свято успенский никольский монастырь
НИКОЛЬСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Никольская Успенская обитель |
Никольский Васильевский мужской монастырь Донецкой епархии
История
Васильевский мужской монастырь расположен в селе Никольском на месте бывшего прихода того же посвящения, где в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь святителя Василия Великого. В 1934 году храм был закрыт и сильно пострадал от безбожников: была снесена вся его верхняя часть, 9 куполов и колокольня, фаянсовый иконостас уникальной работы полностью разрушен. В 1954 году храм был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался.
Множились люди, желавшие послужить Богу под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы. Был построен братский корпус, устроена богадельня, Дом милосердия по уходу за немощными и престарелыми. В 2001 году Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, а в 2002 году и сама Васильевская обитель была зарегистрирована как мужской монастырь.
В обители введен общежительный устав, совершаются ежедневные богослужения. Читается неусыпаемая Псалтирь. В монастыре действуют пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников, мастерские (столярная, резьбы по дереву, золотошвейная, швейная, иконописная, по изготовлению мебели).
Храмы
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь (Никольское)
Мiръ Украина Донецкая область село Никольское Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь (Никольское)
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь
— монастырь Украинской Православной Церкви.
Основан в 1998 году схиархимандритом Зосимой (Сокуром) в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Монастырь объединяет в себе две обители — мужской Свято-Васильевский (зарегистрирован в 2002 году) и женский Свято-Николаевский (зарегистрирован в 2001 году) монастыри. Является самым большим из вновь основанных монастырей на Украине. При обители есть гостиница.
Содержание
История [ править ]
Свято-Васильевский мужской и Свято-Николаевский женский монастыри расположены в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, сильно пострадавший от безбожников, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался.
В обители введен общежительный устав, совершаются ежедневные богослужения, читается неусыпаемая Псалтирь.
Описание [ править ]
Храмы обители: Свято-Успенский собор, выстроенный по завещанию о.Зосимы после его кончины, и являющийся точной копией Успенского собора в Московском Кремле; Свято-Васильевский каменный храм с шатровой колокольней над входом; Трапезный храм Всех Святых, в Земле Русской просиявших, построенный к 2000-летию Рождества Христова; надвратная церковь Иверской иконы Божией Матери с колокольней. В 2004 году в богадельне открыт домовой храм в честь преподобного Сампсона Странноприимца.
Каменный храм Святителя Николая Чудотворца с колокольней над входом, построенный в 1910 году, расположен на противоположной стороне села и относится к обители. Долгое время он был закрыт и использовался под склад, мастерские, бойню. Сейчас храм восстановлен, в нем совершаются богослужения по воскресным дням и великим праздникам. В доме священника находится домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». В монастыре действуют пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников, мастерские (столярная, мебельная, резьбы по дереву, золотошвейная, швейная, иконописная и другие).
Престольные праздники [ править ]
Сампсон Странноприимец, преподобный — 10 июля
Патриарх Кирилл: Прошу всех хранить духовное единство
Москва, 3 января 2014 г.
«Я обращаюсь отсюда ко всей Руси — к России, Украине и Беларуси, ко всем другим странам, где живет своей духовной, культурной традицией Святая Русь, – обратился Святейший Патриарх Кирилл в своем слове в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца.
«Я прошу всех хранить то духовное единство, основоположником которого был святой равноапостольный великий князь Владимир, то единство, которое оберегалось иерархами Церкви Русской, в том числе святителем Петром. Неслучайно святитель всю жизнь свою отдал для того, чтобы сохранить это единство. Он путешествовал по епархиям разоренной Руси, он примирял обезумевших феодальных князей, он пробуждал чувство любви к единому Отечеству, он старался всех примирить, чтобы Русь накопила силы и свергла иноземное иго».
«Его великий подвиг — это ответ всем тем, кто говорит, что нет ничего общего между Россией и Украиной, что история России начинается чуть ли не с XVII века, – подчеркнул Патриарх, – Это ответ всем тем, кто считает, что Церковь на Украине и в России — это две разные Церкви. Это одна единая Церковь Святой Руси, скрепленная подвигами святителя Петра, святителя Алексия, великих угодников Киево-Печерских, святого преподобного Сергия Радонежского. И верим, что это духовное единство сохранит всю историческую Русь от духовной пагубы, от соблазнов, от нового идолопоклонства, от преступления Божиих заповедей. Оно не даст нам за чечевичную похлебку продать наше духовное первородство. Мы молимся святителю Петру, чтобы он, предстоя Богу, приклонил Его милость к исторической Руси — к России, Украине и Беларуси».
История обители
Свято-Васильевский мужской и Свято-Николаевский женский монастыри расположены в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, сильно пострадавший от безбожников, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался.
Слово Патриарха
«С особым радостным чувством ступил я сегодня на землю этой святой обители, потому что много слышал о том, как она созидалась; лично знал и основателя обители схиархимандрита Зосиму в то время, когда он еще был Ваней Сокуром и учился в Ленинградской духовной семинарии, где я тоже был студентом, а позже и ректором. Хорошо помню Ваню — человека доброго, отзывчивого, смешливого, с которым всегда было радостно общаться. Уже позже я с радостью узнал о том, что он принял монашеский постриг и был направлен на Донбасскую землю. Будучи человеком правдивым, он говорил правду и власть предержащим, потому власти не любили отца Савватия — в то время он носил именно такое имя — и послали в это уединенное место, которое не могло похвалиться. »
Завещание
Аз грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей (Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей), оставляю последнюю свою волю:
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь
Свято-Успенский Николо-Васильвский монастырь — святое место на территории Донбасса, связанное с именем его основателя, известного старца и проповедника, схиархимандрита Зосимы ( Сокур ).
Схиархимандрит Зосима, великий схимник, Старец — наш современник
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь основан в 1998 году и объединяет в себе две обители — мужской Свято-Васильевский монастырь ( зарегистрирован в 2002 году ) и женский Свято-Николаевский монастырь ( зарегистрирован в 2001 году ) — и является самым большим из вновь основанных монастырей Украины.
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь расположен в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. До 1959 года нынешнее село Никольское состояло из двух деревень — Никольского и Васильевки.
В каждой деревне были свои храмы. В Никольском находился одноглавый храм в честь Николая Чудотворца, в Васильевке — девятиглавый храм в честь Василия Великого, построенный в 1912 году и украшенный уникальным фаянсовым иконостасом.
Каменный храм святителя Николая Чудотворца
Храм святителя Николая Чудотворца с колокольней над входом, построенный в 1910 году, расположен на противоположной стороне села Никольское и относится к обители. Сейчас храм восстановлен, в нем совершаются богослужения по воскресным дням и великим праздникам.
В Васильевском храме, пережившем трудные времена революционного лихолетья, богослужения возобновились в 1940 году. В 1954 году храм, сильно пострадавший от безбожников, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и больше не закрывался.
Еще до революции в этих местах зародилось предание, что, когда в Свято — Васильевский храм приедет служить монах, тут откроются две обители. Иеромонах Савватий ( будущий схиархимандрит Зосима ) приехал в 1986 году в полуразрушенный храм.
Его вклад в создание монастыря огромен, и не только в том, что на пустыре за сравнительно короткое время был создан монастырский комплекс из двух обителей, нескольких храмов, Дома милосердия, крепкого монастырского хозяйства, включающего различные мастерские, но и в создании особого духовного единства насельников обителей, количество которых немалое: 70 насельников и 140 насельниц ( данные с официального сайта монастыря ).
Заветы Батюшки здесь свято берегут и соблюдают. Незадолго до своей кончины схиархимандрит Зосима составил духовное завещание. Он как бы незримо присутствует в монастыре и продолжает окормлять свою паству.
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь известен далеко за пределами Донетчины. Сюда стекаются паломники со всех концов Украины, России, Белоруссии и зарубежья. По приезду каждый спешит в усыпальницу Батюшки, чтобы поведать свои горести и печали, рассказать о наболевшем, попросить помощи.
Батюшкина усыпальница
Наместником Свято — Васильевского мужского монастыря был до своей кончины в августе 2002 года схиархимандрит Зосима. Священноархимандритом и настоятелем обители является Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион.
29 декабря 2009 года Владыка Иларион благословил нести крест наместника монастыря будущего схиархимандрита Алипия ( Бондаренко ), который нес этот крест до своей кончины 4 октября 2013 года.
