свято троицкий макарьевский мужской монастырь
Прошлое и настоящее монастыря
В конце лета 1439 года девяностолетний старец Макарий пришёл в эти безлюдные места, желая безмолвствовать в одиночестве. Поставил крест на поляне, рядом срубил келью и жил, по своему обыкновению в трудах, дни и ночи служа Богу молитвою. Вскоре собралось около него достаточно братии, и с этого времени ведёт начало история монастыря.
Через пять лет преподобный почувствовал приближение смерти. Зная когда и как он скончается, Макарий пришёл в Унженск и там слёг. Перед смертью он заповедал, чтобы его тело отнесли в созданную им обитель и там похоронили. После чего помолившись и благословив всех бывших при нём, тихо отошёл ко Господу.
Это случилось 25 июля (7 августа ) 1444 года. Все болящие и увечные, припадая к его мощам, получали исцеление. По молитвам святого люди возвращались из татарского плена, избавлялись от бесовских козней и наветов.
В середине XVIII в. на территории монастыря возводится комплекс храмов включавший в себя Троицкий, Макарьевский, Благовещенский, Никольский соборы, трапезную, братский, настоятельский корпуса и казённую палату. В 1735 году на месте, где находились деревянные кельи, в которых останавливался в 1619 году царь Михаил Фёдорович, выстроена каменная Успенская церковь с пристроенными к ней больничными кельями. В 1764 году была завершена каменная ограда с четырьмя башнями.
В 1919 году новые власти изгнали братию из монастыря. Начиная с 1929 года храмы закрывают и, разобрав монастырскую ограду, строят из этих кирпичей общественную баню на территории монастыря.
В 1993 году монастырь возрождается как женский. В 1994 г. освящается Макарьевский храм, а годом спустя возвращаются в родную обитель мощи преподобного Макария. Возрождается молитва и богослужения. Указом Священного Синода в 2016г. монастырь преобразован в мужской.
Те, кто бывают здесь часто, могут отметить, что здесь время словно бы остановилось:
так же тихо и безлюдно, как и более пяти с половиной столетий назад, когда впервые пришел сюда преподобный старец Макарий, ища уединения.
В настоящее время монастырь продолжает возрождаться стараниями и молитвами немногочисленной братии.
Комплекс монастыря огромен. Из 5 храмов: Троицкий, Благовещенский, Никольский, Макариевский и Успенский — Макариевский храм — единственный, который достаточно восстановлен для совершения регулярных богослужений. В нем же почивают мощи преподобного Макария.
Ранее в Макариево-Унженском монастыре было до нескольких сот насельников, сегодня — 7 человек братии.
Предстоят значительные объемы работ по восстановлению обители. Братия монастыря с благодарностью примет любую помощь.
Свято троицкий макарьевский мужской монастырь
Основатель обители преподобный Макарий Унженский и Желтоводский родился в Нижнем Новгороде в 1349 году. Еще юношей он принял монашеский постриг в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре, а затем основал Богоявленскую обитель при реке Лух, на северной границе Нижегородского княжества. Перейдя на берега Волги, преподобный возле озера Желтые Воды создал еще один монастырь – Троицкий Желтоводский. В 1439 году из-за нашествия казанских татар святой Макарий вынужден был покинуть свою обитель; отправившись вверх по течению Волги, преподобный и его спутники дошли до реки Унжи. На ее берегу в двадцати верстах от города Унжи преподобный Макарий поселился вместе с двумя учениками-иноками и прожил здесь пять лет до своей блаженной кончины в 1444 году.
На месте подвигов подвижника вскоре после его преставления ко Господу был основан мужской монастырь, посвященный Живоначальной Троице; со временем за ним утвердилось именование Троицкого Макариево-Унженского. Небольшая обитель с деревянными храмами – в одном из которых, посвященном преподобному Макарию, почивали святые мощи унженского старца – до XVII столетия была малоизвестна. Ее возвышение связано с событиями Смутного времени и именем первого царя из дома Романовых, Михаила Феодоровича. По свидетельству монастырских рукописей, в конце 1612 года Михаил Феодорович и его мать инокиня Марфа совершили паломничество в Макариево-Унженский монастырь ко святым мощам преподобного, у которых молились об избавлении из польского плена митрополита Филарета – отца будущего царя. В 1619 году митрополит Филарет вернулся в Москву и был поставлен Патриархом Московским и всея Руси; сразу же после этого совершилось прославление преподобного Макария в лике общерусски чтимых святых, а царь Михаил с матерью отправились в новое –благодарственное – паломничество на Унжу и посетили Макариеву обитель в октябре 1619 года.
Благодаря покровительству царского дома в монастыре началось обширное каменное строительство: в 1664-1670 годах был построен соборный храм во имя Святой Троицы, в 1670-1674 годах – Макариевский храм над святыми мощами преподобного, в 1677-1680 годах – Благовещенский храм с шатровой колокольней; в 1685 году завершилась постройка Никольской надвратной церкви. Часто обитель называли даже «лаврой преподобного Макария». В 1675-1682 годах монастырем управлял игумен Митрофан – будущий святитель, поставленный в 1682 году первым епископом Воронежской епархии.
В 1735 году в обители завершилось строительство пятого каменного храма в честь Успения Божией Матери. В 1778 году из подмонастырской слободы, существовавшей при обители с XV века, и находившегося рядом села Коврово был образован город Макарьев – ставший в 1797 году центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в монастыре располагалось Макарьевское духовное училище. Кроме святых мощей преподобного, чтимой святыней обители являлась чудотворная Макарьевская икона Пресвятой Богородицы. Рядом с обителью, у подножия монастырской горки, располагался почитаемый верующими источник преподобного Макария, над которым была построена часовня. В 1824 году к Макариевскому храму были пристроены приделы во имя святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных; в 1833 году освящены три придела Благовещенского храма – во имя преподобного Михаила Малеина, во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, и в честь Преображения Господня.
В 1919 году монастырь был закрыт революционными властями, его братию изгнали – но монахи, оставшись в городе и соседних селениях, продолжали совершать богослужения в храмах обители. В 1926 году закрыли первый из монастырских храмов, надвратную Никольскую церковь, а в декабре 1929 года состоялось закрытие и остальных храмов. Святые мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей, в стенах обители разместились машинно-тракторная станция и склады зерна. Тогда же бесследно исчезла чудотворная Макарьевская икона Божией Матери.
В 1989 году святые мощи унженского подвижника были обнаружены в запасниках краеведческого музея города Юрьевца (Ивановская область); 14 мая 1990 года состоялась их передача Костромской епархии. Сначала мощи пребывали в Воскресенском соборе на Нижней Дебре (город Кострома), в августе 1991 года их перенесли в приходской Макариевский храм города Макарьева. 16 июля 1993 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево-Унженская обитель была возрождена как женский монастырь, а в январе 1994 года Костромской епархии передали весь ансамбль монастырских зданий. В августе 1994 года архиепископ Костромской и Галичский Александр освятил первый возрожденный монастырский храм – Макариевскую церковь. В 1995 году в обитель из городского приходского храма перенесли святые мощи преподобного Макария; здесь они пребывают и поныне.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь был преобразован в мужской монастырь, а на должность игумена монастыря был назначен игумен Варфоломей (Коломацкий).
Макариево-Унженский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
В конце лета 1439 года, ища уединённой молитвы, в это удалённое от людей место пришёл девяностолетний старец Макарий награждённый от Бога даром особой молитвы, даром исцеления болезней и даром изгонять бесов. Молва о его святой жизни скоро собрала около него достаточно братии и с этого времени ведёт начало более чем полутысячелетняя история монастыря. В 1444 году преподобный Макарий мирно отходит ко Господу и благодарные люди строят над местом его погребения храм (ныне это Макариевский каменный собор).
О раннем периоде Макариево-Унженского монастыря почти ничего неизвестно кроме того что в 1522 году при очередном набеге татар обитель была чудесно сохранена от разорения молитвами святого основателя монастыря. Также известно, что в этом, особо благословлённом Богом месте не прерывалась монашеская молитва и богослужения.
Чуть более двух веков спустя, вера и усердие людей возводят: Троицкий, Макарьевский, Благовещенский, Никольский соборы, трапезную, братский, настоятельский корпуса и казённую палату. В 1735 году на месте, где находились деревянные кельи, в которых останавливался в 1619 году царь Михаил Фёдорович, выстроена каменная Успенская церковь с пристроенными к ней больничными кельями. В 1764 году была завершена каменная ограда с четырьмя башнями.
В 1778 году из подмонастырской слободы и находившегося рядом села Коврово был образован город, получивший название Макарьев и ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское Духовное училище. В 1854 году Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь был возведен в ранг первоклассного (в Костромской епархии к тому времени в первом классе числился только Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь).
Во время Первой мировой войны в стенах обители располагался лазарет для раненых воинов.
В 1919 году братию изгоняют, в 1929 году закрывают все храмы и разобрав монастырскую ограду строят из её кирпичей на святом месте общественную баню. Семь десятилетий святая вера благочестивых предков терпеливо обличала безумных потомков одним лишь молчанием величественных зданий храмов. В 1926 году был упразднен первый из храмов обители, Никольская церковь, где разместился «клуб физкультуры», а в декабре 1929 года состоялось окончательное закрытие монастыря. При этом святые мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей, а в стенах обители разместились машиннотракторная станция и склады зерна; чудотворная Макарьевская икона Божией Матери бесследно исчезла.
В 1993 году, монастырь возрождается как женский, в 1994 освящается Макарьевский храм, в 1995 возвращаются в родную обитель мощи преподобного Макария. Возрождается молитва и богослужения.
Указом Священного Синода в 2016г. монастырь преобразован в мужской.
Не смотря на особую историческую роль монастыря, здесь, большей частью времени, почти также тихо и безлюдно как и более пяти с половиной столетий назад, когда впервые пришел сюда преподобный старец Макарий ища уединения.
Комплекс монастыря состоит из 5 храмов: Троицкий, Благовещенский, Никольский, Макариевский и Успенский. Макариевский храм — единственный, который достаточно восстановлен для совершения регулярных богослужений. В нем же почивают мощи преподобного Макария.
В настоящее время монастырь продолжает возрождаться стараниями и молитвами немногочисленной братии.
О преподобном Макарии
О преподобном Макарии краткое слово
Угодник Божий Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей. От младенчества лежало на нём особое благословение Божие. Это узнавалось потому что как только звон колокола начинал созывать верующих к службе, лежащий в люльке младенец выказывал беспокойство, но как только заносили дитя в храм, то он сразу же успокаивался и улыбался матери. Если же пытались оставить на время службы дома, начинал плакать.
В подробном житии его описано, что в детстве он отличался живым умом и превосходно успевал в обучении, но игр с детьми не любил, более предпочитая степенность и рассудительность. Много времени проводил за чтением книг. Каждый день бывал на молитве в храме.
В возрасте двенадцати лет, движимый желанием особо угождать Богу, Макарий тайно покидает родительский дом. Одевается в одежды нищего, называется жителем другого города и поступает в Печерскую обитель приняв иноческий постриг от руки святого архимандрита Дионисия, будущего архиепископа Суздальского.
Спустя три года отец находит его, но Макарий отказывается видеться с ним, говоря, что он теперь более принадлежит Отцу Небесному, чем отцу земному.
Преподобный, ища более глубокой молитвы, начинает тяготиться образовавшемся многолюдством. Он оставляет одного из братий настоятелем и тайно уходит в место, называемое Жёлтые Воды, находящееся на восточном берегу Волги. Но и здесь он не смог надолго укрыться от людей.
Вначале к нему приходят иноверцы. Чуваши и мордва. Приносят дары. Мёд, хлеб, пшеницу. Преподобный принимает дары, не столько для себя, но чтобы было, что подать приходящим к нему. Некоторые из язычников оставляют прежние заблуждения и принимают от руки преподобного святое крещение в озере, на берегу которого он жил. Слава о нём растёт, и со временем к нему начинают стекаться единоверцы. Вокруг его уединённой кельи образуется новая, вторая по счету, монашеская община. Макария избирают настоятелем. Настоятельствует он достаточно долго, слава о его обители разносится по всей России. Многие приходят издалека, желая принять иночество у него. Имя Макария становится известным у князей, и в 1435-ом году, на некогда пустынном месте, возводится храм во имя Живоначальной Троицы.
Монастырь славится внешним видом, крепостью стен, основательностью строений, но больше всего привлекает людей праведная жизнь монахов.
В это время Богу было угодно особо испытать веру святого Макария. На обитель нападает один из татарских военачальников Улуахмет, изгнанный из Золотой Орды. Монахи не могли долго защищаться. Почти вся братия была скоро убита, и монастырь предают огню. Макария, с немногими оставшимися в живых, взяв в плен, приводят к татарскому воеводе. Но слава преподобного к тому времени была столь велика, в том числе и среди татар, потому что преподобный благодетельствовал и им, что воевода сильно разгневался на своих воинов, сказав: «Вы знали о святой его жизни и посмели напасть на обитель. Бог один и у нас, и у них. Вам придётся держать ответ перед Богом за сделанное зло». После чего велел отпустить Макария, немногих уцелевших иноков с ним и ещё около четырёхсот мирян, не считая женщин и детей. Отпуская их, предупредил, чтобы они уходили скорее из этих мест, потому что местность эта отныне переходит к Казанскому ханству. Преподобный же, невзирая на опасность жестоко пострадать ещё раз, просит похоронить убиенных братьев.
Получив разрешение, придя на пепелище, преподобный — видя повсюду множество убитых, плакал. Потом, совершив отпевание по чину, посоветовавшись, решили идти в Галичские пределы дальше от опасного места.
Был июль. Народ не мог идти по дорогам, но, опасаясь столкнуться с отрядами татар, углубились в лес и шли болотами по нехоженым местам. Еды было немного. Народ изнемогал. Начались скорби. Однажды, народу удалось загнать крупного лося в непроходимый тупик и поймать его. Привели к преподобному, прося благословения освежевать его и съесть. И вот тут, особо открывается в житии величие веры Богу старца Макария. Ему в то время было 90 лет. Помолившись, он велел отпустить лося, сказав: «До окончания (Петрова) поста осталось три дня. Имейте веру. В день празднования апостолов этот лось сам придёт к нам. И мы, во славу Божию, тогда съедим его. Пока же терпите». Лося, отрезав у него одно ухо, отпустили.
И действительно, в день празднования апостолов Петра и Павла, когда люди совсем изнемогли, по вере старца вышел к ним лось с отрезанным ухом. Они взяли его голыми руками привели к преподобному Макарию, и он благословил лося в пищу. Далее, на всём протяжении их пути им попадалась различная дичь к пропитанию народа.
Наконец вышли в пределы города Унженска. (Ныне, поселок Унжа Макарьевского района Костромской области)
В городе знали о Макарии и о его святой жизни. С радостью приняли его и готовы были выделить лучший дом, но пустыннолюбивая душа преподобного и в 90 лет искала одиночества для молитвы. Макарию показали место на горе в 20-ти верстах ниже Унженска, где он поставил крест. Рядом была устроена келья. Вскоре собралась вокруг него братия. Случилось это особо знаменательное событие для города Макарьева в 1439-ом году. С этого года можно отсчитывать рождение нового, третьего основанного преподобным монастыря и впоследствии города, носящего его имя по сей день.
В это время преподобный Макарий, прослуживший Богу в монашестве 75 лет, получает дар исцеления болезней и дар изгнания демонов. Упоминается случай исцеления слепой.
Спустя пять лет, на 95 году жизни, Макарьев приходит в город Унженск, зная о дне своей кончины, прощается со всеми и (25 июля 1444 года) мирно отходит к Тому, Кому служил постами и молитвой всю жизнь.
Тут, казалось бы, можно было бы завершить краткий пересказ жития чудного русского святого… днём праведной кончины его, но невозможно не упомянуть многочисленные чудеса, обильно начавшиеся в день отхода его души ко Господу Иисусу Христу.
Город Унженск и окрестности его, в день преставления святого, наполнились чудным благоуханием. Люди — в домах и на улицах вдыхали этот аромат, бросали повседневные дела и спешили припасть к телу преподобного. Многие плакали. Тело его отнесли в монастырь и там многим Бог даровал исцеления от различных болезней.
Чудеса исцелений продолжались многие годы. Описаны случаи чудесного избавления города Унженска от нашествия татар в 1522-ом году и города Солигалича в 1535-ом году, когда осаждаемые молились преподобному находясь в значительном меньшинстве и надеясь только на Бога. И тогда по молитвам святого Макария враги без видимой причины или в панике убегали, или начинали в безумии убивать друг друга, думая что сражаются с русскими. Известны и иные случаи частной помощи в их бедах особо почитавшим преподобного Макария людям.
Местное почитание памяти преподобного Макария Желтоводского (Унженского) началось вскоре после его преставления.
В 1610 году патриарх Филарет распорядился исследовать случаи исцелений у мощей преподобного Макария. Было засвидетельствовано более пятидесяти случаев, и в том же году имя его было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование его памяти 25июля/7 августа.
Ныне мощи преподобного хранятся в Макарьевском соборе Свято-Троицкого Макарьево-Унженского мужского монастыря.
Свято троицкий макарьевский мужской монастырь
Быстрый хозяйственный рост монастыря привел к росту популярности его настоятеля, который рассматривался братией и прихожанами уже не только как духовный пастырь, но и как благодетель, «господарь».
2 мая 1610 г. литовский военачальник Александр Юзеф Лисовский и русский изменник, атаман казаков Андрей Захарович Просовецкий отступая из-под Суздаля, появились под стенами Калязинской обители и атаковали монастырь, в который спрятались и местные жители.
Монастырь посещался именитыми особами Рюриковичей и Романовых. Трижды побывал в нем Иван Грозный, а в 1599 г. Калязинский монастырь посетил Борис Годунов с супругой и детьми. Семья царя издавна имела благоволение к обители.
В 1609 г. монастырь на время становится центром освободительного движения русского государства от польско-литовских захватчиков. Монастырь на время стал ставкой предводителя русского воинства князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Здесь расположились отряды ополченцев из северных русских земель, которые строили оборонительные сооружения и обучались под командой шведских офицеров.
Главный храм монастыря за свою долгую историю перестраивался три раза. Первый храм в честь Живоначальной Троицы был построен самим преподобным Макарием. Храм этот был деревянным, и его строительство было по преданию завершено за 40 дней. После кончины преподобного, он был похоронен по правую сторону от построенного им храма, у южных врат.
Монастырская колокольня, так же как и Троицкий собор, пережила несколько рождений. Первая деревянная колокольня за ветхостью была разобрана в 1636 г. Вторая колокольня была каменная, построена из белого старицкого камня.
В 30-е годы XX века судьба Троицкого монастыря складывается трагически. В связи со строительством Углической ГЭС монастырь попадает в зону затопления. Калининским облисполкомом принимается решение о передаче монастырских строений Волгострою НКВД. Затем Волгострой начинает разбор монастырских строений на кирпич.
В первые годы игуменства Макария в деревянном Троицком храме существовала придельная церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. О ней упоминается во многих грамотах, писанных на имя Макария Калязинского. Борисоглебская церковь была разрушена в 1521 г. одновременно с перестройкой Троицкого храма
По проекту инженера-архитектора В.И. Кузьмина, в 1884 г. на монастырские средства сооружена Успенская церковь с двумя приделами – Усекновения главы Иоанна Предтечи и Арсения, епископа Тверского, и Бориса и Глеба. Архитектура её была выдержана в русском стиле, с ориентацией на зодчество XVII в.
Алексеевская каменная холодная церковь была построена в 1655 г. при участии А. Мокеева на средства монастырского келаря старца Иринарха по благословению настоятеля монастыря архимандрита Сергия II месте с большими каменными кельями. В длину она была 11 аршин (почти 8 м), а в ширину – 6 аршин (почти 4,5 м).
В Калязине, несмотря на годы беспамятства, на рубеже XX-XXI веков, стали появляться публикации, видеофильмы, проводиться историко-краеведческие конференции, раскрывающие темы истории Калязинского монастыря и житие его основателя.
Основание монастыря
Калязинский Троицкий монастырь был основан в первой половине XV в. (не позднее 1434 г.) монахами Кашинского Клобукова монастыря. Обитель возникла на левом берегу р. Волги против древнего поселения Николы на Жабне. По имени своего основателя, монаха Макария, монастырь долгое время назывался Макарьевским, а по фамилии местного землевладельца – Калязинским.
Выбор места для устройства монастыря не был случаен: он создал монастырь «во своих местех» и «отчину свою, вси села, приложил тому монастырю». Начало обители было положено возведением монахами за 40 дней храма во имя Святой Троицы.