свято пафнутьев монастырь города боровск
Свято пафнутьев монастырь города боровск
В тихом живописном месте всего в ста километрах от Москвы располагается древняя обитель, основанная в середине XV века прп. Пафнутием Боровским. С тех пор это место как магнит притягивает к себе паломников со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Они приходят, чтобы в монастырских стенах отдохнуть от житейских проблем, скинуть со своих плеч бремя повседневных забот, насладиться внутренней тишиной намоленного веками места.
В монастыре регулярно отправляются богослужения суточного круга, расписание служб публикуется в монастырской газете «Вестник», а также в сети «интернет» на монастырском сайте http://www.pafnuty-abbey.ru. Постоянными прихожанами обители являются жители гг. Боровска, Балабаново, Ермолино, Обнинска, многие паломники приезжают на богослужения из Москвы и других городов. При монастыре функционирует воскресная школа для детей, а также проводятся лекции для взрослых, совместный просмотр и обсуждение фильмов. В 2011 году при монастыре создано молодежное движение «Православная молодежная дружина Боровского края», которое объединяет молодых людей на идеалах служения обществу, служения ближнему. В летнее время монастырь принимает детские группы скаутов, а также группу молодых художников из Калужского художественного училища, осуществляющих практические занятия на местности. На протяжении трех последних лет монастырем проводится детский полевой палаточный православно-патриотический лагерь «Стратилатъ». В лагере ежегодно отдыхают более 40 детей. Начиная с 2011 года, на базе лагеря уже трижды проводился трехдневный слет православной молодежи «Пафнутьевград».
Монастырь активно осуществляет издательскую деятельность – издаются детский журнал «Кораблик», еженедельник «Вестник», а также газета для учителей и родителей «Боровский просветитель», издается ряд книг просветительского характера.
Круглогодично в монастыре проводятся экскурсии для паломников, работает библиотека и иконно-книжная лавка. Боровский монастырь является главным организатором ежегодных районных Пафнутьевских образовательных чтений – межприходского мероприятия, направленного на развитие духовно-нравственной культуры населения района.
На престольные праздники (Рождество Пресвятой Богородицы и День памяти прп. Пафнутия Боровского) в монастыре проводится праздничная трапеза для всех прихожан и паломников.
Паломническая поездка в Пафнутьево-Боровский монастырь
В этой статье Вы увидите историю Пафнутьево-Боровского монастыря глазами паломника, и узнаете, кем же был Пафнутий Боровский. Приятного чтения!
В гости к преподобному Пафнутию Боровскому
Поездка была организована православным информационным сайтом «Православие и Мир» 8-го марта 2005 г. и с благословения настоятеля храма Всемилостивого Спаса (г. Москва) иерея Александра Ильяшенко. Паломниками были, в основном, прихожане храма Всемилостивого Спаса. Но поехать мог любой желающий, послав заявку по электронной почте, что я и сделал.
Интересна судьба этого храма. Храм находится на территории бывшего Скорбященского монастыря. Теперь здесь расположен детский парк и Станкостроительный институт. Само же здание храма — это здание бывших келий монастыря и по внешнему виду это обычный небольшой двухэтажный дом.
Главной целью паломнической поездки было посещение Пафнутьево-Боровского монастыря, основанного преподобным Пафнутием Боровским. Пафнутьево-Боровский монастырь находится под г. Боровском, Калужской области. Расположен город на реке Протва (приток Оки), в 15 км от ж.д. станции Балабаново, в 106 км к северу от Калуги и в 80 км к юго-западу от Москвы.
Вначале мы заехали в сам город Боровск, чтобы посетить Благовещенский Кафедральный собор. В настоящее время наиболее чтимыми святынями в соборе являются: Казанская икона Божией Матери, резная икона святителя Николая, икона и посох преподобного Пафнутия Боровского. Особенно почитается резная в рост человека икона Николы Можайского. Происхождение ее относят к XIV в., ко времени Димитрия Донского. Так же в храме хранится икона-мощевик, которая содержит частицу Креста Господня, частицу камня Гроба Господня и мощи 18 святых, в том числе святителя Николая Чудотворца.
Город Боровск известен с 1356 года и изначально принадлежал черниговским наместникам. Позже — рязанским князьям. Упоминается как «Боровеск», позже «Боровск». Название города происходит от древнерусского слова «бор», что означает «сосновый лес». В 1382 город вошёл в состав Московского великого княжества. Сейчас город Боровск — маленький и тихий городок. Говорят, что в городе нет ни одного светофора, машин очень мало, совсем нет современной застройки, кроме немногочисленных зданий, в которых размещены госучреждения. В Боровске большое количество храмов, но не все – действующие. Боровск исторически является центром старообрядчества в России, поэтому в нём есть и старообрядческие храмы. В XVII веке в Пафнутьево-Боровский монастырь был сослан духовный отец старообрядцев протопоп Аввакум. В Боровске в молодости жил основатель космонавтики — Циолковский. В городе есть музей его имени. Музей мы не посещали, но увидеть дом с изображением Циолковского было тоже очень интересно. Этот дом находится практически напротив Благовещенского Кафедрального собора.
Далее наш путь лежал в монастырь.
Пафнутьево-Боровский монастырь
Пафнутьево-Боровский монастырь был основан в 1444 году Преподобным Пафнутием Боровским. Преподобный Пафнутий являлся внуком ордынского баскака из рода агарянского. Агаряне — это потомки Измаила, сына Авраама от рабыни Агари. Баскаки имели свои войска, мелких чиновников и наблюдали за отношением русских князей к императору Монгольской империи. Занимались разбором тяжб, переписывали население, собирали подати.
Но в начале 60-х годов XIII-го века было поднято восстание против татаро-монголов. Восстанием почти одновременно была охвачена вся Северо-Восточная Русь. Есть предположение, что руководство восстанием было единым и осуществляли его русские князья. И агарянам было предложено сделать выбор: уйти или остаться и принять православную веру, кто же останется, но не придёт к православной вере — будет предан смерти.
Так вот, дед Преподобного Пафнутия изволил принять веру Православную, крестился, назван был Мартином и жил во всяком благочестии и родил сына — отца Преподобного, названного во крещении Иваном. Иван же, повзрослев, обвенчался с будущей матерью преподобного Фотинией. И вот в 1394 году и родился от них отрок Парфений. Уже с ранних детских лет отрок навыкает Божественному Писанию. Он не заботился о пустом и неполезном, во всём имел крепкий смысл и вскоре в нём прорастают плод целомудрия и прочие виды добродетели. В 20-ти летнем возрасте Парфений, чувствуя еще большую потребность в духовном развитии, оставляет свой родной дом, отца и мать, знакомых, друзей и постригается в инока Высокого Покровского монастыря с именем Пафнутий. Настоятель назначает Пафнутию наставника – священноинока Никиту, который являлся учеником Преподобного Сергия Радонежского. Таким образом, Пафнутий является духовным внуком Преподобного Сергия. В Высоком Покровском монастыре Пафнутий проведёт 30 лет, из них 13 лет игуменом. Будучи игуменом, он руководил монастырём.
Когда Пафнутию было чуть более пятидесяти лет, на него напал телесный недуг. Болезнь длилась долго, и Пафнутий принимает решение принять священную схиму, после чего он уже не служил Литургию, но пастырский долг совершал. А вскоре и оставляет своё руководство над живущими в Высоком Покровском монастыре, сделав это по изволению Всевышнего. После чего телесный недуг отходит, и, видя в этом промысел Божий, Преподобный окончательно принимает решение оставить обитель.
Преподобный Пафнутий оставляет обитель с одним из братии и 23 апреля (6 мая) 1444 года поселяется в лесу между реками Протвою и Истерьмою, на месте будущего Пафнутьево-Боровского монастыря. Со временем к нему стала приходить братия из Высокого Покровского монастыря и из других мест. Поэтому место распространялось, а братия умножалась. По просьбе братии и по благословению Преподобного была построена деревянная церковь во имя Рождества Пречистой Богородицы, с которой и началась новая обитель. Уже при жизни Преподобного эта обитель стала почитаема во всей Московии, любима московскими государями, царицами и царевнами. Окончательный свой облик, который сохранился до наших дней, монастырь приобретает позже, в XVI веке, когда он превращается в сильную пограничную крепость.
По свидетельству современников Преподобный Пафнутий во всём избегал неумеренности, всегда старался избегать праздности, любил нищету и скудность. Много чудесных историй сопровождало жизнь Преподобного и людей его окружавших. Много из них описано в житии Преподобного, написанное его учеником Святителем Вассианом Саниным, епископом Ростовским, братом преподобного Иосифа Волоцкого. Вот некоторые из них.
История об иконописце Дионисии
В монастыре под духовным началом жил и работал прославленный со временем иконописец Дионисий. Большую известность ему принесли как фрески выполненные для Пафнутьево-Боровского монастыря (которые, к сожалению, не сохранились), так и иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, иконы и фрески соборной церкви Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре и др.
Дионисий не мог начать дело, поскольку сильно болел ногами. И только когда Пафнутий благословил его и попросил Господа и Пречистую Богородицу помочь выздороветь — болезнь отошла и иконописец смог начать работу. Поскольку монахи в монастырях не едят мяса, Преподобный мирянам дал заповедь не есть мирской еды в обители. Как правило, так и делали, но однажды забыв, принесли на вечернюю трапезу ногу ягнёнка, запечённую с яйцами. Первым откусил Дионисий и обнаружил, что внутри куска, где были яйца, полно червей. Дионисий испугался, кинул мясо собакам, но на него тотчас напала чесотка и всё тело стало как одна гнойная рана. Дионисий, прося прощения, обратился к Пафнутию, и святой наказал ему больше такого не делать. И опять благодаря Пафнутию, его молитвам, наставлениям и советам Дионисий выздоровел.
История о воронах
В течение 33 лет Преподобный Пафнутий обустраивал монастырь. Он собрал вокруг себя 95 человек братии. Это было самое большое количество монахов за всю историю монастыря.
В 1477 году, 1 мая, Преподобный Пафнутий отошёл ко Господу. Сразу после кончины он стал как бы семейным святым московских государей. Иван Грозный был рождён по молитвам Преподобного Пафнутия и называл его в одном ряду с Сергием Радонежским. Всё остальное время после кончины Преподобного монастырь находился на острие событий, происходящих на Руси. Самозванец Тушинский, идя на Москву, в 1610 году разорил монастырь. Произошло это из-за измены некоторых предателей среди защитников монастыря. Все оборонявшиеся и монахи были убиты. Воевода Михаил Константинович Волконский был убит прямо в соборе. Храм-усыпальница Волконских находилась на месте бывшего учебного корпуса механизации, построенного большевиками после революции (теперь в этом здании находится воскресная школа для мирян г.Боровска и окрестностей и комнаты для размещения).
Сразу после большевистского переворота 1917 года на монастырь начались гонения. Но первое время братии удавалось сохранить духовные святыни. Они жили и работали в монастыре под видом сельскохозяйственной коммуны.
Но далее они уже не смогли противостоять вооружённым отрядам красноармейцев. Монастырь был разорён. По распоряжению помощника начальника трудовой колонии товарища Баранова в 1932 году был сброшен отлитый в 1488 году (через 11 лет после кончины Преподобного) один из самых древнейших и известных колоколов в России. Из икон иконостаса Ирининского предела делали судки для собак и клетки для кроликов. Имущество обители частично было «передано» Главмузею, который до сих пор существует на территории монастыря. В этом музее до настоящего момента находятся ценные исторические предметы, принадлежащие ранее монастырю, например, старое издание Евангелия. И музей отказывается возвращать эти «экспонаты».
Тем не менее, облик монастыря сохранился достаточно неплохо благодаря многолетней работе реставраторов. Хранителем духовного наследия монастыря считают старца схиархимандрита Амвросия, который жил неподалёку и почил за 10 лет до его возрождения. Благодаря Высокопреосвященному Клименту, архиепископу Калужскому и Боровскому, в марте 1991 года сельскохозяйственный техникум освободил церковь пророка Илии (до этого там проводили химические опыты) с больничной и трапезной палатами. По преданию, церковь была построена на месте захоронения защитников монастыря в 1610 году. После возвращения там помещались все монастырские службы.
Постепенно к монастырю перешла большая часть строений, монастырский сад с заросшими прудами и со святым источником Преподобного. Позднее в храм были перенесены ковчег с частицей Преподобного Пафнутия (место же захоронения или нахождения останков неизвестно) и икона Рождества Богородицы из храма Преподобного Сергия Радонежского села Передоль, которая до переворота 1917 года находилась в Боровском монастыре. Мы взобрались на самую высокую колокольню по шатким деревянным лестницам, прошли по старинным галереям, осмотрели все храмы, приложись к святыням. Многие из паломников посетили источник и окунулись в нём с трёхкратным погружением, со словами: «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа».
К вечеру усталые, но счастливые, вернулись домой — здоровыми и невредимыми.
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь: как добраться и что посмотреть.
Христос Воскресе! Дорогие друзья, всех сердечно поздравляю с Пасхой и желаю любви, тепла и благополучия! Сегодня расскажу об одной из жемчужин благословенной Калужской земли — Пафнутьев-Боровском мужском монастыре.
На крыльях молитвы в Пафнутьев-Боровском мужском монастыре.
На самом деле, Калужская область так богата на храмы и монастыри, что просто создана для паломничества. Одни из них весьма известны: Оптина Пустынь, Тихонова Пустынь, Шамордино, Клыково под Козельском и т.д., но есть и малоизвестные храмы, а некоторые из них даже не восстановленны полностью, потому что люди стремятся перебраться в город, и маленькие населенные пункты постепенно пустеют.
Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь является памятником архитектуры XVI-XVIII вв. и охраняется как всенародное достояние. Но это не только монашеская обитель, в настоящее время это и архитектурный музей, и детская воскресная школа, и паломнический центр (с экскурсиями), и иконно-книжная лавка, и трапезная (а также чайная), и музей «Русской Иконы». Поэтому здесь всегда многолюдно от прихожан, туристов и паломников.
Школьники на экскурсии в монастыре.
Добраться до Пафнутьев-Боровского монастыря можно на машине, или общественным транспортом (с пересадками).
На машине, конечно, удобнее. Расстояние от Москвы (м. Юго-Западная) и Калуги до Свято-Пафнутьев Боровского мужского монастыря одинаковое — около 100 км, примерное время в пути 1,5 часа. Дорогая хорошая. К монастырю ведут указатели.
Можно добраться электричкой с Киевского вокзала до станции Балабаново (есть экспресс Москва-Калуга с остановкой в Балабаново), а оттуда автобусами и маршрутками, которые идут в Боровск. Ехать нужно до остановки «Роща» или «Рябушки». Выйти на одной из них и пройти около километра пешком до входа в монастырь.
Первое, что вы увидите — это монастырские стены и башни. Когда-то монастырь окружал деревянный забор, но для обороны от иноземцев его заменили на кирпичные стены с башнями и бойницами. Всего шесть башен и у каждой есть свое название: Поваренная, Оружейная, Георгиевская (Знаменская), Тайницкая (в народе башня Измены), Круглая и Сторожевая.
Вход на территорию монастыря осуществляется через Святые Врата (проломные), с внутренней стороны которых находится надвратная икона с изображением Богородицы.
Святые Врата монастыря.
Перед монастырем есть парковка для машин. При входе, у ворот дежурит охрана, которая проверяет всех на соответствие их внешнего вида монастырскому уставу. Для женщин обязательным условием является наличие платка и юбки, которая будет ниже колена. Так как монастырь мужской, то наличие яркой косметики у женщин может смущать братию, поэтому не приветствуется.
На улице фотографировать можно, а вот внутри храмов не благословляется!
Монастырь открыт для посещения паломниками с 5 утра и до 22 часов. Богослужения совершаются по расписанию каждый день. Каждое воскресение служится две Литургии: ранняя в 6.30 и поздняя в 9.30.
Монастырь носит имя своего создателя — преподобного Пафнутия Боровского. Ему служится молебен с акафистом. День памяти преподобного Пафнутия Боровского — 14 мая.
Мозаичная икона преподобного Пафнутия Боровского.
Экскурсии на территории монастыря осуществляется только экскурсоводами паломнической службы монастыря. Если вы приехали в составе паломнической группы с гидом, то ему будет отказано в проведении экскурсии.
Но хочу обрадовать, что экскурсоводы в монастыре отличные! Образованные и эрудированные, говорящие на нескольких языках, чтобы и иностранцам достоверно преподнести информацию о монастыре.
А история у него продолжительная. Годом основания принято считать 1444 год, когда преподобный Пафнутий с группой последователей обосновались на возвышенности при впадении реки Истерьмы в Протву. Со временем люди из ближайших поселений стали стремиться приходить в это место для молитвы. Постепенно эта пустынь стала преображаться в полноценный монастырь. Сперва была деревянная церковь, в 1467 году возникло первое каменное строение — Рождественский собор. Но в 1586 году его снесли и построили новый пятиглавый. Вокруг выросли стены и укрепления.
Монастырские стены. Внутренний дворик.
Во время прихода большевиков все имущество передали Главмузею. Позднее мужской монастырь долго принадлежал Боровскому краеведческому музею. А его возрождение началось только в 1991 году: стали проводиться службы и появились прихожане, на колокольню подняли колокола, и открыли другие храмы на территории монастыря.
Троица над входом в Собор.
Друзья, обязательно поднимитесь на колокольню! Конечно, пустят только с экскурсоводом (стоимость в составе группы для одного человека 100 рублей), а подъем и спуск очень крутой, но это того стоит. Виды открываются великолепные на весь Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.
Можно увидеть и золото куполов, и внутренний дворик с братскими корпусами и кельями, и бескрайние просторы Калужской земли, и дымок из трубы в чайной, и обилие птиц на крестах, а в Светлую седмицу (Пасхальную неделю) на колокольне разрешают всем желающим звонить в колокола!
Спуск и подъем очень крутой. Будьте осторожны!
Кстати, обратите внимание на изразцы с барельефными изображениями и часы на колокольне. Высота здания впечатляет и составляет около 55 метров.
Изразцы на колокольне.
Часы на колокольне.
Верхушка колокольни. Вид с монастырского дворика.
Трапезная. В монастыре своя пекарня.
Внутри колокольни (с экскурсоводом) разрешается фотографировать. На стенах сохранилась живопись, а реставраторы ее ежегодно поддерживают в должном виде.
В нижней части колокольни можно увидеть трапезную палату с небольшими окнами и сводчатым потолком. Помещение светлое и с необычайной акустикой.
Кроме этого, здесь хранится часть облачения священников.
Рядом с колокольней, в самом центре монастыря расположен Собор Рождества Богородицы. Как жаль, что внутри нельзя фотографировать! Внутри Собор красиво расписан, много фрагментов из жития преподобного Пафнутия Боровского. В центре большой и высокий иконостас. Главной святыней являются святые мощи преподобного Пафнутия Боровского. Рака с его мощами находится возле алтаря, справа. Можно приложиться и попросить его заступничества.
Особенный трепет вызывает икона «Иверской Божьей Матери». Она обильно украшена ювелирными изделиями, которые верующие приносят в качестве своей благодарности за ответ по их молитвам к Богородице.
Еще одна святыня в этом Соборе — это икона Богородицы «Семистрельная («Умягчение злых сердец»). Она находится на правом опорном столбе Собора. В этом же Соборе имеются ковчеги с мощами различных святых угодников.
При желании в Соборе можно подать требы (сорокоуст, молебен и т.д.). Стоимость треб указана на официальном сайте Свято-Пафнутьев Боровского монастыря: http://www.pafnuty-abbey.ru/treby/
На территории монастыря можно зайти в храм пророка Илии, там хранится частичка мощей святой блаженной Матроны Московской (храм открыт ежедневно с 14:00 до 16:00). А ее святые мощи покоятся в Покровском женском монастыре в Москве на Таганке.
Церковь Святого Митрофания.
В разное время Пафнутьев-Боровский монастырь посещали известные личности: великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские. Все они приезжали помолиться и подкрепиться духовно.
У Свято-Пафнутьев Боровского монастыря есть два действующих подворья: храм в честь Покрова Божией Матери (мкрн. Высокое, г. Боровск) и храм Преображения Господня «Спас за Верхом» (г. Калуга). О Подворье в Боровске читайте здесь. Это Боровские Кижи, место очень красивое!
Наместником Свято-Пафнутьев Боровского монастыря является епископ Иосиф. Он часто служит и на подворьях. С радостью общается с прихожанами.
Духовником Пафнутьев Боровского монастыря является схиархимандрит Власий (Перегонцев). О нем ходят легенды, как о прозорливом старце настоящего времени. Многие паломники едут специально в монастырь, чтобы попасть к нему на прием и разрешить свои духовные вопросы. Но он принимает только по состоянию своего здоровья, поэтому люди часто располагаются в паломническом центре Пафнутьева Боровского монастыря. Центр располагается в двухстах метрах от монастыря и представляет собой трехэтажное здание из красного кирпича. Там они останавливаются на какое-то время и пытаются встретиться с отцом Власием.
В целом Свято-Пафнутьев Боровский монастырь несет в себе дух старины и чувствуется местом намоленным. Обязательно побывайте на богослужении, чтобы это почувствовать, и приложитесь к иконам. Если время не позволяет, то погуляйте по территории обители, прикоснитесь к монастырским стенам, а в ясную погоду поднимитесь на колокольню. Ваша душа будет довольна!