свято духов монастырь в вильнюсе

Виленско-литовская епархия

Свято-Духов монастырь

Свято-Духов монастырь

свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть фото свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть картинку свято духов монастырь в вильнюсе. Картинка про свято духов монастырь в вильнюсе. Фото свято духов монастырь в вильнюсе

Архимандрит
Ефрем (Иодо)

Диакон: 1968 г.
Пресвитер: 1969 г.

Насельник Свято-Духова мужского монастыря г. Вильнюс

Образование:

Ленинградская духовная академия

свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть фото свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть картинку свято духов монастырь в вильнюсе. Картинка про свято духов монастырь в вильнюсе. Фото свято духов монастырь в вильнюсе

Архимандрит
Ермоген (Климов)

Диакон: 1985 г.
Пресвитер: 1993 г.

Телефон: +370 5 21 27 758
Телефон: +370 699 10 313

Эконом Свято-Духова мужского монастыря г. Вильнюс

Образование:

свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть фото свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть картинку свято духов монастырь в вильнюсе. Картинка про свято духов монастырь в вильнюсе. Фото свято духов монастырь в вильнюсе

Игумен
Антоний (Гуринович)

Диакон: 1994 г.
Пресвитер: 1994 г.

Телефон: +370 5 26 24 587
Телефон: +370 677 00 983

Благочинный Свято-Духова мужского монастыря г. Вильнюс

Член Епархиального совета

Председатель Комиссии по канонизации святых

Образование:

Московская духовная семинария

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть фото свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть картинку свято духов монастырь в вильнюсе. Картинка про свято духов монастырь в вильнюсе. Фото свято духов монастырь в вильнюсе

Иеромонах
Иоанн (Ковалев)

Диакон: 1978 г.
Пресвитер: 1980 г.

Насельник Свято-Духова мужского монастыря г. Вильнюс

Источник

Вильнюс. Свято-Духовский мужской монастырь.

Карта и ближайшие объекты

свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть фото свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть картинку свято духов монастырь в вильнюсе. Картинка про свято духов монастырь в вильнюсе. Фото свято духов монастырь в вильнюсе

Статьи

Виленский Свято-Духов мужской монастырь формировался на рубеже XVI–XVII веков. После заключения Брестской Унии в 1596 году, существующий до того православный Виленский Свято-Троицкий мужской монастырь оказался под властью униатов-базилиан. Из обители стали изгонять братию, которая к 1609 году постепенно образовала новый монастырь при построенном в 1597 году Свято-Духовом храме. Сюда же были перенесены из отнятого униатами монастыря типография, училище и богадельня.

Среди насельников новой Свято-Духовской обители были иноки и из других православных монастырей, захваченных униатами. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Леонтий (Карпович), известный своим исповедническим подвигом: в 1610 году он был заточен в темницу.

Монастырь первоначально был подчинен Константинопольскому Патриарху. Но с 1686 года – в юрисдикции Московского Патриарха.

Главный Престол монастырского собора освящен в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Собор имеет два придела: правый – во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, левый – во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены. Внизу под главным алтарем собора – пещерный храм во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, причисленных к лику святых в конце ХIV столетия. В пещерном храме погребен митрополит Виленский и Литовский Иосиф (Семашко) (23 ноября 1868 года)

Подробнее на сайте Литовской епархии РПЦ

Комментарии и обсуждение

Ворота с мотивами русской архитектуры построены в 1845 году на средства, пожертвованные виленским генерал-губернатором Ф.Я. Мирковичем.

Источник

Свято-Духов монастырь Вильнюса

свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть фото свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть картинку свято духов монастырь в вильнюсе. Картинка про свято духов монастырь в вильнюсе. Фото свято духов монастырь в вильнюсе

свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть фото свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть картинку свято духов монастырь в вильнюсе. Картинка про свято духов монастырь в вильнюсе. Фото свято духов монастырь в вильнюсе

В середине 14 века на окраине Вильны язычники казнили за веру дружинников Евстафия, Антония и Иоанна. Через 250 лет там, где их похоронили, христиане поставили небольшую церковь во имя Святого Духа. Чуть позже раскольники-униаты захватили все храмы, кроме этого, и тогда православные иноки, изгнанные из своих обителей, собрались в нем и учредили новый Свято-Духов монастырь. А в 17 веке король Владислав IV разрешил возвести каменную церковь — вместо старой и обветшалой. Храм несколько раз сгорал дотла, при очередном восстановлении после наполеоновских войн в склепе под алтарем были найдены мощи трех страстотерпцев.

