свято троицкого творожковского женского монастыря

Творожковский Свято-Троицкий женский монастырь

Мiръ Россия Псковская область Творожковский Свято-Троицкий женский монастырь

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

Содержание

История [ править ]

Творожковский православный Свято-Троицкий женский монастырь находится в селе Творожково Стругокрасненского района Псковской области. Творожковский монастырь был создан выпускницей Смольного института благородных девиц Александрой Филипповной фон Розе (в девичестве Шмаковой; 1809—1880 гг.) в 1862 году.

16 августа 1862 года Святейший Синод издал Указ об учреждении женской обители и приюта для девиц в Творожкове. Позже появилась и богадельня. В собственность общины передавалось всё имущество Александры Филипповны фон Розе: имение Творожково и участок земли в 619 десятин со всеми угодьями, скотом, озерами, рыбной ловлей и постройками. К началу 1870-х годов в новой общине трудилось 26 сестер, имелись: церковь, двухэтажный приют, два новых флигеля и разные службы. Церковь располагалась на втором этаже дома и была маленькой и уютной. В иконостасе ее находилась почитаемая в обители икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Монастырь учреждался со многими бюрократическими препонами. Но все трудности со временем были преодолены. Большую роль в создании монастыря сыграл местный Христа ради юродивый Терентий Иванович. Было ему тогда около пятидесяти лет. Сам он был добродушным и простодушным как младенец, за что его любили местные жители. Терентий Иванович обладал даром провидения. Он предсказал постройку монастыря и даже обозначил колышками место, где будет построен главный храм.

Когда Александра Филипповна выбрала и приготовила место для церкви, Терентий уверял ее, что не в этом месте будет церковь, а совсем в другом. Он взял и забил колышки, сказав: «Вот здесь будет большая церковь, вот там — маленькая». Много времени спустя после его смерти оказалась справедливость его предсказаний: когда, по получении дозволения строить церковь, приехал архитектор и стал осматривать местность, тогда оказалось приготовленное место неудобным, и он указал на другое: стали там землю рыть под фундамент и нашли клинья, вбитые Терентием.

Еще за 30 лет до приезда в Творожково Семейства Фон Розе, священник отец Иоанн из Быстреевского прихода увидел огненный столб, прошествоваший от Бвстреева до Творожково. Он посчитал это знамением, что на этом месте непременно будет храм или монастырь. Что и случилось. 28 декабря 1866 года Александра Филипповна была пострижена с именем Ангелина, а на следующий день домовая церковь была освящена во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость» игуменом Антонием, настоятелем Череменецкого монастыря. Службу в ней совершал причт Быстреевского погоста. Вторым храмом обители в Творожково стал белокаменный пятиглавый собор в честь Святой Живоначальной Троицы, построенный по проекту петербургского архитектора Михаила Арефьевича Щурупова.

Работами по постройке собора руководил архитектор Неверов. Строительство собора началось в 1875 году, и уже через два года были возведены купола и колокольня с высоким шпилем. Еще через два года приступили к штукатурным и расписным работам. Однако матушка Ангелина не дожила до торжества освящения храма в Творожково.

В марте 1880-го года, на первой неделе Великого Поста, матушка Ангелина заболела воспалением легких, а в 11 часов утра 17 марта на 72-м году жизни «тихо уснула сном праведницы» и была погребена 22 марта с юго-восточной стороны храма у алтаря при небывалом стечении народа.

Фрагмент сохранившегося могилного камня В тот же год 5 сентября 1882 г. при настоятельнице Георгии (Снигиревской), назначенной из Петербургского Новодевичьего Воскресенского монастыря. Стараниями матушки Георгии Творожковская община впоследствии была возведена в статус общежительного монастыря. С 1887 года по 1904 правила игуменья Арсения (Баскакова).

В 1929 года монастырь был закрыт советской властью. Монахини увезены на автомобилях в неизвестном направлении.

Троицкий храм обители был сильно порушен, церковь «Всех скорбящих Радость» утрачена.

4 августа 1994 года вновь установлены кресты на могилах матушки Ангелины, основательницы монастыря, блаженной матушки Ольги и настоятельницы Георгии.

В 1995 года с благословения старца Николая Гурьянова начались первые работы по восстановлению обители.

В 2000 году по благословению архиепископа Евсевия монастырь начинает возрождаться. Настоятельницей становится монахиня Варвара.

В 2005 году был освящён храм во имя иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость».

5 августа 2007 года владыка Евсевий освятил восстановленный Свято-Троицкий храм.[2][3]

С 2011 года настоятельница монастыря, после смерти монахини Иоанны (Двойнишниковой) (1 октября 2011 года) стала монахиня Анна (Ткач).

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы [ править ]

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Фото [ править ]

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

Церковь Троицы Живоначальной

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

Часовня Тихвинской иконы Божией Матери

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Псковская обл., Стругокрасненский р-н, пос. Творожково

До Пскова поездом, самолетом или автобусом.

До Творожково ежедневно кроме вторника ходит автобус из Красных Струг (на Давыдово). Время отправления: в 5.30, в 12.00 и в 17.00.

