свято георгиевского монастыря севастополя
Как доехать в Свято-Георгиевский монастырь (+ что посмотреть)
Свято-Георгиевский монастырь — одно из самых впечатляющих мест Севастополя. Расположен на мысе Фиолент, над Яшмовым пляжем. Окружающая его территория, когда-то абсолютно дикая, превратилась в благоустроенный парк. А общественный транспорт теперь ходит так, что поездка в Геогиевский монастырь перестала быть проблемой.
Содержание:
В этой статье расскажу, как доехать до Георгиевского монастыря на общественном транспорте. Что посмотреть в новом парке и как одеться для посещения монашеской обители. Плюс особенности спуска на пляж Яшмовый (фото).
В телеграме Крым Фест (@krymfest) пишу о Севастополе и Крыме. Фестивали, экскурсии, цены. Как все увидеть и избежать скопления людей.
Как добраться
Доехать до остановки «Свято-Георгиевский монастырь» можно на автобусах — №№ 3, 35, 72 от «5 км Балаклавского шоссе». Или запомнить по-другому: до монастыря идет любой автобус с табличкой «Фиолент», кроме №24.
Чтобы не пропустить остановку «Монастырь», лучше попросить водителя или кого-то из пассажиров предупредить вас. Потому что по внешнему виду, вы никогда не догадаетесь, что море и роскошные виды Фиолента уже близко.
На Трипстере более 15 экскурсий по Фиоленту, в т. ч. на машине. Место не только красивое, но и исторически насыщенное (в разное время там бывали и российские императоры, и князь Голицын, и А. С. Пушкин). Интересно возникновение и самого Георгиевского монастыря.
Выйдя из автобуса, пройдите прямо и сверните направо на ближайшем повороте. А дальше 5-7 минут пешком через дачи, и вы у входа.
Для машин в начале парка оборудована стоянка. Но, хоть она и кажется просторной, летом придется очень постараться, чтобы найти место.
Что посмотреть в Георгиевском монастыре
Территория обители начинается с Монастырского Свято-Георгиевского парка (часы работы — с 6:00 до 22:00). И только после прогулки по дорожкам с панорамными видами Фиолента, вы попадете на территорию самого монастыря.
Свято-Георгиевский монастырь — важнейшая святыня на мысе Фиолент
Большинство любителей Крыма, пытаясь почтить знаковые места таврических побед русского народа, приезжают в Севастополь. Свято-Георгиевский монастырь не разделим с мемориалами воинской славы – его деятельность напрямую с ней связана!
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится обитель в Крыму?
Взглянув на карту, найдете мыс Фиолент. Его окраина является местоположением комплекса. Чуток южнее находится Пещерный храм Рождества Христова, пройдя же к побережью, вы сможете попасть на известный далеко за пределами Крыма Яшмовый пляж.
Монастырь на карте Крыма
История возникновения святыни
Никто не знает, когда впервые появилось это уникальное православное сооружение на Фиоленте. Хроники Генуи говорят, что в XIV столетии монастырь уже стоял на мысе, ставшем окраиной консульства Чембало (сегодняшняя Балаклава). В 1475 г. турки не стали его разрушать – храмовый комплекс оказался в ведении Константинопольского патриархата. 1794 г. стал временем перехода мужской обители под опеку Священного Синода РПЦ. Уже при русских продолжал свое подвижничество местный старец Калинник.
К тому времени начал разрастаться Севастополь. Свято-Георгиевский монастырь почитало все население большого города, расположенного по соседству. Его тогда называли Балаклавским – крымская столица в конце XVIII веке не заходила так далеко на восток, а до Балаклавы, спрятанной в соседней бухте, было всего 4 км. К периоду Крымской войны обитель разрослась в несколько раз. Даже после этой и Великой Отечественной войны от нее кое-что осталось. Имеются в виду пещерные строения церкви Рождества Христова в два этажа.
Легенды о храме на Фиоленте
Одно из старых преданий рассказывает о событии 890 г. – когда Херсонес был в составе Византии. На Фиоленте местные рыболовы в непогоду стали жертвой кораблекрушения. Тогда мыс именовали Парфений («место Девы»). Потеряв всякую надежду, рыбаки воззвали к великомученику Георгию Победоносцу. Он услышал их и спас, одарив в память о случившемся подарком. На следующий же день горожане вырубили в скале маленький храм, и разместили тут подаренную им икону.
Часть спасенных стала жить в пещере – люди стали аскетами. Миф гласит – таким образом, зародился предтеча нынешней мужской обители. К слову, небожитель явился на рифе – место назвали скалой Явления Святого. Она и сейчас видна как с воды, так и с суши. Много столетий спустя уже русские подвижники поселились в скальной церкви. Непостижимым образом Победоносец наполнял мужеством и решимостью не только их, но и российских моряков. После посещения обители люди слышали голос святителя.
Чем привлекает туристов Свято-Георгиевский монастырь?
Наземный Свято-Георгиевский монастырь на Фиоленте в своем нынешнем облике предстал взору крымчан лишь в 2008 г. Здание является подлинной реконструкцией сооружения, возведенного в 9-14 гг. позапрошлого века (снесенного при советской власти). Оно было построено по всем канонам русского классицизма. Внутреннее убранство украшали литографиями одни из лучших европейских художников. Сейчас интерьер, разумеется, другой. Однако восстановлены два братских комплекса, Георгиевский фонтан, колокольня, вытянутая трапезная, беседка-ротонда и часовня.
Сейчас преимущественная часть описанного комплекса располагается на базе одной из военных частей Черноморского флота РФ. В этом месте уместно упомянуть, что Святой Георгий традиционно считается в России «источником» победы. Севастополь же несколько раз пребывал в осадном положении – размещенным в городе морякам и солдатам виктория была нужна постоянно. С 1813 г. монастырь даже получил «звание» флотского – иноки, обитавшие здесь уже 7 лет, стали служить капелланами на военных кораблях. Многие из них сами сражались, становясь известными героями и примером для современных курсантов.
В пределах этого места таинств находятся руины архива и монастырское кладбище, где покоятся такие известные монахи, как Хрисанф Новопатрский и Агафангел Типальдо (оба в конце XVIII века являлись настоятелями монастыря). К объектам, сооруженным когда-то русскими иноками, относится площадка перед источником свт. Георгия, а также начинающаяся отсюда лестница, в конце XIX столетия имевшая 891 ступеньку. Даже сейчас это – длиннейший рукотворный спуск на полуострове. По мере приближения к Яшмовому пляжу вас встретят развалины крохотного особняка адмирала Лазарева.
Церковь при этой достопримечательности Севастополя считается действующей и дарит духовное блаженство огромному числу прихожан и гостей. Расписание богослужений можно найти сразу за воротами. Вход в пляжной одежде запрещен. Женщины должны оказываться у притвора и паперти уже с покрытой головой.
Как добраться до сакрального места?
Добраться в здание можно на маршрутке с надписью «Фиолент», регулярно курсирующей от разъезда «5 километр».
На машине доехать до Георгиевского монастыря можно так:
Туристу на заметку
Георгиевский монастырь
Георгиевский монастырь, Фиолент.
Географические координаты Свято — Георгиевского монастыря в Балаклаве на карте Крыма GPS N 44.505715 E 33.510023
Адрес Свято — Георгиевского монастыря: г. Севастополь, мыс Фиолент, а/я 80. Телефон для справок +7 8692 54-21-27.
Свято-Георгиевский монастырь в Крыму, один из самых посещаемых и известных монастырей Крымского полуострова. Датой основания монастыря принято считать 891 год, хотя достоверно эта информация так и не подтверждена.
По легенде, в конце девятого века, в районе мыса Фиолент, тонет рыбацкое судно во время шторма. Моряки, утратив всякую надежду, взмолились Святому Георгию Победоносцу о спасении. Ответом на их молитвы, на одной из скал, возле мыса, появился Святой и буря стихла. Моряки, добравшись до этой скалы, на месте явления, нашли икону Георгия Победоносца. С тех пор на этой скале возвышается крест, а напротив этого места, на самой вершине мыса Фиолент, появился храм Георгия Победоносца.
По мнению большинства ученых и историков Крыма, место для возведения храма, было выбрано весьма не случайно. По преданиям, еще в 5-том веке до нашей эры, в этих местах находился Храм Девы или Дианы, описанный Еврипидом в произведении «Ифигения в Тавриде». Тавридой, в ту пору, называли Крым, а местных жителей-таврами. В справочниках по Крыму всегда упоминался Храм Девы, не говоря уже о исторических документах и трактатах. Даже в русской классике можно найти об этом упоминание: «Здесь видел я баснословные развалины храма Дианы» 1820 год, А.С. Пушкин.
В свое время храм Георгия Победоносца посетили Айвазовский, Бунин, Чехов, Голицын, Толстой, русские цари: Александр первый, Александр второй, Александр третий, Николай первый, Николай второй, с членами своей семьи и множеством придворных,генералов и адмиралов.
В 1475 году, Крым захватила Османская империя и большинство православных храмов полуострова было либо уничтожено или перестроена под мечеть, но Свято — Георгиевский монастырь такая судьба миновала. Монастырь худо — бедно, но продолжал богослужение.
В 1922 году, храм закрывает советская власть, имущество храма изымают, а помещения используются под склады, библиотеки и на месте церковного двора строится танцевальная площадка.
В 1993 году, 6- мая, прошла первая служба в Храме, а уже в 1996 году начались регулярные службы и реконструкция, и возведение новых помещений. Сегодня Храм Георгия Победоносца в Балаклаве открыт для всех верующих и прихожан.
Как добраться до Свято — Георгиевского монастыря в Крыму.
Проще всего добраться до Свято — Георгиевского монастыря из Севастополя. Для этого выезжаем на Комышовое шоссе и двигаемся в сторону Ялты, до пересечения с ул. Хрусталева. На пересечении поворачивает направо или в сторону моря и движемся 6,1 км до Фиолентовского шоссе. На шоссе поворачиваете по указателю на монастырь, или на съезде поворот направо, 2,4 км и Вы у цели.
В районе Севастополя, также рекомендуем посетить Владимирский собор в Херсонесе Таврическом, с него началось крещение Руси и Инкерманский пещерный монастырь. Его основал ученик апостола Петра, Святой Климент (4-й папа Римский).
Свято-Георгиевский монастырь на карте Крыма
Свято-Георгиевский Балаклавский мужской монастырь
Мiръ Россия Севастополь Свято-Георгиевский Балаклавский мужской монастырь
Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь — православный монастырь в честь святого Георгия в Балаклавском районе Севастополя у побережья Чёрного моря рядом с мысом Фиолент.
Содержание
История [ править ]
Невдалеке от Севастополя, возле мыса Фиолент, что в переводе с греческого означает «Божья страна», или просто «Божий» расположился мужской монастырь святого Георгия Победоносца. Легенда гласит, что более трех тысяч лет назад здесь возвышался языческий храм в честь богини Дианы, где тавры и скифы приносили в жертву застигнутых бурей путешественников.
Из Святого Предания нам известно, что в 891 г., греки-мореплаватели были застигнуты у мыса Фиолент страшной бурей. Моряки спаслись горячей молитвой, обращенной к св. Георгию. Шторм внезапно утих, и на скале им явился святой. Поднявшись на скалу, они нашли там икону с изображением Георгия Победоносца. Вернувшись в эти места через год, спасенные основали здесь пещерный монастырь. До конца XVIII в. монастырь подчинялся Константинопольскому патриарху, а после присоединения Крыма к России поступил в ведение Святейшего Синода. Монастырь действовал до исхода христиан в Приазовье. В 1793 г. он был возобновлен.
В начале XIX в. Георгиевский монастырь взял под особую опеку обер-прокурор Святейшего Синода А. Н. Голицын. По его приказу была разобрана древняя церковь, на ее месте был построен новый храм св. Георгия, где впоследствии был похоронен Голицын.
С этим местом связана античная легенда об Ифигении. Самое раннее дошедшее до нас произведение на этот сюжет — трагедия Еврипида «Ифигения в Тавриде» (V в. до н. э.). Считалось, что неподалеку от Георгиевского монастыря находился храм Девы, но достоверных данных об этом нет. Правда, А. С. Пушкин, посетивший в 1820 г. со своим другом Раевским Георгиевский монастырь, писал: «Здесь видел я баснословные развалины храма Дианы».
В 1825 г. Георгиевскую обитель посетил А. С. Грибоедов. Познакомившись с достопримечательностями монастыря, Александр Сергеевич спустился к морю и искупался в холодной, как лед, воде. Побеседовав с настоятелем, писатель отправился в Севастополь.
В Крымскую войну 1853–1856 г.г. англо-французские войска заняли монастырь. В течение почти двух лет монахам было запрещено выходить за ограду монастыря, но они получали от неприятеля провизию, а также вино, ладан и свечи, необходимые для богослужения, и службы не прекращались.
Монастырь посещали А. К. Толстой, И. С. Аксаков, А. Н. Островский, И. А. Бунин, А. П. Чехов… Виды монастыря изобразили на полотне и бумаге И. Айвазовский, В. Верещагин, М. Иванов, В. Тимм, К. Боссоли.
В 1891 г. к празднованию 1000-летия монастыря на скале, где являлся св. Георгий, был воздвигнут крест с образом святого. В 1893 г. деревянный храм над пещерной церковью Рождества Христова заменили каменным.
В 1898 г. монастырь посетил Император Николай Александрович с императрицей. Он принял участие в закладке соборного храма во имя Вознесения Господня, в память избавления от опасности, которой он подвергался в Японии в 1891 г.
1929 год оказался для Георгиевской обители роковым: монастырь ликвидировали и передали курортному тресту. Церковную утварь разграбили, храм св. Георгия разрушили и сбросили бульдозером со скалы, а на его месте устроили танцплощадку. В здании Крестовоздвиженской церкви расположилась библиотека воинской части, на месте алтаря поставили печь. По монастырской территории проложили канализацию. Она быстро пришла в негодность и засорила источник св. Георгия. Не пожалела монастырь и Вторая мировая война. В руины превратились гостиница, братский корпус, трапезная, кельи.
6 мая 1993 г. в монастыре была отслужена первая Божественная Литургия, которую возглавил Владыка Лазарь. На торжественном Богослужении присутствовал командующий Черноморским флотом Э. Балтин. Год спустя часть бывшей территории обители была возвращена епархии. Регулярные службы в монастыре начались 7 апреля 1996 г., на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. До настоящего времени значительная часть земель и сооружений обители до сих пор не возвращены ей.
В 2000—2009 годах восстановлен храм св. Георгия.
Описание [ править ]
На плато сохранились колокольня (XIX в.), Воздвиженский храм (1850, стал библиотекой военчасти), часовня на могиле митрополита Хрисанфа (1893), корпуса, памятник Пушкину 1952 г. (перенесен из Севастополя в 1983 г.). В 2005 г. на краю обрыва над храмом св. Георгия (стоит на террасе и является сердцем архитектурного ансамбля), установлен памятник св. ап. Андрею Первозванному (ученик Христов изображен распятым на Х-образном «Андреевском кресте»).
Святыни [ править ]
По мнению Бертье-Делагарда, именно свт. Игнатию (Газадини) принадлежала древняя икона св. Георгия, которую позже чтили как явленную в 891 г. До сер. XIХ вв. источники не связывают этот образ с чудесным спасением греческих купцов и не называют его принадлежащим обители. Лишь в 1815 г. единственный автор Владимир Броневский видел, что здесь «показывают одно дерево, на котором явился чудотворный образ св. Георгия»; комментарий Бертье-Делагарда по данному поводу таков: «Это действительно существовавшее предание могло бы служить некоторым указанием, если бы достаточное основание счесть его идущим глубже русских времен (присоединения Крыма к Российской империи в 1783 г. – ред.); во всяком случае, оно ничего общего не имеет с рассказом о мнимом тысячелетии. То дерево, на котором указывали явление иконы, не только теперь (1910) не существует, но уже и задолго перед Крымской войной его не было или его не знали в монастыре, и предание о явлении иконы исчезло бесследно, мимолетно появившись». После переселения в 1778 г. крымских христиан во главе со свт. Игнатием в Приазовье, икона находилась в доме архипастыря в Мариуполе. После кончины свт. Игнатия в 1786 г. образ установили на его могиле в старой церкви св. Харалампия, в сер. XIХ в. перенесли в новый храм. В 1891 г. – в ответ на просьбу монастыря о возвращении иконы в Крым – Синод постановил ежегодно переносить образ в обитель на время с апреля до 15 окт. С 1965 г. икона находится в Национальном художественном музее Украины в Киеве (выставлена в экспозиции). Византолог Николай Васильевич Покровский датировал образ рубежом XI-XII вв. (1895), Бертье-Делагард – рубежом XII-XIII вв.На стыке XX-XXI вв. для Свято-Георгиевской обители создана копия древней иконы.
Свято-Георгиевский Фиолентовский Балаклавский мужской монастырь
Официальный сайт монастыря
История
Основание
■ Тщательный поиск сведений о начальной истории обители, предпринятый Святейшим Синодом Русской Церкви в 1793-1794 гг. в Крыму и Мариуполе, не дал результатов (была лишь скопирована надпись на каменном надгробии иеромонаха Гервасия Сумелиоти с датами «1775» и «1760», левую из которых прочли неверно: «1175»). В 1820 г. неизвестный автор, со слов управлявшего монастырем митрополита Хрисанфа, писал, что обитель построена «еще во время татар» (т.е. не ранее XIII в.). В 1839 г. настоятель митрополит Агафангел доложил церковному священноначалию: «Монастырь существует от времени владения генуэзцами Херсонесом» (т.е. с 1350 г.). По виду базиликальной церкви на изображениях обители рубежа XVIII-XIX вв. крымовед Александр Бертье-Делагард датировал основание монастыря рубежом XIV-XV вв. (1910).
■ В 1862 г. настоятель архимандрит Никон издал брошюру, где утверждалось («есть предание, гласящее из рода в род»), что обитель основали около 891 г. греческие купцы: застигнутые бурей, они молились св. вмч. Георгию, и угодник Божий явился им на скальном островке у берега, после чего ветер утих; спасенные мореплаватели обрели на месте явления икону св. Георгия и устроили на берегу пещерную церковь («с благословения Скифского епископа Ветрания»), при которой остались жить самые набожные из них (Бертье-Делагард отмечал по этому поводу: в более ранних источниках подобных сведений нет; монастырь возле кафедрального города Херсонесского епископа не мог быть основан по благословению правящего архиерея Скифской епархии – ее кафедральный город Томи стоял близ устья Дуная; епископ Ветраний жил в IV в.; место во 2-м издании «Истории Российской иерархии», на которое ссылался о. Никон, содержит лишь указание, что «в росписи епархий, составленной императором Львом около 891 года, степень Скифской епархии показана второю»; «Пусть же… дивная, Богом данная красота Георгиевского монастыря не будет подавлена вымыслами», – заключал Бертье-Делагард).
■ В своей книге о монастыре (1874) писатель Федор Ливанов добавил (приняв тезис об учреждении обители в 891 г.), что скальная церковь устроена еще в I в. сосланным в Крым св. сщмч. Климентом Римским (версия о ссылке св. Климента именно в Крым восходит к IX в.), а в IV в. при ней жил св. сщмч. Василий Херсонесский (в его «Страданиях» указана пещера «Парфенон», а в кон. XVIII – XIX вв. Фиолент отождествляли с античным мысом Парфениум, хотя последний указывают и в других местах, а пещеру св. Василия – и в самом Херсонесе).
■ В 1993 г. историк Василий Филиппенко выдвинул гипотезу, по которой монастырь основан в XV в. иноками Инкерманской обители, запустевшей после завоевания Крыма турками (1475).
Монастырь в кон. XVI – нач. ХХ вв.
■ XVI-XVII вв. 1-е документальное упоминание монастыря оставил в 1578 г. польский посол Мартин Броневский : «На берегу моря, на каменистой горе, греческий монастырь. Там обычно празднуют ежегодное торжество св. Георгия благочестивые греки-христиане, еще остающиеся в Тавриде, стекаясь многолюдным сборищем». Московские грамоты 1598-1628 гг. сообщают о присылке из России ежегодной милостыни на обитель «Егорьгия Страстотерпца, что в Корсуни».
■ Кон. XVIII – сер. XIX вв. С включением Крыма в состав Российской империи (1783) и подчинением монастыря Русской Церкви, обитель оставалась по сути греческой: богослужение в ней совершалось на греческом, среди братии преобладали греки (до 1837), настоятели назначались из греков (до 1854). В это время здешними настоятелями трижды становились архиереи – архиеп. Игнатий Реондажский (1794-1799), митрополиты Хрисанф Новопатрский (1810-1824) и Агафангел Типальдо (1824-1854). В 1-й пол. XIX в. монастырь обновляется: были возведены новые храм св. Георгия (на террасе, 1810-1816) и трапезная (возведена одновременно с храмом, у алтаря, в 1838 г. перестроена), кладбищенский Воздвиженский храм (на плато, 1850), корпуса для братии и паломников, монастырскую террасу укрепили контрфорсами (1840-1841), в ее основании архитектурно оформили источник св. Георгия (в 1816 и 1846). В числе жертвователей обители были члены царской семьи, адмиралы Черноморского флота св. Федор Ушаков и Михаил Лазарев (открыватель Антарктиды).
■ 1806-1813 гг. 23 марта 1806 г. в штат обители включили 13 иеромонахов для служения на кораблях Черноморского флота. 1 дек. 1813 г. число этих иеромонахов удвоили, и монастырь стал назваться «флотским». Помимо кораблей, флотские иеромонахи служили в береговых крепостях и госпитальных церквах. До Крымской войны, уходящие в поход эскадры салютовали обители из пушек, а она провожала корабли звоном колоколов. На уступе скалы ниже монастыря адмирал Лазарев построил себе небольшой дачный дом (сохранился в руинах).
Знаменитые гости
«Монастырь по своему прекрасному положению, исторической древности, есть место посещаемое всеми путешественниками по Крыму», – отмечал митрополит Агафангел. Сонм известных посетителей монастыря насчитывает десятки имен. Среди них – российские императоры Александр I (17 мая 1818 г. и 27 окт. 1825 г.), Николай I (10 сент. 1837 г.), Александр II (тогда же, как наследник престола), Александр III и Николай II (по нескольку раз), поэты Александр Пушкин (6-7 сент. 1820 г.) и Александр Грибоедов (1825), художник Иван Айвазовский (1846), драматург Александр Островский (1860), писатели Иван Бунин (1889) и Антон Чехов (1898). Второй визит в обитель Александра I вошел в историю как роковой: государь был в легком мундире, а на дворе дул холодный ветер – в итоге Его величество прибыл из Севастополя в Таганрог тяжело больным и вскоре почил. Александр Пушкин вместе с генералом Николаем Раевским (герой Отечественной войны 1812 г.) и его сыном Николаем останавливались в обители на ночлег, принимали угощение в трапезной (в память об этом в 1983 г. на плато перенесли из Севастополя памятник Пушкину 1952 г.). «Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление», – писал поэт. Мысу Фиолент он посвятил ряд стихотворных строк (см. ниже).
Монастырь в ХХ – нач. XXI вв.
■ После установления советской власти, обитель была реорганизована в 1922 г.: храмы и ряд построек числились за общиной верующих, хозяйство – за совхозом «Георгиевский монастырь», где по-прежнему проживали монахи. После изъятия властью церковных ценностей (под предлогом помощи голодающим), за сокрытие некоторых из них, в 1923 г. был арестован и осужден настоятель иеромонах Ипполит. В 1927 г. церковь св. Георгия пострадала от землетрясения, что стало причиной ее разборки. В 1929 г. здания обители были переданы санаторию ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), храм Рождества Христова – Севастопольскому музейному объединению (в храме Воздвижения служили до 1930 г.). В 1939-1941 гг. в монастыре размещались военно-политические курсы Черноморского флота, во время Великой Отечественной войны – курсы для офицеров и медсанбаты, после войны – воинская часть.
■ 14 сент. 1991 г. в храме свт. Николая Мирликийского на Братском кладбище Севастополя был освящен металлический крест высотой 7 м и весом 1300 кг, который в тот же день доставили к обители грузовым автотранспортом и с помощью военного вертолета установили на Скале святого явления вместо утраченного прежнего креста – по благословению епископа Симферопольского и Крымского Василия, на средства благотворителя Валерия Черненко (накануне мичман Николай Сестряк несколько недель выдалбливал на вершине скалы шурф глубиной 1 м для основания креста). 6 мая 1993 г. (память св. вмч. Георгия) архиеп. Симферопольский и Крымский Лазарь совершил на территории обители Божественную Литургию в сослужении севастопольского духовенства, при участии представителей городских властей и командующего Черноморским флотом вице-адмирала Эдуарда Балтина. Архипастырь поблагодарил власти города и командование флота за помощь в положительном решении вопроса о возвращении монастыря Церкви. 22 июля 1993 г. состоялась государственная регистрация устава возрождаемой обители.
■ 30 авг. 1994 г. владыка Лазарь назначил наместником обители игумена Августина (в миру Александра Половецкого, род. 1955). 1 сент. о. Августин был также назначен и.о. наместника Свято-Климентовского Инкерманского монастыря в Севастополе. 27 дек. 1994 г. Свящ. Синод УПЦ благословил открытие Свято-Георгиевской обители, 11 июня 1995 г. (день Св. Троицы) здесь состоялось 1-е монастырское богослужение. 2 февр. 1995 г. обители были подчинены храм свв. 12-ти апостолов в Балаклаве и свв. равноапп. Константина и Елены в с. Флотском, которые о. Августин опекал еще до монашеского пострига (22 авг. 1994 г.), в сане протоиерея. Он организовал реставрацию пещерной церкви Рождества Христова, в 1995 г. начал возрождать Спасо-Преображенский скит в с. Терновка и там же – устраивать приходской храм прпмч. Евстратия Печерского (см. описание Инкерманской обители). Руководя духовной жизнью 2-х монастырей, скита и нескольких приходов в исторических окрестностях Севастополя, батюшка явил себя добрым пастырем, горячо любимым паствой. 13 сент. 1996 г. архимандрит Августин и его сподвижник иеромонах Агапит (Маланич), благочинный Инкерманской обители, погибли в автомобильной катастрофе под Белгородом и были погребены в Инкерманском монастыре. «Души этих иноков созрели для Царства Божия», – сказал присутствовавший на погребении 16 сент. известный старец Кирилл (Павлов). Книга «Севастопольское благочиние» (описание святынь Севастополя и округи) 1997 г. заслуженно называет о. Августина подвижником благочестия кон. ХХ в.В том же году в Свято-Георгиевском монастыре были освящены Андреевские флаги ряда воинских частей и кораблей Черноморского флота.
■ 15 нояб. 2005 г. на краю обрыва над пещерным храмом Рождества Христова установлен памятник св. ап. Андрею Первозванному. 29 окт. 2000 г. началось воссоздание храма св. Георгия, оконченное в 2009 г.