Что посмотреть

Монастырь Святого Духа — единственная мужская обитель Литовской епархии РПЦ, здесь находятся все ее административные органы. Мирянам открыт кафедральный храм Сошествия Святого Духа на апостолов, возрожденный по проекту выдающегося архитектора Иоганна Глаубица. По сторонам сдержанного симметричного фасада стоят две небольшие башни, над входом — иконы трех мучеников. Купол с декоративной главкой вознесен на высоком барабане.

В церкви всегда много людей, идет полный круг служения. Фотографировать запрещено, но можно вдоволь любоваться великолепным убранством и насыщаться намоленной атмосферой прекрасного православного храма.

Практическая информация

Адрес: Вильнюс, Ausros Vartu g. 10,

Как добраться: на автобусах №№ 11, 88, 88N до ост. Ausros vartai.

Источник

Свято-Духов мужской монастырь в г. Вильнюс

При общей духовной направленности каждый монастырь имеет свои традиции, связанные с его историей. Виленский Свято-Духов монастырь почти 400 лет совершает свое служение в Литве среди литовцев и поляков, в подавляющем большинстве исповедующих католичество. Монастырские стены вплотную примыкают к католическому костелу святой Терезы, и в этом видится символ трудного прошлого обители, связанного с драматичной историей Православия в Западном крае. Свято-Духов монастырь и ныне продолжает свидетельствовать истину Православия миру и молиться за него.

свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть фото свято духов монастырь в вильнюсе. Смотреть картинку свято духов монастырь в вильнюсе. Картинка про свято духов монастырь в вильнюсе. Фото свято духов монастырь в вильнюсе

В 1387 году, при сыне Ольгерда Ягайло, католичество было объявлено господствующей религией в Литве. С этого времени начинается борьба Православия за существование. Отказывавшихся принять католичество пытали, лишали имущества, им угрожали смертью. Для более успешного окатоличивания населения в Литве, как и во всем Западном крае, стала вводиться уния. С 1569 года, когда Литва и Польша объединились в Речь Посполитую, влияние католичества стало преобладающим ввиду воздействия иезуитов на православное юношество и прежде всего через привлечение его в свои «коллегиумы», отличавшиеся высоким уровнем преподавания.

Знаменательным событием в жизни братства явился приезд в Вильну в июле 1588 года Патриарха Константинопольского Иеремии, который утвердил «сие угодное Богу Братство». В то же время Патриарх выдал Братству Живоначальной Троицы грамоту, в которой предписывал ему иметь в братском доме школу для преподавания греческого, латинского и русского языков, а также типографию для печатания книг Священного Писания. Многие состоятельные члены Братства дарили ему дома и угодья, что давало возможность приглашать в школу лучших в Западном крае учителей и построить собственный храм.

К концу 1594 года стали появляться тревожные слухи о подготовке Унии с католиками и печальные вести об измене некоторых православных иерархов. Когда слухи подтвердились, именно члены Троицкого Братства стали высказывать беспокойство. Особой ревностью отличался школьный проповедник Стефан Зизаний, который раскрывал все тайные замыслы инициаторов Унии. В 1596 году Зизаний был отлучен от Церкви епископами, которые были сторонниками заключения Унии. Осуждение подтвердил и король. Война была объявлена. Последовали притеснение ряда православных священников и изъятие земель у некоторых храмов и братств. На состоявшемся в Бресте в 1596 году соборе все восемь представителей от Виленского православного Братства высказались против Унии.

После кончины митрополита Михаила (Рогозы) преемником его стал митрополит Ипатий Поцей, активнейший сторонник Унии. В Вильне ждали, что тот начнет вводить католичество, и решились на отчаянный шаг: приняли в Троицкий монастырь скрывавшегося доселе Стефана Зизания, который не замедлил произнести проповедь, по содержанию не отличавшуюся от его прежних смелых антиуниатских выступлений. Разгневанный Поцей распорядился запечатать храм и вразумить православных. Внушение православным было сделано столь решительно, что Зизаний должен был спасаться через печную трубу.

