свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь

Свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь

Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!

свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Смотреть фото свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Смотреть картинку свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Картинка про свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Фото свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырьУважаемые посетители сайта Свято-Троицкого Анзерского скита, дорогие братья и сестры!

За тысячу верст к северу от столицы, возник в XV веке Соловецкий монастырь. Удаленность этого святого места от мирской суеты некогда привлекла сюда ревнителей монашеского подвига, преподобных Зосиму, Савватия и Германа, основавших на Большом Соловецком острове пустынную обитель. К концу шестнадцатого столетия монастырь стал крупнейшим на севере России оплотом Православия, сильно умножалась его монашеская братия. И посему искатели уединенной пустынной жизни избрали для своих духовных подвигов остров Анзер. Это самый северный остров Соловецкого архипелага, за которой только бескрайнее Студеное море.

После закрытия Соловецкого монастыря Свято-Троицкий скит стал именоваться «пункт Анзер» и превратился в административный центр IV отделения Соловецкого лагеря особого назначения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство. В 1929-1931 годах в келейном корпусе скита находились в заключении инокини разных монастырей. После упразднения Соловецкого лагеря монастырское наследие Свято-Троицкого скита пришло в запустение.

Десять лет назад, в 2001 году, возобновилось в скиту круглогодичное проживание монашествующих. В августе 2009 года Святейший Патриарх Кирилл благословил меня на послушание скитоначальника для восстановления Анзерской пустыни. Работы предстоят немалые и не на один год, древние строения скита лежат в руинах. Смиренно прошу всяческой помощи и содействия в этом общем деле по восстановлению нашего великого православного наследия.

Скитоначальник Свято-Троицкого Анзерского скита Иеромонах Георгий (Курдогло)

Перепечатка и копирование материалов сайта благословляется без условий. Будем благодарны за размещение ссылки на наш сайт.

Источник

Свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь

История

В 1620 году на острове, на берегу длинного узкого морского залива, получившего название Троицкая губа, был основан Свято-Троицкий скит.

Его основателем был постриженик Соловецкого монастыря Елеазар († 13 января 1656), прославившийся как строгий подвижник и аскет, духовный наставник и учитель, образованный человек, иконописец, переписчик книг и автор нескольких аскетических произведений. Родился он в Козельске, в купеческой семье Севрюковых, в молодом возрасте ушел в Соловецкий монастырь и в игуменство преподобного Иринарха принял постриг. По благословению игумена в 1614-1615 годах монах Елеазар удалился на остров Анзер и стал жить отшельником.

Слава о его духовных подвигах распространилась далеко за пределами Поморья, и к подвижнику стали стекаться люди, ищущие уединения. Так был основан скит.

В первые годы его существования преподобный Елеазар был только духовным руководителем братии, но в 1624 году ему пришлось взять на себя и бремя управления скитом. Правила иноческой жизни для насельников были составлены самим Елеазаром, ориентировавшимся на древние образцы монашеских наставлений. Особое внимание уделялось правилам для молодых монахов и их отношениях с опытными старцами-наставниками. Вначале насельники скита жили каждый в отдельной келье, построенной своими руками, на расстоянии примерно одной версты друг от друга, трудились и собирались вместе сначала раз, затем два раза в неделю для общей молитвы; так продолжалось до 1646 года, когда собираться стали ежедневно.

В Троицкий скит около 1636 года пришел священник Никита Минов, будущий патриарх Никон, и принял здесь монашеский постриг. Он прожил на Анзере около трех лет.

свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Смотреть фото свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Смотреть картинку свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Картинка про свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Фото свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырьВ связи с ростом числа насельников, преподобный Елеазар занялся благоустройством скита. В 1650 была построена и освящена каменная Троицкая церковь с приделами в честь иконы Божией Матери «Знамение» и преподобного Михаила Малеина, недалекоот храма построены кельи. Преподобный Елеазар пользовался большим уважением царя Алексея Михайловича, и в скит поступали щедрые пожертвования.

Основатель скита преподобный Елеазар преставился 13 января 1656 года и был погребен к востоку от алтаря Троицкой церкви. Впоследствии рядом с ним были погребены два его любимых ученика Никодим и Никифор. В 1757 году состоялось открытие мощей преподобного Елеазара.

Вскоре после кончины преподобного Елеазара в истории скита произошли трагические события: сначала набеги грабителей, а потом и разорение за поддержку монастыря во время «Соловецкого сидения». В XVIII веке в скиту были произведены значительные перестройки. В XIX веке он становится местом массового паломничества.

До нашего времени не дошли древние постройки скита за исключением частично сохранившейся трапезной XVII века. Существующая каменная Троицкая церковь с приделом во имя преподобного Михаила Малеина, третья по счету, сооружена в 1880-1884 годах, она примыкает к двухэтажному келейному корпусу, построенному в 1803 году. Из деревянных построек сохранились бревенчатый двухэтажный дом для трудников, скотный двор, конюшни, амбары.

Источник

СОЛОВЕЦКИЙ ТРОИЦКИЙ СКИТ

свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Смотреть фото свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Смотреть картинку свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Картинка про свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Фото свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь
Свято-Троицкий скит сегодня

Троицкий скит Соловецкого монастыря на острове Анзер

Устроителем скита почитается преподобный Елеазар. Он был принят в число братии Соловецкого монастыря преподобным Иринархом, игуменом обители. Стремясь к отшельнической жизни, инок Елеазар удалился на остров Анзер в 1615 году.

Анзер был необитаем и лишь иногда служил пристанищем для беломорских рыбаков. В XVI веке на острове были устроены монастырские солеварни, на которых работало более 70 человек. В 1583 году на Анзер перенесли из монастыря деревянную церковь святителя Николая Чудотворца. В конце XVI века солеварни были закрыты, и остров снова опустел. На Анзере в уединении селились лишь иноки, искавшие пустынножительства.

В Соловецком патерике упоминается, что в 1616 году инок Елеазар встретился на острове с иеромонахом Фирсом «и принял от него пострижение в схиму». К подвижнику стали приходить люди, стремившиеся к отшельнической жизни, и селиться поблизости от его келии. Спустя 4 года игумен Иринарх благословил устроить скит на берегу Троицкой губы на месте чудесного явления, где, по преданию, монастырские рыбаки видели «столп огнен, до небес восходящ».

Расцвет скита

Об анзерских пустынножителях стало известно царскому двору. На пожертвования царицы Марфы в 1621 году была построена в скиту деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом в честь преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя царя Михаила Феодоровича). Для нового храма государыня пожаловала книги, иконы и церковную утварь. Строителем (скитоначальником) с 1624 года был назначен преподобный Елеазар. Братия скита жила по обычаю древних иноков: «каждый пустынник имел особую келию, на некотором расстоянии от других, пребывая в ней в посте и молитве, занимаясь каким-либо рукоделием для своего пропитания, никого не принимал к себе и сам не ходил, кроме собрания на общую молитву». После недели труда и молитв иноки собирались в субботу вечером на общую службу в храме. В воскресенье утром, по окончании литургии, совершали чин прощения и в молчании расходились по келиям.

Через несколько лет преподобный Елеазар был приглашен в Москву и представлен царю Михаилу Феодоровичу. Анзерский пустынник, имея дар прозорливости, предсказал ему скорое рождение долгожданного наследника престола — будущего государя Алексея Михайловича.

В знак царской милости Свято-Троицкий скит в 1633 году был отделен от Соловецкого монастыря и получил самостоятельность.

В начале 1630-х годов в скиту принял монашеский постриг священник Никита Минов, будущий патриарх Никон. Он участвовал в украшении храма: по благословению преподобного Елеазара написал на холсте Нерукотворный образ Спасителя. В Анзерском скиту он прожил всего три года и, в 1635 году, покинул скит.

В царствование Алексея Михайловича с 1646 года на Анзере началось строительство каменной Свято-Троицкой церкви с двумя приделами: в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и во имя преподобного Михаила Малеина.

Усердными трудами преподобного Елеазара и его сподвижников на отдаленном северном острове был устроен скит для иноков-пустынножителей, сооружены келии и каменный храм с трапезной палатой.

Разорение скита и его последующее возрождение

Смута, связанная с исправлением богослужебных книг и неприятием церковной реформы патриарха Никона, охватившая Соловецкий монастырь в 1668 – 1676 годах, коснулась и Анзера. Монастырь, оказавший сопротивление царскому войску, был захвачен, а насельники обители жестоко наказаны. Анзерский скит за поддержку мятежной Соловецкой обители был разорен. Назначенный в 1676 году архимандрит Макарий призван был восстановить в обители благочиние.

Царь Феодор Алексеевич простил опальный монастырь, но, опасаясь распространения церковного раскола, в 1682 году перевел обитель из ведения митрополитов Новгородских во вновь учрежденную Холмогорскую и Важескую епархию.

Через год указом архиепископа Холмогорского Афанасия скит был передан Соловецкому монастырю. Насельники скита (17 человек) получали жалованье на питание и церковные нужды. Денег на содержание скита не хватало, иноки терпели лишения.

Преподобный Иов с 1712 года начал заботиться об устроении на Анзере Голгофо-Распятского скита. Строителем Свято-Троицкого скита в 1714 году стал иеромонах Паисий. В начале 1740-х годов при строителе Глебе в скиту был обновлен каменный храм во имя Живоначальной Троицы, поставлена высокая колокольня. Над местом погребения преподобного Елеазара построена новая деревянная часовня.

В 1757 году обретены святые мощи преподобного Елеазара и сооружена каменная часовня.

По проекту архангельского архитектора Введенского в 1880-1884 годах заново отстроен Свято-Троицкий храм, перестроена колокольня. В это время в скиту были обновлены жилые и хозяйственные постройки, деревянные сооружения. Архитектурный облик скита значительно изменился, поскольку храм сооружен в неорусском стиле в отличие от церкви XVIII века, которая была построена в стиле барокко.

В XIX веке в числе иноков скита были подвижники: старец Наум, иеросхимонах Иероним (Лукин), пустынник Филипп, которые своей благочестивой жизнью заслужили уважение братии, и память о них сохраняется в истории Анзерского скита и Соловецкой обители.

В «Историческом описании Свято-Троицкого Анзерского скита», которое вышло в 1914 году, говорилось, что в Анзерский скит уходят по благословению настоятеля Соловецкого монастыря «испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдаленном уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и в безмолвии, внимая своему спасению, беседовать с единым Богом».

Повторное разорение скита в советское время

В 1924 году, после закрытия Соловецкого монастыря, на Анзере было создано VI отделение Соловецкого лагеря особого назначения. Скит стал административным центром анзерского отделения. Здесь содержали духовенство и политзаключенных. В 1929 – 1931 годах в келейном корпусе скита находились в заключении инокини из разных монастырей. Анзерское отделение Соловецкой тюрьмы существовало до 1939 года.

После второй мировой войны на острове располагались различные подразделения вооруженных сил. Строения Свято-Троицкого скита использовались с хозяйственными целями. Колхозники беломорского села Летняя Золотица заготавливали на Анзере сено. Заброшенный скит подвергался бесконтрольной и зачастую варварской эксплуатации.

С 1967 года все здания и сооружения скита перешли в ведение Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. В 1994 году начались реставрационные работы под руководством В.В.Сошина.

Возрождение скитской жизни в наше время

После возрождения иноческой жизни в Соловецком монастыре Святейший Патриарх Алексий II благословил совершать Божественную литургию во всех сохранившихся храмах и приделах Соловецкого монастыря, его скитов и пустыней. В престольный праздник Свято-Троицкого храма в 1992 году состоялось богослужение: Всенощное бдение и Божественная литургия.

С 2001 года в скиту стали совершаться регулярные богослужения.

С 2002 года по решению патриарха Алексия II скит находится на попечении Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В 2009 году была воссоздана часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» над каналом.

Скитоначальники

Престольные праздники

Источник

Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря

Мiръ Россия Архангельская область Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря

свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Смотреть фото свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Смотреть картинку свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Картинка про свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Фото свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь

Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря — скит Соловецкого монастыря, основан преподобным Елеазаром Анзерским на берегу морской губы на месте старинных монастырских солеварен, по благословению преподобного игумена Иринарха, испросившего разрешение государя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета.

Содержание

История [ править ]

В 1620 году на острове, на берегу длинного узкого морского залива, получившего название Троицкая губа, был основан Свято-Троицкий скит.

Его основателем был постриженик Соловецкого монастыря преподобный Елеазар († 13 января 1656), прославившийся как строгий подвижник и аскет, духовный наставник и учитель, образованный человек, иконописец, переписчик книг и автор нескольких аскетических произведений. Родился он в Козельске, в купеческой семье Севрюковых, в молодом возрасте ушел в Соловецкий монастырь и в игуменство преподобного Иринарха принял постриг. По благословению игумена в 1614-1615 годах монах Елеазар удалился на остров Анзер и стал жить отшельником.

Слава о его духовных подвигах распространилась далеко за пределами Поморья, и к подвижнику стали стекаться люди, ищущие уединения. Так был основан скит.

В первые годы его существования преподобный Елеазар был только духовным руководителем братии, но в 1624 году ему пришлось взять на себя и бремя управления скитом. Правила иноческой жизни для насельников были составлены самим Елеазаром, ориентировавшимся на древние образцы монашеских наставлений. Особое внимание уделялось правилам для молодых монахов и их отношениях с опытными старцами-наставниками. Вначале насельники скита жили каждый в отдельной келье, построенной своими руками, на расстоянии примерно одной версты друг от друга, трудились и собирались вместе сначала раз, затем два раза в неделю для общей молитвы; так продолжалось до 1646 года, когда собираться стали ежедневно.

В Троицкий скит около 1636 года пришел священник Никита Минов, будущий патриарх Никон, и принял здесь монашеский постриг. Он прожил на Анзере около трех лет.

В связи с ростом числа насельников, преподобный Елеазар занялся благоустройством скита. В 1650 была построена и освящена каменная Троицкая церковь с приделами в честь иконы Божией Матери «Знамение» и преподобного Михаила Малеина, недалекоот храма построены кельи. Преподобный Елеазар пользовался большим уважением царя Алексея Михайловича, и в скит поступали щедрые пожертвования.

Основатель скита преподобный Елеазар преставился 13 января 1656 года и был погребен к востоку от алтаря Троицкой церкви. Впоследствии рядом с ним были погребены два его любимых ученика Никодим и Никифор. В 1757 году состоялось открытие мощей преподобного Елеазара.

Вскоре после кончины преподобного Елеазара в истории скита произошли трагические события: сначала набеги грабителей, а потом и разорение за поддержку монастыря во время «Соловецкого сидения». В XVIIIвеке в скиту были произведены значительные перестройки. В XIX веке он становится местом массового паломничества.

Современное состояние [ править ]

До нашего времени не дошли древние постройки скита за исключением частично сохранившейся трапезной XVII века. Существующая каменная Троицкая церковь с приделом во имя преподобного Михаила Малеина, третья по счету, сооружена в 1880-1884 годах, она примыкает к двухэтажному келейному корпусу, построенному в 1803 году. Из деревянных построек сохранились бревенчатый двухэтажный дом для трудников, скотный двор, конюшни, амбары.

Престольные праздники [ править ]

Святыни [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, Архангельская область, Приморский район, остров Анзерский

Паломнику [ править ]

Анзер – самый северный и труднодоступный остров Соловецкого архипелага – с начала XVII века стал пристанищем для пустынножителей, ищущих безмолвия и уединенной молитвы. Со временем на Анзере образовались два скита: Свято-Троицкий с 1620 г. и Голгофо-Распятский с 1712 г. Мирских поселений здесь никогда не было.

В настоящее время оба скита действующие, поэтому посещение о. Анзер – это довольно редкая возможность для мирских людей прикоснуться к святыням и особой заповедной атмосфере этого места. С 1 июня по 15 сентября паломническая служба Соловецкого монастыря и экскурсионное бюро Соловецкого музея-заповедника организуют путешествия на о. Анзер в составе паломнических и экскурсионных групп в сопровождении экскурсовода в течение одного дня (без ночевки).

Паломническая поездка на о. Анзер включает:

Время пребывания на Анзере около 6 часов. Длительность всего путешествия 12-14 часов.

С собой необходимо иметь:

Заявки на посещение о. Анзер принимаются от групп и частных лиц в паломнической службе Соловецкого монастыря (тел. +7 911 575 83 10, e-mail: palomnik@solovki-monastyr.ru) и в экскурсионном бюро Соловецкого музея-заповедника (тел. +7 818 3590 321, e-mail scg@solovky.ru).

Все поступающие заявки на включение в паломнические группы регистрируются и выполняются в соответствии с очередностью в зависимости от погоды и наличия транспорта.

В анзерских скитах поддерживается строгий пустынножительный устав, подразумевающий необходимость молитвенного уединения. В летнее время братия жертвует своим сложившимся распорядком, чтобы люди могли получить для себя духовную пользу от пребывания в святых местах. К моменту прихода паломнических и экскурсионных групп организуется доступ в храмы и часовни. Насельники и трудники Свято-Троицкого и Голгофо-Распятского скитов поддерживают радиосвязь с паломническими и туристическими группами, следят за их благополучным прибытием в установленное время, помогают в швартовке морских катеров, переправке пассажиров с судна на берег, имеют возможность вызвать подмогу, оказать первую медицинскую помощь. Таким образом, они безвозмездно выполняют функции спасательных служб.

Поэтому несогласованное посещение о. Анзер индивидуальными паломниками или туристами не благословляется, ибо может быть опасным из-за непредвиденных случайностей (травмы, переохлаждения, аварийной остановки или поломки судна), так как о происшествии и местонахождении пострадавшего из-за отсутствия мобильной связи не будет известно никому.

Важно: Ввиду того, что у острова Анзер прибрежная полоса мелководна, доставка паломников с катера до берега и обратно осуществляется на лодках. При пересадке с катера на лодку и обратно следует быть предельно внимательными и осторожными. При высадке из лодки на берег нельзя торопиться, так как прибрежные камни могут быть скользкими. Экскурсия проводится при отсутствии штормового предупреждения, при внезапной смене погоды в процессе экскурсии решение о выходе в море, возвращении и т. п. принимает капитан судна. При резкой смене погоды и невозможности выхода катера в море с острова Анзер возможна задержка на несколько часов и даже суток. При посещении острова Анзер в дождливую погоду или после дождя НЕОБХОДИМЫ резиновые сапоги и плащи (лучше полиэтиленовые, так как капроновые после часа дождя обычно промокают).

Источник

Голгофо-Распятский Анзерский скит Соловецкого монастыря скит ставропигиального мужского монастыря

свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Смотреть фото свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Смотреть картинку свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Картинка про свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь. Фото свято троицкий анзерский скит соловецкий монастырь

История

На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова, селились отшельники.

В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие. В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году.

С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь.

Постепенно к подвижнику начали собираться желающие учиться пустынножительству. Устав скита был таков: принимали всякого приходящего, но предупреждали о трудностях иноческой жизни. Желавшему поступить в скит надлежало своими руками построить себе келью. Пища была самая скудная, послушание признавалось первой из всех добродетелей.

Скитская жизнь постепенно налаживалась, но в 1718 году на скит напали разбойники и, избив братию, разграбили все имущество.

6 марта 1720 года преподобный Иов в возрасте 85 лет преставился ко Господу и был погребен у входа в церковь. Над могилой поставили небольшую деревянную часовню. Вскоре скит совсем запустел, и сюда лишь удалялись – поодиночке или по двое – на безмолвие насельники Соловецкого монастыря и Свято-Троицкого скита.

В начале XIX века настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Досифей (Немчинов) решил возобновить Голгофо-Распятский скит и с просьбой об этом обратился в Святейший Синод. Разрешение было получено, и в 1828 году начались работы. За одно лето проложили хорошую дорогу от Свято-Троицкого скита, а на горе возвели большой двухъярусный пятиглавый храм в честь Распятия Господня с папертью, сенями и кельями. В следующие два лета завершено было внутреннее убранство храма и построена колокольня. 13 сентября 1830 года храм был освящен, в том же году завершили его отделку, а 24 октября освятили престол каменного теплого придела в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Вслед за церковью, в 1831 году, на северном склоне горы была построена первая гостиница, а в 1833 году, на южном склоне, – двухэтажный каменный корпус с тремя кельями и кухней внизу и трапезной на втором этаже. В том же году старая деревянная церковь с горы была перенесена на то самое место, где когда-то стояла келья Паисия и 14 июля 1835 года освящена в честь Воскресения Господня.

В скиту возобновилась иноческая жизнь. Устав скита составил архимандрит Досифей. Он напоминал братии, что в скиту при жизни преподобного Иова пища была самая постная, иноки никогда не вкушали рыбы и масла, но немощи ради разрешил рыбу и постное масло по праздникам. Согласно уставу «служба Божия должна отправляема быть не леностно, не скоро, но чинно, читать не торопясь, единогласно службу Божию исполнять, яко пред самим лицем Божиим».

К концу XIX века в скиту проживало 18 человек братии, летом приезжали паломники. 18 июня 1912 года торжественно, при большом стечении гостей, отметили 200-летие со дня основания скита.

После закрытия монастыря скиты острова Анзер вначале перешли в ведение совхоза, а в 1923 году – в распоряжение Соловецкого лагеря особого назначения и стали его VI отделением. Туда в основном посылали больных и слабосильных заключенных. В 1925 году были вскрыты и вывезены в музей Соловецкого общества краеведения святые мощи преподобного Елеазара. Во время эпидемии тифа, во второй половине 20-х годов, в Голгофо-Распятском скиту был устроен один из тифозных карантинов. Только за восемь месяцев 1929-1930 годов здесь умерло 979 человек. На Голгофе скончались и священномученики Петр (Зверев; †7 февраля 1929) и Владимир (Введенский; † 3 апреля 1931). В 1937 году после реорганизации СЛОНа в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, остров Анзер стал IV отделением тюрьмы.

В военные и послевоенные годы остров использовался как сенокосные угодья. Еще в середине 1960-х годов остров Анзер был объявлен заказником, в 1970-е – «особо охраняемой территорией», и въезд на него был ограничен.

3 июля 1994 года, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, архимандритом Иосифом (Братищевым) с Соловецкой братией у подножия горы Голгофы был установлен девятиметровый поклонный крест в память Новомучеников Соловецких.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году при Синодальной комиссии была создана рабочая группа по канонизации святых под руководством игумена (тогда иеромонаха) Дамаскина (Орлова) и игумена Германа (Чеботаря). 17 июня 1999 года за алтарем храма Воскресения Христова на острове Анзер были обретены мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского и Задонского, скончавшегося на горе Голгофе от тифа 7 февраля 1929 года. Сначала мощи были перенесены в Воскресенскую церковь. Епископ Петр был прославлен в лике Святых в августе 2000 года.

11 июня 2000 года в Успенском приделе Распятского храма на горе Голгофе были обретены находившиеся под спудом мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского.

В обители был установлен новый праздник – Собор новомучеников и исповедников Соловецких, который отмечается 23 августа.

В течение лета в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер были завершены начавшиеся в 1995 году работы по реставрации деревянного храма Воскресения Христова XVIII века. Работы проводились на средства архангельского предпринимателя В. З. Анциферова. Его стараниями к северу от Воскресенской церкви тем же летом был сооружен из бруса новый келейный корпус для проживания монашествующей братии.

На праздник Успения Пресвятой Богородицы иеромонах Евлогий вместе с игуменом Германом по благословению священноначалия монастыря совершили в этом храме праздничное всенощное бдение и Божественную литургию.

В феврале 2000 года Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление монашеской жизни на острове Анзер.

15 марта, в день празднования иконы Божией Матери «Державная», Святейший Патриарх подписал указ о назначении иеромонаха (ныне игумена) Евлогия (Стручалина) скитоначальником возобновляемого анзерского Голгофо-Распятского скита.

В мае 2001 года распоряжением Министерства культуры и Министерства госимущества РФ постройки скитов острова Анзер переданы монастырю в безвозмездное пользование сроком на 49 лет.

В течение лета 2002 года в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, на месте погребения священномученика Петра (Зверева), была сооружена деревянная часовня. В ней находятся икона священномученика и деревянное надгробие.

Летом 2005 года на острове Анзер были завершены основные реставрационные работы в южном братском корпусе на вершине горы Голгофы, после чего он начал заселяться братией Голгофо-Распятского скита, а в пустыни преподобного Елеазара воссоздана в прежнем облике (по старинным рисункам и фотографиям) деревянная часовня. В этом же году в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, к северо-востоку от церкви Воскресения Христова, на скитском кладбище был установлен поклонный крест.

В октябре 2007 года были освящены и подняты колокола на колокольню церкви Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер. Колокола были отлиты на средства благотворителей.

К этому дню здание церкви полностью отреставрировали, иконостас украсили заново написанными иконами.По благословению священноархимандрита Соловецкой обители, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, чин освящения храма Распятия Господня совершил Высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский.

Храм, реставрация которого началась в 2002 году, был к тому времени полностью восстановлен, создан новый иконостас, звонница украсилась новыми колоколами. Владыке сослужили исполняющий обязанности наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Мефодий, благочинный Соловецкой обители игумен Ианнуарий, настоятель Голгофо-Распятского скита игумен Евлогий, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, председатель синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата протоиерей Димитрий Смирнов, декан факультета церковного искусства Свято-Тихоновского университета протоиерей Александр Салтыков, другие клирики Московской епархии. По завершении чина освящения храма была торжественно совершена первая Божественная литургия. Десятки паломников из разных городов России, а также ближнего и дальнего Зарубежья причастились Святых Христовых Таин.

По окончании богослужения радушная анзерская братия пригласила высоких гостей и всех паломников на трапезу. Каждый богомолец получил в дар икону преподобного Иова, Анзерского чудотворца, основателя Голгофо-Распятского скита, и набор памятных изданий, подготовленных специально к этому торжественному дню. На острове работали журналисты центрального и областного телевидения, всероссийских информационных компаний и газет. Репортажи о Великом освящении храма Распятия Господня транслировались по пяти телеканалам. Освящение храма на вершине горы Голгофы острова Анзер стало событием всероссийского масштаба.

Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один, с изображением Распятия, – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара. Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы.

22 августа 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Голгофо-Распятский и Свято-Троицкий скиты на острове Анзер. Побывав в Воскресенском храме и часовне, построенной на месте обретения мощей священномученика Петра (Зверева), Святейший отслужил литию у поклонного креста, что поставлен на братской могиле заключенных. В храме Распятия Господня на вершине горы Голгофы Святейший Патриарх совершил молебен новомученикам и исповедникам Соловецким.

Второй пастырский визит Святейшего Патриарха Кирилла на остров Анзер состоялся в августе 2010 года.

4 / 17 августа 2014 года, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, впервые в истории скита, Божественную Литургию в соборном храме Распятия Господня совершал Предстоятель Русской Православной Церкви — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Его Святейшеству сослужили:

митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии;

архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству;

архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря;

игумен Евлогий (Стручалин), скитоначальник Голгофо-Распятского Анзерского скита;

иеромонах Георгий (Курдогло), скитоначальник Свято-Троицкого Анзерского скита.

За богослужением молились:

митрополит Курский и Рыльский Герман; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий;

епископ Балтийский Серафим;

руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий;

епископ Нарвский и Причудский Лазарь;

епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков;

епископ Котласский и Вельский Василий;

архимандрит Паисий (Юрков), избранный и нареченный во епископа Щигровского и Мантуровского;

председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин;

ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии иеромонах Мисаил (Сарафанов).

В храме присутствовали министр регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняев и губернатор Архангельской области И.А. Орлов.

По окончании Литургии скитоначальник Голгофо-Распятского скита игумен Евлогий (Стручалин) приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству образ Ангела-Хранителя.

Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом и передал в дар скиту икону преподобного Варнавы Гефсиманского с частицей мощей.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил губернатора Архангельской области И.А. Орлова с 50-летием со дня рождения и в знак благословения на труды вручил ему образ Спасителя. Наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) также поздравил главу региона и преподнес И.А. Орлову икону преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

После богослужения гостям была предложена праздничная трапеза.

Затем Святейший Патриарх посетил деревянную Воскресенскую церковь, сооруженную на месте явления Божией Матери и преподобного Елеазара Анзерского основателю Голгофо-Распятского скита преподобному Иову Анзерскому; осмотрел реставрируемые объекты скита; на северном берегу в Кирилловской тоне посетил часовню во имя преподобного Кирилла Новоезерского.

Затем Предстоятель Русской Церкви посетил Троицкий скит на острове Анзер и Сергиевский скит на острове Большая Муксалма.

За время действия скита насельниками и трудниками были:

— Воссозданы часовни преп. Кирилла Новоезерского в Кирилловой губе; Покрова Пресвятой Богородицы в Капорской губе; преп. Елеазара в одноименной пу́стыни.

— Освящены и установлены поклонные кресты в Кирилловой губе, Капорской губе, на Троицкой Спасательной станции, на мысе Кеньга, в Елеазаровой пу́стыни, на Братском кладбище. Также, в посёлках на Летнем берегу – «Золоти́це» и «Пу́шлохте».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *