свято троицкий собор балашов

Балашовцы познакомились с историей Свято-Троицкого собора

Новый собор возвели пятипрестольным, т.е. с 5 алтарями. Храм был сложен из красного кирпича и имел девятнадцатиметровую колокольню.

К сожалению, Троицкий собор недолго радовал жителей города своей красотой. 21 февраля 1930 года президиум Балашовского райисполкома впервые поставил вопрос о закрытии храма и его ликвидации. Верующие обратились к властям с официальной просьбой сохранить собор. Коллектив Союза строительных рабочих вынес постановление после долгих споров – собор не ломать, так как он представляет ценность как архитектурный памятник.

Но в январе 1932 года уже был принял закон об изъятии колоколов для нужд промышленности. Самый большой из них упал и проломил крышу и потолок. Видимо, кто–то из жителей города сообщил об этом в Москву, и оттуда пришла правительственная телеграмма с требованием приостановить ликвидацию собора. В столицу сообщили, что пролом в крыше будет заделан.

Но местные власти не оставили храм в покое… В 1935 году Троицкий собор был закрыт, богослужения в нем прекратились.

Память о Троицком соборе жива в нашем городе и поныне. Многие жители до сих пор воспринимают его не только как утраченную архитектурную достопримечательность, но и как духовный центр старого Балашова. Ежедневно можно увидеть людей, которые идут к Поклонному кресту, установленному на месте главного алтаря Свято–Троицкого собора. Их молитва о том, чтобы историческая справедливость была восстановлена и вновь засияли золотые купола величественного Свято-Троицкого собора».

Источник

Свято троицкий собор балашов

свято троицкий собор балашов. Смотреть фото свято троицкий собор балашов. Смотреть картинку свято троицкий собор балашов. Картинка про свято троицкий собор балашов. Фото свято троицкий собор балашов

Собор и новый колокол

Источник: старая открытка
Дата: 1915 год

Собор Святой Живоначальной Троицы – ныне утраченный балашовский храм.

История
Первая Троицкая церковь с приделом во имя Архангела Михаила была построена в Балашове в 1767 году и освящена год спустя. Вместо этого деревянного храма в 1820 году тщанием прихожан возвели новую, каменную церковь с двумя приделами: левым во имя Митрофана Воронежского и правым в честь Михаила Архангела. Здание это уже в середине XIX столетия стало слишком тесным для разраставшегося города, из-за чего было принято решение полностью его перестроить в несколько этапов. Сначала в 1870 году были выстроены новые трапезная и колокольня, затем распространили приделы, а в 1879 году разобрали центральную часть храма и построили её заново. Финансировались работы за счёт прихожан и балашовского купца Василия Петровича Туркина. Обновлённый храм стал тёплым, пятипрестольным и обрёл соборный статус. Завершились отделочные работы в 1895 году. На торжество освящения собора съехалось до 20 тысяч человек, причём 4 (16) октября по железной дороге внепланово пустили три поезда специально для богомольцев. К вечеру народ заполонил и собор, и площадь. Всенощную служили до полуночи, а утром 5 (17) октября преосвященнейший Николай и прибывший из Москвы Иоанн Кронштадтский освятили новый собор во имя Святой Живоначальной Троицы. На следующий день владыка Николай освятил южный престол во имя Николая Чудотворца, северный престол великомученицы Екатерины освятил 7 (19) октября протоиерей Метаниев. В штат причта до революции входили протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика, дома для которых были церковные. В 1917 году приход Троицкого собора насчитывал 375 дворов, 1039 мужчин и 1093 женщины.
При Советской власти в 1930 году был впервые поднят вопрос о закрытии и ликвидации собора. Верующим удалось его ненадолго отстоять, но в 1932 году на нужды промышленности были сняты колокола, а ещё через три года окончательно прекратились богослужения. Здание признали непригодным к реконструкции под культурные нужды и взорвали в канун Пасхи 1936 года.
В 2003 году на месте утраченного собора установили памятный крест. В настоящее время активно обсуждается вопрос о восстановлении главной балашовской святыни на её историческом месте, что, однако, выглядит затруднительным и маловероятным (в первую очередь из-за расположенных здесь других объектов паркового комплекса).

свято троицкий собор балашов. Смотреть фото свято троицкий собор балашов. Смотреть картинку свято троицкий собор балашов. Картинка про свято троицкий собор балашов. Фото свято троицкий собор балашов

Вид на собор и площадь

Источник: старая открытка
Дата: начало XX века

Источник

Памятные даты

свято троицкий собор балашов. Смотреть фото свято троицкий собор балашов. Смотреть картинку свято троицкий собор балашов. Картинка про свято троицкий собор балашов. Фото свято троицкий собор балашов

свято троицкий собор балашов. Смотреть фото свято троицкий собор балашов. Смотреть картинку свято троицкий собор балашов. Картинка про свято троицкий собор балашов. Фото свято троицкий собор балашов

свято троицкий собор балашов. Смотреть фото свято троицкий собор балашов. Смотреть картинку свято троицкий собор балашов. Картинка про свято троицкий собор балашов. Фото свято троицкий собор балашов

свято троицкий собор балашов. Смотреть фото свято троицкий собор балашов. Смотреть картинку свято троицкий собор балашов. Картинка про свято троицкий собор балашов. Фото свято троицкий собор балашов

Каталог статей

То есть найденные нами данные, опубликованные в официальном журнале Саратовской епархии «Саратовские епархиальные ведомости», не подтверждают тезис о том, что «Свято-Троицкий собор был однопрестольным» [6]. В действительности, одно из самых ранних зданий Троицкого храма было двухпрестольным уже в 1768 году (престолы в честь Св. Троицы и Архистратига Михаила)[7], двухпрестольным оно оставалось, как отмечалось выше, в 1806 году [8].

Скорее всего, это здание, как и здание Михайло-Архангельской церкви (1765 г.), было деревянным. По каким-то причинам на его месте в 1806 году было возведено новое, каменное здание с теми же названиями престолов, что и в 1768 году. В 1820 году, можно предположить, был возведен придел во имя Митрофания, Воронежского Чудотворца и храм стал трехпрестольным. свято троицкий собор балашов. Смотреть фото свято троицкий собор балашов. Смотреть картинку свято троицкий собор балашов. Картинка про свято троицкий собор балашов. Фото свято троицкий собор балашов

В «Справочной книге Саратовской епархии» сообщается, что в 1879 году был построен «новый пятипрестольный» Свято-Троицкий собор [9]. Но из письма соборного протоиерея Романа Львовича Левитского (1824-1893) в Балашовскую земскую управу от 20 ноября 1881 года выясняется, что строительство было еще не завершено [10]. Об этом же он писал в своей брошюре «Слово о построении Соборного Свято-Троицкого храма в г. Балашове соборного протоиерея, магистра Романа Левитского»[11].

Что же произошло в действительности в 1879 году? В 1879 г. здание храма было не построено, а «сломано» «за маловместимостью и ветхостью», но не все, а только восточная (где находился престол в честь Св. Троицы) и средняя части.

Вместе с тем, после этого события продолжали действовать два придела во имя Архистратига Михаила и св. Митрофания Воронежского Чудотворца в западной, сохранившейся части храма (трапезная), а также колокольня (перестроенная в 1870 году[12]). То есть трапезная (притвор) и колокольня собора не «разбирались». Нами было установлено: с 1879 г. и до 5 октября 1895 г. Троицкий храм продолжал функционировать, но уже как двухпрестольный.

В пользу этого вывода говорят следующие факты: 1) саратовский правящий архиерей Преосвященный Николай (Налимов) 14 сентября 1894 года совершал Божественную литургию в Троицком храме, судя по тексту информационного сообщения, в приделе во имя Митрофания, Воронежского Чудотворца («совершил молебное пение. святителю Митрофанию») [13].

Напомним, что отсутствуют достоверные документальные свидетельства о том, что новое, условно говоря, «главное», трехпрестольное здание собора, к этому времени было полностью достроено и были завершены работы по внутреннему убранству. В 1894 году это здание не было освящено. То есть в нем, по общему правилу, нельзя было совершать литургии.

2) 4 октября 1895 года, в семь часов утра, за день до начала освящения нового, «главного» здания собора (восточная и средняя его части), св. Иоанн Кронштадтский служил «утреню и литургию в теплом приделе соборного храма в сослужении двух соборных священников», т.е. в трапезной

На основании проведенного исследования нами был сформулирован вывод: с научной точки зрения не корректно говорить, что был построен «новый Свято-Троицкий собор». Правильнее говорить: были построены и освящены восточная и средняя части храма.

По сути, как отмечалось выше, храм продолжал свою деятельность на протяжении примерно пятнадцати лет строительства восточной и средней его частей [15].

Ссылки и примечания

[1]См., например, Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов, 2008. С. 14; Трушкина О. Нельзя уничтожить святое //Балашовская правда, 2012, 27 марта.

[2]См. Еремин Г.В. Город Балашов в ранние годы (К 200-летию воссоздания Саратовской губернии) //Российский исторический журнал (РИЖ). 1997. №3. С. 18.

[3] Г.С. Смирнов считает, что межевание в Саратовской губернии началось в 1797 г. (См. Смирнов Г.С. Особенности Генерального межевания восточных губерний Европейской России. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/136/004.pdf).

[4] Г.В. Еремин ссылался на: РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.1272. Балашовский уезд. Л.1. Кроме того, указ. Л. 5-6.

[5] См. Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 9. Первоисточник: Церкви, входящие в состав Саратовской епархии во время открытия ее в 1799 году, с указанием времени и освящения их (по данным архива Консистории) //Саратовские епархиальные ведомости. 1900. №7. С. 471. Фотокопия этой страницы «СЕВ» размещена на втором снимке справа. Основное содержание данного очерка и другая новая историческая информация по Свято-Троицкому собору содержится в этой же книге (Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. С. 8-20, 179-182, 195-196-198 и др.). Данная книга была подписана в печать 06.09.2015 года.

[6] См. Назарова С.К. Указ соч. С. 14; Трушкина О. Указ. соч.

[7] См. Саратовские епархиальные ведомости (СЕВ). 1895. №18. С. 83.

[8] См. Еремин Г.В. Город Балашов в ранние годы (К 200-летию воссоздания Саратовской губернии) //РИЖ. 1997. №3. С. 18.

[9] См. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 119.

[11] См. Левитский Р. Слово о построении Соборного Свято-Троицкого храма в г. Балашове соборного протоиерея, магистра Романа Левитского. М.: Типо-литография Д.Г. Гаврилова, 1880.

[12] См. Саратовские епархиальные ведомости. 1895. №18. С. 3.

[13] См. Пребывание Преосвященнейшего Николая, епископа Саратовского и Царицынского в городе Балашове //СЕВ. 1894. № 20. С. 915.

В «Справочнике православного человека. Обряды Православной Церкви» читаем: «По окончании постройки новой церкви или капитального ремонта существовавшей прежде положено произвести ее освящение. Освящение храма бывает двух видов.
1. Полное (великое), изложенное в Требнике под названием «Чин освящения храма, от архиерея творимаго».
2. Неполное (малое), состоящее только в водоосвящении и окроплении святой водой храма и церковных построек.
Полное освящение совершается, если
1) храм вновь построен или капитально отремонтирован;
2) помещение церкви было осквернено использованием его для небогослужебных целей;
3) помещение церкви использовалось неправославными общинами;
4) в храме был передвинут или поврежден Престол.
Право освящения храмов принадлежит только епископу. По правилам Вселенской Церкви, если храм не освящен епископом – богослужения в нем приравниваются к расколу и виновные в этом подлежат запрещению» (См. Справочник православного человека. Обряды Православной Церкви. URL: http://azbyka.ru/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-obryady-pravoslavnoj-cerkvi#t8).

В статье «Чин освящения храма архиереем» читаем:
«Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым» (См. Чин освящения храма архиереем. URL: http://www.pravoslavie.ru/2325.html).

В православной энциклопедии «Древо» читаем: «православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор» (См. Храм [Электронный ресурс). URL: https://drevo-info.ru/articles/138.html). По сложившейся в Церкви традиции, престолы из ветхого здания храма, планируемого к разборке, утилизировались: «деревянные части престола должны быть сжигаемы с возможным благоприличием и пепел всыпаем в текущую воду; если материал престола каменный, то таковой должен быть сложен в непопираемое место, под церковь» (См. Ивановский Я. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству. СПб, 1900. С. 148-149). Вероятно, престол в честь Св. Троицы, находившийся в ветхой части Троицкого собора, также был утилизирован.

[14] Подробные сведения об освящении нового трехпрестольного главного здания Свято-Троицкого собора содержаться в материале: Очевидец. Освящение Соборного трехпрестольного храма в городе Балашове 5 октября 1895 года //СЕВ. 1895. №22. 15 ноября. С. 933-940.

[15] Подробнее см.: Кузеванов Л.И. Церковная история Балашовского края. М.: Перо, 2016. С. 8-19 и др.

©Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, изображение В.С. Туркина, 2014-2020

Материал размещен с разрешения автора.

Библиографическое описание статьи

Кузеванов Л.И. Свято-Троицкий собор: к 125-летию освящения восточной и средней частей здания //Некоммерческий научный сайт «Балашовский следопыт». 2014-2020. URL: http://bs-t.3dn.ru/publ/31-1-0-526

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для чтения с экрана монитора и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как со специального письменного разрешения ННС «Балашовский следопыт» и автора. Все права защищены.

Источник

Медицинские интернет-конференции

Языки

История Свято-Троицкого собора города Балашова

Ананьева Н.А., Денисова Ю.Д., Горшенина В.И.

В 1820 году в центре Балашова на Торговой базарной площади, возвели каменный Свято-Троицкий собор. Спустя несколько лет он обветшал, а главное, оказался мал, т.к. население города возрастало. Было задумано, возвести к главному престолу Святой Троицы дополнительные два алтаря. Но начатое в 1879 году строительство продвигалось медленно. Средств прихожан было явно недостаточно. Соборный протоиерей Роман Левицкий обратился к гласным Земской управы с просьбой «…оказать содействие общеполезному и богоугодному делу». В 1880 году он отпечатал в Московской типографии Д.Г. Гаврилова несколько экземпляров брошюры под названием «Слово о постройке соборного Свято-Троицкого Храма в городе Балашове». В ней протоиерей убеждал читателей ускорить строительство собора. К обращению Р.Левитского прислушались, и значительную сумму на строительство нового собора внес именитый Балашовский купец, городской голова Василий Петрович Туркин. Практически на его средства и был возведен этот величественный собор.

Новый собор возвели пятипрестольным, т.е. с 5 алтарями. Храм был сложен из красного кирпича и имел девятнадцатиметровую колокольню. Многие рассказывают, что массивные зеркальные кресты, венчавшие 5 куполов, отсвечивали в округе на несколько километров, и были видны издалека. Фотографию собора посылали на выставку в Париж. Площадь и прилегающую к ней улицу (ныне К.Маркса) стали называть Троицкой улицей.

21 февраля 1930 года на заседании президиума горсовета впервые на повестку дня встал вопрос «о закрытии церковного собора» в г. Балашове. Но коллектив Союза строительных рабочих вынес постановление после долгих споров – собор не ломать, а сохранить как архитектурное сооружение. Но в январе 1932 года уже президиум Нижнее-Волжского краевого исполкома принял закон об изъятии колоколов для нужд промышленности.

В краеведческом музеи есть редкий снимок: скопление народа, глазницы храма пусты, колокола сняты, при этом повредили крышу храма. Здесь устроили склад зерна (по воспоминаниям коренного балашовца А.И. Рощенкина).

18 февраля 1932 года в город пришла правительственная телеграмма, где требовалось приостановить ликвидацию Свято-Троицкого собора, а 16 января 1933 года было принято решение разобрать собор к 1 апреля 1936 года. И накануне Святого Христого воскресенья взорвали Свято-Троицкий соборный храм – признанную архитектурную достопримечательность Балашова, собрата московского храма Христа Спасителя.

Значительную часть имущества собора растащили и уничтожили. Малые иконы, хоть и под страхом наказания, удалось спрятать, а большие погибли в огне. И до сих пор в некоторых семьях сохранились те или эти реликвии Свято-Троицкого собора.

Образ разрушенного собора является символом того мрачного времени, когда невинно гибли сотни тысяч людей, и собор разделил их участь.

Источник

Балашов. Собор Троицы Живоначальной.

Троицкий собор

Карта и ближайшие объекты

свято троицкий собор балашов. Смотреть фото свято троицкий собор балашов. Смотреть картинку свято троицкий собор балашов. Картинка про свято троицкий собор балашов. Фото свято троицкий собор балашов

Статьи

В изданном в начале ХХ века «Спутнике пассажира по Юго-Восточным железным дорогам» главной достопримечательностью Балашова был назван Свято–Троицкий собор. Троицкий собор в том виде, который знаком нам по старым открыткам, был построен в 1886 году, а освящен в 1895 г. Однако его история началась гораздо раньше.

Еще в 1820 году на главной торговой площади Балашова был возведен однопрестольный каменный Свято–Троицкий храм. В 1879 году началось новое строительство. Не разрушая прежнее здание, рядом с главным престолом Святой Троицы стали возводить дополнительные, придельные алтари. Их было четыре: во имя св. Николая Чудотворца, св. великомученицы Екатерины, св. архистратига Михаила и св. Митрофания, Воронежского чудотворца. Новый собор стал пятипрестольным. Храм строили на средства горожан. В частности, много денег на строительные работы пожертвовал купец, городской голова В.П. Туркин.

Из книги С.К. Назаровой «Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда» можно узнать многое об этом храме. Собор — образец настоящего архитектурного мастерства — завораживал своей красотой и величием. Он был просторным: стоя у входа, трудно было разглядеть лица людей, находившихся у иконостаса. Здание построили из красного кирпича, а декоративную отделку фасадов выполнили цинковыми белилами. Фигурная кладка, множество сводчатых окон и проемов, изящные кокошники и закомары — все это зачаровывало и радовало глаз. На высокой четырехъярусной колокольне было, по воспоминаниям старожилов, не менее одиннадцати колоколов: главный, обыденный, сигнальный, набатный и «семизвездница» (семь колоколов разной величины — по количеству нот). Зеркальные кресты на куполах собора и крыше колокольни ярко сверкали на солнце и в ясную погоду были видны издалека. Внутри храма прихожане видели прекрасную роспись на потолках, стенах и сводах куполов, живописные полотна на библейские сюжеты, разнообразную церковную утварь, многоярусные паникадила — люстры со свечами. Снаружи вокруг собора была ажурная чугунная ограда, на кирпичном фундаменте которой росла сирень.

Огромный высокий храм доминировал на фоне других построек и поэтому служил своеобразным ориентиром. По его названию площадь, на которой он возвышался, именовалась Троицкой, такое же название было и у одной из близлежащих улиц (в настоящее время — улица К. Маркса).

К сожалению, Троицкий собор недолго радовал жителей города своей красотой. В 1930 году президиум Балашовского райисполкома впервые поставил вопрос о закрытии храма и его ликвидации. Верующие обратились к властям с официальной просьбой сохранить собор. Было решено, что он представляет ценность как архитектурный памятник, и угроза разрушения миновала. Увы, ненадолго…

В 1932 году для нужд промышленности с колокольни Троицкого собора стали снимать колокола. Самый большой из них упал и проломил крышу и потолок. Видимо, кто–то из жителей города сообщил об этом в Москву, и оттуда пришла правительственная телеграмма с требованием приостановить ликвидацию собора. В столицу сообщили, что пролом в крыше будет заделан. Но местные власти не оставили храм в покое… В 1935 году Троицкий собор был закрыт, богослужения в нем прекратились. Президиум горсовета вынес постановление о ликвидации храма (это объяснили тем, что по своему оформлению здание не может быть использовано в культурных целях). Работы планировалось закончить к 1 апреля 1936 года.

Память о Троицком соборе жива в нашем городе и поныне. Некоторые жители до сих пор воспринимают его не только как утраченную архитектурную достопримечательность, но и как духовный центр старого Балашова. Этот храм сейчас можно увидеть только на старых открытках, на месте Троицкой площади давно уже зеленеет парк имени Куйбышева… Но почти каждый день в нем можно увидеть людей, которые идут к Поклонному кресту, установленному на месте главного алтаря Свято–Троицкого собора.

«Утраченная красота Троицкого собора». Автор: М. Карамышева, научный сотрудник Балашовского краеведческого музея.

Соборная Троицкая церковь построена и освящена в 1820 г. по усердию прихожан; каменная, крепкая и теплая; настоящая церковь, за маловместительностью и ветхостью, сломана в 1879 г. и вновь сооружается на том же месте новая, на средства прихожан. Приделы распространены в 1870 г., зданием каменная, колокольня вновь перестроена в 1870 году; церковь воздвигается теплая. Престолов в приделах два: по правую сторону – во имя святого Архистратига Михаила, а по левую – во имя св. Митрофания, Воронежского чудотворца.

Утвари в храме достаточно. К церкви принадлежат здания на юго-западном углу каменной ограды: две каменных лавки и кладовая; на северо-западном углу той же ограды устроены шесть лавок под железной кровлей. Ближайшие к собору церкви Ильинская в сем же городе и Покровская в селе Козловке, в 2-х верстах. Земли при церкви нет.

К соборной церкви приписана Михаило-Архангельская, бывшая прежде соборною. Причта положено по штату с 20 ноября 1873 г.: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Дома у священников собственные, деревянные, на собственных купленных землях; диакон и псаломщики живут в наемных от себя квартирах.

Ныне при соборе состоят: протоиерей Иоанн Алонзов, священники Петр Смирнов и Андрей Беневольский, диакон Стефан Мануилов, псаломщик-диакон Алексей Скафтымов и псаломщики Алексей Изнаирский и Павел Островидов.

Прихожан при церкви числится: военных муж. пола 211, жен. пола 203, статских: муж. пола 72, жен. пола 78; купцов, мещан и других обывателей: муж. пола 1429, жен. пола 1390; а всего душ муж. пола 1766, жен. 1725, дворов 539.

«Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» № 8–11, 17–24 за 1895 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *