свято успенский николо васильевский монастырь схимонахиня гавриила
Cхимонахиня Гавриила (Александрова) (1876–1952)
Схимонахиня Гавриила (в миру Лидия Александровна Александрова) родилась 26 марта/8 апреля 1876 года в Москве в состоятельной семье Александровых, принадлежавшей к дворянскому сословию. Мама Лидии скончалась при родах, воспитанием девочки и её старшего брата занималась благочестивая бабушка. Она с детских лет прививала детям любовь к Богу, приобщала их к церковной жизни.
Лидия уже в ранней юности мечтала посвятить свою жизнь служению Богу, поэтому, когда бабушка начала говорить о возможном сватовстве, Лидия тайком ушла в монастырь. Однако ей не суждено было долго жить в монастыре, вскоре бабушка нашла её и увезла домой. По Промыслу Божиему ей суждено было стать монахиней в миру.
Однажды по совету знакомых Лидия пришла в храм на Маросейке, чтобы увидеть прозорливого старца Алексия Мечёва.* (*Святой праведный Алексий Мечёв (1859–1923 гг.))
(1859–1923). Когда после всенощного бдения начался торжественный молебен с чтением акафиста, ей показалось, что отец Алексий не читал его, а беседовал с Царицей Небесной. Она почувствовала сердечную теплоту и забыла о том, что торопилась домой. Вскоре Лидия стала духовной дочерью прозорливого старца, по благословению старца она помогала надзирательнице детского приюта, устроенного при храме, убирала храм, была алтарницей, трудилась за свечным ящиком.
Старец Алексий говорил своим духовным чадам: «Будьте теплом и светом для окружающих. Старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел». Духовная дочь старца матушка Гавриила с годами возрастала духовно, со временем по молитвам святого праведного Алексия Мечёва стала духовным светильником.
Из воспоминаний монахини Иулиании: «Батюшка, особенно за богослужением, как бы светился каким–то особым, ни с чем не сравнимым внутренним светом. Обилие благодати, почивавшей на нём, иногда для некоторых проявлялась и вовне: он стоял на воздухе и из глаз его как бы сыпались искры. Старец отмечал: «Много нужно понести скорбей, чтобы научиться молиться. Сердце пастыря должно расшириться настолько, чтобы оно могло вместить в себя всех нуждающихся в нём».
Епископ Арсений говорил: «Но если молитва бодрит и освежает человека, то принятие на себя страданий ближних сокрушает сердце пастыря, делает его физически больным». Батюшка о. Алексий стал страдать той болезнью сердца, от которой впоследствии скончался. »
Отец Алексий отошёл ко Господу в 1923 году, после его кончины духовных чад старца окормлял его сын – будущий священномученик Сергий Мечёв (1892–1942 гг.), в 1929 году он был арестован и сослан на Север, в 1932 году храм Святителя Николая был закрыт, но «лампаду веры, надежды и Христовой любви с глубочайшим благоговением и мужеством» сохранила для страждущих схимонахиня Гавриила. Многие приходили на Маросейку в келью матушки Гавриилы за поддержкой и утешением. Она помогала людям, к ней обращались за духовным советом. Матушка всем старалась помочь, молилась за всех, приводила людей к Богу.
Из воспоминаний Надежды Г. Чертулиной: «Моё знакомство с этим редкостным по силе веры и духа человеком, ставшим мне впоследствии духовным наставником на пути спасения, состоялась в 1936 году. Мне было всего 14 лет. Матушка проживала в полуподвальном помещении, где мы часто бывали с мамой. Помню, что моя мама часто просила её мудрого совета о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации. Сколько же она, а потом и я находили сердечного тепла и искреннего участия к нам, грешным! Какое великое счастье было для мирского человека найти утешение у своего наставника, особенно в то тяжелое время! Матушка подолгу беседовала со своими духовными чадами, призывала их к молитве и молилась вместе с ними, а перед уходом обязательно трижды читали «Песнь Богородице» пред Владимирской иконой Царицы Небесной.
Сколько творилось здесь сердечных молитв о спасении, сколько слёз пролито пред светлым образом Богородицы! В этих святых стенах получал облегчение и Божие благословение каждый страждущий, никто не уходил не утешенным, каждый обретал надежду и защиту.
Схимонахиня Гавриила благословила меня образом Донской Царицы Небесной и дала акафист святителю Митрофану, Воронежскому чудотворцу. И муж получил назначение в Воронеж.
Схимонахиня Гавриила отошла ко Господу 4 ноября 1952 года. Моя мама часто вспоминала об одном замечательном факте. Однажды бабушка Лида (схимонахиня Гавриила), наблюдая за игрой детей, сказала, глядя на моего двоюродного брата Павла Шишкова: «Придёт время, они к нему исповедоваться будут приходить». Так она предвидела земной путь духовного подвига моего брата, ныне схиигумена Московского Данилова монастыря отца Рафаила.
Из воспоминаний схиигумена Рафаила (Шишкова) о схимонахине Гаврииле: «Лидия Александровна была примерно с 1917 года алтарницей в храме Святителя Николая в Клёниках и жила в церковном доме, во дворе, до дня своей смерти.
Мы жили в то время в селе Александровском, теперь это Москва, около ВДНХ. В нашем приходском храме во имя Тихвинской иконы Божией Матери – пять престолов, и бабушка Лида обязательно приезжала на праздничную службу. (Она смолоду любила ездить на престольные праздники в различные храмы. ) А после службы матушка заходила к нам на обед, где собирались все наши родные.
Остался в памяти рассказ матушки о чуде в Сарове: она во время своего паломничества заблудилась в Саровском лесу, долго плутала и обратилась с молитвой к преподобному Серафиму. Её молитва была услышана, и перед ней явилась дорожка, которая напрямую довела её до самого монастыря. Матушка считала, что так ей была указана дорога жизни, что от преподобного Серафима она «получила» прямую дорожку в обитель.
В то время было не принято расспрашивать. о духовной жизни, поэтому много о матушке мы не знаем. Постриг мог быть в Киеве, в Лавре, она туда ездила каждый год. А то, что матушка была схимницей, мы узнали лишь после её смерти. При подготовке к похоронам в заготовленном «на смерть» узелке обнаружили записку с её монашеским именем и схимническое облачение. Я думаю, что её пострижение произошло не без благословения святого праведного Алексия (Мечёва), который уже в те годы (до 1923 года) допустил матушку в алтарь.
После закрытия в 1932 году храма на Маросейке матушка молилась в Богоявленском соборе, у иконы Божией Матери «Взыскание погибших», за всех нас. и о многих других людях и семьях, опекаемых ею. Схимонахиня Гавриила оказала большое влияние на всю нашу многочисленную родню, на подрастающее поколение. Она не только разрешала наши жизненные проблемы – она приближала нас к Богу, к Храму, к Иисусовой молитве, молилась за нас. Есть примеры её прозорливости.
Ещё при жизни бабушка Лида указала место, где нам её похоронить на нашем приходском кладбище, у Тихвинской церкви, завещала подарить храму принадлежавший ей образ Владимирской Божией Матери, что и было исполнено.
По святым молитвам схимонахини Гавриилы, помощь Божия и заступление Царицы Небесной не оставляют нашу семью до сего дня. Как она и обещала при жизни, когда в трудных обстоятельствах просишь её о помощи, всегда эту помощь от неё получаешь. Она и посмертно хранит нас своими молитвами».
Из воспоминаний Надежды Г. Чертулиной: «Матушка Гавриила была дружна с одной благочестивой семьёй. Но особую любовь питала к их маленькой дочурке, которая с раннего детства была в храме вместе с родителями. Рассказывали, что сердце ребёнка было исполнено светлой любовью к Богу, она часто говорила: «Как я хочу быть вместе с Богом!» Безгранична была родительская скорбь, когда с эти чудесным ребёнком случилось несчастье – на улице её сбила машина. Бабушка Лида завещала похоронить себя в одной могиле со своей любимицей, так они и покоятся вместе на кладбище при Тихвинском храме.
Царствие Небесное, вечный покой и вечная память схимонахине Гаврииле и всем подвижникам и праведникам земли Российской, сохранившим и отстоявшим Святую православную веру в век минувший». (По материалам книги «По земле как по небу. О схимонахине Гаврииле (Александровой) духовной дочери святого праведного Алексия (Мечёва)», Москва: Даниловский благовестник, 2006.)
В огне пламенеющей веры
Отец Зосима известен и почитаем как духоносный прозорливый старец, ревностный поборник нерушимого единства Русской Православной Церкви, обличитель пагубного раскола, учиненного Михаилом Денисенко (анафематствованным экс-митрополитом Киевским и всея Украины Филаретом). И поныне на воротах обители паломников встречает поучение аввы Зосимы «всегда, во всех случаях держаться Патриарха Московского и всея Руси», ибо «только Русская Православная Церковь, по неложному обетованию Божию, пребудет до скончания века, «и врата ада не одолеют ее». Именно за это любимого народом батюшку люто ненавидят богоборцы, сменившие откровенный атеизм на личину «патриотов Украины», сторонников т.н. «законной автокефалии». И действительно, пример всечестного отца нашего схиархимандрита Зосимы вдохновляет православных людей Руси-Украины на твёрдое стояние в истине Христовой, в верности Матери-Церкви. Причем чем больше злобы официозные средства пропаганды изливают на светлую память покойного батюшки, тем большее число верующих обращают к нему свои молитвы, прося ходатайства у Престола Божия о прекращении новейшей смуты в нашем земном Отечестве – и особенно братоубийственной брани на Донбассе.
Уникальность же Зосимовской обители в том, что она объединяет сразу два монастыря – Свято-Васильевский мужской (в честь святителя Василия Великого) и Свято-Никольский женский (в честь святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских). Оба основаны богоносным старцем – в 2001 и 2002 годах. Такое соседство здесь никого не смущает, так как монашествующие – это не «мужчины и женщины» в мирском понимании, а носители ангельского образа. Насельники и насельницы гармонично дополняют друг друга. С чем-то лучше справляются мужские руки, с чем-то – женские. Хозяйство в монастыре немалое (коровы, птица, пасека, сады и огороды), есть и Дом милосердия (богадельня для престарелых), гостиница и трапезная для паломников, так что посильных послушаний на всех хватает. В настоящий момент мужской монастырь возглавляет архимандрит Амвросий (Скобиола), а женский – игумения Анна (Морозова). Благочинным обители является архимандрит Серафим (Гогунский). Все они духовно окормлялись у схиархимандрита Зосимы, были его духовными чадами. На последней прижизненной фотографии старец запечатлен вместе с нынешним отцом-настоятелем, тогда еще совсем молодым иеродиаконом Амвросием. Будучи келейником, тот присутствовал при последних мгновениях земного жития подвижника. По свидетельству архимандрита Амвросия, перед самой своей кончиной духоносный старец сподобился некоего откровения. «У его больничной кровати была икона с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими, и, пристально глядя на нее, батюшка, как бы позабыв о нестерпимой боли, минут 10 вел спокойную мирную беседу с Кем-то, Кто был невидим для телесных очей его келейников. Трудно было разобрать этот полушепот умирающего старца, но в нем явственно слышались нотки вопросов, прошений, доносились до слуха отдельные реплики и слова. Такое было впечатление, что в палате была Сама Пречистая Дева. И нельзя было без трепета и благоговения присутствовать при сем великом и дивном таинстве – смерти праведника, лик которого уже светился неземным светом» (см.: «Любовь превыше всего. Светлой памяти схиархимандрита Зосимы». Донецк. «Православный благовестник», 2004). Господь управил так, что 28 августа на вечерней службе в Успенском соборе, во время которой читались молитвы об упокоении душ усопших всечестного отца нашего схиархимандрита Зосимы, его родителей воина Алексия и схимонахини Мариамны автор этих строк стоял недалеко от архимандрита Амвросия. И видел слезы на его глазах.
Имеет смысл отметить, что место последнего служения батюшки здесь, на земле, отмечено Промыслом Божиим. Карательные органы намеревались загнать его куда подальше от крупных населенных пунктов и оживленных трасс, в глухомань, однако вышло так, что сами же и привели богоизбранного старца именно туда, куда нужно. «После революции в Никольском жили монахини – изгнанницы из Крымских монастырей. Они свято хранили Никольские предания, передавая их преемникам как завещание: здесь до революции было явление Божией Матери. На месте явления заструились воды цельбоносного источника. Местные жители и крестьяне окрестных сел еще многие годы даже после революции совершали здесь молебны и крестные ходы, особенно в день празднования Богородичной иконы Курско-Коренной, когда и освятила Приснодева это место. И как ни пытались богоборцы засыпать святой источник, стереть память о нем, но его благодатные воды вновь и вновь пробивали цемент, как благодать Божия пробивает ожесточение сердец человеческих», – читаем в указанном выше издании. Вот и на сей раз, благоговейно приложившись к плащанице Пресвятой Богородицы, насельники монастыря и паломники-миряне совершили Крестный ход по территории обители со старинным образом Успения Божией Матери. Причем первую остановку сделали как раз возле чудесного источника. Здесь, по традиции, был отслужен водосвятный молебен. Много есть свидетельств, что здешняя вода хорошо помогает при множестве недугов, и особенно при заболеваниях ног (ими, как известно, в последние годы своей земной жизни тяжко страдал схиархимандрит Зосима).
29 августа в церковном календаре не отмечено как день памяти схиархимандрита Зосимы, поскольку он пока не прославлен в лике святых. Батюшка из тех праведников, коих архимандрит (ныне митрополит) Тихон (Шевкунов) очень метко назвал «несвятыми святыми». Тем не менее 29 августа в Зосимовской обители – это, в сущности, продолжение престольного праздника, великое духовное торжество для всех тех, кто любит дорогого батюшку и укрепляет свои душевные силы его примером. Лично мне приятно было увидеть среди 40 паломников из родного Запорожья нескольких незнакомых мне мужчин и женщин примерно моего возраста – то есть вполне зрелых и дееспособных. Особо мы ни о чем друг с другом не говорили, однако и без лишних слов прекрасно поняли друг друга. Да и о чем говорить, если всем все и так ясно.
В чем еще уникальность, необычность Зосимовой обители в с. Никольском? Мое субъективное ощущение: попав сюда, я почувствовал себя словно бы на Валааме, в одном из его скитов. Мне посчастливилось побывать в Валаамском мужском Свято-Преображенском монастыре в его престольный праздник 11 июля 2017 года (день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев). Служил тогда Святейший Патриарх Кирилл. Ощущение «второго Валаама» усилилось в тот момент, когда на Литургии запели Херувимскую. А потом вспомнилось, что кандидатская диссертация студента Ленинградских духовных школ Ивана Сокура называлась «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение». Хотя во времена учебы украинского хлопца на святом острове еще царила мерзость запустения. В прямом смысле этого слова.
Подвиг старца Зосимы заключается не только в том, что он, угодник Божий, пронес огнь пламенной веры сквозь тьму безбожных десятилетий и репрессий, но и в том, до сих пор поддерживает этот огонь среди своих духовных чад. Знаю одного запорожского священника, который в ходе трагических событий весны-лета 2014 года начал было уклоняться от стези правой, однако в конце концов нашел в себе силы поставить каноны Церкви выше своих тогдашних национальных чувств, умело подогретых врагами православного славянского единства. Причем, насколько можно судить, далеко не последнюю роль тут сыграли предсказания отца Зосимы о лукавой лжеавтокефалии (якобы «вполне законной»), которыми он высказал этому батюшке, неоднократно бывавшему в Никольском.
«Первый раз я побывал у отца Зосимы в 1999 году, – поведал мне перед паломнической поездкой в Никольское тот священник. – Причиной моего визита стало то, что через пару лет после рукоположения во иереи я начал сомневаться в правильности избранного мною служения. О батюшке Зосиме уже тогда говорили как о мудром духовнике, настоящем старце. Вот я и решил открыть ему свои сомнения. Часа три беседовали ночью у него в келье. Только все как-то не о том, с чем я к нему ехал. Своих вопросов я батюшке так и не задал. Однако как-то так само собой вышло, что после нашего общения все мои былые сомнения развеялись».
Прошло чуть больше недели (и еще время пройдет), но Литургию в Николо-Васильевской обители, которую возглавил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, настолько зримо и ясно сохраняет моя память. Владыка течение двух десятилетий был связан тесными духовными узами с отцом Зосимой. Никто иной как владыка Иларион поведал миру об удивительных случаях, которые свидетельствуют о прозорливости приснопамятного схимника. В частности, именно отец Зосима настоятельно советовал донецкому архиерею попрощаться с его больной мамой, пока она не преставилась, а уж затем ехать по неотложным делам. Владыка последовал совету своего наставника, за что до сих пор ему благодарен. Опять же владыке Илариону отец Зосима сообщил точную дату своей кончины. Случилось это в день его ангела – 23 августа 2002 года, в день памяти преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. «Приезжайте, Владыко, к нам на чин погребения Божией Матери», – пригласил духоносный старец. – «Да нет, батюшка, у вас служба ночью будет, а мне утром служить», – возразил митрополит. «Да вам, Владыко, и так будет не до сна. Приезжайте, будете меня вместе с Божией Матерью погребать…». Трогательно было видеть Его Высокопреосвященство стоящим перед входом в усыпальницу схиархимандрита Зосимы, которую батюшка распорядился возвести еще при своей земной жизни. «Придет время – будете топтаться у меня по голове», – в свойственной ему манере шутил, бывало, отец Зосима. Так и вышло: теперь каждый, кто входит в погребальную часовню, поневоле становится на то место, под которым на глубине четырех метров покоится исповедник.
Но вернемся в собор. Правящему архиерею Донецкой епархии в тот день сослужили митрополит Горловский Митрофан, архиепископ Макеевский Варнава, архиепископ Бердянский Ефрем, епископ Добропольский Спиридон, архимандриты Амвросий и Спиридон, клир и причет обоих монастырей. Среди молящихся были жители и Украины, и непризнанных Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Однако разделения среди людей ни в храме, ни вне его стен не было. Наоборот, все чувствовали себя одним целым, одним народом, частью единого и неделимого тела земной воинствующей Церкви Христовой. И это главное ощущение, с которым все мы возвратились в свои города и веси. Это именно та благодать, ради стяжания которой все мы в конце августа «съехались к батюшке Зосиме».
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь (Никольское)
Мiръ Украина Донецкая область село Никольское Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь (Никольское)
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь
— монастырь Украинской Православной Церкви.
Основан в 1998 году схиархимандритом Зосимой (Сокуром) в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Монастырь объединяет в себе две обители — мужской Свято-Васильевский (зарегистрирован в 2002 году) и женский Свято-Николаевский (зарегистрирован в 2001 году) монастыри. Является самым большим из вновь основанных монастырей на Украине. При обители есть гостиница.
Содержание
История [ править ]
Свято-Васильевский мужской и Свято-Николаевский женский монастыри расположены в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, сильно пострадавший от безбожников, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался.
В обители введен общежительный устав, совершаются ежедневные богослужения, читается неусыпаемая Псалтирь.
Описание [ править ]
Храмы обители: Свято-Успенский собор, выстроенный по завещанию о.Зосимы после его кончины, и являющийся точной копией Успенского собора в Московском Кремле; Свято-Васильевский каменный храм с шатровой колокольней над входом; Трапезный храм Всех Святых, в Земле Русской просиявших, построенный к 2000-летию Рождества Христова; надвратная церковь Иверской иконы Божией Матери с колокольней. В 2004 году в богадельне открыт домовой храм в честь преподобного Сампсона Странноприимца.
Каменный храм Святителя Николая Чудотворца с колокольней над входом, построенный в 1910 году, расположен на противоположной стороне села и относится к обители. Долгое время он был закрыт и использовался под склад, мастерские, бойню. Сейчас храм восстановлен, в нем совершаются богослужения по воскресным дням и великим праздникам. В доме священника находится домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». В монастыре действуют пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников, мастерские (столярная, мебельная, резьбы по дереву, золотошвейная, швейная, иконописная и другие).
Престольные праздники [ править ]
Сампсон Странноприимец, преподобный — 10 июля
Они светили, как маяки в ночи, приводя людей ко спасению
Игумения Серафима (Ващинская)
В книге «Оптина Пустынь и ее время» содержится следующее определение старчества: «Истинное старчество есть особое благодатное дарование, харизма – непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости». Писатель и богослов русского зарубежья Иван Концевич, заставший еще старую Оптину и питавшийся всю свою жизнь от ее животворных корней, пишет: «Оптина явилась как бы чашей, куда сливалось все драгоценное вино». Революция 1917 года «драгоценное вино» со злобой выплеснула и пыталась его затоптать, чтобы и следа не осталось. Но Господь милостив: сколько подвижников, стяжавших дары духовного рассуждения, смирения, кротости, прозорливости, непрестанной молитвы явил Он нашим современникам! Имена одних – на слуху у многих верующих. Имена других открываются в ходе бесед с людьми, их помнящими и поминающими. Настоятельница Петропавловского женского монастыря в городе Юрьев-Польский Александровской епархии (Владимирская митрополия) игумения Серафима поделилась своими воспоминаниями.
«…это была другая жизнь»
Матушка, в предыдущем своем интервью «Путь, изобилующий светом», Вы сообщили, что серьезную школу монашеской жизни прошли в Свято-Никольском женском монастыре в селе Новом, расположенном в 12 километрах от Юрьева-Польского. И увидели там трех стариц. Вспомним слова митрополита Антония Сурожского, сказавшего: важно хотя бы однажды увидеть сияние вечной жизни в глазах другого человека. Вы же видели это на протяжении ряда лет. Но что привело москвичку в незнакомый сельский монастырь?
Однажды я услышала о старце – схиархимандрите Гедеоне (Абрамове) от нашей дальней родственницы, которую отец Гедеон исцелил. Знала, что врачи ей поставили страшный диагноз – рак легких – и жить оставалось недолго. Но как-то спросила о ней у мамы и была крайне удивлена, услышав, что она… выздоровела. Мама сказала, что наша родственница ездила к старцу, после чего болезнь ее оставила. Прошло некоторое время, я встретилась с этой женщиной и попросила ее рассказать о старце. Она подробно и с любовью рассказала об общине, образовавшейся при схиархимандрите Гедеоне в селе Новом, о ее трудах в обители, о службах и особенно – о батюшке, которого любила и чтила всю жизнь. Это был удивительный рассказ. Захотелось поскорее увидеть старца. Вот только я очень долго собиралась. Все время, как казалось тогда, были какие-то важные неотложные дела, и по этой причине поездка откладывалась. Когда же я приехала в село Новое, то отец Гедеон уже почил. Приехала я со своей подругой из столицы нашей Родины – Москвы. Надо ли говорить, что жизнь деревенскую мы знали только из кино и читали о ней в книгах. Лошадей, коров и всю остальную живность видели по телевизору. Сестры обители и схимонахиня Ольга – старшая сестра – встретили нас, москвичек, приветливо. Прибыли мы в самое трудное для обители время, когда заканчивался сенокос. Все уже изрядно устали, и нужны были «свежие силы». Ну и потрудились мы тогда! Городские белоручки и – сенокос! Казалось, от немыслимой физической нагрузки мы не сможем подняться с постели на следующий день. А мы не просто встали – мы словно на крыльях полетели!
Эта поездка и стала Вашим первым шагом на пути к монастырской жизни?
У меня после посещения обители произошло, если можно так сказать, переосмысление всей жизни. Но до осознанного прихода в монастырь было еще очень далеко. Я старалась при первой же возможности приезжать в село Новое, потому что там была другая жизнь, другие ценности, даже дышалось там по-другому. О монашестве я никогда не думала. Понимала, что это призвание, и монахи – это особые люди, которых позвал к Себе Господь. Но матушка Ольга, наверное, почувствовала, что монашество – мой путь. Стала звать меня в монастырь. Я решила спросить совета у служащего в обители иеромонаха: как мне быть? Батюшка благословил обратиться к архимандриту Кириллу (Павлову). Приехала я к отцу Кириллу в Переделкино в полной уверенности, что тот скажет: «Куда тебе в монастырь?» А батюшка, подробно расспросив меня обо всем, вдруг благословил идти в монастырь. Я-то монашескую жизнь знала не по книжкам – видела ее изнутри. На себя никак не могла ее примерить. И настолько была «потерянная», что решилась прийти к отцу Кириллу еще раз с этим вопросом. Сказала ему: «Дорогой батюшка, Вы, наверное, ошиблись! Вы же понимаете, какой это путь?» А он, положив мою голову к себе на колени, снова благословил на монастырь. И тогда я поняла, что это воля Божия, это мой путь. Стала к нему готовиться. Как дивно Господь устраивает жизнь через старцев! Должна заметить, что отец Кирилл уже тогда знал о предстоящих мне трудах по возвращению обители из руин. Сердце сжимается от боли за Петропавловский монастырь, настоятельницей которого я являюсь. Мне запомнились слова батюшки: «Потрудись, поработай во Славу Божию для Господа!», которые он повторял мне вслед многократно. Тогда их смысл был далек от моего понимания…
Как понять, что перед тобой проводник Божьей благодати?
Матушка, читая о великих старцах, прославленных Церковью, видишь, что некоторым их современникам они казались или же людьми обыкновенными, или чудаковатыми – благословляющими на странные действия и поступки, произносящими непонятные напутствия, смысл которых чаще всего постигался спустя время. Вы сразу смогли разглядеть, что перед Вами старицы?
Нет конечно. Все открывалось постепенно, а сегодня видится ясно. В монастыре в селе Новое я увидела трех монахинь: монахиню Моисею, схимонахиню Гавриилу и схимонахиню Анну. Это были удивительные матушки – настоящие воины Христа и Царицы Небесной, Которую они почитали особо трепетно. Все их мысли, чувства были только о Господе и Божией Матери. Матушки жили сугубо уединенной молитвенной жизнью. Питались они практически крещенской водой и просфорой. И Господь давал им не только духовные, но и физические силы. Схимонахиня Гавриила и схимонахиня Анна были больны раком и, представьте, что при таком заболевании они прожили в монастыре более 20 лет! Хочется немножко рассказать о каждой из них.
Монахиня Моисея родилась в многодетной крестьянской семье. Крестили ее в младенчестве. Отец был строгим и благочестивым и предоставлял свой дом для странников, где те получали ночлег, еду и, если нуждались, то и одежду. Так вспоминала о своем детстве монахиня Моисея. Она ушла из деревни на заработки в Москву. Обладая необыкновенной физической силой, работала на Курской железной дороге грузчиком. Была духовным чадом приснопоминаемого схиигумена Саввы (Остапенко), теперь покоящегося в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря. При отце Гедеоне мать Моисея была церковницей. Любила службы. До самых последних дней она приходила в храм на службу раньше всех – несмотря на погоду и старческую немощь. Четок с руки не снимала. Сидит или лежит, но перебирает четочки в руках. Сестры ее несколько побаивались. Как мне теперь кажется, ее благословили (такие духовники у нее были!) на подвиг юродства. Я однажды ее об этом спросила, а она так на меня посмотрела, засмеялась и ничего не сказала. Она была духовным врачом для всех нас. В городе Юрьев-Польский в то время был один монастырь в селе Новом. Сюда на праздники приезжали паломники со всего города, и все любили останавливаться в доме у матери Моисеи, хотя она отличалась строгостью. В свои 84 года она сохранила ясную память: помнила имена всех людей, которые просили у нее молитвенной помощи. Мать Моисея стяжала такую благодать у Господа, что еда для нее не имела никакого значения. Могла есть черствый, заплесневевший хлеб с таким же аппетитом, как мы едим пирожные. Иногда, разговаривая с ней, ты с изумлением видел, что ее лицо в одно мгновение преображалось – оно «светилось»! Кончина ее была тихой и мирной.
О жизни схимонахини Гавриилы до монастыря практически неизвестно ничего. Мы знали только, что она пережила ленинградскую блокаду и даже в то тяжелейшее время делилась хлебом со своими племянниками. Господь даровал ей дар рассуждения. Я «бегала» к ней на исповедание помыслов. Худенькая, сгорбленная – и всегда приветливая, всегда в трудах. Никогда я ее не заставала праздно сидящей. Мать Гавриила несла послушание в храме – была церковницей и украшала храм – золотила иконостас сусальным золотом. При первом моем знакомстве с ней, когда меня благословили на уборку храма, помню, она подходит ко мне через какое-то время и говорит: «У тебя чистенькое платьице. На, надень это». А это был ее старый подрясник. Я тогда только стала приезжать в обитель потрудиться, подышать этим целебным для души воздухом. Позже, когда я уже стала насельницей монастыря, схимонахиня Гавриила как-то подошла ко мне в храме до начала службы и протянула какие-то листочки со словами: «Тебе пригодится». Те листочки, написанные ее рукой, у меня сохранились. Это было последование чина пострижения в монашество. Монашеские обеты, которые произносятся во время пострига. Однажды в очередной раз прихожу к ней на исповедание помыслов. Она сидит, а лицо у нее красное. Ваточкой протирает-протирает икону, и вдруг прямо на моих глазах затемненный образ Спасителя просветлел. Она мне говорит: «Подожди, я вот на лавочках (в храме трудилась) полежу минут пятнадцать, потом мы поговорим». На мое предложение отвести ее в келью отвечает отказом. Я тогда заявляю дерзко: «Матушка, ты что чудишь! В келье полежишь, сколько нужно, затем вернешься». – «Нет, – отвечает. – Мне надо торопиться». – «Куда?» – удивляюсь я и слышу: «Ты не говори никому. Ко мне Матерь Божия приходила. Она сказала, что Господь меня заберет тогда, когда я весь храм озолочу!» В тот момент я очень сильно искусилась. И только после ее смерти поняла, какой высокой духовной жизни была матушка. Мы все боимся смерти. А она соприкоснулась с Вечностью и торопилась туда! Сестрам, что ухаживали за ней в последние дни ее жизни, она сказала, что на престольный праздник обители она придет в храм. Узнав об этом, все удивились, потому что мать Гавриила, по утверждениям врачей, доживала свои последние дни. Она почила тихо и мирно 17 декабря – в день святой великомученицы Варвары, а 19 декабря у нас престольный праздник обители. В этот день ее отпевали…
А третья старица?
Это схимонахиня Анна. Ее больше знают, как монахиню Олимпиаду. Она родилась в благочестивой семье в селе Сима в Юрьев-Польском районе. Отец ее был старостой храма святого великомученика Димитрия Солунского. В миру матушка получила высшее образование, преподавала в школе города Юрьев-Польский математику и физику. Она стала первой монахиней, которую отец Гедеон постриг в селе Новом. Была преданным его духовным чадом, знала о нем всё и помнила все знаменательные даты, связанные с его жизнью. Очень чтила батюшку до конца своих дней. В монастыре мать Олимпиада несла послушания диакониссы, просфорницы. Просфорницей была знатной. На всю округу. Физически немощная (рак желудка) она при этом являлась правой рукой отца Гедеона, незаменимым его помощником. Я никогда не слышала от нее каких-либо слов осуждения, недовольства. Со слезами на глазах она часто произносила: «Слава Богу за всё!» Еще ее отличало полное нестяжание. Абажур ее настольной лампы был сделан из крышки железной банки из-под селедки. Учила меня: если три дня одежда пролежит на улице, и никто ее не возьмет, значит твоя. Вот такая одежда должна быть у монаха! Она жила в доме одна. В руках у нее всегда были четки. Помню, очень она переживала, что у нее не идет сердечная молитва. Придешь к ней со своими помыслами, поплачешься: мол, такая-то сестра обидела тебя, а она разложит все «по полочкам», приведя в подтверждение мысли святых отцов, и посоветует примириться со своим «обидчиком». А то скажет: «Протащи четку за обидчика». И всё – нет больше брани! Обида испарилась! Матушка была немногословна, всегда сосредоточенна. Иногда к ней приходили мирские люди за советом, как к старице, но она всячески «умаляла» себя. Бывало, в ответ на чей-то вопрос руку вытянет вперед и говорит: «У меня так рука болит! Вот здесь перелом, здесь вывих, а здесь подвывих». Смиренная она была, не хотела показывать, что стяжала благодать. Схимонахиня Анна, наша монастырская долгожительница, почила в 94 года на Страстной Седмице в Великий Четверг, а отпевали ее в Великую Пятницу. Ее кончина тоже была тихой и мирной.
Что такое в монастыре старец или старица? Это монах или монахиня, прожившие в обители долгое время и уже прошедшие опытным путем через те «ступенечки», что тебе еще предстоит преодолеть. Когда к такому человеку обращаешься, он тебя наставит – скажет, как поступить, что сделать. И после его наставлений смотришь уже на всё по-другому. Потихонечку навыкаешь бороться не с сестрой, а с собой – со своими страстями. Я благодарю Бога за то, что соприкоснулась с этими моими любимыми «старушенциями» в монастыре села Новое. Благодарю Бога за то, что грелась в их любви, и их молитва укрепляла меня, помогала жить дальше. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих! В отношении Свято-Никольского женского монастыря скажу со всей искренностью: он стал для меня школой, что помогает мне и по сей день, уповая на Господа, с терпением и усердием нести труды по восстановлению разрушенного древнего Петропавловского женского монастыря в городе Юрьев-Польский.
В основе послушания лежит доверие
Матушка, а что в обители рассказывали об отце Гедеоне?
Это одновременно и трудный вопрос для меня, поскольку у меня не было личного общения со старцем, и простой вопрос – так как старенькие насельницы обители каждый день вспоминали батюшку. Из рассказов матушек я знала, что он был строгим и в то же время любящим отцом. Долгое время нес послушание духовника благочиния Владимирского округа Владимирской и Суздальской епархии. Также известно, что он окончил Московскую духовную семинарию, возрожденную после Великой Отечественной войны в стенах Московского Новодевичьего монастыря. И учился там с будущим старцем архимандритом Кириллом (Павловым).
У отца Гедеона было много духовных чад. К батюшке шли люди со всей округи, ехали со всей России с болью и радостью. Он любил и жалел людей. Всех, кто приезжал к нему, батюшка принимал самоотверженно, порой жертвуя своим сном и здоровьем. Обязательно благословит, выслушает, утешит, даст совет. Физически больных людей соборовал. Особенно стареньких матушек поражала и настраивала на молитвенный путь его трепетная любовь к богослужениям и благоговейное отношение к иконам. Задолго до начала службы батюшка приходил в храм. Молился перед каждой иконой (по словам матушек, разговаривал с ними) и только потом заходил в алтарь. При этом все знали, что он никогда не начнет службу, не помирившись с теми, кому, может, что-то резкое сказал накануне из-за их нерадения или лености при выполнении послушания.
Сестры обители любили батюшку. Они понимали, как важно довериться Богу и проводнику Его воли, жить по послушанию. Схимонахиня Анна (до схимы – монахиня Олимпиада) как-то мне «прошепталась» об одном случае, свидетелем которого она стала, когда служила в алтаре вместе с отцом Гедеоном. Однажды мать Олимпиада со всей ясностью увидела в алтаре высокую, красивую Женщину в коричневых одеждах, стоящую вполоборота. Она встрепенулась: как женщина могла войти в алтарь? Моргнула – видение исчезло. Мать Олимпиада поняла всё – подошла к батюшке, сказала ему об этом. «Ты не смей об этом говорить!» – предупредил он ее со всей строгостью. При его жизни матушка никому не рассказывала о том, что тогда увидела. И только спустя годы после кончины батюшки старенькая схимница поведала мне, что Матерь Божия служила в алтаре вместе с отцом Гедеоном!
Образно говоря, схиархимандрит Гедеон заложил именной кирпичик в основание возрождения российского монашества после эпохи безбожного лихолетья.
Фотограф Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архивов
Свято-Никольского и Петропавловского монастырей
Игумения Серафима (Ващинская)
Беседовала Нина Ставицкая