Паломнику [ править ]

Обитель продолжает добрую традицию странноприимничества, заповеданную матушкой Ангелиной. В монастырь можно приехать помолиться, потрудиться, внести посильную лепту в дело его возрождения.

Творожковский Троицкий женский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

Источник

Творожковский Троицкий женский монастырь

Мiръ Россия Псковская область Творожковский Троицкий женский монастырь

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

Содержание

История [ править ]

Творожковский православный Свято-Троицкий женский монастырь находится в селе Творожково Стругокрасненского района Псковской области. Творожковский монастырь был создан выпускницей Смольного института благородных девиц Александрой Филипповной фон Розе (в девичестве Шмаковой; 1809—1880 гг.) в 1862 году.

16 августа 1862 года Святейший Синод издал Указ об учреждении женской обители и приюта для девиц в Творожкове. Позже появилась и богадельня. В собственность общины передавалось всё имущество Александры Филипповны фон Розе: имение Творожково и участок земли в 619 десятин со всеми угодьями, скотом, озерами, рыбной ловлей и постройками. К началу 1870-х годов в новой общине трудилось 26 сестер, имелись: церковь, двухэтажный приют, два новых флигеля и разные службы. Церковь располагалась на втором этаже дома и была маленькой и уютной. В иконостасе ее находилась почитаемая в обители икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Монастырь учреждался со многими бюрократическими препонами. Но все трудности со временем были преодолены. Большую роль в создании монастыря сыграл местный Христа ради юродивый Терентий Иванович. Было ему тогда около пятидесяти лет. Сам он был добродушным и простодушным как младенец, за что его любили местные жители. Терентий Иванович обладал даром провидения. Он предсказал постройку монастыря и даже обозначил колышками место, где будет построен главный храм.

Когда Александра Филипповна выбрала и приготовила место для церкви, Терентий уверял ее, что не в этом месте будет церковь, а совсем в другом. Он взял и забил колышки, сказав: «Вот здесь будет большая церковь, вот там — маленькая». Много времени спустя после его смерти оказалась справедливость его предсказаний: когда, по получении дозволения строить церковь, приехал архитектор и стал осматривать местность, тогда оказалось приготовленное место неудобным, и он указал на другое: стали там землю рыть под фундамент и нашли клинья, вбитые Терентием.

Еще за 30 лет до приезда в Творожково Семейства Фон Розе, священник отец Иоанн из Быстреевского прихода увидел огненный столб, прошествоваший от Бвстреева до Творожково. Он посчитал это знамением, что на этом месте непременно будет храм или монастырь. Что и случилось. 28 декабря 1866 года Александра Филипповна была пострижена с именем Ангелина, а на следующий день домовая церковь была освящена во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость» игуменом Антонием, настоятелем Череменецкого монастыря. Службу в ней совершал причт Быстреевского погоста. Вторым храмом обители в Творожково стал белокаменный пятиглавый собор в честь Святой Живоначальной Троицы, построенный по проекту петербургского архитектора Михаила Арефьевича Щурупова.

Работами по постройке собора руководил архитектор Неверов. Строительство собора началось в 1875 году, и уже через два года были возведены купола и колокольня с высоким шпилем. Еще через два года приступили к штукатурным и расписным работам. Однако матушка Ангелина не дожила до торжества освящения храма в Творожково.

В марте 1880-го года, на первой неделе Великого Поста, матушка Ангелина заболела воспалением легких, а в 11 часов утра 17 марта на 72-м году жизни «тихо уснула сном праведницы» и была погребена 22 марта с юго-восточной стороны храма у алтаря при небывалом стечении народа.

Фрагмент сохранившегося могилного камня В тот же год 5 сентября 1882 г. при настоятельнице Георгии (Снигиревской), назначенной из Петербургского Новодевичьего Воскресенского монастыря. Стараниями матушки Георгии Творожковская община впоследствии была возведена в статус общежительного монастыря. С 1887 года по 1904 правила игуменья Арсения (Баскакова).

В 1929 года монастырь был закрыт советской властью. Монахини увезены на автомобилях в неизвестном направлении.

Троицкий храм обители был сильно порушен, церковь «Всех скорбящих Радость» утрачена.

4 августа 1994 года вновь установлены кресты на могилах матушки Ангелины, основательницы монастыря, блаженной матушки Ольги и настоятельницы Георгии.

В 1995 года с благословения старца Николая Гурьянова начались первые работы по восстановлению обители.

В 2000 году по благословению архиепископа Евсевия монастырь начинает возрождаться. Настоятельницей становится монахиня Варвара.

В 2005 году был освящён храм во имя иконы Божий Матери «Всех скорбящих Радость».

5 августа 2007 года владыка Евсевий освятил восстановленный Свято-Троицкий храм.[2][3]

С 2011 года настоятельница монастыря, после смерти монахини Иоанны (Двойнишниковой) (1 октября 2011 года) стала монахиня Анна (Ткач).

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы [ править ]

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Фото [ править ]

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

Церковь Троицы Живоначальной

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

Часовня Тихвинской иконы Божией Матери

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Псковская обл., Стругокрасненский р-н, пос. Творожково

До Пскова поездом, самолетом или автобусом.

До Творожково ежедневно кроме вторника ходит автобус из Красных Струг (на Давыдово). Время отправления: в 5.30, в 12.00 и в 17.00.

Паломнику [ править ]

Обитель продолжает добрую традицию странноприимничества, заповеданную матушкой Ангелиной. В монастырь можно приехать помолиться, потрудиться, внести посильную лепту в дело его возрождения.

Творожковский Троицкий женский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

Источник

Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь запись закреплена

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь запись закреплена
Любовь Петрова

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь запись закреплена
Паломническая служба «Подворье» в Пскове

Игумения Людмила (Ванина) с 1990-х годов являлась настоятельницей Снетогорского женского монастыря, занималась возрождение обители. За два года до кончины была пострижена в великую схиму.
Показать полностью.

Игумения Людмила (Ванина) родилась в селе Ольшанец Елецкого района Липецкой области. В 1970-х годах была старостой Вознесенского собора в Ельце при настоятельстве архимандрита Исаакия (Виноградова), после его смерти окормлялась духовно у схиархимандрита Серафима (Мирчука), была духовно близка к схиархимандриту Макарию (Болотову) и к протоиерею Николаю Гурьянову.

Отец Исаакий был духовником и будущего Владыки Евсевия – Митрополита Псковского и Порховского. Когда пришло время восстанавливать древний Снетогорский монастырь, Владыка призвал из родного Ельца свою духовную сестру – монахиню Людмилу. В годы своего настоятельства игумения Людмила собрала большую монашескую семью, до ста человек сестер. В обители духовно выросли и настоятельницы других монастырей: Спасо-Елезаровского, Феофиловой Пустыни, Творожковского монастыря.

В 2013 году она тяжело заболела, не было надежды на выздоровление, и по благословению Митрополита Евсевия, в больничной палате городской больницы 31 января 2013 года, духовником обители архим. Гермогеном была пострижена в великую схиму, с оставлением прежнего имени.
Скончалась схиигумения Людмила на 77-м году жизни 14 апреля 2015 года, во вторник Светлой Седмицы, и по благословению митрополита Псковского и Порховского Евсевия 16 апреля 2015 года похоронена напротив алтаря собора Рождества Пресвятой Богородицы.

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь запись закреплена
Синодик скончавшихся в период ковида

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыряВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ! 4 года назад, 17 октября 201 года, погибла Монахиня АННА (Ткач), настоятельница Свято-Троицкого Творожковского монастыря Псковской епархии.свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыряВечная память!свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря

В нашем монастыре её знали ещё как Веру – неутомимую труженицу на любом самом трудном и сложном послушании (будь то кладка печей или выпечка именинного торта с кремовыми розочками);
Показать полностью. пламенную молитвенницу, ежесекундно горящую ко Господу; строгую подвижницу, самоотверженную и бесконечно беспощадную к своим слабостям, немощам и хворям.
***
Она появилась у нас в Екатерининском Тверском монастыре в девяносто седьмом, не вспомню точно время года…

Вера пришла к нам с тремя детьми и попросила их пристроить. Рассказала, что работала на стройке без респиратора и зацементировала себе легкие. Врачи оставили ей три месяца жизни – операция была невозможна: легкие под ножом не резались бы, а крошились.

Сына определили в Звенигород, девочек мы забрали на Оршу, а Веру через несколько дней я повезла в Лавру, к нашему Батюшке архимандриту Науму. Тогда он еще принимал нас сразу по несколько человек, и много можно было там услышать ценного – Батюшка умел так выстраивать беседы, что пользу получал каждый, кто был в тот момент рядом с ним. Это потом кто-то пожаловался, что приходится исповедоваться при народе, и всё закончилось. С тех пор мы заходили по одному, редко вдвоем-втроем, если только вместе приехали или связаны общим послушанием.

А ведь я прекрасно помню, никогда не бывало такого, чтобы кто-нибудь услышал тайну другого человека. Или в нужный момент начинался неожиданный шум – кто-то станет пакетами шуршать, или отключалось внимание, а когда включалось снова, уже все тайное было сказано. Или уж, если очень было нужно, Батюшка просил всех выйти, оставляя у себя человека одного на покаяние.

Вот и в тот раз вокруг старца было много людей, мы вошли с Верой, и он сразу меня позвал: «Ну, что у тебя?»

Я рассказала ему о ее смертельной болезни, а он попросил кого-то принести маленький черный томик «Букваря» – еще первое издание – на букву «Д». – Открывайте статью «Дыхание» и читайте…

Начали читать вслух, статья была длинная-предлинная, какая-то почти медицинская. Мы слушали, как открываются и закрываются альвеолы, народ был в недоумении – у каждого свои вопросы, время уходит непонятно на что, а он как будто задремал, но встрепенулся, когда чтение закончилось.

– Дарим тебе дыхание. Вот тебе бесплатное лечение. Ну-ка, сделайте обе вот так, – он поднял руки, глубоко вздохнул и выдохнул, резко отбросив руки вниз.

– Два раза так вздохните.

Мы повторили за ним это неожиданное упражнение.

– Времени тут с вами потеряли, вон сколько народу ждет, а ну идите отсюда! – и уже вслед нам: – У тебя там в Твери есть профессора? Покажи ее им.

– Какое-то тепло ходит по спине, – сказала мне она, когда мы вышли из Батюшкиной кельи.

Мы вернулись в Тверь, Веру отправили в областную больницу, там ей сделали рентген и с изумлением увидели, что легкие у нее новые, как у младенца. Прошли годы.

Дети выросли, определились, кто куда, уже родились внуки.

А Вера стала монахиней Анной, настоятельницей Творожковского монастыря в Псковской области.

Матушка очень спешила все успеть. Все делала быстро и хорошо. Устроенный монастырь, прекрасный, сияющий чистотой и красотой убранства храм-реликварий – мало где можно встретить такое количество святынь.

О таких людях, как она, говорят: на все руки мастер. Но главное, что она умела, – она умела молиться.

Совсем рядом с монастырем – несколько минут на лодочке через озеро – маленький остров. Деревянная церквушка и два крошечных домика за высокой дощатой оградой. Матушка назвала его «Островом молитвы» и все ждала, когда же достроят домики, и там будет у нее затвор.

Ее не стало 17 октября 2017 года. Через двадцать лет после второго рождения на этот свет тогда, в Троице-Сергиевой Лавре, в келье архимандрита Наума. И через пять дней после его ухода в Царствие Небесное. Батюшка несколько месяцев уже не мог самостоятельно дышать, и его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.

А ведь очень похоже, что тогда, двадцать лет тому назад, батюшка как бы «подключил» мать Анну к своим легким, и в последние дни его жизни, когда он уже почти совсем не мог дышать, мать Анна собралась умирать. Сестры рассказали, что она стала задыхаться, – к ней вернулись приступы астмы, тяжелый кашель, а где-то за неделю до смерти – может, и в день ухода в вечность нашего батюшки – она увидела в небе лик Спасителя, как бы призывающего ее, и все поняла. За два дня до своей кончины позвонила сыну: «Приезжай ко мне проститься, я буду умирать».

Матушка навела порядок в делах и документах, сделала все необходимые распоряжения. А накануне ее последней дороги – к Владыке на день Ангела – к ней зашла благочинная и увидела матушку, лежащую в постели со сложенными руками. «Умирать буду», – сказала она.

Но умереть в своей постели ей было не суждено.

Господь забрал ее так, как Ему было угодно, и душу, горевшую любовью к Богу, провел через огонь, очистил огнем, чтобы сгорели в этом смертельном пламени ее последние немощи и забытые грехи.

Об этой страшной аварии сразу же узнал весь православный мир – так матушка не только жизнью, но и смертью своей обрела множество молитвенников здесь, на земле. И свой долгожданный Остров молитвы в Царствии Небесном.

Источник

Творожковский монастырь: Жизнь после смерти

В этой обители до сих пор происходят всевозможные чудеса

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыряПравославные тропы» – очередной проект «Псковской правды». Вместе с вами Мы побываем в монастырях Псковской области – от известных сегодня всей стране до совсем крохотных, только недавно восстановленных. Вы узнаете о главных святынях каждой обители, памятниках архитектуры, преданиях и чудесных исцелениях. Итак, в путь. Сегодня наша дорога ведет к границе Островского и Порховского районов в Свято-Введенский женский монастырь.

Если вы думаете, что мобильная связь и интернет давно проникли во все уголки нашей Псковской области, то глубоко заблуждаетесь. Стоило редакционному автомобилю свернуть в Стругах Красных в сторону Творожково, как сначала закончился асфальт, чуть позже – интернет и мобильная связь.
А вот дождя досталось с избытком. Мы медленно ехали по грунтовке за грейдером и обсуждали, доберемся ли до пункта назначения и как вообще можно жить в такой глуши без ставших привычными благ цивилизации…

Спасибо указателям вдоль дороги: не дали заблудиться! Но все равно Творожково показалось из-за леса и пелены дождя неожиданно. 110 километров пути из Пскова остались позади.

Перед нами – деревенские домики, на фоне которых удивительно нарядно и празднично смотрятся белоснежные монастырские врата, храм и колокольня. Изредка сквозь плотные тучи пробиваются солнечные лучики, и тогда золотые кресты на маковках собора начинают «гореть» ярким пламенем.

Служба сегодня началась раньше обычного, поэтому сейчас все прихожане уже разошлись по домам. Пройти на территорию монастыря можно в любое время, даже если огромные металлические ворота окажутся закрытыми. С нехитрой задвижкой справится любой…

Врата оказались незапертыми, а за ними нас ждало новое открытие. К белоснежной красоте каменного собора присоединились кружева двухэтажного деревянного храма, многообразие красок живых цветов и удивительной красоты лесное озеро.

По-другому и быть не может

Нашим гидом по Свято-Троицкому Творожковскому женскому монастырю стала инокиня Феона. Монастырские правила запрещают фотографировать ее, поэтому придется поверить на слово, что это молодая женщина с удивительно добрым лицом и… привыкшими к физическому труду руками.
Слушать ее можно часами. Кажется, что ни один вопрос по истории обители не может застать Феону врасплох.

– Наша главная святыня – это, конечно, каменный Троицкий собор, его восстановление было закончено в 2007 году, – показывает наш гид. – А это – деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Он построен примерно на том месте, где в XIX веке был возведен первый храм. Единственное – по площади стал немного меньше. Сейчас на первом этаже находится ризница, на втором – только храм. На острове Молитв возведен храм-часовня в честь святителя Николая Чудотворца.

Показала нам инокиня и деревянный одноэтажный домик, где живет игуменья монастыря. В двухэтажном кирпичном здании располагается сестринский корпус. Отдельно стоит трапезный корпус, в нем находятся кухня с трапезной. Специально для владыки в обители построен отдельный дом.

В Творожковском монастыре особенно рады гостям, которые хотят потрудиться во славу Божию. Строительные работы в обители еще не закончены.

Немного поодаль размещаются склады и прочие хозяйственные постройки.

А еще в обители свой плодовый сад и много-много-много цветов.

– Плодовые деревья и кустарники посадили в прошлом году, – рассказывает Феона. – Почему везде много цветов? Так по-другому в монастыре и быть не может!

К слову, желающие могут приехать в Творожковский монастырь на несколько часов, как мы, а могут и остаться на несколько дней. Специально для паломников и гостей на берегу озера построена двухэтажная гостиница.

Надо лишь созвониться с настоятельницей (т. (81132) 56-107) и предупредить о своем желании посетить обитель. Например, в день нашего посещения монастыря здесь ждали приезда группы из Эстонии.

Престольные праздники

Живая вера

После окончания Смольного института благородных девиц Александра вышла замуж за богатого дворянина Карла Андреевича фон Розе, немца, лютеранина по вероисповеданию.

Александра Филипповна долго убеждала мужа принять православие, но тот оставался непреклонен.

– Мать учила Александру живой вере: в любой ситуации, с любой проблемой нужно обращаться с молитвой к Богу, – рассказывает Феона. – Так поступила и Александра. Она много молилась и взяла на себя сугубый подвиг, ела только овсяную кашу. Над ней смеялась вся прислуга: барыня, мол, от роскошной жизни с ума сошла. Заняться ей нечем, поэтому кушает «собачью» еду и спит на полу….

Но Александра не отступила и продолжала молиться.

Такие долго не живут

Супруга Александры в православии крестили в честь Николая Чудотворца. Карл очень почитал этого святого угодника, хорошо знал его житие, обращался за помощью, даже будучи лютеранином.

Вскоре после этого Александра забеременела и в положенный срок родила девочку. Ребенок был удивительной красоты. Многие сравнивали Машу с ангелом. Но народная молва о таких детях говорит, что они долго не живут.

Так и вышло. Машенька умерла через год с небольшим. Горю родителей не было предела, пока они не поняли, что поступают неправильно. Нельзя гневить Бога! Так супруги фон Розе занялись благотворительностью. Помогали сиротам, вдовам, калекам, неимущим.

«Все есть, а на душе – тоска»

Самой заветной мечтой с детства у Александры была постройка домовой церкви.

«Бывало, – рассказывала она своим близким, – я, грешница, окруженная роскошью и богатством, поеду кататься в своем щегольском экипаже на дорогих рысаках, а сама все время углубляюсь в свои мысли: О! когда бы Господь послал мне счастье выстроить храм! Непременно он будет воздвигнут во имя Пресвятой Троицы! И как тогда я буду радоваться!»

Святыни монастыря

Частица древа Животворящего Креста Господня, частичка Тернового Венца, частицы от Гроба Господня, Ризы Господней.

Частицы мощей святых угодников Божиих: святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского, старцев Глинской пустыни, святой мученицы Татианы, Карфагенских мучеников, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святой блаженной Матроны Московской, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, апостола Фомы, святой равноапостольной Марии Магдалины, святого великомученика Георгия Победоносца, псковских святых и многих других угодников Божиих.

Там – чудеса

Связаны с Творожковским монастырем и свои чудеса, чудесные явления.

– Было это еще до основания монастыря, сразу после войны с Наполеоном, – рассказывает инокиня Феона. – Служил неподалеку, на Гавриловой горе, один батюшка. Звали его Иоанном. Очень благочестивый был при жизни священник. Все прихожане его любили. Однажды выходит батюшка из дома, чтобы пойти в храм для богослужения, и видит огненный столп от неба до земли. И движется тот столп в сторону Творожкова. Стал Иоанн читать заклинательные молитвы, вдруг это бесовское наваждение. Но огненный столп не исчез. Тогда батюшка попросил Бога, чтобы тот открыл ему, что значит увиденное. И Господь открыл, что будет здесь святое место, святая обитель… Такое вот предзнаменование было еще задолго даже до того, как у основателя – Карла Андреевича фон Розе – появилась мысль купить здесь землю.

Еще одно чудо произошло уже в наши годы, точнее – в 2000 году, когда монастырь начали восстанавливать.

– Первый дом, который был приобретен для постоянного проживания сестер, находился примерно в полутора километрах от Творожкова (сохранился до настоящего времени. – Прим. авт.), – продолжает рассказ Феона. – Матушки работали там, и вдруг одна из них говорит: «Смотрите!». Они поднимают головы и видят, что в стороне монастыря, прямо над руинами Троицкого собора – три луча света. Небо было в этот день затянуто тучами, но три луча с неба четко указывали вниз, прямо как в Житии про княгиню Ольгу.

Две копейки блаженного Терентия

На монастырском кладбище мы обратили внимание на две могилы, на которых, наряду с могилами настоятельниц, было особенно много цветов. Как пояснила инокиня, не случайно. На монастырском кладбище похоронен юродивый Терентий Иванович.

– Жил он в XIX веке во времена матушки Ангелины, – рассказывает Феона. – Ходил босой и почти нагой в любое время года. В своих речах, многим людям непонятных, открывал какие-то согрешения, указывал на грядущие события. Сейчас, наверное, сказали бы, что он обладал даром предвидения. Ходил Терентий по окрестным деревням, заходил в том числе и к Ангелине. Как раз у нее кончились средства. Терентий приходит и спрашивает, почему она церковь-то не строит. На что настоятельница ответила, что деньги закончились и откуда ж их взять… Терентий удивился, протянул ей две копейки и сказал: «У Матери Божией денег мешками. Только строй да строй!» Чудесным образом проблема разрешилась, а Ангелина позже заложила эти копейки в основание Троицкого собора…

Интересно, что Терентий всегда приходил к основательнице обители, когда на стройке возникали какие-то трудности. По существу он вроде ничего конкретного не говорил, но после его молитв решались все проблемы.

– Уже после постройки Богородичного храма Ангелина решила строить храм в честь Пресвятой Троицы, – продолжает повествование Феона. – Долго выбирала место. Терентий указал ей на самую высокую в монастыре точку. Ангелина хотела в другом месте. Терентий настаивал на своем и даже вбил колышки. Когда дело дошло до строительства (блаженный к этому времени скончался. – Прим. авт.), то приехали архитекторы. Ангелина показала им «свое» место, но архитекторы отвергли его, пояснив, что для строительства большого каменного собора оно не подойдет.

Оказалось, что слишком близко находятся грунтовые воды. Для строительства каменного собора в монастыре архитекторы нашли только одно подходящее место, которое как раз и указал ранее блаженный. Когда начали рыть котлован под фундамент, то даже наткнулись на колышки, которые вбил сам Терентий…

– Как-то пришел к ней (Ангелине. – Прим. авт.) Терентий в минуты скорби и спрашивает: «Ну что ты, матушка, скорбишь? Не скорби!» – рассказывает инокиня. – И начал рисовать на скатерти: «Вот большой храм, а вот маленький. Тут сударушки стоят, да тут сударушки стоят и поют». Так он предсказал, что со временем на этом месте будет монастырь. А самой Ангелине предсказывал монашество: «На тебя шапочку наденут да платочек повяжут. Дадут тебе книжечку, и будешь «Богородицу Деву» читать…»

Предсказания Ольги

Еще одна удивительная женщина, которая покоится сегодня на монастырском кладбище в Творожкове, это блаженная Ольга. Так называли одну из старушек, которая жила в монастырской богадельне перед революцией.

– Ольга вела необычный образ жизни: заботилась только о душе, – рассказывает Феона. – Подвиг у нее был постнический, молитвенный. Ольга очень многим людям помогала. Даже сестры к ней обращались за помощью. Говорят, что родом Ольга была из Лужского уезда, но доподлинно ее личность установить невозможно.

До настоящего времени дошло немало пророчеств, связанных с Ольгой.

– Однажды Ольга пришла к одной сестре, было это незадолго до закрытия монастыря, – рассказывает Феона. – Пришла, скинула с кровати ее постель, легла на доски, полежала, встала и сказала: «Ну, ничего. Жестковато, но жить можно!», после чего ушла. Оказалось, что после закрытия монастыря, когда всех сестер выгнали, Ольге пришлось вернуться в свою деревню. Приютил ее родной брат. Жить Ольге пришлось в баньке, а спать на полках.

Вот еще несколько историй, связанных с блаженной Ольгой. В них она предсказывала осквернение Троицкого собора и закрытие обители.

– Пришла она в храм во время богослужения и раскидала навоз со скотного двора, – продолжает рассказ инокиня. – Тогда никто не понял, что это значит. В другой раз Ольга принесла муравьев в храм. Высыпала из подола. Муравьи и побежали в разные стороны. На нее все накинулись: «Что ты делаешь?» А она в ответ: «Вот видите, как они все побежали, так и вы скоро отсюда разбежитесь!»

По словам Феоны, точное место захоронения блаженной Ольги сегодня неизвестно. Современное надгробие установили люди, предкам которых она очень помогла. В первые годы советской власти они долго не могли приехать на могилу Ольги, а когда выбрались, то увидели только разграбленное кладбище.

– Единственное, что было известно – Ольгу похоронили под большим дубом на кладбище, а этот дуб единственный, который сейчас там стоит, – уточняет Феона. – Под ним и поставили надгробие. А слова о том, что не скорбите, мол, что я умираю, а приходите к могиле моей, помогу и вашим пращурам, блаженная Ольга произнесла незадолго перед смертью.

Это то, что надо

С этой целью Николай фон Розе начал подыскивать уединенное место. Его выбор пал на имение ТворОжково, что в Гдовском уезде Санкт-Петербургской губернии. В 1858 году в собственность супругов фон Розе перешли имение с крестьянами и две деревни: Гаврилова Гора и Барский дубок (в настоящее время – Красный дубок. – Прим. авт.).

– Имение находилось в запущенном состоянии: не было ни жилых строений, ни хозяйственных построек, – уточняет инокиня Феона. – Зато имению принадлежало много земли: пашни, леса, несколько озер и пастбища.

Когда Александра впервые приехала в Творожково, то сильно расстроилась. Увиденную картину усугубила долгая и утомительная дорога из Санкт-Петербурга. Поезд ходил только до Луги, откуда женщине пришлось ехать на лошадях по ужасным дорогам. Причем летом путь был еще длиннее, поскольку приходилось объезжать многочисленные болота и болотца.

Но Николай стоял на своем: «Это то, что надо! Уединенное место. А главное – здесь как раз и нужно просвещать людей. В глубинке – простые крестьяне, которые мало понимают, что такое Троица и Пресвятая Богородица».

Александра согласилась с супругом, и в Творожкове началась подготовка к строительству. Александра и Николай поселились в очень стареньком доме, в котором также жила прислуга.

Николай фон Розе лично следил за поставками леса и в один из дней сильно простудился. Александра повезла мужа на лечение в Санкт-Петербург, но врачи, заподозрив воспаление легких, посоветовали немедленно вернуться в Творожково, где чистый лесной воздух. Александра проводила Николая до Луги, а сама вернулась домой, чтобы сделать последние распоряжения.

свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть фото свято троицкого творожковского женского монастыря. Смотреть картинку свято троицкого творожковского женского монастыря. Картинка про свято троицкого творожковского женского монастыря. Фото свято троицкого творожковского женского монастыря
Однако Николаю фон Розе было не суждено дождаться приезда жены. Он умер в Творожкове в июне 1858 года, перед смертью повторив свое духовное завещание: после устройства в Творожкове православной общины организовать здесь женский монастырь.

Александра похоронила супруга в Санкт-Петербурге на семейном кладбище.

Необыкновенная барыня

Когда первый шок прошел, то Александра решила взяться за исполнение духовного завещания супруга. Распустила крепостных, предварительно наделив их землей. Продала имущество в Петербурге и вложила все средства в строительство в Творожкове. Первой решила строить домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где должны были разместиться и кельи, и кухня, и трапезная…

Однако правящий архиерей разрешения на устройство в Творожкове христианской общины не дал. Отчаянию женщины не было предела, ведь строительство деревянного храма уже шло. Снова были бессонные ночи и долгие молитвы…

Разрешение удалось получить только в 1865 году.

– В этом же году было завершено строительство деревянной церкви, которая до сегодняшних дней не сохранилась, – поясняет Феона. – Вместе с разрешением на открытие монастыря прислали благословение постричь Александру в монашество с именем Ангелина. Монахинями стали также почти двадцать сестер. В большинстве это были крестьянки, которые пришли, прослышав про необыкновенную барыню, которая продала все и посвятила себя Богу!

С Александрой остались только ее верная ключница и мужчина-инвалид.

А ведь эта женщина никогда не знала тяжелого физического труда и даже за собой не ухаживала! Для того времени поступок потомственной дворянки был удивителен.

Александру назначили старшей сестрой православной общины. Она получила также разрешение на открытие приюта для девочек-сирот и престарелых женщин. Так в Творожкове зародилась монашеская жизнь.

Никто не уходил неутешенным

Затем по проекту петебургского архитектора – академика Михаила Арефьевича Щурупова – было начато строительство белокаменного пятиглавого собора в честь Святой Живоначальной Троицы. Однако дожить до его освящения матушке Ангелине было не суждено. Как и муж, она заболела воспалением легких. Скончалась 17 марта 1880 года.

Как сказано о матушке Ангелине в ранее названной книге, никто не уходил от нее неутешенным. Она смогла сплотить притекающих в общину сестер. Ее любили и простые крестьяне из окрестных селений. Всю пенсию матушка Ангелина тратила на помощь нуждающимся. Больным сама промывала раны и накладывала повязки. Заболевшим крестьянам она посылала масло от своей лампадки перед образом Тихвинской Божией Матери (после ее смерти он почитался как чудотворный, а после закрытия обители таинственным образом исчез. – Прим. авт.), и те непременно поправлялись. Излечивало это масло и заболевшую скотину.

— Она большой молитвенницей была, человек большой, живой веры! – подводит итог инокиня Феона. – Похоронили основательницу Творожковской общины около Троицкого собора.

Со своим уставом…

После Ангелины старшей сестрой общины была назначена монахиня Агриппина, но по состоянию здоровья она попросила отпустить ее на покой.

Вскоре после этого Творожковской общине был присвоен статус монастыря. Первой игуменьей его была назначена игуменья Арсения из Новодевичьего женского монастыря в Петербурге.

Как пояснила инокиня, в каждом монастыре есть общие правила, нарушать которые нельзя ни в коем случае, а также свой устав, который зависит уже от уклада жизни конкретногомонастыря. Отсюда идет поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не лезут…

Раньше в Творожковском монастыре женщины жили по 15-20-25 лет послушницами и не получали пострига. Потом их постригали, причем сразу в монашество. Как правило, это были женщины уже за 45-50 лет.

Сейчас градация в каждом монастыре своя.

После смерти Арсению похоронили в монастыре рядом с матушкой Ангелиной. Сменившая Арсению игуменья Валерия управляла монастырем вплоть до 1917 года. При ней Творожковский монастырь достиг максимального расцвета. Как удалось установить по архивным данным, только постриженных сестер было почти 120, а помимо них еще несколько десятков сестер, которые только готовились к послушничеству.

Сестры сами преподавали в воскресной школе для девочек. На земле тоже все работы выполняли сами: заготавливали лес, пахали, сеяли, жали и молили муку. Ткали, пряли, шили одежду. Были в монастыре свои кожевенная, обувная, золотошвейная и иконописная мастерские. Сестры сами золотили кресты и купола…

Продуктами питания монастырь тоже обеспечивал себя сам. Были в монастырском хозяйстве и лошади, и коровы, и даже свое рыбное хозяйство.

Творожковский монастырь имел три подворья в Санкт-Петербурге.

«Пробуждение»

После Октябрьского переворота большевики организовали из местных крестьян колхоз и назвали его «Пробуждение». На первом же собрании было решено часть земель у монастыря отобрать. Монастырю стало сложнее себя содержать, и сестры начали уходить. Потом еще раз постановили часть земель отрезать. Еще часть сестер ушла.

В конце концов оставили только участок земли, находящийся внутри каменной ограды монастыря.

Богородичный храм был раскатан по бревнам, которые большевики использовали для строительства других зданий. На его месте после войны был деревенский клуб. Там проходили танцы, показывали фильмы. Клуб неоднократно горел.

В 1929 году было принято решение закрыть монастырь, а спустя два года подобная участь постигла и Троицкий собор. Купола и кресты с него сразу посрывали. Колокольню наполовину разрушили.

До сих пор существует легенда, что вскоре после революции монахини Творожковского монастыря собрали все ценное и где-то спрятали. Желающих найти клад было очень много. Особо рьяные перерыли все монастырское кладбище, но ничего так и не нашли. В гневе они вывезли все кресты и надгробные плиты на свалку.

Возрождение

Нынешние монахини здесь с 2000 года. Первыми стали три монахини, приехавшие сюда из украинского монастыря. Когда они пришли к владыке Евсевию, то он направил украинских монахинь в Творожково, напутствовав: «Если придется по сердцу, то беритесь. Значит, ваше!» И они начали здесь восстанавливать монастырь.

Вскоре у обители появился благодетель Николай. Он из Москвы, помогает со строительством. Поначалу, когда было много тяжелого физического труда, то при первой возможности приезжал и трудился сам. Сейчас, по словам Феоны, приезжает в основном на праздники…

В 2005 году был освящен храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а 5 августа 2007 года владыка Евсевий освятил восстановленный Свято-Троицкий храм.

С 2011 года настоятельницей монастыря, после смерти монахини Иоанны, стала монахиня Анна.

Что можно посмотреть

Сегодня в монастыре уже почти ничего не напоминает о тех страшных днях.

В прежнем виде внутреннее убранство храма еще не восстановлено. Но уже есть удивительной красоты керамический иконостас, а также две напольные иконы.

Одной из самых почитаемых в обители является икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). О ней – отдельная история.

В пяти километрах от обители в деревне Симанский Лог находится очень древний источник в честь пророка Божия Илии. Несколько ключей бьют из-под земли, потом сливаются в небольшой ручеек, который по желобу стекает вниз. Верующие встают на специальный деревянный мост и омывают себя.

Еще одно удивительное место в здешних краях – храм-часовня в честь святителя Николая Чудотворца, которая стоит посреди озера на острове Молитв. Сейчас там устраивают небольшую келью для тех, кто захочет приплыть и в одиночестве помолиться.

С октября 2011 года обителью руководит монахиня Анна (Ткач). Она очень любезно встретила «Псковскую правду». Сама показала главные святыни Троицкого собора и рассказала о современной жизни в монастыре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *