свято троицкий собор балашов
Балашовцы познакомились с историей Свято-Троицкого собора
Новый собор возвели пятипрестольным, т.е. с 5 алтарями. Храм был сложен из красного кирпича и имел девятнадцатиметровую колокольню.
К сожалению, Троицкий собор недолго радовал жителей города своей красотой. 21 февраля 1930 года президиум Балашовского райисполкома впервые поставил вопрос о закрытии храма и его ликвидации. Верующие обратились к властям с официальной просьбой сохранить собор. Коллектив Союза строительных рабочих вынес постановление после долгих споров – собор не ломать, так как он представляет ценность как архитектурный памятник.
Но в январе 1932 года уже был принял закон об изъятии колоколов для нужд промышленности. Самый большой из них упал и проломил крышу и потолок. Видимо, кто–то из жителей города сообщил об этом в Москву, и оттуда пришла правительственная телеграмма с требованием приостановить ликвидацию собора. В столицу сообщили, что пролом в крыше будет заделан.
Но местные власти не оставили храм в покое… В 1935 году Троицкий собор был закрыт, богослужения в нем прекратились.
Память о Троицком соборе жива в нашем городе и поныне. Многие жители до сих пор воспринимают его не только как утраченную архитектурную достопримечательность, но и как духовный центр старого Балашова. Ежедневно можно увидеть людей, которые идут к Поклонному кресту, установленному на месте главного алтаря Свято–Троицкого собора. Их молитва о том, чтобы историческая справедливость была восстановлена и вновь засияли золотые купола величественного Свято-Троицкого собора».
Свято троицкий собор балашов
Собор и новый колокол
Источник: старая открытка
Дата: 1915 год
Собор Святой Живоначальной Троицы – ныне утраченный балашовский храм.
История
Первая Троицкая церковь с приделом во имя Архангела Михаила была построена в Балашове в 1767 году и освящена год спустя. Вместо этого деревянного храма в 1820 году тщанием прихожан возвели новую, каменную церковь с двумя приделами: левым во имя Митрофана Воронежского и правым в честь Михаила Архангела. Здание это уже в середине XIX столетия стало слишком тесным для разраставшегося города, из-за чего было принято решение полностью его перестроить в несколько этапов. Сначала в 1870 году были выстроены новые трапезная и колокольня, затем распространили приделы, а в 1879 году разобрали центральную часть храма и построили её заново. Финансировались работы за счёт прихожан и балашовского купца Василия Петровича Туркина. Обновлённый храм стал тёплым, пятипрестольным и обрёл соборный статус. Завершились отделочные работы в 1895 году. На торжество освящения собора съехалось до 20 тысяч человек, причём 4 (16) октября по железной дороге внепланово пустили три поезда специально для богомольцев. К вечеру народ заполонил и собор, и площадь. Всенощную служили до полуночи, а утром 5 (17) октября преосвященнейший Николай и прибывший из Москвы Иоанн Кронштадтский освятили новый собор во имя Святой Живоначальной Троицы. На следующий день владыка Николай освятил южный престол во имя Николая Чудотворца, северный престол великомученицы Екатерины освятил 7 (19) октября протоиерей Метаниев. В штат причта до революции входили протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика, дома для которых были церковные. В 1917 году приход Троицкого собора насчитывал 375 дворов, 1039 мужчин и 1093 женщины.
При Советской власти в 1930 году был впервые поднят вопрос о закрытии и ликвидации собора. Верующим удалось его ненадолго отстоять, но в 1932 году на нужды промышленности были сняты колокола, а ещё через три года окончательно прекратились богослужения. Здание признали непригодным к реконструкции под культурные нужды и взорвали в канун Пасхи 1936 года.
В 2003 году на месте утраченного собора установили памятный крест. В настоящее время активно обсуждается вопрос о восстановлении главной балашовской святыни на её историческом месте, что, однако, выглядит затруднительным и маловероятным (в первую очередь из-за расположенных здесь других объектов паркового комплекса).
Вид на собор и площадь
Источник: старая открытка
Дата: начало XX века
Памятные даты
Каталог статей
То есть найденные нами данные, опубликованные в официальном журнале Саратовской епархии «Саратовские епархиальные ведомости», не подтверждают тезис о том, что «Свято-Троицкий собор был однопрестольным» [6]. В действительности, одно из самых ранних зданий Троицкого храма было двухпрестольным уже в 1768 году (престолы в честь Св. Троицы и Архистратига Михаила)[7], двухпрестольным оно оставалось, как отмечалось выше, в 1806 году [8].
Скорее всего, это здание, как и здание Михайло-Архангельской церкви (1765 г.), было деревянным. По каким-то причинам на его месте в 1806 году было возведено новое, каменное здание с теми же названиями престолов, что и в 1768 году. В 1820 году, можно предположить, был возведен придел во имя Митрофания, Воронежского Чудотворца и храм стал трехпрестольным.
В «Справочной книге Саратовской епархии» сообщается, что в 1879 году был построен «новый пятипрестольный» Свято-Троицкий собор [9]. Но из письма соборного протоиерея Романа Львовича Левитского (1824-1893) в Балашовскую земскую управу от 20 ноября 1881 года выясняется, что строительство было еще не завершено [10]. Об этом же он писал в своей брошюре «Слово о построении Соборного Свято-Троицкого храма в г. Балашове соборного протоиерея, магистра Романа Левитского»[11].
Что же произошло в действительности в 1879 году? В 1879 г. здание храма было не построено, а «сломано» «за маловместимостью и ветхостью», но не все, а только восточная (где находился престол в честь Св. Троицы) и средняя части.
Вместе с тем, после этого события продолжали действовать два придела во имя Архистратига Михаила и св. Митрофания Воронежского Чудотворца в западной, сохранившейся части храма (трапезная), а также колокольня (перестроенная в 1870 году[12]). То есть трапезная (притвор) и колокольня собора не «разбирались». Нами было установлено: с 1879 г. и до 5 октября 1895 г. Троицкий храм продолжал функционировать, но уже как двухпрестольный.
В пользу этого вывода говорят следующие факты: 1) саратовский правящий архиерей Преосвященный Николай (Налимов) 14 сентября 1894 года совершал Божественную литургию в Троицком храме, судя по тексту информационного сообщения, в приделе во имя Митрофания, Воронежского Чудотворца («совершил молебное пение. святителю Митрофанию») [13].
Напомним, что отсутствуют достоверные документальные свидетельства о том, что новое, условно говоря, «главное», трехпрестольное здание собора, к этому времени было полностью достроено и были завершены работы по внутреннему убранству. В 1894 году это здание не было освящено. То есть в нем, по общему правилу, нельзя было совершать литургии.
2) 4 октября 1895 года, в семь часов утра, за день до начала освящения нового, «главного» здания собора (восточная и средняя его части), св. Иоанн Кронштадтский служил «утреню и литургию в теплом приделе соборного храма в сослужении двух соборных священников», т.е. в трапезной
На основании проведенного исследования нами был сформулирован вывод: с научной точки зрения не корректно говорить, что был построен «новый Свято-Троицкий собор». Правильнее говорить: были построены и освящены восточная и средняя части храма.
По сути, как отмечалось выше, храм продолжал свою деятельность на протяжении примерно пятнадцати лет строительства восточной и средней его частей [15].
Ссылки и примечания
[1]См., например, Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов, 2008. С. 14; Трушкина О. Нельзя уничтожить святое //Балашовская правда, 2012, 27 марта.
[2]См. Еремин Г.В. Город Балашов в ранние годы (К 200-летию воссоздания Саратовской губернии) //Российский исторический журнал (РИЖ). 1997. №3. С. 18.
[3] Г.С. Смирнов считает, что межевание в Саратовской губернии началось в 1797 г. (См. Смирнов Г.С. Особенности Генерального межевания восточных губерний Европейской России. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/136/004.pdf).
[4] Г.В. Еремин ссылался на: РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.1272. Балашовский уезд. Л.1. Кроме того, указ. Л. 5-6.
[5] См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 9. Первоисточник: Церкви, входящие в состав Саратовской епархии во время открытия ее в 1799 году, с указанием времени и освящения их (по данным архива Консистории) //Саратовские епархиальные ведомости. 1900. №7. С. 471. Фотокопия этой страницы «СЕВ» размещена на втором снимке справа. Основное содержание данного очерка и другая новая историческая информация по Свято-Троицкому собору содержится в этой же книге (Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. С. 8-20, 179-182, 195-196-198 и др.). Данная книга была подписана в печать 06.09.2015 года.
[6] См. Назарова С.К. Указ соч. С. 14; Трушкина О. Указ. соч.
[7] См. Саратовские епархиальные ведомости (СЕВ). 1895. №18. С. 83.
[8] См. Еремин Г.В. Город Балашов в ранние годы (К 200-летию воссоздания Саратовской губернии) //РИЖ. 1997. №3. С. 18.
[9] См. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 119.
[11] См. Левитский Р. Слово о построении Соборного Свято-Троицкого храма в г. Балашове соборного протоиерея, магистра Романа Левитского. М.: Типо-литография Д.Г. Гаврилова, 1880.
[12] См. Саратовские епархиальные ведомости. 1895. №18. С. 3.
[13] См. Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове //СЕВ. 1894. № 20. С. 915.
В «Справочнике православного человека. Обряды Православной Церкви» читаем: «По окончании постройки новой церкви или капитального ремонта существовавшей прежде положено произвести ее освящение. Освящение храма бывает двух видов.
1. Полное (великое), изложенное в Требнике под названием «Чин освящения храма, от архиерея творимаго».
2. Неполное (малое), состоящее только в водоосвящении и окроплении святой водой храма и церковных построек.
Полное освящение совершается, если
1) храм вновь построен или капитально отремонтирован;
2) помещение церкви было осквернено использованием его для небогослужебных целей;
3) помещение церкви использовалось неправославными общинами;
4) в храме был передвинут или поврежден Престол.
Право освящения храмов принадлежит только епископу. По правилам Вселенской Церкви, если храм не освящен епископом – богослужения в нем приравниваются к расколу и виновные в этом подлежат запрещению» (См. Справочник православного человека. Обряды Православной Церкви. URL: http://azbyka.ru/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-obryady-pravoslavnoj-cerkvi#t8).
В статье «Чин освящения храма архиереем» читаем:
«Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым» (См. Чин освящения храма архиереем. URL: http://www.pravoslavie.ru/2325.html).
В православной энциклопедии «Древо» читаем: «православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор» (См. Храм [Электронный ресурс). URL: https://drevo-info.ru/articles/138.html). По сложившейся в Церкви традиции, престолы из ветхого здания храма, планируемого к разборке, утилизировались: «деревянные части престола должны быть сжигаемы с возможным благоприличием и пепел всыпаем в текущую воду; если материал престола каменный, то таковой должен быть сложен в непопираемое место, под церковь» (См. Ивановский Я. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству. СПб, 1900. С. 148-149). Вероятно, престол в честь Св. Троицы, находившийся в ветхой части Троицкого собора, также был утилизирован.
[14] Подробные сведения об освящении нового трехпрестольного главного здания Свято-Троицкого собора содержаться в материале: Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года //СЕВ. 1895. №22. 15 ноября. С. 933-940.
[15] Подробнее см.: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 8-19 и др.
©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, изображение В.С. Туркина, 2014-2020
Материал размещен с разрешения автора.
Библиографическое описание статьи
Кузеванов Л.И. Свято-Троицкий собор: к 125-летию освящения восточной и средней частей здания //Некоммерческий научный сайт «Балашовский следопыт». 2014-2020. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-526
Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС «Балашовский следопыт» и автора. Все права защищены.
Медицинские интернет-конференции
Языки
История Свято-Троицкого собора города Балашова
Ананьева Н.А., Денисова Ю.Д., Горшенина В.И.
В 1820 году в центре Балашова на Торговой базарной площади, возвели каменный Свято-Троицкий собор. Спустя несколько лет он обветшал, а главное, оказался мал, т.к. население города возрастало. Было задумано, возвести к главному престолу Святой Троицы дополнительные два алтаря. Но начатое в 1879 году строительство продвигалось медленно. Средств прихожан было явно недостаточно. Соборный протоиерей Роман Левицкий обратился к гласным Земской управы с просьбой «…оказать содействие общеполезному и богоугодному делу». В 1880 году он отпечатал в Московской типографии Д.Г. Гаврилова несколько экземпляров брошюры под названием «Слово о постройке соборного Свято-Троицкого Храма в городе Балашове». В ней протоиерей убеждал читателей ускорить строительство собора. К обращению Р.Левитского прислушались, и значительную сумму на строительство нового собора внес именитый Балашовский купец, городской голова Василий Петрович Туркин. Практически на его средства и был возведен этот величественный собор.
Новый собор возвели пятипрестольным, т.е. с 5 алтарями. Храм был сложен из красного кирпича и имел девятнадцатиметровую колокольню. Многие рассказывают, что массивные зеркальные кресты, венчавшие 5 куполов, отсвечивали в округе на несколько километров, и были видны издалека. Фотографию собора посылали на выставку в Париж. Площадь и прилегающую к ней улицу (ныне К.Маркса) стали называть Троицкой улицей.
21 февраля 1930 года на заседании президиума горсовета впервые на повестку дня встал вопрос «о закрытии церковного собора» в г. Балашове. Но коллектив Союза строительных рабочих вынес постановление после долгих споров – собор не ломать, а сохранить как архитектурное сооружение. Но в январе 1932 года уже президиум Нижнее-Волжского краевого исполкома принял закон об изъятии колоколов для нужд промышленности.
В краеведческом музеи есть редкий снимок: скопление народа, глазницы храма пусты, колокола сняты, при этом повредили крышу храма. Здесь устроили склад зерна (по воспоминаниям коренного балашовца А.И. Рощенкина).
18 февраля 1932 года в город пришла правительственная телеграмма, где требовалось приостановить ликвидацию Свято-Троицкого собора, а 16 января 1933 года было принято решение разобрать собор к 1 апреля 1936 года. И накануне Святого Христого воскресенья взорвали Свято-Троицкий соборный храм – признанную архитектурную достопримечательность Балашова, собрата московского храма Христа Спасителя.
Значительную часть имущества собора растащили и уничтожили. Малые иконы, хоть и под страхом наказания, удалось спрятать, а большие погибли в огне. И до сих пор в некоторых семьях сохранились те или эти реликвии Свято-Троицкого собора.
Образ разрушенного собора является символом того мрачного времени, когда невинно гибли сотни тысяч людей, и собор разделил их участь.
Балашов. Собор Троицы Живоначальной.
Троицкий собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В изданном в начале ХХ века «Спутнике пассажира по Юго-Восточным железным дорогам» главной достопримечательностью Балашова был назван Свято–Троицкий собор. Троицкий собор в том виде, который знаком нам по старым открыткам, был построен в 1886 году, а освящен в 1895 г. Однако его история началась гораздо раньше.
Еще в 1820 году на главной торговой площади Балашова был возведен однопрестольный каменный Свято–Троицкий храм. В 1879 году началось новое строительство. Не разрушая прежнее здание, рядом с главным престолом Святой Троицы стали возводить дополнительные, придельные алтари. Их было четыре: во имя св. Николая Чудотворца, св. великомученицы Екатерины, св. архистратига Михаила и св. Митрофания, Воронежского чудотворца. Новый собор стал пятипрестольным. Храм строили на средства горожан. В частности, много денег на строительные работы пожертвовал купец, городской голова В.П. Туркин.
Из книги С.К. Назаровой «Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда» можно узнать многое об этом храме. Собор — образец настоящего архитектурного мастерства — завораживал своей красотой и величием. Он был просторным: стоя у входа, трудно было разглядеть лица людей, находившихся у иконостаса. Здание построили из красного кирпича, а декоративную отделку фасадов выполнили цинковыми белилами. Фигурная кладка, множество сводчатых окон и проемов, изящные кокошники и закомары — все это зачаровывало и радовало глаз. На высокой четырехъярусной колокольне было, по воспоминаниям старожилов, не менее одиннадцати колоколов: главный, обыденный, сигнальный, набатный и «семизвездница» (семь колоколов разной величины — по количеству нот). Зеркальные кресты на куполах собора и крыше колокольни ярко сверкали на солнце и в ясную погоду были видны издалека. Внутри храма прихожане видели прекрасную роспись на потолках, стенах и сводах куполов, живописные полотна на библейские сюжеты, разнообразную церковную утварь, многоярусные паникадила — люстры со свечами. Снаружи вокруг собора была ажурная чугунная ограда, на кирпичном фундаменте которой росла сирень.
Огромный высокий храм доминировал на фоне других построек и поэтому служил своеобразным ориентиром. По его названию площадь, на которой он возвышался, именовалась Троицкой, такое же название было и у одной из близлежащих улиц (в настоящее время — улица К. Маркса).
К сожалению, Троицкий собор недолго радовал жителей города своей красотой. В 1930 году президиум Балашовского райисполкома впервые поставил вопрос о закрытии храма и его ликвидации. Верующие обратились к властям с официальной просьбой сохранить собор. Было решено, что он представляет ценность как архитектурный памятник, и угроза разрушения миновала. Увы, ненадолго…
В 1932 году для нужд промышленности с колокольни Троицкого собора стали снимать колокола. Самый большой из них упал и проломил крышу и потолок. Видимо, кто–то из жителей города сообщил об этом в Москву, и оттуда пришла правительственная телеграмма с требованием приостановить ликвидацию собора. В столицу сообщили, что пролом в крыше будет заделан. Но местные власти не оставили храм в покое… В 1935 году Троицкий собор был закрыт, богослужения в нем прекратились. Президиум горсовета вынес постановление о ликвидации храма (это объяснили тем, что по своему оформлению здание не может быть использовано в культурных целях). Работы планировалось закончить к 1 апреля 1936 года.
Память о Троицком соборе жива в нашем городе и поныне. Некоторые жители до сих пор воспринимают его не только как утраченную архитектурную достопримечательность, но и как духовный центр старого Балашова. Этот храм сейчас можно увидеть только на старых открытках, на месте Троицкой площади давно уже зеленеет парк имени Куйбышева… Но почти каждый день в нем можно увидеть людей, которые идут к Поклонному кресту, установленному на месте главного алтаря Свято–Троицкого собора.
«Утраченная красота Троицкого собора». Автор: М. Карамышева, научный сотрудник Балашовского краеведческого музея.
Соборная Троицкая церковь построена и освящена в 1820 г. по усердию прихожан; каменная, крепкая и теплая; настоящая церковь, за маловместительностью и ветхостью, сломана в 1879 г. и вновь сооружается на том же месте новая, на средства прихожан. Приделы распространены в 1870 г., зданием каменная, колокольня вновь перестроена в 1870 году; церковь воздвигается теплая. Престолов в приделах два: по правую сторону – во имя святого Архистратига Михаила, а по левую – во имя св. Митрофания, Воронежского чудотворца.
Утвари в храме достаточно. К церкви принадлежат здания на юго-западном углу каменной ограды: две каменных лавки и кладовая; на северо-западном углу той же ограды устроены шесть лавок под железной кровлей. Ближайшие к собору церкви Ильинская в сем же городе и Покровская в селе Козловке, в 2-х верстах. Земли при церкви нет.
К соборной церкви приписана Михаило-Архангельская, бывшая прежде соборною. Причта положено по штату с 20 ноября 1873 г.: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Дома у священников собственные, деревянные, на собственных купленных землях; диакон и псаломщики живут в наемных от себя квартирах.
Ныне при соборе состоят: протоиерей Иоанн Алонзов, священники Петр Смирнов и Андрей Беневольский, диакон Стефан Мануилов, псаломщик-диакон Алексей Скафтымов и псаломщики Алексей Изнаирский и Павел Островидов.
Прихожан при церкви числится: военных муж. пола 211, жен. пола 203, статских: муж. пола 72, жен. пола 78; купцов, мещан и других обывателей: муж. пола 1429, жен. пола 1390; а всего душ муж. пола 1766, жен. 1725, дворов 539.
«Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» № 8–11, 17–24 за 1895 г.