свято богоявленский храм туровец
Свято-Богоявленский храм cела Туровец
В записях о Туровце в «Вологодских Епархиальных Ведомостях» за 1889 год (№23, стр.399, статья «О городках и городищах») говорится: «…Еще далее вниз по реке Северной Двине, на левой стороне по течению, в Туровецком приходе, построен был когда-то «Городок» со стенами и башнями».
О существовании городка упоминается в дошедшей до настоящего времени рукописи 1806 года – «Сказании об иконе Богоматери на Туровецком погосте», являющейся списком с неизвестной летописи, охватывающей период с 1532 по 1688 годы, опубликованной в 1879 году (далее Сказание). В этом Сказании говорится: «Во времена и лета Великаго князя Иоанна Васильевича Московскаго и всея России, в лето 7040 (1532) егда были на Двине неверные люди казанские, именуемы черемиса, и по указу Великаго князя и по приказу Устюга Великаго Тиуна, на том Туровецком погосте, на крутой прекрасной горе построен был городок деревянной, рубленой, в середине же поставлен был однодневно храм во имя Богоявления Господня. Стены и башни построены были на уготовление брани от безбожных».
Сколько лет стоял этот храм, когда и как разрушился, в Сказании не упоминается. Согласно устному преданию старожилов поселка Шипицыно, этот первый храм Святого Богоявления сгорел при нападении черемисов от попавших в него стрел с зажженной паклей.Сам «городок» был защищен чудесным образом с помощью Пресвятой Богородицы Одигитрии «Туровецкой».
Культ иконы Богородицы Одигитрии на Туровецком погосте складывается на территории Устюжского края с XVI века. В то время она была известной святыней. Согласно Сказанию, первой иконой была чудотворная икона Богородицы Одигитрии, для нее был однодневно построен храм во имя Богоявления Господня.
В повествовании говорится, что во времена царствования Иоанна Васильевича Грозного произошло первое чудо: защищение Туровецкого погоста от племён черемисов, приходивших из Казани. Они в заливе реки Двины стояли и хотели разорить место святое.«Тогда православный народ стал слезно молиться Пресвятой Богородице и, взяв чудотворную икону «Одигитрии», в надежде на ее помощь и заступничество поднял ее на стену «городка». Множество стрел обрушились на стены и икону. Одна стрела попала в бровь правого глаза чудотворного образа, и произошло чудо: из глаза сухого дерева образа Пресвятой Богоматери выкатилась слеза. И новое чудо: сразу же все нападавшие были ослеплены за необычайное свое дерзновение. Началось у них смятение, каждый стал искать себе «вождя». Когда пришли в себя, испытав христианское чудо, стали просить прощения, обещали впредь не нападать на чудотворное место.
При получении прощения Божией Матерью они быстро отступили от Туровца. Когда вернулись к себе на родину, написали икону Пресвятой Богородицы Одигитрии и прислали ее из Казани на Туровец «в дар чюдотворному образу и во свидетельство истинно бывшаго чюдесе в память христианскому народу».
Чудотворная икона «Одигитрии «Туровецкой» потом много лет находилась в храме Успения Божией Матери. «Множество явлений и чудес тою иконою совершалось христианам, приходящим из разных мест с различными скорбями, которые происходили в наказание от Великаго Бога. Проявлением Пресвятой Богоматери приходившие верующие получали исцеление».В Сказании говорится: «…поставлен храм Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения», где будет находиться чудотворная икона. Возможно, что этот храм построили в честь особого почитания иконы Туровецкой Божией Матери после чудесной защиты «городка» или в связи с тем, что храм Богоявления действительно сгорел.
Далее сообщается о пожаре в храме Успения: «… грех ради наше во 153 (1645) году и своим небрежением та церковь згорела со всеми со иконами и книгами и чюдотворная икона, о ней Бог весть, и написанныя чюдеса – все згорело при священнике Димитрие. Служил он во храме Пресвятыя Богородицы 45 лет».
Затем сообщается, что «…на том погорелом месте основан храм 21 мая 154 (1646) года во имя Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения, прилежанием же и радением соливычегоцкой именитого рода Матроны Ивановны и сына ея Феодора Петровича Строгановых».Значит, это был второй храм в честь Успения Божией Матери, который впоследствии тоже сгорел: «Во 194 (1686) году генваря на 6 число згорел храм со всем и ничто не вынесено – и вскоре построен храм и образ написан». Следовательно, речь идет о третьем храме Успения Божией Матери.
Кроме храма Богоявления и трех храмов Успения Божией Матери в Сказании при описании пожара в 1645 году упоминается о наличии еще одного храма – храма святителя Николая Чудотворца.
Свято-Богоявленский храм cела Туровец
Преосвященнейший Василий, епископ Котласский и Вельский
(Данилов Николай Тимофеевич)
Родился 23 сентября 1956 г. в верующей семье в г/п Городище Брестской обл. Белоруссии.
В 1973 г. окончил среднюю школу № 6 г. Жлобина Гомельской области. В 1974-1976 гг. служил в рядах Советской Армии.
В 1977-78 гг. работал на автопредприятии водителем.
В 1978 г. поступил в Гомельский государственный университет на экономический факультет. В 1984 г. окончил университет и по распределению был направлен на завод «Сантехлит» г. Ташкента, где проработал 3 года в должности экономиста, ведущего экономиста.
В 1987 г. поступил в Московскую духовную семинарию. В 1988 г. принят послушником в Троице-Сергиеву лавру.
22 декабря 1989 г. пострижен в монашество с именем Василий в честь святителя Василия Великого.
В 1990 г. окончил МДС и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1995 г., защитив диплом на тему «Нравственное учение по творениям Святых мужей Апостольских».
14 августа 1990 г. епископом Гомельским и Мозырским Аристархом хиротонисан во иеродиакона.
19 апреля 2001 г. к празднику Святой Пасхи возведен в сан игумена.
За время пребывания в Троице-Сергиевой лавре с октября 1988 г. по март 2005 г. нес различные послушания: в лаврской библиотеке, службе казначея, службе эконома, службе благочиния, смотрителем Патриарших покоев, в издательском отделе.
В марте 2005 г. по прошению переведен на послушание в Нижегородскую епархию.
22 апреля 2008 г. к празднику Святой Пасхи удостоен права ношения палицы.
23 марта 2010 г. к празднику Святой Пасхи удостоен права ношения креста с украшением.
Нес послушания настоятеля трех храмов г. Нижнего Новгорода: храма в честь Успения Божией Матери, храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» и свв. Жен-мироносиц, храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 89) избран епископом Котласским и Вельским.
Наречен во епископа 17 ноября 2012 г. Хиротонисан 18 ноября за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
1984 г. — Гомельский государственный университет.
Туровец. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Богоявления Господня.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Поселок Туровец … Нам же надо познакомиться более детально с местными достопримечательностями. Среди населения и поныне живет легенда о явленной иконе и о постройке церквей. Сказание о святой иконе Пресвятой Богородицы Одигитрия, что на Туровихе-речке, на крутой лесной горе, на левом берегу Двины. «Первая церковь была построена на крутой лесной горе, которую с трех сторон огибает речка Туровиха. На сей горе; с давних времен на дереве обретен был образ Пречистыя Богородицы честного ее Одигитрия, и сразу же построена была церковь деревянная, в честь Богоявления Господня. В царствование Иоанна Васильевича Грозного было первое чудо: защищение горы храма и града от татарских племен черемисов, приходивших от Казани. Они в заливе реки Двины стояли на своих плавательных карабасах и хотели разорити место святое и взять икону. Но Божьим гневом были поражены слепотою и стояли на месте в том заливе, не могли двинуться с места три дня. Наконец, познали силу Божию и испросили прощения у царицы небесныя. И она простила их и даровала вновь зрение. Они дали обет написать точную копию с чудотворного образа и обложить золотом, и прислать на святое сие место. Когда они благополучно возвратились восвояси, то, действительно, исполнили свой обет: написали копию святой иконы и обложили золотом, и привезли на Туровецкую Гору в дар за свое исцеление. Эта копия по сие время находится на Туровецкой Горе в храме.
В 1645 году первая церковь на святом, явленном месте сгорела. На том месте впоследствии была построена деревянная часовня, рядом с тем деревом, на котором появилась святая икона. Впоследствии дерево превратилось в высокий пень, и люди получали по своей вере немало исцелений, особенно от зубной болезни. Но в 1970 году злые люди в ночное время пришли и распилили часовню, каждую стену пополам, и сбросили вниз по горе, также ликвидировали и тот пень. После описанного выше пожара (в 1645 году) новую церковь построили в честь Успения Божьей Матери — 21 мая 1645 года прилежанием и старанием именитых людей Соли-Вычегодской, Матроны Ивановны и сына ее Федора Петровича Строгановых — и вторую церковь в честь Богоявления Господня. Успенская церковь впоследствии снова сгорела и вновь была выстроена каменною. Сей храм Богоявления (деревянный) и Успения (каменный) стоят и по сие время. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Одигитрия находится в иконостасе, по левую сторону царских врат, в медной посеребренной кованой ризе. Также цел образ Божьей Матери — копия, присланная черемисами. За алтарями внизу, среди горы, течет маленький источник воды. Верующие набирают и уносят с собой на благословение царицы небесной, и многие получают по святой вере исцеления. На святой Руси всегда вблизи церкви устраивалось кладбище, а так как гора, где явился образ Пресвятой Богородицы, мала и лесна, то кладбищу быть неудобно, а посему после пожара первой церкви там построили часовню, а церковь построили ближе, на обширном месте, где она находится и поныне».
… В архивных же документах говорится: «. Церкви две: одна деревянная, холодная; построена и освящена в 1780 году, а другая каменная, теплая; построена и освящена в 1815 году. Обе церкви одноглавые, одноэтажные, без каких-либо внутренних или внешних особенностей. При каменной церкви — колокольня». Время первоначального основания церкви неизвестно, но из краткой росписи, находящейся при церкви, видно, что в XVI веке она существовала. (Великоустюгский ГАВО, фонд 364, дело 7012, 1889 г.) Любопытны записи о Туровце в «Вологодских Епархиальных ведомостях» за 1889 г., № 23, стр. 399, ст. «О городках и городищах». «. Еще далее вниз по реке Северной Двине, на левой стороне по течению, в Туровецком приходе, построен был когда-то «Городок» со стенами и башнями. О существовании городка упоминается в рукописи, дошедшей до настоящего времени: рукопись эта есть не что иное, как копия с какой-то летописи, но какой именно — неизвестно. В этой рукописи сказано: «Во времена и лета Великого князя Иоанна Васильевича Московского И всей Руси, в лето 7041 (1533 г.), егда были на Двине-реке неверные люди казанские, именуемые черемисы, и по указу Великого князя и по приказу Устюга Великого Тиуни, на том Туровецком погосте, на крутой прекрасной горе построен был городок деревянной, рубленной, в середине же поставлен был однодневно храм во имя Святого Богоявления Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, и стены, и башни построены были на уготовление брани от безбожных».
И еще одна запись в архивных документах (Великоустюгский ГАВО, фонд 364, дело 8269 от 1916 года): «Обе церкви одноэтажные. О времени основания их неизвестно по утратившимся в пожаре церковным документам. Каменная теплая церковь крепкая (построена в 1815 г.). Деревянная же церковь от давнего ее существования имела значительные наклонности в южную сторону, но в 1908 году выправлена — под основание подведен каменный фундамент и положена железная крыша. В 1912 году церковь эта с наружной стороны обита тесом и окрашена белилами, а внутри украшены стены живописью. Престолов три: в деревянной во имя Богоявления Господня и святого Николая Мирликийского, а каменной во имя Успения Божьей матери. При церкви: изба просфорни и изба для церковных сторожей. При церкви одна часовня находится на месте первоначального основания церкви, именуемом «Городок». Копии метрических книг хранятся с 1780 года». Упоминание в разных документах названия Городок служит подтверждением тому, что ранее тут было поселение. Не случайны и рассказы жителей поселка Шипицыно о существовании крепости. Вероятнее всего, это все-таки была русская крепость, временно занимаемая литовцами. Сложно найти утвердительный ответ на целый ряд вопросов, так как часть документов утрачена при пожаре церкви, а часовня, стоявшая на месте основания городка, сломана и сброшена под гору в начале 70-х годов. Раскопки не проводились. Сейчас в Туровце два дома и две церкви. Деревянная церковь в 1988—1989 гг. отремонтирована: выкрашены полы, стены снаружи, внутреннее убранство очищено и имеет хороший вид. Жаль, что время росписи деревянной церкви не установлено из-за утраты документов, а специалисты этим пока не занимались. Художник В. В. Верещагин в своей книге «На Северной Двине» (Москва, 1895 г., стр. 13) писал: «. направились к местечку Туровцу со старой деревянной церковью на самом берегу Двины. Церковь небольшой древности, второй половины прошлого столетия, не представляла большого интереса: все иконы переписаны до крайности неумелыми мастерами. Набравши наружный вид все-таки довольно оригинальной постройки. я спустился с крутого высокого берега к лодке, и мы двинулись в путь» (27 мая 1894 г.). Место основания крепости сохранилось: живописный овраг с крутой горой и сказочно красивым видом на Двину. Милый и прекрасный уголок родной двинской земли. Северяне издавна почитали эти святые места. Традиция паломничества сохранилась и по сей день.
С сайта http://history.v-ustug.ru/Turovec
Туровец. Церковь Богоявления Господня.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В Архангельской области, Котласском районе есть удивительные уголки, где человек может получить исцеление духовное. Веками стекаются народные ручейки к святым церквям Туровца. На левом берегу Северной Двины, в 25 км от Котласа, в 10 км от поселка Шипицыно есть лесная гора. Здесь, в местечке, по преданию, осенённом присутствием самой Небесной Царицы, есть святой целебный источник, возле которого выстроены две церкви: церковь Успения Божьей Матери и церковь Богоявления Господня. Случались на Туровецкой земле чудеса. Во времена Иоанна Грозного татарские племена черемисов, пришедшие от Казани, хотели разорить святое место и взять чудотворную икону Богородицы Одигитрии. Но Божьим гневом поражены были слепотою и не могли двинуться с места три дня. И просили они прощения у Царицы небесной, дав обет написать точную копию с чудотворного образа и обложить золотом, и прислать на Туровец.
Свято-Богоявленский (деревянный) храм имеет два престола, в честь Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца и Богоявления Господня. Храм построен в 1780 году, в этом же и освящен. В 1912 году церковь с наружной стороны обита тесом и окрашена белилами, а внутри украшены стены живописью. При церкви дом для священника и просфорня.
В 2008-2009 годах произведен капитальный ремонт храма, заменена электропроводка, окрашены стены в белый цвет, заменена кровля, закреплены водостоки и установлен новый купол с крестом.
Свято-Успенский (каменный) храм построен в 1815 году. Престол в честь Успения Божьей Матери. Храм имеет печное и электро отопление.
В 2007-2008 произведен капитальный ремонт храма, заново оштукатурены и окрашены стены в белый цвет, заменена кровля и установлен новый купол и крест. По периметру храмов возводится деревянное ограждение.
Первая Богоявленская церковь была построена в 1532 г., просуществовала более 200 лет и была разобрана по ветхости в период между 1743 и 1769 г.г. Ныне существующая церковь поставлена вместо двух деревянных церквей: в честь Богоявления и Николая Чудотворца. В церкви два придела: во имя Богоявления Господня и во имя Николая Чудотворца. В 1960 г. по указанию раисполкома Богоявленская церковь была закрыта и вновь открыта только через 30 лет. В 70-е г.г. XX в. властями высказывалось предложение перенести храм в музей деревянного зодчества Малые Корелы.
Хранительница Туровца
Над речкой Туровихой
И именно об этом я давно хотел спросить его:
— Что вас, отец Василий, заставляет жить в Туровце вместе с семьёй, ведь там сейчас никого.
Ещё в 1979 году, когда папа был назначен сюда владыкой Исидором, на Архангельскую, Мурманскую области и Коми республику было всего 14 приходов. При отце здесь полвека жила инокиня Евгения. Она ухаживала за храмом, была алтарницей, выпекала просфоры. Девять лет назад умерла. В советское время при храме и другие монахини спасались, потому что каменная Успенская церковь никогда не закрывалась.
— Как вы считаете, ваше село возродится?
Двинская Одигитрия
Чудотворная Туровецкая икона Одигитрия
К сожалению, не сохранилось документальных свидетельств о точном времени явления этой иконы на высокой живописной горе близ впадения Туровихи в Северную Двину.
В рукописи говорится: «Во времена Великого князя Иоанна Васильевича Московского и всея России, в лето 7040 (1532) егда были на Двине неверные люди казанские, именуемы черемиса, и по указу Великого князя и по приказу Устюга Великого Тиуна, на том Туровецком погосте, на крутой прекрасной горе построен был городок деревянной, рубленой, в середине же поставлен был однодневно храм во имя Богоявления Господня. Стены и башни построены были на уготовление брани от безбожных».
Тогда православные стали слёзно молиться Пресвятой Богородице, вынесли чудотворную икону из горящего храма и подняли её на крепостную стену. Множество стрел обрушилось на икону. Одна попала в бровь над правым глазом Богородицы, и произошло чудо: из Её глаза выкатилась кровавая слеза. Тотчас все нападавшие были ослеплены, и они, поражённые слепотой, в смятении три дня простояли на Двине. Наконец, поняв свою вину, испросили прощения у Божьей Матери, дав обет никогда не нападать на святое место, написать точную копию с чудотворного образа и, обложив его золотом, прислать на Туровец. Тогда же они были прощены Царицей Небесной и прозрели. Вскоре они исполнили обещанное: на Туровецкую гору из Казани была принесена точная копия иконы, украшенная золотой ризой.
Эта копия по настоящий день находится в Туровце в каменном храме Успения Божьей Матери, построенном в 1815 году. Это шестой по счёту храм, воздвигнутый на святом месте. Рядом с ним сохранилась деревянная Богоявленская церковь, построенная в 1780 году из лиственницы. Предыдущие храмы горели или разрушались от старости, но наши боголюбивые предки отстраивали их снова. Молитва на святом месте не прекращалась даже в советские годы богоборчества, хотя с 80-х годов прошлого века рядом с храмами находились только дом настоятеля да сторожка для паломников.
С 1979 года в Успенском храме нёс служение протоиерей Василий Яворский. Беседой с его сыном, тоже отцом Василием, мы и начали выше этот рассказ о Туровце.
Богородица пришла с востока
— Документальных сведений об этом нет, но, по преданию, Сама Пресвятая Богородица пришла на это место с востока, перешла речку, поднялась на угор и присела отдохнуть на лесном холме. Затем обошла его и на дереве оставила Свой нерукотворный иконописный образ. Случилось это в первой половине XVII века.
— Ваши прихожане из Котласа и посёлка Шипицыно рассказывали о явлениях Божьей Матери уже в наше время. Несколько лет назад на 10 августа больше сотни паломников во время чтения акафиста видели, как над часовней в розовом сиянии проявился образ Богородицы с Богомладенцем на руках. Это явление продолжалось несколько минут. А незадолго до кончины вашего отца во время молитвы одна верующая женщина видела, как Матерь Божия в чёрном одеянии прошла по воздуху до Поклонного креста возле канавки, где, по древнему преданию, много столетий назад Сама же остановилась отдохнуть. Мне рассказывали и о чудесных случаях исцелений после купания в святом источнике.
Сохраняя преемство
Отец Василий Яворский
— Любая молитва помогает, тем более молитва к Божьей Матери. Кто с чистым сердцем обращается к Ней, получает просимое. В семинарии была добрая традиция: перед занятиями, зачётами, тем более перед экзаменами, молиться Фёдоровской. Учиться-то в семинарии непросто; на наш курс 32 человека поступило, а закончили менее половины.
— У Фёдоровской иконы Божьей Матери обычно просят хорошего жениха или супругу.
— Как давно вы служите настоятелем в Туровце?
— С января 2009 года, а в сане я пять лет. Мой отец прослужил там 27 лет, а в 2005 году преставился ко Господу. После смерти отца ныне покойный владыка Тихон благословил сохранить преемственность и стал готовить меня к священству, чтобы потом назначить на Туровец. Тогда я был ещё только первокурсником семинарии. На третьем курсе владыка Тихон рукоположил меня, и я стал служить на приходе в Туровце, а оставшиеся два года семинарии оканчивал заочно.
— Вы из священнической семьи, кроме того, и все братья вашего отца стали священниками. Как сложилась их судьба на сегодняшний день?
— Сохраняются ли старинные традиции в Туровце?
Уже четыре года, как мы её возобновили. После литургии идём крестным ходом на полянку перед храмом, где уже стоят кони. Их пригоняют для освящения из двух детских конно-спортивных школ Котласа. Верующие со всего района тоже приводят своих лошадей. Мы служим молебен и кропим лошадей освящённой водой.
Второй праздник отмечается 10 августа, в день явления иконы Одигитрии. Перед литургией мы служим водосвятный молебен на Туровихе. Потом все желающие окунаются в реку. По окончании литургии идём крестным ходом на место явления иконы, к часовне. Там после молебна обходим часовню и читаем акафист празднику.
— Много народу приезжает в праздничные дни?