После его смерти наместником Свято — Васильевского монастыря стал архимандрит Амвросий ( Скобиола ). Настоятельница Свято — Николаевского монастыря — игумения Анна ( Морозова ).
Хиротония архимандрита Амвросия во епископа Волновахского, викария Донецкой епархии состоялась 6 апреля 2019 года. Видео можно посмотреть в нашей группе «Православие с любовью» в ВК.
Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в храме Антония и Феодосия Киево — Печерской Лавры, после которой была совершена хиротония архимандрита Амвросия и ему был вручен архиерейский жезл. По традиции иерарх подал верующим свое первое архипастырское благословение.
В обители введен общежительный устав, совершаются ежедневные богослужения, сестрами обители читается неусыпаемая Псалтирь с поминовением живых и усопших. Псалтирное чтение называется «неусыпающим» потому, что оно не прекращается ни днем, ни ночью.
Храмы монастыря: Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь имеет на своей территории пять храмов и приписанный к обители храм святителя Николая Чудотворца.
Соборный храм в честь Успения Божией Матери был заложен в 2002 году, построен по подобию Патриаршего Успенского собора Московского Кремля — в соответствии с завещанием схиархимандрита Зосимы, который уповал на то, что главный храм обители освятит Патриарх Московский и Всея Руси.
31 июля 2009 года, в ходе пребывания в Донецкой епархии Украинской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вместе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и Всея Украины Владимиром посетил Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь.
Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин малого освящения соборного храма в честь Успения Божией Матери и передал в дар обители старинный образ Успения Божией Матери.
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь продолжает благоустраиваться и достраиваться. Глядя на нынешнее благолепие обители, трудно представить, что история монастыря начиналась с полуразрушенного Васильевского храма среди пустыря, заросшего бурьяном.
Трапезный храм Всех Святых, в Земле Русской просиявших, был построен к 2000-летию Рождества Христова.
Надвратная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери с колокольней. В Доме Милосердия в 2004 году открыт домовой храм в честь преподобного Самсона Странноприимца.
Дом Милосердия
О Свято — Васильевском храме и храме в честь Николая Чудотворца написано выше.
Святыни монастыря:
По благословению Старца, возле Свято — Васильевского храма вырыли колодец, который освятили в честь Зосимы и Савватия Соловецких. На этом кладезе Батюшка совершал водосвятные молебны. Он привозил сюда святую воду со всех мест, в которых побывал.
Однажды Старец сказал: «Я молился, чтобы Господь даровал сей воде силу врачевать различные болезни». И молитва Батюшки сотворила чудо. Горькая и соленая некогда вода стала сладкой и приятной на вкус.
Старец очень почитал святого праведного Иоанна Кронштадского, духовные чада которого передали схиархимандриту Зосиме очень много личных вещей Всероссийского пастыря, в том числе прижизненный портрет Богоносного Пастыря, его «шапочку», которую раз в году в день памяти святого выносят в храм на поклонение верующим.
В обители бережно хранится икона святого Пантелеймона, о многочисленных случаях исцелений от которой схиархимандрит Зосима свидетельствовал неоднократно сам, рассказывая на проповедях о благодатной силе иконы.
Очень любима и почитаема в монастыре икона Божией Матери «Скоропослушница«. Батюшка любил рассказывать многострадальную историю этой иконы, подчеркивая, что Пресвятая Богородица через эту икону скоро слышит и скоро исполняет прошения всех, с верой к ней притекающих.
Отдельно следует сказать о плоде его жизни, труда и забот, о Богадельне, Доме Милосердия для престарелых и немощных старичков и старушек, оставшихся без опеки родственников. Это было буквально дело жизни Старца.
Он неусыпно заботился о Доме Милосердия при жизни и оставил, уходя в Вечность, в Духовном завещании напутствие неукоснительно продолжать начатое, доколе существует обитель.
Благословение настоятеля, архимандрита Амвросия Игумен Дома Милосердия архимандрит Антоний со своими подопечными
Батюшка указал в Завещании, что дело милосердия — это основное дело монастыря, и «эту заповедь монастыри должны выполнять вечно». Можно даже сказать, что Богадельня стала отправной точкой при создании монастыря.
Дом Милосердия стал для всех насельников и насельниц обители средоточием монашеской жизни, собранием людей, которые хотели жить и умереть со Христом: одни, умирая, а другие — служа им, как Самому Христу.
Афонская горка перед Домом Милосердия. Это точная уменьшенная копия Святой Горы Афон. Здесь любят отдыхать паломники и насельники монастыря, молясь и размышляя о Боге, о Вечности, о бренности всего земного.
У подножия Свято — Успенского собора находится место упокоения двух настоятелей монастыря ( схиархимандрита Зосимы и схиархимандрита Алипия ), две усыпальницы великих схимников, и захоронения первых насельников монастыря.
Усыпальницы выполнены в одном архитектурном стиле. После смерти Батюшки одна из них долго пустовала.
Поклонный крест и врата при входе на храмовую территорию, виден Свято — Васильевский храм и купола Успенского собора, а также две иконные лавки монастыря, где можно купить свечи или заказать требы.
Мастерские:
Схиархимандрит Зосима трепетно и благоговейно собирал крупицы «Руси уходящей» в ее святынях: частицах мощей угодников Божиих, иконах, церковной утвари. Старец стремился сохранить и передать будущим поколениям не только древние реликвии, но и благоговейное отношение к ним.
Реставрационными работами занимались в мастерских, которых создано было много: швейная, вышивальная ( ризница ), золотошвейная, иконописная, а также керамическая, свечная и Дом трудолюбия со столярной, плотнической, резнической и сапожной мастерскими.
Схиархимандрит Алипий, получивший в молодости средне-техническое образование по оформительскому делу, очень много сделал для оформления монастыря, его храмов. Он писал и реставрировал иконы, украшал их эмалевыми венцами и драгоценными мощевиками.
Ему очень нравилась резьба по дереву, изготовление разных художественных работ из металла. Отец Алипий был всегда за работой. Сколько красивых вещей изготовлено его умелыми руками.
Своими художественными работами, своим трудолюбием, своей неиссякаемой добротой, кротостью, смирением, душевной чистотой и красотой, богатым внутренним миром, любовью ко всем окружающим схиархимандрит Алипий оставил о себе светлую память в сердцах всех, кому посчастливилось с ним общаться.
В монастыре действует пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников, достаточно хорошо оснащенная и оборудованная, а также укомплектованная медработниками, в основном из числа насельников монастыря.
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь насчитывает не так уж много лет своей истории, но за эти сравнительно недолгие годы, по сравнению, например, с Киево-Печерской Лаврой, Почаевской Лаврой, Святогорской Лаврой, обитель заняла значительное место в сердцах людей, которые едут сюда не только со всей Украины, но из России и зарубежья.
Атмосфера в монастыре настолько благожелательная, гостеприимная, добрая, что каждому, кто побывает там хоть единожды, хочется вернуться в это святое место вновь и вновь, приложиться к святыням, рассказать Батюшке Зосиме о своих горестях, набраться чудодейственной молитвенной помощи, духовно укрепиться.
Медиа-студия «Мастерская Вертоград» создает много фильмов и видео-роликов об обители Батюшки Зосимы на YouTube канале, отражая все важнейшие события из жизни монастыря.
Официальный сайт обители: Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь.
Похожие записи
Донецкий Иверский монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь
Иосифо-Волоцкий монастырь
Добавить комментарий Отменить ответ
Поиск
Рубрики
Чудотворные иконы Божией Матери
Святая Троица
Зоино стояние
Знаменитое Зоино стояние произошло в 1956 году в городе Самаре (тогда Куйбышеве). …
День Ангела, именины
Святые Ангелы
Святые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол …
МОСКОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ЕДИНОВЕРЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Бывший Московский Никольский единоверческий мужской монастырь. Фото 17 июля 2014 г. |
Московский единоверческий монастырь во имя святителя Николая Чудотворца (недейств., ныне при б. монастырском Успенском (Никольском) храме одновременно действуют Никольский приход Московской епархии Русской Православной Церкви и старообрядческая поморская община)
Московское Преображенское кладбище. Иллюстрация 1-й пол. XIX в. |
Старообрадческое кладбище и обитель
Монастырь возник на месте старообрадческой обители, началом которой стало Преображенское кладбище. Кладбище возникло во время чумы в 1771 году. Одним из главных его организаторов был дворовый человек князей Голицыных Илья Алексеевич Ковылин, перешедший в старообрядческий раскол и записавшийся в московском купечестве. Вместе с другими организаторами он явился к губернатору с просьбой разрешить устроить на свой счет чумной карантин у Преображенской заставы. У Преображенского кладбища стали после того селиться старообрядцы, ставить жилые дома и молельни.
В 1806 году была построена женская обитель, также обнесённая каменной оградой с башнями по углам, а на старом месте осталась мужская.
Возникновение единоверческой общины
В 1854 году община старообрядцев-федосеевцев распалась и часть её была принята в Православную Церковь, перейдя в единоверие. В Православие в то время перешли главные беспоповские прихожане Преображенского дома: Гучковы, Носовы, Гусаровы, Бавыкины, Осиповы и другие, образовавшие новый приход. В этой связи, для ограничения своеволия раскольников, император Николай Павлович повелел основать на Преображенском кладбище православную церковь, передав новообразованному Никольскому единоверческому приходу Успенскую часовню. В трапезной части часовни был создан придел во имя святителя Николая Чудотворца, освящённый 3 апреля 1854 года. 19 декабря того же года надвратная часовня была освящена как Крестовоздвиженский зимний храм, также отошедший к единоверцам. В 1855 году на приходе была открыта церковно-приходская школа. Вскоре, после пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 2 июня 1857 года святитель Филарет Московский освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. Алтарные пристройки и другие приспособления прихожане устроили на свои средства.
Московский Никольский единоверческий монастырь. Фото 1890-х гг. (ГИМ). |
Расцвет монастыря
Монастырь вскоре приобрёл особую значимость как центр подготовки единоверческих священников для всей Русской Церкви. В монастыре проходили съезды противораскольничьих миссионеров: 1-й с 29 июня по 13 июля 1887 года и 2-й в те же дни в 1891 году. Обитель также выделялась своим уникальным собранием книг и образов.
Одним из важнейших благотворителей новой обители стал Алексей Иванович Хлудов, который завещал монастырю свою богатейшую библиотеку. Собрание книг открылась в обители в 1883 году, в особо устроенном для него помещении смежно с надвратной Крестовоздвиженской церковью. Библиотека Хлудова содержала множество греческих и славянских рукописей, старопечатных богослужебных книг, догматических, поучительных, новой печати богословского и исторического характера. Первое начало этой библиотеки было положено любителем книжной старины А. И. Озерским; по переходе ко Хлудову собрание росло и умножалось особенно памятниками полемики и истории раскола (так, в неё вошло собрание рукописей А. Ф. Гильфердинга, А. И. Лобкова). После перехода к монастырю к 361 рукописи собрания Хлудова была добавлена ещё 171 рукопись. В итоге обитель оказалась обладательницей богатейшего в мире собрания полемических сочинений о расколе (более 200 рукописей). Имелись тут и такие важные памятники для истории славяно-русской литературы как творения преподобного Иоанна Дамаскина в переводе князя А. М. Курбского с собственноручными заметками. Также, в Никольском монастыре разместился склад изданий противораскольнического братства святого Петра митрополита, куда иногородние обращались за книгами.
К началу XX века обитель называли богатейшей в России в отношении старой иконописи. Все образа обители относились к XIV-XVII векам. В храмах монастыря было много древних, замечательных по письму икон, перешедших из прежде бывших здесь федосеевских молелен (в приделе святителя Николая иконы происходили из иконостаса бывшей домашней моленной предков семьи Гучковых) и ранее похищенных федосеевцами из московских церквей во время чумы 1771 года и занятия Москвы французами в 1812 году. Так, среди икон в Успенском храме были редчайшие образцы греческих, строгановских, новгородских, московских и других школ иконописи; имелись образа, писанные преподобным Андреем Рублёвым и Прокопием Чириным, писанные по заказу царей, принадлежавшие памятным по истории храмам. В монастыре находилась особо чтимая древняя икона святого Иоанна Предтечи, которая участвовала в московских крестных ходах вместе с другими высокочтимыми святынями города.
Бывший Никольский единоверческий монастырь. Вид с северо-запада, фото 1979 г. |
Приходская жизнь в закрытой обители
В 1922 [2] или 1923 году по распоряжению советской власти монастырь был закрыт. Большая часть библиотеки собрания рукописей А. И. Хлудова была изъята уже в 1917 году и поступила в Государственный исторический музей (ГИМ), а в 1923 году и весь архив с остатками рукописей Никольского монастыря в Москве оказался в ГИМ, где оставался на начало XXI века. Иконы монастрыря были переданы в Государственный Исторический музей. Такая же судьба постигла собрание Егора Егоровича Егорова, подаренное им в начале XX века Преображенскому богаделенному дому. В бывшей обители был устроен дом коммуны завода радио. Бывшие братские кельи были заняты советской трудовой школой Н. И. Якушева.
В 1930-х годах стены и башни монастыря были разобраны, юго-восточную часть бывшей обители заняло расширившееся кладбище. После исчезновения обновленческого прихода, занимаемая ими Никольская часть храма перешла к православным.
В 1977-1980 годах под руководством И. К. Русакомского были отреставрированы колокольня и сохранившаяся часть монастырских стен. В последующее десятилетие постепенно шёл процесс реставрации строений бывшей обители. К 1990 году весь комплекс сохранившихся построек монастыря состоял под государственной охраной (охранный № 169А).
В конце 1989 года прошла встреча руководителей Куйбышевского райкома с тремя авторскими коллективами, представившими свои планы по Преображенской слободе: предлагалось устроить центр старообрядческой культуры или странноприимный комплекс. Однако, на деле по окончании советского периода старообрядцы-поморцы и православные продолжали делить главный Успенский (Никольский) храм как и прежде. Надвратный Крестовоздвиженский храм был передан Русской Православной Церкви, после чего были восстановлены его снесённые главы, а внутри обосновалась иконописная мастерская «Александрия». Бывший богаделенный (келейный) корпус отошёл к старообрядцам, и в нём была восстановлена моленная во имя Пресвятой Троицы и апостола Иоанна Богослова.
Статистика
Успенский (Никольский) храм бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря. Фото 17 июля 2014 г. |
Храмы, архитектура
Успенский (Никольский) соборный храм
Кирпичный храм темно-красного цвета с желтыми украшениями был воздвигнут в 1784-1790 годах как соборная часовня в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1854 году часовня перешла к православным единоверцам в качестве приходской церкви, в связи с чем для служения Литургии понадобился алтарь и в трапезной части был сооружён придел во имя святителя Николая Чудотворца. Затем была сооружена апсида для главного алтаря и в 1857 году был освящен центральный Успенский престол. В 1920-х годах Успенская (основная) и Никольская (трапезная) части были разделены глухой кирпичной стеной, в связи с совместным пользованием храма двумя общинами; тогда же в Никольской части был сооружен новый Успенский придел.
На звоннице в западной части Никольского храма сохранились старые колокола.
Надвратная Крестовоздвиженская церковь
Была возведена как надвратная часовня в 1805-1808 годах. В 1854 году в ней был освящён престол в честь Воздвижения Креста Господня. Храм увенчан луковичным пятиглавием.
Больничные палаты (Братские кельи) с Троицкой и Иоанно-Богословской моленной
Кирпичный двухэтажный корпус мужской богадельни с домовой старообрядческой моленной был построен в 1801 году. По обеим боковым сторонам моленной находились каменные палаты и двухэтажные круглые «ретирады» с каменными переходами к ним.
Колокольня бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря. Фото 17 июля 2014 г. |
Колокольня
Отдельно стоящая колокольня из красного кирпича была выстроена в 1876-1879 годы в готическом стиле. К 1960-м годам крыша колокольни провалилась, всё здание сильно почернело. В конце 1970-х годов колокольню отремонтировали, крест вызолотили. По состоянию на 1990-е годы колоколов на колокольне не было, а проход был закрыт забором.
Настоятели
Крестовоздвиженский надвратный храм бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря. Фото 17 июля 2014 г. |
Святыни
В интерьере Никольской части Успенского (Никольского) храма по ныне сохраняются иконы XV-XVII веков. На 1913 год главным образом в алтаре храма была икона Божией Матери называемая «Голубицей»: на Её руках восседал Младенец Христос в белой одежде, держащий на руках белого голубя.
Использованные материалы
[1] Авторство часовни некоторые приписывают не Ф. К. Соколову, а В. И. Баженову.