свято никольский морской собор лиепая
port_alexandra3
Тайна иконостаса Морского собора
Морской собор в порту имп. Александра III. 1918-19 гг.
Свято˗Никольский Морской собор в порту императора Александра III, построенный и освященный в присутствии Царской семьи в 1903 году, пережил Первую мировую войну, сохранив в целости всё внутреннее убранство. Он стоял в первозданном виде вплоть до 1934 года, когда решением лютеранской общины гарнизонной церкви Каросты /Военного городка был преобразован и реконструирован в лютеранскую кирху с возможностью проводить богослужения трёх конфессий ˗ лютеранской, католической и православной (для чего в церкви был оставлен правый ˗ Богоявленский предел ˗ алтарь с иконостасом). Реконструкция храма предусматривала демонтаж двух иконостасов, изменение формы крестов на куполах церкви и установку скамей для верующих в зале храма. Попробуем разобраться, куда исчез иконостас Морского собора, установленный в нем в 1903 году.
Газета « Latvijas kareivis». 21 октября 1934 г.
«Лиепайская проволочная фабрика изготовила и подарила собору военного порта колокол весом в 2.5 тонны. Собор военного городка был преобразован из православного в лютеранскую церковь, и православные кресты заменены лютеранскими. Лиепайская городская управа подарила гарнизонной церкви красивые дубовые скамейки. Отмечены особые заслуги за работу над преобразованием собора директора проволочной фабрики и мастерских военного порта инженера Яниса Керпе. Расходы на преоброзование взяла на себя фабрика».
Одновременно с событиями в Лиепае, по преобразованию православного храма в лютеранскую кирху, в Риге возрождался Христорождественский собор.
Рижский Христорождественский собор без центрального иконостаса, преобразованный в лютеранскую кирху
В 1915 году церковное имущество и наиболее ценную утварь кафедрального Христорождественского собора Риги эвакуировали вглубь России. Все три иконостаса были разобраны и отвезены на хранение в Рижскую Иоанновскую церковь. Иконы передали на хранение в Рижскую Александро-Невскую церковь. В Нижний Новгород отправили 12 колоколов собора, а большой колокол перевезли в российское село Павлово. В 1917 году после захвата Риги немцами, кафедральный собор был превращен в лютеранскую кирху. Оккупанты опилили восьмиконечные кресты, превратив их в четырехконечные. Иконы были поруганы. Когда архиепископ Иоанн Поммер в 1920 году прибыл в Ригу по приглашению Вселатвийского собора православных приходов, то застал храм в катастрофическом состоянии. Здание стояло без окон. Убранство было осквернено. Порушена роспись, исчезло все, что представляло ценность. Кроме всего, храм объявили собственностью государства. Высказывались мнения об использовании его то, как пантеон-усыпальницу национальных героев, то поступали предложения сдать его лютеранам, либо вообще снести. Но стараниями архиепископа Иоанна он был сохранен и возвращен Православной церкви. После убийства архиепископа Иоана Рижскую епархию возглавил митрополит Августин. При нём иконостас Лиепайского Морского собора был перевезен в Ригу и установлен в пределах Христорождественского храма.
Газета «Rits» 30 ноября 1936 г.
Алтари Лиепайского кафедрального собора перевезены в Ригу
» Вчера, поездом из Лиепаи работник церкви православных лиепайчан присяжный адвокат Н. Малкин в 2 вагонах привез в Ригу два алтаря бывшего морского собора военного порта – один малый и второй главный иконостас. Оба иконостасая имеют большую художественную ценность. Упомянутый собор в Лиепае на сегодняшний день преобразован в гарнизонную церковь, обслуживающую членов всех трех конфессий. Утварь и иконостасы Лиепайского кафедрального собора сегодня разместят в подвальных помещениях Рижского православного собора, откуда позднее они будут перенесены в сам собор, где будут установлены на место прежнего старого алтаря. На текущий момент в Лиепайской церкви остается третий алтарь бывшего кафедрального собора».
Можно предполагать, что иконы из хранящегося в Иоанновской церкви старого иконостаса были также эвакуированы в Россию или состояние оригинального иконостаса было столь плачевно, что было принято решение установить во вновь возрождающемся храме только что демонтированный иконостас лиепайского Морского собора. Тем не менее «родной» иконостас Христорождественского собора продолжал оставаться на хранении в подвалах Иоанновской церкви.
«В субботу проф. Старцс ознакомил представителей столичной прессы с проектами внутренних работ по перестройке и ремонту Митрополитского кафедрального собора. Работы планируется завершить до 15 сентября. Расходы на работы по перестройке и ремонту составляют 60.000 латов. Полностью будут восстановлены декоративные украшения, колонные и потолочные скульптуры. Главный алтарь будет заменён иконостасом бывшего Лиепайского Морского кафедрального собора, его заново позолотят. Будет восстановлена и отремонтирована дипломатская ложа, а также расширено внутреннее пространство алтаря».
Газета «Rits» 4 ноября 1939 г.
Христорождественский собор перед закрытием.1961 г. Центральный иконостас из лиепайского Морского собора.
Рижский Христорождественский собор после закрытия.Иконостасы вновь демонтированы.
Кресты с куполов спилили, здание кардинально перестроили. От собора остались только стены. Вот что пишет официальный сайт латвийской православной церкви о событиях того времени:
«…После закрытия собора Рождества Христова в собор Св. Троицы рижского женского монастыря перенесли архиерейскую кафедру. Свято-Троицкий собор никогда не был закрыт. Его украшают росписи середины XX века, а главным украшением и святыней храма является иконостас, подаренный в начале XX века Государем императором Николаем II Морскому собору в Либаве (ныне Лиепая). Иконостас очень красив, его украшает изумительная по тонкости резьба с позолотой. В 1939 году он был перевезен из Лиепаи в Ригу и установлен в соборе Рождества Христова, а в 1961 году перенесен в Свято-Троицкий собор. Стоящие перед иконостасом уникальные бронзовые подсвечники начала XX века также являются вкладом Государя в Либавский собор».
Судя по газетным статьям, иконостас лиепайского Морского собора был перевезен в Ригу не в 1939 году, а в 1936 г. Можно также подискутировать о «подарке императора» ˗ доподлинно известно о писанной на Афоне иконе образа Богородицы «Избавительница», подаренной Николаем II Морскому собору, эвакуированной в 1914 году вместе с либавским флотским полуэкипажем в Архагельск и хранящейся ныне в церкви Св. Мартина и почитающейся чудотворной, но иконостас Свято˗Никольского Морского собора порта императора Александра III во всей красе, действительно, можно сегодня увидеть в соборе Святой Троицы рижского женского монастыря по адресу Krišjāņa Barona iela 126.
Центральный иконостас из Морского собора порта императора Александра III в рижском Свято-Троицком соборе.
Но история с иконостасами имела продолжение. Правый предел Морского собора ˗ Богоявленский, оставленный в 1934 году для осуществления возможности проводить православные богослужения во вновь образованной лютеранской кирхе для православных латышей военного гарнизона Каросты / Военного городка, пережил Вторую мировую войну и после освобождения Лиепаи в 1945 году был передан православному приходу церкви Всех Святых в Клайпеде.
Богоявленский (правый) иконостас из лиепайского Морского собора в клайпедском храме Всех Святых.
«. Православным верующим было разрешено пользоваться зданием, расположенным на лютеранском кладбище. На двух конных повозках в Клайпеду привезли иконостас из Лиепаи (Латвия), из упраздненной православной церкви. Вновь устроенный клайпедский православный храм был освящен во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, его первым настоятелем назначили священника Федора Ракецкого. 28 декабря 1947 года о.Федор совершил первое богослужение. «.
Таким образом сегодня достоверно известно местонахождение центрального и правого иконостасов Морского собора порта императора Александра III ˗ в Риге и в Клайпеде.
Но и на этом история иконостасов двух величественных православных храмов Латвии не заканчивается. Как упоминалось, разобранный в 1915 году иконостас рижского Христорождественского кафедрального собора был передан на хранение в Иоанновскую церковь Риги, где и находился вплоть до начала 1996 года. Сегодня этот иконостас находится в … Лиепае … в Морском соборе.
Центральный иконостас рижского Христорождественского собора на хранении в подвале Морского собора.
Оставшиеся части иконостаса Христорождественского кафедрального собора остаются по сей день в подвале Морского собора, ожидая продолжения своей удивительной судьбы. Местонахождение иконостаса левого предела в честь святителя Алексия митрополита московского до сих пор неизвестно.
Свято никольский морской собор лиепая
Свято-Никольский морской собор в Лиепае
Свято-Никольский морской собор в Лиепае
Ул. Катедралес, 7, Караоста (Военный городок)
Здание собора. Фото В. Лисицина
Лиепайский (Либавский) православный Свято-Никольский морской собор – один из крупнейших на балтийском побережье. Строился он для нужд гарнизона и корабельных команд военного порта имени императора Александра III. Заложили храм 4 июня 1901 года, а освятили 9 сентября (по новому стилю) 1903 года в присутствии Николая II, августейшей семьи, представителей царского двора, губернских и городских властей. Сооружение собора обошлось казне в полмиллиона рублей.
Проект храма представлял собой характерное для того времени совмещение византийской и русской допетровской архитектуры (эклектизм). Его автором стал известный профессор Института Гражданских инженеров Василий Антонович Косяков (1862-1921), в числе значимых работ которого значился Морской собор в Кронштадте. Трех придельный пятиглавый храм с высокой звонницей представляет собой величественное и в то же время изящное сооружение. Высокий цоколь, поднимающий храм над окружающей территорией, облицован гранитом и песчаником. Стены, выложенные из красного кирпича и облицованные желтым фигурным кирпичом, украшены выполненными позолотой и майоликой изразцами, великолепными иконами, орнаментами и текстами из Святого Писания.
Первозданный интерьер собора, вмещавшего 1500 человек, на сегодня утрачен. <> В настоящий момент аутентичными предметами интерьера являются лишь кованая решетка на хорах и три мраморные лестницы у каждого из трех приделов.
Морской собор понес потери в годы Первой Мировой войны. С началом боевых действий было принято решение об эвакуации икон и соборных ценностей на восток. Во время германской оккупации Либавы в здании храма устроили аптечный склад. В 20-х годах прошлого века церковь отняли у православных. Иконостас разобрали, и он использовался в Христорождественском кафедральном соборе Риги, а в Никольском храме совершали богослужения для лютеран – военнослужащих латвийской армии. Во время Второй мировой войны здесь устроили продуктовый склад, а затем пункт ПВО немецкой армии. Бронзовые колокола демонтировали. После войны интерьер был полностью уничтожен, в соборе открыли матросский клуб с кинозалом, красным уголком и спортивным рингом. Для приглушения звука, купол храма залили бетоном. Росписи и мозаики на внешних стенах культового сооружения сбивались или закрашивались.
В сентябре 1991 года, после вывода с территории Латвии советских войск, здание собора передали Латвийской Православной Церкви. Первое богослужение в разоренном храме состоялось уже через два месяца в присутствии представителей руководства города и военных. 6 января 1992 года было совершено малое освящение храма. Начались работы по реконструкции, которые стали возможны благодаря многочисленным пожертвованиям, как частных лиц, так и коммерческих структур. После завершения самых необходимых работ, 20 июля 1997 года архиепископ (позднее – митрополит) Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) совершил великое освящение центрального алтаря и всего хра
P.S. Согласно данным на 2018 год работы по восстановлению собора продолжаются.
1. Ceļvedis Liepājas arhitekturā. Versija par Liepājas arhitektūras vēsturi līdz 1940. gadam. Klaipēda. 1991.lp. 81.
2. S. Rusmanis, I. Vīks. Kurzeme. Rīga. 1993. lp. 24.
3. Хмелевская Е.М., Фролов А В. Художник-мозаист В.А. Фролов. «Искусство». 1966. № 5. С. 43–47.
4. Лиепайский Свято-Никольский морской собор. Русская газета Балтии. 1994. №6 (18). С.3.