святая троица в католичестве
Троица у западных христиан
Пресвятая Троица (Фрагмент картины Макса Фюрста)
С 14 века праздником Троицы (Trinity Sunday) в Католической Церкви стало называться первое воскресенье после Пятидесятницы, в отличие от православной традиции, где празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы совмещено.
Сегодняшний праздник посвящен прославлению Святой Троицы, литургические чтения и проповеди этого дня раскрывают христианское учение о троичности Бога.
Троица в христианских представлениях — Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого — животворящего Начала. По католической доктрине, Третья ипостась исходит от Первой и Второй (по православной — от первой).
Надо также отметить, что в католической традиции праздник Троицы входит в так называемый «цикл Пятидесятницы», который открывается праздником сошествия Святого Духа. Затем празднуется День Святой Троицы, еще через 4 дня — на 11-й день по Пятидесятнице — отмечается праздник Тела и Крови Христовых, а на 19-й день — праздник Пресвятого Сердца Иисуса. Завершается цикл праздником Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, 20 день по Пятидесятнице).
Другие праздники в разделе «Католические праздники»
Католическая Троица: какого числа и чем отличается от православной
Когда католики празднуют Троицу в 2021 году, историю и традиции торжества вы узнаете в этой статье.
Какого числа католическая Троица 2021 году
В какой день католики будут отмечать День Святой Троицы, зависит от празднования дня Воскресения Иисуса Христа. Так как Пасха ежегодно выпадает на разные даты, то и день Троицы тоже не имеет точной фиксированной даты.
Пятидесятница в 2021 году у западных христиан отмечается 23 мая, а Троица (седьмой день по Пятидесятнице) – в воскресенье, 30 мая.
В римском литургическом календаре праздники сошествия Святого Духа и День Святой Троицы называют «торжеством».
Троица: католики и православные – в чем отличие?
В католицизме День Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье за Пятидесятницей (в 57-й день после Пасхи). А в православии светлый праздник наступает ровно через 50 дней после дня Воскресения Христова (торжественное воскресенье является первым днем отсчета). Поэтому Троицу называют еще иначе – Пятидесятница.
В католической церкви цвет облачения священников как на Троицу, так и в другие великие праздники, белый. В православных церквах в этот праздник священники надевают одежду зеленого цвета. Он символизирует очищение, зарождение новой жизни и обновление природы.
Троица: история праздника
На 50-й день после Воскресения Христова апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме. Перед ними в свете и сиянии появился Святой Дух. Он наделил их благодатью, озарением и возможностью исцелять людей от любых болезней. Более того, апостолы стали говорить на всех языках мира, неся каждому человек на земле Слово Божье.
Данный праздник прославляет Святую Троицу:
В традиции западных христиан день Троицы входит в «цикл Пятидесятницы». Первым торжеством считается появление Святого Духа. Потом отмечается непосредственно День Святой Троицы. На 11-й день по Пятидесятнице чтится праздник Тела и Крови Христовых. На 19-й отмечается день Пресвятого Сердца Иисуса. И завершается этот цикл на 20-й день Пятидесятницы праздником Непорочного Сердца Девы Марии.
Традиции Троицы
Католическая Троица: история и традиции, что можно и что нельзя делать в этот день
Католические христиане отмечают праздник Святой Троицы 30 мая. Каждый год эта дата меняется, поскольку праздник привязан к Пятидесятнице.
Фото: Wikimedia Commons
В католической традиции праздником Троицы называется первое воскресенье после Пятидесятницы, в отличие от православной традиции, где празднование Пятидесятницы и дня Святой Троицы совмещено.
У католиков праздник Троицы входит в так называемый цикл Пятидесятницы, который открывается праздником сошествия Святого Духа. Затем празднуется День Святой Троицы, на 11-й день по Пятидесятнице отмечается праздник Тела и Крови Христовых, а на 19-й день – праздник Пресвятого Сердца Иисуса. Завершается цикл праздником Непорочного Сердца Девы Марии (20-й день по Пятидесятнице).
На все торжества цикла Пятидесятницы священники католической церкви облачаются в одеяния красного цвета, за исключением Троицы, когда традиционный наряд – белый.
История праздника
На 50-й день после Воскресения Христова апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме. Перед ними в свете и сиянии появился Святой Дух. Он наделил их благодатью, озарением и возможностью исцелять людей от любых болезней. Апостолы стали говорить на всех языках мира, чтобы нести каждому человеку на земле учение Христа.
В день Святой Троицы прославляют Бога Отца, Сына и Святого Духа. Согласно католической доктрине третья ипостась Бога исходит от первой и второй ипостасей, а согласно православию – только от первой.
Традиции
В католических храмах в этот день проводят Божественные литургии и Великие вечерние службы. В соборы прихожане приходят с веточками березы, которая считается символом Святого Духа, и свежей зеленью. После освящения трав ими украшают дома. Многие верят, что освященная зелень (аир, мелисса, мята, полынь, любисток, тимьян) и березовые веточки очищают жилище от злых духов.
В Италии в память о чуде было принято разбрасывать лепестки роз с потолка храмов. Во Франции во время богослужения было принято дуть в трубы, что символизировало звук ветра, сопровождавшего сошествие Святого Духа. В Англии с Троицей были связаны традиции варить пиво, танцевать мореску, устраивать сырные гонки и турниры лучников.
Что можно и нельзя делать
Поста на Троицу нет, поэтому праздник принято отмечать в кругу семьи за столом.
За несколько дней до Троицы хозяйки устраивают генеральную уборку, чтобы приглашенные гости зашли в чистый и убранный дом. К празднику необходимо: испечь пироги и каравай, приготовить больше рыбных и мясных блюд, пригласить в дом гостей, накрыть праздничный стол, продумать гулянья, сплести веночки из березовых веток. На сам праздник заниматься домашними хлопотами нельзя.
Если в Троицу или Пятидесятницу планируется Причастие, то важно соблюсти литургический пост: не есть и не пить за час до мессы. Пропускать воскресные мессы, на которые выпадают Пятидесятница и Троица нельзя, если позволяет здоровье.
Встречать праздник, имея на сердце обиду или желание мести, очень плохо. Исповедь и причастие в католицизме могут идти отдельно. Накануне праздников хорошо исповедаться, чтобы не приносить на мессу нераскаянные грехи.
Экскурс в историю. Как развивалось учение о Троице
В Афанасьевском символе веры, сформулированном через несколько столетий после смерти Иисуса, Троица определяется так: «Отец есть Бог, Сын есть Бог, Дух Святой есть Бог. Однако нет трех Богов, но один Бог».
Христианство «в его трёх основных формах — католицизм, православие и протестантизм — признаёт одного Бога в трех Лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Согласно христианскому вероучению, это не есть признание трёх богов, но признание того, что эти три Лица суть едины» (Новая британская энциклопедия).
А вот что говорится на одном православном сайте:
«Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.
Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально»
http://www.pravmir.ru/svyataya-troica/
Но тем не менее, в «Православной энциклопедии» признаётся:
«В Н[овом] З[авете] нет учения о Св[ятой] Троице» (М., 2002. Т. 5. С. 414).
В «Новой католической энциклопедии» тоже говорится:
«В В[етхом] З[авете] нет догмата о Святой Троице».
Подобным образом иезуит Эдмунд Фортман признаёт в своей книге «Триединый Бог» («The Triune God»):
«Ветхий Завет. ни прямо, ни косвенно не говорит о Триедином Боге, который есть и Отец, и Сын, и Святой Дух. [. ] Нет никаких доказательств того, что кто-либо из святых писателей хотя бы подозревал о существовании [Троицы] в Божестве. [. ] Видеть в [Ветхом Завете] указания или намёки на троицу лиц, или её „завуалированные признаки“ означает выходить за рамки слов и смысла святых писателей».
Тогда возникает вопрос, если в самом слове Бога, Библии, «нет учения о Святой Троице», то откуда оно появилось?
Порфирий, тирский философ III века, противник христианства, поднял вопрос о том, кто — «Христос или его последователи создали известную всем христианскую религию? На основании Нового Завета Порфирий показал (а вместе с ним Юлиан [римский император IV века, противник христианства]), что Иисус отнюдь не называл себя Богом и проповедовал не о себе, а о едином Боге, Боге всего сущего. Это последователи Христа отступили от его учений и создали свое: стали поклоняться ему (а не единому Богу). [. ]
[Порфирий] указал на вопрос, который волнует всех христианских мыслителей: на чём зиждется христианская вера — на учениях Христа или на идеях, выдуманных его учениками через несколько поколений после его смерти?» (Wilken R. The Christians as the Romans Saw Them).
КАК ЗАРОЖДАЛОСЬ УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ? Будем разбираться.
В Писании в действительности нет какого-то одного термина, который обозначал бы Три Божественных Лица вместе. Греческое слово ;;;;; (триас), которое переводится на латинский как trinitas (тринитас), впервые встречается в трудах Феофила Антиохийского приблизительно в 180 году н.э.
В одном словаре отмечается, что, по мнению многих, Троица — «это ложное учение, заимствованное из языческих религий и привнесённое в христианскую веру» («A Dictionary of Religious Knowledge»).
А в труде «Язычество в нашем христианстве» («The Paganism in Our Christianity») говорится: «Происхождение [Троицы] полностью языческое».
За много веков до Христа в древней Вавилонии и Ассирии существовали триады, или троицы, богов. В одной французской энциклопедии говорится о такой триаде в той области Месопотамии:
«Мир был разделён на три части, каждая из которых стала владением одного бога. Долей Ану стали небеса. Энлиль получил землю. Эа стал правителем вод. Все вместе они составляли триаду Великих Богов».
Об индуистской троице, которая существовала за века до Христа, говорится: «Один из богов Троицы — Шива. Он считается богом разрушающим. Другие два бога — это Брахма, бог созидающий, и Вишну, бог охраняющий. [. ] Три бога объединены в одну форму, чтобы показать, что эти три процесса одно и то же» (книга «The Symbolism of Hindu Gods and Rituals» опубликована Э. Партасарати, Бомбей).
В Древнем Египте была своя триада богов: Гор, Осирис, Исида.
В Древнем Вавилоне своя: Иштар, Син, Шамаш.
В книге «Церковь первых трёх веков» Алван Ламсон пишет, что учение о Троице «берёт начало из источника, не имеющего ничего общего с Иудейскими и Греческими Писаниями. Оно формировалось и было внедрено в христианство усилиями Отцов-платоников» (The Church of the First Three Centuries).
Кто были эти «Отцы-платоники»? Это были представители отступнического духовенства, которые находились под сильным влиянием идей греческого философа Платона, язычника.
ВЛИЯНИЕ ПЛАТОНИЗМА на христианское учение о Троице.
Платон жил предположительно с 428 по 347 год до н. э. Хотя он не учил Троице как таковой, его философия подготовила для неё почву. Позднее быстро разрослись философские течения, которые включали в себя тройственные верования и находились под влиянием платоновских идей о Боге и природе.
В одном французском словаре о влиянии Платона говорится так:
«Похоже, платоновская троица, которая сама была лишь реконструкцией более древних троиц живших ранее народов, стала рациональной философской троицей символов, породившей три ипостаси, или божественных лица, которым учат в христианских церквях. [. ] Это представление греческого философа о божественной троице. можно найти во всех древних [языческих] религиях» («Nouveau Dictionnaire Universel»).
О влиянии этой греческой философии говорится: «Учениям о Логосе и Троице придали форму Греческие Отцы, на которых. прямо или косвенно очень сильно влияла философия Платона. То, что ошибки и искажения прокрались в Церковь именно из этого источника, неопровержимо» («The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge»).
«Учение о Троице формировалось постепенно, и это происходило сравнительно поздно. это учение берет начало из источника, не имеющего ничего общего с Иудейскими и Христианскими Писаниями. оно сформировалось и было внедрено в христианство усилиями Отцов, находившихся под влиянием философии Платона» («The Church of the First Three Centuries»).
К концу III века н.э. «христианство» и неоплатонические философии стали неразрывными. Как говорит Адольф Харнак, церковное учение «прочно укоренилось в почве эллинизма [языческого греческого мировоззрения]. Так оно стало тайной для подавляющего большинства христиан» («Grundri; der Dogmengeschichte»).
Церковь заявила, что её новые учения основаны на Библии. Но Харнак говорит: «В действительности она узаконила в своей среде эллинское умозрение, суеверные взгляды и обычаи языческого поклонения-таинства».
Эндрю Нортон говорит о Троице: «Мы можем проследить историю возникновения этого учения и найти его источник, но не в христианском откровении, а в философии Платона. Троица — это не учение Христа и его Апостолов, а вымысел школы более поздних последователей учения Платона» («A Statement of Reasons»).
Итак, в IV веке н.э. предсказанное Иисусом и апостолами отступничество расцвело пышным цветом.
РОЛЬ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА в формировании учения о Троице.
В период со II по IV век христианство представляло собой довольно разношёрстное полотно разных взглядов, групп, фракций, партий, которые конкурировали между собой. В начале IV века преобладающей традицией было арианство, приверженцы которого отрицали божественность Христа.
Арий учил, что Бога никто не родил и что у него нет начала. Так как Сын был рождён, то он не может быть Богом в том же смысле, что и Отец. Сын не существовал вечно, но был создан по воле Отца.
Весь Восток был арианским. Арианином был знаменитый историк церкви Евсевий Кесарийский, арианами были остготы, захватившие Рим, и даже сам император Константин перед смертью был крещён арианским епископом.
Но прошло всего несколько десятилетий, и вот ситуация резко поменялась и арианство вдруг оказалось в опале. Из господствующей традиции арианство превратилось в ересь.
В 313 году н.э. Константин правил Западной Римской империей, а восточные провинции находились под властью Лициния и Максимина. Константин и Лициний даровали свободу вероисповедания всем своим подданным, включая христиан.
Константин защищал христианство, полагая, что религия сможет объединить
его империю. Искренность христианских убеждений Константина не раз была предметом споров. Частично это объясняется явной склонностью императора к языческим культам даже в поздние годы его правления.
Провозгласив себя поборником христианства, Константин не отказался и от язычества. Так, он прибегал к оккультизму, в том числе к гаданию и астрологии, которые Библия осуждает (Второзаконие 18:10-12).
На своей триумфальной арке в Риме Константин изображён приносящим жертвы языческим богам.
Кроме того, император продолжал чтить бога солнца, выпуская монеты с его изображением и содействуя распространению его культа. А в поздние годы жизни Константин даже позволил, чтобы в небольшом городке в Умбрии (Италия) в честь него самого и его семьи был воздвигнут языческий храм, куда он сам назначал священников.
Константин принял христианское крещение лишь незадолго до своей смерти в 337 году н.э. По мнению многих учёных, он воздерживался от этого шага, желая пользоваться политической поддержкой и христиан, и язычников. Как бы то ни было, история жизни и запоздалое крещение этого римского императора ставят под сомнение искренность его веры в Христа.
Константину претили многочисленные разногласия внутри христианской церкви. Стремясь к согласию, он искал способ ввести, а затем узаконить так называемую правильную доктрину.
Константин не хотел, чтобы его владения были разрозненными, поэтому в 325 году н.э. он созвал собор епископов в городе Никея в Малой Азии. Его целью было разрешить продолжающиеся религиозные споры об отношении Сына Бога к Всемогущему Богу.
Известно, что на этом соборе присутствовали далеко не все епископы, лишь 250-318 человек, большинство из которых были из греческих областей. Отсутствовал даже папа Сильвестр I. На этой малопредставительной встрече разгорелись жаркие дебаты.
Здесь я обращу внимание на один очень важный момент. Вернее, даже на два.
1. Ариане пользовались Священным Писанием.
Собственно, они делали то, что должны были делать все последователи Иисуса Христа — обращались к Священному Писанию также как и Иисус, который часто в своих проповедях ссылался на Писание и говорил: «Написано…»
Именно так поступали и верийцы, жители города Верия, когда слышали учения Павла:
«… они приняли слово с необычайным рвением, тщательно исследуя Писания каждый день, чтобы проверить, так ли это на самом деле. Поэтому стали верующими многие из них» (Деяния 17:10-12).
« тщательно исследовали Писания, проверяя, «так ли это на самом деле» и Павел за это их похвалил. Но за тоже самое Ария в 325 году осудили как еретика.
2. Оказалось, что в Священном Писании нет таких слов.
Вдумайтесь в слова, написанные на православном сайте, и факт, признанный православными священниками:
«На Соборе стали пытаться выработать точную формулировку и сформулировать учение о Богочеловеке – что Бог и Сын – одной природы и равны по Божеству. Оказалось, что в Священном Писании нет таких слов»
Если в Писании нет подтверждения божественности Иисуса, то откуда появилась формулировка соборного решения?
Ещё раз для мыслящих: 1. Император-язычник, 2. предложил, 3. христианским епископам
В «Краткой истории христианских учений» («A Short History of Christian Doctrine») написано:
«Константин в общем-то не разбирался в вопросах греческой теологии».
Ну, да… единственное, что он понимал, так это то, что религиозные разногласия могли разрушить его империю,— он был решительно настроен укрепить свое государство.
Поэтому, Константин сам исполнял роль председательствующего и активно руководил ходом дискуссий. Благоговея перед императором, епископы, за исключением всего лишь двух, подписали символ веры, хотя для многих из них это означало пойти против своих убеждений. После двух месяцев бурных религиозных дебатов, этот языческий политик вмешался в дискуссию и вынес решение в пользу тех, кто утверждал, что Иисус является Богом.
Это была победа богословов-схоластов и поражение тех, кто строго придерживался Писания:
«Если некоторые не проявили веры, то может ли их неверие лишить силы верность Бога? Ни в коем случае! Но да будет известно, что Бог правдив, даже если всякий человек окажется лжецом» (Римлянам 3:3,4).
Профессор Ричард Рубинштейн пишет о Никейском соборе следующее:
«Константин проявил к ним [епископам] огромную благосклонность и обогатил их так, как они и не мечтали. Меньше чем через год этот новый император отдал им или восстановил практически все их церкви, возвратив им должности и почести, которых они лишились. Он наделил христианских священнослужителей привилегиями, которые раньше имели языческие жрецы». Благодаря этому «Константин мог сильно влиять на ход событий в Никее, может быть, даже направлять его».
Чарлз Фриман в подтверждение этого пишет: «Появился прецедент, позволявший императору в дальнейшем вмешиваться в дела Церкви не только с целью упрочить ее положение, но и повлиять на её учения».
Об окончательном документе, составленном в Никее под покровительством Константина, в «Истории греческого народа» говорится: «В нём видны безразличие [Константина] к вопросам вероучений. его упрямая настойчивость в попытке восстановить единство церкви любой ценой и его абсолютная убежденность в том, что как „епископ от внешних“ он имеет право выносить окончательное решение, касающееся любого религиозного вопроса».
Так Никейский собор заложил основание догмата Троицы. Тем не менее, ни один из епископов, которые собрались в Никее, не говорил о Троице. Они вынесли решение только о природе Иисуса, но не о роли святого духа. Если бы Троица была ясной библейской истиной, то разве эти епископы не должны были бы предложить её вниманию собора?
КАК СОБЫТИЯ РАЗВИВАЛИСЬ ДАЛЬШЕ.
После Никейского собора споры на эту тему не прекращались ещё десятилетия. На какое-то время тем, кто верил, что Иисус не равен Богу, даже удалось вновь завоевать расположение к себе. (Любопытно, что после Никейского собора император Константин поддержал арианство. Вспомним, что перед смертью он был крещён арианским епископом!).
Но позднее император Феодосий решил дело не в пользу тех, кто следовал учениям Писания и верил, что Иисус является творением и не равен Богу. Феодосий взял символ веры, принятый на Никейском соборе, за основу символа веры в своей империи и, чтобы прояснить его формулировку, созвал в 381 году н.э. Константинопольский собор.
На этом соборе было решено, что святой дух находится на одном уровне с Богом и Христом. Впервые в центре внимания появилась Троица христианского мира.
И всё же даже после Константинопольского собора Троица не стала общепринятым вероучением. Многие сопротивлялись принятию этого учения и этим навлекали на себя жестокие гонения. Только в более поздние века догмат о Троице был сформулирован в символах веры.
В «Американской энциклопедии» говорится: «Окончательное формирование теологической теории о Троице происходило на Западе в рамках схоластики Средних Веков, когда эту теорию пытались объяснить в философских и психологических терминах».
Новая Католическая энциклопедия признаёт:
««Интересно, что 60 лет спустя после Первого никейского собора Первый константинопольский собор [381 год н. э.] в своем определении божественности Святого Духа избежал термина гомоусиос».*
*единосущи (примечание моё)
«Ученые были озадачены явной мягкостью выражений этого символа веры, например, отсутствием в нем слова „гомоусиос“ применительно к Святому Духу как единосущному с Отцом и Сыном».
Эта же энциклопедия признаёт: «Гомоусиос не появляется в Писаниях».
Да, Библия не употребляет этого слова ни для святого духа, ни для Сына как единосущного с Богом. Выражение, которое помогло привести к небиблейскому, по сути, антибиблейскому, догмату о троице, было само небиблейским.
Однако сейчас в некоторых переводах Библии есть слова и даже целые фразы, которые часто приводят в доказательство божественности Иисуса и существования Троицы.
Как это объяснить? Почему было сломано столько копей, если можно было просто сослаться на тексты Писания? Оказывается, всё очень просто.
В работе над некоторыми переводами участвовали переводчики-тринитарии, приверженцы учения о Троице. Так, например, в 1 Иоанна 5:7 в синодальном переводе появляется приписка: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино», которой нет в более древних свитках на греческом языке.
Это только лишь один пример из множества подобной интерполяции (вставки). Вопрос с этим стихом исследовал и доказал основатель всей современной науки, самый гениальный учёный всех времён и народов, глубоковерующий христианин, Исаак Ньютон.
Желающие могут сами найти это исследование, вбив в поисковик данную фразу: «Историческое прослеживание двух заметных искажений Священного Писания» (ссылка на этом сайте не проходит)
В заключение хочу сказать, что Догмат о троице начал своё медленное развитие в период, исчисляющийся столетиями. Это было частью отхода от истинного христианства, предсказанного Иисусом (Матфея 13:24-43).
Апостол Павел также предсказал приближающееся отступничество:
«Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тимофею 4:3,4).
Одной из таких басен стало учение о троице. По сути, это языческий догмат, выдающий себя за христианский.
На снимке: триады богов в различных религиях.