны монастырской ограды, в одной из башен, помещается часовня.

1) Средствами к существованию монастыря ныне служат: 1) денежный капитал в билетах на сумму свыше 10,000 рублей, обращающийся для приращения процентами в кредитных установлениях; он образовался из вкладов, в числе коих важнейшее место занимают – графини Орловой-Чесменской и действительнаго статскаго советника Митрофана Ивановича Алакринскаго; 2) 386 десятин 146 квадратных сажен пахатной, покосной и огородной земли, на которою имеются два плана генеральнаго межевания и две межевые книги: земля эта отдается в аренду; 3) рыбная ловля в селе Гнездилове и 4) мукомольная мельница на реке Каменке при селе Киболе, также отдаваемая в аренду. Сверх того, к поддержанию благолепия храмов св. обители служат, по временам, доброхотныя пожертвования усердствующих.

Настоятельство в Васильевском монастыре сначала было игуменское, потом с 1669г. по 1734г. архимандричье, а наконец – строительское. По имеющимся письменным памятникам, из настоятелей Васильевскаго монастыря известны следующие:

Аврамий. Упомин. В 7091 (1583) и 7093 (1585) году.

Александр. Упомин. В 7107 (1599) году.

Иона. Упомин. В 7114 (1606) году.

Исаия. Упомин. В 7129 (1621) году.

Феодосий. Упомин. В 7155 (1647) году.

Савватий. Упоминается в 7168 (1660) 7177 (1669) годах. При нем, в 1668 году, по благословению Стефана, архиепископа Суздальскаго и Юрьевскаго, начата строением каменная соборная церковь Василия Великаго; в следующем году дана на имя его тем же преосвященным благословенная грамота для сбора пожертвований на сооружение этого храма, который существует доныне.

Тихон. Упоминается в 7181 (1673) году.

Феодосий. Упомин. в 7187 (1679) – 7191 (1683) годах. По летописи ключаря Анании Федорова, в составе освященнаго собора, свидетельствовавшаго истину чудес от Шуйской иконы Божией Матери в 7175 (1667) г., находился архимандрит Васильевскаго монастыря Феодосий, но тот ли самый, утвердительно сказать нельзя.

Александр. Упом. в 7195 (1687) году.

Питирим. Упом. в 7201 (1693) году.

Кириак. Упом. в 7203 (1695), 7204 (1695), 7205 (1697) и 1700 годах. Из летописи ключаря Анании видно, что он, в 7207 (1699) году, с митрополитом Иларионом, участвовал в торжественном открытии мощей Преподобной княжны Евфросинии, Суздальской Чудотворицы. Впоследствии переведен в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь.

Никодим. Управлял монастырем после архимандрита Кириака, но в которых именно годах, неизвестно.

Аарон. Упоминается в 1734 году.

Варлаам. Упоминается в 1756 году. Этого настоятеля – современный ему Суздальский летописец (Анания) описывает так: «в тех церквах (т. е. во имя святителя Василия Великаго и Пресвятыя Богородицы) тщанием ныне сущаго настоятеля архимандрита Варлаама (который был прежде в доме преосвященнаго много лет иеродиаконом и иеромонахом, потом и казначеем, последи казначейства игуменом в Петропавловском монастыре что на Сахтошском езере, и в том монастыре святыя церкви и кельи к пребыванию себе и братии изрядныя устрои), весьма преизрядно украшено, сущий бо явися тоя обители (т. е. Васильевской) неусыпный эконом, усмотре бо, что весьма от прежде бывших его в том монастыре начальствующих несмотрения не токмо во святых церквах, но и во всей обители многая во исправление необходимыя потребы настоит нужда, потщася от подаяний разных христолюбцев и всеприлежнаго подлежащаго оной обители земледелию наблюдения, по своему всеприлежному тщанию всеприлежно и изрядно возобновити и устроити, и ограду с трех сторон устрои же каменную, понеже прежде его несколько ограды передняя стена и на горе к реке имелась деревянная, он всю устрои каменную».

Примечание. В истории Российской иерархии (ч. IV, стр. 609) упоминается архимандрит Гавриил, переведенный около половины 17 столетия из настоятелей Суздальскаго Васильевскаго монастыря в Колязин Троицкий первоклассный монастырь Тверской епархии; но в котором именно году он был в Васильевском монастыре, не известно.

Филарет, игумен. Подписался на межевых книгах и планах генеральнаго межевания в 1773 году.

Антоний, иеромонах – строитель. Упоминается в 1783 году. Был префектом Суздальской семинарии.

Иринарх, иеромонах строитель. Упоминается в 1785, 1787 годах. Был членом Суздальской духовной консистории.

Антоний, иеромонах строитель. С 1789 по 1792 г.

Арсений, иеромонах строитель. С 1792 по 1794 г. переведен в Сольбинскую Николаевскую пустынь.

Иринарх, иеромонах строитель. В 1794 году был настоятелем не более 3-х месяцев. Переведен в Васильевский монастырь из строителей Борковской пустыни, а из Васильевскаго – в Вязниковский Благовещенский монастырь.

Арсений, игумен. С 1794 по 1797 год. Переведен из Переславскаго Данилова монастыря, где находился на иеромонашеском содержании.

Дорофей, иеромонах строитель. С 1797 по 1805 год; из иеромонахов Спасо-Евфимиева монастыря. Этим настоятелем устроен в верхнем этаже теплой церкви придел во имя священномученика Харалампия.

Геннадий, иеромонах строитель. С 1805 по 1809 г. Из казначеев сего монастыря.

Игнатий, иеромонах (исправ. строительскую должн.). С 1809 по 1810 г. из казначеев Муромскаго Благовещенскаго монастыря.

Израиль, иеромонах строитель. С 1810 по 1811 г. Из Владимирскаго архиерейскаго дома. Переведен из Васильевскаго монастыря в Лукианову пустынь.

Филарет, иеромонах строитель. С 1811 по 1823 год; из строителей Гороховскаго Николаевскаго монастыря. Исполнял обязанность духовника Покровскаго и Ризоположенскаго девичьих монастырей. Был членом Суздальскаго Духовнаго Правления. Переведен в Введенскую Островскую пустынь. По представлению этого настоятеля и прошению Суздальских граждан, в 1821 году епархиальным начальством разрешено возобновить упраздненный крестный ход, существовавший издревле из Богородице-Рождественскаго собора в Васильевский монастырь 23 июня (т.е. в день храмоваго праздника в теплой монастырской церкви Сретения Владимирския иконы Богоматери) в воспоминание избавления от бывшаго в 1654 году мороваго поветрия.

Симон, иеромонах строитель. С 1823 по 1828 г.; из строителей Введенской Островской пустыни. Переведен из Васильевскаго монастыря в Золотниковскую пустынь.

Иоанникий, иеромонах строитель. В 1828 году переведен из строителей Лукиановой пустыни, а в 1835 году, вследствие его прошения, по слабости здоровья, уволен от строительской должности. Во время управления его Васильевским монастырем, в 1834 году, с разрешения епархиальнаго начальства, безмездно раздаваем был монастырский хлеб и выдавались деньги из сумм монастыря недостаточным лицам духовнаго звания – преимущественно Суздальскаго и Юрьевскаго уездов, по случаю плохаго урожая и градобития в 1833 году. Однеми деньгами роздано было не менее 350 руб.

Афанасий, иеромонах строитель. С 1835 по 1836 год; из казначеев Цареконстантиновскаго монастыря.

Феодосий, иеромонах казначей сего монастыря, исполнявший должность строителя, с 1836 по 1839 год.

Иринарх, иеромонах строитель. С 1839 по 1854 год; из казначеев Спасо-Евфимиева монастыря. Был благочинным монастырей. В 1853 году награжден наперсным крестом. При нем, с дозволения епархиальнаго начальства, розданы были из монастыря значительные суммы в пособие бедным духовнаго звания.

Никодим, иеромонах, исправлявший должность строителя с 4 июля по 29 августа 1854 года.

Геннадий, иеромонах, исправлявший должность строителя с 1854 по 1857 год; из казначеев Переславскаго Данилова монастыря. 28 февраля 1857 года переведен из Васильевскаго монастыря строителем в Лукианову пустынь.

Феотим, иеромонах строитель. С 1857 по 1865 год; из иеромонахов Боголюбова монастыря. По распоряжению епархиальнаго начальства, уволен от должности строителя с назначением в число братства Введенской Островской пустыни. Старанием этого строителя устроены в Васильевском монастыре: нынешний большой каменный корпус, по сломке прежняго ветхаго, находившагося у северной монастырской стены, – и существующия доныне св. ворота, на место древних, помещавшихся под башнею, в которой были две палатки; наложен на колокольню третий ярус, и слит большой колокол – весом во 120 пудов, из двух прежних разбитых.

Модест, иеромонах строитель; (ныне игумен) из казначеев Юрьевскаго Архангельскаго монастыря. Управляет Васильевским монастырем с 1 ноября 1865 г. по вступлении в настоящую должность, первым его делом было устройство разрушенной части монастырской ограды и постройка новой каменой сторожки. Затем он приступил к окончательной отделке новаго братскаго корпуса, возведеннаго при его предместнике. В 1867 и последующих годах, старанием этого настоятеля приведены в нынешний благолепный вид внутренность и наружность монастырских храмов, с переделкою иконостасов, при содействии покойных – почетнаго гражданина Романа Ивановича Чернова (Назарова) и действительнаго статскаго советника Митрофана Ивановича Алякринскаго. По желанию последняго, в нижнем этаже теплой церкви вновь устроен храм во имя святителя Митрофана, Воронежскаго Чудотворца, рядом с приделом священномученика Харалампия, перенесенным из верхняго этажа; наложена на паперть между собором и колокольнею каменная палатка для помещения ризницы, библиотеки и архива и, кроме того, открыто в монастыре училище для безмезднаго обучения приходящих детей. Но этим еще не ограничиваются заботы настоящаго строителя о благоустройстве вверенной ему обители.

Суздальскаго Васильевскаго монастыря Настоятель,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *