свято троицкий храм обоянь
Свято-Троицкий собор (Обоянь)
Собо́р Тро́ицы Живонача́льной (Свя́то-Тро́ицкий собор, Тро́ицкий собор) — православный храм в городе Обояни Курской области. Памятник архитектуры регионального значения.
Содержание
История [ править ]
Предшествовавшее нынешнему здание соборного храма не сохранилось: оно было построено в 1743 году и простояло примерно полтора столетия. Современный Свято-Троицкий собор начал строиться в 1890 году на средства горожан и купца I гильдии Рябкина. Строительство окончено в 1898 году. Южный престол освящён 3 (15) декабря 1898 года во имя Рождества Пресвятой Богородицы, северный престол — 4 (16) декабря 1898 года во имя святого Николая Чудотворца, а главный — 14 (26) декабря 1898 года во имя Святой Троицы. Все иконостасы храма были золочёные, главный имел 16 больших и 14 малых живописных икон, а два других — по 10 больших и 17—19 малых икон.
К приходу Свято-Троицкого храма относилась лишь часть города Обояни: в 1915 году его составляли 342 дома с проживавшими в них 2065 прихожанами. Собору принадлежала 171 десятина полевой земли, 115 десятин сенокосной и 45 десятин леса (часть земель была подарена прихожанами). В 1915 году заботами прихожан здание собора было отремонтировано, в том числе поновлены иконостасы. При храме функционировала церковно-приходская школа. Настоятелем Свято-Троицкого собора с января 1890 года являлся протоиерей В. И. Ковалевский, много времени уделивший строительству храма.
После принятия декрета СНК РСФСР от 23 января (5 февраля) 1918 года Свято-Троицкий храм продолжал функционировать на основании устава и договора с Обоянским уездным исполнительным комитетом. В соответствии с декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года из храма было изъято 99 предметов, имевших общий вес 6 пудов 25,75 фунта, среди которых были кресты, обложки с евангелий, священные сосуды, кадило, лампады, ризы с 61 иконы. Отстоять в неприкосновенности прихожанам удалось только ризы с трёх икон: образа святого Николая Чудотворца и находившихся в храме с момента его основания образов Спасителя и Божией Матери. Вместо этих риз прихожане собрали и сдали серебряный лом весом 22,5 фунта.
К началу Великой Отечественной войны Свято-Троицкий собор уже не функционировал. Богослужения возобновились 19 декабря 1941 года, священником стал приглашённый общиной верующих М. И. Антонов. Договор о бесплатном и бессрочном использовании храма общиной Свято-Троицкого прихода был возобновлён в августе 1944 года. В 1955 году настоятелем церкви стал С. Г. Ханов; при нём богослужения стали проводиться ежедневно, в будни их посещало до 100 человек, а в воскресные дни — до 200. Среди прихожан храма были как жители самого города, так и пригородных Казацкой и Стрелецкой слобод, а также близлежащих селений. Дни больших церковных праздников на службу приходило до 3,5 тысяч человек. В 1950 году Обоянский райисполком обратился к епископу Нестору с предложением передать Троицкий собор под зернохранилище, в городе начался сбор подписей в поддержку закрытия храма. Лишь ценой согласия на передачу церквей в селе Нижнее Солотино и селе Трубеж под зерносклады удалось уберечь от закрытия Свято-Троицкий собор. На протяжении 1960—1980-х годов храм поддерживался в хорошем состоянии, в нём ежегодно проводились текущие ремонты.
16 октября 1991 года произведена регистрация религиозного объединения Свято-Троицкий храм (Московский патриархат), при этом в то же время было отказано в регистрации прихода Русской православной церкви заграницей, который также претендовал на здание Троицкого собора, не имея каких-либо подтверждающих это право документов. В результате возникшей конфликтной ситуации на протяжении двух лет продолжалась борьба за храм между двумя общинами: в течение всего этого времени здание удерживалось сторонниками игумена Иоасафа (Шибаева). Лишь в сентябре 1993 года Свято-Троицкий собор был возвращён Московскому патриархату.
Описание [ править ]
Монументальное одноэтажное здание из красного кирпича в русско-византийском (псевдорусском) стиле, с тремя апсидами, увенчано одной высокой центральной главой в южно-русском стиле. По углам четверика расположены маленькие главки. Общее количество глав — 13, все они покрыты железом. Храм имеет 38 окон и закрытую паперть. В соборе три престола: центральный — во имя Святой Троицы, южный — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, северный — во имя святого Николая Чудотворца. Общая площадь Троицкого храма составляет 768 м².
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 306230, Курская область, г. Обоянь, ул. Ленина, 19
Свято-Троицкий храм г. Обояни
Свято-Троицкий храм г. Обояни запись закреплена
Прими слезную молитву мою, святой Ангел Хранитель, верный защитник мой! Страх проник кости мои, скорбь сокрушила всю мою душу. Для чего я безумный оставил тебя? Для чего я в искушениях не обратился к тебе? Я сделался рабом демона, страшного существа, отверженного Богом. Я предавал ему свою душу за суетное наслаждение, за удовольствие минутное. Для него я изменил моему Богу. Увы! С моим несчастьем ничто не может сравниться! Молись за меня, святой Ангел, испроси у Милосердого Бога прощение мне в моих беззакониях.
Свято-Троицкий храм г. Обояни запись закреплена
Цитата дня
Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение.
прп. Амвросий Оптинский
«А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6:16)
Много врагов у нас в жизни. Один из главных есть мир; но против этого врага мы имеем щит веры: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5:4). Вера в Того, Кто победил мир. Мы имеем дело с раненым врагом, с миром уже побежденным.
Вера – тот ключ, который открывает нам невидимый мир, открывает нам славу Его и являет нам ее уже здесь, в этой земной хижине.
Верою можем мы видеть невидимое, ибо Господь наш и все воинство Его с нами. Смотри на невидимое, и это даст тебе силу перенести все видимые скорби. Тот же щит веры поможет тебе против всех осаждающих тебя врагов. Щит этот стоит между нами и нашею плотью, между нами и нашим горьким прошлым, между нами и гнетущим нас настоящим, и неведомым нам будущим, наконец, между нами и всеми кознями диавольскими. Им защитим мы нашу душу, им победим окончательно, если только никогда не будем выпускать его из наших слабых рук.
Свято-Троицкий храм г. Обояни запись закреплена
Основы православия
Тема 308. Святые отцы – пример благочестивой жизни.
Один из необходимых признаков, по которым Церковь относит того или иного церковного писателя к святым отцам – это благочестивая, преданная Богу жизнь, которая может служить образцом для нас.
Показать полностью.
Святые отцы показывают нам пример усердного стремления к истине, непрестанного поучения в Священном Писании и Предании и твердой приверженности правой вере – несмотря на все нападки и гонения. Читая их труды, мы воспринимаем не только их учение, но и их пример.
Конечно, единственным полностью безгрешным Человеком является только Господь наш Иисус Христос. Святость и полная безгрешность – это не одно и то же. Святые Отцы остаются людьми, у которых могут быть личные несовершенства, но они показывают нам пример жизни, преображённой Божьей благодатью.
Практические советы
Благословляется ли аборт при беременности в результате изнасилования?
Благословить на грех, а тем более на такой тяжёлый, как убийство матерью своего ребёнка, невозможно. Если взрослый человек ненавидим одним из своих родителей, то это не повод его расстрелять или разорвать на части. Аналогично и в случае с изнасилованием. Ребёнок не виноват, в том, что его отец совершил зло, а мать, как правило, не была осторожна. Аборт не избавляет от материнства, он делает женщину матерью убитого ребёнка. Если же мать не может естественную ненависть к насильнику не переносить на невинное дитя, то следует передать младенца после родов в детский дом.
Свято-Троицкий храм г. Обояни запись закреплена
Тропари, кондаки, молитвы и величания
В четверг, св. апостолам
ТРОПАРЬ В ЧЕТВЕРГ, св. апостолам, глас 3
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Показать полностью.
Перевод: Апостолы святые, молите Милостивого Бога, да прегрешений прощение подаст душам нашим.
Притча дня
Один мудрец, побывавший в доме богача, сказал: «Как же много существует различных вещей, которые мне не нужны».
У старца спросили об одном человеке, богат ли он.
– Не знаю, ответил тот. – Мне лишь известно, что у него много денег.
– Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, – ответил старец. По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворен тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше того, что имеет, беднее того, кто ничего не имеет, но при этом доволен своей участью.
Свято-Троицкий храм г. Обояни запись закреплена
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
ГЛАВА 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
Показать полностью.
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Свято-Троицкий храм г. Обояни запись закреплена
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно
«Читаем Евангелие вместе с Церковью»
Евангелие от Луки, глава 10, ст. 38–42; глава 11, ст. 27–28
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Позвольте поздравить вас, дорогие братья и сестры, с праздником в честь иконы Божией Матери, именуемой Казанской. В этот день по традиции читается евангельское зачало от Луки, состоящее из двух отрывков (Лк. 10, 38–42; 11, 27–28).
Показать полностью.
10.38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
10.39. у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
10.40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
10.41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
10.42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
11.27. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
11.28. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
(Лк. 10, 38–42; 11, 27–28)
В продолжение пути, как повествует евангелист Лука, Господь пришел в одно селение. Из последующих повествований известно, что это была Вифания – селение, расположенное недалеко от Иерусалима, на одном из склонов Елеонской горы. Там жили Лазарь, которого Господь называл Своим другом, и сестры Лазаря, Марфа и Мария.
Приняв Иисуса Христа, Марфа стала суетиться, готовя угощение для гостя, а Мария слушала Спасителя, сидя у Его ног. Марфе, усердно хлопотавшей о приготовлении угощения для Господа, не понравилось, что Мария оставляет ее без помощи, слушая спокойно Его речи. Тогда Марфа обратилась ко Господу со словами: скажи ей, чтобы помогла мне (Лк. 10,40). На такую просьбу Господь ответил с чувством глубокого сожаления: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Лк. 10, 41–42).
Только Мария в покое своего сердца могла внять Божественной мудрости. Конечно же, Марфа любила Господа не менее Марии: она любила слушать Его и исполняла Его волю, но признавала необходимым прежде выполнять житейские дела, а потом уже внимать слову Божию. Мария же избрала искание правды Божией, считая это выше житейских забот, а потому, забывая все земное.
Преподобный Макарий Великий замечает: «А о том, что дело молитвы и слова, совершаемое надлежащим образом, предпочтительнее всякой добродетели и всякой заповеди, свидетельствует Сам Господь. Поэтому пусть молитва привлекает ваше усердие, ценится выше прочих заповедей и предпочитается им. Только бы все делалось по любви к Богу и определялось бы целью достичь, с помощью благодати (Божией), бесстрастной чистоты».
Совершая дело истинной любви, хорошо иметь в виду следующее: если мы действительно желаем послужить ближнему, то в первую очередь постараемся заглянуть в душу этого человека и понять, какая помощь ему действительно необходима и каким образом мы можем проявить наши участие и заботу.
Повествуя о Марфе и Марии, Евангелие напоминает нам о том, что мы часто упускаем из виду: Бог сотворил всех людей разными, но Богу нужны и Марии, и Марфы как соединение двух служений – созерцательного и деятельного.
О необходимости слышать и соблюдать слово Божие говорится также в 27-м и 28-м стихах 11-й главы Евангелия от Луки. Когда женщина из толпы, возвысив голос, сказала Господу: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! (Лк. 11, 27), – Он ответил: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28), – тем самым определяя путь для всех христиан.
Как отмечает Александр Павлович Лопухин, «Господь на восклицание этой женщины, которая высоко ставила только телесное отношение Матери Христа к Ее Сыну, говорит, что одного телесного приближения ко Христу мало для того, чтобы быть блаженным, и что для этого требуется и душевная близость ко Христу – желание слушать и хранить слово Божие, которое Он возвещает».
Как важно, дорогие братья и сестры, слушать и хранить слово Божие, побуждающее христианина к духовному деланию. Ведь именно слово Божие благодатной своей силой просвещает разум, очищает совесть и сердце, укрепляя волю к исполнению закона Божия, побуждая любить ближнего, утверждая надежду, научая по-христиански воспринимать все трудности человеческой жизни и трудиться над очищением души, постепенно возводя человека к совершенству и блаженной вечной жизни.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Свято-Троицкий храм г. Обояни запись закреплена
Священномученик Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, 4 ноября, в День народного единства, Православная Церковь совершает память священномученика Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского.
Священномученик Серафим, архиепископ Угличский (в миру Самойлович Семен Николаевич), родился 19 июля 1881 года в городе Миргород Полтавской губернии.
Показать полностью.
В 1902 году Семен окончил Полтавскую духовную семинарию и получил место учителя Уналашкинской двухклассной школы на Аляске в Америке. В 1905 году находился на той же должности в Ситке, где и был пострижен в мантию епископом Иннокентием (Пустынским) и через месяц рукоположен в иеромонахи. В 1906 году отец Серафим – настоятель Нугекской духовной миссии в Северной Америке. В 1907–1908 годы он преподает в Ситкинской духовной семинарии. В Америке владыка был сподвижником преосвященного Тихона, будущего патриарха, который высоко ценил ревностного миссионера-аскета.
В 1908 году отец Серафим являлся помощником Владикавказского епархиального миссионера, а в 1909 году – духовником Александровской Ардонской духовной семинарии. В 1910 году его назначают сначала наместником Могилевского Братского первоклассного монастыря, а затем, по желанию преосвященного Тихона, занимавшего тогда Ярославскую кафедру, переводят на должность наместника Толгского Ярославского монастыря. Там отец Серафим пишет серьезный труд по истории Толгской обители, приуроченный к 600-летию монастыря. Он открывает школу пчеловодства для мальчиков-сирот, а с началом войны устраивает лазарет.
С 1915 года отец Серафим является наместником Угличского Покровского монастыря. В феврале 1920 года он был хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии.
С июля 1922 года владыка находился в Ярославской тюрьме и после освобождения, в 1924 году, был возведен Святейшим Патриархом Тихоном в сан архиепископа. В 1925 году владыка являлся временно управляющим Ярославской епархией.
Священномученик митрополит Иосиф (Петровых), будучи одним из заместителей Патриаршего Местоблюстителя, на случай своего ареста назначил в 1925 году временных заместителей, в их числе был и владыка Серафим. В 1926 году, 16 (29) декабря, после ареста священномученика митрополита Иосифа (Петровых), владыка выпускает послание о вступлении в должность заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Он управлял Церковью до апреля 1927 года, затем передал управление освобожденному из заключения митрополиту Сергию (Страгородскому).
Известно, что владыку в 1927 году вызывали в ГПУ в Москву, где предлагали принять компромиссные условия легализации Церкви, указав, кого назначить членами Синода. На это святитель ответил отказом, предложив своих членов Синода и в их числе митрополита Кирилла (Смирнова). «Ведь он же сидит», – говорят чекисты. «А ведь он у вас сидит, освободите его», – отвечал святитель. За такой ответ он был вскоре арестован.
В заключении на Соловках владыка был на общих работах. Таская кирпичи на постройку здания, владыка упал с лесов и переломал себе ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом. В марте 1932 года он был освобожден из лагеря и сослан на три года в Северный край, где возглавил тайную Церковь, ставил священников, совершал постриги. По воспоминаниям духовных чад, он слабел телесно, но духом был тверд.
В мае 1934 года святитель снова был арестован в Архангельске по обвинению в создании новой «контрреволюционной организации сторонников истинно-православной церкви» и приговорен к пяти годам лагерей. Заключение отбывал в Сусловском отделении Сиблага. Владыка был расстрелян в лагере 4 ноября 1937 года.
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается:
празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году);
равноап. Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца (ок. 167);
семи отроков, иже во Ефесе: свв. Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Ексакустодиана (Константина) и Иоанна (ок. 250; 408–450);
сщмч. Александра, епископа Адрианопольского, мч. Ираклия, воина, и мцц. Анны, Елисаветы, Феодотиии, Гликерии (II–III);
сщмчч. Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева, пресвитеров; прмчч. Германа (Полянского) и Мины (Шелаева), архимандритов (1937);
сщмчч. Николая Богословского и Николая Ушакова, пресвитеров, и прмч. Григория (Воробьева), игумена (1937);
празднуется обретение мощей сщмч. Никодима (Кононова), епископа Белгородского (2012);
совершается празднование в честь икон Божией Матери Андрониковской, Якобштадтской (XVII).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства и с днем народного единства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Свято-Троицкий храм г. Обояни запись закреплена
История
ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ (1579 Г.)
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Показать полностью.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. За несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
В соборе Казанского девичьего монастыря икона находилась до начала ХХ в., а в 1904 г. Россию потрясло известие о похищении святыни. Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.
К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, – в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.
Потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам Своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.
ИЗБАВЛЕНИЕ МОСКВЫ И РОССИИ ОТ ПОЛЯКОВ В 1612 Г.
Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
. Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.
Перевод: Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего, за всех молишь Ты Сына Твоего, Христа Бога нашего, и содействуешь спасению всех, под мощный Твой покров прибегающих. Всех нас защити, о Госпожа, Царица и Владычица, пребывающих в напастях, и скорбях, и болезнях, обремененных грехами многими, предстоящих и молящихся Тебе с умиленною душою и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и имеющих твердую надежду в Тебе на избавление от всех зол. Всем полезное даруй и всех спаси, Богородица Дева, ибо Ты – Божественный покров рабам Твоим.
Перевод: Прибегнем, люди, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; поспешим на молитву и подвигнемся на покаяние: ибо источает нам неоскудевающие милости Пречистая Богородица, спешит на помощь и избавляет от великих бед и зол благочестивых и богобоязненных рабов Своих.
Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской»
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь// всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской»
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́н