Огромную роль в защите Православия сыграла издательская деятельность Виленского Братства. Было издано много книг и брошюр с изложением православного вероучения. Силу печатного слова знали и униаты. Поцей выпустил книгу «Гармония» с клеветой на Православие. В ответ знаменитый член Братства Мелетий Смотрицкий, по грамматике славянского языка которого впоследствии учились многие поколения семинаристов и гимназистов, издал сочинение «Антиграфы».

В 1633 году митрополитом Киевским стал знаменитый Петр Могила, и православным стало легче дышать во всем Западном крае.
В это время монастырю и Братству помогали его постоянные покровители Лаврентий Древинский, князь Богдан Огинский, мещанин Семен Азарич и многие другие. В конце концов в середине XVII века в подчинении Свято-Духова монастыря оказалось 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря. Иноки-святодуховцы часто избирались настоятелями других монастырей. Таким образом, значение обители в Литовской части Киевской митрополии существенно возрастает.

Сразу после добровольного присоединения в 1654 году Малороссии к России началась война России с Польшей, и Западный край оказался между двух огней. Еще большие разорения принесла война со шведами. И когда в 1655 году в Вильну вошли русские войска, они увидели почти пустой город. Именно с этого времени Вильна теряет значение столицы Великого княжества Литовского.

Среди знаменательных событий второй половины XVII века нужно отметить приезд в обитель в 1677 году черниговского проповедника, впоследствии святителя Дмитрия Ростовского. Здесь, в Свято-Духовом монастыре, он произнес две проповеди.

С 1702 по 1708 год включительно Вильну четыре раза занимали шведские и два раза русские войска. С 1708 по 1710 год в городе свирепствовал голод, который унес жизни почти 30 тысяч человек, затем почти столько же умерли от моровой язвы.

Монастырь пользовался поддержкой со стороны Петра I, который дал монастырю жалованные грамоты и льготы.

Во время страшного пожара в 1749 году Свято-Духов монастырь сгорел полностью. Осталась только маленькая девичья церковь. Русское правительство отпустило на возобновление церкви 6000 рублей.
Интересно отметить, что по списку 1765 года в Вильне осталось 40 православных мужчин и 27 женщин. Через 30 лет это число уменьшилось почти вдвое. Тем более важной представлялась в таких условиях деятельность монастыря.

Возрождение обители начинается с 11 августа 1794 года, когда Вильна стал русским губернским городом. Свято-Духов монастырь был определен как штатный второклассный с соответствующим жалованием. В 1797 году монастырь передали в ведение архиепископа Минского и Волынского Иова. К этому времени в обители насчитывалось 13 монахов, причем четверо из них жили и служили в подведомственных Свято-Духовой обители монастырях.

В 1839 году в религиозной жизни Литвы произошло знаменательное событие: 700 тысяч униатов вернулись в Православие. Произошло это благодаря усилиям бывшего униатского архиерея архиепископа Виленского и Литовского Иосифа (Семашко), большого почитателя Виленской обители и молитвенника о Литовском крае.

В 1850 году Преосвященный приступил к сугубому прославлению святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. На свои средства он устроил удобный, покатый, существующий доныне, сход в пещеру, где почивали мощи мучеников. Построил в пещере церковь. Иконы для алтаря были написаны академиком Хруцким. Освящена пещерная церковь 14 апреля 1851 года во имя святых Виленских мучеников. Стараниями Преосвященного и на пожертвования прихожан сооружена бронзовая, чеканная, позлащенная рака, в которую 14 апреля 1852 года были помещены мощи мучеников. При устройстве церкви архиепископ Иосиф приготовил для себя в пещере каменный гроб и прикрыл его чугунной доской с надписью: «Помяни, Господи, раба Твоего святителя Иосифа. Святи мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие, молите Господа о мне, грешном, 1850». Там он и был похоронен в 1868 году.

К тому же периоду относится и деятельность архимандрита Платона (Городецкого). Он провел в монастыре огромные восстановительные работы. В 1844 году Благовещенская церковь была превращена в монастырскую трапезную, были сооружены святые врата. 4 июня 1845 года архиепископ Иосиф освятил главный придел в реконструированной церкви Святого Духа. Монастырь приобрел современный вид.

На молитвенную память о посещении Свято-Духова монастыря Святейший передал в дар обители евхаристические сосуды. От имени братии монастыря и всей Православной Литвы митрополит Виленский и Литовский Хризостом преподнес в дар Его Святейшеству икону святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.

В 1993 году в Свято-Духовом монастыре была открыта общедоступная библиотека духовной литературы. Сейчас в ней насчитывается около 13 тысяч томов. По воскресеньям в монастыре проводятся встречи священнослужителей с мирянами, беседы по вопросам веры, просмотры аудио- и видеоматериалов.

В течение последних лет монастырь ежедневно предоставляет бесплатные обеды примерно тридцати нуждающимся. В обители есть и небольшая гостиница для приема паломников.

На настоящий момент в братии монастыря числится: 3 архимандрита, 1 игумен, 1 иеромонах, 1 иеродьякон.

Источник

Православный женский монастырь Святой Троицы
Женский монастырь на пригорке у южной окраины города был основан на переломе XV – XVI веков. Согласно предания он был заложен по инициативе и при помощи Елены московской (1476-1513), жены великого князя литовского Александра Ягелончика (1461-1506), которая в 1495 г. прибыла из Москвы в Вильну. Отец великий князь московский Иван III (1440-1505) наказал дочери не менять веру при обручении с католиком, наследником польского короля Казимира IV и великим князем литовским Александром Ягелончиком (1461-1492). Поэтому венчальный обряд проходил в Вильне два раза: в Кафедре и Соборе пречистой Божьей матери. Великий князь московский Иван III, выдавая свою дочь Елену (мать византийская принцесса Софья Палеолог, супруга Иван III) за Александра, рассчитывала этим шагом предотвратить уничтожение самостоятельной православной церкви в Литве после Кревской (1385) и Городецкой уний (1413).
Елена, православная супруга католика мужа великого князя литовского, а затем польского короля Александра Ягелончика, занималась опекой православных священников и прихожан. Православным монахиням, обосновавшимся на окраине города, были построены деревянные монастырские строения и каменная часовня Богоявления, вокруг которой находились могилы (в XIX в. здания были перестроены, часовня стала частью корпус монастыря). Кстати, когда великий князь литовский Александр стал польским королём (1501-1506), его жена Елена, не приняв католичества и оставаясь православной, так и не была коронована католиками польской королевой.
Мужская монашеская обитель при церкви Сятой Троицы
Мужская монашеская обитель, при Троицкой церкви, действовала, по меньшей мере, уже с конца XV века. Её здания неоднократно перестраивались. В монастыре получили воспитание выдающиеся церковные деятели: митрополит Киевский Макарий, пострадавший от татар священномученик; Иона II, полоцкий архиепископ и впоследствии литовский митрополит; литовский митрополит Сильвестр Белькевич и другие. Монастырь как первая в Вильне мужская христианская обитель пользовался особыми преимуществами. После разделения Русской митрополии в 1448 году на Киевскую и Московскую монастырь подчинялся вселенским константинопольским патриархам, а его настоятели возводились в сан митрополита.

N.B. Необходимо подчеркнуть, что униатская церковь не прижилась на территории Чёрной Руси (Виленского края, Новогрудского и Менского края), а лищь на Волыни и в Галиции, где её форпостом стала львовская церковь Святого Юра.

После революции 1917 года
В 1915 году, при наступлении немцев, мощи Виленских мучеников были вывезены из монастыря в Москву.
С 1922 по 1939 год монастырь находился на территории Польши, и вместе со всей Виленской епархией, был в составе Польской Православной Церкви.
В пределах послевоенного СССР обитель не только осталась открытой, но и благоустроилась. 13 июля 1946 года состоялось торжественное возвращение мощей святых Виленских мучеников в монастырь, где с тех пор торжественно отмечается этот день.
1959-1960 годах в церкви Святого Духа было оборудовано паровое отопление, в 1976 году весь монастырский комплекс был подключен к городской системе теплоцентрали. В 1982 году восстановили и освятили придел во имя апостола Иоанна Богослова в главном храме, тогда же был оборудован лифт на колокольне, а также благоустроен братский корпус. Территория, ранее принадлежавшая комплексу нынешнего Свято-Духова монастыря, была больше чем сейчас. Монастырю принадлежали рядом располагавшиеся здания (вплоть до теперешнего здания ресторана «Мядининкай»). Здесь располагались хозяйственные помещения. В одном из ближайших зданий проживали архимандриты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *