святая живоначальная троица что означает
Святая Троица
Святая Троица в православии
Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.
Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.
Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.
Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.
Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.
Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».
Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»
Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».
Краткая история догмата о Пресвятой Троице
В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.
В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.
Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» — «единосущный».
Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин — «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.
Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.
День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.
О Святой Троице на «Правмире»:
Фильмы о Святой Троице
Уроки православия. Святая Троица
Святая Живоначальная Троица
Знаменитая икона преподобного Андрея Рублева была написана, как известно, в похвалу Преподобного Сергия. Известен также настоятельный совет игумена Радонежского: чаще взирать на образ Святой Троицы, ибо «взиранием на сей образ преодолевается ненавистная рознь века сего». Но для того, чтобы преодолеть эту рознь, ее прежде необходимо увидеть. И увидеть не вовне, а внутри себя. Только тогда можно преодолеть ее индивидуальным «взиранием» на святой образ. О чем же может поведать нам икона преподобного Андрея? Почему святой Сергий придавал ей такое значение? Попробуем и мы всмотреться в этот образ и хотя бы отчасти ответить на эти вопросы.
В основе иконы «Живоначальная Троица» лежит библейский текст о том, как к праотцу Аврааму приходят три Ангела в виде трех Странников. И мы соответственно видим в руке каждого Ангела страннический посох.
Однако икона никогда не бывает только иллюстрацией Святого Писания или Святого Предания, но прежде всего призвана явить всегда откровение их духовного смысла. Так и здесь, с одной стороны, да, посохи, безусловно, напоминают о реалиях исторического события, но вспомним – посох или жезл имеет епископ. Его жезл – это символ духовной власти. На рублевской иконе, предельно символичной и в связи с этим лаконичной в деталях данного события, акцент делается именно на этом значении. Книга «Бытие» повествует нам, что, когда Странники приблизились к шатру Авраама, он выбежал к ним навстречу и, поклонившись, пригласил их в свой дом, посадив их за трапезу, и приказал слуге заколоть для Гостей тельца.
Все это происходило в дубраве Мамре. Недалеко от горы Мориа. Соответственно, в верхней части иконы мы видим то, о чем повествует нам бытописатель. Слева – шатер Авраамов, написанный в виде дома, в центре – дерево, также напоминающее о месте, где все происходило, справа высится гора. Но все эти предметы предельно обобщены. Шатер скотовода преобразился в возвысившийся дом с колоннами и капителями, дерево только напоминает о дубраве, но по нему невозможно определить его принадлежность к какому-то конкретному виду. Это как бы – «вседрево». И гора Мориа, хотя и находилась не очень далеко от этого места, дана очень общо.
Андрей Рублев Троица
Святое Писание говорит о посещении Странников-Ангелов как о явлении Аврааму Бога. Телесными очами Авраам видел трех Странников, умом пророчески прозревал в них единого Бога. Икона и предлагает нам картину, которую можно увидеть только духовными очами, показывает то, как в событии временном проявилась Вечность. И именно потому, что все предметы расположены четко над Ангелами, являющими Божество, их значения преображаются. Шатер скотовода становится образом строительства мира или «Домостроительства Божия», дуб – Древом Жизни, а гора призывает «горняя мудрствовати». При этом и гора, и дерево, и даже дом находятся как бы в поклоне к образу трех Ангелов.
Центральное место иконы занимают Ангелы и находящаяся на трапезе Чаша. Сразу бросается в глаза сходство – некий общий для всех трех ангельский образ: лики, одежды, крылья, жезлы… Но при всей схожести каждый Ангел очень индивидуален – в особом положении, движении головы, рук, цвете одежды. Средний Ангел одет в красный хитон (нижняя одежда) и синий гиматий (верхняя одежда). На хитоне слева полоса. Это – клав, знак царского достоинства. Ангел по левую руку среднего (от нас справа) имеет синий хитон и зеленый гиматий. Наконец, слева у Ангела – синий хитон и светло-лиловый гиматий.
Церковь издревле видит в посещении праотца Авраама тремя Ангелами прообраз Святой Троицы. При этом цвета одежд, обращенность Ангелов друг к другу, положения рук могут даже дать нам возможность и желание конкретизировать «лица» Святой Троицы. Так цвета одежд (в иконографии есть определенная символика цвета) среднего Ангела и наличие клава отсылает нас к устойчивой традиции изображения на иконах Спасителя. Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек. Соответственно, синий – цвет неба, красный – земли. Он – Царь (вспомним – клав), но, по Его слову, Царство Его не от мира сего (Ин. 18:36). Весенняя и летняя зелень говорит о рождении, обновлении и исполнении жизни. Об этом же может напомнить и цвет гиматия правого Ангела, но это как бы вечная, неувядаемая зелень. На хитоне – также присутствует клав, он только не так ярок, как у среднего Ангела. Лиловый цвет левого Ангела, как и клав – среднего и правого, свидетельствует о царственности. Небесная же синева присутствует в одеждах всех. Склонением голов образы среднего и правого Ангелов обращены к Ангелу, написанному слева. По этому, казалось бы, можно определить левого Ангела как Святого Духа, а правого – как Бога Отца. Но важно помнить, что исторически это явление не Самого Бога, а Ангелов Его.
Михаил Нестеров Троица ветхозаветная
Напомню, что Церковь видит в явлении Аврааму только прообраз Святой Троицы. Пусть даже ангельские образы по определенным внешним признакам удобно идентифицировать, все равно это будет чистой условностью, говорящей только о том, Кого ангелы являют. Ибо
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).
Только Сын Божий стал Человеком, поэтому только Он и изобразим на иконах. Ни Бога Отца, ни Бога Духа Святого невозможно изобразить, так как Бог – Абсолютный Дух. Гораздо важнее не идентифицировать их, опираясь на видимые различия, а увидеть в иконе «преодоление розни».
Если мы мысленно в середину иконы поставим циркуль и попробуем описать круг, то фигуры ангелов легко в него впишутся. Круг – необычная фигура для христианства. Он – символ единства, согласия. Но совершенное единство и согласие может явить только совершенная же любовь. И на иконе есть предмет, который ее являет сильно и безусловно. Это – Чаша, над которой как бы парит благословляющая десница среднего Ангела. Вспомним, что в ней находится заколотый телец. И здесь необходимо сделать оговорку. Образ Святой Троицы, конечно, писали и до святого иконописца Андрея. Но обычно на иконе были еще две фигуры: Авраама и Сарры, как бы прислуживающих за столом. Как правило, их писали на первом плане иконы, чуть ниже трапезы. Иногда, чтобы показать неотмирность Гостей и пропасть, разделяющую Бога и падшего человека, Авраама и Сарру изображали подчеркнуто значительно ниже Ангелов (как на фреске Феофана Грека). Известна и иная тенденция. Их изображали стоя не перед трапезой, а за спинами сидящих Ангелов. И это было попыткой иконописцев как бы приблизить человека к Богу.
Что же делает преподобный Андрей? Он вовсе убирает Авраама и Сару. Тем самым исторические реалии становятся обозначены только предметами в верхней части иконы. И образ в целом сразу становится пророческим и уводит мысленный взор бесконечно назад в прошлое, являя Предвечный Совет, где три Ангела находятся в сокровенной безмолвной беседе о падении человека и о Жертве Сына. И на полторы тысячи лет вперед от времени библейского события, когда Жертва уже совершена. И тогда заколотый телец Авраамов становится только прообразом евхаристической жертвы «закланного Агнца, вземлющего грехи мира». Но в том, как написан образ Святой Троицы преподобным иконописцем, сотрудники музея Андрея Рублева заметили нюанс чрезвычайно важный и напрямую связывающий образ со словами Преподобного Сергия. Совсем убрав из иконы людей, преподобный Андрей дал возможность человеку стать участником этого таинственного Божия общения. Ведь подойдя к иконе, место праотца совершенно естественно заступает любой предстоящий перед ней…
За трапезой сидят три Ангела, четвертая сторона пуста – она открыта для человека. Вот это – уже безусловное приближение человека к Богу. Причем Чаша на иконе максимально придвинута к пустой (нашей) стороне. Как бы не настаивая, не заставляя, а только предлагая как возможность принять ее и тем самым войти в эту таинственную и неизреченную область Божия единства, любви и согласия.
Протоиерей Александр Лаврин
О празднике Святой Троицы
День Святой Троицы – один из самых радостных праздников годового круга.
Возникновение праздника
Сошествие Святого Духа на апостолов, давшее начало празднованию в честь Святой Троицы, описано в Деяниях святых апостолов. По прошествии десяти дней после вознесения Иисуса Христа и на пятидесятый день после Его Воскресения апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме. Иудеи праздновали в этот день великий праздник – Пятидесятницу, установленную в память о даровании евреям Синайского законодательства.
Был третий час дня, по еврейскому счету, или девятый час утра по нашему времени. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.
Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам. Сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать им воскресшего Христа. При виде простых рыбаков, говорящих на разных наречиях, некоторые иудеи стали смеяться, заподозрив учеников Христовых в пьянстве. Слыша нападки иудеев, к ним вышел апостол Петр. Вот как описывает это событие автор «Деяний», евангелист Лука:
«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2:14–18).
Проповедь апостола так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Святой Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прошения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».
Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом было положено основание Церкви Христовой на земле.
Традиции и обычаи
Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами. Этот обычай идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.
А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.
Икона Святой Троицы: значение образа, история создания святыни Андреем Рублевым
Каждый православный христианин знает, что Бог един в трех лицах: Отец, Сын и Святой дух. Это триединство передается в иконах типа «Святая Троица». Они есть во многих домашних алтарях, а Троицких храмов на Руси просто не счесть.
Посмотрим, как выглядят иконы этого типа и какое значение они имеют для православных.
Немного теологии: кто изображен на иконе
Перед нами изображение Пресвятой Троицы, как правило, насквозь символичное. Каждый художник-иконописец транслировал зрителю свое видение визуализированного догмата христианства. Если на некоторых изображениях зрителю часто понятно, кто есть кто из божественных персонажей, то на других различия между ними стираются.
Далеко не на каждом изображении Троицы мы видим персонифицированность всех трех ипостасей Бога. Зачастую вместо человеческих фигур на иконах изображаются языки пламени или голубь, символизирующий Святой Дух. Неизменно в человеческом обличии на большинстве икон отображен лишь Иисус Христос.
Теологи до сих пор ломают копья относительно соответствия того или иного образа церковным канонам. Самым глобальным предметом дискуссии является изображение Бога Отца. В отличие от Иисуса Христа, Бога Отца никто не видел, так как же можно передать его облик? – говорят одни теологи. Другие возражают им, цитируя слова Спасителя: «Видевший меня, видел Отца Моего».
С человеческой точки зрения, Бог Отец должен быть априори старше собственного сына. Но в 1667 году Московский Собор запретил изображать Отца в образе старца. Однако иконы с Отцом-старцем существуют до сих пор.
Посему наиболее старые из дошедших до нас изображений Троицы (а это фрески II века нашей эры) относятся к типу ветхозаветных икон, то есть, изображают троих мужчин. Чуть позже Божественное триединство стало отображаться в виде трех ангелов, а после XVI столетия его изображение стало более символизированным и бессюжетным.
К новозаветным иконам относятся более-менее сюжетные иконографические типы, например, «Сопрестолие» и «Отечество». На них присутствуют образы Отца и Сына (кстати, Отец обычно предстает в образе старца), но Святой Дух изображен в виде голубя.
Новозаветными считаются и насквозь аллегоричные «Всевидящее Око», «Предвечный Свет», «Шестоднев» и иже с ними. Многие теологи считают, что эти изображения и вовсе нельзя относить к иконам, но это не мешает простым людям поклоняться различным типам визуализированных образов Троицы.
История написания иконы
Самую известную икону «Троицы» написал прославившийся в веках иконописец Андрей Рублев. Несмотря на то что с года создания шедевра миновала уйма столетий, авторство его практически не вызывает сомнений. Иногда выдвигаются альтернативные гипотезы, но серьезного подтверждения не находят.
Согласно одной из гипотез, создателем иконы был неизвестный итальянский иконописец. Это доказывает анализ иконы, при котором явно заметно влияние итальянской школы живописи. Якобы привез этот образ в Лавру сам Иоанн Грозный. Однако согласно официальной версии, благодаря монарху икона лишь получила роскошную ризу.
В общем, создание Андреем Рублевым иконы «Троица» считается общепризнанным фактом. Согласно официальной версии, иконописец создал ее по повелению игумена Никона, в похвалу легендарному предшественнику Никона, Сергию Радонежскому.
Дело было в монастыре, позже получившем название Троице-Сергиевой Лавры. А образ предназначался для нового Троицкого храма, возведенного взамен одноименной сгоревшей деревянной церкви.
Насчет года создания иконы мнения ученых расходятся – то ли 1411, то ли 1425-1427 год. Ясно одно: «Троица» сразу же заняла почетное место с правой стороны алтаря и начала служить объектом поклонения. Но главной святыней храма во все времена считались мощи преподобного Сергия Радонежского.
«Троица» неоднократно подвергалась поновлениям. Фактически поверх рублевских образов иконописцы писали новые, соответствующие современным веяниям, пусть и повторяющие изначальный сюжет. В результате рублевская «Троица» скрылась под многочисленными слоями краски.
И только в начале прошлого века, после снятия ризы и нескольких раскрытий (освобождения от более поздних слоев краски) перед восхищенными зрителями предстал шедевр Андрея Рублева таким, каким его задумывал гений.
Икона сильно пострадала от времени: она написана на деревянной доске, а это не слишком долговечная основа. Однако яркие праздничные краски, с любовью положенные кистью Рублева, до сих пор радуют глаз истинного ценителя искусства.
Где находится оригинал иконы
После революции икону национализировали и изъяли из закрытой Троице-Сергиевой Лавры. Она поступила сначала в музей, организованный в одном из зданий бывшего монастыря, а затем – в фонд Третьяковской галереи. Там рублевская Троица пребывает постоянно, за исключением ее вынужденной эвакуации в годы Великой Отечественной войны.
А в Сергиевой Лавре ныне находится список «Троицы», написанный Николаем Барановым в прошлом веке.
Оригинальная икона помещена в специальный киот и хранится в особых условиях: для нее создан оптимальный режим температуры и влажности. И лишь раз в год, на Троицу, ее невообразимо бережно выносят в храм-музей при Третьяковке.
Представители РПЦ неоднократно поднимали вопрос о возврате «Троицы» в Лавру. Однако искусствоведы доказали, что транспортировка может нанести непоправимый ущерб шедевру православной иконописи, что уж говорить о хранении в обычных условиях. «Троица» была оставлена в Третьяковке.
Икона «Троица» в зале Третьяковской галереи
Иконография
Приведем краткое описание Троицы в том виде, в каком нам показал ее Андрей Рублев. Сюжет иконы говорит о ветхозаветной истории, положившей начало одному из основных догматов православия.
Согласно тексту из Ветхого Завета, к Аврааму как-то пожаловали три таинственных путника. Он усадил их за стол и угостил разными яствами, за что и был удостоен откровения о рождении Исаака. Два путника вскоре удалились (согласно преданию – наказывать город грешников Содом), а один остался беседовать с будущим родоначальником еврейского народа.
На наиболее древних версиях иконы изображены мужчины-путники в реалистичном виде. На изображениях присутствуют фигуры Авраама и жены его Сары, документально передан антураж действа.
Икона Рублева выглядит несколько иначе. Художник изобразил Троицу в виде ангелов, подобных по обличью, а образов Авраама и жены его Сары в композиции нет.
Ангелы сидят за столом, на котором стоит чаша с головой жертвенного животного – отсылка к жертве Христа во имя человечества. Ангелы абсолютно одинаковы, что намекает на триединство, но за спиной каждого изображен персональный фон.
За спиной центрального ангела написано дерево (Древо Жизни, аллегорическое изображение потерянного рая). Обычно этот образ отождествляется с Богом-Отцом. За спиной ангела, сидящего слева – храм (символ Святого духа), восседающего справа – гора (символ Голгофы и подвига Иисуса Христа). Тем не менее существуют и другие трактовки глубочайшей символики образа.
Изображены будто объединены в незримый круг. А за столом есть свободное место, куда мысленно садится смотрящий на икону. Это символ приглашения, адресованного каждому из нас: любому найдется место за столом рядом с Богом.
Таким образом получается, что за столом изображены не персонифицированные Отец, Сын и Святой Дух, а символизирующие их ангелы. Художник дает визуальные подсказки, но зрителю предлагается понять самостоятельно, кто есть кто из этих ангелов.
Значение иконы Святой Троицы
Этот образ означает, прежде всего, визуализацию идеи о триединстве Бога. Живоначальная троица – это нечто единое и целое, что и является одним из базовых догматов христианства.
Как уже было сказано выше, существует множество образов этого типа, от реалистичных до насквозь символических. Многие из них не признаются каноническими и, с точки зрения официальной церкви, представляют собой просто картины на религиозную тематику. Да что там говорить, если даже рублевская «Троица» по сей день вызывает массу теологических споров!
Тем не менее основной смысл иконы, какими бы средствами он ни был передан, остается неизменным: триединство Бога. А среди множества дополнительных смыслов можно выделить еще один, важный для каждого верующего: для каждого из нас открыта дорога в Царствие Небесное.
В чем помогает образ верующим
Этот образ не столь популярен среди верующих, как иконы Спасителя, Божией Матери и даже особо почитаемых святых (например, преподобного Николая), Тем не менее образ «Троицы» есть во многих храмах и домах верующих, а Троицкие храмы построены практически во всех крупных городах России.
Искренняя молитва иконе помогает:
Наиболее сильные молитвы у тех, кто крепок верой. Перед тем как просить чего-то у Животворящей Троицы, желательно выдержать пост, исповедоваться и принять причастие – словом, максимально очиститься перед лицом Господа.
Самым значимым чудом в истории иконы считается помощь Ивану Грозному при взятии Казани. Перед отправкой войск в сердце ханства Иоанн Васильевич повелел провести молебен в Троице-Сергиевой Лавре. А после падения считавшейся недоступной твердыни монарх долго молился иконе лично, вознося хвалу Троице. Тогда-то образ и получил свою первую драгоценную ризу.
Празднование дня иконы
К сожалению, икона Троицы так и не получила собственного праздника. Скорее всего, это связано с неоднозначным отношением православного духовенства к этому графическому отображению Божественного триединства.
Однако существует большой церковный праздник – День Святой Троицы, который отмечается на пятидесятый день после Пасхи (отсюда и альтернативное название – Пятидесятница).
Считается, что в этот день человечеству открылась истина о триединстве Бога. Правда, связывают его не с ветхозаветным, а евангельским событием. В этот день произошло сошествие Святого Духа на апостолов.
В соответствии с Ветхим Заветом и Пятикнижием, в этот день пророк Моисей на горе Синай получил Скрижали. В них содержались десять заповедей Божьих, по которым должен жить богопослушный еврей (а позже – и христианин).
Другие известные иконы Святой Троицы
Шедевр Рублева – самая известная, но далеко не единственная из старинных икон Святой Троицы. Этот образ неоднократно писали до и после него, да и икона Рублева получила многочисленные списки, порой далекие от прототипа.
Например, известна так называемая Зырянская икона, написанная еще в XIV столетии предположительно просветителем Стефаном Пермским. Гению удалось передать основную идею триединства Бога в наиболее доступной для темных язычников, коими тогда были зыряне (коми-пермяки), форме. Сюжет иконы вполне классический (как на образе Рублева), а изображение дополнено цитатой из Ветхого Завета, переведенной на зырянский язык.
Примерно к тому же периоду относится образ Троицы Феофана Грека, правда, это не икона, а фреска в церкви Спаса Преображения в Новгороде. В этой работе наблюдается явное главенство одного из ангелов (скорее всего, символизирующего Бога Отца), присутствует изображение Сары. Явно был и Авраам, но его изображение обвалилось вместе со штукатуркой.
Феофан Грек. Фреска «Троица».
Икона Симона Ушакова написана значительно позднее, уже в XVII столетии. Она фактически дублирует сюжет творения Рублева, но с некоторыми коррективами, приближающими ее к светской живописи. Гора уже не символизирует Голгофу или Синайскую гору (в зависимости от трактовки), Божий храм превращен в нечто античное, а голова жертвенного тельца в чаше заменена роскошной сервировкой.
Как правильно молиться образу, где разместить икону в доме
По православным традициям следует вешать иконы по восточной стороне жилища, но если места там недостаточно, можно разместить домашний алтарь и на любой другой стене. Лучше, если рядом не будет бытовой техники, мирских книг и картин.
В домашнем иконостасе «Троицу» обычно размещают над центральным образом Спасителя. При желании можно приобрести иконку для автомобиля или личного пользования. А можно купить браслет или кулон с изображением Животворящей.
Тексты молитв
Существует множество канонических молитв Святой Троице, как просящих, так и благодарственных. Учить их наизусть не обязательно (хоть и желательно), можно внимательно и почтительно читать текст с листа или брошюры.
Конечно, Бог слышит и искренние молитвы, произнесенные своими словами, однако ими лучше не заменять, а дополнять канонические тексты.
Благодарственно-величальная молитва на праздник Троицы
Во имя Отца-Бога, Сына и Духа Святаго молим о всепрощении и помиловании в день светлый и праздничный. Трижды Единый Отец наш небесный, возносим слова радости в этот праздничный день, находимся в доме Твоем и кланяемся образам в надежде на наставление и избавление от болезней и грехов, наши души отягощающих. Провозглашаем веру истинную да передаем из уст в уста слова благодарности за жизни наши в добре и милости Твоей. Молимся за каждого на земле живущего, под Твоим взором обитающего. Благослови, Господи, на жизнь праведную в милости и благости. Дай нам, Боже, прожить ее в почитании Тебя да в воспитании детей по заветам Твоим неоспоримым и единственно праведным. Аминь.
Молитва о здравии и исцелении
О премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельной Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнею одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и примерные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.
Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя). Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.
Молитва об исполнении желаний
Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.
Следует помнить, что икона Троицы – это не картина и не оберег. Это священная реликвия, предназначенная для общения с Богом. Ее точно не стоит вешать на стену просто для красоты, да и чудеса святой образ будет являть только тогда, когда молящийся глубоко и беззаветно верует в Бога!