святая икона богоматери воронинская
Икона Божией Матери «Одигитрия» Воронинская
Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Воронинская — старинная икона Божией Матери, почитавшаяся в городе Череповце и окрестностях. Несмотря на свое название, икона относится к типу «Умиление».
Согласно «Сказанию о Воронинской иконе Божией Матери» XVIII века, икона явилась 15 июня (по старому стилю) 1518 года пономарю церкви Архангела Михаила села Ильинское неподалеку от города Череповец. Церковнослужитель обнаружил сияющий чудотворный образ в лесу на ветвях дерева. Взяв икону, пономарь отнес ее в церковь, однако на следующий день образ оказался на прежнем месте. Здесь от него произошло первое чудо — прозрела слепая жительница Ильинского Федосья. На месте явления иконы построили часовню, а затем возник монастырь Успения Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем монастыря был игумен Марк по прозвищу Ворона, которое и дало имена монастырю и иконе.
В XVIII веке икона пропала из обители, списков не сохранилось, и долгое время чудотворный образ был известен только по имени. В «Сказании о Воронинской иконе Божией Матери» он был иносказательно назван «Одигитрией», потому впоследствии его стали считать списком со Смоленской иконы «Одигитрии» и установили празднование в один день с ней (28 июля / 10 августа).
В настоящее время истинный облик Воронинской иконы Божией Матери был восстановлен по раритетному рукописному сборнику середины XVIII века, а празднование проводится согласно изначальной традиции 15 / 28 июня.
Авторизуйтесь
Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.
Икона Пресвятой Богородицы «Воронинская»
Явление Воронинской иконы Божией Матери произошло 15/28 июня 1518 года в 12 км к югу от г. Череповца Вологодской области на месте нынешнего погоста близ деревни Воронино Череповецкого района. Пономарь церкви Архангела Михаила села Ильинское Иоанн, возвращаясь из Конечновского леса, увидел на огромной липе светящийся, как солнце, образ Богородицы. Пораженный Иоанн, горячо помолился Богородице и отправился домой, но сбился с пути. Удивился пономарь, так как никогда до этого не терялся в лесу. После долгих блужданий снова он оказался у дерева с образом Богородицы.
Поняв, что происшедшее с ним не случайность, что Сама Божия Матерь просит взять Ее икону и поместить в храме, Иоанн с благоговением снял образ с дерева, отнес в село Ильинское и поставил в церкви Архангела Михаила, сообщив о случившемся местному священнику иерею Андрею.
Происходило описанное накануне воскресенья. На следующий день, придя в церковь, отец Андрей думал показать обретенную икону прихожанам, но икона таинственным образом исчезла. Тогда священник в надежде на повторное обретение иконы предложил пономарю вернуться на место, где тот нашел икону.
Придя в Конечновский лес, они с великой радостью увидели на дереве образ Богородицы. С плачем припав к нему, они просили милости и заступления у Владычицы. Благоговейно сняв икону с дерева, они снова перенесли ее в свою церковь, поставили в алтаре и отслужили перед ней молебен.
Но на следующий день, придя в храм, они снова не обнаружили в нем иконы. Страх и трепет объял их. Они поняли, что это дело не человеческое, а Божие. Созвав прихожан, отец Андрей рассказал им о чуде, после чего верующие со свечами и светильниками, возглавляемые священником, отправились в лес на место обретения иконы. Была в числе их и слепая от рождения девица Феодосия.
Придя на место, богомольцы увидели на дереве образ Богородицы, который светился неземным светом. Священник, пономарь и множество народа, горячо помолившись, стали по очереди прикладываться к иконе. Привели к ней и слепую девицу Феодосию, которая стала просить: «О, Владычице мира, христианская Помощнице, Пресвятая Богородице, дай мне образ Твой видеть и облобызать многочудесное явление Твое!». Сотворив на себе крестное знамение, Феодосия возвела очи свои на дерево, и внезапно увидела на нем светящуюся, как солнечный свет, икону, и полностью исцелилась от своего недуга.
С того времени прославилась икона Пресвятой Богородицы многими чудесами, число которых не поддавалось исчислению: слепые прозревали, хромые ходили, одержимые нечистыми духами очищались.
По совету иерея Андрея рядом с липой была устроена часовня, куда был благоговейно помещен явленный образ Владычицы. Спустя время здесь образовалась Успенская Воронина пустынь, пользовавшаяся большим почитанием среди паломников. В 1688 году Воронина пустынь была приписана к Череповецкому Воскресенскому монастырю, поступив в разряд Патриарших владений. Слава пустыни была столь велика, что в 1764 году ее не упразднили подобно абсолютному большинству других вологодских обителей, а оставили на своем содержании. Правда, в 1792 году обитель при загадочных обстоятельствах сгорела, а ее братия была переведена в Филиппо-Ирапскую пустынь.
Явленная же икона, согласно преданию, была похищена. Предполагают, что образ видели в Югской Дорофеевой Пустыни Ярославской епархии. В 1794 году на месте сгоревшей обители был образован церковный приход, в котором в 1804 году построили каменную церковь в честь Успения Божией Матери с приделами в честь Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ее руины сохранились до нашего времени.
Название чудотворной Воронинской иконы Божией Матери и образованной на месте её явления пустыни пошло от прозвища настоятеля обители Марка Вороны, жившего в XVI веке. Отсюда произошло и название деревни.
В «Сказании о Воронинской иконе Божией Матери» XVIII века икону называют «Одигитрией Воронинской», так как в древности Одигитрией (Путеводительницей) часто называли не образ Божией Матери, а Саму Пресвятую Богородицу.
Ныне возрождено забытое празднование Воронинской иконы Божией Матери в соответствии с древней традицией: в день ее исторического явления 15/28 июня. Традиционно, накануне дня празднования, 27 июня из с.Конечное Череповецкого района совершается крестный ход в Воронино, к месту явления чудотворной иконы (протяженность пути составляет 6,5 км.), по завершении которого в храме в Воронино совершается всенощное бдение.
Тропарь иконе Божией Матери «Воронинская», глас 2
Скорую помощницу и ходатаицу теплую,/ Тя, Пречистую Богородицу песнословим,/ прославляюще явление пречудныя иконы Твоея Воронинския,/ пределы Череповецкия озарившую,/людем с верою притекающим к Ти помощь скоро дарующую./ Моли, Владычице Премилостивая,/Сына Твоего, Иисуса Сладчайшаго// спастися душам нашим.
Кондак иконе Божией Матери «Воронинская», глас 5
Богатую в милости Тя почитающе,/ зовем Ти, Пречистая Владычице:/ не забуди, Благосердая, люди Твоя,/к иконе Твоея чудотворныя Воронинския с верою прибегающих,/и велигласно вопиющих Ти:/Радуйся, Благодатная Дево,// нас сирых попечением Своим не оставляющая.
Тропарь и кондак иконе Божией Матери «Воронинская» благословен епископом Череповецким и Белозерским Флавианом в пределах Череповецкой епархии.
Поиск по сайту
Православный календарь
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).
Флп., 245 зач., III, 8–19.Лк., 50 зач., X, 1–15.Ап.:Гал., 200 зач., I, 11–19.Мф., 56 зач., XIII, 54–58.
28 июня. Воронинская икона Божией Матери
Явление Воронинской иконы Божией Матери произошло 15/28 июня 1518 года в 12 км к югу от Череповца на месте нынешнего погоста близ деревни Воронино. Пономарь церкви Архангела Михаила села Ильинское Иоанн пошел в Конечновский лес и, возвращаясь, увидел огромную липу и на ней образ Богородицы, весь светящийся, как луч солнечный. Поразился Иоанн такому видению, горячо помолился Владычице и пошел домой, но сбился с дороги. Удивился пономарь, так как никогда до этого не терялся в лесу. После долгих блужданий вновь оказался у того же дерева с образом Богородицы на нем.
Тогда понял Иоанн, что все происшедшее с ним было не случайностью, что Сама Божия Матерь дала знак ему, прося взять Ее икону и поместить в храме. Пономарь, с горячей молитвой воззрев на образ, с благоговением снял его с дерева, отнес в село Ильинское и поставил в церкви Архангела Михаила, поведав о случившемся местному священнику отцу Андрею.
Происходило все описанное накануне воскресенья. На следующий день пришел иерей в церковь, думая показать людям, собравшимся на богослужение, обретенную икону, и не увидел ее на месте. Священник решил, что это пономарь взял её. Однако выяснилось, что пономарь также не брал образ. Тогда священник предложил пономарю: «Пойдем на то место, где ты нашел икону, вдруг вновь обретем ее там».
Пришли они в Конечновский лес и с великой радостью увидели на дереве образ Богородицы. С плачем припали к нему, прося милости у Владычицы. Воздев руки к небу, благоговейно сняли икону с дерева и перенесли ее в свою церковь, поставили в алтаре и отслужили перед ней молебен.
Каково же было потрясение священника и пономаря, когда, придя утром в храм, они не обнаружили в нем иконы. Страх и трепет объял их, и поняли они, что это дело не человеческое, а Божие. Тогда созвал иерей прихожан и рассказал им о чуде, после чего верующие во главе со священником, со свечами и светильниками пошли на место обретения иконы. Была в числе их и слепая от рождения девица по имени Феодосия.
Придя на место, богомольцы увидели на дереве образ Владычицы, который светился неземным светом. Священник, пономарь и все множество народа, горячо помолившись, стали по очереди прикладываться к иконе. Привели к ней слепую девицу Феодосию, которая стала просить: «О, Владычице мира, христианская Помощнице, Пресвятая Богородице, дай мне образ Твой видеть и облобызать многочудесное явление Твое!». Сотворив на себе крестное знамение, Феодосия возвела очи свои на дерево, внезапно увидела на нем икону, как луч солнечный святящуюся, и полностью исцелилась от своего недуга.
С того времени прославилась икона Пресвятой Богородицы многими чудесами, число которых, согласно древнему сказанию, не поддавалось исчислению: слепые прозревали, хромые ходили, одержимые нечистыми духами очищались.
По совету иерея Андрея рядом с липой была устроена часовня, куда был благоговейно помещен явленный образ Владычицы. Спустя непродолжительное время здесь образовалась Успенская Воронина пустынь, пользовавшаяся большим почитанием среди паломников. В 1688 году Воронина пустынь была приписана к Череповецкому Воскресенскому монастырю, поступив в разряд Патриарших владений. Слава пустыни была столь велика, что в 1764 году ее не упразднили подобно абсолютному большинству других вологодских обителей, а оставили на своем содержании. Правда, в 1792 году обитель при загадочных обстоятельствах сгорела, а ее братия была переведена в Филиппо-Ирапскую пустынь.
Явленная же икона, согласно преданию, была похищена. Предполагают, что образ видели в Югской Дорофеевой Пустыни Ярославской епархии. В 1794 году на месте сгоревшей обители был образован церковный приход, в котором в 1804 году построили благолепную каменную церковь в честь Успения Божией Матери с приделами в честь Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ее развалины сохраняются и в настоящее время.
Название чудотворной Воронинской иконы Божией Матери и образованной на месте её явления пустыни пошло от прозвища настоятеля обители Марка Вороны, жившего в XVI веке. Соответственно возникло и название деревни.
В «Сказании о Воронинской иконе Божией Матери» XVIII века икону называют «Одигитрией Воронинской», так как в древности Одигитрией (Путеводительницей) часто называли не образ Божией Матери, а Саму Пресвятую Богородицу.
Такие случаи известны в русской истории. Например, 25 июня 1682 года при венчании на царство Петра I и Иоанна V был отслужен торжественный молебен перед Владимирской иконой Божией Матери, относящейся к иконографическому типу «Умиление». Но в летописи она была названа «Одигитрией Владимирской» (то есть Богородицей Владимирской). Впоследствии образ, названный «Одигитрией Воронинской», стали ошибочно считать списком со Смоленской иконы и совершали празднование 28 июля/10 августа.
Ныне возрождено забытое празднование Воронинской иконы Божией Матери в соответствии с древней традицией: в день ее исторического явления 15/28 июня.
В связи с ранней утратой самой чудотворной иконы ее образ долгое время был неизвестен, списков не сохранилось. С трудом удалось найти миниатюру, изображающую Воронинскую икону Божией Матери в рукописном сборнике середины XVIII века. Замечательно, что Сборник был составлен в то время, когда чудотворный образ еще пребывал в Воронинской пустыни.
На основе чудом сохранившегося изображения был написана икона, с которой уже совершался Крестный ход в день престольного праздника Леушинского монастыря. Так же икона побывала на руинах затопленной обители. Список иконы Воронинской Божией Матери будет помещен в нашем храме, еженедельно будем служить перед нашей, череповецкой иконой Божией Матери молебны.
Каталог икон на сайте PravIcon.com
Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
Меню сайта
Пользователь
Подробное описание Воронинской иконы Божией Матери
Явление Воронинской иконы Божией Матери произошло 15/28 июня 1518 года в 12 км к югу от Череповца на месте нынешнего погоста близ деревни Воронино. Пономарь церкви Архангела Михаила села Ильинское Иоанн пошел в Конечновский лес и, возвращаясь, увидел огромную липу и на ней образ Богородицы, весь святящийся, как луч солнечный. Поразился Иоанн такому видению, горячо помолился Владычице и пошел домой, но сбился с дороги. Удивился пономарь, так как никогда до этого не терялся в лесу. После долгих блужданий вновь оказался у того же дерева с образом Богородицы на нем.
Тогда понял Иоанн, что все происшедшее с ним было не случайностью, что Сама Божия Матерь дала знак ему, прося взять Ее икону и поместить в храме. Пономарь, с горячей молитвой воззрев на образ, с благоговением снял его с дерева, отнес в село Ильинское и поставил в церкви Архангела Михаила, поведав о случившемся местному священнику отцу Андрею.
Происходило все описанное накануне воскресенья. На следующий день пришел иерей в церковь, думая показать людям, собравшимся на богослужение, обретенную икону, и не увидел ее на месте. Священник решил, что это пономарь взял её. Однако выяснилось, что пономарь также не брал образ. Тогда священник предложил пономарю: «Пойдем на то место, где ты нашел икону, вдруг вновь обретем ее там».
Пришли они в Конечновский лес и с великой радостью увидели на дереве образ Богородицы. С плачем припали к нему, прося милости у Владычицы. Воздев руки к небу, благоговейно сняли икону с дерева и перенесли ее в свою церковь, поставили в алтаре и отслужили перед ней молебен.
Каково же было потрясение священника и пономаря, когда, придя утром в храм, они не обнаружили в нем иконы. Страх и трепет объял их, и поняли они, что это дело не человеческое, а Божие. Тогда созвал иерей прихожан и рассказал им о чуде, после чего верующие во главе со священником, со свечами и светильниками пошли на место обретения иконы. Была в числе их и слепая от рождения девица по имени Феодосия.
Придя на место, богомольцы увидели на дереве образ Владычицы, который светился неземным светом. Священник, пономарь и все множество народа, горячо помолившись, стали по очереди прикладываться к иконе. Привели к ней слепую девицу Феодосию, которая стала просить: «О, Владычице мира, христианская Помощнице, Пресвятая Богородице, дай мне образ Твой видеть и облобызать многочудесное явление Твое!». Сотворив на себе крестное знамение, Феодосия возвела очи свои на дерево, внезапно увидела на нем икону, как луч солнечный святящуюся, и полностью исцелилась от своего недуга.
С того времени прославилась икона Пресвятой Богородицы многими чудесами, число которых, согласно древнему сказанию, не поддавалось исчислению: слепые прозревали, хромые ходили, одержимые нечистыми духами очищались.
По совету иерея Андрея рядом с липой была устроена часовня, куда был благоговейно помещен явленный образ Владычицы. Спустя непродолжительное время здесь образовалась Успенская Воронина пустынь, пользовавшаяся большим почитанием среди паломников. В 1688 году Воронина пустынь была приписана к Череповецкому Воскресенскому монастырю, поступив в разряд Патриарших владений. Слава пустыни была столь велика, что в 1764 году ее не упразднили подобно абсолютному большинству других вологодских обителей, а оставили на своем содержании. Правда, в 1792 году обитель при загадочных обстоятельствах сгорела, а ее братия была переведена в Филиппо-Ирапскую пустынь.
Явленная же икона, согласно преданию, была похищена. Предполагают, что образ видели в Югской Дорофеевой Пустыни Ярославской епархии. В 1794 году на месте сгоревшей обители был образован церковный приход, в котором в 1804 году построили благолепную каменную церковь в честь Успения Божией Матери с приделами в честь Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ее развалины сохраняются и в настоящее время.
Название чудотворной Воронинской иконы Божией Матери и образованной на месте её явления пустыни пошло от прозвища настоятеля обители Марка Вороны, жившего в XVI веке. Соответственно возникло и название деревни.
В «Сказании о Воронинской иконе Божией Матери» XVIII века икону называют «Одигитрией Воронинской», так как в древности Одигитрией (Путеводительницей) часто называли не образ Божией Матери, а Саму Пресвятую Богородицу.
Такие случаи известны в русской истории. Например, 25 июня 1682 года при венчании на царство Петра I и Иоанна V был отслужен торжественный молебен перед Владимирской иконой Божией Матери, относящейся к иконографическому типу «Умиление». Но в летописи она была названа «Одигитрией Владимирской» (то есть Богородицей Владимирской). Впоследствии образ, названный «Одигитрией Воронинской», стали ошибочно считать списком со Смоленской иконы и совершали празднование 28 июля/10 августа.
Ныне возрождено забытое празднование Воронинской иконы Божией Матери в соответствии с древней традицией: в день ее исторического явления 15/28 июня.
В связи с ранней утратой самой чудотворной иконы ее образ долгое время был неизвестен, списков не сохранилось. С трудом удалось найти миниатюру, изображающую Воронинскую икону Божией Матери в рукописном сборнике середины XVIII века. Замечательно, что Сборник был составлен в то время, когда чудотворный образ еще пребывал в Воронинской пустыни.
На основе чудом сохранившегося изображения был написана икона, с которой уже совершался Крестный ход в день престольного праздника Леушинского монастыря. Так же икона побывала на руинах затопленной обители. Список иконы Воронинской Божией Матери будет помещен в нашем храме, еженедельно будем служить перед нашей, череповецкой иконой Божией Матери молебны.
Источник: Сайт храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» [2014-07-24]
Статья опубликована участником [tol] 2014-08-11, последний раз редактировалась участником [tol] 2014-08-11. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.
ВОРОНИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Воронинская икона Божией Матери. Миниатюра из рукописного Сборника XVIII в. Собр. Государственного музея-усадьбы Архангельское. |
Воронинская икона Божией Матери «Одигитрия»
На месте чудесного явления иконы возвели часовню, а четыре года спустя основали Успенскую пустынь. Сделали это два инока из Переславль-Залесского монастыря, одного из которых звали Марк Ворона, отчего пустынь получила название Воронинской.
Слава иконы, совершающей чудесные исцеления, ширилась. Появились и злоумышленники, решившие похитить икону. Во второй половине XVIII века одного из жителей Ильинского, Ивана, подкупили, чтобы он украл икону. Выбрав бурную ночь с грозой, Иван прокрался в Воронинский монастырь, взял икону и другие ценности, а монастырь поджёг. Случилось это в 1792 году. Преступление поначалу удалось скрыть, так-как все решили было, что пожар случился из-за удара молнии. Но злодея подвёл другой порок: у Ивана была любовница, которая требовала от него подарков и мужчина стал делать ей украшения из церковного шелка, на котором были вышиты кресты. Увидев кресты и зная, чьей именно любовницей является женщина, люди быстро догадались что к чему. Ивана схватили, перебили ноги, чтобы не сбежал, и потащили на суд, но по пути он скончался. Судьба чудотворного образа осталась неизвестной: есть лишь предание что икону будто бы видели впоследствии в Югской Дорофеевой пустыни.